Научная статья на тему 'Структурно-функциональные характеристики конфликтной компетентности студентов'

Структурно-функциональные характеристики конфликтной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
515
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ КАЧЕСТВА / КОНФЛИКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / BASIC QUALITIES / CONFLICT / COMPETENCE / CONFLICT COMPETENCE / PROFESSIONALIZATION / STRUCTURE FUNCTIONAL CHARACTERISTICS / SUBJECT OF PROFESSIONALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башкин Михаил Валерьевич

В статье рассматривается проблема конфликтной компетентности студентов. Через определение структурно-функциональных характеристик данной компетентности представлен их анализ у студентов гуманитарного и технического профиля обучения. В статье также приводится программа тренинга по формированию конфликтной компетентности личности в процессе ее профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE-FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS' CONFLICT COMPETENCE

The problem of conflict competence of students is considered in the article. The author presents the detection of conflict competence characteristics of students educated in humanities and technical science, performed by structure functional analysis. The training devoted to personal conflict competence forming in the process of professionalization is also presented in the article

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональные характеристики конфликтной компетентности студентов»

ПСИХОЛОГИЯ

М. В. Башкин

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается проблема конфликтной компетентности студентов. Через определение структурно-функциональных характеристик данной компетентности представлен их анализ у студентов гуманитарного и технического профиля обучения. В статье также приводится программа тренинга по формированию конфликтной компетентности личности в процессе ее профессионализации.

Ключевые слова: базовые качества, конфликт, компетентность, конфликтная компетентность, профессионализация, структурно-функциональные характеристики, субъект профессионализации.

М. V. БазЬкт

STRUCTURE-FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS' CONFLICT

COMPETENCE

The problem of conflict competence of students is considered in the article. The author presents the detection of conflict competence characteristics of students educated in humanities and technical science, performed by structure functional analysis. The training devoted to personal conflict competence forming in the process of professionalization is also presented in the article.

Key words: basic qualities, conflict, competence, conflict competence, professionalization, structure functional characteristics, subject of professionalization.

Для реализации профессиональной деятельности в конфликтогенной среде специалисту необходима соответствующая профессиональная культура как способ жизнедеятельности в конфликтных ситуациях, возникающих при взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности, и как способ преодоления личностных кризисов.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос формирования конфликтной компетентности личности в процессе ее профессионализации. В настоящее время категория «конфликтная компетентность» занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологической науках. В то же время сохраняется устойчивый и все возрастающий интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтной компетентности. Однако на сегодняшний день, несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования (М.М. Кашапов, Н.И. Леонов, Л.А. Петровская, Т.И. Привалихина, П.А. Сергоманов, Б.И. Ха-сан), посвященные рассмотрению этого понятия, конфликтная компетентность изучена все же недостаточно глубоко и всесторонне.

Цель работы - исследование структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности студентов.

Задачи исследования: 1. На основании теоретического анализа работ в области отечественной и запад-

ной социальной психологии и конфликтологии выявить и описать основные научные подходы к проблеме изучения конфликтной компетентности.

2. Установить структурно-функциональные характеристики конфликтной компетентности.

3. Провести сравнительный анализ структурно -функциональных характеристик конфликтной компетентности студентов гуманитарного и технического профиля обучения.

4. Разработать и апробировать социально-психологический тренинг по формированию конфликтной компетентности личности в процессе ее профессионализации.

Объект исследования - конфликтная компетентность студентов.

Предмет исследования - соотношение структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности студентов.

Гипотеза исследования: конфликтная компетентность - это качество субъекта профессионализации, характеризующееся совокупностью когнитивных, мотивационных, регулятивных уровней и проявляющееся в адекватном распознавании и конструктивном разрешении противоречий, возникающих в межличностном взаимодействии.

