ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО
ВРЕМЕНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ORGANIZATION OF PERSONAL TIME OF YOUNG STUDENTS AND INCREASING EFFECTIVENESS OF ITS USE
Научный руководитель: И.С. Чемезов - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
и.в. боталова
Cтудент 1-го курса магистратуры Института (факультета) экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства
i.v. botalova
Student 1 degree of magistracy Faculty of Economics and Management of Penza State University of Architecture and Construction
180
Research supervisor: I.S. Chemezov - candidate of economic Sciences, associate Professor of chair "Management", Penza State University of Architecture and Construction.
АННОТАЦИЯ
В статье описаны теоретические и методические основы организации и эффективного использования личного времени студентов, предложены принципы тайм-менеджмента, разработана и апробирована методика, которая позволяет делать выводы об эффективности использования личного времени в масштабах довольно многочисленной группы. Проведено исследование эффективности использования личного времени российских студентов и выполнен анализ его результатов. Предлагаются рекомендации по развитию системы организации личного времени студентов на основе ежедневника-планера, разработаны рекомендации по повышению эффективности использования личного времени студентов. ABSTRACT
The article contains theoretical and methodological basics of organizing and effective utilization of personal time of students, principles of time-management are introduced, a technique that allows to evaluate effectiveness of personal time utilization is created and tested within a rather numerous group. Based on a created technique a research of effectiveness of personal time utilization of Russian students was conducted and the results were analyzed. In the recommendations part of the paper recommendations are suggested for improving the system of personal time of students through a diary-planner, recommendations are developed for increasing effectiveness of students' personal time utilization.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Тайм-менеджмент, организация времени, ежедневник. KEYWORDS
Time-management, organization of time, dairy.
Есть важнейший жизненный ресурс, используемый нами не в полной мере, от эффективности которого зависит личная организованность. Этот ресурс — наше время, из которого состоит наша жизнь. Г.А. Архангельский, лидер современной российской школы тайм-менеджмента, справедливо отмечает: «У нас огромный потенциал — природные ресурсы, территория, богатейшие культурные, научные и производственные достижения и традиции. Мы креативны, изобретательны, умеем мобилизоваться в кризисах и находить выход в безвыходных ситуациях. Но... чтобы по-настоящему использовать наши достоинства и сильные стороны, нам не хватает. организованности» [1].
На сегодняшний день умение рационально расходовать свое время, эффективно организовывать свою работу, добиваясь высокой продуктивности, является неотъемлемым качеством профессионала в любой области деятельности. Особенно важна проблема организации личного времени для студенчества, поскольку именно в этот период человек обладает большей энергией, и важно, чтобы она не была растрачена впустую. Также, как показывают исследования, обучение чему-либо в этот период (до 25 лет) наиболее эффективно.
Поэтому студенты управленческих и экономических профессий как будущие руководители должны уже сегодня, в период обучения в вузе, выработать систему организации своего времени. Только в этом случае они смогут в будущем эффективно управлять вверенным коллективом и находящимися в их распоряжении ресурсами организации.
При этом в большинстве ВУЗов России студентов не обучают методам и навыкам самоорганизации. Хотя «не владеющий методами организации своего времени студент
182
не только не сможет стать полноценным специалистом и участником рынка труда — он не сможет и полноценно учиться» [2].
В данной работе, изучая отношение юношей и девушек ко времени, мы смогли понять, какие затруднения испытывает современная молодежь в организации своей жизни и в использовании столь ценного ресурса, как время.
Научная актуальность темы подтверждается тем, что при обилии популярной литературы по персональному менеджменту и тайм-менеджменту область управления временем не сформирована как научная дисциплина.
Цель данной работы — выявить резервы повышения эффективности личного времени студентов и разработать систему организации его использования.
В качестве предмета исследования в работе выступили система, методы и эффективность организации личного времени студентов. Объектом нашего исследования стали студенты управленческих и экономических специальностей (направлений подготовки) Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Средством достижения эффективного использования личного времени является тайм-менеджмент, что в переводе с английского означает «управление временем».
