Научная статья на тему 'Проектирование системы воспитания в университетском комплексе на основе кластерного подхода'

Проектирование системы воспитания в университетском комплексе на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ВОС / ПИТАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушников Денис Юрьевич

В статье автор раскрывает сущность кластерного подхода в проектировании образователь, ных систем. Впервые в научный обиход вводится понятие «натурность « (модификация понятия «наглядность»). Обобщаются результаты многолетних исследований в области профессиональ, ного воспитания инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трушников Денис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы воспитания в университетском комплексе на основе кластерного подхода»

Трушников Д.Ю.

Тюменский государственный нефтегазовый университет E-mail: 466360den@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

В статье автор раскрывает сущность кластерного подхода в проектировании образовательных систем. Впервые в научный обиход вводится понятие «натурность « (модификация понятия «наглядность»). Обобщаются результаты многолетних исследований в области профессионального воспитания инженеров.

Ключевые слова: кластерный подход, инновационная образовательная система, система воспитания, университетский комплекс.

Социально-культурные, эколого-эконо-мические и ресурсно-технологические проблемы современной цивилизации открыто свидетельствуют о системном кризисе. Как полагает ряд исследователей (Боткин Дж., Моисеев Н.Н., Печчеи А., Хантигтон С.и др.), он носит антропологический характер. Его преодоление и переход общества к устойчивому развитию связаны в первую очередь с формированием качественно новой культуры человечества. Культурологический подход переводит решение проблемы в сферу образования, приоритетной задачей которого становится воспитание у каждого человека внутренней убежденности в необходимости добровольного следования стратегии устойчивого развития. Это определяет роль системы высшего образования в преодолении кризисных явлений: формирование новой генерации специалистов с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, глобальным мышлением и высоконравственным сознанием, способных практически осуществлять идеи коэволюции природы и общества - ин-женеров-интеллигентов. Особую миссию при этом несут технические вузы, готовящие инженерные кадры для сферы промышленного природопользования.

Необходимость формирования социально и личностно значимых качеств выпускника технического вуза декларируется во многих программных документах, регламентирующих их деятельность (Закон о высшем и послевузовском образовании, Концепция модернизации высшего образования в РФ и др.). Анализ реальной практики высшего образования говорит о преобладающем «технократическом крене» в подготовке специалистов. Более того, системы воспитания в большинстве вузов ориентированы в основном на ка-

лендарно-тематический план праздников и крайне высокозатратны. И идеология организации учебного процесса, и содержание образования, и система воспитания, складывавшиеся в них в течение длительного времени, не могут в полной мере обеспечить выполнение социального заказа современного общества, не вполне соответствуют концепции устойчивого развития и пока еще далеки от гуманистических идеалов.

Удовлетворение новых запросов общества в подготовке инженера-интеллигента (Трушин В.Ф., 1952) требует перестройки всей работы современного технического вуза. Важнейшие требования, которые предъявляет к системе образования современность, -глобализация и интернационализация, стандартизация и унификация, открытость и доступность, высокое качество образовательных услуг, обеспечивающих конвертируемость образования, социальную и профессиональную мобильность выпускника, его конкурентоспособность.

Одной из наиболее перспективных форм реализации этих идей являются региональные многоуровневые учебно-научно-производственные (Ghe Yu Fan, 2005) инновационные культурно-образовательные кластеры, построенные по принципу пирамиды, в вершине которой находятся кластеробразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий, работающих в едином экономическом направлении.

Кластерный подход достаточно широко используется для описания функционирования экономических систем и организации деятельности производственных комплексов. На наш взгляд, его адаптация для проектирования, моделирования и управления в сфере образования может дать вузу неоспоримые преиму-

щества перед традиционными подходами. Превращение вуза в региональный образовательный кластер, объединяющий в своей структуре систему образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений вуза, предполагающий углубление и упрочнение его связей с учреждениями культуры, конструкторскими бюро, проектными институтами, технологическими и производственными предприятиями региона, дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышение их качества, расширение профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции

- стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза.

