Научная статья на тему 'Безопасность подростков как социально-психологическая проблема: опыт теоретического и экспериментального исследования'

Безопасность подростков как социально-психологическая проблема: опыт теоретического и экспериментального исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
911
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисова Виктория Владимировна

Статья посвящена одной из острых и важных проблем современного общества – обеспечению безопасности детей и подростков, а также формированию у них навыков безопасного поведения. Представлены некоторые результаты исследования, имеющего целью выявление опасных факторов социальной среды и определение состояния сформированности психических процессов и волевых качеств подростков в практике физкультурного образования, обусловливающих действия в опасных и чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность подростков как социально-психологическая проблема: опыт теоретического и экспериментального исследования»

© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.

Денисова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

460021, г. Оренбург, пер. Форштатский, д. 1, 8-й уч. корп. Тел.: 8 (3532) 40-01-07. E-mail: [email protected]

Денисова В.В.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

В общем аспекте необходимости обеспечения безопасности людей1 в современных условиях актуализируется проблема формирования готовности личности к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера. Её решение особенно важно для подрастающего поколения, поскольку в раннем детском возрасте намного легче и целесообразнее сформировать мотивы, побуждающие к безопасному поведению дома, на улице, в школе, в природе, а затем в обществе и на производстве [9; 10].

Под готовностью подростков к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях предлагается понимать интегрированное, специфическое, динамическое личностное состояние и качество, отражающее взаимосвязь адекватных поведенческих реакций, способность к эффективному самоуправлению физическим и психическим состоянием, обусловливающие осуществление целесообразных действий по предупреждению и преодолению угрожающих здоровью и жизни факторов окружающей среды [4].

Необходимо отметить, что под «опасностью» учёные понимают явления, процессы, объекты, представляющие угрозу для жизни и здоровья индивидуума

1 Понятие «безопасность» имеет различные определения, в том числе носящие противоречивый характер, например:

- «состояние, при котором не угрожает опасность, защита от опасности», то есть фактическое отсутствие последней;

- «состояние, допускающее возможность пренебрежения имеющейся опасностью», где подразумевается безопасность деятельности;

- «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в зависимости от внутренних и внешних угроз» [1 - 4; 7; 9]. - В.Д.

непосредственно или косвенно при определенных обстоятельствах, способные наносить ущерб здоровью человека в виде острых и хронических заболеваний, травм, инвалидности, психологического дискомфорта, смертельного исхода.

Одной из характеристик опасности является вероятностный характер её проявления в условиях, напрямую связанных с наличием физического риска, сопряжённого с вероятностью травмирования и гибели в результате попадания человека (подростка, в частности) в опасные и чрезвычайные ситуации. В данном случае риск может быть целью, мотивом, необходимой предпосылкой деятельности. При этом выбор поведения в условиях риска определяется выигрышем, опасностью, шансами на успех или избеганием возможной неудачи, степенью необходимости осуществления выбора.

Согласно статистическим исследованиям, для подростков характерно попадание в опасные ситуации и несчастные случаи в процессе социализации в непосредственном взаимодействии с социальным окружением: семьёй, формальной группой (референтной и реальной), фоновым окружением, которые, являясь одновременно факторами риска и факторами, обусловливающими становление индивидуального безопасного поведения в обществе, имеют свои особенности. В этой связи необходимо отметить, что младший подростковый возраст 11-13 лет (отрочество) в психологической науке признан основным этапом в становлении ценностно-определяющей жизненно важной базы личности и поэтому самым уязвимым для воздействия опасных факторов окружающей среды [4; 10].

Согласно результатам анкетирования, в 70% случаев для подростков 11-13 лет основным психотравмирующим фактором является именно семейный: конфликты, развод родителей; властное, подавляющее поведение со стороны родителей (частые наказания, жёсткая критика), жестокое обращение со стороны отца по отношению не только к ребёнку, но и к его матери (рукоприкладство, вербальные оскорбления), алкоголизм.

Освобождение от родительской опеки и вхождение в группу сверстников, составляющих референтную группу социального окружения подростков, часто сопровождается деструктивными мотивами поведения, основанными на подражании (курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков).

Реальной формальной группой является школа, где на ведущие позиции выходит общественно полезная деятельность, в связи с чем для подростков характерно хроническое стрессовое состояние как следствие взаимоотношений

со сверстниками, учителями, родителями, а также общая жизненная неудовлетворённость.

Особую значимость для подростков представляет приобретённый к 11-13 годам жизненный опыт, усугубляющий дезадаптацию в социуме: смерть близкого родственника, автомобильная авария, пожар, серьёзное физическое заболевание и госпитализация; опасная ситуация на воде, падение и травматизация, сексуальные домогательства со стороны лиц противоположного пола, привлечение в качестве свидетеля происшествия в суде.

Кроме того, существенными факторами риска для подростка являются возрастные анатомо-физиологические и психофизические особенности развития организма: повышенный травматизм в результате смещённого центра тяжести; безудержный интерес к опасным явлениям, бессознательно сниженное чувство страха, неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов возбуждения над торможением, обусловливающее замедленную реакцию на приближение опасности; преобладание потребности в двигательной активности над осторожностью; переоценка собственных возможностей в реальной ситуации, недостаток знаний об источниках опасности.

