Научная статья на тему 'Современные требования и подходы коррекционно-воспитательной работы в процессе организации деятельности учащихся'

Современные требования и подходы коррекционно-воспитательной работы в процессе организации деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные требования и подходы коррекционно-воспитательной работы в процессе организации деятельности учащихся»

А.В. Кудрявцева

воспитатель И.В. Кудрявцева

учитель-логопед, воспитатель ГКОУ ЛО Павловский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логос»

Современные требования и подходы коррекционно-воспитательной работы в процессе организации деятельности учащихся

XXI в. диктует новые требования к процессу обучения и воспитания личности ребёнка. Общество хочет видеть современного человека не только успешным и образованным, но и глубоко нравственным.

Законом Российской Федерации «Об образовании» обозначена основная задача образования - это формирование духовно-нравственной личности. В связи с этим и образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

С целью гармоничного и разностороннего воспитания и развития личности детей-логопатов в программе государственного образовательного учреждения «Павловский центр “Логос”» отражена система коррекционно-воспитательной работы.

Актуальность этого модуля программы обусловлена спецификой коррекционного учреждения «интернатного» типа, где родители не имеют возможности активно и целенаправленно включаться в процесс воспитания и развития своих детей.

Дети школ-интернатов - это особый контингент детей. Они, как правило, имеют ряд недостатков, обуславливающих комплексы поведенческого характера: эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, иступлённый гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие, безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения. Вот далеко неполный перечень тех особенностей характера, которые присущи воспитанникам коррекционных школ.

Задача воспитателя - корригировать эти недостатки в процессе воспитательной работы. Здесь очень важно помнить о том, что воспитатель не дублирует и не доделывает работу педагога по усвоению учащимися учебного материала. Перед воспитателем стоит свой блок специальных задач по коррекции личностных качеств воспитанников, формированию у них навыков коммуникативного поведения, отработке моделей социального реагирования.

Система коррекционно-воспитательной работы реализуется в образовательном учреждении в рамках программы духовнонравственного развития, воспитания обучающихся. Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

169

В программе духовно-нравственного воспитания выделены блоки по основным направлениям работы:

1- й блок - «нравственность, гражданственность, патриотизм».

2- й блок - «трудовое воспитание».

3- й блок - «здоровье, здоровый образ жизни и ОБЖ».

4- й блок - «эстетико-экологическое воспитание».

Система работы по воспитанию нравственных качеств проводится дифференцированно: от элементарных нравственных понятий, развития любознательности, трудолюбия, бережного отношения к природе, уважения к одноклассникам, чувства прекрасного и концепции «Я - человек » в 1-м, 2-м классах до становления нравственной позиции в 4-м, 5-м классах. Процесс формирования определённых нравственных категорий осуществляется постепенно по спирали, с каждым годом переходя на новый, качественный уровень.

Так, например, развитие любознательности переходит в развитие познавательного интереса и познавательной активности в 5-м классе и т. д.

Поэтому смысл нашей воспитательной работы по становлению нравственной личности состоит в том, чтобы помочь ребёнку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность в принятии решения, выбор моральных принципов, убеждений и поступков по отношению к близким и незнакомым людям.

Школа для ребёнка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, прогулками, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников проводится по различным направлениям. Прежде всего, это воспитание детей в русских народных традициях: проводятся праздники в традициях русского фольклора, дети обучаются народным танцам, знакомятся с творчеством русских художников и композиторов на занятиях изодеятельности, музыкальной и театральной гостиной.

К направлению, изучающему истоки своего народа, относятся занятия в «Русской избе», а также ознакомление учащихся с героическим прошлым нашей Родины на материале комнаты «Боевой славы».

Важным звеном при формировании гражданственности является осознание детьми собственного «Я».

Помочь в самопознании, самоопределении и самореализации, дать почувствовать причастность к управлению школой, реализовать личную самостоятельность даёт детям участие в игре-соревновании детской общественной организации «Ленинградец». Работа в активе школы способствует развитию общественной активности.

Умению ориентироваться в потоке информации и типичных жизненных ситуациях учащихся учат на занятиях по социальной ориентации. Они осваивают социальные роли в комнате социальной адаптации.

170

В процессе трудового воспитания прививается любовь к труду и людям труда, формируются навыки выполнения основных трудовых операций, самообслуживания, общественно полезного труда, проводится ознакомление с основными профессиями. Воспитательная работа ведётся в разных видах трудовой деятельности:

• хозяйственно-бытовой труд (самообслуживание, дежурство по спальне, уход за своей одеждой и обувью, смена белья);

• труд в природе (уход за цветами, уборка территории);

• общественно полезный труд (сервировка столов, дежурство по школе, оказание шефской помощи);

• профориентационная работа (экскурсии на производства и предприятия, торговые центры, занятия в комнате социальной адаптации).

