Научная статья на тему 'Влияние физического развития на личностные качества воспитанников детских домов'

Влияние физического развития на личностные качества воспитанников детских домов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ / МОТИВАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PUPILS OF CHILDREN'S HOMES / PHYSICAL TRAINING / SPORTS / MOTIVATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Н. В.

В статье обосновывается необходимость широкого привлечения воспитанников детского дома к занятиям различными формами физкультурноспортивной работы в комплексе с другими видами воспитания, что увеличит эффективность формирования социально востребованных личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PHYSICAL DEVELOPMENT ON PERSONAL QUALITIES OF PUPILS OF CHILDREN'S HOMES

The author proves necessity of wide attraction of pupils of children's home to employment by various sports in a complex with pedagogical receptions, and proves that it improves formation of the person.

Текст научной работы на тему «Влияние физического развития на личностные качества воспитанников детских домов»

классов не различаются. Однако, у обеих категорий педагогов личностная тревожность достоверно превышает реактивную (р<0,01).

Наконец, были изучены стратегии копинг-поведения педагогов обоих типов школ. Копинг-стратегии обозначают возможность человека справляться со стрессом. При этом стратегия, состоящая в том, что, попав в сложную ситуацию, человек предпринимает действия, чтобы выйти из нее, называется проблемноцентрированным копингом. Стратегия, состоящая в том, что в этом случае человек погружается в свои эмоции и откладывает решение проблемы, часто не принимая ее, называется эмоциоцентрированным копингом [10]. Обнаружено, что учителя коррекционных классов достоверно реже прибегают к проблемноцентрированному копингу, чем учителя обычных классов.

Наше исследование обнаружило существенное различие в выборках учителей обычных и коррекционных классов. Оно касается, прежде всего, уровня и качества образования. Практически все учителя обычных классов имеют высшее образование, тогда как только 60% учителей коррекционных классов имеет высшее образование, остальные - среднее. Более того, все учителя обычных классов работают в рамках своей специальности, тогда как только 2,9% учителей коррекцион-ных классов имеют специальность коррекционный психолог или дефектолог.

ВЫВОДЫ

1. В провинции треть учителей коррекционных классов, записавшихся на курсы повышения квалификации, не имеет высшего образования и лишь 2,9% из них имеют высшее специальное образование. Все учителя обычных классов имеют высшее образование и работают по специальности.

2. Учителя коррекционных классов, не имеющие специального образования, в меньшей мере готовы к профессиональному развитию, имеют больше факторов, препятствующих ему и меньше - способствующих развитию, по сравнению с учителями обычных классов, работающих по специ-

Библиографический список

альности. Они признают, что внутренние (а не внешние, как у учителей обычных классов) факторы - собственная инерция, состояние здоровья и жизненные обстоятельства - препятствуют их профессиональному развитию.

3. В отличие от учителей обычных классов, учителя коррекционных классов по самооценке менее способны управлять собой, в меньшей степени могут формулировать осознанные цели, хуже осознают результаты своей профессиональной деятельности, в меньшей мере влияют на окружающих и меньше используют творческий подход.

4. Учителя обычных классов удовлетворены своей работой (средний балл 27,6±3,4), тогда как педагоги коррек-ционных классов удовлетворены ею в меньшей степени (средний балл 41,1±2,8).

5. Наиболее значимой терминальной ценностью для всех педагогов оказалось здоровье. Далее, в разряд значимых ценностей учителя поместили жизненную мудрость, активную деятельность, интересную работу, любовь, развитие. Для учителей коррекционных классов, не имеющих специального образования, из терминальных ценностей важнее наличие хороших друзей, общественное признание, счастье других, чем для педагогов обычных классов, для которых более значимыми терминальными ценностями являются продуктивная жизнь и семейное счастье.

6. Наиболее значимыми инструментальными ценностями для педагогов коррекционных классов, не имеющих специального образования, стали аккуратность, воспитанность, независимость, чуткость, менее важными - терпимость и образованность, широта взглядов. Педагоги обычных классов менее однозначны в своих оценках.

7. Уровень личностной тревожности у всех педагогов соответствует высокому уровню и значимо выше ситуативной тревожности.

8. Учителя обычных классов обычных школ практически в два раза чаще прибегают к проблемноцентрированному копингу по сравнению с учителями коррекционных классов.

1. Деркач, А. А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

2. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. - М.: Сентябрь, 2002.

3. Шамов, Т.М. (ред) Менеджмент в управлении школой. - М.: NB-Магистр, 1992.

4. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

5. Овчарова, Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган : изд-во Курган. гос. ун-та, 2006.

6. Психологические тесты / под ред. А.А.Карелина: в 2-х т. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Т.1.

7. Бордовская, Н.В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2000.

8. Стрелков, Е.К. Инженерная и профессиональная психология: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001.

9. Lazarus, R.S., Folkman S. Coping and adaptation. // The handbook of behavioral medicine / W.D. Gentry (Ed.). - N.Y.: Guilford, 1984.

10. Николаева, Е.И. Психофизиология: уч. для вузов. - М.: ПЕР СЕ, 2008.

Статья поступила в редакцию 30.12.09

УДК 378+159.9

Н.В. Петренко, соискатель СНИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

В статье обосновывается необходимость широкого привлечения воспитанников детского дома к занятиям различными формами физкультурно-спортивной работы в комплексе с другими видами воспитания, что увеличит эффективность формирования социально востребованных личностных качеств.

Ключевые слова: физическое воспитание, воспитанники детских домов, мотивация физического развития.

Воспитанники детских домов отличаются от сверстников из благополучных семей незначительным сниженным уровнем познавательных способностей, но высоким уровнем двигательной деятельности. Своеобразие черт характера и свойств темперамента совместно с высоким уровнем двигательной активности без контроля со стороны педагога часто становятся опасными для здоровья и жизни детей, в связи с чем данная сфера деятельности воспитанников должна кон-

тролироваться и отслеживаться педагогами, с ориентировкой на приобщение воспитанников к здоровому образу жизни. Данное направление содержит в себе решение вопросов, связанные с личностным развитием, которое имеет следующие составные: самоутверждение, формирование устойчивой адекватной самооценки, потребности в познании самих себя, повышение личностной уверенности воспитанников.

Значение физического развития в развитии личностных качеств воспитанников педагогами рассматривается на протяжении многих лет. Существует множество программ и разработок, которые реализуют воспитательную работу в данном направлении. Такие разработки принадлежат педагогам детских домов г. Иркутска (С.К. Гайдаева), г. Санкт-Петербурга (А.Г. Комков, Л.И. Лубышева), г. Мурманска (Л.А. Пануров-ская) и других. Но в их работах затрагиваются либо теоретическая часть, либо большая воспитательная работа осуществляется в практической деятельности. Каждая педагогическая работа опирается на наличие технических средств, наглядных пособий, которыми располагает учреждение. Особое значение имеет и месторасположение учреждений.

В Барышевском детском доме Новосибирской области разработаны программы «Социальная адаптация воспитанников» и «Коррекционно-профилактическая программа развития детей "группы риска"». Программа «Социальная адаптация воспитанников» содержит циклы «Здравоведение» и «Формирование личностных качеств». Каждый цикл содержит определённые мероприятия, которые направлены на решение воспитательных задач. Другая программа, которая проходит параллельно, это «Коррекционно-профилактическая программа развития детей "группы риска"». Данная программа так же имеет свои направления: общение; поведение; самовольные уходы (побеги); курение и употребление алкогольных напитков, суррогатных и неизвестных препаратов. Следует отметить, что данные программы перекликаются и имеют идентичные мероприятия. Но цель программ одна - дать воспитанникам детских домов необходимые знания, умения и навыки, которые помогут им в дальнейшей социальной адаптации после выхода из детского учреждения.

Дети детских домов вращаются в трёх сферах: школа, детский дом и свободное времяпровождение. Рассмотрим, как проходит физическое развитие в данных сферах. В школе физическая активность детей проходит на урока физической культуры, переменах и мероприятиях, связанные со спортивной направленностью. В детских домах это утренняя гимнастика, внутридомовские спортивные секции, кружки и мероприятия. В школах и детских домах применяются различные формы работы: лекции, уроки, экскурсии, беседы, круглый стол, «мозговой штурм», диалоги, семинары и т.д. Остаётся одна значительная сфера активности детей - их свободное времяпровождение.

Свободное время должно контролироваться педагогом, так как большинство детей ещё не могут его распланировать. Необходимо учесть интересы детей в предпочтении выбора спортивных секций, которые размещены в близлежащих ДЮСШ (детские юношеские спортивные школы). Если у воспитанника нет интереса ни к одному виду спорта, то задача педагога - мотивировать посещение ДЮСШ. Следует отметить, что на этом деятельность педагога не заканчивается. Педагог обязательно должен контролировать процесс посещения ребенком секций и совместно с тренером вести «Дневник посещения занятия» для того, чтобы воспитанник ощущал серьёзность и значимость своей спортивной деятельности. Особую значимость ребёнок ощущает тогда, когда принимает участия в соревнованиях, выступая за ДЮСШ. Такую деятельность ребёнка педагоги и тренера должны обязательно отметить на школьной линейке и в детском доме.