Помимо социальных факторов, провоцирующих попадание подростков в опасные ситуации, часты несчастные случаи, происходящие в результате проявления внешних факторов экстремального характера. В таком случае «мобилизовать собственные лучшие качества, выполнить поставленную задачу в заданные сроки и с минимальными затратами психических и физических усилий могут лишь люди, обладающие высоким уровнем психологической готовности к действиям в экстремальных условиях и повышенной толерантностью к психологическому стрессу» [11].

В научной литературе применяется понятие «психологическая готовность», которое трактуется как:

- мобилизация всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия;

- вооружённость человека необходимыми для успешного выполнения деятельности знаниями, умениями, навыками;

- готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в условиях возникновения определённой ситуации;

- решимость и желание совершить нужное действие и другие.

Состояние психологической готовности к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых качеств личности в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами. Но для подростков это очень сложное новообразование в силу слабых адаптационно-приспособительных механизмов, обусловленных соответствующим возрастным периодом.

Согласно результатам исследования некоторых элементов психологической готовности в составе когнитивного компонента готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях, эффективное поведение в условиях опасности определяют не столько знания, сколько сформированность мотивации и основных процессов психической сферы подростков (внимания, памяти, мышления, восприятия), обусловливающих адекватное своевременное реагирование на опасность, проявление способности к осуществлению действий по спасению, а также привычки, стереотипы. Особо значимы в опасной ситуации самооценка силы воли, проявление решительности и смелости - как способности подростков к сознательной регуляции целенаправленных действий по удовлетворению потребностей, преодолению трудностей в достижении цели, заключающейся в предотвращении опасной ситуации или благополучном выходе из неё путём проявления активных волевых действий [4].

Использование методов теоретического анализа научной и специальной литературы, документов планирования физкультурного образования и основ безопасности жизнедеятельности в практике школы, а также проведение бесед, интервьюирования, анкетного опроса, педагогического наблюдения позволили выявить практическую несостоятельность большинства рекомендаций, программ, имеющих лишь теоретическую направленность. В них отсутствует экстремальность, что препятствует решению главной задачи - формированию практических (в том числе двигательных) умений и навыков, обусловливающих готовность человека действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. Это значительно обедняет и снижает эффективность как самого процесса подготовки учащихся по безопасности жизнедеятельности, так и качество школьного педагогического процесса в целом.

С помощью методов педагогической психодиагностики и тестирования осуществлялись выявление и оценка показателей когнитивного компонента

готовности подростков к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях (таблицы 1 и 2).

Тестовые методики

Анкеты по выявлению мотивации изучения школьного курса ОБЖ «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д. Амирхана

«Способы коппинга» Р. Лазаруса, С. Фолкмена (1966)

Тематические контрольные срезы

Методики оценки состояния

сформированности психических

процессов

Методики оценки состояния сформированности волевых качеств_

Табл. 2. Батарея тестов для оценки состояния сформированности когнитивного компонента готовности подростков к действиям в опасных ситуациях.

В ходе исследования был проведён педагогический эксперимент (в течение учебного года), заключавшийся во внедрении в школьный педагогический процесс (одной из параллелей - опытная группа) технологии моделирования физкультурного образования по формированию готовности подростков к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого обрабатывались методами математической статистики.

Анализ первоначального комплексного анкетирования позволил выявить, что ведущими мотивациями изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» у учащихся 5-х и 6-х классов является получение знаний об опасностях (34 %), умение выживать в экстремальных ситуациях (32 %), быть готовым к опасности (15 %). Учащиеся 7-х классов отмечают, в первую очередь, умение выживать в экстремальной ситуации (55 %), умение избегать опасности (15 %), умение предвидеть опасность (10 %) и готовность к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях (10 %).

Исходные результаты тестирования позволили выявить преобладающую копинг-стратегию «Избегание» (24,32 %) в контрольной группе и «Поиск социальной поддержки» (27,20 %) в опытной. При повторном тестировании

Психические качества школьников

Отношение к изучению школьного курса ОБЖ

Преобладающая коппинг-стратегия преодоления стресса Преобладающая коппинг-стратегия решения проблем

Уровень теоретической

подготовленности по ОБЖ

Память, внимание, мышление, восприятие и их характеристики

Волевые качества: самооценка силы воли, смелость, решительность_

Табл. 1. Перечень исследуемых психических качеств подростков.

наблюдалась динамика в повышении процентного уровня преобладания копинг-стратегии «Разрешение проблем» в обеих группах, но в опытной группе результат оказался выше (на 2,24 %) по сравнению с контрольной.

