Научная статья на тему 'Процесс развития социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов'

Процесс развития социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
759
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛУБ / SOCIALLY SAFE CONDUCT / THE EXTENT OF A TEENAGER''S READINESS TO MANIFEST SOCIALLY SAFE CONDUCT / SOCIAL SERVICES / TEACHERS''CLUB

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладкова Любовь Николаевна

В статье раскрываются специфика феномена «социально безопасное поведение»; проблема роли социальной сети в целом и социальных сервисов в частности в процессе социализации подрастающего поколения. Описывается работа педагогического клуба вуза по формированию социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов. По результатам итоговой диагностики реализации работы мы видим определенный рост всех показателей, в особенности когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов социально безопасного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS’ SOCIALLY SAFE CONDUCT BY MEANS OF NETWORK SERVICES

The article deals with the specificity of the phenomenon of socially safe conduct and reveals the problem of the role of a social network in general and social services in particular in the process of socialization of the younger generation. It also describes the work of the teachers' club in high school on the formation of socially safe conduct of teenagers by means of network services. According to the results of the final diagnosis of the implementation of the work, we can see a definite growth of all the indicators, particularly cognitive, regulatory and reflexive components of socially safe conduct.

Текст научной работы на тему «Процесс развития социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов»

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ

THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS' SOCIALLY SAFE CONDUCT BY MEANS OF NETWORK SERVICES

Л.Н. Гладкова

L.N. Gladkova

Социально безопасное поведение, степень готовности подростка к осуществлению социально безопасного поведения, социальные сервисы, педагогический клуб.

В статье раскрываются специфика феномена «социально безопасное поведение»; проблема роли социальной сети в целом и социальных сервисов в частности в процессе социализации подрастающего поколения. Описывается работа педагогического клуба вуза по формированию социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов. По результатам итоговой диагностики реализации работы мы видим определенный рост всех показателей, в особенности когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов социально безопасного поведения.

Socially safe conduct, the extent of a teenagers readiness to manifest socially safe conduct, social services, teachers' club.

The article deals with the specificity of the phenomenon of socially safe conduct and reveals the problem of the role of a social network in general and social services in particular in the process of socialization of the younger generation. It also describes the work of the teachers' club in high school on the formation of socially safe conduct of teenagers by means of network services. According to the results of the final diagnosis of the implementation of the work, we can see a definite growth of all the indicators, particularly cognitive, regulatory and reflexive components of socially safe conduct.

В современном мире актуальны проблемы безопасности личности в связи с угрозами различного плана (политическими, экономическими, криминальными, военными и др.), многие из которых имеют социальное происхождение. Одной из важных задач становится обеспечение безопасности личности через развитие навыков социально безопасного поведения. Значительную роль в этом процессе играет виртуальное пространство. Чем старше школьники, тем слабее контроль: 70 % учеников 9-10 лет и свыше 90 % школьников старше 13 лет пользуются Интернетом. Освоение различных видов интернет-активности - основа онлайн-социализации.

В массовой педагогической практике при подготовке подростков к безопасной жизнедеятельности преобладает знаниево-ориентирован-ный подход, используются в основном традиционные формы и методы обучения, не обеспечивающие

развития мотивов безопасного поведения, формирования готовности к безопасной жизнедеятельности. Усвоение учащимися правил безопасного поведения осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне. Статистика за последние пять лет показывает, что число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии в Российской Федерации, увеличилось до 61 833. Низкий уровень подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности свидетельствует о необходимости более эффективной организации процесса формирования социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов.

