Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕРСОНАЛА'

ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАБОТНИК / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ОБЯЗАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомичева Е.И., Морозкина М.С., Сурина А.И.

Время - деньги. Данная фраза знакома каждому. Сегодня от времени зависит если не все, то почти все. Собственно поэтому древнюю поговорку можно перефразировать следующим образом: «Время - это больше чем деньги». В нашей стране не так давно начали уделять внимание проблемам учета и организации рабочего времени, и в данной проблеме Россия значительно отстает от развитых стран. Во многом это можно объяснить нашим менталитетом. Ведь недаром всем известно о немецкой или японской педантичности и о русском человеке, для которого опоздание на работу, можно сказать, в порядке вещей. Именно поэтому данная статья посвящена проблемам организации рабочего времени сотрудника, а также путям и средствам, которые необходимо применять для того, чтобы наиболее эффективно спланировать своё рабочее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕРСОНАЛА»

общепринятого, удовлетворяющего всех участников рыночных отношений и способствующего к разработке методов решения стоящих перед ними управленческих задач определения конкурентоспособности предприятий нет.

По мнению Фасхиева Х.А. конкурентоспособность предприятия ярко проявляется в следующих четырех признаках:

1) потребители довольны товарами и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2) общество, партнеры, государственные и социальные институты не имеют претензий к фирме;

3) акционеры довольны положением дел на фирме, величиной дивидендов;

4) работники довольны своим положением и гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой фирме.

Можно заключить, что высокий конкурентный потенциал - залог преуспевания организации в будущем. Успех на рынке товаров сегодня не гарантирует предприятию успех в будущем, таккак конкурентоспособность - показатель динамичный, поэтому она должна изучаться к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры.

Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю. Однако, требуется разработка объективных методов оценки конкурентоспособности товаров и конкурентного потенциала предприятий и интегрирования их в один оценочный показатель.

Можно заключить, что универсального определения конкурентоспособности предприятия на сегодня не существует, использование различных методов оценки конкурентоспособности предприятия позволяет получить необходимую базовую информацию для разработки путей повышения конкурентоспособности предприятия.

Фомичева Е.И. старший преподаватель Морозкина М. С. студент 2го курса Сурина А.И. студент 2го курса ФГБОУ ВПО НИИ «МГУ им. Н.П. Огарева»

Россия, г. Саранск ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

ПЕРСОНАЛА

Аннотация. Время — деньги. Данная фраза знакома каждому. Сегодня от времени зависит если не все, то почти все. Собственно поэтому древнюю

поговорку можно перефразировать следующим образом: «Время - это больше чем деньги». В нашей стране не так давно начали уделять внимание проблемам учета и организации рабочего времени, и в данной проблеме Россия значительно отстает от развитых стран. Во многом это можно объяснить нашим менталитетом. Ведь недаром всем известно о немецкой или японской педантичности и о русском человеке, для которого опоздание на работу, можно сказать, в порядке вещей. Именно поэтому данная статья посвящена проблемам организации рабочего времени сотрудника, а также путям и средствам, которые необходимо применять для того, чтобы наиболее эффективно спланировать своё рабочее время.

Ключевые слова: рабочее время, планирование, эффективность, работник, тайм-менеджмент, работодатель, обязанность.

Время - основной ресурс нашей жизни, который можно «конвертировать» - тратить, расходовать, вкладывать, превращая его в другие ценности. Потратил время на работу - получил деньги. Потратил на общение с друзьями - получил радость общения, поддержку и хорошие отношения. Важно понять наиболее эффективный способ использования времени на постоянной основе. Ведь последовательность и характер выполняемых ежедневно действий имеют значительное влияние на результативность выполняемой работы и на уровень удовлетворенности ею.

Именно поэтому тема эффективной организации рабочего времени является наиболее актуальной в настоящее время, так как качество нашей жизни во многом зависит от того, как мы контролируем наше время, на что мы его тратим и как им управляем. В настоящее время не только каждый менеджер, но и любой другой сотрудник какого-либо предприятия должен стремиться организовать свое время таким образом, чтобы в кратчайшие сроки и с наименьшими затратамЬ и приложенными усилиями достичь поставленных целей. Эти вопросы являются основными задачами тайм-менеджмента [1, с.22].

В данной статье мы дадим практические советы по эффективному использованию времени и раскроем методы по наиболее лучшему и оптимальному планированию дня.