Нельзя не отметить значимость мероприятий, которые проводят различные организации Новосибирска. Например, «Школа безопасности», которую проводит Главное управление МЧС России по Новосибирской области. Два раза в год проходят профильные смены. Основные задачи «Школы безопасности» состоят в следующем: подготовка воспитанников по программе курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» (ОБЖ); определение степени медицинской, физической, психологической и моральной подготовки; пропаганда и популяризация здорового образа жизни; формирование готовности подрастающего поколения к защите Отечества, действия в экстремальных ситуациях; формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, гражданско-патриотических взглядов в отношении экологии, выработка практических навыков, умений действовать в чрезвычайных ситуациях, совершенствование морально-психологического состояния и физического воспитания; популяризация деятельности аварийно-спасательных формирований России и подготовка резерва для них. Побывав даже на одной смене «Школы безопасности», у ребёнка заметно повышается уверенность в себе, в свои силы и в свои возможности. Появляется позитивное отношение к окружающему миру и обществу. Но самое главное, он начинает ощущать потребность в здоровом образе жизни.

Конечно, теоретическая база, которую проводит педагог, связанная с физическим развитием, играет немаловажную роль в жизни ребёнка. Но все же, только практические знания, которые ребёнок получает в своей деятельности, эмоционально проходящие через него, воспринимаются ребёнком на более качественном уровне.

Целью данного исследования было изучение характера изменения личностных качеств ребенка в процессе освоения навыков ОБЖ и физической подготовки через теоретические и практические виды деятельности.

В исследовании использовались педагогические и психологические методы. Ведущими методами исследования выступали: метод теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа. Частными методами являлись: наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, личностные психологические тесты и др. Обследовано 45 воспитанников Бары-шевского детского дома в возрасте 12-16 лет. Большинство из них прошли 3-х годичную программу «Социальная адаптация воспитанников». Так же в обследовании по «Коррекционно-профилактическая программе развития детей "группы риска"» были включены воспитанники, которые находились на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних или неоднократно проявляли асоциальное поведение. В смене «Школы безопасности» принимали участие ребята, которым оставалось находиться в данном учреждении 1-2 года, и имели ограничение в возрасте 14-16 лет.

Методологическую основу исследования составляли научные положения о роли общения в формировании личности (А.А. Леонтьев), философские и психолого-педагогические концепции развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, О.С. Гребенюк, А.Р. Парошина, А.В. Петровский). Результаты проведённой исследовательской работы представлены в табл. 1, рис. 1, 2, 3.

Динамика изменения личностных качеств воспитанника в процессе освоения навыков ОБЖ и физической подготовки

Таблица 1

Критерии Теоретические занятия (средний %) Практические занятия (средний %)

до после до после

1 Самооценка 40 70 40 85

2 Эмоционально-волевая сфера 38 55 38 80

3 Познавательная мотивация 45 60 45 78

4 Любознательность 43 64 43 80

5 Кругозор 45 67 45 67

6 Инициатива 46 54 46 64

7 Активность включения в работу 30 53 30 70

8 Устойчивость интересов 35 40 35 55

9 Вовлечение других детей 47 58 47 80

10 Удовлетворенность конечным результатом 36 54 36 75

11 Дисциплина 47 58 47 85

12 Общение 30 53 30 85

13 Мотивация 35 40 35 70

В табл. 1 показана эффективность практических и теоретических занятий и приоритеты этих занятий друг перед другом. Но не нужно уменьшать ни роль теории, ни роль практики. Каждая практика имеет вводную часть, в которой рассматривается только теория. Иногда, прежде чем понять теорию, необходимо провести практические действия. Именно комбинированное^ теории и практики формирует поло-

жительные эмоции и меняет характер и темперамент воспитанника в положительную сторону. Результаты, представленные в табл. 1, указывают, какие направления нуждаются в более внимательном подходе, например, стабилизировать устойчивость интересов или заинтересовать воспитанников в желании расширить свой кругозор.

100 -, 80 60 40 20

Рис. 1. Динамика развития творческих способностей воспитанников.

