Научная статья на тему 'Роль интерактивных форм в школьном преподавании русского языка (на примере обучения трудным вопросам лексикологии)'

Роль интерактивных форм в школьном преподавании русского языка (на примере обучения трудным вопросам лексикологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) / УРОК-ИНТЕРАКТИВ / ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / COMPETENCE APPROACH OF TEACHING / REGULATIVE / COGNITIVE AND COMMUNICATIVE COMPETENCES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / INTERACTIVE LESSON / DIFFICULT PROBLEMS OF LEXICOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигинцева Виктория Викторовна

Рассмотрен один из способов модернизации образования на компетентностной основе, а именно посредством использования в школьном преподавании интерактивных форм обучения. Актуальность поставленной проблемы обусловлена резким снижением познавательного и мотивационного интереса обучающихся к проблемам языковой культуры. Осмысление данной задачи в рамках статьи осуществляется с привлечением в качестве лингводидактического материала круга сложных вопросов лексикологии, вызывающих затруднения у школьников в процессе своего осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чигинцева Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERACTIVE FORMS IN THE SCHOOL TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF TEACHING TO DIFFICULT PROBLEMS OF LEXICOLOGY)

The article is about one of the ways of modernization of education based on competences, namely: using interactive forms of teaching. Creative task, group work, role play, mini-lecture, project work, warm-up, training, block modular organization of the lesson, Position-Substantiation-Example-Result formula are considered to be the common base of interactive technologies. Each of them is aimed at formation and improvement of definite competences. Learning the theoretical conceptions and practical recommendations of psychologists and teachers shows that using interactive means of teaching allows to make Russian lessons not only effective and interesting but promotes activation of the students’ cognitive activity that is a key moment of teaching. The actuality of the stated problem is caused by sharp reducing of the students’ cognitive interest and motivation to the problems of language culture. A lot of complex problems of lexicology causing some students’ difficulties are used as lingua-didactic material to comprehend this task.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивных форм в школьном преподавании русского языка (на примере обучения трудным вопросам лексикологии)»

УДК 372.881

В. В. Чигинцева

роль интерактивных форм в Школьном преподавании русского языка (на примере

обучения трудным вопросам лексикологии)

Рассмотрен один из способов модернизации образования на компетентностной основе, а именно посредством использования в школьном преподавании интерактивных форм обучения. Актуальность поставленной проблемы обусловлена резким снижением познавательного и мотивационного интереса обучающихся к проблемам языковой культуры. Осмысление данной задачи в рамках статьи осуществляется с привлечением в качестве лингводидактического материала круга сложных вопросов лексикологии, вызывающих затруднения у школьников в процессе своего осмысления.

Ключевые слова: интерактивные технологии, компетентностный подход в обучении, регулятивные, познавательные и коммуникативные компетенции, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), урок-интерактив, трудные вопросы лексикологии.

Методика преподавания русского языка в настоящее время отличается своим инновационным характером. Среди популярных сегодня инновационных технологий обучения языку можно назвать такие направления обучения, как проблемное, программированное, компьютерное, концентрированное, модульное, развивающее, дифференцированное, активное, интерактивное, игровое [1]. Неоспорима роль интерактивных технологий в процессе обучения русскому языку в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. «Интер - взаимный, акт - действовать. Следовательно, интерактивное обучение - это диалоговое обучение, обучение, погруженное в общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающихся между собой и с учителем» [2]. Интерактивный урок - это занятие, где ведущая роль отводится развивающим - частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся, когда учитель и ученик выступают равноправными субъектами обучающего процесса. Проблема освоения и использования интерактивных методов и форм обучения отражается в исследованиях А. Е. Авдюковой, Т. Н. Добрыниной, И. Е. Уколо-вой, Л. Н. Вавиловой, В. К. Дьяченко, Г. Б. Корне-това, А. В. Хуторского и др. Сейчас понятие «интерактивные методы и формы обучения» наполняется новым содержанием, в котором существует несколько приоритетов, включая положения об активном взаимодействии коммуникантов в учебно-образовательной сфере (П. Д. Гаджиева, М. В. Кла-рин), развитии навыков общения личности (Л. К. Гейхман, Л. В. Зарецкая), учебно-педагогическом сотрудничестве между участниками образовательного процесса (Е. В. Коротаева, А. Ю. Прилепо и др.).