На данном этапе тайм-менеджмент переживает период своего развития в качестве одной из специальных дисциплин управленческой сферы научного и практического знания, и именно поэтому в области управления временем еще нет четко сформулированных принципов. Исходя из классических принципов менеджмента, предложенных А. Файолем, мы попытались выявить и сформулировать основные принципы тайм-менеджмента [3]: 1) приоритет-
ности; 2) плановости (т.е. заблаговременного продумывания действий); 3) фиксации действий; 4) своевременности (срочности); 5) завершенности; 6) деления крупных задач на части; 7) концентрации; 8) чередования; 9) учета биоритмов (неравномерной полезности времени и действий); 10) самоконтроля (оценки результативности); 11) резервирования; 12) вознаграждения (самомотивации); 13) оптимальности; 14) регулярности, системности; 15) согласованности; 16) последовательности.
Методика исследования эффективности
использования времени студентов
Основным эмпирическим методом исследования в нашей методике стал хронометраж (учет расходов своего времени). Студентам Пензенского государственного университета архитектуры и строительства было дано задание вести хронометраж на протяжении недели, включая выходные дни. Всего в исследовании приняло участие 60 студентов. На основе анализа результатов хронометража предстояло выяснить: 1) на что студенты тратят времени больше, а на что — меньше, какие есть резервы повышения эффективности (содержательный анализ); 2) насколько рационально распределение их нагрузки в течение недели.
Решить вторую задачу позволила субъективная оценка полезности каждого дела и удовлетворенности им. Для этого студентам было необходимо определить эмоциональную удовлетворенность временем, присвоив каждому виду деятельности оценку от «-2» до «+2», где каждой оценке придавался определенный содержательный смысл [4]. Качественные оценки позволили нам подсчитать, сколько реально полезного времени содержится в сутках студента. Для
184
этого мы затраты времени на определенный вид деятельности умножали на абсолютный эквивалент качественной оценки (например, для оценки «+1» абсолютный эквивалент равен 0,5).
Т = (г • КОЛ
пол г 4 абс7'
где Тпол — полезное время; i — дело; п — количество дел (за день, неделю); г — затраты времени на определенный вид деятельности; КОабс — абсолютный эквивалент качественной оценки.
Анализ результатов исследования затрат времени студентов
Проанализировав хронометраж студентов, мы выяснили, какую часть времени они тратили на различные виды деятельности (табл. 1). «Поглотители времени» — процессы неэффективного его использования — в таблице выделены жирным шрифтом.
Главным поглотителем времени в наши дни является «мировая паутина» — интернет, на который студенты в среднем тратят около 1,7 ч в день (4,6% суточного времени). Похожая ситуация — со следующим поглотителем времени: телевизором. Затраты составляют около 1,1 ч в сутки (примерно 3%). Есть и еще одна сторона данной проблемы: помимо «чистого» просмотра ТВ и пребывания в интернете, почти весь день эти поглотители времени работают у студентов как фон. Во-первых, это снижает эффективность работы (по оценкам экспертов, примерно в 2 раза). Во-вторых, этот фон снижает мотивацию студентов, интерес к работе.
Таблица 1
Затраты времени на различные виды деятельности
Вид деятельности Среднедневное значение, ч Относительная доля времени, %
Сон 8,6 22,9%
Учеба 3,8 10,1%
Работа 2,9 7,6%
Общение (всего) 5,7 15,1%
в том числе:
Виртуальное 1,0 2,6%
Личное 2,1 5,7%
Интернет 1,7 4,6%
Спорт 1,7 4,6%
Отдых (досуг) 1,7 4,4%
Дорога 1,4 3,8%
Хобби 1,4 3,6%
Еда 1,3 3,3%
Домашние задания 1,2 3,2%
Домашние дела 1,1 2,9%
ТВ 1,1 2,9%
Здоровье 0,8 2,2%
ВП (водные процедуры) 0,8 2,2%
Сборы 0,8 2,1%
Магазины 0,7 1,9%
Чтение 0,6 1,7%
Ожидание 0,3 0,9%
ИТОГО 38 100%
Рабочее время составляет около 20,9% от всего затраченного времени. К нему можно отнести: учебу (3,8 ч; 10,1%),
186
работу (2,9 ч; 7,6%) и выполнение домашних заданий (1,2 ч; 3,2%). Это достаточно небольшой процент, показывающий, что студенты используют свое время не вполне эффективно.
