Научная статья на тему 'Изучение копинг-поведения у подростков «Группы риска»: теоретические основы и условия коррекции'

Изучение копинг-поведения у подростков «Группы риска»: теоретические основы и условия коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1963
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ "ГРУППЫ РИСКА" / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / RISK GROUP JUVENILES / COPING BEHAVIOR / ADAPTATION OF A PERSONALITY / OVERCOMING BEHAVIOR / ADAPTIVE FORMS OF BEHAVIOR / CORRECTION OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочило Марина Георгиевна

Рассмотрены диагностические методики, направленные на выявление копинг-поведения у подростков в стрессовых ситуациях. Проанализирована экспериментальная программа, содержащая условия коррекции копинг-поведения у подростков «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Coping Behavior of Risk Group Juveniles: Theoretical Fundamentals and Conditions of Correction

The article deals with diagnostic techniques aimed at revelation of coping behavior of juveniles in stressful situations. An experimental program containing the conditions of correction of coping behavior of risk group juveniles is analyzed.

Текст научной работы на тему «Изучение копинг-поведения у подростков «Группы риска»: теоретические основы и условия коррекции»

ких факторов — индивидуально-психологических, социально-психологических и организационно-психологических.

Полученные результаты эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Теоретически обоснованная структура психологических факторов регуляции нашла свое подтверждение в результатах эмпирического исследования, что доказывает целесообразность дальнейшей разработки психологической модели уровневой регуляции служебного поведения сотрудников полиции.

2. Уточнен содержательный состав психологических факторов, задействованных в регуляции служебного поведения сотрудников полиции, выявлены доминирующие из них, используемые в реальной практической деятельности руководителями органов внутренних дел.

3. Предложенный комплексный подход к исследованию механизмов регуляции служебного поведения дает возможность дифференцировать психологические детерминанты структурно и содержательно, что позволит повысить эффективность организационно-психологического консультирования руководителей конкретных подразделений органов внутренних дел.

1 Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. С.74.

2 Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 342.

3 Мертон Р., Фиске М., Кендалл Р. З. Фокусированное интервью. М., 1991. С. 3-37.

УДК 15+371

ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ

М. Г. Бочило

Рассмотрены диагностические методики, направленные на выявление копинг-поведения у подростков в стрессовых ситуациях. Проанализирована экспериментальная программа, содержащая условия коррекции копинг-поведения у подростков «группы риска».

Ключевые слова: подростки «группы риска», копинг-поведение, адаптация личности, преодолевающее поведение, адаптивные формы поведения, коррекция поведения.

В современной науке существенное место занимают исследования подростков, относящихся к «группе риска». Особой проблемой является специфика копинг-поведения (совладающего поведения) у подростков «группы риска» в стрессовых и трудных жизненных ситуациях. Несмотря на достаточный объем исследований, в настоящее время отсутствует общепринятая и целостная концепция, раскрывающая понятие и сущностную характеристику категории «подростки группы риска».

Кроме того, модернизация системы образования определяет практическую необходимость поиска инновационных подходов к обучению и воспитанию подростков «группы риска» с учетом индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. В особом обсуждении нуждается термин «копинг-поведение», а также вопросы его коррекции у социальной группы — подростков «группы риска». Это обусловило актуальность проведенного нами исследования.

Объектом изучения является копинг-поведение как личностное образование, предметом определены условия и способы коррекции копинг-поведения у подростков «группы риска». Исследование позволило: а) переосмыслить категорию «подростки группы риска» с учетом изменений социальной практики; б) выделить наиболее существенные показатели и признаки, характерные для подростков «группы риска»; в) изучить особенности копинг-поведения у подростков «группы риска»; г) разработать и апробировать авторскую программу, содержащую условия и способы коррекции копинг-поведения у подростков «группы риска».

В настоящей статье освещаются следующие направления исследования:

1) анализ теоретических подходов к исследуемой проблеме;

2) характеристика эксперимента, направленного на коррекцию копинг-поведения у подростков «группы риска» (включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

В соответствии с логикой исследования представим результаты анализа литературы. Изучение теоретических источников показало, что начиная с 60-х годов прошлого века термин «группа риска» неоднократно переосмысливался и постепенно стал использоваться в психологии в связи с отклонениями в развитии и поведении ребенка. Сегодня ребенок, относящийся к «группе риска», имеет проблемы со здоровьем, нарушения в структуре личности ( в познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферах и др.); как следствие, характерны трудности в его обучении и воспитании1. Однако в первую очередь обратимся к справочным материалам. Так, в словаре С. И. Ожегова «группа риска — это группа лиц, наиболее подверженных риску (возможность опасности, неудачи)» 2. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов. Известно, что фактор риска — это условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т. е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Контингент детей, подверженных действию того или иного фактора риска, называется «группой риска» ( при учете конкретного фактора).