Результаты тестирования показателей изменения ведущей копинг-стратегии решения проблем позволили выявить преобладающую копинг-стратегию «Бегство-избегание» в опытной и контрольной группах. Повторное тестирование в опытной группе показало, что преобладающими копинг-стратегиями поведения явились «Самоконтроль» и «Планирование решения проблемы», тогда как в контрольной - «Бегство-избегание» и «Положительная переоценка». В то же время в опытной группе процентные уровни копинг-стратегий «Конфронтационный копинг», «Принятие ответственности» выше по сравнению в контрольной, в которой преобладающей копинг-стратегий, помимо отмеченных выше, явилось «Дистанцирование».

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о становлении в опытной группе модели адаптивного функционального копинг-поведения, которая характеризуется сбалансированностью: использования соответствующих подростковому возрасту копинг-стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки; когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения, а также достаточным развитием когнитивно-оценочных механизмов у учащихся; преобладанием мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудачи, готовностью к активному противостоянию негативным факторам среды и осознанной направленностью копинг-поведения на источник стресса; достаточными личностно-средовыми копинг-ресурсами, обеспечивающими позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующими развитию копинг-стратегий, таких, как позитивная Я-концепция, развитость восприятия эффективной социальной поддержки со стороны среды и др. Кроме того, данная модель характеризуется также наличием эффективного социально-поддерживающего процесса, обеспечиваемого: развитостью базисной коппинг-стратегии поиска социальной поддержки и личностного ресурса её восприятия; самостоятельным активным выбором её источника, определением вида и дозированием объёма поддержки; успешным прогнозированием её возможностей. Перечисленные характеристики копинг-поведения фактически являются психологическими факторами стрессорезистентности, и их преобладание в структуре копинг-поведения в

конечном итоге определяет его исход в социальную интеграцию и конструктивную адаптацию.

При анализе исходных и конечных показателей сформированности психических процессов важно отметить некоторые особенности (при P = 0, 05; t = 2, 01).

Исходные результаты теоретической подготовленности у учащихся опытной группы изначально выше на 3,9 % по сравнению с контрольной группой, что является следствием случайности выборки испытуемых.

При повторном тестировании уровень освоенности теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности у учащихся опытной группы оказался выше на 31,1 % по сравнению с контрольной.

При этом характерно, что учащиеся опытной группы обладали лучшими знаниями в сфере безопасности жизнедеятельности: оказания первой медицинской помощи, навыков саморегуляции, взаимопомощи и методики проведения самостоятельных занятий по физической культуре с практической направленностью на формирование готовности к действиям в опасных ситуациях.

В состоянии психических процессов по окончанию формирующего эксперимента у учащихся опытной группы в сравнении с контрольной наблюдалась положительная динамика в показателях памяти в среднем на 32%, внимания - в среднем на 40%, мышления - в среднем на 20%, восприятия - в среднем на 18%.

Динамика показателей сформированности волевых качеств улучшилась в опытной группе по сравнению с контрольной в показателях самооценки силы воли (11 %), смелости (2 %), решительности (4 %).

Следует полагать, что основными факторами становления когнитивного компонента, выражающегося в сформированности устойчивой положительной мотивации освоения системы знаний в сфере основ безопасности жизнедеятельности, а также надёжности функционирования психических процессов и волевых качеств учащихся, отражающих готовность подростков к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, явились:

- построение процесса физкультурного образования на основании теории безопасности жизнедеятельности;

- моделирование процесса физкультурного образования, обеспечивающего последовательное и целенаправленное обучение, воспитание и развитие личностной природы человека в формировании навыков безопасного поведения.

Таким образом, безопасность подростков - достаточно сложная социально-психологическая проблема не только со стороны её обеспечения за счёт внешних условий, но и со стороны формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения. Её решение возможно в практике школьного образования (физкультурного, в частности) при условии разработки и внедрения в педагогический процесс качественно новых технологий и методик, направленных на становление навыков безопасного поведения и, соответственно, снижение показателей печальной статистики с участием детей и подростков [5; 6].

* * *

1. Безопасность жизнедеятельности: сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодёжи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: ДиК: АСТ - ЛТД, 1998. 704 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности /Л.М. Власова, В.В. Сапронов и др. М. : Русский Журнал, 2004. 132 с.

3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука // Безопасность жизнедеятельности. 2003. № 1. С. 2 - 9.

4. Данилова В.В. Формирование готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях в процессе физкультурного образования: дис. ...канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 185 с. Машинопись.

5. Денисова В.В. Педагогическая технология формирования культуры безопасности школьников: теория и практика физкультурного образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под общ. ред. О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2012. Кн. 11. С. 200 - 210.

6. Коровин С.С., Усманов В.Ф. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры : курс лекций по теории и методике физической культуры. Оренбург: изд-во ОГПУ, 2007. 132 с.

7. Петровский В.А. Психология нададаптивной активности. М.: Рос. открытый ун-т ; ТОО «Горбунок», 1992.

8. Риск: социологический анализ, коммуникация, региональное управление /под ред. А.В. Мозговой. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.

9. Русак О.Н. Безопасность деятельности. Пропедевтика: учеб. пособие. СПб: МАНЭБ, 1998. 84 с.

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебн. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.

11. Смирнов А.Б., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.