В ходе исследования мы обнаружили, что в среднем студенты тратят около 1,7 ч на отдых в течение дня (4,4%), что в неделю составляет примерно 12 ч — ровно половину суток. Конечно, отдых необходим, вопрос в том, каким он должен быть (его длительность, периодичность и совмещение с другими видами деятельности). Ведь в ходе исследования мы также выяснили, что студенты тратят на сон достаточное количество времени (7-8 часов, 22,9% суточного времени), за которое организм может полностью отдохнуть и восстановиться.
Помимо таких «глобальных» поглотителей времени, существуют также другие, мелкие дела, которые тоже отнимают немало времени. К таким делам относятся: ожидания в очередях, разного рода бесполезные обсуждения, слишком долгие разговоры по телефону, время в дорожных «пробках» и так далее. В сумме такие отвлечения и ненужные дела отнимают довольно внушительное количество времени.
Рациональность распределения нагрузки в течение недели. Получившиеся результаты подсчетов полезного времени за день в часах (по дням недели) представлены на рис. 1. Понедельник — день включения в рабочий процесс. Во вторник показатель эффективности увеличивается, к середине рабочей недели (среде) показатель достигает своего максимума. К четвергу работоспособность снижается, но в пятницу повышается снова и далее идет на спад. В воскресенье наблюдается наименьшая эффективность за неделю (суммарное полезное время 7,4 ч — 31% от суток). В выход-
ные дни необходимо отдохнуть, восстановить организм после рабочей недели.
7 6
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Рис. 1. График эффективности использования времени на уровне недели, ч
Распределять недельную нагрузку рекомендуется следующим образом: в начале недели не планировать сверхнагрузки, плавно включаясь в рабочий режим. Однако самые важные и срочные дела придется решить в первую очередь. Выполнение наиболее трудоемких дел следует отложить на середину недели (среду), т.к. именно на это время приходится пик нашей эффективности. К концу недели нагрузку нужно постепенно снижать. В это время пора приступить к менее важным задачам.
Выводы и рекомендации
Проведенный анализ позволил выявить потери и пути оптимизации использования времени. При этом важно понимать, что наличие потерь — это не просто не занятое работой время, но, что более важно, неосуществленные идеи и замыслы.
Студенты расходуют свое время недостаточно эффективно. Резервов повышения эффективности у студентов хвата-
188
ет, нужно только уметь ими пользоваться и быть готовыми к тому, чтобы занять непроизводительные отрезки полезными делами.
Имеющийся арсенал методов и техник повышения эффективности деятельности студента мы свели в модель рационального использования времени, сформулировав их по функциям тайм-менеджмента. Рассмотрим подробнее.
Первые две функции дополняют все остальные функции организации времени:
• Фиксация. Прежде всего, следует зафиксировать свои цели и задачи на бумаге;
• Мотивация. Ответьте себе на вопрос: «Что меня ждет в итоге, какое вознаграждение я получу за труд?» Необходимо освоить методы настройки на выполнение сложных и неприятных задач для сокращения времени работы над ними.
1. Целеполагание — точно определите свою цель, используя технику SMART (Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Time-bound — конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность, привязка ко времени).
2. Приоритеты — сосредоточьтесь на главном. Основные техники определения:
• Принцип Парето. Приоритетных дел не должно быть много. Согласно правилу Парето, они составляют 20% от общего числа задач и дают 80% результата;
• Матрица Эйзенхауэра. Расстановка приоритетов в зависимости от степени важности и срочности (1. Задачи группы А — срочно/важно; 2. Задачи группы Б — не срочно/важно; 3. Задачи группы В — срочно/неважно; 4. Задачи группы Г — не срочно/неважно);
• ABC-анализ (более общий принцип по отношению к принципу Парето).
3. Планирование — составьте план действий. При разработке плана конкретного периода рекомендуется использовать основные правила планирования:
• Правило резервирования 60:40. 60% времени планируется, 40% остается в резерве;
• Твердые сроки — deadline. Один из способов связать себя обязательством — установление временных норм и планируемых сроков исполнения работ;
• Разделение крупных задач на мелкие;
• Планирование с вечера;
• Делегирование (перепоручение) работ. Один из способов более эффективного исполнения — передача задач для исполнения другим людям (членам семьи, друзьям);
• Согласование, координация. Выстраивая свои планы, нужно согласовывать свои действия с действиями других людей, любыми внешними обстоятельствами (например, прогнозом погоды), которые могут каким-то образом влиять на личную деятельность.
