А.В. Кудрявцева
воспитатель И.В. Кудрявцева
учитель-логопед, воспитатель ГКОУ ЛО Павловский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логос»
Современные требования и подходы коррекционно-воспитательной работы в процессе организации деятельности учащихся
XXI в. диктует новые требования к процессу обучения и воспитания личности ребёнка. Общество хочет видеть современного человека не только успешным и образованным, но и глубоко нравственным.
Законом Российской Федерации «Об образовании» обозначена основная задача образования - это формирование духовно-нравственной личности. В связи с этим и образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
С целью гармоничного и разностороннего воспитания и развития личности детей-логопатов в программе государственного образовательного учреждения «Павловский центр “Логос”» отражена система коррекционно-воспитательной работы.
Актуальность этого модуля программы обусловлена спецификой коррекционного учреждения «интернатного» типа, где родители не имеют возможности активно и целенаправленно включаться в процесс воспитания и развития своих детей.
Дети школ-интернатов - это особый контингент детей. Они, как правило, имеют ряд недостатков, обуславливающих комплексы поведенческого характера: эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, иступлённый гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие, безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения. Вот далеко неполный перечень тех особенностей характера, которые присущи воспитанникам коррекционных школ.
Задача воспитателя - корригировать эти недостатки в процессе воспитательной работы. Здесь очень важно помнить о том, что воспитатель не дублирует и не доделывает работу педагога по усвоению учащимися учебного материала. Перед воспитателем стоит свой блок специальных задач по коррекции личностных качеств воспитанников, формированию у них навыков коммуникативного поведения, отработке моделей социального реагирования.
Система коррекционно-воспитательной работы реализуется в образовательном учреждении в рамках программы духовнонравственного развития, воспитания обучающихся. Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
169
В программе духовно-нравственного воспитания выделены блоки по основным направлениям работы:
1- й блок - «нравственность, гражданственность, патриотизм».
2- й блок - «трудовое воспитание».
3- й блок - «здоровье, здоровый образ жизни и ОБЖ».
4- й блок - «эстетико-экологическое воспитание».
Система работы по воспитанию нравственных качеств проводится дифференцированно: от элементарных нравственных понятий, развития любознательности, трудолюбия, бережного отношения к природе, уважения к одноклассникам, чувства прекрасного и концепции «Я - человек » в 1-м, 2-м классах до становления нравственной позиции в 4-м, 5-м классах. Процесс формирования определённых нравственных категорий осуществляется постепенно по спирали, с каждым годом переходя на новый, качественный уровень.
Так, например, развитие любознательности переходит в развитие познавательного интереса и познавательной активности в 5-м классе и т. д.
Поэтому смысл нашей воспитательной работы по становлению нравственной личности состоит в том, чтобы помочь ребёнку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность в принятии решения, выбор моральных принципов, убеждений и поступков по отношению к близким и незнакомым людям.
Школа для ребёнка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, прогулками, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников проводится по различным направлениям. Прежде всего, это воспитание детей в русских народных традициях: проводятся праздники в традициях русского фольклора, дети обучаются народным танцам, знакомятся с творчеством русских художников и композиторов на занятиях изодеятельности, музыкальной и театральной гостиной.
К направлению, изучающему истоки своего народа, относятся занятия в «Русской избе», а также ознакомление учащихся с героическим прошлым нашей Родины на материале комнаты «Боевой славы».
Важным звеном при формировании гражданственности является осознание детьми собственного «Я».
Помочь в самопознании, самоопределении и самореализации, дать почувствовать причастность к управлению школой, реализовать личную самостоятельность даёт детям участие в игре-соревновании детской общественной организации «Ленинградец». Работа в активе школы способствует развитию общественной активности.
Умению ориентироваться в потоке информации и типичных жизненных ситуациях учащихся учат на занятиях по социальной ориентации. Они осваивают социальные роли в комнате социальной адаптации.
170
В процессе трудового воспитания прививается любовь к труду и людям труда, формируются навыки выполнения основных трудовых операций, самообслуживания, общественно полезного труда, проводится ознакомление с основными профессиями. Воспитательная работа ведётся в разных видах трудовой деятельности:
• хозяйственно-бытовой труд (самообслуживание, дежурство по спальне, уход за своей одеждой и обувью, смена белья);
• труд в природе (уход за цветами, уборка территории);
• общественно полезный труд (сервировка столов, дежурство по школе, оказание шефской помощи);
• профориентационная работа (экскурсии на производства и предприятия, торговые центры, занятия в комнате социальной адаптации).
Профилактика здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни осуществляется воспитателями по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» как модуля основной общеобразовательной программы учреждения. В рамках программы педагоги закладывают детям знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Здоровье - это одно из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Эстетико-экологический курс формирует у учащихся ценностное отношение к природе и включает разделы: этикет (поведение в общественных местах, гостевой и речевой этикет, внешний вид и др.), искусство (ИЗО деятельность, музыка, театр, кино и т. п.), природа (красота времён года, их звуки, краски и запахи, охрана природы), культура и искусство русского народа.
