УДК 612.821:378
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ К ОПАСНЫМ СИТУАЦИЯМ
© 2015
Е.В. Лизунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии,
безопасности жизнедеятельности человека
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения. Первостепенную важность приобретает изучение его биологических основ и степени влияния на деятельность человека, выяснение механизмов возникновения и развития. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, его адекватное использование играет важную роль в сохранении здоровья человека, создания условий, для проявления его творческих способностей, а также плодотворной и эффективной деятельности в постоянно изменяющемся социуме. Подчёркивая основательность и значительные достижения исследований многих ученых, занимавшихся проблемой страха и стрессоустойчивости, необходимо отметить, что в основном рассматривались психологический, философский и физиологический аспекты данной проблемы, а страх как главный фактор, формирующий стрессоустойчивость человека в чрезвычайных ситуациях, остается малоисследованной областью и нуждается в широком педагогическом анализе. Общество должно осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельности не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют более высокого уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности. Умение вести себя безопасно в повседневной жизни, а также в различных опасных ситуациях становится насущной потребностью в жизни каждого человека, нашего общества и государства. Безопасность жизнедеятельности всё больше приобретает значение основной составляющей системы здорового образа жизни. Данная статья посвящена формированию стрессоустой-чивости у подростков к опасным ситуациям. Особое внимание уделяется разработанному автором факультативному курсу «Стрессоустойчивость и здоровье».
Ключевые слова: стрессоустойчивость; здоровье; здоровый образ жизни; подростки; опасная ситуация; страх; эксперимент; факультативный курс; дидактические условия; экстремальные ситуации.
В настоящее время человечество активно осваивает Мировой океан, космос, полярные области планеты, пустыни, горы и нередко сталкивается с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности. Крупные стихийные бедствия и техногенные катастрофы, произошедшие в последние годы, характеризуются вовлечением в них больших контингентов населения и серьезными экологическими и психопатологическими последствиями.
Для психического состояния человека в период развития опасных ситуаций характерно чувство страха. По различным причинам проблема страха и стрессоустой-чивости остается малоизученной. Лишь в последнее время появилось несколько исследований, авторами которых являются Ноздрачев А.Д. [1], Цыбульский В., Торлецкий С. [2], Щербатых Ю.В. [3], Измайлов Ч.А. [4], Ихсанов Р.Ф. [5], Карапетян Л.В. [6], Никифоров Г.С. [7], Урбанович А.А. [8], Широкова М. [9], Смирнов А. [10], Мешков Н. [11] и др.
В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности [12, стр.3].
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период старшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.
При обеспечении безопасности жизнедеятельности школьников важное значение имеют профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий опасных ситуаций [13, стр. 106].
Обращение к понятию «стрессоустойчивость» яв-
ляется важным, так как оно выступает в качестве центрального понятия в современной профессиональной деятельности педагогов, социальных педагогов и других специалистов образования.
Проблема повышения устойчивости организма к стрессу продолжает оставаться актуальной в ряду психолого-педагогических исследований. В условиях усиления психоэмоциональных нагрузок, повторяющихся стрессовых ситуаций, интенсивный поиск новых методов преодоления психофизиологических расстройств, расширения границ адаптации, повышение работоспособности является необходимым и чрезвычайно важным.
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний.
Следовательно, организм должен обладать механизмами, обеспечивающими адаптацию к стрессорным ситуациям, которую можно обозначить как процесс, обеспечивающий сохранение жизни и активной деятельности организма, а также предупреждение заболеваний в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путем простых реакций избегания, избавления или путем специфического приспособления к какому-либо физическому, химическому или биологическому фактору [14, стр. 75].
Стресс приводит к таким последствиям как головные боли и язва желудка, но бывают и другие расстройства, обусловленные причинами эмоционального порядка: артериальная гипертензия, артрит, астма, колиты и даже некоторые формы стенокардии.
Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности, что побуждает окружающих людей задуматься о смысле подобной трансформации [15, стр. 125]. И в повседневной жизни мы нередко испытываем стресс, когда от нас требуется обостренное восприятие, напряжение внимания,
Е.В. Лизунова психолого-педагогическое
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ... направление
слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Некоторые ученые считают, что психологическое напряжение и есть главный показатель стресса.
Готовность к опасным ситуациям - одно из важнейших условий для обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом. Сегодня проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе всё более настойчиво: преступность, терроризм, военные конфликты, экологические катастрофы, аварии на производстве и на транспорте, многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной.
К основным мероприятиям по формированию стрес-соустойчивости можно отнести следующие:
- использование разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего обнаружения надвигающегося стресса;
- ознакомление с опытом других, специальной литературой по стрессу;
- динамичное формирование адекватного образа жизни (если нужны изменения, то они вносятся и соблюдаются);
- физические упражнения;
- наличие эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники);
- формирование волевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости) [8, стр. 376388].
