педагогические науки
список литературы
1. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. M.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2013.
2. Боденко JI.A. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.
3. Зимняя И.А. Качество непрерывного образования как условие развития личности в образовательной системе. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.
4. Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 2. С. 48-51.
5. Малофеев H.H., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. [и др.]. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // дефектология. 2009. № 1. С. 5-19.
6. Сластенин В.А., Шиянов E.H. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: МПГУ, 1994.
* * *
1. Bajdenko V.I. Standarty v nepreryvnom ob-razovanii: konceptual'nye, teoreticheskie i metodo-logicheskie problemy. M.: Issled. centr problem ka-chestva podgotovki specialistov, 2013.
2. Bodenko JI.A. Pedagogicheskie uslovija ob-shhekul'turnogo stanovlenija mladshego shkol'nika v obrazovatel'noj srede: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1999.
3. Zimnjaja I.A. Kachestvo nepreryvnogo obrazo-vanija kak uslovie razvitija lichnosti v obrazovatel'noj sisteme. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1997.
4. Kozyreva O.A. Kompetentnost' sovremenno-go uchitelja: sovremennaja problema opredelenija po-njatija // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2004. № 2. S. 48-51.
5. Malofeev N.N., Goncharova E.L., Kukushki-na O.I. [i dr.]. Special'nyj federal'nyj gosudarstvennyj standart obshhego obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: osnovnye polozhenija koncepcii // Defektologija. 2009. № 1. S. 5-19.
6. Slastenin V.A., Shijanov E.N. Gumanisti-cheskaja paradigma pedagogicheskogo obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie dlja XXI veka: mate-rialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: MPGU, 1994.
О Гладкова Л.К, 2017
The key competences of future teachers in creation of inclusive educational environment
The study of the structure and content of the inclusive educational environment (IEE) will help to find out the priorities and activities for the creation of the educational institution, as well as to identify a range of professional and cultural competences as the effective and target basis of a special course for future teachers.
Key words: educational environment, inclusive education, professional competence.
(Статья поступила в редакцию 25.05.2017)
л.н. гладкова
(тюмень)
ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА
Раскрываются понятия «социальная безопасность» и «социально безопасное поведение» (как поведение, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности). Охарактеризовано содержание основных компонентов готовности к осуществлению социально безопасного (ценностно-мо-тивационного, когнитивного, операционально-деятельностного, регулятивного, рефлексивного) поведения. Описываются уровни социально безопасного поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова: социально безопасное поведение, социальная безопасность, уровни.
В системе общественных отношений все более актуальными становятся проблемы безопасности личности в связи с рисками различного плана (политическими, экономическими, криминальными, военными и др.), многие из которых имеют социальное происхождение. Одной из важных задач оказывается обеспечение безопасности личности через развитие
ИЗВЕСТИЯ вгпу
навыков социально безопасного поведения. К сожалению, в массовой педагогической практике при подготовке подростков к безопасной жизнедеятельности по-прежнему преобладает гностический, во многом репродуктивный подход: используются в основном традиционные формы и методы обучения, не обеспечивающие развитие мотивов безопасного поведения, формирование подготовленности к безопасной жизнедеятельности. Число преступлений, совершенных подростками и при их соучастии, в Российской Федерации увеличилось до 61833 в 2016 г.
«Различные аспекты проблемы формирования навыков как социально опасного, так и социально безопасного поведения являются объектом специального научного исследования со второй половины XX в., <...> в частности: вопросы формирования и профилактики рискованного, социально опасного, криминального поведения (С.А. Беличева, Я.Г. Гилин-ский, Е.В. Змановская и др.), изучение фило-софско-методологических проблем безопасности (Г.В. Брои, М.Ю. Захаров, B.C. Поликарпов, В.К. Сенчагов, А.И. Страхов, О.Н. Яниц-кий и др.); воспитание культуры безопасности (Л.Н. Горина, B.H. Мошкин, A.B. Попков и др.); создание педагогических условий, способствующих формированию опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в той или иной экстремальной ситуации - в дорожном движении, при пожарах и пр. (Т.Г. Хромцов, A.M. Якупова, А.Г. Мас-лова, Л.И. Шершнев и др.)» [8, с. 200].