Согласно определению в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети «группы риска» — это « дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,

экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи» 3. Соответственно, подростки «группы риска» — это категория, которая подвергается в обществе риску (потери жизни, здоровья, семьи, условий для полноценного развития).

В рамках нашего исследования определяющее значение имеют работы, в которых характеристика подростков «группы риска» (показатели и признаки) связана с такими явлениями, как педагогическая и социальная запущенность, трудновоспитуемость, дезадаптация, депривация, девиации и делинквентность 4. Исследователи правомерно связывают определение подростковой «группы риска», в первую очередь, с отклоняющимся поведением. Подтверждением служат работы Т. В. Корниловой и Г. С. Тагировой, которые полагают, что для ребенка «группы риска» всегда характерен риск отклонения в поведении. Отклоняющееся поведение, с точки зрения Г. С. Тагировой и многих других исследователей, представляет отдельные поступки или систему поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Кроме того, отклоняющееся поведение — это результат неблагополучного социального развития, нарушения социализации, возникающих на различных возрастных этапах5.

Далее для нашего исследования значима точка зрения Г. И. Макартычева, подчеркивающего, что девиантные действия у «группы риска» выступают в разном качестве. Они могут быть: средством достижения цели; способом психологической разрядки; замещением блокированной потребности; средством изменения вида деятельности; самоцелью, удовлетворяющей потребность в самореализации и самоутверждении. При этом Г. И. Макартычев указывает на сложность и деструктивность подростковых девиаций. Как следствие, он выделяет наиболее ярко проявляющиеся следующие их особенности: высокий уровень аффективности; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; недифферецированную направленность реагирования; высокий уровень готовности к девиантным действиям, склонность к агрессивности и враждебности 6.

Таким образом, подростки обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных нарушениях в их эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Особенно это проявляется у «группы риска» в стрессовых и трудных жизненных ситуациях. Соответственно, для них характерны: повышенная тревожность, фобии, раздражительность, вспыльчивость, депрессивное состояние, склонность к конфронтации и др. Это связано с особенностями копинг-поведения в подростковом возрасте.

В русле логики исследования следующим важнейшим аспектом теоретической части работы стало выявление состояния изученности феномена копинг-поведения у подростков «группы риска». Проблема копинг-поведения в зарубежной психологии начала интенсивно разрабатываться еще в 40-50-х гг. XX в. с целью описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях. Автором термина является А. Мас-лоу, считающий что «coping» — это форма поведения, готовность индивида решать жизненные проблемы. S. Folkman и R. S. Lazarus определили копинг как «.. .когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека» 7. С начала 90-х годов копинг-поведение становится сферой научных интересов и российских ученых, изучающих этот феномен как у здоровых лиц и членов различных групп риска, так и у лиц с хроническими заболеваниями.

Так, в Кратком психологическом словаре8 копинг-поведение представлено как поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. В целом термин «копинг-поведение» (совладание) понимается как личностное свойство, стиль, диспозиция, ситуативно специфические стратегии поведения, психические и поведенческие усилия, направленные на уменьшение и преодоление внутренних или внешних требований, создаваемых стрессогенным взаимодействием, а также на толерантность по отношению к ним 9.

Таким образом, изучение литературы показало, что копинг-поведение в подростковом возрасте характеризует определенные способы поведения личности для преодоления эмоционального стресса, фрустрационного состояния, выхода из трудных жизненных ситуаций. Преодоление рассматривается как стабилизирующий фактор, помогающий подросткам поддерживать психосоциальную адаптацию в сложные жизненные периоды. Совла-дающее поведение связано с Я-концепцией, локусом контроля, эмпатией, условиями среды. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы помочь проблемному подростку как можно лучше адаптироваться к требованиям конкретной ситуации и среды в целом. Однако для копинг-поведения подростков «группы риска» характерны неадаптивные способы поведения. Как следствие, это проявляется в депривированности, дезадаптации, конфликтности, деструктивности, девиатности личности подростка, относящегося к «группе риска».

Выявление теоретических подходов к исследуемой проблеме послужило базой для организации и проведения экспериментальной работы. На констатирующем этапе, в соответствии с целью и задачами исследования, проводилась диагностика, направленная на выявление особенностей копинг-поведения у подростков «группы риска». Для этого использовались следующие методы и методики: наблюдение, беседа, анализ документации, анализ результатов деятельности. Важнейшее место в диагностике занимали опросники и методики по выявлению копинг-поведения в стрессовых ситуациях: 1) С. Нор-

ман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс( адаптированный вариант Т. А. Крюковой); 2) SACS — «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл); 3) диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В. В. Бойко); 4) определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Базой исследования служило МОУ СОШ N° 49 г. Иркутска. В выборку включены учащиеся 8, 9 классов (в составе 35 человек), относящиеся к «группе риска».