По данным современных исследований можно увидеть, что из 8760 часов в году 2920 расходуется на сон; 1928 часов, обычно, каждый человек проводит на работе; 1664 - приходится на выходные; 320 часов мы расходуем на отпуск; 1446 "свободных" часов в течение рабочей недели; 428 часов остается на различные поездки. К тому же, при анализе эффективности использования рабочего времени менеджеров выявляется, что 20,4% рабочей недели менеджера исчезает впустую, то есть один из пяти рабочих дней; а 33% времени, предназначенного для осуществления руководства, тратится на разбор документации. Повысить эффективность работы не только менеджеров, но и других работников компании можно именно с помощью тайм-менеджмента [2, с.69].

В данный момент в нашей стране тренинги по тайм-менеджменту

являются одними из самых востребованных корпоративных программ обучения, так как они дают возможность без особых усилий принимать решения по обнаруженным проблемам в различных ситуациях.

Чтобы определить, эффективно ли вы используете время, проанализируйте свои ответы на следующие вопросы.

- Трудно ли вам перечислить все то, что вы сделали в течение дня?

- Сложно ли вам укладываться в сроки?

- Делаете ли вы то, что вовсе не обязательно?

- Часто ли вы выполняете работу вместо других?

- Случается ли так, что на выполнение некоторых заданий вы тратите больше времени, чем необходимо?

- Сложно ли вам вовремя приходить на встречи?

- Часто ли вы забываете, что собирались сделать?

Если вы ответили утвердительно на большинство вопросов, возможно, вам нужно уделять больше внимания организации своего времени.

Эффективное использование времени - одна из ценных способностей работников в современных условиях. Любая деятельность должна быть эффективной. Однако часто бывает, что в компаниях работает большое количество людей, которые тратят свое время на взаимодействие, доклады, совещания, но при этом эффективность работы только снижается или штат организации слишком большой, и работникам попросту нечем заняться. Эти и многие другие проблемы решает система тайм - менеджмента, которая помогает грамотно планировать рабочее время и рационально распределять обязанности и задачи работников [4, с.90].

Полученный результат работы при отлаженном функционировании всех бизнес-процессов с использованием минимальных временных ресурсов дает бизнесу возможность двигаться дальше, наращивая свою прибыль и развивая новые направления работы. Для того чтобы механизм оптимизации всех бизнес-процессов был запущен, необходимо, чтобы все его элементы научились управлять своим временем. В связи с этим большинство руководителей внедряют на своих предприятиях элементы тайм -менеджмента. Тайм-менеджмент в том или ином проявлении свойственен для всех типов профессий, так как все работают на результат.

Нельзя построить систему, не выяснив причин неэффективного использования рабочего времени. Потому разработку следует начинать с исследования затрат рабочего времени. Прежде чем начать исследование затрат рабочего времени, работодатель должен четко определить цели. В ходе исследования он должен выявить "поглотителей времени", которыми могут быть как неэкономные действия, так и нерациональные работники. Существует несколько способов исследования:

- самофотография рабочего дня;

- индивидуальная фотография рабочего дня;

- групповая фотография рабочего дня.

При проведении самофотографии работник самостоятельно

записывает в течение дня действия, которые он совершает, в виде хронометража или работник в течение дня записывает время перерывов в своей работе, указывает их причины и виновников, а также предлагает свои рекомендации по устранению потерь рабочего времени. При самофотографии рабочего времени работник должен быть заинтересован в ее проведении, чтобы результаты были действительно достоверны. Самофотография рабочего времени эффективна тем, что у работника вырабатывается чувство времени, он сам начинает видеть "поглотителей" своего времени, а не ему указывают на них.

При индивидуальной фотографии объектом исследования является конкретный работник. Затраты его рабочего времени исследуются одним из двух способов:

1) к работнику прикрепляется наблюдатель, который в течение рабочего дня ведет лист наблюдений, аналогичный тому, который ведется при самофотографии рабочего дня в виде хронометража;

2) работника в течение рабочего дня снимают на видеокамеру с одновременным наложением времени.

При групповой фотографии объектом исследования становятся несколько работников - либо объединенных в бригаду, либо не связанных между собой производственным процессом. За ними, как и в случае с индивидуальной фотографией, закрепляется наблюдатель, который записывает их действия в течение рабочего дня в виде индексов затрат. Такой способ исследования затрат рабочего времени в основном используется на производстве.

Выяснив, куда действительно уходит время работников, можно научиться управлять временем. Этап исследования затрат времени - одна из важных частей системы тайм - менеджмента, без которой нельзя обойтись.

