УДК: 378.14
ББК: 74.485
Масленко Н.В., Полетаева О.В.
ВОСПИТАНИЕ ИНЖЕНЕРА: АКТУАЛЬНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Maslenko N. V., Poletaeva O. V.
EDUCATION OF ENGINEER: ACTUALITY AND MODERN FACTORS
Ключевые слова: техническое образование, профессиональное развитие, воспитание, системный результат, социокультурное пространство, кадровое обеспечение, нефтегазовый комплекс, железнодорожная отрасль, международные стандарты, воспитательные средства.
Keywords: technical education; professional development; education; system results; sociocul-tural field; personnel maintenance; oil and gas complex; railway industry; international standards; educational tools.
Аннотация: в статье раскрывается необходимость смещения акцентов в техническом образовании, осуществляемом в высшей профессиональной школе, на воспитание будущих инженеров. Представлен идеальный образ инженера прошлого столетия. Указаны противоречия профессионального развития. Обозначены кадровые проблемы двух крупнейших отраслей: нефтегазодобывающей и железнодорожной. Актуализируются проблемы профессионального развития специалистов в рамках формирования представления и использования стандартов; предложены средства и пути решения воспитания и личностного развития инженеров.
Abstract: in this article there is disclosed the necessity of changing accents to education of engineers in technical education performing by high school The ideal image of the past century engineer is represented. There are stated contradictions of professional development. Human recourses problems of two big fields are defined in oil and gas industry and railway industry. Problems of employee 's professional development in the framework of standard and it's using are actualized; there are proposed tools and solutions of education and engineer's personal development.
Одним из факторов, определяющих культурно-технический прогресс общества и поступательное развитие экономики страны, исторически является подготовка специалистов высшей технической школы. Собирательный образ инженера, специалиста, выпускника высшей школы ярко представлен в произведениях отечественных корифеев литературы А.И. Солженицина, Д.А. Гранина, Л.В. Успенского, педагога К.Д. Ушинского. Подлинной отличительной чертой российских инженеров конца XIX - начала XX в. была истинная интеллигентность, добросовестность, высочайший профессионализм, нравственность, культура.
А.И. Солженицин, сам воспитывающийся в инженерной среде, подмечает у людей из своего окружения светящийся интеллект, юмор, легкость, широту мысли, непринужденность переключения из одной инженерной области в другую, от техники к обществу, к искусству.
Воспитанность, тонкость вкусов, правильность речи, способность к музицированию подчеркивает, описывая своего отца -инженера геодезиста Василия Успенского,-Л.В. Успенский. «Межевыми инженерами» были все семь братьев В. Успенского и все они окончили один и тот же Константинов-ский межевой институт в Москве. «Отец был признанным главой этого «клана»,- пишет в
своих воспоминаниях Лев Успенский,- талантливый геодезист, великолепный педагог, человек широко образованный, он уже в 1913 году, вероятно первый в Петербурге, читал в «Обществе межевых инженеров» толковый и передовой доклад о теории относительности Эйнштейна; тогда о ней мало что знали даже специалисты-физики. Скептик и убежденный атеист, он регулярно ходил на заседания религиозно-философского общества, потому что глубоко и серьезно интересовался состоянием современного общественного мышления1.
В повести «Зубр» о биологе, ученом Н.В. Тимофееве-Ресовском, Даниил Гранин поет восторженную оду великому русскому человеку и одиозному ученому; подчеркивает необыкновенную память, патриотизм, любовь к поэзии, живописи и искусству своего героя. Автор сравнивает биолога с зубром, отмечая его исключительность и превосходство над окружающими. Красноречиво описан в романе «талантище», необычайная эрудиция, яркость и одаренность ученого.
К.Д. Ушинский указывал, что всякая школа должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития чело-
1 Успенский Л.В. Записки старого петербуржца. - Л.: ЛИРА, 1990. - С. 29.