4. Действия. Приступая непосредственно к реализации поставленных целей и задач, следует придерживаться следующих методов:
• Научитесь говорить «нет». Речь идет о необходимости концентрации на приоритетах и отказе от иных обременительных форм занятости. При этом говорить «нет» нужно в первую очередь себе, когда хочется отвлечься от дела;
• Каждое утро «съедайте лягушку». «Лягушка» в терминологии тайм-менеджмента — это неприятное дело, не требующее больших усилий. Такие дела нужно делать
190
с утра, чтобы они не накапливались и не портили предстоящий день.
• Не увязайте в телефонных разговорах;
• Борьба с «поглотителями». Для этого стоит внести в свой график строго ограниченные часы, выделенные только на данные виды деятельности, при том, что основные задачи уже выполнены. Действенным инструментом послужит таймер;
• Рациональное использование времени в дороге. На помощь могут прийти различные способы оптимизации транспортного времени: 1. Читайте либо слушайте аудиокниги, 2. Делайте исходящие звонки, 3. Работайте на планшете или ноутбуке, 4. Обдумывайте список вопросов, 5. Учитесь (например, учите язык);
• Эргономика или организация рабочего места. Предполагает правильную его планировку и оснащение. Позаботьтесь, чтобы все, что может понадобиться вам в работе, было у вас под рукой до начала работы;
• Метод «швейцарского сыра» заключается в выполнении работы не в логическом, а в произвольном порядке, «выгрызая» маленькие кусочки крупной задачи, наиболее простые и приятные. Например, при написании курсовой можно сначала подобрать рисунки, оформить титульный лист и т.д.;
• Time-boxing, или принцип чередования. Заключается в ограничении рабочего времени небольшими временными отрезками (боксами), для каждого из которых ставится четкая задача. Один рабочий бокс отделяется от другого небольшим (5-10 мин) перерывом.
5. Контроль — ежедневно контролируйте выполнение намеченных дел:
• Сравнение достигнутых результатов с запланированными;
• Оценка дня;
• Перенос несделанных дел.
На основе опыта нескольких поколений в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства нами был разработан ежедневник-планер, основные рабочие формы которого приведены на рис. 2.
Список задач на май
Задачи
рост □ □
□ □
□ □
Семья, друзья □ □
□ □
□ □
□ □
□ □
□ □
Работа / бизнес, финансы □ □
□ □
□ □
Духовная: сфера, творчество □ □
□ □
□ □
Здоровье, спорт, красота □ □
□ □
□ □
Досуг □ □
□ □
□ □
1 МАЯ /«_
ГЪ Мероприятия Пня Гибкие лЮлчи
7м п
п
р.® п
гаЛ □
п" п
12." п
пл> п
и." Звонки, сообщения
№» п
п
/7-И п
1вм □
I}:" п
20" Заметки
21
И»
а'
Оиемка дня па э-балльной шкале:
Рис. 2. Разворот ежедневника-планера с основными рабочими формами на месяц и день
Данный ежедневник поможет не только использовать свое время более рационально, но и повысить личную эффективность и достичь успеха во всех сферах жизни. Ежедневник-планер имеет важное преимущество перед стандартными ежедневниками. Имеющиеся предложения разделяют про-
192
дукцию либо отдельно на ежедневники, либо на планеры. Поэтому мы решили совместить и то, и другое. В нем представлены удобные формы для фиксации приоритетов и важнейших дел на долгосрочный период, год, на каждый из месяцев и на день.
Конечно, как сказал Б. Трейси, любая система работы лучше, чем ее отсутствие [5]. То есть, лучше вести ежедневник «как-нибудь», чем совсем его не иметь. Но все же, еще лучше — вести его максимально эффективно и плодотворно. В связи с этим нами были сформулированы рекомендации по наиболее эффективному его использованию, что, на наш взгляд, предполагает выполнение следующего ряда шагов:
1. Прежде, чем начать движение к цели, необходимо всесторонне оценить положение на данный момент времени и провести самоанализ, который состоит из следующих пунктов:
• SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы);
• Оценка личностных качеств и профессиональных навыков.
