известия вгпу. педагогические науки
ственность: кол. монография: в 2 т. / сост. и науч. ред. В.Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010.
2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб. пособие / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Издатель, 2012.
3. Макарова Л.П. Функции социокультурного самоопределения в индивидуально-личностном развитии старшеклассника // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.М. Борытко, A.H. Кузибецкого, Н.К. Сергеева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. Вып. 11. С. 53-59.
4. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде: дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.
5. Ситникова E.H. Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014.
6. Стародубровская И.В., Лободанова Д.Л. Креативный класс и креативный город: российское преломление // Экономическая политика. 2013. № 5. С. 23.
7. Тыхеева ю.ц. Человек в городском пространстве (философско-антропологические основания урбанологии): дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2003.
* * *
1. Vlasjuk I.V. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly kak faktor samorealizacii podrostka // Obrazovanie, obshhestvo, uchitel': vzaimodejstvie i otvetstvennost': kol. monografija: v 2 t./sost. i nauch. red. V.G. Ryndak. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2010.
2. Vlasjuk I.V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie shkoly i sem'i: ucheb. posobie / pod red. N.M. Borytko. Volgograd: Izdatel', 2012.
3. Makarova L.P. Funkcii sociokul'turnogo samo-opredelenija v individual'no-lichnostnom razvitii star-sheklassnika // Pedagogicheskie problemy stanovlenija sub#ektnosti shkol'nika, studenta, pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovanija : sb. nauch. i metod. tr. / pod red. N.M. Borytko, A.N. Kuzibeckogo, N.K. Sergeeva. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2003. Vyp. 11. S. 53-59.
4. Makarov A.Ja. Sociokul'turnaja adaptacija detej migrantov v obrazovatel'noj srede: dis. . kand. soc. nauk. M., 2010.
5. Sitnikova E.N. Formirovanie subkul'turnoj gramotnosti podrostka v uslovijah vzaimodejstvija shkoly i sem'i: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2014.
6. Starodubrovskaja I.V., Lobodanova D.L. Kreativnyj klass i kreativnyj gorod: rossijskoe prelomlenie // Jekonomicheskaja politika. 2013. № 5. S. 23.
7. Tyheeva Ju.C. Chelovek v gorodskom prostra-nstve (filosofsko-antropologicheskie osnovanija urba-nologii): dis. ... d-ra filos. nauk. SPb., 2003.
Megalopolis subculture as the factor of sociocultural adaptation of students from small villages
The article deals with the notions of megalopolis, creative class, sociocultural adaptation of students from small villages to the megalopolis subculture. The role of subcultural competence of a teenager in the process of sociocultural adaptation of students from small villages is described.
Key words: sociocultural adaptation, megalopolis, creative class, teenagers, subculture, subcultural competence of a teenager.
(Статья поступила в редакцию 13.12.2016)
л.н. гладкова
(тюмень)
содержание процесса развития социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов
Описаны специфика феномена «социально безопасное поведение»; проблема роли социальной сети в целом и социальных сервисов, в частности, в процессе социализации подрастающего поколения; работа педагогического клуба вуза по формированию социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов и результаты итоговой диагностики ее реализации.
Ключевые слова: социально безопасное поведение, степень готовности подростка к осуществлению социально безопасного поведения, социальные сервисы, педагогический клуб.
В современном мире актуальны проблемы безопасности личности в связи с угрозами различного плана (политическими, экономическими, криминальными, военными и др.), многие из которых имеют социальное происхождение. Одной из важных задач становит-
О Гладкова Л.Н., 2017
- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ
ся обеспечение безопасности личности через развитие навыков социально безопасного поведения. Значительную роль в этом процессе играет виртуальное пространство. Чем старше школьники, тем слабее контроль: 70% учеников 9-10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет пользуются Интернетом. Освоение различных видов интернет-активности - основа онлайн-социализации.
В массовой педагогической практике при подготовке подростков к безопасной жизнедеятельности преобладает знаниево-ориентиро-ванный подход, используются в основном традиционные формы и методы обучения, не обеспечивающие развития мотивов безопасного поведения, формирования готовности к безопасной жизнедеятельности. Усвоение учащимися правил безопасного поведения осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне. Статистика за последние пять лет показывает, что число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, в Российской Федерации увеличилось до 61833. Низкий уровень подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности свидетельствует о необходимости более эффективной организации процесса формирования социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов.