Разнообразие форм обучения, в том числе интерактивных, является одним из важнейших требова-

ний к современному уроку. С точки зрения организации интерактивного обучения можно выделить такие формы, как игровые, дискуссионные, групповые, исследовательские, дистанционные [3]. Интерактивные технологии позволяют увеличивать качество знаний, а также применять их на практике [4, с. 97]. Заметим, что важнейшее условие обретения навыка ведения интерактивных занятий для учителя - его личный опыт участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии. Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: совершенствует коммуникативные умения и навыки; помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовы-вать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению [5, с. 24].

«Интерактивное общение не возникает самопроизвольно, оно требует серьезных усилий по организации определенных условий» [5, с. 17]. Для успешного построения урока в интерактивной форме от учителя требуется проявление педагогического мастерства в высшей степени, знание различных методик преподавания и умение совмещать несколько форм обучения при организации учебного занятия. Интерактивный метод построен на более эффективном межсубъектном взаимодействии всех участников педагогического процесса. Следовательно, интерактивная форма обучения -это фундаментальная внешняя структура интерактивного обучения, отображающая все внутреннее содержание ее компонентов (целей, принципов, содержания, методов и средств обучения).

Целью уроков интерактивного типа является эффективное сотрудничество учителя и учеников,

а также учеников между собой в процессе обучения, приносящее всем участникам педагогической коммуникации чувство радости и удовлетворения от совместного творческого общения. Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве).

Наиболее известными и потенциально эффективными формами интерактивного обучения считаются следующие: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-фор-мула (Позиция ученика - Обоснование - Пример -Следствие), тренинг, информационный блок, кейс-стади. Так, например, при использовании метода творческих заданий на уроках русского языка у школьников повышается познавательная активность и вырабатывается потребность учиться, организация работы в малых группах позволяет обучающимся иметь возможность сообща решать определенный круг вопросов, чувствуя поддержку каждого члена группы, мотивируя школьника к саморазвитию и навыкам самопозиционирования в ученическом коллективе, в процессе ролевой игры у детей вырабатывается чувство командного духа, умение сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к познанию. Материал мини-лекций на уроках словесности строго ранжирован (т. е. имеет этапы реализации, рефлексии, оценки), выстроен по принципу научности, соответствует возрастным особенностям обучающихся и обеспечивает практическую направленность изученного материала, и в этом его плюсы. Метод проектов способствует развитию не только познавательных, творческих навыков учащихся, но и умению самостоятельно конструировать свои знания, свободно ориентироваться в информационном пространстве, способствует развитию связей между теоретической и практической стороной предмета. Активные «пятиминутки» способствуют мотивации обучающихся к изучению школьных предметов, укрепляют мета-предметные связи (русский и английский язык), развивает языковую интуицию школьника, его наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, позволяют комплексно и систематически осуществлять работу по формированию лингвистических умений. В свою очередь, ПОПС-формула способствует развитию не только аналитических способностей у учащихся, но и умения рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения. Благодаря тренинговому методу каждый обучающийся может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, до-

стижения и поражения. В процессе тренинга учащиеся приобретают новый опыт, который основывается на уже имеющихся знаниях. Технология блочно-модульного обучения позволяет школьникам реализовать себя в ходе урока, все знания, полученные при этом, выстраиваются в четкую систему понятий и представлений. Обучающиеся получают навыки отбора и анализа информации. Данная технология основывается на возрастных и личностных особенностях обучающихся и состоит из нескольких модулей, что позволяет учителю выбирать разные формы организации при каждом модуле.

Перечни сложных для осмысления вопросов можно выделить, обращаясь ко всем уровням языковой системы. Материалом рассмотрения в данной статье выступают трудные вопросы лексикологии - «наиболее сложные для восприятия, понимания и усвоения школьниками или недостаточно освещенные в существующих учебниках и учебных пособиях понятия, связанные с квалификацией того или иного языкового явления в контексте системно-структурных связей внутри лексики как подуровня языковой системы» [6, с. 3].

Для школьников (особенно пятиклассников) многие лексические понятия сложны, так как лексикология, как и любая наука (математика, химия, черчение и т. д.), во многом абстрактна. А некоторые лексические понятия учащимся порой просто невозможно осознать. На основе собственного опыта преподавания можно сказать, что существуют трудности в изучении лексических единиц русского языка. Так, трудными считаются темы, связанные с изучением лексического значения слова, работой со словарями, вопросами классификации языковых явлений (например, дифференциацией омонимов и смежных с ними слов, омонимов и многозначных слов, а также архаизмов и историзмов).

