Научная статья на тему 'Рекомендации по внедрению активных методов в учебный процесс'

Рекомендации по внедрению активных методов в учебный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадумарова Мухайё Джураевна

В статье выделены и описаны уровни сформированности компетенций. Рассматриваются базовые положения уровневой методики интерактивного обучения, отдельные технологии и методы, способствующие формированию профессиональных компетенций у будущих преподавателей в процессе преподавания дисциплин. Перечисленные технологии интерактивного обучения обеспечивают развитие у студентов самостоятельности и творческой активности, способности применять полученные знания и навыки в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по внедрению активных методов в учебный процесс»

4. Использование интерактивных технологий обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным [2].

Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Интерактивные методы позволяют обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности.

Список литературы

1. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт, 2013. № 11.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008. 176 с.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Мадумарова М.Д.

Мадумарова Мухайё Джураевна - преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье выделены и описаны уровни сформированности компетенций. Рассматриваются базовые положения уровневой методики интерактивного обучения, отдельные технологии и методы, способствующие формированию профессиональных компетенций у будущих преподавателей в процессе преподавания дисциплин. Перечисленные технологии интерактивного обучения обеспечивают развитие у студентов самостоятельности и творческой активности, способности применять полученные знания и навыки в будущем.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивное обучение, компетентностный подход, профессиональные компетенции, метод.

Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования в высших учебных заведениях. Активное обучение - это, прежде всего новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных. Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако, главное в учебном процессе - активность студента. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. Для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет учет особенностей вузовского обучения, которое требует перестройки у студентов стереотипов учебной работы сложившейся в школе и вооружение новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности [2]. Продуктивное занятие должно формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Каким же образом нужно построить

обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для преподавателя и для студента? Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Надо отметить, что А.М. Матюшкин в своих работах не только обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, но и ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателей и студентов, а также их взаимной активности в рамках «субъект-субъективных» отношений [1, с. 129]. Хотелось бы уточнить само понятие интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» от английского слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты учебной группы оказываются не только вовлеченными в процесс познания, но они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [2]. Компоненты активности обучения: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения задания; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д. Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу «от простого - к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера. С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Информация быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении. Обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянный поток новой информации, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и

54

усваивать нужную информацию. Роль преподавателя - направлять и подводить итог проделанной работе студента, указывать на ошибки в процессе выполнения заданий. Личностно-ориентированные технологии повышают социокультурную и психологическую роль студента как субъекта общественной формации. Информационно -аналитический подход - основа управления качеством учебной подготовки, а значит, и конкурентоспособностью высшего учебного заведения в целом.

Список литературы

1. Огольцова Е.Г., Хмельницкая О.М. «Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов» // Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции, 2009. С. 129-133.

2. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 17.02.2018).

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1 2 Мамадалиева Х.А. , Турсунова О.С.

1Мамадалиева Хапира Абдухалиловна - преподаватель английского языка;

2Турсунова Одина Салимовна - преподаватель немецкого языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается понятие «коммуникативное обучение иностранным языкам», показывается значимость и первичность коммуникативной функции языка, обсуждается основная составляющая коммуникативного обучения - коммуникативная компетенция и её компоненты. Также поясняется сущность и значение методической триады «подход, метод, приём», показывается место и намечаются пути применения коммуникативного обучения в обучении иностранным языкам.

Ключевые слова: коммуникативное обучение, обучение иностранным языкам, коммуникативная компетенция.

Как известно, одной из самых главных функций языка является коммуникативная функция. Н.А. Слюсарева считает коммуникативную и когнитивную функции «двумя главнейшими, базовыми функциями языка» [1, с. 564]. Некоторые ученые рассматривают коммуникативную функцию языка как единственную причину его возникновения. С этой точки зрения, «язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей» [2, с. 385]. Приблизительно через два десятилетия тот же автор ещё более актуализирует коммуникативное назначение языка. По его словам, «язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации» [3, с. 652]. Однако, конечно, функции языка, вытекающие из его предназначения, не сводятся лишь к одной функции. А, как сказано выше, главной может быть та функция, ради которой язык возник в человеческом обществе. Термин «коммуникативная компетенция» был изобретен американским социолингвистом Д. Хаймсом. Главной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Значение этого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.