УДК 373.55 Beloborodov A.F. STRUCTURE OF EDUCATION OF CULTURE OF TRANSPORT SAFETY. Article is devoted studying the factors of preparation of pupils to maintenance of transport safety, essence, structure; system properties of education of culture of transport safety of schoolboys are opened.
Key words: education of schoolboys, culture of transport safety.
А.Ф. Белобородов, заместитель начальника полиции ГУ МВД России по Алтайскому краю, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье раскрыты факторы подготовки учащихся к обеспечению транспортной безопасности, сущность, структура, системные свойства воспитания культуры транспортной безопасности школьников.
Ключевые слова: воспитание школьников, культура транспортной безопасности.
Как показал проведенный нами анализ массовой педагогической практики воспитания культуры транспортной безопасности школьников, одной из причин выявленной низкой эффективности подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности является отсутствие целостной теории, раскрывающей существенные свойства воспитания культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе. Изучая передовой опыт обучения основам безопасности в общеобразовательной школе, мы установили тенденцию включения в содержание педагогического процесса информации об обеспечении транспортной безопасности. Однако информация о транспортной безопасности даже в передовом педагогическом опыте представлена бессистемно. Учителя, воспитатели в педагогическом процессе обычно не ставят цель мировоззренческой, интеллектуальной, психологической, коммуникативной подготовки учащихся к обеспечению транспортной безопасности. Одной из причин бессистемности подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности является недостаточность теоретических знаний о сущности и структуре воспитания культуры транспортной безопасности в педагогическом процессе. До настоящего времени не обоснована модель воспитания культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе, не выявлены системные свойства, системообразующие факторы данного процесса. Для повышения эффективности подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности необходимы новые теоретические исследования и учебно-методические разработки. Опираясь на разработанные в педагогике понятия, изложим итоги обоснования теоретической модели воспитания культуры транспортной безопасности.
Для обозначения исследуемого нами явления в педагогике и методике преподавания Правил дорожного движения (ПДД) используется широкий круг терминов и понятий. Разные авторы используют следующие термины: подготовка к обеспечению транспортной безопасности [1], подготовка детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде [2], формирование у детей транспортной культуры [2], подготовка детей к безопасной жизни и деятельности в условиях развивающейся транспортной среды [2], комплексная учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма [3], воспитание сознательной дисциплины дорожного движения [4] и т. д. Для обозначения исследуемых явлений и процессов мы используем различные термины. В частности, термин «воспитание культуры транспортной безопасности школьников» мы используем для обозначения подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности, которая осуществляется в педагогическом процессе общеобразовательной школы. Согласно нашему подходу к применяемой терминологии, подготовка школьников к обеспечению транспортной безопасности является процессом, который осуществляется как в школе, так и за ее пределами. Следовательно, воспитание культуры транспортной безопасности школьников входит в состав подготовки школьников как составная часть. Данные выводы об изучаемом явлении являются эмпирическими и отражают лишь его внешние признаки. В связи с этим сформулируем определение понятия «воспитание культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе», которое раскрывает важнейшие системные свойства изучаемого явления.
Воспитание культуры транспортной безопасности реализуется как одна из функций педагогического процесса общеобразовательной школы, которая способствует развитию готовности
учащихся к обеспечению транспортной безопасности, их готовности к самообразованию в области обеспечения безопасности средствами транспортной культуры. Данная функция является системным свойством воспитания культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе. С учетом структуры присваиваемой человеком культуры есть основания утверждать, что в воспитании культуры транспортной безопасности следует выделять два взаимосвязанных аспекта (две составляющие): процесс взаимодействия школьников с культурой безопасности и процесс взаимодействия школьников с транспортной культурой.
