воспитание в структуре непрерывного образования
O.A. СЕЛИВАНОВА, Л.Н. ГЛАДКОВА (Тюмень)
определение понятий «социально безопасное» и «социально опасное» поведение подростков в педагогической науке
Раскрываются специфика феноменов «социально опасное» и «социально безопасное» поведение, содержание основных компонентов готовности к осуществлению того и другого через взаимозависимость двух характеристик: степени владения личностью навыками безопасного поведения (владение / невладение) и характера взаимодействия человека с окружающей средой и самим собой (опасный / безопасный). Охарактеризованы варианты соотношения социально безопасного и социально опасного поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова: социально безопасное поведение, социально опасное поведение, степень готовности подростка к осуществлению социально безопасного поведения.
Проблема социальной безопасноста чело века, создания безопасной социальнойкреды, была и остается одной из самых актуа
в современной педагогичес бую актуальность она прио' XXI в. - эпохи глобальных различных областях тике, культуре и дрССеГЯрвя мость приобретают индив
эффективно без формирования четкого представления о сути и специфике феноменов «социальная безопасность», «социально опасное поведение» и «социально безопасное поведение».
Социальная безопасность - понятие сложное и многоуровневое. Часто оно рассматривается как составная часть общественной безопасности, наряду с политической, экономической, культурной, духовно-нравственной, национальной, экологической, страновой и т. д. Так, например, В.Н. Кузнецов 'ЯпредеЫет социальную безопасность в двух аспектах. Во-первых, как совокупность защите це-
лей, идеалов, ценное ка, семьи, страной н ре, развитие ний в обще! социали ствии с^о' бу,
беЗопас
интересов челове-а в социальной сфе-структуры и отноше-жизнеобеспечения и браза жизни в соответ-стями прогресса нынешних и поколрний. Объектами социальной ти являются люди, их
ауке. осо-рубеже самых ике, поли-обую значи-альные навыки безопасного поведения и наличие опыта такого поведения в реальных ситуациях у конкретного человекаЧрЯбЦнро подростка).
неуклонный рост деструктивных пове-денче^кихкпрояняений (агрессивность, /Чктод гност!,^сенофобия, суицидальное и^ активное поведение и пр.) в пддрощковбч олодежной среде РФ свидетель^
эостраненные в настоящее время механизмы, методики и технологии формирования навыков и опыта безопасного поведения во многом на деле таковыми зачастую не являются. Это делает актуальными переосмысление и модернизацию существующих социа-лизационных, профилактических и реадапта-ционных процедур, выработку принципиально новых, адекватных современным условиям взросления молодых людей и социальной ситуации в целом. решение данной задачи мало-
^ценноШти, законные интересы сти), общности, отношения; системы < ации человека (образования,шспи'танря,'соц-тбыта); инфраструктуры ЖивнеоаНспече-ния (здровоохранение,^(^рговлЯ,%снабжение и т. д.); образ жизни. Во-вторых, как защищенность социальной /феры общшГва и государства от угроз, споЛбных разрушить её или обусловить её деградацию [Ш
Различйы|^спе1!ы^роблемы формирования навыков как социально опасного, так и социально врзопаЪного поведения являются объектом специального научного исследо-9и половины XX в. [2-7], в частности: вопросы формирования и профилакти-рискованного, социально опасного, крими-налжого поведения (С.А. Беличева, Я.Г. Ги-шский, Е.В. Змановская и др.), философ-(со-методологические проблемы безопасности (Г.В. Брои, М.Ю. Захаров, В.С. Поликарпов, В.К. Сенчагов, А.И. Страхов, О.Н. Яниц-кий и др.); воспитание культуры безопасности (Л.Н. Горина, В.Н. Мошкин, А.В. Попков и др.); создание педагогических условий, способствующих формированию опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в той или иной экстремальной ситуации - в дорожном движении, при пожарах и пр. (Т.Г. Хромцов, А.М. Якупова, А.Г. Мас-лова, Л.И. Шершнев и др.). Несмотря на это, по-прежнему остаются недостаточно изученной сущность как социально опасного, так и
© Селиванова O.A., Гладкова Л.Н., 2016
известия вгпу. педагогические науки
социально безопасного поведения, не определенными критерии отнесенности поведения к тому или иному варианту (опасному / безопасному) поведения, не выявленными содержательные характеристики готовности к данным типам поведения. Это затрудняет определение психолого-педагогического содержания ключевых направлений профилактики, формирования и коррекции указанных феноменов, выявление рисков их деформирования и трансформации. В современных условиях актуально вычленить диагностически значимые компоненты указанных типов поведения, а также охарактеризовать варианты практической социально опасной либо социально безопасной деятельности в пространствах социального взаимодействия.
