Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ'

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
39
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗНАНИЕВЫЙ КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Мануйлова Елизавета Андреевна, Ризаев Максим Алексеевич

В работе рассматривается проблема воспитания культуры безопасности у современных школьников. Отмечается, что достаточно эффективной является методика, основанная на максимально возможном вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности, что подтверждено достоверным улучшением показателей личностного и знаниевого компонентов общей культуры безопасности детей старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ»

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Якимова Елена Алексеевна, Мануйлова Елизавета Андреевна, Ризаев Максим Алексеевич, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевъева, г. Саранск

E-mail: jakimovalena@mail. ru

Аннотация. В работе рассматривается проблема воспитания культуры безопасности у современных школьников. Отмечается, что достаточно эффективной является методика, основанная на максимально возможном вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности, что подтверждено достоверным улучшением показателей личностного и знаниевого компонентов общей культуры безопасности детей старшего школьного возраста.

Ключевые слова: культура безопасности, школьный возраст, личностный компонент культуры безопасности, знаниевый компонент культуры безопасности, взаимодействие семьи и школы, учебно-воспитательный процесс.

Одним из первостепенных и значимых факторов обеспечения безопасности граждан выступает человеческий (личностный) фактор. Поэтому на сегодняшний день решение вопросов безопасности жизнедеятельности индивидов невозможно без учета личностного компонента, который определяется ценностным отношением к личной безопасности, осознанием значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, а также уровнем развития знаний, умений и навыков безопасного поведения отдельно взятого индивида [2].

Комплексное развитие знаний и умений, практических навыков и компетенции безопасной жизнедеятельности, как отдельных людей, так и общества в целом возможно только путем формирования общей культуры безопасности жизнедеятельности [3; 6].

Противоречие между необходимостью формирования высокой культуры безопасности, закрепленной в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, и низким качеством образования по основам безопасности жизнедеятельности определили необходимость проведения исследования, направленного на разработку и экспериментальное обоснование

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

эффективности методики воспитания культуры безопасности у детей старшего школьного возраста в процессе взаимодействия семьи и школы [1; 5].

Исследование проводилось в течение 2019-2020 учебного года базе МОУ «СОШ № 28» и МОУ «СОШ № 11» г. Саранска. В наблюдении приняли участие учащиеся 10-х классов, из числа которых были сформированы 2 группы: контрольная (КГ, 10А класс «СОШ № 28», 26 человек) и экспериментальная (ЭГ, 10А класс «СОШ № 11», 27 человек).

Представители КГ на протяжении исследования занимались по традиционной комплексной программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений, разработанной Т. А. Смирновым.

В ЭГ на протяжении педагогического эксперимента осуществлялась реализация предложенной нами экспериментальной методики формирования культуры безопасности в процессе взаимодействия семьи и школы. В основу данной методики легла идея максимально возможного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.

Работа с родителями учащихся осуществлялась в следующих формах: проведение тематических классных часов, коллективных и индивидуальных консультаций, бесед и лекций по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни, совместное оформление детьми и родителями различных по форме и содержанию текстовых материалов [4].

Кроме того, на протяжении учебного года родители учащихся, составивших ЭГ, непосредственно вовлекались в учебно-воспитательный процесс по курсу ОБЖ: выступали с докладами перед родителями и детьми; принимали участие в организации мероприятия, посвященного празднованию Дня защитника Отечества; в составе сборной команды класса выступали в военизированной эстафете.

Основными задачами внедрения экспериментальной методики в учебно-воспитательный процесс представителей ЭГ стало:

а) пробуждение у родителей как воспитателей интереса к процессу самообразования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;

б) совершенствование взаимоотношений родителей с детьми и учителем-преподавателем основ безопасности жизнедеятельности, расширение сферы их совместной деятельности и общения, направленной на формирование навыков безопасного поведения в повседневной деятельности.

На начальном этапе педагогического эксперимента и после его завершения производилась тестирование уровня сформированное™ личностного и знаниевого компонентов культуры безопасности у представителей КГ и ЭГ.

Результаты первоначального тестирования (сентябрь 2019 г.) показали, что изначально представители КГ и ЭГ не имели статистически значимых различий по показателям мотивации к успеху и боязни неудач, склонности к риску, уровню волевого самоконтроля, а также по уровню базовых знаний и умений безопасного поведения в ситуациях экстремального характера, по совокупности

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

которых мы и определяли общий уровень сформированности культуры безопасности (таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей сформированности культуры безопасности представителей КГ и ЭГ в течение педагогического эксперимента

№ п/п Наименование показателя Группа М±т Достоверность различий, р

исх. кон.