Методологические и теоретические основы исследования: общая теория систем и её применение в психологии (П.К. Анохин, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); теоретические подходы и эмпирические исследования по проблеме конфликта и конфликтной компетентности (А.Я. Анцупов, Н.Н. Васильев, Н.В. Гришина, С.И. Ерина, М.М. Кашапов, L. Coser, N. Deutsch); методологические принципы построения тренинговых программ (В.Н. Большаков, ИВ. Вачков, Н.В. Клюева, Е.В. Сидоренко).

Методы и методики исследования. На разных этапах работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, опросники, формирующий эксперимент, анкетирование, методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя нахождение значимости различий по t-критерию Стьюдента, структурный анализ, оценку достоверности сдвига в значениях исследуемого признака по Т-критерию Вилкоксона. Вычисления осуществлялись с использованием программы Statistika 5.5.

Исследование проводилось на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Ярославского государственного технического университета, Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Выборка состояла из 200 студентов гуманитарных и технических специальностей.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлен анализ состояния проблемы в современной психолого-педагогической литературе. На втором — проведено экспериментальное исследование структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности студентов гуманитарного и технического профиля обучения. На этом этапе исследования были использованы следующие методики: опросник «Диагностика личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач» Т. Эллерс; личностный опросник «Диагностика уровня субъективного контроля» Дж. Роттера; методика «Шкала оценки эмоциональной возбудимости» V.A. Braithwaite в адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой; опросник «Оценка уровня волевого самоконтроля» Е.В. Эйдмана, А.Г. Зверкова; методика «Диагностика ведущего типа реагирования» М. М. Кашапова, Т. Г. Шалаевой; опросник «Диагностика личностной креативности»

Ф. Вильямса в адаптации Е.Е. Туник; методика самооценки метакогнитивных знаний и мета-когнитивной активности М.М. Кашапова, Ю.В. Скворцовой. Третий этап заключался в проведении эксперимента по формированию конфликтной компетентности личности в процессе ее профессионализации.

Разделяя точку зрения М.М. Кашапова, мы понимаем под конфликтной компетентностью способность человека оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и умение их конструктивно разрешать [1].

В настоящее время в психологической литературе отсутствует общепринятый исследователями подход к рассмотрению структурных составляющих конфликтной компетентности. Анализ взглядов М.М. Кашапова, Л.А. Петровской, С.Р. Петрухиной, Б.И. Хаса-на и других исследователей на структуру конфликтной компетентности позволил нам сформулировать свою точку зрения на эту проблему.

На наш взгляд, в структуре конфликтной компетентности можно выделить три основных уровня, каждый из которых включает в себя ряд компонентов: 1) когнитивный уровень (знаниевый и креативный компоненты); 2) мотивационный уровень (мотивационно-потребностный компонент); 3) регулятивный уровень (эмоциональный, волевой и рефлексивный компоненты). На основании предложенной структуры конфликтной компетентности выделен ряд ее структурно-функциональных характеристик. К структурным характеристикам конфликтной компетентности мы относим когнитивную, мотивационную, регулятивную и креативную характеристики.

Когнитивная характеристика конфликтной компетентности предполагает способность личности анализировать конфликтную ситуацию, выделять ее структурные компоненты и прогнозировать дальнейшее развитие конфликта, осуществляя планирование собственных действий на основе оценки своих индивидуальных интеллектуальных качеств.

Мотивационная характеристика конфликтной компетентности представляет собой сформированность психологической готовности личности к конструктивному разрешению конфликта.

Регулятивная характеристика конфликтной компетентности обозначает способность личности к сознательной мобилизации сил, самоконтролю и управлению своим эмоционально-волевым состоянием в предкон-фликтных и конфликтных ситуациях.

Креативная характеристика конфликтной компетентности предполагает владение приемами творческого разрешения конфликтной ситуации.

Установлены следующие функциональные характеристики конфликтной компетентности.

Прогностическая характеристика обозначает способность личности прогнозировать дальнейшее развитие конфликтной ситуации и осуществлять планирование собственных действий на основе имеющихся представлений о структуре и динамике конфликта.