Раскроем основополагающее понятие нашего исследования. Подготовка школьников к обеспечению транспортной безопасности - это процесс взаимодействия школьников с культурой безопасности общества, способствующий усвоению ими знаний, умений, навыков, опыта творческого решения проблем безопасности, формированию их взглядов, убеждений по вопросам обеспечения транспортной безопасности, готовности к обеспечению безопасности в транспортной сфере средствами культуры. Подготовка к обеспечению транспортной безопасности и воспитание культуры транспортной безопасности соотносятся как целое и его составная часть. Иначе говоря, подготовка к обеспечению транспортной безопасности (осуществляется в школе и за ее пределами) в качестве составляющей включает в себя воспитание культуры транспортной безопасности в педагогическом процессе. Подготовка к обеспечению транспортной безопасности осуществляется как в рамках педагогического процесса (на уроках, во время внеклассной и внеурочной работы, в совместной работе с родителями по проблемам безопасности), так и вне школы. Эта подготовка осуществляется в учреждениях дополнительного образования, культурно-досуговых учреждениях, в самодеятельности и самообразовании школьников.
Важно выяснить, как воспитание культуры транспортной безопасности школьников включено в состав педагогического процесса. На этот вопрос можно ответить, выяснив, в каких формах данная составляющая педагогического процесса реализуется. Исходя из анализа существующих в педагогике подходов к формам организации учебного процесса в школе, мы выделили следующие формы подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности: урок, внеклассная и внеурочная работа, совместная работа родителей, школьников и учителей. На основе выделенных форм подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности нами разработана модель, раскрывающая роль педагогического процесса в подготовке школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая графически представлена на рис. 1.
В данной модели раскрыты связи учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы по проблеме транспортной безопасности, совместной работы родителей, школьников и учителей по транспортной безопасности. На основе анализа передового педагогического опыта нами выявлены специфические функции подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности: а) подготовка школьников к изучению вопросов безопасности в транспортной сфере; б) подготовка школьников к безопасному взаимодействию с различными проявлениями транспортной культуры и контркультуры; в) подготовка школьников к использованию транспортной культуры для обеспечения безопасности; г) профилактика, нейтрализация негативного влияния на школьников отдельных элементов подготовки к транспортным ситуациям за пределами педагогического процесса.
Методические объединения учителей ОБЖ, валеологии, классных руководителей
Учебный
процесс
Классные
часы
Внеклассная
работа
Совместные мероприятия школьников и родителей
Совместная работа с родителями
Уроки по проблемам транспортной безопасности
Уроки, включающие отдельные вопросы по проблемам безопасности в транспортной сфере
Внеклассные и внеурочные мероприятия, посвященные проблемам транспортной безопасности
Внеклассные и внеурочные мероприятия, включающие отдельные проблемы транспортной безопасности
Воспитательные мероприятия по проблемам транспортной безопасности с участием родителей
Педагогический всеобуч родителей по транспортной безопасности
Функции:
а) подготовка школьников к изучению вопросов безопасности в транспортной сфере;
б) подготовка школьников к безопасному взаимодействию с различными проявлениями транспортной культуры и контркультуры;
в) подготовка школьников к использованию транспортной культуры для обеспечения безопасности;
г) профилактика, нейтрализация негативного влияния на школьников отдельных элементов подготовки к транспортным ситуациям за пределами педагогического процесса.
Рис. 1. Педагогический процесс как фактор подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности
Воспитание культуры безопасности школьников Воспитание культуры транспортной безопасности школьников Подготовка школьников к обеспечению транспортной безопасности
Рис. 2. Взаимосвязь воспитания культуры безопасности школьников с подготовкой к обеспечению транспортной безопасности
Из рассмотренного следует, что воспитание культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе является составной частью подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности, а также составной частью процесса воспитания культуры безопасности школьников. Представим графически на рисунке 2 соотношение воспитания культуры безопасности школьников с подготовкой школьников к обеспечению транспортной безопасности.
