Научная статья на тему 'Особенности реализации модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях: результаты исследования'

Особенности реализации модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях: результаты исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова В. В.

В статье обоснована модель физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также представлены результаты исследования по её реализации в практике средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях: результаты исследования»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В. В. Данилова

ОГПУ, ИФК и С, г. Оренбург

В статье обоснована модель физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также представлены результаты исследования по её реализации в практике средней общеобразовательной школы.

Введение. Существующая в настоящее время система школьной практики, основанная на преобладании теоретической направленности в подготовке школьников к безопасной жизнедеятельности, не способна в полной мере разрешить проблему формирования готовности детей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Особенно уязвимыми в связи с опасным возрастным периодом в социализации личности являются младшие подростки [1,4, 8,14, 17],

В имеющихся педагогических научно-методи-ческих разработках по обучению и воспитанию детей навыкам безопасного поведения не предусмотрено воздействие на становление телеснодуховных характеристик личности учащихся, что значительно снижает качество и эффективность педагогического процесса в становлении личности безопасного типа [15, 11, 18].

В этой связи специалистами отмечается достаточно значимый потенциал физкультурного образования в комплексном становлении телесной и духовной природы личности человека, который может быть успешно применён в системе подготовки школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях, что в свою очередь, требует соответствующего теоретико-методологического и методического обоснования [2, 3, 9, 19].

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Главной задачей исследования явилось выявление эффективности представленной модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение научной литературы и нормативных документов, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, психолого-педагогическая диагностика и тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка экспериментальных данных и их интерпретация, сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение.

Готовность подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях рассматривается нами как интегрированное, специфическое и динамическое личностное состояние, способное проявиться в опасных для здоровья и жизни ситуациях. При этом структура готовности представляется нам во взаимосвязи её структурных компонентов: деятельностного, когнитивного, двигательного и специальноприкладного, обеспечивающих адекватность поведенческих реакций, способность к эффективному самоуправлению физическим и психическим состоянием организма, обусловливающих осуществление целесообразных действий по отражению и преодолению угрожающих факторов окружающей среды [5, 6, 7, 12, 13].

Эффективность направленного использования ценностей физической культуры в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях обеспечивается моделированием процесса физкультурного образования, включающим ориентацию физкультурного образования на широкое и вариативное использование ценностей физической культуры в обеспечении безопасности личности и социума; социально-педагогическую среду и взаимодействие её субъектов; теоретикометодологическую и ценностную базу физкультурного образования, реализующуюся в обучении, воспитании и развитии специфических качеств и свойств личности, отражающих её готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях; программно-содержательное и дидактическое обеспечение физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях; педагогические требования к реализации содержания физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях; результирующие показатели готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях.

В результате опытно-экспериментального исследования, проведённого на базе средней общеобразовательной школы в течение трёх лет, была выявлена эффективность модели физкультурного образования в формировании готовности подрост-

Данилова В.В.

Особенности реализации модели физкультурного ______образования в формировании готовности...

ков к действиям в чрезвычайных ситуациях. По итогам формирующего педагогического эксперимента удалось проследить позитивные сдвиги (Р = 0,05; I = 2, 01) в показателях сформированно-сти структурных компонентов готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях у опытной группы учащихся в сравнении с контрольной.

В сформированное™ деятельностного компонента в показателях индикатора преодоления стресса отчётливо прослеживаются изменения в выборе предпочтения линии «Разрешение проблем» (при абсолютных значениях 27,88 в опытной группе и 27,48 - в контрольной) наряду с «Избеганием» и «Поиском социальной поддержки»; в показателях ведущей стратегии коппинг-поведения наряду с «Конфронтацией», «Дистанцированием», «Положительной переоценкой», «Поиском социальной поддержки» превалируют «Самоконтроль», «Планирование решения проблемы» и «Принятие ответственности» при абсолютных значениях 11,2; 10,40; 6,72 в опытной группе и 9,52; 8,96 и 5,72 - в контрольной соответственно.

Диагностика сформированности когнитивного компонента достоверно показала повышение абсолютных значений в опытной группе следующих показателей: уровня теоретической подготовленности (на 3,9 %); мышления (на 7,5 %); способности к переключению (на 45,5 %), концентрации и устойчивости (на 39,1 %), избирательности внимания (на 37,2 %); образной (на 31 %), оперативной (на 30,9 %), кратковременной зрительной (на 33,1 %), двигательной памяти (на 63 %); восприятия пространственных параметров (на 20 %), смелости (на

80.6 %), решительности (на 58,4 %).