отдельные аспекты методики использования сетевых сервисов в образовании рассматриваются в целом ряде работ: С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкун, C.B. Зенкина, A.A. Кузнецов, И.В. Роберт, М.А. Сурхаев и др. анализируют дидактические возможности средств телекоммуникаций; C.B. Бондаренко, Е.Д. Пата-ракин, A.M. Сапов, М.В. Сафронов, Н.К. Таль-нишних и др. рассматривают вопросы развития сетевых сообществ; в диссертациях С.З. Алборовой, С.Е. Ковровой, Р.И. Круподе-рова, A.B. Шелухиной и др. отражены отдельные направления применения сетевых сервисов. Различные аспекты проблемы формирования навыков социально безопасного поведения являются объектом специального научного исследования со второй половины XX в. [27], в частности: формирование и профилактика рискованного, социально опасного, криминального поведения (С.А. Беличева, Я.Г. Ги-линский, Е.В. Змановская и др.), философско-методологические проблемы безопасности (Г.В. Брои, М.Ю. Захаров, В.С. Поликарпов, В.К. Сенчагов, А.И. Страхов, О.Н. Яниц-кий и др.); воспитание культуры безопасно-
::сионального образования -
сти (Л.Н. Горина, В.Н. Мошкин, A.B. Попков и др.); создание педагогических условий, способствующих формированию опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в той или иной экстремальной ситуации - в дорожном движении, при пожарах и др. (Т.Г. Хромцов, A.M. Якупова, А.Г. Мас-лова, Л.И. Шершнев, Л.А. Сорокина и др.).
Несмотря на это, по-прежнему остается недостаточно изученной сущность социально безопасного поведения, не определены критерии отнесения поведения к тому или иному варианту (опасному / безопасному) поведения, не выявлены содержательные характеристики готовности к данным типам поведения. Тем более не описаны методы, приемы, механизмы использования педагогического потенциала сетевых сервисов при формировании социально безопасного поведения подрастающего поколения.
B соответствии со стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г., основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются «национальная оборона, государственная и общественная безопасность» [3, с. 13]. С педагогической точки зрения нас особенно интересует общественная безопасность как результат социально безопасного поведения, в том числе и в пространстве сетевого взаимодействия.
в целом следует признать, что по-прежнему не определены сущность и компоненты социально безопасного поведения. в психолого-педагогических исследованиях отсутствует описание психолого-педагогических механизмов, условий и средств формирования социально безопасного поведения средствами сетевых сервисов. Не выявлены содержательные особенности проблемы роли сетевых сервисов в процессе социализации подрастающего поколения, особенно - несовершеннолетних, в психолого-педагогической литературе практически отсутствуют описания моделей и методик, позволяющих использовать потенциал данных феноменов в контексте решения педагогических задач.
Виды деятельности в Интернете становятся разнообразнее, и каждый ребенок может найти себе занятие по вкусу. Освоение различных видов интернет-активности - основа онлайн-социализации. Социальные сервисы - это комплекс информационно-коммуникационных технологий, современных технических средств, сетевого программного обеспечения, связывающий людей в сетевые со-
- известия вгпу. педагогические науки -
Таблица 1
типология подростков по уровню готовности к социально безопасному поведению в обществе
Компонент социально безопасного поведения Уровень
Ценностно-мотивационный (приоритетность ценностей безопасности, здоровья в аксиологической системе подростка; наличие потребности в обеспечении личной и общественной безопасности и стремления к нему; доминирование внутренней мотивации к подготовке и самоподготовке в области безопасности) Низкий Средний Высокий
Когнитивный (система знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения, правилах и способах безопасного поведения в повседневной жизни)
Операционально-деятельностный (умения предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними, находить оптимальные способы безопасного поведения в соответствии со степенью опасности; опыт реализации безопасного поведения в повседневной жизни)
Регулятивный (способность осуществлять эмоционально-волевую регуляцию своего поведения, планировать и контролировать свои действия, принимать решения)
Рефлексивный (умения осуществлять анализ и оценку результатов своего поведения в опасной ситуации, выявлять их соответствие поставленным целям, своевременно вносить изменения в программу действий)
Измерение в процентах 1-100%
общества и поддерживающий групповые взаимодействия. Социальная сеть состоит из множества агентов (узлов, акторов) и отношений между ними. В качестве агентов могут выступать отдельные индивиды, группы людей или сообщества. связи отражают отношения между агентами сети и могут быть разных типов, например дружеские, профессиональные или родственные (Sanjeev, 2007).