В данной схеме зафиксировано соотношение воспитания культуры безопасности школьников с подготовкой к обеспечению транспортной безопасности. Воспитание культуры безопасности школьников является педагогическим явлением. Подготовка к обеспечению транспортной безопасности является социально-педагогическим процессом, который осуществляется не
только в школе, но и других образовательных учреждениях, под влиянием средств массовой информации, в процессе самостоятельной работы школьников, в ходе их общения со сверстниками и др. Из схемы следует вывод, что воспитанию культуры транспортной безопасности школьников присущи одновременно свойства воспитания культуры безопасности школьников и характеристики подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности. Однако, по нашему мнению, воспитанию культуры транспортной безопасности школьников присущи также свойства, которыми не обладают воспитание культуры безопасности школьников и подготовка школьников к обеспечению транспортной безопасности.
Опираясь на теоретические положения педагогики и психологии, основываясь на анализе передового педагогического опы-
Диагностика сформированности культуры транспортной безопасности школьников
Планирование совместной деятельности учителей и школьников по овладению культурой
транспортной безопасности
Стимулирование школьников к присвоению культуры транспортной безопасности
Организация совместной деятельности учителей и школьников по овладению культурой
транспортной безопасности
Коррекция совместной деятельности учителей и школьников по овладению культурой
транспортной безопасности
Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников
Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников
Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников
Критерии диагностики культуры транспортной безопасности школьников
Деятельность учителей при проведении уроков, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями над транспортной безопасностью
Деятельность школьников в ходе учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями над транспортной безопасностью
Совместная деятельность учителей и школьников по овладению культурой транспортной безопасности
Рис. 3. Структура воспитания культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе
та, раскроем существенные свойства изучаемого явления. В процессе совместной работы учителей и школьников над транспортной безопасностью реализуются следующие компоненты воспитания культуры транспортной безопасности: цели, содержание, средства, критерии диагностики. При этом деятельность воспитателей заключается в проведении уроков, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями по транспортной безопасности. Деятельность школьников осуществляется в ходе учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями. Процесс воспитания культуры транспортной безопасности школьников включает в себя следующие компоненты: диагностику уровня сформиро-ванности культуры транспортной безопасности школьников; планирование совместной работы учителей и школьников по овладению культурой транспортной безопасности; стимулирование школьников к присвоению культуры транспортной безопасности; организацию совместной работы учителей и школьников по овладению культурой транспортной безопасности; коррекцию совместной работы учителей и школьников по овладению культурой транспортной безопасности. Эти компоненты реализуются как этапы или как функции воспитания культуры транспортной безопасности в педагогическом процессе. Обобщая и систематизируя сказанное выше, представим структуру воспитания культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе на рис. 3.
Структура воспитания культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе, изложенная в содержании рис. 3, отражает его основные, наиболее общие свойства. На этой основе изложим выводы о конкретном содержании структурных компонентов изучаемого явления. Прежде всего, изложим результаты проведенного нами исследования целей, содержания,
средств, критериев диагностики воспитания культуры транспортной безопасности в педагогическом процессе.
На основе выделения главного из проведённого нами анализа содержания структурных компонентов изучаемого явления, представим графически модель воспитания культуры транспортной безопасности школьников в педагогическом процессе (рис. 4).
На основе анализа педагогической теории и практики нами выявлены системообразующие факторы воспитания культуры транспортной безопасности в педагогическом процессе:
• программы подготовки школьников, предполагающие изучение проблем транспортной безопасности;
• программы интегрированного обучения основам обеспечения безопасности (включающие в качестве одного из аспектов транспортную безопасность);
• личность педагога, на высоком уровне владеющего культурой транспортной безопасности.
Подводя итоги статьи, отметим, что рассмотрение педагогического процесса как фактора подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности, исследование характера взаимосвязи воспитания культуры транспортной безопасности школьников с подготовкой к обеспечению транспортной безопасности, раскрытие структуры воспитания культуры транспортной безопасности, исследование содержания воспитания культуры транспортной безопасности, создание модели воспитания культуры транспортной безопасности школьников, выявление системообразующих факторов и системных свойств воспитания культуры транспортной безопасности позволили нам проникнуть в сущность и структуру изучаемого явления, расширить теоретические знания о данном процессе.