Отдельные аспекты методики использования сетевых сервисов в образовании рассматриваются в целом ряде работ: С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкун, СВ. Зенкина, A.A. Кузнецов, И.В. Роберт, М.А. Сурхаев и другие анализируют

дидактические возможности средств телекоммуникаций, С.В. Бондаренко, Е.Д. Патаракин, A.M. Сапов, М.В. Сафронов, Н.К. Тальнишних и другие рассматривают вопросы развития сетевых сообществ, в диссертациях С.З. Алборовой, С.Е. Ковровой, Р.И. Круподерова, A.B. Шелухиной и другие отражены отдельные направления применения сетевых сервисов. Различные аспекты проблемы формирования навыков социально безопасного поведения являются объектом специального научного исследования со второй половины XX в., в частности: вопросы формирования и профилактики рискованного, социально опасного, криминального поведения (С.А. Беличева, Я.Г. Гилинский, Е.В.Змановская и др.),философско-методологические проблемы безопасности (Г.В. Брои, М.Ю. Захаров, B.C. Поликарпов, В.К. Сенчагов, А.И. Страхов, О.Н. Яницкий и др.); воспитание культуры безопасности (Л.Н. Горина, В.Н. Мошкин, A.B. Попков и др.); создание педагогических условий, способствующих формированию опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в той или иной экстремальной ситуации: в дорожном движении, при пожарах и пр. (Т.Г. Хромцов, A.M. Якупова, А.Г. Маслова, Л.И. Шершнев, Л.А. Сорокина и др.).

Несмотря на это, по-прежнему остается недостаточно изученной сущность социально безопасного поведения, не определены критерии отнесенности поведения к тому или иному варианту (опасному / безопасному) поведения, не вы-явленны содержательные характеристики готовности к данным типам поведения. Тем более не описаны методы, приемы, механизмы использования педагогического потенциала сетевых сервисов при формировании социально безопасного поведения подрастающего поколения.

В соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются «национальная оборона, государственная и общественная безопасность» [Стратегия национальной безопасности..., 2015, с. 13]. С педагогической точки зрения нас особенно интересуетобще-ственная безопасность как результат социально

безопасного поведения, в том числе и в пространстве сетевого взаимодействия.

В целом следует признать, что по-прежнему не определены сущность и компоненты социально безопасного поведения. В психолого-педагогических исследованиях отсутствует описание психолого-педагогических механизмов, условий и средств формирования социально безопасного поведения средствами сетевых сервисов. Не выявлены содержательные особенности проблемы роли сетевых сервисов в процессе социализации подрастающего поколения, особенно несовершеннолетних, в психолого-педагогической литературе практически отсутствуют описания моделей и методик, позволяющих использовать потенциал данных феноменов в контексте решения педагогических задач.

Виды деятельности в Интернете становятся разнообразнее, и каждый ребенок может найти себе занятие по вкусу. Освоение различных видов интернет-активности - основа онлайн-социализации. Социальные сервисы - это комплекс информационно-коммуникационных технологий, современных технических средств, сетевого программного обеспечения, связывающий людей в сетевые сообщества и поддерживающий групповые взаимодействия. Социальная сеть состоит из множества агентов (узлов, акторов) и отношений между ними. В качестве агентов могут выступать отдельные индивиды, группы людей или сообщества. Связи отражают отношения между агентами сети и могут быть разных типов, например, дружеские, профессиональные или родственные (Ба^'ееу, 2007).

Использование сетевых сервисов в воспитательной работе с подростками по формированию социально безопасного поведения подростков в обществе может преобразовать традиционную систему воспитания, рационализировав мотивы к педагогической и волонтерской деятельности студентов - будущих педагогов, оптимизировав процессы формирования навыков социально безопасного поведения в обществе у подрастающего поколения. В современных условиях актуально вычленить диагностически значимые компоненты указанных типов

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

поведения, а также охарактеризовать варианты практической социально опасной либо социально безопасной деятельности в пространствах социального взаимодействия.

Социально безопасное поведение, на наш взгляд, может быть описано через взаимозависимость двух условных «плоскостей»: характер взаимодействия человека с окружающей средой и степень владения личностью навыками безопасного поведения, что позволяет говорить как минимум о четырех вариантах проявления безопасного поведения в пространстве социального взаимодействия:

1) владение человеком навыками безопасного поведения в обществе и безопасность его поведения для других людей;

2) владение человеком навыками безопасного поведения в обществе, но опасность его поведения для других людей;

3) невладение человеком навыками безопасного поведения в обществе (виктимность), но безопасность его поведения для других людей;

4) невладение человеком навыками безопасного поведения в обществе (виктимность) и опасность его поведения для других людей.

