УДК 372.881
В. В. Чигинцева
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Предметом рассмотрения автора является изучение типологической характеристики нетрадиционных форм обучения, способствующее глубокому и всестороннему анализу компетентностного подхода, который согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определяется в качестве ключевого для современной системы образования. На основе обобщения имеющейся литературы и собственного педагогического опыта выделены и описаны наиболее эффективные интерактивные технологии, направленные на самореализацию обучающихся.
Ключевые слова: интерактивные формы обучения, самореализация, компетент-ностный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
В системе образования XXI в. принципиально меняется ролевой статус участников педагогической коммуникации: учитель и ученик становятся равноправными субъектами процесса. Новое, активное обучение становится ориентированным на всестороннее развитие личности школьника. В перечне современных методик преподавания русского языка особое место занимают интерактивные технологии, которые позволяют решать сразу несколько учебных задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков школьников. Проблема освоения и использования интерактивных методов и форм обучения отражается в исследованиях А. Е. Авдюковой, Л. Н. Вавиловой, Т. Н. Добрынина, В. К. Дьяченко, Е. Я. Голант, О. А. Голубковой, В. В. Гузеева, Е. С. Заир-Бек, М. В. Кларина, Г. Б. Корнетовой, Е. Е. Лушниковой, В. В. Николиной, Т. С. Панина, А. Ю. Прилепо, И. Е. Уко -ловой, Г. С. Харханова, А. В. Хуторского и др.
Г. С. Харханова классифицирует интерактивные методы обучения на основании критерия сформированности мотивации столкновения точек зрения на три группы в зависимости от спектра (широкого, среднего или узкого) возможностей [1, с. 25], потенциально имеющихся на данный момент времени в коммуникантах. В русле этой же концепции выстраивают свою точку зрения целый ряд отечественных и зарубежных ученых. Так, Бент Б. Андерсен и Катя ван ден Бринк в своих работах о медиаобразовании указывают три типа взаимодействия (реактивное, активное, обоюдное), реализуемых в рамках мультимедийных технологий [2].
Е. Я. Голант впервые классифицирует методы обучения с учетом степени включенности учащихся в учебную деятельность. Пассивные методы обучения ученый называет как «нетрудовые,, методы готовых знаний», активные методы обозначаются в качестве «интенсивных, активно-трудовых» [3].
Предметом изучения В. В. Николиной и Г. С. Кулинич выступают игровые интерактивные методы обучения в географическом образовании, которые дифференцируются в зависимости от реализуемых функций на игры с правилами (настольные, подвижные, компьютерные) и творческие игры (ролевые, игры-состязания, компьютерные). В зависимости от выполняемых дидактических целей авторами выделяются игры, направленные на изучение нового материала, проверку знаний, закрепление и обобщение пройденного материала [4, с. 29].
О. А. Голубкова, А. Ю. Прилепо классифицируют интерактивные методы обучения на основе критерия специфики реализуемой коммуникативной функции, разделяя их на три группы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций), игровые (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, контригры), психологические (сензитивный и коммуникативный тренинг, эмпатия) [5, с. 16].
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова дифференцируют интерактивные методы обучения на три группы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики), игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры), тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивно-сти) [6, с. 11].
Стоит отметить, что ни одна из перечисленных выше типологических характеристик не предусматривает опору на такой значимый в образовательно-воспитательной деятельности критерий, как необходимость самореализации школьника в личностном плане. Именно процесс самореализации занимает значимое место в развитии школьника как личности. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный, компетентностный подход, на учебных занятиях должна создаваться «ситуация развития обучающихся, саморазвития и непрерывного проектирования и конструирования социальной среды развития обучающихся в системе образования» [7]. «Самореализация личности обучающихся осуществляется не только в деятельности самих школьников, но раскрывается посредством выстраиваемых ими отношений с предметной и социальной средой. В основе самореализации - соотносимость потенциала личности и уровнем его востребованности в обществе» [7]. Ориентация на то, каким образом уроки-интерактивы позволяют школьнику реализовать свои возможности, определяет новизну настоящего исследования.
В рамках урока в интерактивной форме «все обучают каждого, и каждый обучает всех» [8, с. 21] «учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый», при этом «обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [9, с. 2]. Используя интерактивные формы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. Интерактивные технологии позволяют увеличивать качество знаний, а также применять их на практике [10, с. 97]. Именно уроки-интерактивы позволяют сформировать у школьника круг необходимых компетентностей, предусмотренных действующим ФГОС основного общего образования.
