Научная статья на тему 'Обеспечение эффективности международно-интегрированной подготовки инженеров-нефтяников'

Обеспечение эффективности международно-интегрированной подготовки инженеров-нефтяников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА / ВУЗ-ПАРТНЕР / ECTNA / МЕЖДУНАРОДНО-ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PETROCHEMICAL COMPLEX / JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS / ADVANCED TRAINING / PARTNER UNIVERSITY / INTERNATIONALLY INTEGRATED TRAINING / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева М. В., Башкирцева Н. Ю., Зиннурова О. В.

Проанализированы состав, структура и перспективы развития нефтегазохимического комплекса, определяющие изменение содержания профессиональной деятельности современных инженеров и обосновывающие актуальность международно-интегрированной подготовки инженеров-нефтяников. Рассмотрены организационно-педагогические условия повышения эффективности подготовки, определяемые научно-образовательным потенциалом вузов, входящих в международный образовательный альянс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева М. В., Башкирцева Н. Ю., Зиннурова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективности международно-интегрированной подготовки инженеров-нефтяников»

УДК 378

М. В. Журавлева, Н. Ю. Башкирцев;!, О. В. Зиннурова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ

ИНЖЕНЕРОВ-НЕФТЯНИКОВ

Ключевые слова: нефтегазохимический комплекс, совместные образовательные программы, опережающая подготовка, вуз-партнер, ECTNA, международно-интегрированная подготовка, академическая мобильность.

Проанализированы состав, структура и перспективы развития нефтегазохимического комплекса, определяющие изменение содержания профессиональной деятельности современных инженеров и обосновывающие актуальность международно-интегрированной подготовки инженеров-нефтяников. Рассмотрены организационно-педагогические условия повышения эффективности подготовки, определяемые научно-образовательным потенциалом вузов, входящих в международный образовательный альянс.

Keywords: petrochemical complex, joint educational programs, advanced training, partner university, ECTNA, internationally

integrated training, academic mobility.

Analyzed the composition, structure and prospects of the petrochemical complex, determining changes in the content of the professional activities of modern engineers and justify the relevance of the internationally-integrated training of Petroleum Engineers. The organizational and pedagogical conditions increase the effectiveness of training, defined scientific and educational potential of universities, members of the international educational alliance.

Россия обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России в углеводородном сырье.

Комплекс является базовым сегментом российской промышленности, удельный вес его предприятий составляет 10,2%. В отрасли сосредоточено более 5,4 % основных фондов промышленности страны, ее предприятия обеспечивают около 5,0 % общероссийского объема валютной выручки. В комплексе занято более 820 тыс. человек. [10, 13].

Официальным отражением темпов экономического развития страны является динамика валового внутреннего продукта. Именно к этому показателю апеллирует большинство

экономических и политических аналитиков. В докладе Всемирного Банка о состоянии российской экономики сообщается, что природные ресурсы дают более 80% объема экспорта, а доходы от экспорта нефти и газа равны 20% ВВП. Эксперты Всемирного Банка оценили структуру ВВП России и пришли к выводу, что доля нефтегазового сектора составляет около 25%, доля нефтедобычи составляет 13%; нефтепереработки - 5%; газовой промышленности - 7% [3, 2].

Предприятия нефтегазохимического

комплекса размещены во всех федеральных округах и 71-м субъекте Российской Федерации. Однако при этом существует разрыв между сырьевыми регионами (Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток) и центрами переработки, расположенными преимущественно в европейской части страны [13].

Полный технологический цикл, включающий в себя нефтегазодобычу, переработку углеводородов и нефтехимический синтез, прослеживается в четырех федеральных округах:

Приволжском (43,5%), Центральном (доля округа в общем объеме производства химического комплекса РФ составляет 24,4%), Сибирском (11,2%) и СевероКавказском (10,4%).

В нефтехимической индустрии получили широкое развитие процессы территориальной концентрации производства. Крупнейшие нефтехимические узлы сформировались в Республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Пермской, Кемеровской и Иркутской областях, что в значительной степени способствовало развитию этих регионов [3].

Основные направления инновационного развития нефтегазохимического комплекса определены в "Энергетической стратегии развития России на период до 2020 года": рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтегазодобывающей

промышленности; ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей, модернизация существующих

нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств, разработка и освоение новых технологий, международная интеграция

предприятий нефтегазохимического комплекса [16].