Более того, кластеризация образовательного пространства вуза, расширение и углубление его внешних и внутренних связей создадут оптимальные условия для гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, позволят гармонично вписать в него систему воспитания, направленную на развитие личности инженера-интеллигента, обладающего высоким уровнем общей, профессиональной и экологической культуры, способного активно влиять на экологическую политику региона, его производственную и социокультурную сферы.

На наш взгляд:

1. Кластеризация образовательной системы дает возможность модифицировать содержание воспитания, позволяя выстраивать его на основе комплексной модели, включающей в себя концептуальный (цели, методы, формы, средства), аксиологический (ценности), психолого-педагогический (механизмов освоения студентами ценностей), организационно-управленческий (менеджмент элементов воспитательной структуры) и экономический компоненты (финансовое обеспечение).

2. Эффективность воспитания студентов в инженерном вузе возрастет, если его организация будет представлять открытую систему, по-

строенную на основе гуманистических целевых установок, современного социального заказа и личных, нравственно детерминированных интенций преподавателей, накапливающую культурные, организационно-технические, интеллектуальные и прочие ресурсы, передающую их в воспитательную среду культурно-образовательного кластера, что обеспечит гуманитарную направленность воспитательного процесса на основе интеграции предметного, психоло-го-педагогического, нравственно-эстетического и философского знания.

3. Если с целью обеспечения наиболее глубокого взаимодействия всех сфер личности преподавателя - куратора студенческой группы - применить при его подготовке (повышении квалификации) инновационные принципы системной организации воспитания в техническом вузе, то это позволит ему успешно реализовать программу воспитания инженера-интеллигента в условиях университетского кластера.

4. Менеджмент качества воспитания необходимо строить на основе результатов мониторинга личностного роста студентов, позволяющего оптимизировать процессы социализации-индивидуализации, своевременно и адресно осуществлять его коррекцию.

В мониторинге в качестве показателей нужно использовать: уровень сформирован-ности профессиональной компетентности, уровень экологической культуры, степень выраженности гуманистического отношения к природе; сформированность смысложизненных ценностей и установок, навыков планирования и организации собственной жизнедеятельности, лежащих в основе осмысленности жизни и др.; сформированность способности к осуществлению нравственного поведения - способность совершить поступок; сформированность гармонично развитых личностных качеств, включающих в себя эмоционально-волевую сферу, когнитивные психические процессы, сознание и др.

Итогом наших исследований стали следующие положения:

1. Инновационные образовательные системы, кроме традиционных компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства), должны включать компонент, характеризующий современный социальный заказ образованию. Система, включающая такой компонент, является кластером - специ-

ально организованной культурно-образовательной системой, иерархически выстроенной совокупностью взаимосвязанных образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных, конструкторских, технологических, производственных учреждений и предприятий региона. Необходимость создания образовательного кластера обусловливается интеграционными процессами между сферой производства, наукой и образованием. Региональные культурно-образовательные кластеры являются инновационной формой развития университетских комплексов регионального значения, обеспечивающих подготовку инженерных кадров, отвечающих требованиям социального заказа.

2. Система воспитания в вузе, ориентированном на подготовку специалистов новой формации - инженеров-интеллигентов, - должна учитывать и целенаправленно использовать принципы комплексного воздействия, цикличности, последовательности и систематичности, а также принцип натурности, модификацию принципа наглядности, объединяющую идеи творческого начала. Содержание воспитания с использованием принципа на-турности выступает основным средством воспитания гуманистического отношения к окружающей социоприродной среде.

3. Технология обеспечения личностного роста выпускников университетского комплекса должна представлять собой универсальный инструмент для проектирования воспитательного процесса в образовательных учреждениях, входящих в состав образовательного кластера, особенностью которого является обеспечение реализации требований социального заказа в контексте подготовки ин-женеров-интеллигентов, что обеспечивает их успешную адаптацию к профессиональной и инновационной деятельности и профессиональную мобильность.