Выбор индивидуумом на протяжении всей жизни определенных стратегий преодоления стресса является достаточно стабильной характеристикой и мало зависит от типа стрессора. Эти стратегии обозначают как базисные стратегии поведения человека и объединяются в 3 группы: решение проблемы (адаптивная); поиск социальной поддержки (адаптивная); избегание проблемы (неадаптивная) [16].
Анализ научной литературы, современных социологических и психолого-педагогических исследований, опыт практической работы со старшеклассниками свидетельствуют, что для этого возраста характерно формирование собственной системы нравственных ценностей. Развитие кризисных явлений в сфере воспитания старших школьников проявляется в нарастании скептицизма, агрессивности, эгоизма, эмоциональной напряженности, что отрицательно сказывается на возможностях молодёжи противостоять различным непредвиденно возникшим ситуациям. В этих условиях проблема формирования специальных знаний, умений, навыков, умелых действий и адекватного поведения в широком спектре современных угроз и рисков, необходимых личностных качеств учащихся, патриотизма, готовности к действиям в экстремальных ситуация представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Необходимость решения данных задач обуславливает постановку проблемы о путях, средствах и методах формирования готовности подростков к действиям в опасных ситуациях [17].
Реализовать данную задачу можно с помощью разработанного нами факультативного курса «Стрессоустойчивость и здоровье», введение которого в образовательный процесс сопровождалось выполнением ряда дидактических условий. Эффективность использования модели формирования стрессоустойчиво-сти у школьников определялась по показателям, полученным в ходе педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, подготовительным этапом которого являлся пилотный эксперимент. На втором этапе проходил формирующий эксперимент.
Методическая организация педагогического исследования заключалась в том, что были учтены такие условия как: 46
- проведение занятий в контрольной и экспериментальной группах одним и тем же преподавателем;
- занятия проводились в естественных условиях учебно-воспитательного процесса;
- содержание курса включает базовые вопросы, предусмотренные программами образовательного стандарта [18], [19].
Мы оценили уровень стрессоустойчивости у школьников к опасным ситуациям по трем компонентам (блокам): когнитивному, эмоционально-нравственному и деятельностному.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №122 г.о. Самара на протяжении 2013-2014 уч. г. без нарушения образовательного процесса. В эксперименте участвовали два класса: 9 «А» (28 человек) - экспериментальная группа и 9 «Б» (21 человек) - контрольная группа.
Следует сразу отметить, что на этапе констатирующего эксперимента говорить о стрессоустойчивости в том понимании, которое мы закладываем в эту дефиницию преждевременно, так как во-первых, все наше исследование изначально посвящено ее формированию, а, во-вторых, результаты пилотного эксперимента показали достаточно низкие показатели знаний и, тем более, умений и поведения.
Для реализации первой части констатирующего эксперимента мы использовали разработанный нами тестовый опрос, который позволил установить уровень усвоения теоретических умений и навыков в опасных ситуациях.
Нами выделены 4 возможные показателя данного уровня:
1) неудовлетворительный - «количество верных ответов» в интервале 5 - 25%;
2) низкий - «количество верных ответов» в интервале 25 - 50%;
3) средний - «количество верных ответов» в интервале 50 - 70%;
4) высокий - «количество верных ответов» выше 70% .
Результаты тестирования показали, что 69% студентов имеют низкий, 21% - средний и только 10% - высокий уровень усвоения теоретических умений и навыков в опасных ситуациях.
Для реализации второй части констатирующего эксперимента применялся разработанный нами блиц-опрос, вопросы которого позволили выяснить сущность понятий «страх», «тревога», «стресс», стрессоры», влияние стрессовых реакций на здоровье человека и др.
Полученные результаты показали, что высокие показатели на данном уровне отмечается у 9,5% учащихся, в то время как низкий - у большей части опрошенных (87%).
Реализация третьей части констатирующего эксперимента осуществлялась с помощью разработанной нами викторины, которая определяет уровень сформи-рованности практических умений выхода из различных опасных ситуаций. Содержание ее вопросов позволило установить, в каких случаях подростки не знают, как правильно действовать в экстремальных ситуациях; не знают признаков надвигающейся опасности. В результате были получены следующие значения: 7,8% имеют высокий, 11% - средний, 81,2% - низкий показатель сформированности практических умений выхода из различных опасных ситуаций.
Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента показали, что у школьников если и присутствуют отдельные элементы стрессоустойчиво-сти, они не нашли своего должного развития и практического применения: в большинстве случаев, учащиеся не имеют представления об основных способах выхода из опасных ситуаций, не обладают психологическими основами самозащиты. Кроме того, проблема заключается в низком уровне ценностно-нравственных убеждений, Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)
руководствуясь которыми подростки должны были бы на первый план выдвигать Жизнь и Здоровье.