Основным нефтедобывающим районом России на всю рассматриваемую перспективу останется Западная Сибирь, хотя ее доля к 2020 г. и снизится до 58-55% против 68% в настоящее время. После 2010 г. масштабная добыча нефти начнется в

Тимано-Печорской провинции, на шельфе Каспийского и северных морей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего на Восток России к 2020 г. будет приходиться 15-20% нефтедобычи в стране [5, 15].

Приоритетами энергетической политики в Северо-Западном федеральном округе будут развитие нефтегазовой промышленности на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей с формированием здесь новых портов на Балтике и Баренцовом море, пригодных для экспорта нефти и нефтепродуктов.

В Северо-Кавказском округе будет осуществляться масштабная добыча нефти на шельфе Каспийского моря, дальнейшее развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры,

наращивание мощностей по переработке нефти [8].

В Уральском округе главными направлениями развития нефтегазохимического комплекса являются добыча нефти и газа, увеличение мощностей по переработке углеводородов при сохранении за регионом роли главной базы углеводородного сырья страны, обеспечение крупномасштабного технического перевооружения объектов нефтегазопереработки.

В Сибирском округе первостепенное внимание уделяется диверсификации производства в энергетическом секторе, формированию нового крупного нефтегазового центра на основе углеводородных ресурсов Иркутской области, Красноярского края и юго-запада Республики Саха (Якутия) с соответствующим развитием магистральных трубопроводов [9, 14].

На Дальнем Востоке продолжится формирование новой нефтегазовой базы (в том числе и экспортного значения) на основе углеводородных ресурсов шельфа острова Сахалин.

В Приволжском округе основными направлениями энергетической политики станут модернизация и развитие предприятий нефтегазового комплекса, включая

нефтеперерабатывающие заводы. Приволжский округ является уникальным регионом России, в котором прослеживается вся инфраструктура нефтехимического комплекса - от добычи нефти и газа до производства огромного ассортимента химических продуктов, получаемых из них [12].

Планируемое инновационное развитие нефтегазохимического комплекса характеризуется новым научно-технологическим «скачком», суть которого составляют: фундаментальные научные исследования, максимально быстрое внедрение в производство прикладных разработок, интенсивное технико-технологическое совершенствование

производств; разработка и освоение новых энергоресурсосберегающих технологий; поиск альтернативных сырьевых источников; разработка труднодоступных месторождений нефти и газа. Это определяет изменение структуры и содержания инженерной деятельности, поскольку развитие профессиональной деятельности происходит прямо или опосредованно под воздействием изменений в науке, технике, производстве.

В постиндустриальном обществе современного инженера можно определить как субъекта управления производством, обладающего следующими признаками: профессионализм, позволяющий адекватно оценивать создавшуюся производственную ситуацию, выявлять в ней стороны, нуждающиеся в его вмешательстве и своевременно устранять возникшие проблемы; творческое мышление, которое помогает ему оценивать сложившуюся ситуацию не только со стороны установленных канонов и методов; социальная приспособленность, позволяющая инженеру общаться с подчиненными, как в обычных производственных ситуациях, так и в критических и конфликтных; организаторская способность, обеспечивающая оптимальный подход к проведению всех стадий производственного процесса; способность разрабатывать инновации, оценивать и внедрять инновационные предложения и разработки, поступившие от подчиненных; экономическая грамотность, необходимая для правильного использования активов и увеличения материальной выгоды [12].

В современном промышленном производстве выделяют три типа инженерной деятельности, которые эффективно способствуют его стабильности в условиях рынка:

1) научно-теоретическая, объединяющая предпосылки производственного процесса, расчеты и теоретический анализ технической разработки до ее практической реализации;

2) производственная инженерная деятельность, включающая в себя практическую сторону применения тех методов и подходов, которые были разработаны на теоретической стадии;

3) экспертно-информационная инженерная деятельность, в которую входят задачи контроля качества продукции, управление экологической, трудовой и социальной безопасностью.

Инновационные функции инженера в материальном производстве - это его формы влияния на все циклы производственного процесса.

Усложнение технологических процессов и оборудования на новых предприятиях, с одной стороны, и невозможность замены устаревшего оборудования на старых предприятиях - с другой стороны, возрастающая в связи с этим необходимость обеспечения безопасности и надежности производственных процессов требует от инженера высокого уровня технической культуры, производственной дисциплины, собранности, нервно-психической выносливости, способности быстро и правильно принимать адекватные решения в чрезвычайных ситуациях, включая оказание первой доврачебной помощи и должную координацию действий.