А - активность включения в работу И - инициативность АРТ - артистизм УСТ - устойчивость интересов В - вовлечение других детей УД - удовлетворенность конечным результатом

0 - очень низкое проявление признака 0-20 - низкое проявление 20-40 - ниже среднего 40-60 - средний уровень 60-80 - выше среднего 80-100 - высокий уровень

Динамика развития творческих способностей воспитанников, представленная на рис. 1, прослеживает изменение интересов воспитанников к различным видам творческой деятельности в течение трёх лет. Результативность графика зави-

сит от двух составляющих. Во-первых, важную роль играет учёт возрастных особенностей воспитанников. Во-вторых, умение взрослых поддерживать мотивацию к творческому развитию воспитанников.

100 80 60 40 20 0

Рис. 2. Динамика общего развития воспитанников Э - эмоционально-волевая сфера Д - дисциплина О - общение

УД - учебная деятельность М - мотивация ОС - ориентир в социуме ДОС - досуг

0 - очень низкое проявление признака

0-20 - низкое проявление

20-40 - ниже среднего

40-60 - средний уровень

60-80 - выше среднего

80-100 - высокий уровень

Динамика общего развития воспитанников, представленная на рис. 2, отслеживает изменения в общем развитии воспитанников в течение трёх лет. График помогает проследить общий уровень полученных умений и навыков в процессе воспитательной работы по всестороннему развитию

воспитанника, позволяет составить диагностику устойчивости и стабильности проявлений личностных качеств, умений применять полученные навыки на практике в повседневной жизни.

0

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ 2007 год

□ 2008 год

□ 2009 год

учеб труд

худ. театр. организ. спорт

Рис. 3. Различные виды деятельности.

На рис. 3 представлены различные виды деятельности, что позволяет проследить изменения в учебной, трудовой, художественной, театральной, организационной и спортивной видах деятельности, и сопоставить полученные результаты с возрастными особенностями и приоритетами тех или иных видов деятельности в разные периоды жизни воспитанников, а также выявить уровень овладения навыками и умениями в выше перечисленных видах деятельности и уровень подготовки детей к самостоятельному проживанию в социуме.

Организация физического воспитания детей осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, в спортивных секциях, на других мероприятиях, направленных на решения задач физического воспитания. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицин-ской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности. Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Таким начинанием может стать, например, выполнение физического упражнения или решение учебной задачи, восприятие художественного произведения или уборка квартиры, преодоление страха или вредной привычки.

Таким образом, выраженная положительная мотивация большинства воспитанников детского дома к занятиям различными формами физкультурно-спортивной работы в комплексе с другими видами воспитания предполагает значительное увеличение эффективности направленного воздействия средств и методов физического воспитания на формирование социально востребованных личностных качеств.

Библиографический список

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000.

2. Брызгалова, С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003.

3. Глухов, В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. - Киев: Здоровья, 1989.

4. Пеньковский, Е.А. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи с применением средств физической подготовки: Развитие проблемы / Ком. по делам воинов-интернационалистов содружества. - М.: Крас. звезда, 1992.

5. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.

Статья поступила в редакцию 30.12.09

УДК 159. 9

Е.О. Шамшикова, ст. преподаватель, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Т.Ю. Петровская, ассистент, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ЧАСТОТЫ НАРУШЕНИЯ ГРАНИЦ «Я», СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРЦИССИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ И СТАТУСЕ ЕЕ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье представлены результаты экспериментального исследования (проведенное на материале студенческой выборки), целью которого являлось выявление взаимосвязи выраженности нарциссических черт личности, частоте нарушения границ других людей, статусов идентичности и стратегий ее защиты.

Ключевые слова: идентичность, статусы и стратегии защиты идентичности, границы «Я», психологическая дистанция, нарцисси-ческие черты.

В настоящее время увеличивается интерес, как ученых, так и широкого круга общественности к проблеме идентичности, что обусловлено, в первую очередь, противоречивыми тенденциями в развития современного российского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э. Эриксона, в концепции которого идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других людей, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

«Это некая конфигурация «Я», которая возникает путем успешного эго-синтеза и ресинтеза в течение детства. Эта конфигурация постепенно объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли». Далее он добавляет: «Одно время она (идентичность) кажется относящейся к сознательному чувству индивидуальной уникальности, в другое - к бессознательному стремлению к непрерывности опыта, в третье - к солидарности с групповыми идеалами» [1].

Сознательное чувство личностной идентичности основано на восприятии себя, своего существования во времени и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.