Уровень самостоятельности сотрудников в отношении планирования рабочего времени напрямую зависит от их должности, уровня мотивации и компетентности. Планировать за сотрудника нужно только тогда, когда работодатель уверен, что сам он с этой задачей не справится или справится плохо. Это допустимо на этапе обучения сотрудника, но такая ситуация не может быть постоянной, сотрудник должен уметь планировать свою деятельность самостоятельно. Тайм-менеджмент принесет пользу в первую очередь самим сотрудникам - это неоспоримый факт, так как даст возможность работать более точечно. Грамотное внедрение приемов тайм -менеджмента в компании зависит и от ее размера. Для начала необходимо осознать необходимость системного управления временем в компании. Если компания небольшая, то можно провести обучение всех сотрудников тайм-менеджменту, а уже после этого волей и усилиями руководителя внедрять системное управление временем в компании. Это эффективно, но затратно. В случае, если численность сотрудников достаточно велика, необходимо определить в коллективе 2 - 5 сотрудников, которые впоследствии смогут стать для компании основным ресурсом для внедрения системы тайм-

менеджмента. То есть необходимо создать инициативную группу. Поставить перед ней задачу получить системные знания в области тайм-менеджмента. Для крупных компаний наилучшим образом будут привлечение внутрь компании специалиста по управлению временем и разработка им комплекса сквозных мероприятий по системному управлению процессом внедрения тайм-менеджмента в компании.

Существует несколько "хитростей" тайм-менеджмента: "слон", "швейцарский сыр" и "лягушка". Метод "лягушка" представляет собой быстрое выполнение мелких и неприятных задач, с которым лучше распрощаться как можно быстрее. "Слоном" обозначается метод поэтапного выполнения задания, который используется для решения масштабных, крупных дел. "Швейцарский сыр" - это технология, по которой проект стоит выполнять, начиная с самых простых и понятных задач, "выгрызая дырки в куске сыра - проекте". При любом планировании надо закладывать временной резерв, который должен составлять примерно 20% рабочего времени сотрудников. Дело в том, что современный бизнес слишком связан со взаимодействием с другими людьми, всегда кто-то от кого-то зависит, поэтому временной запас действительно не повредит [5, с.38].

Что же необходимо делать непосредственно сотруднику, чтобы экономить свое рабочее время?

1) Необходимо определить, сколько стоит ваше рабочее время. Экономьте ваше время на дела, которые только вы сможете выполнить блистательно и быстро, остальное нужно делегировать.

2) Делайте. Делегируйте. Уничтожайте. Очень важно поддерживать свое рабочее место в чистоте. Как только дело сделано (вопрос отработан), избавляйтесь от мусора.

3) Расставляйте приоритеты. Попробуйте все дела распределить на 3 группы:

а) то, что срочно и важно;

б) то, что важно;

в) то, что срочно.

Не позволяйте срочности заменить важность.

4) Контролируйте и анализируйте свой день. Записывайте, вносите пометки, а планируйте все в конце рабочей недели.

5) Эффективно используйте время ожидания, когда ждете опоздавших: сделайте звонки или почитайте что-нибудь, проанализируйте сделанное. Такие паузы дают возможность немного расслабиться для новой концентрации.

6) Правило двух минут. Возникшее дело или ситуация, решаемая за пару минут, должны быть выполнены сразу, чтобы не попадать в список дел. Если вам придется возвращаться к этому позже, то времени на решение уйдет в 2 или 10 раз больше, как говорит статистика.

7) Выполняйте задание по одному и старайтесь заканчивать начатое. Любое отвлечение от дела на 1 - 2 минуты потом потребует от вас минут 10,

чтобы вновь войти в тему.

Выделяют огромное количество рекомендаций по эффективной организации рабочего времени и умению его контролировать. Можно привести пример так называемой матрицы Эйзенхауэра, согласно которой задачи необходимо сортировать, оценив каждое дело по двум критериям -срочности и важности:

- срочные и важные (их следует выполнять первостепенно, в большинстве случаев самостоятельно);

- важные, но не срочные (к ним можно отнести анализ событий или результатов работы, планирование);

- срочные, но не важные (как правило, это многочисленные, но небольшие по объему выполнения работ, задачи, которые возможно поручить другим);

- неважные и несрочные (с первого взгляда может показаться, что ни одна задача не попадает под эту категорию; отнюдь, это не так. Сюда можно отнести разные звонки, письма, разговоры и т.д.).

Также следует отметить "жестко-гибкий" алгоритм планирования дня, который позволяет «не слишком загоняя себя в рамки, успевать выполнять ключевые задачи».