2. На следующем шаге следует написать жизненные желания. Далее необходимо конкретизировать свои желания и составить план долгосрочного развития, сгруппировав задачи по определенным сферам деятельности: 1. Личностный рост; 2. Семья, друзья; 3. Образование; 4. Работа/бизнес, финансы; 5. Духовная сфера, творчество; 6. Здоровье, спорт, красота; 7. Яркость жизни, развлечения.
3. Далее необходимо записать все (или основные) дела по каждой сфере на год;
4. Определить приоритетные дела года, определив ранги значимости;
5. Детализировать план года по месяцам.
Приступая к планированию дня:
• Заполнение сетки дня стоит начинать с «жестких» задач, привязанных к определенному времени (занятия, консультации, встречи и т.д.);
• Следует определить длительность времени, необходимого для выполнения поставленных задач.
• Дела, время выполнения которых не фиксировано, указывать в гибких задачах.
6. Последним этапом должен быть контроль и учет. Выполненное отмечаем галочками, невыполненное — крестиками и переносим. В конце дня необходимо подвести итоги, оценивая свой день по 5-балльной шкале.
Социально-экономическая оценка эффективности
предложенных рекомендаций
Для того, чтобы оценить, как можно было бы использовать бесполезно затраченное студентами время, нами были рассчитаны альтернативные издержки его использования.
Альтернативным вариантом бесполезно затраченному времени студента будет работа. Иными словами, мы решили понять: что было бы, если бы студент не просиживал свое время в интернете, не проводил его за просмотром телевизора, а работал? Для этого нам необходимо знать, какова цена 1 часа работы студента. Поскольку студенты не имеют опыта работы и могут устроиться только на неполный рабочий день, воспользовавшись популярными сайтами для поиска вакансий, было выяснено, что на выбранные усло-
194
вия подходят такие вакансии, как промоутер (с почасовой оплатой, 100 руб./ч), а также консультант по продажам, продавец-кассир, оператор са11-центра и т.д., со средней заработной платой 20 000 руб. в месяц [6]. Поэтому если учесть, что в месяце — 26 рабочих дней, а рабочий день длится 8 часов, то 20 000 / 26 / 8 = 96,2 руб.
Из всего вышеизложенного следует, что 1 час работы студента оплачивается приблизительно в размере 100 рублей.
Ранее были выявлены основные среднедневные потери времени студентов: Интернет — 1,7 ч; ТВ — 1,1 ч; Виртуальное общение — 1 ч; Ожидание — 0,3 ч.
Рассчитаем общее количество времени, бесполезно затрачиваемого студентами на вышеперечисленные виды деятельности за день:
1,7 + 1,1 + 1 + 0,3 = 4,1 ч
Таким образом, студент использует неэффективно в среднем 4,1 часа ежедневно.
Альтернативные издержки использования этого времени составят:
АИ = 4,1 ч х 100 руб. = 410 руб.
Если бы студенты проводили свое время более рационально, то смогли бы зарабатывать в день 410 руб. без отрыва от учебы.
Таким образом, если работать по 4 часа в день и учесть, что в месяце — 26 рабочих дней, то студент сможет получать 10400 рублей в месяц. Соответственно, пустив в дело пропадающее даром время, за весь период обучения (4 года)
студент сможет заработать 374 400 рублей. Эта сумма может покрывать затраты на обучение по контракту.
Рассматривая проблему потери времени молодежью, важно рассчитать не только экономический эффект, но и социальный. Мы рассчитали, сколько дней, месяцев или лет жизни студенты потратят на 1) интернет, 2) просмотр телевизора, 3) виртуальное общение, 4) сон, 5) отдых, 6) дорогу, 7) приемы пищи, 8) сборы.
Для этого нам потребовался показатель средней продолжительности жизни, который в России равен 70,5 лет (110-е место в мире) [7]. 70,5 лет = 25732 дн.
Далее было рассчитано, чему равно время, которое будет затрачено студентами на протяжении всей жизни, если они будут продолжать вести подобный образ жизни. Наглядно результаты подсчетов затрат времени на различные виды деятельности представлены на рис. 3.
