ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
УДК 376.64
О. Р. КРИВОШЕЕВА О. С. УСТИНОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
В статье рассматривается социальная проблема неблагополучной семьи, выявлены социально-психологические особенности неблагополучных семей, приводящие к девиантному поведению подростков. Представлена коррекционно-воспитательная программа социальных отклонений в поведении подростка, описаны результаты констатирующего и формирующего педагогического эксперимента по апробации программы. Ключевые слова: неблагополучие семьи, девиантное поведение, коррекционно-воспитательная программа, диагностика, социальная адаптация.
Актуальность исследования. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в нашем обществе, экологические кризисы, переоценка общественных и индивидуальных ценностей отражаются на состоянии семьи, целях и задачах воспитания и развития детей, на стиле семейного воспитания.
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и разного рода асоциальные проявления: наркомания, жестокость, агрессивность, криминализация и преступность несовершеннолетних, раннее материнство и внебрачные дети, социальное сиротство. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства в подростковый возраст. Одним из важнейших факторов отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи как целостной общественно-программируемой единицы.
Анализ неблагополучия семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия ранней социализации. Часть из них прибывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.
Неблагополучной семьей считается та семья, которая в силу тех или иных обстоятельств не имеет достаточных возможностей и ресурсов для осуществления в полной мере возложенных на нее функций по отношению к обществу и членам семьи.
Одно из явлений семейного неблагополучия, представляющее собой фактор риска возникновения социальных отклонений в поведении ребенка, — депривация, как невозможность удовлетворения ведущих психических потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Отсутствие или нару-
шение у ребенка глубокой «надежной эмоциональной связи с близким взрослым» (дефицит эмоциональной привязанности) в первые годы жизни, а также длительного и частого общения с социально-положительными родственниками в старшем возрасте — важнейшие условия, определяющие качества социальной адаптации ребенка и возникновение трудностей в поведении. Очень важный фактор риска — неправильные методы родительского воспитания, модели общения с детьми и родительского поведения. Гиперопека ребенка, избыточный контакт, слишком длинный период ухода, подавление независимого поведения и избыточный надзор также вызывают значительные трудности в адаптации. Особенности личности родителей, состояние их психического здоровья, культурно-образовательный уровень оказывают влияние на выбор тех или иных методов воспитания и на стиль внутрисемейного отношения. Формирование нарушений у детей может быть связано с повышенной частотой ссор, разногласиями и конфликтами между супругами. Отмечается также связь девиантного поведения с использованием физических наказаний.
По данным социологических исследований, проводимых в РФ на протяжении последних 10 лет, можно судить о том, что средний возраст матери у подростка с девиантным поведением составляет 34 года, а отца — 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенсаторным нарастанием внутренней напряженности, которая чем меньше проявляется внешне, тем более сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использо-
1 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рис. 1. Уровень ценностных ориентаций у подростков 13—14 лет из неблагополучных семей.
Условные обозначения: 1 — семейно-бытовые; 2 — профессионально-творческие; 3 — эстетические; 4 — альтруистические; 5 — гедонистические; 6 — интеллектуальные; 7 — общественные; 8 — принятие других; 9 — самоутверждение;
10 — саморегуляция; 11 — эстетические; 12 — ценности дела
ванием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства. Таким образом, родители «преодолевают» свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у детей, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.
На важную роль семейного фактора в социализации личности подростка указывают многие авторы [1, 2, 3, 4].
Если систематизировать данные, имеющиеся в научной литературе по изучению причин девиантного поведения детей и подростков, можно сделать вывод, что одним из важнейших комплексных факторов, детерминирующим отклонения в поведении, является семейное неблагополучие. Его диагностика позволяет в большинстве случаев говорить о возможной деформации личности ребенка в такой семье и о риске девиантного поведения.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: неблагополучие семьи как фактор девиантного поведения подростков.
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности неблагополучных семей, приводящие к девиантному поведению подростков и на этой основе разработать коррекционно-воспитательную программу.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что выявление социально-психологических особенностей неблагополучных семей, способствующих девиантному поведению подростков, позволит разработать коррекционно-воспитательную программу.
По итогам анализа научно-методической литературы нами были выявлены следующие факторы семейного неблагополучия:
— социально-экономические факторы, обусловленные степенью развития социально-экономической сферы общественных отношений, уровнем жизни и материального благосостояния семьи;
— социокультурные факторы, связанные с основными тенденциями в культурном развитии семьи и в сфере семейно-брачных отношений, характером внутрисемейных культурных отношений;
— психофизиологические факторы, обусловленные состоянием психического и физического здоровья членов семьи, общим нравственно-психологическим климатом и характером межличностных отношений в семье.