вечества. Без этого все фактические познания не только не принесут пользы, но и нанесут откровенный вред самому человеку, сделают его вредной машиной в общественном устройстве. Современный специалист с развитой способностью к скорочтению навряд ли быстро сумеет декодировать смысл высказывания К. Ушинского. Возможно, эти слова покажутся архаичными абсолютному большинству читателей, и светлый образ специалиста с высшим техническим образованием недолго уже будет оставаться предметом ностальгии их современников, ныне пожилых людей. Но возрастает глубокая уверенность в том, что мода на высокообразованного и всесторонне развитого специалиста будет возрождаться, и это произойдет в обозримом будущем.
Индикаторами изменений могут являться некоторые посылы.
Обратимся к работе Ю.Г. Фокина «Преподавание и воспитание в высшей школе». Автор адресует свою работу специалистам, не имеющим педагогического образования и осуществляющим преподавательскую деятельность в вузе. Примечательным является уже рубрикация пособия, в которой неожиданно широко перечислены философские вопросы образования:
- общекультурная компонента высшего образования;
- специфика становления в вузе профессиональных качеств современного инженера;
- системные эффекты высшего образования;
- на пути к национальной идее России и целям воспитания в вузе;
- менталитет российской нации;
- интеллигентность и интеллигенция;
- цели развития современного российского общества и цели воспитания;
- ядро нравственности и его современные проекции;
- творчество и рутина в инженерной практике. Об обучении творчеству и др.
Ю.Г. Фокин - один из немногих авторов и составителей, который столь большое внимание уделяет воспитательному аспекту в высшей школе, ориентирует молодых преподавателей на новый - системный результат. Фокин указывает: «Повседневная деятельность преподавателя конкретной учебной дисциплины ориентирована в основном на проведение очередного занятия, т.е. на частные результаты, однако каждый преподаватель должен осознавать, что результат его труда воплощается не только в знаниях, умениях и навыках, возникших у студентов после занятия: каждое занятие, каждый акт общения преподавателя со студентом осуществляются
в конечном счете именно ради главного системного результата1. Общественные качества человека рассматривались как результат образования. Сегодня стала очевидной недостаточность такого подхода.
О.Б. Епишева, Д.Ю. Трушников представляют университетский комплекс Тюменского государственного нефтегазового университета в социокультурном пространстве региона; указывают на изменяющуюся роль и функции образования в России, которые смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. В ходе общественного развития формируются предпосылки для обновления содержания воспитания, «которое необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения».2 Представлена программа воспитательной работы в университете, раскрыты важнейшие профессионально-значимые и воспитательно-ценные сферы деятельности, в том числе развитие художественно-эстетических способностей личности как основы индивидуальности, самобытности специалиста, обогащение его эмоциональной культуры, опыта восприятия и оценки произведений искусства, эстетических явлений и процессов окружающей действительности, принципы взаимоотношений с другими людьми и пр. Таким образом, передовая часть представителей высшей школы в лице ученых, авторов и составителей учебников для вузов активно занимается методологией и дидактикой воспитания будущих инженеров. Диалектика жизни дает осознание того, что сегодняшний подход в системе профессиональной подготовки инженерных кадров будет смещать акцент с подготовки технической (профессиональной) на воспитательный аспект. Тем самым будет обретен прежний баланс в профессиональном развитии. То, что во времена советской школы называлось «гармонично развитой личностью», будет восстанавливать свои позиции. Примером становятся реанимированные нормы ГТО.
Другими индикаторами грядущих изменений в профессиональной подготовке инженерных кадров становятся новые кадровые запросы работодателей, адресованные высшей школе. Две крупнейшие отрасли страны: нефтегазодобывающая и железнодорожная корректируют свои заявки на подготовку ин-
1 Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание: творчество. - М.: Академия, 2002. - С. 95-97.
2 Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инноваци-он-ные процессы в образовании. - Тюмень: Изд-во «Нефтегазовый университет». - 2009. - С. 101-105.
женерных кадров.