Используя интерактивные формы и методы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. «По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы» [URL: http:// festival.1september.ru/articles/631372/ (дата обращения: 11.11.2014 г.)]. Используя интерактивные формы и методы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. Так, применяя интерактивные технологии в процессе изучения темы «Лексическое значение слова», обучающиеся приобретут предмет-

ные компетенции (осознание функции слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знание основных приемов толкования лексического значения слова; понятия «грамматическое значение слова», умение пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию, толковать лексическое значение слова, используя различные приемы, разграничивать лексическое и грамматическое значения слова).

Наряду с предметными обучающиеся смогут приобрести и метапредметные компетенции: регулятивные, включая умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные, связанные с навыками построения сообщений в устной и письменной форме; коммуникативные, состоящие в способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Такой объем компетенций получают обучающиеся в ходе изучения остальных тем, входящих в «круг трудных вопросов лексикологии», если учитель-словесник использует интерактивные технологии.

Интерактивы позволяют сформировать у школьника круг необходимых компетенций, предусмотренных ФГОС, основой которых является обогащение лексикона (словарного запаса) обучающихся. При этом формирование компетентно-стей происходит на разных уровнях, что позволяет усовершенствовать не только предметные и мета-предметные компетенции, но и показывает личностный рост каждого обучающегося. Бесспорно, реализация данных позиций возможна лишь при синхронном выполнении вышеобозначенных задач как для обучающихся, так и для педагогов. На современном уроке учитель уже не преподносит готовую научную информацию, а организует деятельность таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно приобретали и получали знания по учебному предмету, развивая при этом необходимые учебные действия.

В качестве примера обратимся к рассмотрению урока-интерактива по русскому языку, посвященному обобщению знаний учащихся по теме «Слова, отслужившие свой срок» (Историзмы и архаизмы в языке). Образовательные задачи урока (умение находить в тексте устаревшие слова, целесообразно и коммуникативно оправданно употреблять устаревшие слова в современном их значении в речи, различать историзмы и архаизмы, эффективно привлекать словари и пр.) решаются в данном случае с привлечением таких интерактивных технологий, как работа в малых группах и использование творческого задания. Метод твор-

ческого задания в рамках данного урока позволяет активизировать познавательную активность обучающихся, способствует развитию потребностей учиться у пятиклассников. Технология работы в малых группах дает возможность сообща решать круг поставленных проблем, развивает умение работать в группе, нести ответственность не только за собственную деятельность, но и за работу всей группы.

Общая структура уроков-интерактивов с использованием метода творческого задания и работы в группе может быть представлена таким образом: целеполагание, проблемная ситуация, коллективное обсуждение решения проблем в малых группах, презентация решений каждой группы, их корректировка оппонентами и оценка педагогом. Например, когда речь идет о разграничении архаизмов и историзмов в процессе обсуждения проблемной ситуации, заданной в начале урока, обучающиеся понимают разницу между современными словами и устаревшими, вспоминают определение устаревших слов и их классификации. Самостоятельно выполняя задание по группам, пятиклассники активно принимают участие в обсуждении. Они высказывают собственное мнение, оценивают частоту использования устаревших слов в поэтическом произведении, создают алгоритм деятельности при решении проблемы, распознают объекты и их понятия, строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Школьники способны сформулировать собственное мнение и позицию, задать вопросы, построить понятные для партнера высказывания, проявить активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Презентуя решения проблемы, «спикеры» каждой группы аргументированно представляют итоговую точку зрения по проблеме, оценивают значение устаревших слов для восприятия поэтической речи. После высказываний каждой группы подводится общий итог и делается вывод о том, что устаревшая лексика является необходимым элементом в большинстве художественных текстов, особенно связанных с осмыслением исторической тематики. Весьма эффективным видится здесь обращение к анализу конкретного произведения. Например, в тексте «Дубровского» встречается значительное количество лексических единиц, принадлежащих с точки зрения современного употребления пассивному запасу языка. В то время как в эпоху А. С. Пушкина эти слова были в активном употреблении, их применение в тексте считалось уместным и даже необходимым. Именно с помощью устаревших слов автор достигает в своем произведении эффекта исторической достоверности изображаемого [7].

Таким образом, интерактивные технологии можно определить как наиболее продуктивные в практике современного школьного преподавания русского языка. Основными технологиями интерактивного обучения являются творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула (Позиция ученика - Обоснование -Пример - Следствие), тренинг, блочно-модульные формы организации урока. Каждая технология из перечисленных выше преследует определенные цели. Так, например, цель применения творческих заданий в процессе урока способствует не только повышению активности и самостоятельности обучающихся, совершенствованию полученных знаний, но и осуществлению творческого подхода

к решению конкретных вопросов, развитию речи обучающихся. Эффективный процесс усвоения знаний на уроках-интерактивах происходит не за счет давления извне (от педагогов и родителей), а за счет внутренней мотивации обучающихся к самостоятельному пополнению собственного багажа знаний.