Личностный компонент культуры безопасности

1 Мотивация к успеху и боязнь неудачи, усл. ед. кг 9,31±1,26 9,86±2,11 >0,05

ЭГ 9,11±1,19 13,26±2,44 <0,05

2 Склонность к риску, усл. ед. кг 11,42±2,23 12,21±1,51 >0,05

ЭГ 11,64±2,12 9,26±1,54 <0,05

3 Общая саморегуляция, усл. ед. кг 5,28±1,12 5,72±0,28 >0,05

ЭГ 5,32±1,24 7,11±2,07 <0,05

4 Настойчивость, усл. ед. кг 3,42±1,08 3,67±1,29 >0,05

ЭГ 3,38±0,96 5,01±1,84 <0,05

5 Самообладание, усл. ед. кг 2,96±0,74 3,11±0,22 >0,05

ЭГ 2,87±0,88 4,15±0,64 <0,05

Знаниевый компонент культуры безопасности

6 Результат выполнения диагностической работы по основам безопасности жизнедеятельности, балл кг 3,34±0,12 3,42±0,14 >0,05

ЭГ 3,23±0,09 3,74±0,21 <0,05

Диагностика личностного компонента культуры безопасности показала, что выраженность мотивации, как направленность личности к достижению успеха или избегания неудач в повседневной жизни и в КГ, и в ЭГ имеет сходные показатели. При этом среднегрупповые значения показателей у наблюдаемых нами учащихся свидетельствуют о преобладании школьников со средним уровнем мотивации, при котором мотивационный полюс ярко не выражен.

Как видно из данных таблицы, до начала эксперимента в наблюдаемых нами группах в большей степени встречались старшеклассники со средним и низким уровнем склонности к риску, что свидетельствует о достаточно плохо

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

развитой способности прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности у большинства участников наблюдения.

По показателям волевого самоконтроля и у представителей КГ, и у представителей ЭГ обнаружены низкие значения по определяемым показателям: уровню общей саморегуляции, настойчивости и самообладания. Полученные данные отражают эмоционально неустойчивые, импульсивные свойства личности обследованных школьников, нестабильность их намерений в поступках.

Полученные данные в целом не противоречат психологическому развитию детей подросткового возраста и обусловлены как развитием высшей нервной деятельности, так и гормональными изменениями в растущем организме.

Полученные результаты указывают на необходимость совершенствования личностного компонента культуры безопасности жизнедеятельности у большинства старшеклассников, проявляющегося в низком самоконтроле и высокой склонности к риску.

Изучение знаниевого компонента культуры безопасности у наблюдаемых нами школьников показало, что на начальном этапе экспериментального исследования средний балл за выполнение комплекса заданий, направленных на проверку уровня знаний, умений и практических навыков в области обеспечения безопасности, составил в КГ - 3,34 балла, в ЭГ - 3,23 балла.

Данный факт свидетельствует об относительно низком общем уровне предметных знаний обучающихся.

Распределение школьников по уровню выполнения задания показало, что около 66 % участников исследования выполнили задания на оценку «2» и «3». При этом у 14,5 % всех наблюдаемых школьников предметные знания были практически не сформированы (оценка «2»).

Полученные на начальном этапе результаты диагностики еще раз подтвердили необходимость совершенствования образовательной деятельности в вопросах присвоения культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся старших классов. В нашем случае процесс совершенствования образовательной деятельности по курсу ОБЖ мы решили осуществить через взаимодействие семьи и школы при реализации экспериментальной методики формирования культуры безопасности.

По истечении 7 месяцев педагогического эксперимента (март 2020 г.) была проведена повторная диагностика уровня сформированености личностного и знаниевого компонентов культуры безопасности у представителей КГ и ЭГ, которая обнаружила изменение всех определяемых показателей по сравнению с данными, полученными на начальном этапе педагогического эксперимента. Однако оказалось, что степень выраженности произошедших изменений в КГ и ЭГ значительно отличается.

В частности, у представителей КГ отмечается лишь тенденция к повышению уровня сформированное™ культуры безопасности по личностному компоненту, и изменения определяемых показателей являются

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

статистически недостоверными. У представителей ЭГ, напротив, по всем показателям личностного компонента культуры безопасности изменения оказались статистически значимыми.