Стимулирующая характеристика определяет процесс выбора и принятия личностью решения в конфликтной ситуации.

Рефлексивная характеристика предполагает возможность личности осуществлять реконструкцию возникшего конфликта и на ее основе производить коррекцию своего дальнейшего поведения.

Интегративная характеристика обеспечивает продуктивный характер конфликтной компетентности на основе конструктивного отношения личности к конфликту.

Сравнительный анализ структурограмм студентов технического и гуманитарного профиля обучения показал, что между группами обследуемых имеются различия в соотношении базовых качеств их личности.

У студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям, наибольший вес в структуре базовых качеств получили такие качества, как готовность к решению сложных задач ^=44), общий самоконтроль ^=42), настойчивость ^=41), робость ^=40), мотивация избегания неудач ^=39), самообладание ^=38), общая эмоциональность ^=37). Наименее выраженными у студентов-гуманитариев являются склонность к риску (W=24), мотивация стремления к успеху (W=23), воображение ^=23), общий уровень креативности ^=20), стремление к уходу от конфликтных ситуаций (W=11).

Выявлено, что у студентов-гуманитариев в структуре базовых качеств доминируют волевые качества личности (общий самоконтроль,

настойчивость, самообладание). Вместе с тем, наличие у них робости сочетается с мотивацией избегания неудач. Кроме этого, одним из базовых качеств личности студентов-гуманитариев является общая эмоциональность. Таким образом, ведущей структурно-функциональной характеристикой конфликтной компетентности студентов-гуманитариев выступает регулятивная. В связи с этим при построении психологической работы со студентами-гуманитариями необходимо уделять внимание формированию у них креативного и мотивационно-потребнос-тного компонентов конфликтной компетентности.

Установлено, что у студентов технического вуза наиболее значимыми качествами являются следующие: субъективный локус контроля (W=60), готовность к решению сложных задач (W=52), стремление уйти от конфликта ^=51), робость ^=49), любознательность (W=46), настойчивость (W=46), общий самоконтроль ^=44), самообладание ^=42). В то же время низкие значения в общей структуре качеств студентов технического вуза получили агрессия ^=19), гнев ^=17) и воображение ^=12).

Анализ эмпирических данных позволяет отметить, что в группе наиболее значимых качеств обследованных студентов находятся такие полярные качества, как «готовность к решению сложных задач» и «стремление уйти от конфликта»; «настойчивость» и «робость». Отметим, что тенденция к использованию в конфликтных ситуациях стратегии ухода имеет место у 40 % обследованных студентов. Именно эта часть испытуемых склонна проявлять робость и нерешительность при возникновении конфликтов.

Можно предположить, что студенты технического вуза готовы решать проблемные ситуации, проявлять настойчивость и ответственность за свое поведение, однако при возникновении конфликтов они склонны испытывать робость и нерешительность, что побуждает их избегать конфликтных ситуаций. Стоит отметить, что для этой группы студентов характерны высокие показатели выраженности волевых качеств личности. В ситуациях конфликта эти студенты склонны проявлять самообладание, а не решать конфликты посредством проявления агрессивных реакций.

Таким образом, ведущими структурно -функциональными характеристиками кон-

фликтной компетентности студентов технического профиля обучения выступают рефлексивная и регулятивная характеристики. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о том, что в содержании программы по формированию конфликтной компетентности личности студентов технического вуза необходимо сделать акцент на формировании креативного компонента рассматриваемой компетентности.

Анализ достоверности различий показал, что студенты технического профиля обучения чаще, чем студенты-гуманитарии, склонны использовать в конфликте агрессивную стратегию поведения (р<0,05). У студентов-гуманитариев на более высоком уровне развития находятся воображение (р<0,05), общий уровень креативности (р<0,01) и готовность к решению сложных задач (р<0,05). У этой группы студентов также достоверно выше метакогнитивная активность (р<0,05), то есть знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств и умение их оценивать.