Современная практика преподавания русского языка отличается наличием разноплановых технологий, нацеленных на создание интерактивной модели урока. С опорой на значительный круг изученных источников по данной проблеме, а также собственный опыт преподавания русского языка в общеобразовательной школе можно выделить перечень наиболее эффективных интерактивных форм обучения, способствующих оптимизации образовательного процесса. К ним можно отнести творческое задание, работу в малых группах, ролевую игру, мини-лекцию, разработку проектов, активные разминки, ПОПС-форму-лу (Позиция ученика - Обоснование - Пример - Следствие), тренинг и блочно-модульные формы организации урока. Каждая из перечисленных интерактивных технологий направлена на формирование и совершенствование определенных компетентностей, согласно требованиям ФГОС.
Остановимся подробнее на характеристике каждого типа интерактивных форм обучения с учетом критерия самореализации школьника.
1. Творческое задание. «Творческое задание (особенно практическое и приближенное к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное „правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога» [11, с. 13]. Творческие задания, предложенные на уроках русского языка, должны соответствовать следующим критериям: «не иметь однозначного и односложного ответа или решения; быть практическим и полезным для учащихся; иметь частичную связь с жизнью учащихся; вызывать интерес у учащихся; максимально служить целям обучения» [Там же].
Основная трудность при проведении интерактивного урока русского языка с применением творческого задания - недостаточно развитый у школьников навык работать творчески. Способность мыслить креативно не появится спонтанно, развитие творческих способностей учащихся осуществляется при систематичных и последовательных заданиях, в которых преображается действительность, соединяются несовместимые понятия. Творческие задания следует вводить в обучение постепенно: сначала предлагать простые упражнения, в дальнейшем - по степени нарастания сложности. Выполняя творческие задания, обучающиеся приобретают навыки организации самостоятельной творческой деятельности, способности осуществлять выбор способа выполнения творческого задания, также повышается уровень межличностных взаимоотношений в процессе творчества. Тяга к творчеству - это не природный дар и врожденное качество, это результат педагогического воздействия, при использовании которого на уроках русского языка у школьников повышается познавательная активность и вырабатывается потребность учиться.
2. Работа в малых группах. Данный вид обучения позволяет обучающимся «практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения»: «активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия» [12]. Учитель должен сформировать у школьников представление о правилах работы в группе. Это можно сделать при помощи памятки, включающей, в частности, такие пункты: «будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил; слушай каждого члена группы внимательно, не перебивая; говори коротко, ясно, чтобы все могли высказаться; поддерживай другого, несмотря на интеллектуальные разногласия; отвергая предложенную идею, делай это вежливо и не забывай предлагать альтернативу и пр.» [13]. При внедрении данного интерактивного метода происходит не только развитие коммуникативных компетентностей у обучающихся, но и социальная адаптация школьников в коллективе.
Работа в группе предполагает активное участие в таких формах организации совместной деятельности, как дискуссия и диспут, позволяющих обучающимся сообща решать определенный круг вопросов, чувствуя при этом поддержку каждого члена группы, мотивирующих школьников к саморазвитию и развивающих навыки самопозиционирования в ученическом коллективе.
3. Ролевая игра. Цель ролевых игр - обучение, развитие и воспитание школьников, осуществляемые в интересной, игровой, творческой форме. «В ролевых играх инсценируются жизненные ситуации и проигрываются разные модели поведения, затем обсуждаются и выносятся рекомендации. Достигаются цели формирования навыков общения, поведения, управления своими эмоциями» [14, с. 100]. Благодаря ролевым играм у обучающихся формируется умение использовать языковые средства в соответствии не только
с целями, местом, временем и сферами общения, но и с социальным статусом партнера по общению.
Ролевые игры рекомендуют проводить в небольших группах (3-5 участников). Участники группы получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т. д.), самостоятельно распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) не только своей группе, но и всем присутствующим. Если ребята еще не умеют сами распределять роли в группе, то преподаватель может помочь им в этом, основываясь на личностных особенностях каждого. Именно в процессе ролевой игры снимаются эмоциональные барьеры в общении между школьниками, создается эмоционально комфортный микроклимат и ситуация успеха на учебных занятиях.