Рассмотрим диагностические материалы, полученные на основе использования опросника Хобфолла. Исследование стратегий и моделей преодолевающего поведения у подростков «группы риска» по методике Хобфолла показало, что подростки «группы риска» недостаточно владеют или не владеют активными способами копинг-поведения. Это подтверждается следующими данными. Определены: низкие показатели по шкалам: «ассертивность» (17 баллов), «вступление в социальный контакт» (21 балл), «поиск социальной поддержки» (18 баллов). Средние показатели фиксируются по шкалам: «осторожные действия» (19 баллов), «импульсивное поведение» (18 баллов), «манипулятивные действия» (20 баллов), «асоциальные действия» (18 баллов). Высокие значения по шкалам: «агрессивные действия» (21 балл) и «избегание» (19 баллов).

Результаты констатирующего этапа обусловили необходимость разработки и апробации программы (как формирующего эксперимента), содержащей оптимальные условия коррекции и овладения подростками адаптивными способами копинг-поведения. Цель конкретизировалась в задачах: а) овладение учащимися способами преодоления стрессового и фрустрационного состояния; б) приобретение подростками копинг-стратегий, способствующих преодолению агрессивности и конфликтности; в) развитие представлений у подростков о собственной значимости, ценности; формирование чувства собственного достоинства;

При разработке и реализации программы в качестве теоретико-методологических положений выступали:

— концепции и теории Я. И. Гилинского, Е. А. Зма-новской, Ю. А. Клейберга, Г. И. Макартычева, Л. Я. Оли-ференко, С. В. Титовой, М. И. Шиловой;

— теоретические и методические материалы И. А. Агеевой, Н. С. Видерман, А. Г. Грецова, Н. А. Сироты, И. И. Хажилиной, В. М. Ялтонского.

В ходе реализации программы существенное значение имела ориентация на следующие базовые принципы работы с подростками: индивидуальный подход; детерминизм; интегративность; системность; конфиденциальность; добровольность и активность. Кроме того, были выделены приоритетные способы психологической работы: 1) убеждение, стимулирующее деятельность субъектов; 2) социальное научение, обеспечивающее переход от пассивного усвоения знаний и умений к самостоятельности и активности; 3) включение личности в коллективную деятельность; 4) положительная оценка, направленная на торможение и стимулирование определенных действий.

Структура и содержание созданной программы, в свою очередь, состояли из следующих этапов: I этап — предварительно-аналитический; II этап — коррекционноразвивающий; III этап — итогово-прогностический.

Итак, предварительно-аналитический этап был посвящен: а) уточнению диагностической информации

о подростках, относящихся к «группе риска»; б) решению организационных и методических вопросов по подготовке и реализации тренинговых занятий.

Существенное место в программе было определено коррекционно-развивающему этапу Он являлся базовым и реализовывался посредством двух направлений: 1) коррекционно-развивающая работа с группой подростков (в ходе тренинговых занятий); 2) индивидуальные коррекционные занятия с отдельными учащимися.

Особо важная роль отводилась проведению тренингов. Программа включала 24 тренинговых занятия, проводимых два раза в неделю. Длительность каждого занятия составляла от 60 минут до 1,5-2 часов. Срок реализации программы — 6 месяцев.

Рассмотрим примерную структуру каждого занятия. Вводная часть. Предназначение: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между участниками. Использовались приветствие, разминка, игры с именами, рефлексия ранее проведенных занятий, психогимнастика. Основная часть: предназначение — реализация базовой смысловой нагрузки всего занятия. При этом активно применялись: этюды, упражнения, психодрама, кляксография, лепка из глины, песочная терапия, элементы групповой дискуссии, игровая терапия, арт-терапия и т. д. Часть третья: рефлексия занятия. Основная цель завершающего этапа каждой встречи заключалась в подведении итогов проведения занятия, закреплении положительных эмоций от выполнения заданий и упражнений.