На наш взгляд, весьма опрометчивы попытки раскрытия сущности названных категорий вне зависимости друг от друга. Это зачастую ведет к чрезмерной «профессионализации» их применения, употреблению лишь в определенном контексте конкретной проблемы, аспекта и пр. (например, как уже было указано выше опасное поведение рассматривается фактиче ски лишь в контексте той или иной социаль: опасности).
Попытка же взаимосвязанного раасмо' ния делает необходимым выделение нЬоторо го основания, позволяющего сравнив ную пару понятий в процесс стики. на наш взгляд, суть п но опасное / социально безопа может быть раскрыта ство социально-нирования лично
характери «социаль-
шведение» |рию «каче-функцио-обность чело-
века конструктивно задействовать внутренние и внешние ресурсы при решении стоящих перед нжмЧлвЖностей. Ресурсы - все что может быть привлечено и использов для удовлетворения определенной по
ения проблемы. Внутрен ресурсы - вся совокупность хара способностей и свойств лично
(е ресурсы - вся совокупношь материальных и духовных явлений окруЖ^Юще-го мира (в широком смысле) либо вся совокупность материальных и духовных явлений микросоциума конкретной личности (в узком смысле). Характер проявления внутренних и внешних ресурсов личности в конкретной ситуации жизнедеятельности определяет качество ее социально-психологического функционирования [8]. Ограничение / недостаточность необходимых ресурсов для решения ак-
туальной ситуации (внешних - когда сложившаяся ситуация не содержит в себе необходимые средства для решения возникшей проблемы, и внутренних - когда человек не знает, какие собственные способности / знания / умения и пр. могут быть использованы для решения проблемы) способствует низкому качеству социально-психологического функционирования, проявляющемуся в опасном поведении.
В этом контексте социально опа поведение - это поведение, отклонйюща эт^о-циальных норм, ведущее адаптации, напряженно конструктивному поведен точки зрения внутренних ем исчерпанности ос опасных для ских страте. сов - сл и упра пси
альной дез-конфликтам, не-оно является, с в, следстви-человеком без-щих поведенче-ения внешних ресур-ствия контролируемых получения социально-социально-педагогической и поддержки в ситуации опас-
лов трансляции опыта
о-
огут чело-икновение еально опас-среде; при воз-
ислу характеристик ;ля себя и окружающ: отнесены следую века в основном про сложных / потенциально л ных ситуаций в окружающе никновении сложных / потенциально либо реально опасных ситуаций (как объективного, так и субъекСЯвниоплана), человек не способен адекватно оценить степень опасности ситуации (обычно, преуменьшая степень опасно-ен адекватно провести «инвентаризацию» собственных внутренних (обычно еувеличивая свои возможности) и доступных внешних (испытывает сложности иден-ификации, типологизации, ранжирования ре-рсов по степени актуальности, полезности, соответствия характеру опасности и пр.) ресурсов, необходимых для ее преодоления, не может верно выбрать стратегию поведения (отдает предпочтение неэффективным копинг-стратегиям), не в состоянии привлечь носителей внешних ресурсов (испытывает сложности идентификации носителей ресурса, трудности при установлении конструктивных контактов и пр.), не может самостоятельно осуществить необходимые действия (не владеет навыками самостоятельного планирования и осуществления целенаправленной деятельности), не осознает необходимости несения ответствен-
воспитание в структуре непрерывного образования
ности за любые (в т. ч. и негативные) последствия собственной активности.