Критерии диагностики:
- готовность к деятельности по обеспечению транспортной безопасности в условиях наличия факторов, отрицательно действующих на человека в опасной ситуации;
- готовность к обеспечению транспортной безопасности при взаимодействии с различными факторами риска;
- готовность к обеспечению транспортной безопасности в различных видах опасных ситуаций;
- готовность к обеспечению транспортной безопасности в различных видах деятельности;
- сформированность компонентов безопасной деятельности (мотивации, знаний, умений, взглядов, убеждений, самоконтроля) в транспортных ситуациях;
- личностная (мировоззренческая, нравственная, психологическая, правовая, коммуникативная, познавательная) готовность к обеспечению транспортной безопасности.
*
*
Содержание:
- информация о факторах риска, факторах
транспортной безопасности, средствах защиты, опыте обеспечения транспортной безопасности, о качествах личности, влияющих на транспортную безопасность человека и общества;
- информация о мировоззренческих, волевых,
интеллектуальных, коммуникативных, познавательных аспектах обеспечения транспортной безопасности;
- психологические, правовые, технические и иные
понятия, раскрывающие различные аспекты
обеспечения безопасности в транспортной сфере;
- знания, умения, навыки, взгляды и убеждения по обеспечению транспортной безопасности, качества личности, влияющие на защищенность человека в транспортной сфере.
Средства:
- задачи, требующие использования в деятельности
информации о факторах риска в транспортной сфере;
- задачи, требующие использования в деятельности
информации о факторах транспортной безопасности;
- задачи, требующие использования в деятельности
информации об опыте обеспечения транспортной
безопасности;
- задачи, требующие использования в деятельности
информации о качествах личности, влияющих на
транспортную безопасность человека и общества;
- задачи, требующие проявления качеств личности,
влияющих на транспортную безопасность человека и общества.
г
Цели:
- формирование мотивации к обеспечению транспортной безопасности;
- формирование системы знаний о процессе обеспечения транспортной безопасности;
- формирование умений и навыков, практического опыта обеспечения транспортной безопасности;
- формирование готовности к творческому решению проблем обеспечения транспортной безопасности;
- формирование мировоззренческой, нравственной, психологической, познавательной, коммуникативной, правовой готовности к обеспечению транспортной безопасности;
- формирование опыта осуществления самоконтроля в процессе обеспечения транспортной безопасности.__________________________
Рис. 4. Модель процесса воспитания культуры транспортной безопасности школьников
Библиографический список
1. Мошкин, В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности: учеб. пособие. - Барнаул, 1999.
2. Якупов, А.М. Формирование транспортной культуры школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2009.
3. Проект концепции государственного стандарта общего образования в области безопасности дорожного движения / под ред. А.А.
Журина. - М., 2006.
4. Форштат, М.Л. О культуре дорожной безопасности // Основы безопасности жизни. - 2005. - № 12.
Bibliography
1. Moshkin, V.N. Vospitanie gotovnosti k uspekhu i bezopasnosti: ucheb. posobie. - Barnaul, 1999.
2. Yakupov, A.M. Formirovanie transportnoyj kuljturih shkoljnikov: dis. ... d-ra ped. nauk. - Magnitogorsk, 2009.
3. Proekt koncepcii gosudarstvennogo standarta obthego obrazovaniya v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / pod red. A.A. Zhurina. -M., 2006.
4. Forshtat, M.L. O kuljture dorozhnoyj bezopasnosti // Osnovih bezopasnosti zhizni. - 2005. - № 12.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 378
Aleeva Y. V. METHODICAL PROVISION OF TRAINING FOR FUTURE TEACHERS TO FOSTER A CULTURE OF TEACHING JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS. The work discusses the methodological aspect of the preparation of students for a culture of teaching junior high school students. Provides the methods, means and forms of training students to a specified direction. Analyses the results of experimental work at the policy stage of the training of future professionals.