в современных условиях актуально вычленить диагностически значимые компоненты указанных типов поведения, а также охарактеризовать варианты практической социально опасной либо социально безопасной деятельности в пространствах социального взаимодействия.
социально безопасное поведение, на наш взгляд, может быть описано через взаимозависимость двух условных «плоскостей»: характер взаимодействия человека с окружающей средой и степень владения личностью навыками безопасного поведения, что позволяет говорить как минимум о четырех вариантах проявления безопасного поведения в пространстве социального взаимодействия:
1) владение человеком навыками безопасного поведения в обществе и безопасность его поведения для других людей;
2) владение человеком навыками безопасного поведения в обществе, но опасность его поведения для других людей;
3) невладение человеком навыками безопасного поведения в обществе (виктимность), но безопасность его поведения для других людей;
4) невладение человеком навыками безопасного поведения в обществе (виктим-ность) и опасность его поведения для других людей.
Л.А. Сорокина рассматривает безопасное поведение подростков как функциональную систему их взаимодействия с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности. в структуре готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни Л.А. Сорокиной «выделены компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, операциональ-но-деятельностный, регулятивный, рефлексивный» [10, с. 30].
Опираясь на выделенные компоненты готовности к безопасному поведению в повседневной жизни, описанные в работах Л.А. Сорокиной, мы составили типологию подростков по уровню готовности к социально безопасному поведению (табл. 1).
Социально безопасное поведение мы, вслед за А.Г. Антипьевым, понимаем как «поведение, соответствующее нормам общества, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности, угрозы различной природы как окружающим, так и самому себе, конструктивному поведению». Такое поведение «является, с точки зрения внутренних ресурсов, следствием эффективности применения освоенных человеком безопасных для себя и окружающих поведенческих стратегий; с точки зрения внешних - следствием наличия контролируемых и управляемых каналов получения социально-психологической,
-педагогика общего и проф
социально-педагогической и иной помощи и поддержки в ситуации опасности, доступности каналов трансляции опыта безопасного поведения» [1, с. 199].
Мы выделяем этапы формирования социально безопасного поведения в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, а также ведущим институтом социализации личности. Рассмотрим этапы формирования безопасного поведения в обществе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Мы выделили три основных этапа:
1) подготовительный (дошкольный возраст);
2) начальный (младший школьный возраст);
3) основной (подростковый возраст).
опытно-экспериментальная работа проведена на базе учреждений подведомственной сети департамента по спорту и молодёжной политике и департаменту образования и науки администрации г. Тюмени: МАОУ «Гимназия № 16» г. Тюмени, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет (Институт психологии и педагогики)», базовое учреждение -МАОУ ДОД «Центр внешкольной работы "Дзержинец"». Также в исследовании были задействованы МАОУ СОШ № 91, 29, СОШ № 2 г. Заводоуковска, МАОУ «Боровская СОШ», а также ряд общеобразовательных учреждений города и области, учреждений дополнительного образования.
В выборку исследования вошли 50 детей дошкольного возраста, 52 учащихся начальной школы, 70 детей подросткового возраста, из которых 10 подростков группы риска, участвующих в программе «Большие братья, большие сестры», а также 60 подростков СОШ № 91, 29, гимназии №16 г. Тюмени, СОШ № 2 г. заводоуковска, Боровской СОШ. В исследовании приняли участие 15 студентов, состоящих в педагогическом клубе «5-й этаж» при Институте психологии и педагогики ТюмГУ. Согласно экспериментальному плану, они были разделены на эквивалентные по числу участников экспериментальную и контрольную группы. В воспитательную работу с ними была включена программа формирования безопасного поведения подростков в обществе на основе использования педагогического потенциала сетевых сервисов. С подростками контрольной группы проводилась традиционная воспитательная работа без использования специальной программы.
