Научная статья на тему 'Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности служебной деятельности сотрудников полиции'

Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности служебной деятельности сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1158
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / TIME MANAGEMENT / ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ / LACK OF TIME / PLANNING / СПИСОК ЗАДАЧ / TASK LIST / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василенко Е.В., Жикривецкая Ю.В.

В статье исследуется проблема необходимости повышения эффективности служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов с помощью внедрения и использования методов тайм-менеджмента. Высокое эмоциональное и физическое напряжение, утомление, стрессы, жесткий цейтнот негативно влияют на продуктивность работы сотрудников полиции. Учитывая в каком аврале живёт сотрудник полиции, вопрос управления ресурсами времени становится всё более актуальным, если не сказать жизненно важным. Ведущая роль в профилактике временных потерь отводится именно планированию. В статье раскрываются причины дефицита времени, условия и методы тайм-менеджмента, а также ряд преимуществ, которые получает сотрудник полиции благодаря рациональному использованию временных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME MANAGEMENT AS A WAY TO INCREASE EFFICIENT TO OFFICIAL ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS

The article examines the issue of the need to improve performance of law enforcement officers through the introduction and use of methods of time management. High emotional and physical tension, fatigue, stresses, hard time trouble negatively influence on the productivity of work of employees of police. Taking into account how difficult job a police employee has, the management question becomes the resources of time to more actual, which is vitally important. The leading role in the prophylaxis of temporal losses is taken exactly to planning. Reasons of deficit of time, terms and methods of time management, and a row of advantages of police employees are discussed.

Текст научной работы на тему «Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности служебной деятельности сотрудников полиции»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 159.9

Vasilenko E.V., Сand. of Sciences (Psychology), teacher, Socio-Economic and Human Sciences Department, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: elena.vasilenko.com@yandex.ru Zhikrivetskaya Yu.V., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Socio-Economic and Human Sciences Department, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: zh.yulya@list.ru

TIME MANAGEMENT AS A WAY TO INCREASE EFFICIENT TO OFFICIAL ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS. The article examines the issue of the need to improve performance of law enforcement officers through the introduction and use of methods of time management. High emotional and physical tension, fatigue, stresses, hard time trouble negatively influence on the productivity of work of employees of police. Taking into account how difficult job a police employee has, the management question becomes the resources of time to more actual, which is vitally important. The leading role in the prophylaxis of temporal losses is taken exactly to planning. Reasons of deficit of time, terms and methods of time management, and a row of advantages of police employees are discussed.

Key words: time management, lack of time, planning, task list.

Е.В. Василенко, канд. психол. наук, преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: elena.vasilenko.com@yandex.ru Ю.В. Жикривецкая, канд. филос. наук, доц. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: zh.yulya@list.ru

тайм-менеджмент как способ повышения эффективности

служебной деятельности сотрудников полиции

В статье исследуется проблема необходимости повышения эффективности служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов с помощью внедрения и использования методов тайм-менеджмента. Высокое эмоциональное и физическое напряжение, утомление, стрессы, жесткий цейтнот негативно влияют на продуктивность работы сотрудников полиции. Учитывая в каком аврале живёт сотрудник полиции, вопрос управления ресурсами времени становится всё более актуальным, если не сказать - жизненно важным. Ведущая роль в профилактике временных потерь отводится именно планированию. В статье раскрываются причины дефицита времени, условия и методы тайм-менеджмента, а также ряд преимуществ, которые получает сотрудник полиции благодаря рациональному использованию временных ресурсов. Ключевые слова: тайм-менеджмент, дефицит времени, предварительное планирование, список задач.

Рабочий график, в котором пребывает значительное число сотрудников правоохранительных органов, нельзя назвать спокойным. Большинство сотрудников сталкиваются с проблемой дефицита времени, постоянного увеличения служебных задач в течение дня, требующих сиюминутного исполнения [1]. А это сдвигает намеченные цели, вынуждает откладывать их решение на потом, а когда так называемый «снежный ком» отложенных дел растет, возникает состояние «не знаю, за что хвататься» или «у меня катастрофически не хватает времени».

Высокое эмоциональное и физическое напряжение, утомление, стрессы, жесткий цейтнот негативно влияют на продуктивность работы сотрудников полиции.

