Научная статья на тему 'Проблема готовности студентов педагогического колледжа к работе в новой школе'

Проблема готовности студентов педагогического колледжа к работе в новой школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности студентов педагогического колледжа к работе в новой школе»

щему ГОС СПО и одновременное выстраивание шагов по подготовке и разработке ФГОС нового поколения.

В целях обеспечения единых методических рекомендаций по переходу на ФГОС нового поколения совет директоров педагогических колледжей от 28.05.2010 г. Кемеровской области принял решение:

1) всем педагогическим колледжам принять участие в семинаре-совещании по проблемам внедрения ФГОС для педагогических учреждений среднего профессионального образования Кемеровской и Новосибирской областей под руководством непосредственных разработчиков - Института повышения квалификации специалистов профессионального образования (г. Санкт-Петербург);

2) создать и обеспечить деятельность рабочих групп из педагогических работников различных колледжей Кемеровской и Новосибирской областей по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ на основе модульно-

компетентностного подхода по специальностям, по которым ведется подготовка в учреждениях области.

Так, разработчиками примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности «Физическая культура» являются Киселевский педагогический колледж, Мариинский педагогический колледж и Новосибирский педагогический коллеж № 2.

Подготовка к реализации ФГОС нового поколения определена на следующий учебный год как ключевая в деятельности совета директоров педагогических колледжей и методических служб учреждений.

В формировании готовности руководителей и педагогов педагогических колледжей области к реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения существенную роль призван сыграть план образовательных ГОУ «КРИР-ПО», в котором данная проблема определена в числе приоритетных.

Из плана образовательных услуг ГОУ «КРИРПО» на 2010/2011 уч. год

Работа с педагогическими колледжами по подготовке педагогических кадров к реализации ФГОС нового поколения:

- «Круглый стол» для директоров по теме «Модель и методическое обеспечение системы подготовки современных педагогических кадров в ОУ СПО (2 ноября 2010 г.);

- Годичный семинар для заместителей директора по УР и УМР по теме «Обновление и совершенствование воспитательно-образовательного процесса по подготовке будущих учителей начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС общего начального образования нового поколения (26 октября, 30 ноября, 22 декабря 2010 г.; 25 января, 28 февраля, 29 марта, 26 апреля, 17мая 2011 г.)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К РАБОТЕ В НОВОЙ ШКОЛЕ

Е. А. Безносова, директор, И. Н. Родимцева, зам.директора по НМР, Н. В. Бородина, методист ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 1»

Современное общество, бесспорно, нуждается в новой школе. Государство гарантирует каждому гражданину нашей страны доступное качественное образование. Образовательный стандарт выступает инструментом обеспечения качества образования подрастающего поколения. Поэтому введение стандартов образования нового поколения, совершенствование образовательных систем является одной из ведущих проблем педагогического

сообщества всех передовых стран. К сожалению, до конца XX века в России образовательные стандарты не применялись как инструмент повышения качества образовательных результатов. Сейчас ситуация резко изменилась: реформировать школьное образование необходимо с самой нижней его ступени - начальной школы, постепенно включая в этот процесс всю школу как институт образования.

Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе название "Три Т", так как суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования, которые касаются, прежде всего, содержания основных образовательных программ; условий реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и др.); результатов освоения основных образовательных программ.

Должна измениться и целевая установка, предусматривающая переход от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования. Результатом станет формирование мотивированной компетентной личности, то есть успешного гражданина, владеющего адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

Анализ показал, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели, согласно которым ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, но и овладеть так называемыми универсальными учебными действиями: навыками решения творческих задач и навыками поиска, анализа и интерпретации информации. Эти навыки составляют основу умения учиться, формируют у детей мотивацию к обучению. Педагогу придется на знакомом ему материале (содержательный материал учебных предметов изменится не сразу) решать еще две новые задачи.

При этом необходимо учитывать изменения в социальном развитии детей нынешнего века: рост информированности, связанный с угрозой психологической безопасности ребенка; низкая культура чтения, связанная с трудностями развития логического мышления и воображения; трудности обучения, связанные с несформированностью произвольного поведения мотивационной сферы; ограниченность общения со сверстниками; отсутствие опыта коллективных взаимоотношений; поляризация детей по уровню интеллектуального и умственного развития.

Новые задачи невозможно решить старыми методами. В связи с этим мы проанализировали систему подготовки учителя начальных классов в новокузнецком педагогическом колледже № 1. Уже сейчас студенты понимают, что педагогическая деятельность требует не только постоянного анализа, но и рефлексии собственной деятельности. На учебных занятиях при изучении частных методик они рассматривают вопросы, связанные с целеполаганием, постановкой задач, способы мотивации учащихся на различные виды деятельности, знакомятся не только со всеми учебниками, входящими в перечень, утвержденный Министерством образования и науки РФ, но и овладевают навыком сопоставительного анализа программ и учебников. Выполняя внеаудиторные самостоятельные работы, будущие учителя ведут самостоятельный поиск информации, учатся оценивать педагогические теории и методы; апробируя свои рабо-

ты, получают возможность увидеть типичные трудности при изучении конкретных тем.