В процессе игры у детей вырабатывается чувство командного духа, умение сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, формируется стремление к познанию. В ходе игры школьники учатся ориентироваться в определенном виде деятельности системно, определять ее цели, задачи и основные этапы. Развивая способности к самоопределению и рефлексии в игре, школьники вырабатывают устойчивый мотив к самореализации посредством включенности в тот или иной вид деятельности.
4. Мини-лекция. «Мини-лекция - короткая, ясная речь, обеспечивающая объяснение принципов, моделей, теоретических позиций, результатов исследований, раздумий, которые могут оказаться значимыми для текущих потребностей в обучении обучающихся» [15]. Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Составленная нами памятка Правила ведения лекции по разделу «Трудные вопросы лексикологии» отражает суть данного интерактивного метода и включает следующие моменты:
1) теоретический материал излагается по принципу «от общего к частному», при этом необходимо использовать принцип научности (ссылаться на авторитетные источники);
2) учитель должен излагать весь материал доступно, учитывая возрастные особенности обучающихся;
3) обязательно наличие обратной связи после окончания лекции;
4) практическая направленность лекционного материала.
Материал мини-лекций строго ранжирован (имеет этапы реализации, рефлексии, оценки), выстроен по принципу научности, соответствует возрастным особенностям обучающихся и обеспечивает практическую направленность изученного материала.
В процессе представления материала мини-лекций обучающиеся заняты разнообразными видами не только познавательной и текстовой, но и социальной деятельности, что позволяет учащимся быть включенными в коллектив и в нем реализовать свой потенциал. Самореализация учащихся в учебной деятельности, организованной в форме мини-лекций, определяется как динамичный «диалог» школьника со своим внутренним «Я» и внешним миром, при котором происходит актуализация потенциальных возможностей школьника, а результативность деятельности характеризуется ощущением успеха.
5. Активные разминки. Это такие упражнения и задания, которые помогают реализовать основную цель педагога - дать возможность учащимся быть активно вовлеченными в деятельность, сформировать мотивацию, увлечь, заинтриговать.
Активные «пятиминутки», разнообразные по содержанию (в них включается блок фонетических, грамматических, морфемных, морфологических, лексических и синтаксических заданий), пробуждают у школьников уверенность в своих силах, способствуют быстрому переключению внимания обучающихся, активизируют у ребят подвижность мыслей. Динамичные задания способствуют формированию и укреплению мотивации обучающих-
ся к изучению школьных предметов, устанавливают метапредметные связи, развивают языковую интуицию школьника, его наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, позволяют комплексно и систематически осуществлять работу по формированию лингвистических умений, тем самым помогая обучающимся самореализоваться не только в направлении отдельно взятого предмета, но и в метапредметных отраслях.
6. ПОПС-формула (Позиция ученика - Обоснование - Пример - Следствие) - быстро развивающийся прием технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), позволяющий активизировать деятельность школьника [16]. ПОПС-формула активно используется при организации споров, дискуссий, способствуя развитию не только аналитических способностей учащихся, но и умения рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения. Тем самым при использовании такой интерактивной формы обучения, как ПОПС-формула, повышается активность школьников как личностей, проявляющих свою самостоятельность в решении проблемных вопросов, а также снимаются психологические барьеры в общении.
7. Тренинг. Данная форма интерактивного обучения ориентирована на отработку «навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка» [12, с. 16]. На уроках русского языка целесообразно использовать речетворческие тренинги, способствующие формированию речевой, текстовой, коммуникативной компетенций. «Выполнение таких упражнений способствует решению мнемической задачи - накоплению языкового багажа» [17, с. 9]. Благодаря тренинговому методу обеспечивается продуктивное психическое и личностное развитие ребенка, необходимое для творческой самореализации, формируются коммуникативные, организаторские умения и лидерские качества.
8. Блочно-модульное обучение. Эта технология является одной из основных, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся на уроках русского языка. Ее преимущества состоят в том, что она дает возможность многоуровневой подготовки обучающихся, создает полидиалоговую систему общения. Педагог использует индивидуальный подход к обучающимся, что ведет к повышению интереса к учебному предмету, уменьшению стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.
Каждый блок состоит из четырех модулей:
- 1-й (1-2 урока) - устное, раскрытие узловых понятий;
- 2-й (2-4 урока) - использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы;
- 3-й (1-2 урока) - предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы;
- 4-й (1-2 урока) - контроль знаний [18].
Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и пр.
Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, обрабатывать ее, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам. Технология блочно-модульного обучения позволяет школьникам реализовать себя в ходе урока, все знания, полученные при этом, выстраиваются в четкую систему понятий и представлений. Обучающиеся получают навыки отбора и анализа информации. Данная технология основывается на знании возрастных и личностных особенностей обучающихся
и состоит из нескольких модулей, что позволяет учителю выбирать разные формы организации при каждом модуле.
Блочно-модульная форма организация учебных занятий способствует развитию самостоятельности, заинтересованности в конечном результате со стороны школьников. Использование этой технологии ориентирует обучающихся на осознанное целеполагание. При этом актуализируются проблемный подход, творческое отношение ученика к процессу обучения, развитие познавательных способностей, создаются условия для самореализации личности каждого ученика через творческий поиск, вариативность, дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения.
9. Проект. «Проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы» [19, с. 197]. Для достижения результата в проектной деятельности необходимо научить обучающихся мыслить самостоятельно, без помощи преподавателя, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.
Примером проектной деятельности может служить ситуация из собственной педагогической практики, которая была реализована в работе со школьниками 12-14 лет - учениками 6-8-х классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Колпашева. Цель проекта - на основе анкетирования и ассоциативного эксперимента создать вариант ассоциативного словаря современного школьника по теме «Весна». Выбор темы объясняется существующим представлением о весне как времени обновления и преобразования как живого, так и неживого мира, когда все в мире устремлено к тому, чтобы «раскрыть свои истинные желания, понять, чего же нам хочется по-настоящему, и отыскать внутри неисчерпаемый источник сил и энергии для осуществления мечты» [20]. Гипотеза исследования состоит в подтверждении важности работы над словом с опорой на комплекс ассоциаций, вызываемых этим словом в сознании обучающихся. Актуальность исследования обусловлена его вписанностью в круг актуальных для современной науки вопросов, касающихся разработки таких понятий, как «картина мира», «ассоциативные связи слова», «функциональная лексикология». В качестве эмпирического материала был привлечен текст стихотворения «Родился я в апреле», написанного Иваном Михайловым, известным в г. Колпашеве Томской области поэтом.
На первом этапе члены инициативной группы выделили из текста слова, ассоциативно сопрягающиеся в их сознании с ключевым словом «весна». Второй этап состоял в том, чтобы школьники изучили узуальные слова-ассоциаты (ассоциативный тезаурус) по теме «Весна» и дали им собственную оценку. В рамках третьего этапа осуществлялось создание электронного ассоциативного словаря, построенного по принципу «от стимула к реакции» под названием «Ассоциативный словарь 12-14-летнего школьника (фрагмент1)». В итоге в созданный вариант ассоциативного словаря вошло 24 слова-реакции на выбранную тему. На основе анализа опыта, полученного в результате реализации данного проекта, можно вести речь о возможности разноаспектных (психофизиологических, социальных, лингво-культурных и пр.) исследований определенного фрагмента картины мира школьников указанного возраста.
1 Указание на фрагментарность обусловлено изучением ассоциативных реакций носителей, направленных на одно ключевое слово-стимул «весна».
Проектная деятельность способствует развитию не только познавательных, творческих навыков учащихся, но и умения самостоятельно конструировать свои знания, свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитию связей между теоретической и практической сторонами предмета. Именно проектная деятельность способствует раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей обучающихся, приобщает школьников к научному труду. Метод проектов также способствует формированию лидерских качеств, их реализации в ходе командной работы, принятия решений в ситуации выбора и способности аргументированно доказывать свою точку зрения.
Осмысляя предоставленную нами классификацию интерактивных методов обучения, можно сказать, что она соответствует такому условию, как самореализация личности обучающегося. Так как, во-первых, самореализация обучающихся возможна только в динамическом взаимодействии школьника с окружающим его миром, а такое взаимодействие возникает в полной мере при использовании педагогом интерактивных форм обучения. Во-вторых, основой практически каждого интерактивного метода является игра, в которой осуществляется совместная деятельность обучающихся, что демонстрирует одну из главных психолого-педагогических основ процесса самореализации в учебном процессе. В-третьих, эмоциональное настроение обучающегося, ощущение им ситуации успеха, осознанность и рефлексия осуществляемой деятельности также являются неотъемлемой частью процесса самореализации личности. Таким образом, использование в учебной деятельности рассмотренных интерактивных методов обучения способствует самореализации личности учащегося, значительно повышая качественные результаты обучения и выступая важным «рычагом» обновления системы основного общего образования.