На основании полученных в констатирующем эксперименте данных разработана программа социально-психологического тренинга, направленного на формирование конфликтной компетентности личности в процессе ее профессионализации. Тренинговая программа была апробирована на группе студентов третьего курса химико-технологического факультета Ярославского государственного технического университета. Частота встреч - одно занятие в неделю (продолжительность занятия - 1,5 часа). Продолжительность тренинга составила 14 занятий (февраль-май 2008 г.). При проведении формирующего эксперимента был использован план с предварительным и итоговым тестированиями экспериментальной и контрольной групп.

При разработке программы тренинга были учтены основные методологические принципы построения тренинговых программ, предложенные В.Н. Большаковым, И.В. Вачковым, Н.В. Клюевой, Е.В. Сидоренко. В разработанной программе тренинга акцент был сделан на использовании активных методов обучения.

Содержание тренинговой программы (тематика занятий):

1 занятие - проведение диагностики конфликтной компетентности личности студентов.

2 занятие - обсуждение правил работы группы, знакомство с понятием «конфликт»,

рассмотрение функций конфликта, составление карты конфликта.

3 занятие - типология, механизмы возникновения и динамика конфликта.

4 занятие - правила установления межличностного контакта, техники активного слушания.

5 занятие - стратегии поведения в конфликте.

6 занятие - технология конструктивного ведения дискуссии («Дебаты»).

7 занятие - правила проведения аргументации, эффективные способы изложения своей позиции.

8 занятие - техники вербализации чувств и регуляции напряжения в конфликте.

9 занятие - творческий подход к решению конфликтной ситуации.

10 занятие - теория транзактного анализа Э. Берна.

11 занятие - технология эффективного завершения конфликта, основные способы его разрешения.

12 занятие - посредничество в разрешении конфликтов.

13 занятие - стресс-менеджмент.

14 занятие - проведение контрольного диагностического среза.

Согласно результатам подсчета по Т-кри-терию Вилкоксона было доказано, что после прохождения тренинговой программы у студентов технического вуза увеличились показатели конфликтной компетентности.

Нами выявлено снижение значений по показателям «эмоциональная возбудимость», «общая эмоциональность», «робость», «отсутствие контроля над эмоциями» и увеличение значений по всем остальным показателям конфликтной компетентности студентов, участвовавших в тренинге. Результаты проведенного анкетирования и субъективная оценка участников тренинговой группы позволили установить положительную динамику знаниевого компонента их конфликтной компетентности.

Проведенный в экспериментальной группе отсроченный замер (через 8 месяцев после окончания тренинга) доказал устойчивость положительных изменений всех представленных в таблице 1 показателей конфликтной компетентности. Анализ достоверности различий до тренинга и по результатам отсроченного замера позволил также сделать вывод о положительных изменениях по параметру «Мотивация достижения успеха» (р<0,01) и снижении значений по показателю «Гнев» (р<0,01).

Таблица 1

Достоверность различий по показателям конфликтной компетентности для участников тренинга (по Т-критерию Вилкоксона)

Уровень значимости изменений

Показатель по результатам диагностики до и после тренинга

Тип реагирования «Решение» р<0,01

Мотивация избегания неудач р<0,05

Мотивация достижения успеха -

Субъективный локус контроля р<0,05

Общий самоконтроль р<0,01

Самообладание р<0,01

Настойчивость р<0,01

Эмоциональная возбудимость р<0,01

Общая эмоциональность р<0,01

Гнев -

Робость р<0,01

Отсутствие контроля над эмоциями р<0,05

Склонность к риску р<0,01

Любознательность р<0,01

Готовность к решению сложных задач р<0,01

Воображение р<0,01

Общий уровень креативности р<0,01

Установлено, что показатели конфликтной компетентности испытуемых контрольной группы, не участвовавших в социально-психологическом тренинге, за время проведения эксперимента значимо не изменились.