4. Инновационная система воспитания, направленная на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров в контексте модели устойчивого развития, отвечающего требованиям современного общества:

- должна реализовывать принципы кластерного подхода (комплексности, корпоративности, направленности воспитания на личностный рост, связи воспитания с жизнью и пр.);

- создает педагогические условия, обеспечивающие успешность протекания процесса

личностного роста обучающихся в университетском комплексе; синергия педагогических условий направлена на развитие когнитивной (способности к познанию), личностной (личностные качества), интеллектуальной (мыслительная деятельность) и интенуальной (опыт реализации природосообразной модели поведения) сфер личности выпускников;

- включает в себя студенческие общественные объединения, содействующие личностному росту инженера-интеллигента, проектирующего свой жизненный путь в контексте концепции устойчивого развития социальных и природных систем;

- эффективно функционирует при наличии подсистемы менеджмента качества воспитания, построенной на методологической базе международных стандартов качества, подсистемы социально-психологической и социально-экономической поддержки и защиты студенчества.

5. Дальнейшее совершенствование системы воспитания в вузе должно предполагать формирование корпуса воспитателей (кураторов), деятельность которых связана с обеспечением психолого-педагогической поддержки студентов, организацией деятельности студентов в общественных, спортивных и творческих студенческих объединениях, социально-психологической и социально-экономической поддержкой и защитой студентов.

Анализируя кластер вуза и его связи с кла-стеробразующим предприятием, обеспечивая технологическое, онтологическое и ценностное основания воспитания и проектируя воспитательную систему вуза с учетом принципов кластерного подхода, мы обеспечиваем реализацию цели и достижение результата воспитания: личностно-профессиональную компетентность инженера-интеллигента (см. рис. 1).

Система воспитания в данном контексте выглядит следующим образом (см. рис. 2).

Данная система, построенная на базе классической образовательной системы, помимо традиционных компонентов - цель, содержание, методы и средства, формы, условия и результат, - включает в себя интегрирующий и системообразующий центр - социальный заказ, связанный как с комплексом «цель и результат», так и со всеми компонентами данной системы. Содержание образование отвечает специфическим функциям -организационно-педагогическим и квалито-

логическим. Условия, в которых реализуется данная система, соответствуют комплексной модели, включающей в себя аксиологический, концептуальный, психолого-педагогический, организационно-управленческий и экономический компоненты. Векторы развития данной системы можно разделить на личностноориентированные (личность инженера-ин-теллигента) и социоориентированные (развитие образовательных систем и повышение качества образования).

0

сі

1 Й е

I

1

§

Г*

и

Личностно-результативный уровень

Цель и результат воспитания

(личностно-профессиональная компетентность; инженер-интеллигент)

о

н

ь

л

а

н

о

и

е

ст

са

© П

фо

рр

С о

о- о

не

н ^

о

т

н

е

т

о 5К ое нл м «

£ ^ & м еа & ^ по я С не кр

ап

ка

оо

рн

и

о

р

п

о

н

ч

и

Ценностное основание -воспитание в контексте концепции устойчивого развития

Онтологическое основание -воспитание в контексте компетентностного подхода

Технологическое основание -организация воспитания с учетом социального заказа в контексте кластерного подхода

ПРИНЦИПЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Методологический уровень

Из детального анализа сущности педагогического процесса на основе системно-деятельностного подхода логически следует вывод о том, что воспитательный процесс является подсистемой педагогического процесса; цели воспитательного процесса социально детерминированы; все его элементы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены; цели профессионального воспитания не могут быть достигнуты, если они не сообразуются с принципами воспитания, которые отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Это принцип гуманистической направленности профессионального воспитания, целостности образовательного и воспитательного, демократизации процесса профессионального воспитания, индивидуально-личностной ориентации и дифференциации. Помимо этого в матрице принципов воспитания находит свое место принцип на-турности, объединяющий идеи творческого начала, комплексного воздействия, последовательности и систематичности, цикличности, нравственности, эстетики и эстетизации среды.