::сионАЛьного образования -
На подготовительном этапе в период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Воспитание безопасности -непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится [12].
По результатам опроса родителей, воспитателей и первичной диагностики детей дошкольного возраста мы установили, что у 70% детей дошкольного возраста на 60% сформирована готовность к социально безопасному поведению. Однако сетевые сервисы в работе с воспитанниками в 90% не используются в соответствии с возрастными особенностями. В единичных случаях используются информационные технологии при знакомстве с правилами безопасного поведения.
На начальном этапе формирования социально безопасного поведения в младшем школьном возрасте в связи с поступлением в школу происходят серьезные изменения в жизни ребёнка. Резко изменяются весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка.
Младшие школьники хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у них формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника безопасного поведения на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Ведь
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
Таблица 2
Обобщающая таблица результатов диагностики учебной мотивации учащихся после реализации образовательной программы с использованием сетевых сервисов на уроках окружающего мира по безопасности жизнедеятельности (Лесенка побуждений:«Я учусь для того, чтобы...»)
Высказывание Ранг Экспериментальный класс (4 «А») Ранг Контрольный класс (4 «Б»)
до после до после
Чтобы всё знать 1 1 1 1
Мне нравится учиться 7 2 7 6
Чтобы получать хорошие оценки 3 6 5 5
Чтобы научиться самому решать задачи 4,5 3 4 3
Чтобы быть полезным одноклассникам, другим людям, уметь что-то делать для других 4,5 5 3 4
Чтобы учитель был доволен моими успехами 6 8 6 7
Чтобы своими успехами радовать родителей 2 4 2 2
Чтобы за мои успехи меня уважали товарищи 8 7 8 8
чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести себя в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды [11].
В завершение диагностики нами была составлена обобщающая таблица результатов диагностики учебной мотивации учащихся. Из табл. 2 видно, что познавательные и социальные мотивы поднялись в ранге на 1-2 позиции у экспериментального класса и практически не изменили свое положение у контрольного класса, из чего можно сделать вывод, что нами достигнута цель и реализованы поставленные задачи. Соответственно, мы можем сделать вывод, что использование педагогического потенциала сетевых сервисов на начальном этапе формирования социально безопасного поведения подростков в младшем школьном возрасте положительно влияет на формирование когнитивного и операционально-деятельностного компонентов социально безопасного поведения.
Таким образом, использование социальных сервисов на уроках, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся начальной школы к
обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.
На основном этапе формирования социально безопасного поведения в подростковом возрасте начинается окончательное преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности. Психологическое содержание подростковой жизни связано с закладкой самосознания, формированием нравственного сознания, мировоззрения. В межличностных отношениях формируется значение индивидуальных контактов и привязанностей.
В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а также со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. огромный ресурс при этом несут в себе социальный опыт и учебно-воспитательная работа школы и учреждений дополнительного образования. На современном этапе развития информационных технологий именно социальные сервисы играют большую роль в жизни каждого подростка, и именно они могут служить основой формирования социально безопасного поведения (СБП).
При определении выраженности мотива-ционно-потребностного критерия исследовались направленность и мотивация подростков к безопасному поведению, а также потреб-
педагогика общего и профессионального образования -
Таблица 3
Результаты диагностики уровня сформированности сБП по итогам реализации программы (п=60, %)
Уровень сформированности навыков СБП Экспериментальная группа Контрольная группа
до после до после
Низкий 9 5 10 7
Средний 62 45 60 62
Высокий 29 50 30 31
Результаты диагностики после реализации программы по формированию СБП с использованием социальных сервисов (%, п=60)
ность в обеспечении личной и общественной безопасности методом анкетирования и тестом М. Рокича. Для изучения уровня внутренней мотивации учащихся к подготовке и самоподготовке в области безопасности использовался тест-опросник «Как вы относитесь к подготовке в области безопасности» P.M. Грановской и И.М. Никольской.