B современных условиях актуально охарактеризовать варианты практической социально опасной либо социально безопасной деятельности в пространствах социального взаимодействия. По мнению O.A. Селивановой, Л.Н. Гладковой, «социально безопасное поведение подростков - это поведение, соответствующее нормам общества, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности, угрозы различной природы как окружающим, так и самому себе, конструктивному поведению» [Там же, с. 202].
Исходя из предположения о том, что социально безопасное поведение формируется на основе уже существующей готовности к безопасному поведению, педагогически целесообразно охарактеризовать уровни сформиро-ванности компонентов социально безопасного поведения.
Уровневая организация безопасности личности (Н.Л. Шлыкова, Н.С. Ефимова, B.A. По-
пов, А.С. Черкунова и др.) выглядит следующим образом: первый уровень - первичный анализ, оценка действительности в отношении критерия «опасно - безопасно» в результате информационной обработки психическими процессами (ощущений, чувств, восприятий, мышления, представлений), второй - вторичная оценка, анализ окружающей действительности, прогнозирование безопасного будущего с учетом личностных характеристик человека, третий - принятие решения и реализация поведенческой модели на основе социальных, профессиональных, психологических компетенций в области безопасности [7]. На этой основе нами определены уровни сформи-рованности социально безопасного поведения:
- оперативный (комплекс поступков и действий, являющийся необходимостью ежеминутного реагирования на существующую угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего, при взаимодействии с непредсказуемой социально опасной ситуацией, вызванной стечением рисков различных групп);
- тактический (достаточно устойчивые по структуре, целесообразные и эффективные способы социально безопасного поведения, направленные на достижение поставленной цели осуществления собственной безопасности и безопасности окружающих людей);
- стратегический (устоявшаяся совокупность освоенных способов социально безопасного поведения, реализуемая на основе плана действий в системе общественных отношений с целью обеспечения личной и коллективной безопасности).
Учет указанных уровней при планировании и реализации содержания деятельности по формированию социально безопасного поведения подростков может значительно повысить ее эффективность. Принятая в современной науке логика формирования социально безопасного (как, впрочем, и профилактика социально опасного поведения) строится в логике последовательного осознания человеком лич-ностно актуальных проблем и рисков собственного поведения и постепенного расширения кругозора до более широких вариантов ситуаций социального взаимодействия. Однако проведенное нами исследование позволило установить, что на формирование социально безопасного поведения в подростковом возрасте сильно влияет специфика субъективного восприятия степени опасности подростком: объективно опасная ситуация зачастую таковой не воспринимается (завышенная само-
оценка, субъективно некритичное оценивание вероятных рисков, нигилистическое восприятие алгоритмов и вариантов действий взрослых в аналогичных ситуациях и пр.). Вследствие этого выстраивание социально безопасного поведения в принятой логике представляется нам невозможным.
Процесс формирования социально безопасного поведения строится в соответствии со следующей логикой: от осознания существования в окружающей действительности объективированных рисков, овладения универсальными моделями реагирования на них до постепенного переноса приобретенных умений на личностно актуальные ситуации. Важную роль в данном процессе могут сыграть так называемые социальные сервисы.
Значимой сферой социализации современной молодежи стало интернет-пространство, важнейшей формой организации коммуникации в котором являются социальные сервисы (комплекс информационно-коммуникационных технологий, современных технических средств, сетевого программного обеспечения, связывающий людей в сетевые сообщества и поддерживающий групповые взаимодействия).
Опытно-экпериментальная работа проведена на базе МАОУ гимназии № 16 г. Тюмени, ФГАОУ ВПО «Тюменский государственный университет Институт психологии и педагогики». Базовое учреждение - МАОУ ДОД «Центр внешкольной работы "Дзержинец"» г. Тюмени. В проведении исследования также были задействованы МАОУ СОШ № 91, 29 г. Тюмени, МАОУ СОШ №2 2 г. Заводоуковска, МАОУ Боровская СОШ, а также ряд общеобразовательных учреждений города и области, учреждений дополнительного образования.