Проблемы кадровой политики обсуждались на форуме «Вопросы кадрового обеспечения нефтегазового комплекса в период перемен», организованного компанией Cornerstone в рамках ежегодного нефтегазового конгресса в Москве в октябре 2015 г. Нефтегазовые компании обеспокоены ситуацией на нефтяном рынке в той же степени, что и на рынке труда. Сжался рынок вакансий. Осуществляется оптимизация, уменьшаются отраслевые расходы на обучение сотрудников, до лучших времен замораживаются вакантные рабочие места. Повысилась конкуренция между соискателями на вакансии. Перечисленное стало фактором, определившим запрос на нового сотрудника. Успешность работника нефтегазодобывающей отрасли определяется сегодня не столько профессионализмом (техническими, специальными навыками), сколько личностными характеристиками соискателей1. К ряду личностных характеристик и качеств успешного работника отрасли отнесено следующее:
- способность к самопрезентации
- развитые конкурентные качества среди других таких же «профи»
- быстрый
- толковый
- ответственный
- знающий свое дело
Работодатели отмечают сложности в
подборе персонала, связанные с нехваткой как узкоспециализированных кадров, так и простых рабочих профессий.2 Требования нефтяников к оборудованию и услугам остаются по-прежнему высокими. Сложность заключается в том, что отечественные предприятия нефтегазового машиностроения, металлургии, сервиса особенно остро нуждаются в профессионалах. Высококвалифицированные кадры уходят в более обеспеченные отрасли, продолжают «стареть» квалифицированные рабочие (токарь-фрезеровщик). Перед РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Министерство образования РФ поставило задачу вернуть в учебный процесс подготовку специалистов. Выпуск бакалавров и магистров в крупней-
1 Шемшурина С.А. Роль практики в процессе формирования ключевых компетенций будущего специалиста / Материалы региональной научно-методической конференции «Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования. - Тюмень: РИО ФБГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2012. - С. 132.
2 Мартыненко Н.К. О подготовке специалистов нефтегазовой отрасли в рамках стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Тати-
щева. - Тольятти: ВУиТ, 2014. - № 3 (17).
шем отраслевом вузе постепенно будет «свернут». Хочется подчеркнуть этот факт, как положительный момент в мучительной истории модернизации профессиональной системы образования. Компании нефтегазодобывающей отрасли разрабатывают программы молодежной политики, направленные на поиск инженеров с высоким потенциалом.
Серьезные кадровые проблемы испытывает другая масштабная отрасль страны - железнодорожная. Тенденцией современного общества является непрекращающийся процесс глобализации экономических и производственных процессов национального хозяйства. C 2009 года в ОАО «РЖД» в рамках реформирования был принят курс на внедрение международного стандарта железнодорожной промышленности (от англ. IRIS - International Railway Industry Standard).
IRIS был разработан европейским союзом железнодорожной промышленности (UNIFE Group) с целью обеспечения качества в железнодорожной промышленности. Он призван усилить наднациональную конкуренцию в данной отрасли за счет предоставления сертифицированными поставщиками услуг и продукции соответствующего качества в сфере железнодорожных комплектующих.
Активное внедрение международного стандарта железнодорожной отрасли на предприятиях началось в 2010 году. В 2015 году данным сертификатом обладают порядка 100 предприятий, зарегистрированных на территории России. Предполагается, что внедрение IRIS на железнодорожных предприятиях будет способствовать увеличению конкурентоспособности продукции железнодорожной отрасли России, позволит снизить издержки на протяжении всего жизненного цикла продукции. Возможные риски, потенциальные задержки, ригидность сотрудников, занимающихся в сфере физического труда, - предотвратить все указанные факторы позволит внедрение специализированной системы менеджмента качества. Внедрение обеспечит предпосылки для оздоровления и создаст условия для развития организации, обеспечит выход ОАО «РЖД» на международные рын-ки3.
Вместе с тем, представители отрасли констатируют, что в России внедрение этого стандарта из-за отличий в образовательной системе осложнено инертностью и стереоти-
3 Веселова В.Ю., Рачек С.В. Транспортная стратегия России в современных условиях // Наука, инновации и образование: актуальные проблемы развития транспортного комплекса России: материалы международной научно-технической конференции. - Екатеринбург: УрГУПС, 2006. -С. 5-52.