Рассматривая деятельностно-практический критерий готовности подростков к безопасному поведению, мы определили уровень развития навыков и умений безопасного поведения, а также физическую подготовленность, оцениваемую в ходе практических занятий по соответствующим контрольным нормативам. Нервно-психологическая устойчивость подростков изучалась на основе методики П.К. Петрова. Уровень тревожности определялся с помощью теста Д. Тейлора, а для исследования степени реализации подростками безопасного поведения в повседневной жизни был исполь-
зован тест Ю.В. Злобиной, дополненный соответствующими критериями оценки.
При изучении уровня развития творческого критерия оценивались способность к видению проблем, нестандартность мышления и способность к восприятию инноваций, использовался анализ продуктов творческой деятельности подростков в процессе выполнения заданий и сопоставления результатов применения стандартной методики на выявление оригинальности мышления Е. Торренса [4].
в завершение диагностики нами была составлена обобщающая таблица результатов диагностики уровня сформированности навыков социально безопасного поведения подростков экспериментальной и контрольной групп (табл. 3). Из табл. 3 видно, что доля подростков экспериментальной группы, находящихся на высоком уровне, значительно увеличилась, а на среднем и низком - уменьши-
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
лась. В целом с общего среднего уровня экспериментальная группа перешла на высокий уровень сформированности навыков социально безопасного поведения. Данное соотношение практически не изменилось у контрольной группы.
Целью нашего исследования являлись разработка, теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем эффективности модели формирования социально безопасного поведения подростков с применением ресурса социальных сервисов. На наш взгляд, задачи реализованы, поставленная цель достигнута.
Использование социальных сервисов в воспитательной работе по формированию безопасного поведения подростков в обществе может преобразовать традиционную систему воспитания, рационализировать мотивы к педагогической и волонтерской деятельности студентов - будущих педагогов, оптимизировать процессы формирования навыков безопасного поведения в обществе у подрастающего поколения.
Список литературы
1. Антипьев А.Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29-30 сентября 2009 г.) / под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой. Пермь, 2009. С. 14-18.
2. Безопасность человека: учеб.-метод. пособие для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева; Фонд национальной и международной безопасности. М., 1994.
3. Белов П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России // Безопасность. 1998. № 5-6. С. 18-21.
4. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL : http://nauka-pedagogika.com. (дата обращения: 23.01.2014).
5. Зимонин В.П. Формула безопасности для России // Безопасность. 1999. № 5-6. С. 37-41.
6. Родачин В.М. Безопасность как социальное явление // Право и безопасность. 2004. № 4(13). С. 35-40.
7. Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. 1998. № 9. С. 20-23.
8. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
9. Селиванова О.А., Пластинина Е.Г. Модель современной российской семьи как ориентир государственной семейной политики // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9. С. 35-45.
10. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.Тю-мень, 2010.
11. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003.
12. URL : http://festival.1september.ru/articles/ 513413 (дата обращения: 23.01.2014).
* * *
1. Antip'ev A.G. Uslovija i faktory social'noj bezopasnosti cheloveka v rossijskom sociume // Social'naja bezopasnost' i zashhita cheloveka v uslo-vijah novoj obshhestvennoj real'nosti: sistemnye mezh-disciplinarnye issledovanija: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (g. Perm', Perm. gos. un-t, 29-30 sentjabija 2009 g.) /pod obshh. red. Z.P. Zamaraevoj, M.I. Grigor'evoj. Perm', 2009. S. 14-18.
2. Bezopasnost' cheloveka: ucheb.-metod. poso-bie dlja obrazovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. L.I. Shershneva; Fond nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti. M., 1994.
3. Belov P.G. O semantike, ob#ektah i metodah obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossii // Bezopasnost'. 1998. № 5-6. S. 18-21.
4. Biblioteka avtoreferatov i dissertacij po pedago-gike. URL : http://nauka-pedagogika.com. (data obrashhenija: 23.01.2014).
5. Zimonin V.P. Formula bezopasnosti dlja Ros-sii // Bezopasnost'. 1999. № 5-6. S. 37-41.
6. Rodachin V.M. Bezopasnost' kak social'noe javlenie // Pravo i bezopasnost'. 2004. № 4(13). S. 3540.
7. Smirnov A.T. Podgotovka uchashhejsja molo-dezhi v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti // OBZh. 1998. № 9. S. 20-23.