Содержание воспитания, отобранное с использованием принципа натурности, выступает основным средством воспитания гуманистического отношения к природе. При разработке содержания комплекса воспита-

К

ьС

X

о

т

нр

а

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п

О ЕЕ С 2 ир р тз

О №

о

в

у р

о

о

тз

3

о

га

р

г

к

о

Кс

1

1

0

1 |

Ьч

1

I

I

Рисунок.1 Взаимодействие между блоками регионального кластера в сфере промышленного природопользования

тельных мероприятий мы руководствовались сле-

Рисунок 2. Система воспитания в структуре образовательного кластера

дующими критериями значимости учебного материала: зна-ниевой значимостью, возможностью организации на основе обучения экспериментально-практической экоцелесообразной деятельности студентов и возможностью моделирования благоприятных условий, способствующих повышению эффективности воспитания гуманистического отношения к природе.

Отбор материала, используемого в комплексе воспитательных мероприятий, производился в соответствии со следующими принципами: максимализации эмоциональности (способность факта вызвать мощный эмоциональный отклик), гуманистической направленности, доступности (учет психофизиологических особенностей), научности (использование признанных научных фактов и проверенных научных теорий и гипотез).

Универсальной формой проявления профессиональной воспитанности может служить гуманистическое отношение студента к природе, к процессу и результатам профессиональной деятельности, реалиям окружающей действительности, к нормам и ценностям профессионального бытия.

Универсальность такого отношения оказывается существенной характеристикой практически всего спектра социальных проявлений будущего специалиста, «пропитывая» нравственным и эстетическим содержанием все виды и формы его профессиональной деятельности.

Анализ сущности и структуры гуманистического отношения позволяет рассматривать такое отношение как основу профессиональной воспитанности будущего специалиста. Это отношение включает в себя три тесно связанных между собой компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельно-практический. В их сочетании кроется ценный синергетический эффект — как единое целое они оказываются одной из важнейших обобщающих характеристик воспитанности личности студента.

23.12.2010

Список литературы:

1. Трушников Д.Ю. Системные аспекты управления качеством воспитания в вузе (на примере Тюменского государственного нефтегазового университета) // Известия вузов. Нефть и газ. - 2006. - №5. - С. 118-125.

2. Трушников Д.Ю. Проектирование воспитательных систем: кластерный подход // Высшее образование сегодня. -2009. - №11

3. Трушников Д.Ю., Даваацэрэн С. Техникийн их, дээд сургуулиудын оюутнуудын байгальтай энэрэнгуй харьцах хуму-ужлийн бодит байдал (статья, ВАК, Монголия) на онг.языке / // Эрдэм шинжилгээний бутээлийн эмхэтгэл. Монгол улсын шинжлэх ухаан, технологийн их сургууль. Улаанбаатар хот, 2009 он. №4/106. 200 с. - С.185-187

4. Трушников Д. Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода: монография / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2010. - 336 с.

Сведения об авторе: Трушников Денис Юрьевич, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета,

кандидат педагогических наук, доцент 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, е-mail: 466360den@mail.ru

UDC378 Trushnikov D.Yu.

PROJECTING OF PEDAGOGICAL SYSTEM AT UNIVERSITY COMPLEX ON THE BASE OF CLUSTER APPROACH

The author reveals the essence of the cluster approach in the design of educational systems. For the first time in the scientific use the notion «naturnost» (modification of the concept of «visibility»). Summarizes the results of years of research in the field of vocational education of engineers.

Key words: klasternyi the approach, innovative educational system, an educational system, a university complex

Bibliography:

1. System aspects of quality management education in high school (for example, Tyumen State Oil and Gas University) / D. Trushnikov «Izv. Oil and gas. - 2006. - 5. - S. 118-125.

2. Designing educational systems: the cluster approach / D. Trushnikov / / Higher education today. - 2009. - 11

3. Technical college as an educational cluster region (in Mongolian) / D. Trushnikov, S. Davaatseren / / Erdem shinzhilgeeny buteeliyn emhetgel. Mongol ulsyn shinzhleh uhaan, tehnologiyn their surguul. Ulaanbaatar hot, 2009, he. 4 / 106. 200 pp. P.185-187

4. Trushnikov D.Y Designing educational system in the structure of the university complex on the basis of the cluster approach: Monograph / D. Trushnikov. - Tyumen: Oil and Gas University, 2010. - 336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.