Целью процесса воспитания детей является формирование личностных качеств (см. выше «портрет выпускника начальной школы»). Кроме того, воспитание в современных условиях ориентировано на развитие у учащихся способности к успешной социализации в обществе. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения и воспитания младших школьников;
1) формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях;
2) формировать у учащихся компетенции, обеспечивающие им возможность успешной социализации.
Основным содержательным документом педагога в процессе воспитательной работы является коррекционно-воспитательное планирование. Оно служит эффективным инструментом для изучения психофизических особенностей детей группы, для проектирования и формирования необходимых качеств личности, а также воспитательных компетенций учащихся начальной школы. В планировании коррекционно-воспитательной работы специальной школы V вида учитываются современные подходы и технологии воспитания детей.
171
Прежде всего, это компетентностный подход в воспитании. Он акцентирует внимание на формирование у учащихся компетенций - интегративную целостность знаний, умений и навыков детей,
обеспечивающих их образовательную деятельность. При составлении планирования педагогами учитываются основные компетенции в деятельностной форме: ценностно-смысловые, социокультурные, коммуникативные, информационные, природоведческие и здоровьесберегающие компетенции. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.
Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием способностей детей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обуславливают реализацию творческого потенциала, качество и надёжность выполнения психических функций. Педагог способствует развитию способностей учащихся, используя на воспитательных занятиях, в процессе общения и досуговой деятельности методы педагогической поддержки: развития аналитикорефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату; развития интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностей.
Самостоятельность учащихся в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обуславливает активную жизненную позицию учащихся, что определяется важной задачей воспитания, и также поддерживается педагогом различными методами. В коррекционновоспитательном планировании отражена система занятий и практикумов, направленных на обучение адекватному оцениванию себя, самостоятельному планированию режима дня, созданию ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор, и др.
Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных детьми отдельных действий, способов и приёмов решения задач. Таким образом, для приобретения личностного опыта ребятам в процессе формирования ученических компетенций необходима организация «учения в деятельности».
С этой целью при составлении планирования учитывается деятельностный подход: система коррекционно-воспитательной работы основана на разнообразных видах деятельности. Используется учебная, трудовая, предметная, коммуникативная, общественная, художественная, физическая и игровая деятельности.
Через целенаправленно организованную деятельность детей мы отрабатываем правила и навыки поведения, воспитываем положительные качества личности, развиваем творческое воображение, углубляем знания детей о профессиях, формируем коммуникативную функцию речи, которая поможет ребёнку адаптироваться в социуме.
172
Общение берёт на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка. Оно объединяет взрослого и ребёнка, помогает взрослому передавать ученику социальный опыт. Обучаясь ведению диалога, ребёнок не только компенсирует недоразвитие связной речи, но и практикуется грамотно и спонтанно излагать свои мысли.
Интегративный подход предполагает одновременную совместную, взаимосвязанную деятельность специалистов разных областей в реализации общей цели - развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
У детей с общим недоразвитием речи вторично страдают эмоционально-волевая сфера, поведенческие навыки, недостаточно сформированы личностные качества, снижены уровень благополучия взаимоотношений и самооценка, неадекватен уровень притязаний, нарушены психические процессы.
Для составления коррекционно-воспитательного планирования учитель-логопед предоставляет микроколлективу педагогов своей группы все необходимые сведения об особенностях психофизического развития детей, данные их речевого и неврологического статуса. Командой специалистов (учитель-логопед, воспитатели, психолог, невролог, социальный педагог) намечаются общие способы и приёмы работы по преодолению недоразвития учащихся, оговаривается содержание и формы работы по коррекции вторичных отклонений детей-логопатов, что отражается в коррекционно-воспитательном планировании, планируются интегрированные занятия по коррекции и формированию необходимых качеств личности.
Эффективность воспитательной работы, отражённая в планировании, определяется диагностическим способом. В конце учебного года проводится диагностика навыков поведения и уровня воспитанности учащихся, методом социометрии изучается статусное положение ребёнка в детском коллективе. Результативность воспитательного процесса отражается в анализе работы за учебный год.
С. В. Кудрявцева
учитель-дефектолог
В. И. Богдан воспитатель М. А. Гатауллина
воспитатель
МДОУДСКВ № 62 д. Старая Всеволожского района Ленинградской области
Работа над проектом «Мир сказок» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
В дошкольном образовании проектирование - это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование [2]. Для осуществления проектной деятельности необходимо создание воспитателем таких условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно с взрослым получать новый практический опыт, добывать его эксперимен-
173