В сложной кооперации различных видов и сфер современной инженерной деятельности можно выделить четыре основных направления: • инженеры-энциклопедисты, «мастера на все руки», ориентированные на работу в малых предприятиях, где отсутствует разделение интеллектуального труда;

• инженеры-технологи, способные обеспечить освоение готовых высоких наукоемких технологий и их внедрение в производство;

• инженеры по трансферу, способные обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе;

• инженеры нового типа, систематики, носители целостной инновационной инженерной деятельности, способные к творческой работе на всех этапах жизненного цикла создания систем от исследования и конструирования до разработки технологии, изготовления, доведения до потребителя и обеспечения эксплуатации [1].

Тенденции смены содержания

профессиональной деятельности, обусловленные перспективами инновационного развития нефтегазохимического комплекса, глобализацией экономических и технологических процессов, определяемой ростом темпов международной интеграции производств, интенсивностью реализации технологий зарубежных лицензиаров, а также возрастающие требования мирового и региональных рынков труда требуют постоянного совершенствования профессиональной подготовки высококвалифицированных инженеров, способных реализовать прорывное развитие отрасли.

Одним из перспективных направлений повышения качества профессионального образования кадрового состава сложных нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств выступает реализация международно-интегрированного образовательного процесса в вузе. Основной его целью выступает повышение профессиональной компетентности будущих инженеров-нефтяников в соответствии с общемировыми тенденциями развития топливно-энергетического комплекса через применение опыта и технологий ведущих мировых вузов и компаний. Эффективность международно-интегрированной подготовки определяется созданием ряда условий, в числе которых:

• обеспечение долгосрочного надежного партнерства с ведущими зарубежными университетами химического и технологического профиля;

• создание устойчивого международного образовательного альянса;

• международная аккредитация образовательных программ;

• академическая мобильность студентов, аспирантов и преподавателей;

• проведение совместных научных исследований;

• организация совместных международных конференций, симпозиумов, форумов;

• разработка механизмов оценки качества образования;

• обмен научной информацией и документацией.

Долгосрочное сотрудничество

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КНИТУ») с Европейской сетевой ассоциацией по химии (ЕСША) способствует реализации эффективной международно-интегрированной подготовки

инженеров в области нефтепереработки и нефтехимии [15].

Членство ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в составе ЕСТМА позволило создать несколько интернациональных научно-образовательных

альянсов: российско-греческого (с академическим сообществом факультета химии Университета им. Аристотеля), российско-болгарского с Софийским университетом химических технологий и металлургии. Их создание способствовало:

• повышению престижности высшего профессионального образования в ФГБОУ ВПО «КНИТУ»;

• созданию единой зоны высшего химического образования в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» и европейских вузах;

• укреплению научного, образовательного, интеллектуального потенциала вузов-партнеров;

• организации совместной профессиональной подготовки студентов;

• предоставления студентам права выбора дисциплин для изучения;

• повышению качества профессиональной подготовки будущих нефтяников;

• повышению конкурентоспособности будущих выпускников университета.

Сегодня международную аккредитацию образовательных программ рассматривают как важный инструмент объективной оценки и повышения качества инженерного образования в России, поскольку ее проведение актуально для всех участников инновационного учебно-

воспитательного процесса. Международная аккредитация основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Химическая технология» и аспирантов по программе «Органическая химия», проведенная по инициативе и при участии ЕСТМА, явилась основанием для организации совместной профессиональной подготовки инженеров -будущих нефтяников. Международное признание организации и содержания образовательного процесса по критериям: организация входного контроля; структура учебной программы; возможные языки обучения; ЕСТ8 и учебная нагрузка студентов, модули (краткая характеристика всех учебных курсов программы подготовки) и академическая мобильность при обучении; методы и формы преподавания; процедуры оценки качества преподавания и критерии эффективности; рейтинговая система оценки качества освоения программы; содержание приложения к диплому; условия обеспечения качества образовательной программы, существенно облегчило

организационно-методическое сопровождение международно-интегрированной подготовки и

упростило процедуру перезачета результатов образования в вузах-партнерах [7].