Сон 25 лет
Отдых 5 лет
Приемы пищи 3,8 года
Телевизор 3,2 года
На что уходит наше время?
Интернет 5 лет
Виртуальное общение Згода
■■А
О О
Сборы 2,5 года
Дорога 4 года
Рис. 3. Прогноз распределения времени жизни современных
студентов
196
Если суммировать все потери времени: интернет, просмотр телевизора, виртуальное общение и ожидание, то получится: 5 + 3,2 + 3 + 0,9 = 12,1 лет.
Таким образом, при ведении подобного образа жизни за все время на бесполезные виды деятельности может быть потеряно 12,1 лет. Если учесть, что продолжительность жизни — 70,5 лет, то в этом случае остается лишь 58,4 лет. А если вычесть время на сон, приемы пищи, сборы и дорогу — и того меньше: 20,2 года!
Может быть, осознав данные масштабы потерь, студенты что-то изменят в своей жизни.
Система и рекомендации, представленные в работе, могут быть внедрены в процесс организации личного времени студентов, а также всех, кто этим интересуется, и должны повысить эффективность его использования.
Библиографический список
1. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать. — 22-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — С. 256.
2. Архангельский Г.А., Матрунич А.В. Тайм-менеджмент в ВУЗе: социальный заказ, исследование потребности, методика внедрения // Сайт тайм-менеджерского сообщества (URL: http://www. improvement.ru/bibliot/tmvuz/).
3. Боталова И.В., Чемезов И.С. Принципы эффективного управления личным временем. Сурский молодежный инновационный форум — 2016: Часть 1. Сборник материалов преподавателей и студентов вузов. — Пенза: ПГУАС, 2016. — С. 21-26.
4. Архангельский Г.А. Хронометраж: система персонального управленческого учета // Сайт тайм-менеджерского сообщества (URL: http://www.improvement.ru/bibliot/chrono/).
5. Трейси Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси [Электронный ресурс]: как заставить время работать на вас. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 302 c. [Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/41443].
6. Работа в Пензе // HeadHunter URL: https://penza.hh.ru/search/ vacancy.
7. Список стран по ожидаемой продолжительности жизни // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ожи-даемой_ продолжительности_жизни.
Bibliographical list
1. Arhangel'skij G.A. Tajm-drajv: kak uspevat' zhit' i rabotat'. — 22-e izd. — M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2015. — S. 256
2. Arhangel'skij G.A., Matrunich A.V.Tajm-menedzhment v VUZe: so-cial'nyj zakaz, issledovanie potrebnosti, metodika vnedrenija // Sajt tajm-menedzherskogo soobshhestva (URL: http://www.improvement. ru/bibliot/tmvuz/)
3. Botalova I.V., Chemezov I.S. Principy jeffektivnogo upravlenija lichnym vremenem. Surskij molodezhnyj innovacionnyj forum — 2016: Chast' 1.Sbornik materialov prepodavatelej i studentov vuzov. — Penza: PGUAS, 2016. — S. 21-26
4. Arhangel'skij G.A. Hronometrazh: sistema personal'nogo uprav-lencheskogo ucheta // Sajt tajm-menedzherskogo soobshhestva (URL: http://www.improvement.ru/bibliot/chrono/)
5. Trejsi B. Tajm-menedzhment po Brajanu Trejsi [Jelektronnyj resurs]: kak zastavit' vremja rabotat' na vas.— M.: Al'pina Pablisher, 2016.— 302 c. [Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/41443]
6. Rabota v Penze // HeadHunter URL: https://penza.hh.ru/search/vacancy
7. Spisok stran po ozhidaemoj prodolzhitel'nosti zhizni // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_stran_po_ozhidaemoj_ prodolzhitel'nosti_zhizni.
198
Контактная информация:
Боталова И.В.
Адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гончарова, д. 32. E-mail: [email protected]; телефон: +7(927)188-88-13.
Чемезов И.С.
Адрес организации: 440028, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Титова, 28. E-mail: [email protected]
Contact links:
Botalova I.V.
Address: 430030, Respublica of Mordovia, Saransk, Goncharova St., 43. E-mail: [email protected]; tel.: +7(927)188-88-13.
Chemezov I.S.
Address of the organization: 440028, Penza Region, Penza, Titov St., 28. E-mail: [email protected]