пами педагогических процессов, которые не до конца раскрывают суть и потенциал стандарта на всех этапах профессиональной подготовки. В результате отрасль сталкивается с серьезными профессиональными деструкция-ми инженеров на всех стадиях их профессионального развития: профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, профессионального роста (развития) и профессионального мастерства. Оптимизацию процесса обеспечат, на наш взгляд, ряд мер:
на стадии профессиональной подготовки:
- включение дидактической единицы «Стандарт IRIS» в учебно-методический комплекс (УМК) всех дисциплин;
- стажировка 1111С на предприятиях, прошедших аудит;
- популяризация международных стандартов воспитательными средствами (проведение конференций, семинаров, конкурсов, участие в научно-исследовательской деятельности);
на стадии профессиональной адаптации:
- знакомство с требованиями предприятия, в том числе с действующей системой СМК;
- внедрение регламента «Выполнение стандарта качества на предприятии» и знакомство с ним вновь устроившихся сотрудников;
- активная работа менеджера предприятия по контролю соблюдения стандарта молодыми сотрудниками;
на стадии профессионального развития:
- отслеживание динамики изменения стандартов и своевременное внедрение на предприятии;
- популяризация опыта внедрения стандарта на собственном предприятии и в отрасли;
- обмен опытом, в том числе на международном уровне;
на стадии профессионального мастерства:
- самообучение во избежание стагнации (в части внедрения стандарта);
- регулярная профессиональная переподготовка сотрудников;
- участие в экспертной деятельности.
Профессиональное и личностное развитие сегодня обеспечивается в системе непрерывного образования. Педагоги высшей школы, системы дополнительного образования, руководители организаций и предприятий, которые в силу руководящей работы также занимаются воспитанием персонала, и собственно сами инженеры осознанно обеспечат развитие и саморазвитие прежде всего, пони-
мая цель и задачи, а также разбираясь в понятиях, которые мы заимствуем в педагогике профессиональной школы.
Профессиональное воспитание (как целенаправленный процесс) - это управление развитием личности будущего специалиста инженера через моделирование среды его бытия, погружение его в базовую культуру: духовно-нравственную, художественно-эстетическую, физическую, включение его в активные социальные отношения со средой, в процесс творческой самореализации.
Профессиональное самовоспитание определяем, как движение личности к выбранной им цели. Результатом этого движения становится обретение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, расширение его духовных потребностей и интересов, социально поощряемых мотивов, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств, способностей к эмпатии и саморефлексии, освоение прикладных умений, навыков.
Цель профессионального воспитания -сложное, системное личностное образование, содержащее в комплексе нравственно-эстетическое отношение к действительности, на обретение которого и направлена духовная активность личности.
Серьезным воспитательным средством и вместе с тем средством диагностики и самодиагностики уровня воспитания инженеров и будущих инженеров может стать созданная нами шкала личностного роста. Выделено пять уровней развития личности: «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего», «низкий». Сформулированы качественные характеристики самосознания, саморазвития, самоопределения и профессионального мышления для каждого уровня.
В содержании шкалы представлен интегрированный образ, сочетающий, с нашей точки зрения, как лучшие характеристики выпускника высшей технической школы прошлого столетия, так и новые актуальные профессиональные качества, являющиеся ориентиром найма в системе кадровой политики крупнейших промышленных отраслей нефтегазодобывающей и железнодорожной. «Зона актуального развития», с которой отождествит себя будущий специалист, инженер, поможет ему определить свою перспективу -«зону ближайшего развития», которая и станет траекторией профессионального саморазвития инженера.
Шкала личностного развития:
высокий уровень:
- Высокая степень самостоятельности в принятии решений и действиях.
- Подчиненность действий собствен-
ным интересам и ценностям, согласованность этих действий с нравственными позициями (совестливость, сознательность).
- Ценности и достижения соответствуют социальным эталонам и общественным ожиданиям.
- Поступательное развитие в профессиональном отношении, стремление достичь высокого профессионального статуса /обеспечить карьерный рост.
- Целеустремленность, предприимчивость, позитивное лидерство.
- Долгосрочные жизненные цели.
- Четко разграничены труд и отдых.
- Позитивное лидерство.
- Оптимизм и эмпатия.
- Умение регулировать эмоциональные состояния.