Выборку составили 130 детей подросткового возраста МАОУ СОШ № 91, 29, гимназии № 16 г. Тюмени, МАОУ СОШ № 2 г. За-водоуковска, МАОУ Боровской СОШ. Согласно экспериментальному плану, они были разделены на эквивалентные по числу участников экспериментальную и контрольную группы. В воспитательную работу с ними была включена программа формирования безопасного поведения подростков в обществе на основе использования педагогического потенциала сетевых сервисов. С подростками контрольной группы проводилась традиционная воспитательная работа без использования специальной программы. В основу работы с экспериментальной группой была положена идея
КИЕ НАУКИ -
включения актуального жизненного опыта подростков в разрешение макро- и микросоциальных проблем: первоначально - в виртуальном пространстве, позднее - в реальном пространстве, затем в пространстве группового взаимодействия.
В качестве ведущего средства формирования социально безопасного поведения использовалась организация общения с подростками в сети Интернет, что активизировало педагогический потенциал пространства сетевых сервисов. формирование социально безопасного поведения осуществляется через анализ и интерпретацию реальных фактов социально опасного поведения подростков в глобальном и локальном масштабе, обсуждение статистики негативных результатов такого поведения, последовательное погружение подростков в приближенные к реальным социально опасные ситуации (информационные, имитационные, дозированного риска), требующие от них умений самостоятельно решать проблемы, анализировать и оценивать факты, соотносить со своим поведением сначала в виртуальном пространстве средствами сетевых сервисов, затем в реальной ситуации.
В ходе начальной работы осуществлялось измерение уровня безопасного поведения подростков в обществе посредством применения самостоятельно разработанной диагностической карты оценки уровня сформированно-сти навыков социально безопасного поведения. Для составления диагностической карты применялись психодиагностические методики, направленные на измерение уровня сформированности навыков социально безопасного поведения, коррелирующих с ним качеств: методика диагностики уровня рефлексивности (опросник А.В. Карпова); олимпиада-тест по основам безопасности жизнедеятельности; тест на ценностные ориентации (М. Ро-кич), опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98», тест Томаса на конфликтность (стратегия поведения в конфликтных ситуациях), методика по определению КОС (коммуникативных и организаторских склонностей), методика исследования склонности к виктимно-му поведению.
На основе полученных данных методики исследования склонности к виктимному поведению было осуществлено деление подростков на 4 группы по варианту безопасного поведения на личностном и социальном уровнях. В ходе основной преобразующей деятельности с каждой группой подростков проводилась учи-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
тывающая специфику конкретной группы работа по формированию социально безопасного поведения согласно описанным этапам.
Формирование у подростков безопасного поведения в обществе на основе использования педагогического потенциала сетевых сервисов проводилось в несколько этапов. Исходя из предположения о том, что в ходе экспериментальной работы на каждом этапе формируются все компоненты социально безопасного поведения, на определенном этапе мы уделяли особое внимание формированию отдельного компонента социально безопасного поведения. В связи с этим мы определяли не цель этапа, поскольку она едина (формирование безопасного поведения подростков в обществе на основе использования педагогического потенциала сетевых сервисов), а приоритетную задачу.
Первый этап. Приоритетная задача -формирование ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов социально безопасного поведения подростов. основным содержанием деятельности на данном этапе является целенаправленно организованное взаимодействие студентов педагогического клуба «5-й этаж» по включению подростков в процесс реализации социально значимых проектов, акций города, области, страны по направлениям «творчество», «волонтерство», «интеллект», «профессиональная ориентация», «педагогический отряд». Ключевые формы работы на данном этапе - это, с одной стороны, индивидуальные консультации и собеседования с подростками, с другой - группы взаимопомощи, в ходе работы которых подростки имеют возможность не только определить (и детализировать) свой актуальный жизненный опыт, но и соотнести его с аналогичным опытом других участников. Доминирующим средством формирования являются социальные сервисы. Не менее важно на первом этапе постепенное ознакомление подростков с возможными опасностями окружающей среды, их физическими свойствами, причинами возникновения опасности, правилами и способами безопасного поведения в обществе, способами обеспечения личной и общественной безопасности, а также продуктивного взаимодействия с окружающей средой. на данном этапе студенты педагогического клуба ведут работу с подростками по повышению осознания приоритетности ценностей безопасности, здоровья, стремления и потребности в обеспечении личной и общественной безопасности,
стремления к активной продуктивной деятельности.