Список литературы
1. Харханова Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 1999. 142 с.
2. URL: http://wiki.iteach.ru/index.php (дата обращения: 20.03.2015).
3. Голант Е. Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1969. Вып. 67. Сб. 2. Ч. 1. С. 32-34.
4. Кулинич Г. С., Николина В. В. Географические игры в обучении и воспитании школьников: метод. пособие. Горький: ГОООПО, 1990. 84 с.
5. Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учеб.-метод. пособие. СПб., 1998. 42 с.
6. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 176 с.
7. URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn - p1ai (дата обращения: 21.03.2015).
8. Аргунова М. В. Ключевые образовательные компетенции и оценка их сформированности // Химия в школе. 2009. № 6. С. 21-24.
9. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). Избр. тр. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки русской культуры, 1995. Т. 1. 464 с.
10. Шишминцева А. П., Суртаева Ю. Н. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 9 (87). С. 97-98.
11. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энцикл., 1966. 597 с.
12. Бровкина Н. Д. Интерактивные методы обучения в преподавании финансово-контрольных дисциплин в вузе. М.: Финакадемия, 2010. 17 с.
13. URL: http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/interaktivnye_metody_obuchenija/rabota_v_malykh_gruppakh/4-1-0-18 (дата обращения: 09.11.2014).
14. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. и др. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2004. 432 с.
15. URL: http://eslitrenera.net/mini-lekciya-metody-raboty-trenera-na-treninge/ (дата обращения: 12.11.2014).
16. URL: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/06/14/pops-formula-kak-odin-iz-priyomov-razvitiya (дата обращения: 12.11.2014).
17. Стародубцева О. Г. Комплекс упражнений как основа тренинга для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 7-12.
18. URL: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html (дата обращения: 12.11.2014).
19. Краснов Ю. Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» (реферативный обзор источников, включая рассмотрение концепции Дж. Равена о развитии компетентностей высшего уровня посредством проектного обучения) // Метод проектов. Сер.: Современные технологии университетского образования. Минск: Изд-во РИВШ БГУ, 2003. Вып. 2. С. 197-221.
20. URL: http://ladyspecial.ru/samorazvitie/razvitie-dushi/shkatulka-vdokhnoveniya/vesna-obnovlenie-mira-obnovlenie-sebya (дата обращения: 17.02.2015).
Чигинцева В. В., учитель. МАОУ «СОШ № 7».
Мкр. Геолог, 20, Колпашево, Томская область, 636460. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.03.2015.
V. V. Chigintseva
THE REALIZATION OF INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION IN THE PRACTICE OF SCHOOL RUSSIAN LANGUAGE TEACHING
The subject of the author's review in this article is the problems of typologisation of non-traditional forms of teaching contributing deep and comprehensive analysis of the competence-based approach which, according to the requirements of the Federal State Educational Standard of general education, is determined as a key moment to the modern education system. Nontraditional (interactive) methods of teaching are defined as the most appropriate person-centered approach in teaching aimed at co-education and dialogue. The focus is on the specific interactive technologies, due to the factor that both a student and a teacher are the subjects of the educational process in this case. Interactive learning appeals to the own experience of students. On the basis of summarizing the available literature and my own pedagogical experience the most effective interactive technologies are identified and described. They are creative task, work in minor groups, role play, mini-lecture, project work, active warm-ups, POPS-formula (the student's Position-Justification-Example-Result), training and modular forms of organization of the lesson. And, each interactive technology is directed at self-realization of pupils. The analysis of interactive forms of organization of educational process in the typological aspect allows to reveal their role, place and informative content deeper and comprehensively in the light of the competence-based approach.
Key words: interactive forms of learning, self-realization, competence-based approach, Federal State Educational Standard of general education.
References
1. Kharkhanova G. S. Interaktivnyye metody obycheniya kak sredstvo formirovaniya motivatsii konflikta u shkol'nikov. dis. ... kand. ped. hauk [Interactive methods of training as means of formation of motivation of the conflict at school students. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kaliningrad, 1999. 142 p. (in Russian).
2. URL. http://wiki.iteach.ru/index.php (accessed 20 March 2015) (in Russian).
3. Golant E. Ya. O razvitii samostoyatel'nosti i tvorcheskoy aktivnosti uchashchikhsya v protsesse obucheniya [About the development of independence and creative activity of pupils in the course of training]. Vospitaniye poznavatel'noy aktivnosti i samostoyatel'nosti uchashchikhsya [Education of informative activity and independence of pupils]. tozan', 1969. Vol. 67, no. 1, pp. 32-34 (in Russian).