Профилактика здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни осуществляется воспитателями по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» как модуля основной общеобразовательной программы учреждения. В рамках программы педагоги закладывают детям знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Здоровье - это одно из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Эстетико-экологический курс формирует у учащихся ценностное отношение к природе и включает разделы: этикет (поведение в общественных местах, гостевой и речевой этикет, внешний вид и др.), искусство (ИЗО деятельность, музыка, театр, кино и т. п.), природа (красота времён года, их звуки, краски и запахи, охрана природы), культура и искусство русского народа.

Целью процесса воспитания детей является формирование личностных качеств (см. выше «портрет выпускника начальной школы»). Кроме того, воспитание в современных условиях ориентировано на развитие у учащихся способности к успешной социализации в обществе. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения и воспитания младших школьников;

1) формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях;

2) формировать у учащихся компетенции, обеспечивающие им возможность успешной социализации.

Основным содержательным документом педагога в процессе воспитательной работы является коррекционно-воспитательное планирование. Оно служит эффективным инструментом для изучения психофизических особенностей детей группы, для проектирования и формирования необходимых качеств личности, а также воспитательных компетенций учащихся начальной школы. В планировании коррекционно-воспитательной работы специальной школы V вида учитываются современные подходы и технологии воспитания детей.

171

Прежде всего, это компетентностный подход в воспитании. Он акцентирует внимание на формирование у учащихся компетенций - интегративную целостность знаний, умений и навыков детей,

обеспечивающих их образовательную деятельность. При составлении планирования педагогами учитываются основные компетенции в деятельностной форме: ценностно-смысловые, социокультурные, коммуникативные, информационные, природоведческие и здоровьесберегающие компетенции. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.

Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием способностей детей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обуславливают реализацию творческого потенциала, качество и надёжность выполнения психических функций. Педагог способствует развитию способностей учащихся, используя на воспитательных занятиях, в процессе общения и досуговой деятельности методы педагогической поддержки: развития аналитикорефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату; развития интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностей.

Самостоятельность учащихся в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обуславливает активную жизненную позицию учащихся, что определяется важной задачей воспитания, и также поддерживается педагогом различными методами. В коррекционновоспитательном планировании отражена система занятий и практикумов, направленных на обучение адекватному оцениванию себя, самостоятельному планированию режима дня, созданию ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор, и др.

Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных детьми отдельных действий, способов и приёмов решения задач. Таким образом, для приобретения личностного опыта ребятам в процессе формирования ученических компетенций необходима организация «учения в деятельности».

С этой целью при составлении планирования учитывается деятельностный подход: система коррекционно-воспитательной работы основана на разнообразных видах деятельности. Используется учебная, трудовая, предметная, коммуникативная, общественная, художественная, физическая и игровая деятельности.

Через целенаправленно организованную деятельность детей мы отрабатываем правила и навыки поведения, воспитываем положительные качества личности, развиваем творческое воображение, углубляем знания детей о профессиях, формируем коммуникативную функцию речи, которая поможет ребёнку адаптироваться в социуме.

172

Общение берёт на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка. Оно объединяет взрослого и ребёнка, помогает взрослому передавать ученику социальный опыт. Обучаясь ведению диалога, ребёнок не только компенсирует недоразвитие связной речи, но и практикуется грамотно и спонтанно излагать свои мысли.

Интегративный подход предполагает одновременную совместную, взаимосвязанную деятельность специалистов разных областей в реализации общей цели - развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

У детей с общим недоразвитием речи вторично страдают эмоционально-волевая сфера, поведенческие навыки, недостаточно сформированы личностные качества, снижены уровень благополучия взаимоотношений и самооценка, неадекватен уровень притязаний, нарушены психические процессы.

Для составления коррекционно-воспитательного планирования учитель-логопед предоставляет микроколлективу педагогов своей группы все необходимые сведения об особенностях психофизического развития детей, данные их речевого и неврологического статуса. Командой специалистов (учитель-логопед, воспитатели, психолог, невролог, социальный педагог) намечаются общие способы и приёмы работы по преодолению недоразвития учащихся, оговаривается содержание и формы работы по коррекции вторичных отклонений детей-логопатов, что отражается в коррекционно-воспитательном планировании, планируются интегрированные занятия по коррекции и формированию необходимых качеств личности.

Эффективность воспитательной работы, отражённая в планировании, определяется диагностическим способом. В конце учебного года проводится диагностика навыков поведения и уровня воспитанности учащихся, методом социометрии изучается статусное положение ребёнка в детском коллективе. Результативность воспитательного процесса отражается в анализе работы за учебный год.

С. В. Кудрявцева

учитель-дефектолог

В. И. Богдан воспитатель М. А. Гатауллина

воспитатель

МДОУДСКВ № 62 д. Старая Всеволожского района Ленинградской области

Работа над проектом «Мир сказок» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

В дошкольном образовании проектирование - это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование [2]. Для осуществления проектной деятельности необходимо создание воспитателем таких условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно с взрослым получать новый практический опыт, добывать его эксперимен-

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.