Для начала определим, что значит дефицит рабочего времени, под ним понимается «нехватка временного ресурса, вызванная неправильной организацией работником своей деятельности, либо неграмотной организацией деятельности руководством, что приводит к спешке, затягиванию выполнения работ, заданий, некачественной работе и в конечном итоге существенно влияет на эффективность и результаты работы всего подразделения» [2].

Наиболее распространённые причины дефицита времени:

• Отсутствие плана работы;

• Некомпетентность;

• Плохая самодисциплина;

• Медлительность или недооценка индивидуально-психологических качеств личности (темперамент, характер и т. д.);

• Занижение значимости своей работы в достижении общей цели;

• Неумение сказать «нет» несущественным, малозначимым делам - «пожирателям» рабочего времени (беспредметные разговоры с коллегами, просиживание часами в социальных сетях, технические перерывы и пр.);

• Недостаточная мотивация служебной деятельности.

Ведущая роль в профилактике временных потерь отводится

именно планированию. Если сотрудники научатся упорядочивать, эффективно управлять своим временем, правильно расставлять приоритеты при выполнении служебных задач, то это поможет оптимизировать их рабочее время. «Представьте, что вам нужно навести порядок в шкафу, который имеет ограниченное пространство и в этом пространстве можно поместить определенное количество предметов. Также происходит и со временем, главное осознать, что оно имеет границы, а ваши дела

и задачи становятся предметами, которые вы распределяете в течение дня в соответствии с их размером и объемом» [3].

Умение грамотно распоряжаться временем, быть эффективным и при этом достигать высоких результатов в своей жизни и деятельности называют тайм-менеджмент.

«Тайм-менеджмент (от англ. time management - управление временем) - технология организации времени и повышения эффективности его использования» [2].

Авторами популярных книг по тайм-менеджменту Д. Ал-леном, Г. Архангельским, А. Горбачевым, К. Кинан, А. Верещагиным и др. предложено большое количество разных методов и техник планирования времени, но в одном они сходятся, что успех тайм-менеджмента зависит от самоорганизации человека и обязательного составления списка дел (на год, квартал, месяц, неделю, день). Ими доказано, что плодотворность работы по списку запланированных дел повышается на 25 %, т. е. результат можно заметить сразу же в день его использования [4; 5; 6; 7].

Тайм-менеджмент состоит из нескольких составных частей: строгий учёт времени; оптимизация временных ресурсов; планирование дня (недели, месяца иди другого отрезка времени); организация мотивации.

В тайм-менеджменте сформулировано правило 6 «П»: «Правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели» [4], которое может стать девизом в работе руководящего состава органов и подразделений внутренних дел. Профессиональная и личная успешность руководителя также определяется по умению грамотно и равномерно распределять обязанности, поручения, оперативно-служебные задачи между подчиненными и осуществлять контроль за их выполнением.

Итак, рассмотрим некоторые условия и методы тайм-менеджмента.

Первое условие. Составлять свой список задач необходимо только на бумаге, а не в уме. Это может быть органайзер, ежедневник, блокнот и т. д.

Второе условие. Планировать дела обязательно по степени значимости - от более значимых к менее значимым, оценив последствия после их исполнения или неисполнения.

Третье условие. Если задача сложная и не может решиться за один день, ее надо выполнять поэтапно, разбить данный пункт на небольшие подзадачи и последовательно их решать, что в итоге приведет к желаемому результату.

Четвёртое условие. В течение дня можно корректировать составленный список и добавлять новые задачи также по степени значимости. Поэтому план должен содержать такой объем дел (от 3 до 6 пунктов), который даже с учетом новых указаний и поручений был вам по силам.

Пятое условие. Чтобы выполненные задачи придавали вам душевный подъем обязательно их вычеркивайте из своего списка дел.

Шестое условие. Систематическое планирование должно стать профессиональной привычкой (привычка формируется в течение 3 - 4 недель), благодаря которой появится больше времени на внеслужебную, личную жизнь сотрудника (семью, хобби, самообразование и т.д.). «Основной принцип равновесия: важно количество времени дома и качество времени на работе».

Для реализации вышеперечисленных условий сотрудник может воспользоваться приведенными ниже методами тайм-менеджмента [4; 7].

Библиографический список

Метод АБВГД.

Данный метод позволит сотруднику полиции определить приоритеты в своем списке дел.

А - это важные, сложно выполнимые задачи, которые желательно осуществить вначале и только потом переходить к следующему пункту;

Б - это важные, но менее сложные;

В - это задачи средней важности;

Г - это менее значимые, но желательные;

Д - это незначимые задачи, за невыполнение которых не будет никаких последствий и их можно решить на следующий день или вовсе вычеркнуть.

Матрица Эйзенхауэра.

Сотрудники могут также разложить все свои дела (например: работа с документами, совещания, инструктажи, приём граждан, общение с коллегами, телефонные переговоры, занятия спортом, просмотр телепередач и пр.) в матрице на 4 категории: важно-неважно, срочно-несрочно.

№ Дела Срочные дела Несрочные дела

1 Важные дела Разрешение кризисных ситуаций, первостепенные задачи Планирование новых задач, налаживание отношений, установление новых контактов

2 Неважные дела Рабочие телефонные звонки, совещания, переписка Рутинная механическая работа, пожиратели времени

1. 30% срочные и важные дела «Делай!»;

2. 55% важные, но не срочные дела «Планируй!»;

3. 15% срочные, но не важные дела «Делегируй! Минимизируй!»;

4. не срочные и не важные дела «Отложи или забудь!».

Тайм-менеджмент или умение распоряжаться временем в

деятельности сотрудников полиции имеет ряд достоинств:

Во-первых, сотрудник учится четко формулировать цели и задачи.

Во-вторых, сотрудник может грамотно расставить приоритеты, определить главные задачи, а не браться за все дела одновременно, тем самым, снижая качество работы.

В-третьих, снижается уровень напряжения и утомления, так как он действует по списку обдуманно, без спешки и лишнего беспокойства.

В-четвертых, появляется время для профессионального самообразования и развития. Увеличивается эффективность и успешность служебной деятельности.

В-пятых, планирование дня делает сотрудника более собранным, ответственным и дисциплинированным.

И, в-шестых, у сотрудника высвобождается время для отдыха, общения с близкими, что благотворно влияет на его здоровье и настроение.

Когда искусством планирования или тайм-менеджментом овладеет большая часть сотрудников правоохранительных органов разного звена, тогда результативность и эффективность служебной деятельности значительно повысится. А контроль над временем позволит быстрее продвигаться по направлению к значимым целям и в итоге их достигать.

1. Василенко Е.В., Крыжевская Н.Н., Максименко М.В. Формирование профессионально важных качеств личности будущего сотрудника правоохранительных органов. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 237 - 238.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: Инфра-М, 2006.

3. Джулия Моргенстерн. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. Москва: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010.

4. Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

5. Верещагин А. Как все успевать? 4 навыка эффективного управления временем. Санкт-Петербург: «Весь», 2016.

6. Дэвид Аллен. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. Москва, 2011.

7. Кинан К. Самоменеджмент. Москва: Эксмо, 2006.

References

1. Vasilenko E.V., Kryzhevskaya N.N., Maksimenko M.V. Formirovanie professional'no vazhnyh kachestv lichnosti buduschego sotrudnika pravoohranitel'nyh organov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 237 - 238.

2. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj 'ekonomicheskijslovar'. Moskva: Infra-M, 2006.

3. Dzhuliya Morgenstern. Tajm-menedzhment. Iskusstvo planirovaniya i upravleniya svoim vremenem i svoej zhizn'yu. Moskva: OOO «Izda-tel'stvo «Dobraya kniga», 2010.