Второй этап. Приоритетная задача -формирование у подростков операционно-деятельностного компонента социально безопасного поведения. основным содержанием деятельности на данном этапе является использование личного опыта демонстрирования подростками безопасного поведения в обществе как на личностном, так и на социальном уровнях. В ходе индивидуальных и групповых занятий (консультации, групповые тренинги, обсуждение и совместный просмотр фильмов, видеороликов, создание коллективных текстов и пр.) у подростков на основе анализа и обсуждения личного опыта безопасного и опасного поведения в обществе формируется умение предвидеть социально опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними и окружающими людьми, находить оптимальные способы безопасного поведения в соответствии со степенью опасности. основная проблема, решаемая на данном этапе, - отсутствие у некоторых подростков опыта опасного поведения. В связи с этим для обсуждения причинно-следственных связей берутся опыт из фильмов и видеороликов, статистика негативных результатов социально опасного поведения подростков, реальные факты, представленные в сети Интернет. Особую роль на данном этапе играет система проектов, разработанная совместно со студентами педагогического клуба «5-й этаж» по формированию определенных компонентов социально безопасного поведения с использованием педагогического потенциала сетевых сервисов. формирование безопасного поведения во многом является результатом тренировки навыков безопасного поведения у ребенка (на этом основана, например, система преподавания ОБЖ).
Важную роль в формировании поведения на втором этапе имеет взаимодействие подростков со студентами - будущими педагогами, социализированными, успешными людьми при реализации социально полезной деятельности в сети Интернет и социуме.
Третий этап. Приоритетная задача -формирование у подростков регулятивного и рефлексивного компонентов социально безопасного поведения. Основным содержанием деятельности на данном этапе является реализация проектов, разработанных студентами педагогического клуба, по формированию регулятивного и рефлексивного компонентов
социально безопасного поведения. на данном этапе доминирующим средством были социальные сервисы, функцией которых является непосредственно коммуникационный обмен. К их педагогически значимым элементам относится возможность совместной деятельности участников сообщества. на данном этапе важно сформировать у подростков стремление в будущем действовать безопасно как для себя, так и для общества, осуществлять анализ и оценку своего поведения и поведения сверстников. В эксперименте подростки были включены в работу социально значимых проектов педагогического клуба Института психологии и педагогики.
По итогам проделанной работы диагностировался уровень сформированности социально безопасного поведения, коррелирующих с ней качеств после экспериментального воздействия. Эффективность проведенной работы была проверена в ходе исследования.
на диагностическом этапе педагогического эксперимента при определении выраженности ценностно-мотивационного критерия исследовались направленность на безопасное поведение и соответствующая мотивация подростков, а также потребность в обеспечении личной и общественной безопасности (тест М. рокича на ценностные ориентации).
При рассмотрении когнитивного критерия социально безопасного поведения определялись уровни развития таких показателей, как знания о способах социально безопасного поведения (тестовые задания в рамках олимпиады по ОБЖ).
Операционно-деятельностный критерий готовности подростков к безопасному поведению мы определили через методику КОС, опираясь на взаимосвязь коммуникативных навыков и уровня развития навыков и умений социально безопасного поведения. Для замера данного критерия нами также использовалась методика исследования склонности к виктимно-му поведению (О.О. Андронникова). При изучении уровня развития регулятивного критерия оценивались способности к осуществлению эмоционально-волевой регуляции своего поведения, планированию и контролю своих действий, принятию самостоятельных решений. Для этого мы использовали опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98», а также тест Томаса на выявление стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
При рассмотрении рефлексивного критерия оценки уровня сформированности навы-
КИЕ НАУКИ -
ков социально безопасного поведения, определяя умение осуществлять анализ и оценку результатов своего поведения в опасной ситуации, выявлять их соответствие поставленным целям, своевременно вносить изменения в программу действий, мы обратились к методике диагностики уровня развития рефлексивности (опроснику А.В. Карпова).
на вводном этапе была проведена диагностика каждого компонента социально безопасного поведения подростков экспериментальной и контрольной групп. Мы использовали 7 диагностических методик, они являлись основанием для составления диагностической карты для каждого подростка.