Key words: methodical preparation, intersubject links, culture teaching of junior high school students.
Ю.В. Алеева, канд. пед. наук., доц., ст. науч. сотрудник АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В работе рассматривается методический аспект подготовки студентов к становлению культуры учебной деятельности младших школьников. Раскрываются методы, средства и формы подготовки студентов к указанному направлению. Анализируются результаты опытно-экспериментальной работы на методическом этапе подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: методическая подготовка, межпредметные связи, культура учебной деятельности младших школьников.
Методический аспект профессиональной подготовки студентов к формированию культуры учебной деятельности младших школьников предусматривает обращение к межпредметным связям. По мнению Г.И. Вергелес, «...целостный образ действительности может быть сформирован у школьников в том случае, если данные конкретных наук будут взаимосвязаны, т. е. если учебная деятельность будет организована как деятельность, в которой реализуются межпредметные связи» [1, с. 43].
В контексте настоящей работы в понятие «межпредметные связи» целесообразно включить взаимосвязи между умениями, навыками, способами деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, между методами, формами и приемами подачи знаний в рамках различных учебных предметов. Проблема обучения учащихся решению учебных задач в одинаковой мере волнует преподавателей разных учебных предметов. В связи с этим значение межпредметных связей проявляется в переносе как общих методов решения учебных задач, так и некоторых специальных, из одного предмета в другой.
Реализация межпредметных связей создает благоприятные условия для формирования в единстве мотивационного, содержательного, операционного и контрольно-оценочного компонентов культуры учебной деятельности на всех учебных предметах.
На основе межпредметных связей создаются возможности для овладения школьниками как специфическими действиями, связанными с особенностями того или иного учебного предмета, так и общими, инвариантными по отношению ко всем предметам, изучаемым в школе. В начальных классах школы успешнее, нежели в средних, удается достичь единства методов и приемов, используемых в обучении, так как в начальных классах большую часть преподаваемых предметов ведет один учитель.
В русле настоящей работы особое значение имеет уровень готовности студентов формировать культуру учебной деятельности на межпредметном уровне. Знания и умения общего характера, приобретенные будущими учителями на подготовительном этапе комплексной подготовки к формированию культуры учебной деятельности младших школьников и составляющие
основу профессиональной подготовки учителя, должны трансформироваться в межпредметные. С одной стороны, они необходимы учителю для формирования культуры учебной деятельности в ее самом общем виде (психолого-педагогические знания и умения) независимо от содержания учебного предмета, с другой - они специфически преломляются при формировании культуры учебной деятельности младших школьников на конкретном учебном предмете.
Будущий учитель должен четко представлять специфику и взаимосвязь общедидактических и методических умений, направленных на формирование культуры учебной деятельности младших школьников.
Методическая подготовка, в ходе которой студенты закрепляли полученные умения и овладевали новыми знаниями в процессе преподавания специальных методик. Этот аспект подготовки студентов обеспечивал изменение содержания полученных умений, а также способствовал их развитию, усложнению, изменению объема:
- во-первых, за счет углубления и расширения теоретикометодических знаний;
- во-вторых, посредством овладения методическими умениями;
- в-третьих, за счет обогащения опытом анализа различных вариантов методов и приемов формирования культуры учебной деятельности младших школьников на конкретных уроках учителей начальных классов;
- в-четвертых, посредством более полного освоения всей системы формирования учебной деятельности, составляющей основу подготовки в данном аспекте.
Оптимизация процесса подготовки студентов к формированию культуры учебной деятельности младших школьников на методическом этапе была связана с совершенствованием комплекса методов, применение которых в большей мере расширяет сферу компетентности будущих учителей. Оптимизация методов обучения студентов при подготовке обеспечивалась комплексом требований: