Научная статья на тему 'ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ'

ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТИП ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рачицкая Н.В., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме перехода от общественно-ориентированного к личностно-ориентированному типу образования в связи с общественно-политическими реформами на постсоветском пространстве. Интеграция в мировую экономику предполагает необходимость социально-экономической конкуренции. На первое место выходит приоритет личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGIC APPROACH IN THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE ASPECT OF TOLERANCE OF CONSCIOUSNESS

The article deals with the problem of transition from public-oriented to student-oriented type of education due to socio-political reforms in the former Soviet Union. Integration into the world economy requires social and economic competition. In the first place there is the priority of the individual.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ»

В заключение еще раз необходимо отметить, модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам».

Использованные источники:

1. Алиев М.Н.Основные направления модернизации Российского образования проблемы, приоритеты и пути их решения. // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки №2, 2008.- С. 16-21.

2. Анисимов П.Ф. Модернизация образования / 7 Образовательная политика №7, 2008. - С. 2-28.

3. Зайцев В.В. Некоторые проблемы модернизации педагогического образования на современном этапе // Известия ВГПУ №1, 2004. - С.63. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1996

Рачицкая Н.В. магистр психологии, педагог-психолог Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.псих.н.

доцент

Российский государственный социальный университет филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ Аннотация. Статья посвящена проблеме перехода от общественно-ориентированного к личностно-ориентированному типу образования в связи с общественно-политическими реформами на постсоветском пространстве. Интеграция в мировую экономику предполагает необходимость социально-экономической конкуренции. На первое место выходит приоритет личности.

Ключевые слова: диалогическое взаимодействие; образовательный процесс; толерантное сознание; общественно-ориентированный тип образования; личностно-ориентированный тип образования.

Rachitskaya N. V., master ofpsychology, educational psychologist

The Republic of Belarus, Novopolotsk; Kurilovich M.A., candidate of psychological Sciences,

Associate Professor Russian State Social University (In Minsk Branch),

The Republic of Belarus, Minsk DIALOGIC APPROACH IN THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE ASPECT OF TOLERANCE OF CONSCIOUSNESS Annotation. The article deals with the problem of transition from public-oriented to student-oriented type of education due to socio-political reforms in the former Soviet Union. Integration into the world economy requires social and

economic competition. In the first place there is the priority of the individual.

Keywords: dialogic interaction; educational process; tolerant consciousness; socially-oriented type of education; personality-oriented type of education.

Современное образовательное пространство должно отвечать запросам общества. При этом ориентироваться на будущее, чтобы подготовить специалиста, необходимо время. Прогнозирование будущих запросов социума - залог успешной модернизации как экономических, так и социальных структур государства. Социалистическая модель государства показало своё несовершенство, вслед за ней и рыночная экономика, с её «демократией» показывает свою несостоятельность. Возможно, будущая социальная государственная система будет конвергентной (возьмёт в себя лучшее из социализма и рыночной культуры). Примером тому служит экономика Китая. Образовательная система должна учитывать будущие перспективы развития государства. Цель государства: создание условий для творчества и созидания. К созидающей творческой деятельности способна лишь свободная личность. Именно сейчас актуален вопрос перехода системы образования к личностно-ориентированному типу образования, где во главу угла ставится развитие личности.

В понятии тип образования указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры, запрос общества. В настоящий момент существует два типа образования: 1) общественно-ориентированный; 2) личностно-ориентированный. Общественно-ориентированный тип характеризуется признаком внешнего воздействия на учащегося. В основе личностно-ориентированного образования лежит иной доминирующий признак, как обеспечение саморазвития личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. В соответствии с указанными выше подходами человек понимается как: 1. «Человек - глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним. 2. «Человек - семя», имеющее генетическую программу развития. Образование в данном случае есть образование человека, развитие его потенциальных качеств, заложенных в нём изначально и реализующихся в зависимости от создаваемой среды [1].

С развитием демократизации и перестройки в обществе деловые, научные, политические дискуссии становятся главным методом выработки программы действий и входят во все сферы человеческой деятельности. Люди не желают механически выполнять решения, принятые без больших умственных затрат, без исследования альтернативных предложений, без глубокого проникновения в глубь проблемы. Диалог как принцип научного познания выражается в законе единства и борьбы противоположностей. Закон взаимосвязей и взаимоперехода, количественных и качественных изменений так же отражает суть метода диалога. Из множества точек зрения

вырастает качественно иная точка зрения на природу изучаемых объектов. Закон отрицания отрицания так или иначе отражает суть диалога как метода познания. В рассуждениях с целью познания мы всегда опираемся на старые понятия, используем в новом понимании существующие черты старого. Диалог как метод научного познания является универсальным способом организации учебно-профессиональной деятельности образовательного процесса на всех уровнях [3].

Важнейшим условием ориентации человека в мире является адекватное познание действительности. Адекватное познание действительности возможно лишь с использованием метода диалога, так как диалог онтогенетически предшествует внутренней речи. Внутренняя речь формируется в онтогенезе в процессе интериоризации речи внешней. Мысль и язык связываются в речевой механизм мышления. Способность к творческому мышлению напрямую зависит от анализа различных точек зрения. Наиболее полно представить и описать объект возможно с различных точек зрения, потому что каждый наблюдатель (исследователь) видит его субъективно и лишь тот, кто способен увидеть объект исследования с различных точек зрения, может адекватно его представить и описать. Давайте представим себе стул в центре исследователей, которые видят лишь фронтальные, боковые, верх, низ профили стула. И каждый из них отстаивает своё видение, свою точку зрения. Голографическую модель объекта, возможно, создать, используя все точки зрения наблюдателей [1].

К сожалению, наука сильна задним умом. Легко пересмотреть прошлое, но нужно адекватно знать, что необходимо сегодня. А.Н. Леонтьев предсказывал психологии как науке стать проблемной. Сейчас все крупные и ведущие компании работают с рисками. Проблема - это свершившийся риск. Управление рисками - источник прибыли. Сегодня внедрение активных методов обучения крайне необходимо для того, чтобы превратить студента из пассивного субъекта учебного процесса в жизненного, активного субъекта. Активный субъект может видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно развивать свои способности. Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, т.к. педагог выступает как передатчик информации. Это приводит к формальному усвоению знаний и не дает развивающего результата. Кроме того, при усвоении школьниками готовых истин и предписаний формируется тип личности, привыкающей подчиняться, а не тип личности свободного человека, осознающего ответственность за свой выбор, свои действия. Отметим далее такую особенность традиционного обучения, как его преимущественно вербальный характер. В силу этого оно эффективно только для той части учащихся, у которых хорошие способности к абстрактному мышлению. Однако многие дети с выраженными задатками наглядно-образного или наглядно-действенного мышления испытывают большие затруднения в учебе. К тому же при вербальном характере обучения могут недостаточно развиваться

эмоциональная сфера детей, их чувства. То, что не проходит через чувства, не переходит в убеждения, не проявляется в поведении, действиях. Специфической особенностью традиционного обучения является его массовый характер. Педагог работает со всеми (с массой) и с каждым, но при этом не пользуется коллектив (гуманное сообщество) как средство развития личности. Парадокс в том, что истинное и целостное развитие индивидуальности возможно только через человеческую общность. Чем гуманнее и организованнее общность, тем более полные условия будут созданы для развития каждой личности [3].

Толерантное сознание, прежде всего, основывается на гармонии самого сознания. Работа по гармонизации базиса сознания и освоение методов управления сознанием является залогом успешной коррекции здоровья человека. Логика - есть способность восприятия информации путём анализа деталей окружающего и внутреннего мира (левое полушарие головного мозга), а интуиция - есть способность воспринимать информацию в синтезе без анализа (правое полушарие головного мозга). Интуитивно воспринятое может быть осознанно логически и формально выражено. В такой последовательности формируются результаты научного исследования. С помощью метода диалогического взаимодействия гармонизируется сознание личности, т. к. возможен диалог между структурами психики. В результате человек становится более адекватным, более реалистически воспринимает окружающий мир, способен построить и реализовать стратегически жизненный план [2].

Наиболее полное решение проблемы формирования диалогического взаимодействия в образовательном процессе, связанного с переходом на образовательную парадигму нового времени представлено в монографии М.А. Курилович. В монографии представлен анализ теоретических и эмпирических исследований диалогического взаимодействия в процессе обучения в вузе. Проблема диалога рассмотрена с точки зрения зарубежных и отечественных исследователей, произведено соотнесение понятия «диалог» с родственными категориями философской и психологической науки, выделены основные характеристики диалогического взаимодействия и факторы, влияющие на процесс диалогического обучения. Особо пристально рассмотрено проявление диалогического взаимодействия на стадии профессионального обучения и обоснована необходимость его изучения. Описан спецкурс «Диалогическое взаимодействие в педагогическом процессе», даны методические рекомендации по его использованию с целью актуализации знаний о необходимости внедрения диалога в образовательный процесс. А также представлены тренинги по развитию диалогических способностей студентов. В основе диалогического подхода лежит исследование профессора В.А. Янчука. По его мнению, одна из возможностей парадигмального диалога может быть реализована на идее интегративно-эклектического подхода. Эклектика допускает совместное использование различных идей, принципов парадигм. Интеграция

предполагает своим конечным результатом объединение различных идей, принципов парадигм в единую систему [4].

Таким образом, интегративно-эклектический подход в психологии позволяет сформировать новый взгляд на мироздание, учитывая мысли от ума и от сердца. Иначе говоря, говорить и поступать от сердца - это значит, во главу угла ставить, прежде всего, личность человека. Для решения рисков, связанных с необходимостью воспитания свободных творческих личностей, которые генерируют и реализуют на практике новые идеи в современном обществе, необходимы новые подходы в образовательном процессе.

Использованные источники:

1. Коноплёва Л.С. Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 709-711.

2. Коноплёва Л.С. Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода [Текст] / Л.С. Коноплёва, Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 549-552.

3. Коноплёв Н.Н. Формирование диалогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья [Текст] / Н.Н. Коноплёв, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2015. — №14. - С. 706-709.

4. Курилович М.А. Диалог как средство повышения эффективности педагогического взаимодействия в вузе: монография / М.А. Курилович. -Минск: Филиал Рос. гос. соц. ун-та в г. Минске, 2013. - 213 с.

Серебрякова Ю.В., кандидат культурологии

доцент

кафедра «Философия» Ижевский Государственный Технический Университет имени М. Т. Калашникова

Россия, г. Ижевск

ПОДВИЖНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЛОСОФИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ СТУДЕНТАМИ

Аннотация:

Статья раскрывает способ построения смысловых алгоритмов в рамках междисциплинарной системы обучения слабослышащих студентов. Смысловые алгоритмы - связующее звено между гуманитарными дисциплинами в инклюзивном образовании в университете. Annotation:

The article discloses a method of constructing semantic algorithms within the interdisciplinary training of students of hearing systems. Semantic algorithms -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.