На различных видах производственной практики у студентов формируется компетенция в установлении субъект-субъектных отношений, они учатся организовывать индивидуальную и коллективную работу детей, формировать готовность к сотрудничеству, создавать индивидуально-психологическую характеристику отдельного учащегося, давать рекомендации по работе с ним.

Формированию названных умений способствует изучение дисциплин «Основы педагогического мастерства», «Педагогика», «Возрастная психология», «Психолого-педагогический практикум», содержание которых преподаватели колледжа корректируют в соответствии с требованиями новых стандартов. Но недостаточно времени в учебном процессе отводится на формирование навыка проведения диагностики и интерпретации полученных результатов. Это компенсируется при изучении дисциплин дополнительной подготовки в области коррекционно-развивающего образования, а также дополнительной квалификации воспитатель.

Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ способствует успешному овладению навыками научно-исследовательской деятельности, и полученные результаты студенты учатся использовать в педагогической деятельности. Актуальными сегодня являются следующие темы: «Развитие организаторских навыков у младших школьников», «Роль литературы в развитии познавательных интересов младших школьников», «Развитие коммуникативных способностей у младших школьников», «Формирование мотивов учения младших школьников по разным дидактическим системам», «Нестандартные уроки как средство развития интереса у младшего школьника». Студенты подробно исследуют проблемы использования метода проектов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников, компетентностный подход в образовании младших школьников, воспитательный потенциал методики коллективных творческих дел, формирование языковых компетенций младших школьников, применение театральных методик, метода проектов в преподавании учебных дисциплин начальной школы. Теоретические исследования, подкрепленные наблюдениями в образовательном процессе общеобразовательной школы, находят свое воплощение в методических разработках студентов (сценарии уроков и внеурочных мероприятий, сборники заданий для детей с разным уровнем обучаемости, средства контроля, электронные презентации), востребованных не только студентами при подготовке к практике, но и учителями школ. Многие работы носят проектный характер, что также способствует формированию профессиональных умений, т. к. в начальной школе с первого класса предусмотрено выполнение проектов по разным учебным дисциплинам.

Основными видами профессиональной деятельности выпускника колледжа помимо преподавания по программам начального общего образования являются организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, а также классное руководство.

В стандарте нового поколения особое внимание уделяется воспитанию. Согласно примерной программе воспитания и социализации обучающихся требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

На наш взгляд, без сотрудничества с родителями решить задачу воспитания не представляется возможным. Сегодня студенты изучают дисциплину «Основы семейного воспитания» и раздел «Работа с родителями» в учебной дисциплине «Педагогика», где осваивают приемы и методы взаимодействия с родителями обучающихся, разрабатывают систему родительских собраний и индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания. В перечень тем выпускных квалификационных работ включены проблемы, связанные с процессом взаимодействия школы с семьей и общественностью, например: «Влияние семьи на формирование личности ребенка», «Особенности формирования личности ребенка в неполной семье», «Воспитание школьников в традициях религиозной морали», «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности младшего школьника», «Скаутское движение в учебно-воспитательном процессе» и др. Но времени на глубокое освоение многих профессиональных компетенций (оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия; привлекать родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий; анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств их организации) не хватает ни на аудиторных занятиях,

ни в период педагогической практики, что учтено в стандарте третьего поколения для педагогических специальностей СПО.

В 2009/2010 учебном году проведено несколько методических семинаров для преподавателей с целью изучения новых стандартов СПО и сопоставления их с ФГОС начального среднего образования. Более детально стандарты рассматриваются на заседаниях предметно-цикловых комиссий, методического объединения руководителей практики.

Методические семинары востребованы и учителями школ. Так, в текущем учебном году на базе колледжа в рамках работы центра методической и информационной поддержки выпускников проведены семинары по темам «Проектная деятельность на уроках музыки», «Проектная деятельность на уроках в начальной школе», «Ранние методики развивающего обучения», «Авторская методика Н. Зайцева (для работы с детьми с ЗПР)».

Система подготовки специалистов педагогического образования должна стать опережающей. Сегодняшним выпускникам не придется переучиваться. В ходе педагогической деятельности им потребуется совершенствовать навыки ИКТ, обновленное содержание общего начального образования. Главное, они должны понимать, что учебник—это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса. И учитель на уроке сегодня — это не «говорящий телевизор», а «дирижер», чья главная задача — научить каждого ученика.

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка. При этом необходимо объединить усилия всех учебных предметов и обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающей жизни.

Несмотря на то, что в целом и педагоги колледжа, и студенты готовы к работе с новым ФГОС общего начального образования, необходимо более глубокое и детальное изучение и осмысление содержания стандарта каждым педагогом.

О РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Л. П. Вашлаева, кандидат педагогических наук, доцент, методист научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»

Модернизация системы профессионального образования - необходимое условие формирования инновационной экономики. Приоритетный национальный проект «Образование» заложил основы системных изменений в отрасли и позволил сформировать основу современной модели российского образования.

Сама идея создания модели "Российское образование - 2020" впервые озвучена 13 сентября 2007 года на Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде, на котором были определены ключевые позиции развития российского образования, начиная от финансово-экономических механизмов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.