Данный алгоритм подразумевает наличие следующих типов задач:

- «жесткие», то есть те, которые привязаны к определённому часу;

- «гибкие», они не являются привязанными ко времени;

- «бюджетируемые», к ним относятся значительные приоритетные дела, которые не имеют конкретного часа выполнения, но требуют на это максимум времени.

Принцип жестко-гибкого подхода к планированию дня заключается в том, чтобы в сетку часов не вписывать те задачи, которые жестко не привязаны к определенному времени. Для этого страницу нашего ежедневника мы делим пополам по вертикали (см. иллюстрацию ниже).

Страница ежедневника

Жесткие и бюджетируемые задачи Гибкие задачи

Жесткая > задача

9.00 Совещание у руководителя 1. Мониторинг рынка

поставщика - ОАО «Маяк»

10.00 > Резерв времени

2. Поиск и привлечение

11.00 Собеседование > Жесткая новых поставщиков

с клиентом J 3. Работа с различными

12.00 рекламными носителями

> Резерв времени

13.00 4. Позвонить в отдел закупок

14.00 Заключение договора "1 > Бюджетируемая J задача > Резерв J времени > Бюджетируемая -1 задача

с ИП Ивановым 5. Ответить на письма

15.00

6. Контроль отгрузок

16.00 Поездка в налоговую

17.00

18.00

В сетке часов мы записываем только жесткие задачи. Тут же размещаем и бюджетируемые задачи, выделив под них необходимый бюджет времени В правой части ежедневника пишем список всех гибких задач, выстроив их по приоритету

Рисунок 1 - Страница ежедневника менеджера

То есть, у нас перед глазами вся картина дня. Мы знаем, какие жесткие дела и во сколько нам предстоят. Нам понятно, какие времяемкие задачи необходимо сделать, и под них у нас зарезервировано время. При этом мы отчетливо видим свободное время и спокойно занимаемся решением гибких задач. Если возникают новые задачи, нам остается просто пересмотреть приоритеты и при необходимости изменить последовательность выполнения дел. А в целом, план не меняется [2, с. 6].

Основные выводы и рекомендации по данной статье. Прежде всего, необходимо отыскать "поглотителей" рабочего времени, затем выбрать методику планирования своего рабочего дня и в течение него придерживаться простых правил по экономии времени, которые были рассмотрены нами.

Подводя итоги по эффективной организации рабочего времени, выделим следующие основные правила на каждый день:

1. В начале рабочего дня выделяем 5 - 10 минут на планирование

задач.

2. Во временную сетку заносим только жесткие задачи.

3. План дня, составленный так, что занята каждая строчка ежедневника, сам по себе уже утомляет и нервирует. Поэтому количество спланированного времени не должно превышать 70% от всего рабочего времени. На непредвиденные обстоятельства закладываем 30%. Старайтесь, чтобы в вашем плане было больше "воздуха", то есть времени в резерве. Чем его больше, тем выше вероятность того, что план будет выполнен, и при этом вы останетесь в добром здравии и хорошем настроении.

Таким образом, использование современных методик тайм-

менеджмента будет способствовать рациональному использованию своего рабочего времени всеми сотрудниками компаний.

Использованные источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать / Г. Архангельский. - Манн, Иванов и Фербер,18-е изд., 2012. - 173 с.

2. Диттмер Р. Как управлять своим временем. 151 быстрая идея / Р.Диттмер.

- Диля, 2014. - 224 с.

3. Калинин С. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем / С. Калинин. - СПб.: Речь, 2014. - 371 с.

4. Моргенстерг Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и личной жизнью / Д. Моргенстерг. - Новая книга, 2011. -255 с.

5.Федиков М.И. Управление временем / М.И. Федиков. - Moscow Technological Institute, 2012. - 75 с

Хабибуллина Л. Ф. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №27» Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

«Образование через всю жизнь» Аннотация: В данной статье рассматривается ряд активных методов обучения.

Ключевые слова: методы обучения, методы модерации, Динамика становления информационного общества на современном этапе стремительна и бесконечна. Процесс возрастания объема информации

- веская причина, которая диктует использование активных методов обучения в образовании, чтобы обеспечить конкурентную способность специалистов экономики страны на мировом рынке. И обучение, которое ориентировано главным образом на запоминании, сохранении информации в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно - технического прогресса. [2, с.48]

Применение на практике проблемного и развивающего обучения привело к возникновению «активных» методов обучения.

Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов перестройки образования. Активное обучение - это, прежде всего, новые формы, методы и средства обучения, получившие название «активных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.