В структуре готовности подростков к осуществлению социально опасного поведения в повседневной жизни возможно выделить компоненты: ценностно-мотивационный (приоритетность ценностей риска, опасности в аксиологической системе подростка; наличие потребности в небезопасных рискованных формах и методах достижения актуальных целей деятельности и стремления к ним; доминирование внутренней мотивации к пренебрежению безопасностью); когнитивный (игнорирование либо дезактуализация системы знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения опасности, о правилах и способах манипулирования потенциально опасными элементами социальной ситуации в повседневной жизни); операционально-деятельностный (неумение / нежелание предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними, находить оптимальные способы безопасного поведения в соответствии со степенью опасн сти; отсутствие опыта реализации безопас го поведения в повседневной жизни) тивный (неспособность / нежелание влять эмоционально-волевую регуля его поведения, планировать и контро свои действия, принимать ре щие вероятность актуализац опасности); рефлексивный (неу лание осуществлять а тов своего поведения в опасно являть их соответствие либо несоответствие поставленным целям, своевременно вносить изменения в программу действий и пр.).
БезопасноКпоовЩеНие подростков, в об значенном контексте - это поведение ствующее нормам общества, ведущее к социализации личности, отсутс ряженности, угрозы различной ружающим, так и самому себе, ному поведению; оно является, с точк внутренних ресурсов, следствием ности применения освоенных человеком безопасных для себя и окружающих поведенческих стратегий, с точки зрения внешних ресурсов - следствием наличия контролируемых и управляемых каналов получения социально-психологической, социально-педагогической и иной помощи и поддержки в ситуации опасности, доступности каналов трансляции опыта безопасного поведения.
снижаю-иной неже-результа-итуации, вы-
ния ктив-
К числу характеристик безопасного (для себя и окружающих) поведения могут быть отнесены следующие: поведение человека не провоцирует возникновения сложных / потенциально либо реально опасных ситуаций в окружающей среде; при возникновении сложных / потенциально либо реально опасных ситуаций (как объективного, так и субъективного плана) человек способен адекватно оценить степень опасности ситуации, провести «инвентаризацию» собственных них и доступных внешних ресурсо ходимых для ее преодоления, верно выбрать стратегию поведения, привлечь носителей внешних ресурсов (в случае недоступности последних самому человеку), самостоятельно осуществить необходимые действия, самостоятельно нести ответственность за любые (в т. ч. и негативные) последствия собственной активнос
В структуре товности подростков к без-ению в повседневной компоненты: ценност ный (приоритетность ценносте и, здоровья в аксиологической подростка; наличие стремления и по-ости в обеспечении личной и обществен-безопасности; доминирование внутренней мотивации к подготовке и самоподготовке в области безопасности); когнитивный (система знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения опасности, о правилах и способах безопасного поведения в повседневной жизни); операционально-деятельностный (умения предвидеть опасные ситуации, про-зировать возможные последствия взаи-одействия с ними, находить оптимальные обы безопасного поведения в соответствии со степенью опасности; опыт реализа-ии безопасного поведения в повседневной зни); регулятивный (способность осуществлять эмоционально-волевую регуляцию своего поведения, планировать и контролировать свои действия, принимать решения); рефлексивный (умения осуществлять анализ и оценку результатов своего поведения в опасной ситуации, выявлять их соответствие поставленным целям, своевременно вносить изменения в программу действий) [9].