Л.А. Сорокиной «выделены компоненты: ценностно-мотивационный; когнитивный; опе-рационально-деятельностный; регулятивный; рефлексивный» [Сорокина, 2010, с. 30].

Социально безопасное поведение нами понимается как «поведение, соответствующее нормам общества, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности, угрозы различной природы как окружающим, так и самому себе, конструктивному поведению, являющемуся с точки зрения внутренних ресурсов следствием эффективности применения освоенных человеком безопасных для себя и окружающих поведенческих стратегий; с точки зрения внешних-следствием наличия контролируемых и управляемых каналов получения социально-психологической, социально-педагогической и иной помощи и поддержки в ситуации опасности, доступности каналов трансляции опыта безопасного поведения» [Селиванова, Гладкова, 2015, с. 199].

Таким образом, мы выделяем этапы развития социально безопасного поведения в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, а также ведущим институтом социализации личности.

Рассмотрим этапы формирования безопасного поведения в обществе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Мы выделили 3 основных этапа:

1) подготовительный (дошкольный возраст);

2) начальный (младший школьный возраст);

3) основной (подростковый возраст).

Опытно-экпериментальная работа проведена на базе учреждений подведомственной сети Департамента по спорту и молодежной политики администрации и Департаменту образования и науки г. Тюмени. МООУ «Гимназия № 16» г. Тюмени, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», институт психологии и педагогики. Базовое учреждение -МАОУ ДОД «Центр внешкольной работы "Дзержинец" г. Тюмени. Также в проведении исследования задействованы МАОУ СОШ № 91, 29, МАОУ СОШ № 2 г. Заводоуковска, МАОУ «Боровская СОШ», а также ряд общеобразовательных учреждений города и области, учреждений дополнительного образования.

Выборкой исследования являлись 50 детей дошкольного возраста, 52 учащихся начальной школы, 70 детей подросткового возраста, из которых 10 подростков группы риска, состоящих в программе «Большие братья, большие сестры», а также 60 подростков МАОУ СОШ № 91, 29, гимназии № 16 г. Тюмени, МАОУ СОШ № 2 г. Заводоуковска, МАОУ «Боровская СОШ». В исследовании приняли участие 15 студентов, состоящих в педагогическом клубе «5-й этаж» при институте психологии и педагогики ТюмГУ. Согласно экспериментальному плану они были разделены на эквивалентные по числу участников экспериментальную и контрольную группы. В воспитательную работу с ними была включена программа формирования безопасного поведения подростков в обществе на основе использования педагогического потенциала сетевых сервисов. С подростками контрольной группы проводилась

традиционная воспитательная работа без использования специальной программы.

На подготовительном этапе в период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится.

По результатам опроса родителей, воспитателей и первичной диагностики детей дошкольного возраста мы установили, что у 70 % детей дошкольного возраста на 60 % сформирована готовность к социально безопасному поведению. Однако сетевые сервисы в работе с воспитанниками в 90 % не используются в соответствии

с возрастными особенностями. В единичных случаях используются информационные технологии при знакомстве с правилами безопасного поведения.

На начальном этапеформирования социально безопасного поведения в младшем школьном возрасте в связи с поступлением в школу происходят серьезные изменения в жизни ребенка. Резко изменяются весь уклад его жизни, социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью -приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем обществе. Учение - это серьезный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребенка.

Младшие школьники хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Таблица 1

Обобщающая таблица результатов диагностики учебной мотивации учащихся после реализации образовательной программы с использованием сетевых сервисов на уроках «Окружающий мир» по безопасности жизнедеятельности (Лесенка побуждений: «Я учусь для того, чтобы...»)