8. Suhov A.N. Social'naja psihologija bezopasnosti: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2002.
9. Selivanova O.A., Plastinina E.G. Model' sov-remennoj rossijskoj sem'i kak orientir gosudarstvennoj semejnoj politiki // Vestnik Tjumenskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2014. № 9. S. 35-45.
10. Sorokina L. A. Formirovanie gotovnosti pod-rostkov k bezopasnomu povedeniju v povsednevnoj zhizni: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01.Tjumen', 2010.
11. Shadrikov V.D. Vvedenie v psihologiju: moti-vacija povedenija. M.: Logos, 2003.
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Contents of the process of development of socially safe behaviour of teenagers by means of networking services
The article deals with the features of the phenomenon "socially safe behaviour". The problems of the role of social network as a whole and networking services in particular in the process of socialization of the younger generation are under consideration. The work of the university pedagogical club in socially safe behaviour of teenagers by means of network services is described. As the result of the final diagnostic of implementation of the work, we see a certain growthof all the signs, especially of the cognitive, regulative and reflective components of socially safe behaviour.
Key words: socially safe behaviour, level of teenager'sreadiness for socially safe behaviour, social services, pedagogical club.
(Статья поступила в редакцию 08.12.2016)
т.И. кондаурова, н.е. Фетисова, а.м. веденеев
(волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Рассмотрена проблема влияния эколого-об-разовательной среды учебного заведения на формирование экологической культуры учащихся. Определен и описан алгоритм процесса ее формирования в эколого-образователь-ной среде учебного заведения. Рассмотрены результаты, показывающие эффективность использования данного алгоритма.
Ключевые слова: экологическая культура, эко-лого-образовательная среда, алгоритм процесса формирования экологической культуры в эколого-образовательной среде учебного заведения, уровни проявления экологической культуры.
Сегодня познание мира и роли человека в нём невозможно без учета того, что всякое знание - это знание о мире, опосредованное человеком и включенное в систему его ценностных ориентаций. Новая для человечества ценность - экологическая культура - возникла
© Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., Веденеев А.М., 2017
как культура нового качества, гармонизирующая отношения духа, сознания и бытия человека, как мера и способ реализации его сущностных сил в экологических рамках [2].
Анализ различных литературных источников (Е.В. Никанорова, Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев, А.А. Вербицкий, И.Н. Пономарёва, Л.П. Печко, А.Н. Захлебный, И.Т. Сураве-гина, В.А. Игнатова, С.Н. Глазачев, В.А. Яс-вин, О.М. Дорошко и др.) в целях выявления сущности категории «экологическая культура» показывает, что это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. в соответствии с этим экологическую культуру целесообразно понимать как высокий уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельностью, как степень развития индивидуального экологического сознания и поведения личности во взаимодействии с природой, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей средой. владея экологической культурой, человек способен понимать самоценность природы, рационально и конструктивно решать задачи природопользования, адекватно оценивать свою деятельность и поведение в природе, в разрешении сложившейся экологической ситуации.
Обозначенные позиции формирования экологической культуры предопределяют необходимость создания и развития эколого-образовательной среды, где организуется процесс формирования ценностного отношения человека к окружающему миру и самому себе.
детальному рассмотрению теоретических аспектов содержания эколого-образова-тельной среды посвящены исследования С.В. Алексеева, Н.Ф. Винокуровой, А.В. Гагарина, С.Н. Глазачева, В.И. Панова, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, С.В. Мозгляковой, О.А. Борисовой и др.
А.В. Гагарин, рассматривая структуру эколого-образовательной среды с позиции взаимодействия «педагог - учащийся», выделяет следующие компоненты: во-первых, это общность учащихся и педагогов, в которой педагог формирует адекватные знания о природе и помогает учащимся осознать себя её частью; во-вторых, это обеспечение непосредственного контакта с миром природы в различных видах творческой деятельности; в-третьих, создание экологизированного предметного окружения (экологизированный интерьер), в-четвертых, ориентация экологического воспитания на со-