4. Arhangel'skij G. Tajm-drajv. Kak uspevat'zhit' i rabotat'. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2012.

5. Vereschagin A. Kak vse uspevat'? 4 navyka 'effektivnogo upravleniya vremenem. Sankt-Peterburg: «Ves'», 2016.

6. D'evid Allen. Kak privesti dela vporyadok. Iskusstvo produktivnosti bez stressa. Moskva, 2011.

7. Kinan K. Samomenedzhment. Moskva: 'Eksmo, 2006.

Статья поступила в редакцию 18.08.17

УДК 159.9

Egorova P.A., MA student, Psychology of Labor and Psychological Counseling, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: rusboll7@gmail.com

Ivenskikh I.V., postgraduate, Perm State Humanitarian and Pedagogical University (Perm, Russia), E-mail: ivivenskikh@mail.ru Sorokoumova S.N., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Nizhny Novgorod State Architectural and Construction University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: 4013@bk.ru

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF DISABLED STUDENTS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF NATIONAL EDUCATION. The article studies the substantiation and use of the perspective model of accompanying students with disabilities and disability in the structure of the psychological service of education. Psychological support of inclusive education is considered by the authors as a process that includes the strategy and tactics of professional activity aimed at creating the most favorable conditions for the integration of children with disabilities into the society of their normally developing peers. A special distinctive feature, according to the authors, is the combination of types of accompaniment for disabled students: psychological help, psychological support and psychological providing in the activities of all participants in the educational process characterized by the areas of psychological support: adaptation, individualization and integration. The authors noted that the necessary requirement in the structure of psychological support is the willingness to work in inclusive practice of support specialists under conditions of interdisciplinary and collegial interaction, as well as mastering them by special psychological, pedagogical, psychological, didactic and psychological-technological competencies.

Key words: psychological support, students with disabilities, inclusive education.

П.А. Егорова, магистрант кафедры психологии труда и психологического консультирования ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», г. Москва, E-mail: rusboll7@gmail.com

И.В. Ивенских, соискатель ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, E-mail: ivivenskikh@mail.ru

С.В. Сорокоумова, д-р психол. наук, проф. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: 4013@bk.ru

психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях модернизации отечественного образования

Статья посвящена обоснованию и реализации перспективной модели сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в структуре психологической службы образования. Психологическое сопровождение инклюзивного образования рассматривается авторами как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности, направленной на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социум их нормально развивающихся сверстников. Особой отличительной особенностью, по мнению авторов, является объединение видов сопровождения применительно к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: психологическая помощь, психологическая поддержка и психологическое обеспечение в деятельности всех участников образовательного процесса, которая характеризуется направлениями психологического сопровождения: адаптацией, индивидуализацией и интеграцией. Авторами было отмечено, что необходимым требованием в структуре психологического сопровождения является готовность к работе в инклюзивной практике специалистов сопровождения при условиях междисциплинарного и коллегиального взаимодействия, а также овладение ими особыми психолого-педагогическими, психолого-дидактическими и психолого-технологическими компетенциями.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

В связи с проблемой особенностей психологического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе образовательной организации, требует научного осмысления понятие «сопровождение»; это необходимо и для выработки концептуальной основы нашего исследования и для разработки его экспериментальной программы.

Понятие «сопровождение» в психологических исследованиях начало использоваться с начала функционирования психологической службы образования (М.Р Битянова, И.В. Дубровина, РВ. Овчарова, А.М. Прихожан, Т.И. Чиркова и др.), в том числе применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью (Т.Н. Волковская, М.В. Жигорева, И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, В.И. Лубов-ский, И.И. Мамайчук, Ю.Т. Матасов, В.Г. Петрова, Л.И. Плаксина, О.Г. Приходько, М.М. Семаго, Е.А. Стребелева, С.Н. Сорокоумова, В.В. Ткачева, О.Н. Усанова, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и др.).

Т.И. Чиркова отмечает, что сущность сопровождающего процесса составляет различный взгляд на вмешательство в педагогический процесс воспитания ребёнка и его психическое разви-

тие. Модель «сопровождение» - это не борьба с симптомами, видимыми, лежащими на поверхности. Работа психолога в этой модели направлена на внутренние силы души ребёнка и близких его взрослых, на потребность в росте и развитии, на неудержимость и физического и психического развития ребёнка [1].

И.И. Мамайчук считает, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ - это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Автор, начиная с дошкольного возраста, выделяет основные этапы и определенные задачи психологического сопровождения: подготовительный этап (установление контакта со всеми участниками сопровождения ребёнка, определение объема работы и последовательности процесса сопровождения, подготовка необходимой документации, составление графика работы). Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребёнка; ориентировочный этап (установление контакта с родителями и родственниками ребёнка; установление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.