Кроме того, с подростками проводились беседы, «круглые столы», дискуссии на темы «Жизненные трудности и их преодоление», «Как я справляюсь со своим гневом», «Как я решаю свои проблемы». Особое значение придавалось проведению следующих занятий: «Линия моей жизни», «Книга жизни», «Пять лет спустя», «Как я выхожу из конфликтов», «Решаемые и нерешаемые проблемы», «Как я справляюсь с негативными эмоциями», «Лестница успеха». Ближе к завершению коррекционной программы стали прослеживаться изменения в поведении подростков, отмечаемые психологами и педагогами. Например, пассивные, малообщительные, скрытные подростки проявляли активность, становились более раскрепощенными, свободнее вступали в контакты, постепенно становились открытыми для общения. Агрессивные и раздражительные подростки стали спокойнее реагировать на поведение окружающих, контролировать свои эмоции.

Итогово-прогностический этап предполагал систематизацию собранных и обработанных данных, составление рекомендаций для подростков и педагогов.

По окончании коррекционно-развивающих тренингов были проведены контрольные измерения уровня и степени проявления копинг-поведения у подростков

0> 3 £ 5 h -jî ? р >х о X а> -Ù <v -Û X а> X <c а> -Ù X Dû а> jj а> л X w

le о> >х '*•> X X О X а; S’i é І il II р >х il а> 'О ГО Р S ! Є 1 е 3" 1 І а> >х

“ ч r-і £ X t г CÛ ГС (N J О О Ф « <=Е * СП Ü о о = с СО 1 S: = 33 s uS о X сс ГС 2 § сс 00 1 S: ci

і до воздействия

после воздействия

Рис. Результаты сопоставления выявленных моделей копинг-поведения у подростков «группы риска» на констатирующем и контрольном этапах (на основе опросника Хобфолла). Примечание. Результаты отражены в виде средних значений по группе в баллах.

«группы риска». Для этого были вновь использованы те же самые методы и методики.

Оценка результатов исследования «до» и «после» воздействия произведена с помощью критерия знаков G. В результате повторного исследования на основе данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента проведен сравнительный анализ полученной информации. Проанализируем результаты контрольного этапа экспериментальной работы после повторного проведения измерений копинг-стратегий с помощью шкалы SACS C. Хобфолла (рис.).

Результаты показали, что у большинства испытуемых произошли позитивные изменения в отношении копинг-стратегий. Так, «ассертивные действия» — изменились показатели в среднем с 17 до 21 балла, (т. е. от низких до средних); «вступление в социальный контакт» — с 21 до 25 баллов, «поиск социальной поддержки» — с 18 до 24 балла (т. е. повысились до значений выше «среднего»). Снизились показатели по шкалам: «избегание» с 19 до 15 баллов (с высоких до средних); «импульсивные действия», «манипулятивные действия», «асоциальные действия», «агрессивные действия», со средних показателей — на низкие. Без изменения, на среднем уровне, остался выбор копинг-стратегий «осторожные действия» — 19 баллов. Таким образом, можно констатировать, что подростки «группы риска» после проведенной коррекционной работы стали прилагать больше индивидуальных усилий по преодолению проблем, вызывающих стресс, и управлять эмоциональными реакциями на стресс.

В целом апробация разработанной программы продемонстрировала снижение уровня проявлений неадаптивных моделей поведения у подростков «группы риска». Как показал опыт теоретического и экспериментального исследования проблемы коррекции копинг-поведения у подростков «группы риска», оптимальными условиями, направленными на коррекцию неадаптивных стратегий поведения у подростков, определены:

1. Специально организованная, систематическая диагностическая работа, ориентированная на изучение личности каждого подростка и особенностей его копинг-поведения.

2. Использование возможностей проведения с подростками групповых тренинговых занятий, включающих специфические формы, способы и техники коррекции копинг-поведения.

3. Реализация индивидуального подхода к каждому подростку, относящемуся к «группе риска» (с учетом его индивидуальных особенностей и своеобразия).

1 Олиференко Л. Я., Титова С. В., Шилова М. И. Дети группы риска в общеобразовательной школе / под ред. С. В. Титовой. СПб., 2008. 240 с.; Корнилова Т. В., Григоренко Е.Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб., 2005. 336 с.

2 Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М., 1990. 917 с.

3 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998. № 124 // Рос. газета. 1997. 5 авг.

4 Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. И. Гилинский и др. СПб., 2001. 423 с.; Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): автореф. дис. ... д-ра наук. СПб., 2006. 49 с.; Клей-бергЮ. А. Психология девиантного поведения. М., 2001. 160 с.

5 Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М., 2005. 128 с.

6 Макартычев Г. И. Коррекция девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. СПб., 2007. 368 с.

7 Lazarus Richard S. and Folkman Susan. The concept of coping // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y., 1991. C. 189-206; Сирота Н.А., Ялтонский В. М., Ха-жилина И. И. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М., 2001. 216 с.

8 Свенщицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М., 2008. 512 с.

9 Там же. С. 404-405.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.