В ходе предварительной диагностики среди опрошенных подростков контрольной и экспериментальной групп мы выделили три уровня сформированности навыков социально безопасного поведения. Первоначальный уровень подростков контрольной и экспериментальной групп одинаковый (тактический). В связи с этим мы можем говорить об исходно одинаковых уровнях сформированности навыков социально безопасного поведения подростков (9-10 % оперативного уровня, 6062 % - тактического и 29-30 % - стратегического).
В результате детального анализа каждого сформированного компонента социально безопасного поведения при помощи соответствующих методик диагностики мы установили, что на недостаточном уровне сформированы операционно-деятельностный, регулятивный и рефлексивный компоненты у экспериментальной и контрольной групп. Очевидно, что работа над данными компонентами необходима в особой степени.
Общий уровень сформированности навыков социально безопасного поведения подростков экспериментальной группы до реализации программы по формированию социально безопасного поведения подростков в обществе на основе использования педагогического потенциала сетевых сервисов являлся средним (62 %). Обработка диагностических карт подростков контрольной группы показала, что общий уровень сформированности навыков социально безопасного поведения подростков также являлся средним (60 %).
Завершающая диагностика уровня сфор-мированности компонентов социально безопасного поведения у контрольной группы показала несущественные изменения. Предположительно существует результат в целом вос-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
питательной и образовательной работы социальных институтов, окружающих подростка.
По результатам итоговой диагностики реализации программы по формированию социально безопасного поведения подростков на основе использования сетевых сервисов мы видим определенный рост всех показателей, в особенности когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов социально безопасного поведения. В ходе работы усовершенствовалась система знаний подростков о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения опасности, о правилах и способах социально безопасного поведения в обществе; улучшилась эмоционально-волевая регуляция поведения, подростки стали более осознанно планировать и контролировать свои действия, принимать решения, осуществлять анализ и оценку результатов своего поведения в опасной ситуации, выявлять их соответствие поставленным целям, своевременно вносить изменения в программу действий.
По завершении диагностики нами была составлена обобщающая таблица результатов диагностики уровня сформированности навыков социально безопасного поведения подростков экспериментальной и контрольной групп. Процентное соотношение подростков экспериментальной группы, находящихся на стратегическом уровне, значительно увеличилось, а число учащихся, относящихся к тактическому и оперативному уровням, уменьшилось. В целом от общего тактического уровня сформированности навыков социально безопасного поведения экспериментальная группа перешла к стратегическому. Позиции практически не изменили свое положение у контрольной группы.
Список литературы
1. Антипьев А.Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29-30 сентября 2009 г.) / под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой. Пермь, 2009. С. 14-18.
2. Безопасность человека: учеб.-метод. пособие для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева. М., 1994.
3. Белов П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России // Безопасность. 1998. № 5-6. С. 18-21.
4. Зимонин В.П. Формула безопасности для России // Безопасность. 1999. № 5-6. С. 37-41.
5. Есипова A.A. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего // Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 4. С. 32-34.
6. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Барнаул: Барнаульский ГПУ, 2004.
7. Попов В.А., Черкунова A.C. Проблема психологической безопасности и формирование культуры социального поведения учащихся МОУ // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 1(44). С. 102-110.
5. родачин в.М. Безопасность как социальное явление // Право и безопасность. 2004. № 4(13). С. 35-40.
6. Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. 1998. № 9. С. 20-23.
7. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во «Академия», 2002.
8. Селиванова О.А., Гладкова Л.Н. Соотношение понятий «социально безопасное» и «социально опасное» поведение несовершеннолетних в современной педагогической науке // Вестн. Тюмен. унта. 2015. № 1. С. 198-205.
9. Селиванова О.А., Пластинина Е.Г. Модель современной российской семьи как ориентир государственной семейной политики // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2014. № 9. С. 35-45.
10. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2010.
* * *
1. Antip'ev A.G. Uslovija i faktory social'noj bezopasnosti cheloveka v rossijskom sociume // Social'naja bezopasnost' i zashhita cheloveka v uslo-vijah novoj obshhestvennoj real'nosti: sistemnye mezh-disciplinarnye issledovanija: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (g. Perm', Perm. gos. un-t, 29-30 sentjabija 2009 g.) / pod obshh. red. Z.P. Zamaraevoj, M.I. Grigor'evoj. Perm', 2009. S. 14-18.
2. Bezopasnost' cheloveka: ucheb.-metod. poso-bie dlja obrazovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. L.I. Shershneva. M., 1994.