Так, по показателю мотивации к успеху и боязни неудачи прирост результата составил 45,6 % (в КГ - 5,9 %). При этом в ЭГ произошло существенное увеличение числа школьников с преобладанием мотивации к успеху и уменьшение числа старшеклассников с мотивацией на избегание неудачи. По среднегрупповому значению представители ЭГ из категории лиц с невыраженным мотивационным полюсом перешли в категорию лиц с преобладанием мотивации на успех.

По показателю склонности к риску в ЭГ значительно увеличилось количество школьников с низкими значениями необоснованного риска в поведении, вследствие чего значение показателя снизилось, по сравнению с первоначальным тестированием, на 20,4 %. У представителей КГ, среднегрупповое значение данного показателя, напротив, несколько возросло (на 6,9 %), хотя и осталось в пределах средних значений.

Обнаруженное явление свидетельствует о том, что школьники, занимавшиеся по традиционной программе учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в большей степени стали предрасположены к рискованному поведению в стандартных и экстремальных ситуациях, зачастую переоценивая свои реальные возможности.

По показателю волевого самоконтроля в ЭГ испытуемых на завершающем этапе педагогического эксперимента также отмечено значительное улучшение общей саморегуляции (на 33,7 %), настойчивости (на 48,3 %) и самообладания (на 44,5 %). Причем каждое из перечисленных психологических свойств личности к моменту завершения эксперимента у представителей ЭГ находилось в зоне среднего уровня (на начальном этапе исследования - в зоне низкого уровня). У школьников КГ прирост показателей общей саморегуляции, настойчивости и самообладания составил 8,3 %, 7,31 % и 5,1 % соответственно.

Результаты повторной диагностики, полученные в ЭГ, отражают качественные изменения психологической сферы подростков после реализации экспериментальной методики формирования культуры безопасности в сторону большей уверенности в своих возможностях, возрастания волевых качеств к достижению цели, адекватного контроля и осознанности своих поступков и действий в повседневной жизни.

Общее повышение уровня сформированное™ личностного компонента культуры безопасности составило в КГ 6,71 %, в ЭГ - 38,49 %.

Повторная диагностика уровня сформированное™ культуры безопасности по знаниевому компоненту показала повышение результативности выполнения диагностической работы, оценивающей базовые знания и предметные умения по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях различного характера и оказанию первой помощи пострадавшим, у представителей ЭГ (в среднем на 15,8 %). В КГ средний балл возрос всего на

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

0.08.единицы (прирост - 2,4 %).

Полученные результаты исследования убедительно доказывают качественное улучшение предметных умений и знаний основ безопасности жизнедеятельности обучающихся старших классов по итогу внедрения экспериментальной методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся на основе взаимодействия семьи и школы.

Представленные данные свидетельствуют о том, что повышение общей культуры безопасности за время проведения педагогического эксперимента составило в КГ 4,6%, в ЭГ - 27,1 %.

Таким образом, методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности, основанная на взаимодействии семьи и школы, показала свою эффективность при реализации в учебно-воспитательном процессе детей среднего школьного возраста. Возможность ее использования в процессе формирования культуры безопасности доказана достоверным улучшением психологических свойств личности, определяющих мотивацию на достижение успеха и избегание неудачи, склонность к риску и способность волевого самоконтроля, а также приростом уровня базовых знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Литература:

1. Зуев A.M. Наиболее актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС / А. М. Зуев // Вестник НГПУ - 2014. - № 5 (21) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/naibolee-aktualnye-problemyprepodavaniya-predmeta-obzh-v-svete-trebovaniy-fgos/ (дата обращения: 13.05.2020)

2. Маралов В.Г. Нормативность поведения как фактор отношения к опасности в старшем школьном возрасте / В.Г. Маралов, Т.П. Маралова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 2. - С. 256274.

3. Поляков Н.И. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе / Н.И. Поляков // Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 5. - С. 15-22.

4. Степаненко E.H. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся старших классов / E.H. Степаненко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8-10. - С. 124-126.

5. Федеральный стандарт общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (ФГОС ОО, ФГОС СПОО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/ library/2019/03/23/federalnyy-standart-obshchego/ (дата обращения: 21.04.2020)

6. Цейко В.А. Сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников II Научное обозрение. Педагогические науки. - 2014. - № 2. -С. 150-150 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ ru/article/view?id=493/ (дата обращения: 19.06.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.