Исследование проходило на базе учебно-воспитательного учреждения школа-интернат среди учащихся 7-х классов и их родителей, в котором приняло участие 43 подростка в возрасте 13—14 лет и 69 родителей.
Мы провели исследование личности, межличностных отношений подростков 13—14 лет, склонных к отклоняющемуся поведению именно из неблагополучных семей; определили социально-психологические факторы семейного неблагополучия и на этой основе разработали и реализовали коррекционновоспитательную программу.
Измерение самооценки подростков 13—14 лет было проведено по методике Дембо — Рубинштейна. Результаты анализа исследования показали, что в группе подростков преобладает низкий уровень самооценки.
Выявление доминирующих ценностных ориентаций проводилось по методике М. Рокич. Данная методика позволила наглядно отследить основные ценностные ориентиры заявленной группы подростков. Так, ведущими ориентирами являются семейнобытовые ценности, ценности самоутверждения и саморегуляции, что в целом логично вписывается в основные психофизиологические характеристики подросткового периода (рис.1).
Исследование межличностных отношений и определение статусной величины подростков, проводимое по социометрической методике Р. С. Немова, показало тот факт, что в данных классах преобладают низкие статусы, и это позволяет говорить о неблагополучной статусной структуре класса (рис. 2).
Определение уровня склонности к отклоняющемуся поведению у подростков 13—14 лет проводилось по методике, разработанной Вологодским центром «Развитие». По результатам диагностирования можно говорить о доминировании у обследуемых склонности к нарушению норм и правил, склонности к аддиктивному поведению, низкому волевому контролю эмоциональных реакций (рис. 3).
Исследование эффективности детско-родительских отношений, проводимое по тесту-опроснику А. Я. Варга, В. В. Столин, показало, что родители подростков экспериментальной группы испытывают проблемы в воспитании своих детей; имеют низкий уровень информированности по методам и приемам воспитания (рис. 4).
На основе полученных данных диагностических методик нами была разработана и реализована коррекционно-воспитательная программа социальнопсихологических отклонений у подростков 13—14 лет,
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
Рис. 2. Показатели статусной величины структуры класса.
Условные обозначения: 1 — «звезды»; 2 — предпочитаемые; 3 — принятые; 4 — изолированные
70
60
50
40
30
20
0
2
Рис. 3. Показатели склонности к отклоняющемуся поведению у подростков 13—14 лет из неблагополучных семей. Условные обозначения: 1 — шкала установки на социальную желательность;
2 — шкала склонности к преодолению норм и правил; 3 — склонности к аддиктивному поведению;
4 — шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 5 — шкала склонности к агрессии и насилию; 6 — шкала волевого контроля эмоциональных реакций; 7 — шкала склонности к делинквентному поведению
1 00 90 80 70 60
1 0 0
4
Рис. 4. Показатели родительского отношения у родителей подростков экспериментальной группы. Условные обозначения: 1 — шкала принятие-отвержение; 2 — шкала образа социальной желательности поведения; 3 — шкала симбиоз; 4 — шкала авторитарная гиперсоциализация; 5 — шкала «маленький неудачник»
экспериментальная___^контрольная I
до
после
до
после
после
Рис. 5. Показатели уровня самооценки подростков из неблагополучных семей в экспериментальной и контрольной группе
до и после эксперимента.
Условные обозначения: 1 — высокая самооценка; 2 — средняя; 3 — низкая
4.5 4
3.5 3
2.5 2
1 ,5 1
0,5
0
11ЙЁ1Й1
10 11 12
[□экспериментальная Рконтрольная |
Рис. 6. Показатели значимости ценностных ориентаций подростков в экспериментальной и контрольной группе
до и после эксперимента.
Условные обозначения: 1 — семейно-бытовые; 2 — профессионально-творческие; 3 — эстетические; 4 — альтруистические; 5 — гедонистические; 6 — интеллектуальные; 7 — общественные; 8 — принятие других; 9 — самоутверждение;
10 — саморегуляция; 11 — эстетические; 12 — ценности дела
3 0
2 5
2 0
с
« 1 5
ю
1 0
5
после
после
после
0
3
до | после
4
□ экспериментальная □контрольная
Рис. 7. Показатели распределения статусных величин в экспериментальной и контрольной группе до и после эксперимента. Условные обозначения: 1 — «звезды»; 2 — предпочитаемые; 3 — принятые; 4 — изолированные
цель которой — коррекция социально-психологических отклонений у подростков в условиях школы-интерната. Формирование позитивного отношения родителей к подросткам, изменения стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению поведения ребенка.
В данной программе предусмотрено четыре основных блока:
Блок 1. Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков. Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения (5 занятий продолжительностью по 40 минут каждое, 1 раз в неделю).