Для исправления такой сложившейся ситуации мы предлагаем ввести в учебно-воспитательный процесс подростков факультативный курс «Стрессоустойчивость и здоровье», посредством которого создаются дидактические условия, позволяющие сформировать стрессоу-стойчивость к опасным ситуациям. В реализации этой задачи заключается сущность формирующего эксперимента. В экспериментальную группу входило 28 человек, остальные составили контрольную. Проведение формирующего эксперимента завершалось повторным опросом по выше указанным тесту, викторине и блиц-опросу.
Сразу оговариваем следующую особенность: формирование стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях достаточно длительный во времени процесс. Решение этой задачи возможно только при объединении различных социальных институтов, воздействующих на личность постоянно и длительно. Но в тоже время такое воздействие должно отличаться не только прямым, но и опосредованным характером, не всегда заметным для человека, но помогающим ему выбрать верный способ поведения.
Поэтому на данном этапе мы можем говорить только о зарождении стрессоустойчивости. Но не как разрозненной, неосознанной, атомистической компоненте личности (что наблюдалось в констатирующем эксперименте), а как о целостной, сознательно и грамотно реализующей себя, практически во всех жизненных ситуациях ее структуре.
Повторное тестирование показало положительную динамику показателей сформированности стрессоустой-чивости у школьников экспериментальной группы.
Так, на когнитивном уровне наблюдалась следующая картина: если в начале эксперимента высокие показатели были только у 10% опрашиваемых, то в конце - уже у 82%, в то время как низкий показатель с 69% упал до 11%. Следует отметить значительное повышение уровня знаний (с 9,6% до 74%), умения предвидеть опасную ситуацию (с 14,3% до 89%).
На эмоционально-нравственном уровне отмечались следующие изменения: низкий показатель остался только у 15% школьников (вначале он был у 87%), высокий стал у 70,8% (по сравнению с 9,5%).
Положительные изменения затронули и деятель-ностный уровень. Высокий показатель деятельностного уровня стал у 71% (по сравнению с первоначальным -7,8%), низкий остался у 12,8%, в то время как в начале был характерен для 81,2% школьников.
Следовательно, очевидным становится повышение показателей на всех трех уровнях (когнитивном, эмоционально-нравственном, деятельностном), характеризующих формирование стрессоустойчивости у подростков экспериментальной группы.
Повторное анкетирование проводилось и в контрольной группе. Однако здесь занятия шли по традиционной программе, поэтому, если положительная динамика изучаемых показателей и была, то весьма незначительной. Так, на когнитивном уровне высокий уровень изменился с 9,5% (в начале экспериментального периода) до 37% (в конце экспериментального периода), низкий - с 71% (в начале) до 44% (в конце).
Низкие показатели эмоционально-нравственного уровня в начале эксперимента (89,2%) уменьшился до 27% (в конце), в то время как высокие показатели возросли (с 9,5% до 70,8%).
На деятельностном уровне также наблюдалась динамика показателей: низкого - с 83% до 38%, высокого - с 6% до 45% в начале и в конце экспериментальной работы соответственном.
Для анализа результатов педагогического эксперимента и проверки выдвинутой гипотезы нами использовался критерий Стьюдента О-критерий). Вычисления
производились по формуле:
t =
X1 - X 2
тЛ + m
, n = n + n2 - 2,
где Х1 - средняя арифметическая величина результатов формирующего эксперимента; Х2 - средняя арифметическая величина результатов констатирующего эксперимента; п - число степеней свободы вариаций, которые равны числу наблюдений без единицы; т1 - средняя ошибка среднего арифметического результатов формирующего эксперимента; т2 - средняя ошибка среднего арифметического результатов констатирующего эксперимента [20].
Произведя расчеты по формуле, мы получили следующие результаты.
Когнитивный компонент (блок): г - 4,567
Деятельностный компонент (блок):
г - 5,699
Эмоционально-нравственный компонент (блок):
t« 2,756
при n = 28 + 28 - 2 = 54.
Табличное значение коэффициента t при числе степеней свободы, равном 54, составляет 1,960 при Р=0,05 и 2,576 при Р=0,01. Таким образом, расчетный t оказался выше табличного во всех трех случаях. Это свидетельствует о существенной разнице в уровне стрессоустойчивости учащихся в ходе констатирующего и формирующего экспериментов по всем трем блокам: когнитивному, эмоционально-нравственному и деятельностному.
Можно предположить, что наблюдаемая положительная динамика показателей в контрольной группе школьников объясняется тем, что некоторые базовые элементы нашего факультативного курса «Стрессоустойчивость и здоровье», предусмотренные программами государственного образовательного стандарта, встречаются в других отдельных дисциплинах, изучаемых в школе («Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.), а также выполнением самостоятельных работ школьников в данной образовательной области, их информированностью через средства массовой информации, Internet, обменом мнений между одноклассниками. Но так как информация носит «обрывочный», неполноценный содержательный характер, то и показатели трех уровней сформированности стрессоустойчи-вости соответствующие.