Принципиально важным, на наш взгляд, является понимание того, что в поведении конкретной личности, особенно если говорить о поведении ребенка или же подростка, в конкретный момент процесса социализации одно-
известия вгпу. педагогические науки
временно сосуществуют различные компоненты и элементы как социально опасного, так и социально безопасного поведения, находящиеся между собой в отношениях своеобразного симбиоза. ошибочно считать, что социально опасное поведение однозначно вредно как для самого человека, так и для окружающих его лиц. Элементы социально опасного поведения (склонность к экстремальности, риску и т. п.) выполняют серьезную социализирующую функцию в процессе становления растущего человека: позволяют ему составить собственное представление о пределе развитости своих ключевых характеристик и способностей, о своеобразном пределе собственной дееспособности. Формирование подобного рода представлений - важный компонент регулятивной составляющей поведения человека. Для окружающих сверстников подобного рода поведение - некоторый образец, эталон, предоставляющий возможность в процессе наблюдения за ним оценить личные возможности, не воспроизводя данные действия в ре альности. В некотором смысле опасное пов дение - условие и фактор, без которого по ценное формирование безопасного поведен личности невозможно в принципе либо очен сильно затруднено.
По-нашему мнению, возм ты соотношения социально б циально опасного поведения саны через взаимозависимос ристик: степени вл ми безопасного поведения дение) и характера взаимод
е вар паисго и со-опи-вух характе-ю навыка-гение / невла-ствия человека
с окружающей средой Я|самим собой (опасный / безопас
С указаннойпозиции возможно говори как минимум, о четырех вариантах поведения подростка в пространстве социального вз одействия, отражающих различную степен готовности к осуществлению социально ого поведения:
вариант - невладение либо не дрста-точное владение подростком навыками безопасного поведения в обществе, но безопасность его поведения для других людей / себя (подросток не обладает специализированными навыками бесконфликтного поведения, но в силу личностных особенностей - высокого уровня эмпатии, хороших коммуникативных способностей и пр. взаимодействует с окружающими бесконфликтно);
2-й вариант - невладение либо не достаточное владение подростком навыками без-
опасного поведения в обществе и опасность его поведения для других людей / себя (подросток не обладает специализированными навыками бесконфликтного поведения, кроме того, в силу личностных особенностей - низкого уровня эмпатии, несформированных коммуникативных способностей и пр. взаимодействует с окружающими конфликтно);
3-й вариант - владение подроЖк^м-на-выками безопасного поведения в обществ
безопасность его поведен дей / себя (подросток обл ванными навыками бескон ния, которые, дополняя его бенности - высокий уро тые коммуникативные собствуют ег
му взаимо 4-й
х лю зиро тного поведе стные осо патии, разви особности и пр., спо бесконфликтно окружающими); адение подростком на ого поведения в обществе поведения для дру одросток обладает спе выками бесконфлик олняющими его лич - высокий уровень никативные способ
применяет эти способн провоцирования и воссоздан ситуаций в микросоциуме).
Моделирован ности с уч психолого-пе навыков
однако целью нфликтных
ической деятель-енной типологии ких условий развития безопасного поведения транстве социального взаи-е условий профилактирова-опасного поведения - перспек-авление современной педагогиче-уки и практики, позволяющее конкретизировать формы, методы и содержание деятельности как по профилактике социально пасного, так и развитию компонентов социально безопасного поведения.
Так, например, в целях повышения уровня владения навыками безопасного поведения (первый и второй варианты) целесообразна разработка системы обучающих мероприятий, направленных на овладение подростками формами и методами безопасного поведения в обществе (индивидуальные и групповые методы обучения, тренинговые занятия, система социальных практик и пр.); система профилактических мероприятий целесообразна применительно к ситуациям третьего варианта (психолого-педагогическое сопровождение консультативного характера с целью свое-
воспитание в структуре непрерывного образования
временной коррекции несовершеннолетним своего поведения, расширения вариантов эффективной деятельности в субъективно и объективно сложных ситуациях и пр.); и наконец, комплекс коррекционно-развивающих мероприятий индивидуального и группового характера для формирования просоциальной направленности личности, формирование социально положительных целей и мотивов деятельности могут составлять основное содержание педагогической деятельности применительно к ситуациям четвертого варианта.
список литературы
1. Антипьев А.Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования:сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29-30 сент. 2009 г.) / под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. С. 14-18.
2. Безопасность человека: учеб.-метод. собие для образоват. учрежд. / под ред. Шершн ва Л.И.; Фонд нац. и междунар. безопасно^ 1994.
3. Белов П.Г. О семантике, объектах и^егодах^ обеспечения национальной безопасности Ро1 Безопасность. 1998. № 5-6. С. 18-21*
4. Зимонин В.П. Формула ' России // Безопасность. 1999. № 5-6.
5. Родачин В.М. Без^каснвЦ ное явление // Право и безопасност С. 35-40. ^^^
6. Смирнов АТ. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. 199&.№ '
7. Схов А^Н. Социальная психологи опасностВ^чеб. жособие для студ. высш. уч ведений МИкАкадемия, 2002.
Селиванова О.А., Пластилина современной российской семьи как орие рственной семейной политики // Вестн скOIЭlтЭсударствеллого университета. 2001 С. 35-45.
9. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2010. РГБ ОД, 61 10-13/1707.
10. Шершнев Л.И. Учитель как созидатель безопасности // Безопасность. 1995. № 11. С. 1719.
* * *
1. Апйр^ А^. Uslovija i faktory social'noj bezopasnosti Ле^ека V rossijskom sociume //
ти для 37-41. социаль-004. № 4 (13).
Social'naja bezopasnost' i zashhita cheloveka v uslo-vijah novoj obshhestvennoj real'nosti: sistemnye mezh-disciplinarnye issledovanija:sb. materialov Vseros. nauch.-prakt.konf. s mezhdunar. uchastiem (g. Perm', Perm. gos. un-t, 29-30 sent. 2009 g.) / pod obshh. red. Z.P. Zamaraevoj, M.I. Grigor'evoj; Perm. gos. un-t. Perm', 2009. S. 14-18.
2. Bezopasnost' cheloveka: ucheb.-metod. poso-bie dlja obrazovat. uchrezhd. / pod red^Shershne-va L.I.; Fond nac. i mezhdunar. bezopamSsi^M
3. Belov P.G. O semantike, ob^l^h imetodah obespechenija nacional'noj Rossii // Bezopasnost'. 1998. № 5-6. S. 18-|i 7
4. Zimonin V.P. Formula, bezopi|nosti dlja Ros-sii // Bezopasnost'. 1999. №"?-6Hfi|^7-41.
5. Rodachin V.M. Bezopasnost' kak social'noe javlenie // Prava^ezO|i|no\J(,2004. № 4 (13). S. 35-
otovka uchashhejsja molo-opasnosti zhiznedejatel'nosti // 20-23
Social'naja psihologij t ucheb.^osobie dlja stud. vyssh. uch ija, 2002.
8. Selivanova O.A., Plastini: oj rossijskoj sem'i kak
semejnoj politiki // Ve darstvennogo universiteta.
9. Sorokina L.A rostkov k bezopasnoj
6. s
dezhi v ЛЬЬ ~г;и цл: № 9
7. SuT
zhizni: dis. ... kand. 2010. RGB Odj51 1010. Shers] pasnosti // Bezo;
р1Ц№ 9. S. -55-45. irovanH^gOtovnosti pod-niju v povsednevnoj 13.00.01. Tjumen',
Uchitel' kak sozidatel' bezo-995. № 11. S. 17-19.
nitions of "socially safe" and 'ly dangerous" behaviour of teenagers in pedagogy
he article deals with the phenomena "socially safe" and "socially dangerous" behaviour, the basic components of readiness for it through interdependence of two features: the skills of safe behavior (mastering/lack) and a person's collaboration with the environment and oneself (dangerous/not dangerous). The variants of correlation of socially safe and socially dangerous behaviour of teenagers under age are characterized.
Key words: socially safe behaviour, socially dangerous behaviour, level of teenager's readiness for socially safe behavior.
(Статья поступила в редакцию 01.07.2016)