Блок 2. Групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний. Цель: повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков (10 занятий продолжительностью по 40 минут каждое, 2 раза в неделю).
БлокЗ. Групповые занятии, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей. Цель: формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей (10 занятий продолжительностью по 1 академическому часу каждое, 1 раз в неделю).
Блок 4. Групповые занятия с родителями подростков с целью формирования позитивной самооценки в социальной роли родителя, изменения стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению поведения подростка. Цель: формирование позитивной самооценки в социальной роли родителя, изменение стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению поведения подростка (5 занятий продолжительностью по 2 академических часа каждое, 2 раза в неделю).
Для реализации коррекционно-воспитательной программы использовались следующие формы: беседы, тренинговые занятия, видеолекции.
После реализации программы вновь было проведено диагностическое исследование среди подростков экспериментальной группы и их родителей (рис. 5).
Уровень самооценки в контрольной группе остался прежним, а в экспериментальной группе подростки с низким уровнем самооценки переместились в группу со средней самооценкой. Эти изменения позволяют судить о том, что подростки экспериментальной группы отличаются высоким и средним уровнем целеполагания, основывающимся на своих возможностях, способностях. Подростки «открыты» для внешнего опыта.
На достоверном уровне выявлены изменения в формировании позитивной модели принятия ценностных ориентаций по шкалам профессионально-
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2°1(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (8S) 2010
после о д с; о п о д после до после о д л о п до после о д
4 б 6 7
□ экспериментальная □контрольная |
Рис. 8. Показатели склонности к отклоняющемуся поведению подростков 13—14 лет из неблагополучных семей в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента.
Условные обозначения: 1 — шкала установки на социальную желательность;
2 — шкала склонности к преодолению норм и правил; 3 — склонности к аддиктивному поведению;
4 — шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 5 — шкала склонности к агрессии и насилию; 6 — шкала волевого контроля эмоциональных реакций; 7 — шкала склонности к делинквентному поведению
Шш\
[□до эксп е р и м е н та □ п о с л е эксперимента |
Рис. 9. Показатели родительского отношения у родителей подростков экспериментальной группы до и после эксперимента. Условные обозначения: 1 — шкала принятие-отвержение; 2 — шкала образа социальной желательности поведения;
3 — шкала симбиоз; 4 — шкала авторитарная гиперсоциализация; 5 — шкала «маленький неудачник»
творческой, эстетическом, гедонистическом, по шкале саморегуляция и принятие других (рис. 6). Произошло смещение в сторону социально позитивной нормы в рамках семейно-бытовой шкалы и шкалы альтруистических ориентаций. Различий по интеллектуальной шкале не выявлено.
Произошло смещение статусных индексов в сторону высокого статуса, что свидетельствует о позитивных тенденциях, происходящих в группе (рис. 7).
Сформированы мотивы к социально-позитивному поведению подростков. Снизился уровень склонности к отклоняющемуся поведению по шкале склонности к преодолению норм и правил, по шкале склонности к аддиктивному поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, по шкале склонности к агрессии и насилию, склонности к делинквентному поведению, уровень волевого контроля также повысился (рис. 8).
Изменения в родительском отношении к подросткам 13—14 лет позволяют судить о том, что у родителей — участников программы, произошли изменения на личностном уровне, изменилось отношение к своей семье, к проблемам своего ребенка; родители уважают индивидуальность подростка, симпатизируют ему, воспринимают его таким, какой он есть (рис. 9).
Участники программы отмечают, что стали активнее использовать знания об особенностях и закономерностях развития ребенка при выстраивании процесса воспитания, научились использовать адекватные способы реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, применять навыки равноправ-
ного общения с ребенком и способы предотвращения межличностных конфликтов.
Библиографический список
1. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / С.А. Беличева. — М. : Редакционно-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 2006. — 112 с.
2. Белякова, Н.В. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Группы риска в молодежной среде» / Н.В. Белякова. — Омск, 2000. — 108 с.
3. Вострокнутов, Н.В. Руководство «Семья и дети в антинар-котических программах профилактики, коррекции, реабилитации» / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова. — М. : ООО «Фирма «Вариант», 2003. — 240 с.
4. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И. Макартычева. — СПб. : Речь, 2007. - 192 с.
КРИВОШЕЕВА Ольга Робертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, руководитель Центра предпрофессиональной подготовки и трудоустройства студентов.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] УСТИНОВА Ольга Сергеевна, психолог Центра пред-профессиональной подготовки и трудоустройства студентов.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2009 г.
© О. Р. Кривошеева, О. С. Устинова
б