Поэтому, чтобы достичь поставленной цели - формирование стрессоустойчивости у подростков к опасным ситуациям на высоком уровне, необходимы специально организованные дидактические условия, в число которых входит включение в учебно-воспитательный процесс факультативного курса «Стрессоустойчивость и здоровье».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Общий курс физиологии человека и животных // В 2 кн, кн. 2.Физиология висцеральных систем: учеб. пособие для биолог. и мед. спец. вузов / А.Д. Ноздрачев, И.А. Баранникова и др.; под ред. А.Д. Ноздрачева - М.: Высшая школа, 1991. 528 с.
2.Цыбульский, В. Е., Торлецкий, С. А. День страха. -М., «КСП», 2003. 303 с.
3.Щербатых, Ю. В. Психология стресса. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. 303 с.
4. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 72 с.
5. Ихсанов Р.Ф. Человек в чрезвычайной ситуации
(клинико-психологический обзор, основы диагностики и поддержки). Учебно-методическое пособие. - Самара: Изд-во СГПУ, 2005. 64 с.
6. Карапетян Л.В. Профессиональная стрессоустойчивость преподавателя колледжа как субъекта педагогической деятельности // дис.... кад. псих. наук / Карапетян Л.В. Екатеринбург, 2000. 214 с.
7. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. 607 с.
8. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. - Мк: Харвест, 2001. 640 с.
9. Широкова М. Стресс и экстремальные условия. Энциклопедия для детей. Доп. Том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / под ред. В.А. Володина. - М.: Аванта+, 2001. 448 с.
10. Смирнов А. Здоровый образ жизни и безопасность человека // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. №9. С. 43-44.
11. Мешков Н., Ижевский П. Потрясающие рукотворные катастрофы // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. №2. С. 55-57.
12. Ли Канг Хи. Социально - психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ли Канг Хи. М., 2005. 16 с.
13. Азон Б. Стресс излечим / пер. с франц. - М.:
Крон-Пресс, 1994. 186 с.
14. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. 256 с.
15. Анатомия. Физиология. Психология человека. Краткий иллюстрированный словарь / под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Питер, 2001. 256 с.
16. Amirkhan J.N. Factor analiticaly driver measure of coing: the strategy indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990, v. 59, P. 1066-1074.
17. Шигаев А.В. Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук / А.В. Шигаев. Чебоксары, 2004. 21 с.
18. Лизунова Е.В. Десмоэкологический подход к формированию стрессоустойчивости студентов педагогического университета при изучении курса «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» // Дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2006. 256 с.
19. Лизунова Е.В. Методологические основы формирования стрессоустойчивости будущих учителей в чрезвычайных ситуациях: Монография / Под ред. доктора педагогических наук, профессора А.Г. Бусыгина. -Самара, Самар. отд-ние Литфонда, 2008. 138 с.
20. Подготовка и оформление курсовой работы: Методические рекомендации для студентов института физической культуры / Сост. В.П. Посохов, В.Н. Беленов, А.С. Земков. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 40 с.
TO THE QUESTION ABOUT THE FORMATION OF STRESS TOLERANCE IN ADOLESCENTS DANGEROUS SITUATIONS
© 2015
E. V. Lizunova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, of the department of zoology and anatomy, physiology, health and safety of the person
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Abstract. Currently expanding need to learn more about stress and ways of its prevention. Of paramount importance is the study of its biological foundations and impact on human activities, elucidation of the mechanisms of occurrence and development. Therefore, a proper understanding of the positive and negative aspects of stress, it is adequate to use plays an important role in maintaining human health, creating conditions for the manifestation of his creative abilities, as well as fruitful and effective in a constantly changing society. Emphasizing thoroughness and significant achievements of the research of many scientists, studied the problem of fear and stress resistance, it should be noted that mainly examined the psychological, philosophical and physiological aspects of the problem, and fear as the main factor shaping the stress of a person in an emergency, remains under-researched area and requires extensive pedagogical analysis. Society must realize that is completely safe life does not exist, and human development and technological progress require a higher level of culture of the total population in the area of safety. The ability to behave safely in everyday life and in various dangerous situations is becoming a basic necessity in every person's life, our society and state. Life safety is increasingly becoming a major component of the system of a healthy lifestyle. This article is devoted to the formation of stress tolerance in adolescents dangerous. Special attention is developed by the author of the optional course "Stress and health".
Keywords: stress; health; healthy lifestyle; teens; danger; fear; experiment; elective course; didactic conditions; emergency situations.