Высказывание Ранг

Экспериментальный класс (4а) Контрольный класс (46)

До после До после

Чтобы все знать 1 1 1 1

Мне нравится учиться 7 2 7 6

Чтобы получать хорошие оценки 3 6 5 5

Чтобы научиться самому решать задачи 4,5 3 4 3

Чтобы быть полезным одноклассникам, другим людям, уметь что-то делать для других 4,5 5 3 4

Чтобы учитель был доволен моими успехами 6 8 6 7

Чтобы своими успехами радовать родителей 2 4 2 2

Чтобы за мои успехи меня уважали товарищи 8 7 8 8

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й &

0

1

к

«

о м

V

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

В завершение диагностики нами была со- чего можно сделать вывод, что нами достиг-

ставлена обобщающая таблица результатов диа- нута цель и реализованы поставленные зада-

гностики учебной мотивации учащихся. Изтабл. 1 чи. Соответственно, мы можем сделать вывод,

видно, что познавательные и социальные мо- что использование педагогического потенциа-

тивы поднялись в ранге на 1-2 позиции у экс- ла сетевых сервисов на начальном этапе фор-

периментального класса и практически не из- мирования социально безопасного поведе-

менили положение у контрольного класса, из ния подростков в младшем школьном возрасте

положительно влияет на формирование когнитивного и операционально-деятельностного компонента социально безопасного поведения.

Таким образом, использование социальных сервисов на уроках, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся начальной школы к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребенка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

На основном этапе формирования социально безопасного поведения мы можем говорить, что в подростковом возрасте начинаются окончательное преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности. Психологическое содержание подростковой жизни связано с закладкой самосознания,

формированием нравственного сознания, мировоззрения. В межличностных отношениях формируется значение индивидуальных контактов и привязанностей.

В подростковый период происходят отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а также со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. На современном этапе развития информационных технологий именно социальные сервисы играют большую роль в жизни каждого подростка, и именно они могут служить основой формирования социально безопасного поведения.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня сформированнности СБП по итогам реализации программы (п=60, %)

Уровень сформированности навыков СБП Экспериментальная группа Контрольная группа

До после До после

Низкий 9 5 10 7

Средний 62 45 60 62

Высокий 29 50 30 31

В завершение диагностики нами была составлена обобщающая таблица результатов диагностики уровня сформированности навыков социально безопасного поведения подростков экспериментальной и контрольной групп (табл. 2). Из табл. 2 видно, что процентное соотношение подростков экспериментальной группы, находящихся на высоком уровне, значительно увеличилось, а на среднем и низком - уменьшилось. В целом из общего среднего уровня экспериментальная группа перешла на высокий уровень сформированности навыков социально безопасного поведения. Позиции практически не изменили положение у контрольной группы, из чего можно сделать вывод, что нами достигнута цель и реализованы поставленные задачи.

Использование социальных сервисов в воспитательной работе по формированию безопасного поведения подростков в обществе может

преобразовать традиционную систему воспитания, рационализировав мотивы к педагогической и волонтерской деятельности студентов -будущих педагогов, оптимизировав процессы формирования навыков безопасного поведения в обществе у подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Антипьев А.Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермь, Перм. гос. ун-т, 29-30 сентября 2009 г.) / под общ. ред. З.П. Зама-раевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. С. 14-18.

2. Безопасность человека: учеб.-метод. пособие для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева; Фонд национальной и международной безопасности. М., 1994, 472 с.

3. Белов П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России // Безопасность. 1998. № 5-6. С. 18-21.

4. Зимонин В.П. Формула безопасности для России // Безопасность. 1999. № 5-6. С. 37-41.

5. Родачин В.М. Безопасность как социальное явление // Право и безопасность. 2004. № 4 (13). С. 35-40.

6. Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. 1998. № 9. С. 20-23.

7. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

8. Селиванова O.A., Пластинина Е.Г. Модель современной российской семьи как ориентир

государственной семейной политики // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9. С. 35-45.

9. Селиванова O.A., Гладкова Л.Н. Соотношение понятий «социально безопасное» и «социально опасное поведение» несовершеннолетних в современной педагогической науке // Вестник Тюменского университета. 2015. № 1. С. 198-205.

10. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2010. 199 с.

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.zakonprost.ru/ (дата обращения: 20.10.2015).

12. Шершнев Л.И. Учитель как созидатель безопасности // Безопасность. 1995. № 11. С. 17-19.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч < ^

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.