Уровень «выше среднего»:
- Принимает решения в большей степени самостоятельно.
- В поступках и действиях ориентирован на одобрение со стороны значимого окружения.
- Программа действий характеризуется как гибкая. Проявляет социальную компетентность, то есть, корректирует собственные жизненные сценарии, и стратегии, отвечающие новой социальной действительности и ожиданиям партнеров по взаимодействию.
- Ценности и достижения - социально желаемые и одобряемые.
- Определяется положительная динамика развития.
- Расширение социальных ролей, активность во взаимодействии.
- В качестве преобладающего состояния - жизненный оптимизм.
Средний уровень:
- Самостоятельность в принятии решений пропорциональна решениям, принятым в результате советов со значимыми людьми.
- Поступки и действия согласованы с целями, однако цели большей частью носят краткосрочный характер.
- Стратегическая цель сформирована неоднозначно, имеет нереалистичные фрагменты.
- Активность высокая, желание добиться в жизни «всего».
- Ценности и достижения личности -санкционированные и принимаемые обществом.
- Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов, обеспечивает надежность, стандартность, общепри-нятость поведения.
- Количество социальных связей и ак-
тивность во взаимодействии могут стать препятствием на пути личностного развития и роста.
- Часто оптимистичен. Преобладающее эмоциональное состояние - эмоциональный комфорт.
Уровень ниже среднего:
- Самостоятельность в принятии решений невысока.
- Затрудняется с формулировкой собственной точки зрения по проблемным и актуальным вопросам.
- Поступки и действия подчинены социальным нормам, однако вероятны импульсивные поступки.
- Жизненные цели декларируются, но слабо подтверждаются ресурсами.
- Ценности санкционированы и приняты обществом.
- Активность носит цикличный характер, уступает место пассивности, апатии, желанию отдохнуть, «лечь на дно».
- Самореализация затруднена в связи с ограничением социальных контактов либо их излишеством.
- Коммуникативная компетентность требует совершенствования.
- Слабо выраженная рефлексия может стать причиной амбициозности, авторитарного стиля во взаимоотношениях с равными по статусу, стать причиной дезадаптации.
- Трудно переживает критику.
Низкий уровень:
- Решения могут быть хаотичными, рассогласованными с действиями и поступками.
- Откровенность, доверчивость, миролюбивость, равно как и замкнутость, недоверие, скепсис могут свидетельствовать о социальной некомпетентности.
- Затруднено обновление сценариев поведения, интеграция общественного и личного опыта.
- Невысокий уровень вербальной коммуникативной компетентности.
- Нарушена идентификация себя с возрастом и ролевыми обязанностями.
- Эго-компетентность (знание себя) не обеспечивает адекватную самооценку. Самооценка неадекватна завышенная или заниженная.
- Критику не воспринимает.
Использование данного педагогического
средства в качестве ориентира воспитания инженера позволит получить тот самый системный результат, который должны обеспечивать педагоги высшей школы в своей деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Веселова, В.Ю., Рачек С.В. Транспортная стратегия России в современных условиях //
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (19) 2015
Наука, инновации и образование: актуальные проблемы развития транспортного комплекса России: материалы международной научно-технической конференции. - Екатеринбург: УрГУПС, 2006.
2. Епишева, О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании: - Тюмень: Нефтегазовый университет. - 2009.
3. Мартыненко, Н.К. О подготовке специалистов нефтегазовой отрасли в рамках стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: ВУиТ, 2014. - № 3 (17).
4. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание: творчество. - М.: Академия, 2002.
5. Шемшурина, С.А. Роль практики в процессе формирования ключевых компетенций будущего специалиста / Материалы региональной научно-методической конференции «Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования. - Тюмень: РИО ФБГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2012.
6. Palsaitis, R. Quality of rail freight transport. - Department of Transport Management, Vilnius Gediminas Technical University, LT-10105, Vilnius, Lithuania, 2010. - Page 20-23.
7. UNIFE Rail Industry Celebrates 500th IRIS Certificate at INNOTRANS 2010 with IRIS's new baby, the IRIS Portal. Sections Transport, September, 2010. - Page 3.