Таким образом, в ходе апробации тренинг доказал свою эффективность и оказал влияние на когнитивный, мотивационный и регулятивный уровни конфликтной компетентности студентов технического вуза. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что разработанный социально-психологический тренинг может быть внедрен в учебный процесс в вузе с целью повышения конфликтной компетентности студентов как будущих спциа-листов.

Выводы:

1. Анализ проблемы конфликтной компетентности показал ее недостаточную разработанность в отечественной и западной социальной психологии и конфликтологии, что обуславливает необходимость более тщательного изучения этого вопроса.

2. Выявлена структура конфликтной компетентности, включающая в себя три уровня, каждый из которых представлен определенными компонентами: когнитивный уровень (зна-ниевый и креативный компоненты); мотиваци-онный уровень (мотивационно-потребностный компонент); регулятивный уровень (эмоцио-

нальный, волевой и рефлексивный компоненты). Установлены структурные характеристики конфликтной компетентности: когнитивная, мотивационная, регулятивная, креативная.

3. Конфликтная компетентность обеспечивает адекватное распознавание и конструктивное разрешение личностью противоречий, возникающих в межличностном взаимодействии. Выделены функциональные характеристики конфликтной компетентности: прогностическая, стимулирующая, рефлексивная, интегра-тивная.

4. Доминирующими структурно-функциональными характеристиками конфликтной компетентности студентов технического вуза являются рефлексивная и регулятивная. Доказано, что студенты технического профиля обучения чаще, чем студенты-гуманитарии, склонны проявлять в конфликте агрессивный тип реагирования.

5. У студентов гуманитарного профиля обучения ведущей выступает регулятивная характеристика конфликтной компетентности. По сравнению со студентами технического вуза, у студентов-гуманитариев на более высоком уровне развития находятся качества креативной личности.

6. Разработан социально-психологический тренинг по формированию конфликтной компетентности личности в процессе ее профес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сионализации. Программа тренинга апробиро- является его влияние на показатели когнитив-вана на студентах технического вуза. Критери- ного, мотивационного и регулятивного уровней ем эффективности предложенного тренинга конфликтной компетентности.

Библиографический список

1. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии [Текст] : учебное пособие / М. М. Кашапов. - Ярославль: ЯрГУ, 2006. - 116 с.

2. Кашапов, М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций [Текст] : учебное пособие / М. М. Кашапов; под научн. ред. проф. А. В. Карпова. - М. ; Ярославль: Ремдер, 2003. - 183 с.

3. Петровская, Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности [Текст] / Л. А. Петровская // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 1997. - № 4. - С. 41-45.

4. Петрухина, С. Р. Конфликтоустойчивость как важнейшее условие профессиональной компетентности личности [Текст] / С. Р. Петрухина // Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия: тезисы докладов и выступлений на II Международном конгрессе конфликтологов. - Том 2. - СПб.: Наука, 2004. - С. 79-81.

5. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность [Текст] / Б. И. Хасан. - Красноярск: РИЦ Красноярского госуниверситета, 1996. - 157 с.

М. С. Воронин

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

В работе раскрывается понятие модели и определяется её роль в научных исследованиях. Дано теоретическое обоснование проблемы моделирования в науке. Разработана и апробирована личностно-ориентированная модель физической подготовки студентов непрофильных вузов.

Ключевые слова: модель, объект, субъект, физическая подготовка, профессиональная подготовка, метод.

М. S.Voronin

MODEL OF THE INDIVIDUAL-ORIENTED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

OF NON-PROFILE HIGH SCHOOLS

In the work the concept of a model and its role in research is shown. A theoretical substantiation of the issue of modeling in science has been given. An individual-oriented model of the physical training of students in non-profile higher schools has been developed and tested.

Key words: model, object, subject, physical training, professional training, method.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ век. Однако методологию моделирования долгое время независимо развивали отдельные науки. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рас-

смотрим только такие «модели», которые являются инструментами получения знаний.

Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и выведение умозаключений по аналогии, и конструирование научных гипотез.

Для понимания сущности моделирования важно не упускать из виду, что моделирование - не единственный источник знаний об объек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.