Анализ полученных данных сформированности двигательного компонента позволил выявить: в оценке уровня физического развития в опытной группе наблюдаются статистически недостоверные различия в показателях роста, веса и весоростового индекса Кетле (Р = 0,05); при анализе полученных результатов физической подготовленности достоверно улучшились показатели быстроты (на 12,1 %), силовой выносливости мышц живота (на 18 %), скоростно-силовой выносливости (на

11.6 %), гибкости (на 44,6 %); абсолютные значения общей выносливости, ловкости и координации статистически не достоверны; в показателях свойств центральной нервной системы у опытной группы достоверно повысились абсолютные значения экстраверсии (на 142,5 %), в то время как абсолютные значения нейротизма, отражающие слабость нервной системы, достоверно снизились (на 43,5 %).

В специально-прикладном компоненте у опытной группы: зафиксирован достоверно значимый рост уровня развития прикладных двигательных навыков (на 54,7 %); эмпатии к родителям (на 0,9 %), к животным (на 45 %), к старикам (на

16 %), к младшим (на 8,8 %), к героям художественных произведений (на 11,2 %); к незнакомым

или мало знакомым людям (на 23,4 %); общей степени выраженности самоконтроля (на 72,8 %); в воспитанности нравственных волевых качеств: дисциплинированности (на 14,2 %), самостоятельности (на 15,2 %), настойчивости (на 26,7 %), выдержки (на 22,7 %), организованности (на 48,2 %), решительности (на 56,3 %), инициативности (на 23 %).

Основными педагогическими требованиями к реализации модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях явились:

- осуществление системного взаимодействия субъектов социально-педагогической среды в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях в практике физкультурного образования;

- выявление и соблюдение целенаправленных воздействий дидактического обеспечения физкультурного образования в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- увеличение объёма теоретической подготовки за счёт добавления знаний по безопасности жизнедеятельности в основные формы организации физкультурного образования;

- использование дополнительных специфических видов, средств и методов физкультурного образования, моделирующих возможно более широкий спектр условий чрезвычайных ситуаций и способов их преодоления;

- адекватная интеграция специфической двигательной и психической деятельности в основных формах организации школьного физкультурного образования;

- полноценная реализация системы комплексного контроля;

- соблюдение преимущественной направленности основных видов физкультурно-спортивной деятельности на становление сущностных характеристик личности, отражающих готовность подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, можно утверждать, что физкультурное образование в формировании готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях выступает многофакторным процессом воздействия на личность учащихся, обусловленным разработанностью содержания и объективного понимания сущности готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях как интегральной характеристики личности, способной обеспечить необходимый уровень личной безопасности.

Литература

1. Белов, С.В. Российская система образования в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере / С.В. Белов // Технологии гражданской безопасности. - 2004. - Ne 3 (5). - С. 26.

2. Быховская, И.М. «Быть телом» - «иметь тело» - «творить тело», три уровня бытия «homo somatis» и проблемы физической культуры /

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 12

145

Проблемы двигательной активности и спорта

И.М. Быховская // Теория и практика физической культуры. - 1993. — Ne 7 — С. 2—5.

3. Быховская, И. М. Культура жизнеобеспечения / И. М. Быховская // Культурология. XX век. Энциклопедия. - СПб.. Университетская книга, 1998. -Т.1.- С. 347-348.

4. Власова, Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности/Л.М. Власова, В.В. Сапронов, Е.С. Фрумкина, Л.И. Шершнёв. - М.: Издательство «Русский журнал», 2004. - 132 с.

5.Дубровский, A.B. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / A.B. Дубровский // Теория и практика физической культуры. - 2002. - Ne 3,- С. 40-42.

6.Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях: психол. аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Минск: Изд-во «Университетское», 1985. -327 с.

7. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1980. -199 с.

8. Концепция курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для двенадцатилетнего общего среднего образования // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2000. - Ne 1. - С. 23-26.

9. Коровин, С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры / С. С. Коровин; Мин-во образования РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. -132 с.

10. Мошкин, В.Н. Как воспитать готовность к трудным и опасным ситуациям /В.Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. — 1999 -Ne 12.-С. 15-18.

11. Назарова, Т.С. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и проблемы экстремальных ситуаций / Т. С. Назарова // Педагогика. — 1995.-Ns 6.-С. 21.

12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 ООО слов / под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд. - М.. Рус. яз., 1984. -816 с.

13. Психология: словарь / под общ. ред.

A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

14. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

15. Сапронов, В.О. О личности безопасности типа и компетентности в области ОБЖ /

B. О. Сапронов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2002. - Ne 3. - С. 6-8.

16. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания: индивидуальный подход / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - Ne 5. — С. 11-15.

17 Фалеев, М.И. Образование как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций / М.И. Фалеев // Технология гражданской безопасности. - 2004. - Ne 3 (5). - С. 20-21.

18. Якупов А. М. Что такое культура безопасности / А. М. Якупов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2006. - Ne 11. - С. 52—54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.