Важным условием повышения

эффективности совместной международной подготовки является академическая мобильность студентов и преподавателей. Проведенная международная аккредитация образовательных программ расширяет возможности студентов и преподавателей выезжать на учебу или стажировки в страны-партнеры, где аккредитованная программа признается. В соответствии с Болонской декларацией наиболее эффективным способом интеграции вузов в международное образовательное пространство является развитие академической мобильности студентов и преподавателей. Это обусловлено тем, что перемещение студентов и преподавателей в другое образовательное или научное учреждение способствует доступу к более широкому спектру образовательных программ, расширению набора профессиональных

компетенций участников образовательного процесса, приобретению нового академического и культурного опыта, вхождению в глобальное образовательное пространство, формированию качественно новых трудовых ресурсов национальной экономики.

Большое внимание при организации международно-интегрированной подготовки

студентов должно уделяться реализации совместных научных проектов. Учебным планом включенного обучения магистров по направлению «Химическая технология» по совместной образовательной программе «Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза» в Университете имени Аристотеля (Греция) предусмотрена научно-исследовательская практика (научно-исследовательская работа) студентов. В числе тематик совместных исследований планируются: разработка научных основ и технологии получения битумных материалов, разработка научных основ и технологии сольвентного разделения высоковязких нефтей, природных битумов и нефтепродуктов, разработка химических реагентов для интенсификации процессов добычи, подготовки и транспортировки нефти, исследования в области химии мышьякорганических соединений, создание и исследование новых макроциклических систем обладающих высокими комплексообразующими и стабилизирующими свойствами, создание научных основ технологии литийорганических присадок к углеводородным топливам, теоретические основы и прикладные аспекты проточных методов анализа пикограммовых количеств органических соединений, мицеллярные и лиотропные жидкокристаллические структуры в аналитических реакциях, катализаторы нефтехимических

процессов, физикохимия микро- и

наноструктурированных металлсодержащих

тонкопленочных имплантантов, синтез фосфор- и других гетероатомных органических соединений.

Организация совместных международных конференций, симпозиумов, форумов выступает

важным условием повышения эффективности международно-интегрированной подготовки

поскольку способствует ускорению обмена научной информацией и документацией. В ФГБОУ ВПО «КНИТУ» при участии Европейской сетевой ассоциацией по химии ежегодно проводятся интенсивные научные школы «Международное сотрудничество в области химии и химической технологии: образование, наука, производство». Интенсивные школы являются средством для передачи современных специализированных знаний и навыков, средством укрепления

многонационального взаимодействия и

межкультурного общения на студенческом и преподавательском уровне, средством развития языковых навыков, характерных для предметной области. В работе форумов в разные годы участвовали ученые университетов химического и технологического профиля из Болгарии, Италии, Греции, Германии, входящие в Европейскую сетевую ассоциацию по химии. Руководителем секции по международно-интегрированному химическому образованию всегда является Е.А. Варелла - президент ЕСТМА, вице-президент Европейского альянса по предметной и профессиональной аккредитации, ответственный секретарь комитета «Еиго1аЬе1», член виртуального образовательного общественного комитета и комитета интенсивных школ, учебный координатор национального центра тестирования ЕСИешТеБ!, профессор Университета им. Аристотеля (Греция). Основная тематика докладов связана с вхождением России в Европейское образовательное пространство и перспективами интеграции вузов , организационным и методическим сопровождением этого процесса, трансфером инновационных образовательных технологий: «Образовательные союзы в Европе: укрепление сотрудничества между высшими учебными заведениями и предприятиями», «Интенсивные программы как часть программы модернизации в Европейском пространстве высшего образования», «К сообществу виртуального обучения по химическим наукам в Европе», «Новые возможности для высшего образования в Европе: Эразмус для всех», «Применение коммуникационных - технологий в разработке инновационных методов обучения».

Решению вопросов оценки качества обучения в современном российском образовании уделяется существенное внимание. Крайне актуальна эта проблема при организации международно-интегрированной профессиональной подготовки поскольку выработка единой оценочной системы в вузах-партнерах обеспечивает высокую степень доверия при взаимном перезачете учебных дисциплин. Разработка новых шаблонов для обеспечения однородного личностно-

ориентированного, профессионально

ориентированного высшего образования требует тщательно структурированной оценки качества и аккредитации. Опыт показал, что общие структуры должны быть адаптированы к особенностям научной области, сохраняя верность принципу

минимума содержания программы, максимума учебной нагрузки, и учитывая требования к выпускникам, сформулированные образовательным стандартом.