3. Belov P.G. O semantike, ob#ektah i metodah obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossii // Bezopasnost'. 1998. № 5-6. S. 18-21.
4. Zimonin V.P. Formula bezopasnosti dlja Rossii // Bezopasnost'. 1999. № 5-6. S. 37-41.
5. Esipova A.A. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti naselenija kak osnova bezo-
педагогические науки
pasnogo budushhego // Bezopasnost' zhiznedejatel'-nosti. 2012. № 4. S. 32-34.
6. Moshkin V.N. Vospitanie kul'tury bezopasno-sti shkol'nikov. Barnaul: Barnaul'skij GPU, 2004.
7. Popov V.A., Cherkunova A.S. Problema psi-hologicheskoj bezopasnosti i formirovanie kul'tury social'nogo povedenija uchashhihsja MOU // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2015. № 1(44). S. 102-110.
5. Rodachin V.M. Bezopasnost' kak social'noe javlenie // Pravo i bezopasnost'. 2004. № 4(13). S. 3540.
6. Smirnov A.T. Podgotovka uchashhejsja molo-dezhi v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti // OBZh. 1998. № 9. S. 20-23.
7. Suhov A.N. Social'naja psihologija bezopasnosti: ucheb. posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. M.: Izd-vo «Akademija», 2002.
8. Selivanova O.A., Gladkova L.N. Sootno-shenie ponjatij «social'no bezopasnoe» i «social'no opasnoe» povedenie nesovershennoletnih v sovremennoj pedagogicheskoj nauke // Vestn. Tjumen. unta. 2015. № 1. S. 198-205.
9. Selivanova O.A., Plastinina E.G. Model' so-vremennoj rossijskoj sem'i kak orientir gosudarstven-noj semejnoj politiki // Vestn. Tjumen. gos. un-ta. 2014. № 9. S. 35-45.
10. Sorokina L.A. Formirovanie gotovnosti pod-rostkov k bezopasnomu povedeniju v povsednevnoj zhizni: dis. ... kand. ped. nauk. Tjumen', 2010.
Substantiation of levels and experimental work on socially safe behaviour of a teenager
The article deals with the concepts of "social safety" and "socially safe behavior" (behaviour that leads to successful socialization, lack of tension). The author describes the main components of readiness for socially safe (value and motivational, cognitive, operational and active, regulatory, reflexive) behaviour. The characteristics of safe levels of social behavior of people under age are under consideration in the article.
Key words: socially safebehaviour, social safety, levels.
(Статья поступила в редакцию 20.04.2017)
а.в. Зорина, н.н. выгодчикова
(набережные Челны)
роль поликультурного образования
в профилактике экстремизма среди студентов на занятиях по иностранному языку в вузе
Рассматривается вопрос профилактики экстремизма в студенческой среде вуза в рамках поликультурного образования. Представлены результаты исследования, проведенного авторами в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета, описан опыт работы со студентами 1-2-х курсов на занятиях по иностранному языку, направленных на формирование у обучающихся отрицательного отношения к экстремистской идеологии.
Ключевые слова: поликультурное образование, экстремизм, экстремистская идеология, высшее образование, студенты вуза, иностранный язык.
В последние десятилетия наше общество становится все более многонациональным. Одной из причин является большое количество беженцев, выбирающих европейские страны (включая Россию) в качестве нового места жительства. В связи с этим проблема межкультурного взаимодействия представляется все более насущной и требующей внимания. Проживая в стране, жители которой являются представителями сотен различных этносов, национальностей и культур, необходимо обладать навыками межкультурного общения, в основе которых лежат уважение и толерантное отношение ко всем культурам. Сложная политическая ситуация в странах Ближнего Востока и на Украине, многочисленные террористические акты и набирающие силы экстремистские движения по всему миру доказывают, что современное общество далеко от мирного сосуществования в многонациональном пространстве. Агрессивно настроенная молодежь по всему миру демонстрирует неприязнь по отношению к людям других национальностей, рас и вероисповеданий, это выливается в вооруженные конфликты с многочисленными жертвами среди мирного населения. Подобная ситуация, несомненно, является благотворной
© Зорина A.B., Выгодчикова H.H., 2017