4. Kulinich G. S., Nikolina V. V. Geograficheskiye igry v obuchenii i vospitanii shkol'nikov: metodicheskoye posobiye [Geographical games in training and education of school students: study guide]. Gor'kiy, GOOOPO Publ., 1990. 84 p. (in Russian).
5. Golubkova O. A. Ispol'zovaniye aktivnykh metodov obucheniya v uchebnom protsesse: uchebno-metodicheskoye posobiye [The use of active learning methods in the educational process: teaching-textbook]. Saint-Petersberg, 1998. 42 p. (in Russian).
6. Panina T. S., Vavilova L. N. Sovremennyye sposoby aktivizatsii obucheniya [Modern ways of accelerating training]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 176 p. (in Russian).
7. URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai (accessed 21 March 2015) (in Russian).
8. Argunova M. V. Klyuchevye obrazovatel'nyye competentsii i otsenka ikh sformirovannosti [Key educational competences and evaluation of their formation]. Khimiya v shkole - School Chemistry, 2009, no. 6, pp. 21-24 (in Russian).
9. Apresyan Yu. D. Leksicheskaya semantika (sinonimicheskiye sredstva yazyka). Izbrannyye trudy [Lexical semantics (synonymous means of language). Selected works]. 2nd ed., corr. and supplementary. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 1995. Vol. 1. 464 p. (in Russian).
10. Shishmintseva A. P., Surtaeva Yu. N. Interaktivnyye tekhnologii v protsesse obucheniya v shkole [Interactive technologies in the school process of teaching]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 9 (87), pp. 97-98 (in Russian).
11. Akhmanova O. S. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Dictionary of linguistic terms]. Moscow, Sovetskaya entsyklopediya Publ., 1966. 597 p. (in Russian).
12. Brovkina N. D. Interartivnyye metody obucheniya vprepodavanii finansovo-control'nykh distsyplin v vuze [Interactive teaching methods in the teaching of financial control disciplines in the University]. Moscow, Finansovaya Akademiya Publ., 2010. 17 p. (in Russian).
13. URL: http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/interaktivnye_metody_obuchenija/rabota_v_malykh_gruppakh/4-1-0-18 (accessed 09 November 2014) (in Russian).
14. Krivchenko L. P., Waldorf-Sysoeva M. E. and others. Pedagogika: uchebnik [Pedagogy: the Textbook]. Moscow, Prospekt Publ., 2004. 432 p. (in Russian).
15. URL: http://eslitrenera.net/mini-lekciya-metody-raboty-trenera-na-treninge/ (accessed 12 November 2014) (in Russian).
16. URL: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/06/14/pops-formula-kak-odin-iz-priyomov-razvitiya (accessed 12 November 2014) (in Russian).
17. Starodubtseva O. G. Kompleks uprazhneniy kak osnova treninga dlya formirovaniya leksicheskikh navykov ustnoy rechi v ne-yazykovom vuze [Exercises as the basis of training for the formation of lexical skills of oral speech in non-linguistic institutions of higher education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 1 (3), pp. 7-12 (in Russian).
18. URL: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html (accessed 12 November 2014) (in Russian).
19. Krasnov Yu. E. Sovremennyye diskussii po problemam "Metod proektov" (referativnyy obzor istochnikov, vklyuchaya rassmot-reniye kontseptsii Dzh. Ravena o razvitii kompetentnostey vysshego urovnya posredstvom proektnogo obucheniya [Modern discussions on the "Project Method" (abstract review of sources, including consideration of the concept of J. Raven on the development of to the highest level competencies through project-based learning)]. Metod proektov. Ser.: Sovremennyye tekhnologii universitetskogo obrazovaniya [Method projects. Series "Modern technologies of University education"]. Minsk, NIHE BSU Publ., 2003. Vol. 2. Pp. 197-221 (in Russian).
20. URL: http://ladyspecial.ru/samorazvitie/razvitie-dushi/shkatulka-vdokhnoveniya/vesna-obnovlenie-mira-obnovlenie-sebya (accessed 17 February 2015) (in Russian).
MAEI "School № 7".
Mkr. Geolog, 20, Kolpashevo, Tomsk region, 636460.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]