При использовании интерактивных технологий на уроках русского языка при изучении раздела «Трудные вопросы лексикологии» происходит формирование не только метапредметных, предметных, но личностных компетенций, что позволяет в полной мере реализовать технологии развивающего обучения, основной базой которого, согласно ФГОС, является обогащение словарного состава школьников.

Список литературы

1. Задорожная Н. В., Мелекесова В. Д. Современные педагогические технологии: сб. материалов для педагогов. Челябинск: Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего, 2012. 93 с.

2. URL: http://wiki.tgl.net.rU/images/4/48/Mischkina.doc. (дата обращения: 10.11.2014).

3. URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_4.htm (дата обращения: 12.11.2014).

4. Шишминцева А. П., Суртаева Ю. Н. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 9 (87). С. 97-98.

5. Ермолаева М. Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе. М.: Просвещение, 2014. 42 с.

6. Трофимова У. М. Трудные вопросы лексикологии: материалы для самостоятельной работы студентов-филологов. Бийск: Изд-во НИЦ БПГУ, 2003. 68 с.

7. Чигинцева В. В. Слова, отслужившие свой срок. URL: http://infourok.ru/slova_otsluzhivshie_svoy_srok-134705.htm (дата обращения: 19.11.2014).

Чигинцева В. В., учитель русского языка и литературы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7».

Ул. Геолог, 20, г. Колпашево, Томская область, Россия, 636460. E-mail: niko.shef@mail.ru

Материал поступил в редакцию 16.02.2015.

V V Chigintseva

the role of interactive forms in the school teaching of the Russian language (on the example of

teaching to difficult problems of lexicology)

The article is about one of the ways of modernization of education based on competences, namely: using interactive forms of teaching. Creative task, group work, role play, mini-lecture, project work, warm-up, training, block modular organization of the lesson, Position-Substantiation-Example-Result formula are considered to be the common base of interactive technologies. Each of them is aimed at formation and improvement of definite competences. Learning the theoretical conceptions and practical recommendations of psychologists and teachers shows that using interactive means of teaching allows to make Russian lessons not only effective and interesting but promotes activation of the students' cognitive activity that is a key moment of teaching.

The actuality of the stated problem is caused by sharp reducing of the students' cognitive interest and motivation to the problems of language culture. A lot of complex problems of lexicology causing some students' difficulties are used as lingua-didactic material to comprehend this task.

Key words: interactive technologies; competence approach of teaching; regulative, cognitive and communicative competences; Federal State Educational Standard; interactive lesson; difficult problems of lexicology.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 4 (157)

References

1. Zadorozhnoya N. V., Melekesova V. D. Sovremennyye pedagogicheskiye tehnologii: sbornik materialov dlya pedagogov [Modern Pedagogical Technologias: collection of articles for teachers]. Chelyabinsk, Chelyabinskiy tekhnikum promyshlennosti I gorodskogo khozyaystve im. Ya.P. Osadchego Publ., 2012. 93 p. (in Russian).

2. URL: http://wiki.tgl.net.rU/images/4/48/Mischkina.doc (Accessed: 10 November 2014).

3. URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_4.htm (Accessed: 12 November 2014).

4. Shishmintseva A. P., Surtaeva Y. N. Interaktivnye tekhnologii v protsesse obucheniya v shkole [Interactive technology in school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 9 (87), pp. 97-98 (in Russian).

5. Ermolaeva M. G. Interaktivnye metodiki v sovremennom obrazovatel'nom protsesse [Interactive methodics in modern teaching processe]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2014. 42 p. (in Russian).

6. Trofimova U. M. Trudnyye voprosy leksikologii: materialy dly samostoytel'noy raboty studentov-filologov [Complex problems of lexicology: lectures for independent work of students-philologists]. Biysk, NITs BPGU Publ., 2003. 63 p. (in Russian).

7. Chigintseva V. V. Slova, otsluzhivshiye svoy srok [Words that have served their term]. URL: http://infourok.ru/slova_otsluzhivshie_svoy_srok-134705.htm (Accessed: 19 November 2014) (in Russian).

Municipal Autonomous educational institution "Secondary school № 7".

Ul. Geolog, 20, Kolpashevo, Russia, 636460 E-mail: niko.shef@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.