Кроме того, учитывая, что отклонения в разработке списка компетенций препятствуют измерению и сравнению образовательных стандартов, или применение модульной системы и внедрение Европейской кредитно-трансферной системы, крайне желательно, чтобы лучшие примеры унифицирования образовательной системы, подчинялись политике Болонского процесса. Опыт европейских вузов разработки и внедрения механизмов оценки качества

образования освещался на международных научных школах: «Транспарентность и признание квалификаций: европейские знаки качества по химии», «Международная аккредитация

образовательных программ как механизм повышения качества химического образования».

Инновационной транснациональной

технологией оценки качества образования является многоуровневая система тестирования по химии ЕСИетТеБ!, разработанная учеными ЕСТМА. ЕСИетТе81: представляет собой электронный тест, направленный на оценку знаний и способностей в области химии. Он обладает широким спектром воздействия на химические исследования в Европе и за ее пределами. ЕСИетТеБ! помогает специалисту в работе, студенту - определить знания по химии, а также оценить понимание научных идей на иностранных языках.

ЕСИетТеБ! содержит банк вопросов, охватывающий основные направления европейской химии и доступен в четырех различных уровнях, что эквивалентно окончанию обязательного образования, началу и концу освоения основной программы курса химии; второму циклу исследований в области вычислительной химии, химии, применяемой в сохранении культурного наследия. Банк вопросов доступен на английском, финском, французском немецком, греческом, итальянском, латышском, польском, словацком, словенском, испанском языках. В 2014 году КНИТУ создана российская база химических тестов ЕСТМА.

Одной из главных проблем осуществления эффективной международно-интегрированной

профессиональной подготовки и международного сотрудничества является низкий уровень знаний иностранных языков. Для ее решения в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» при поддержке ЕСТМА разрабатываются различные программы языковой подготовки студентов и преподавателей, проводится международное тестирование по химии на английском языке.

Таким образом, использование научно-образовательного потенциала международных академических сообществ обеспечивает создание условий повышения эффективности международно-интегрированной подготовки будущих инженеров-нефтяников и способствует развитию общепрофессиональных и специальных

компетенций, обусловленных изменением

содержания профессиональной деятельности в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационно развивающемся

нефтегазохимическом комплексе.

Литература

1.Алюшина, Ю.Е. Наше видение модели специалиста. Научное обеспечение открытого образования: Научно-методический и информационный сборник [Текст] / Ю.Е. Алюшина, Н.А. Дмитриевская, Л.А.Ефимова. - М.: Моск.гос.ун-т экономики, статистики и информатики, 2000. - С. 27-33.

2. Бабалов, Э. Крылья компаний, Нефтехимические сектора нефтяных и газовых компаний: мировой опыт и специфика [Текст] / Э.Бабалов, О.Брагинский // Химия и бизнес. - 2006 - № 1. - С. 22.

3. Байков, Н.М. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса в мире на период до 2030 г. [Текст] / Н.М. Байков // Нефтяное хозяйство. - 2006. -№ 11. - С. 134-137.

4. Башкирцева Н.Ю., Журавлева М.В., Зиннурова О.В., Харлампиди Х.Э.Перспективы вступления ФГБОУВПО «КНИТУ» в Европейскую сетевую ассоциацию по химии. Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №19. - С.385-391.

5. Губаев, Ш.Ш. Нефтехимический комплекс экономика, стратегия, региональная отраслевая политика [Текст] / Ш. Ш. Губаев, Е. П. Ардашева // Учеб.пособие. - Казань, 2006г. - 279 с.

6. Доклад Министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Петрова Б.Г. «Республика Татарстан: состояние и перспективы развития минерально-сырьевой базы, актуальные проблемы недропользования» в Кабинете Министров Республики Татарстан 1 марта 2005 года. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: М1р://1а1аге1ап.гц/?поае_1а=1185&Ш1=1383.

7. Журавлева М.В. Башкирцева Н.Ю. Зиннурова О.В. ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в составе ЕСША: совместная подготовка магистров для нефтегазохимического комплекса. Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т.17, №1. - С.300-304.

8. Иванов, В. Химический комплекс России: перспективы развития [Электронный ресурс] / В. Иванов. - Режим доступа:

М^/^^^гшесопоту .ги/потег22_200611/ес25.Ь1ш1, свободный. - Проверено 06.05.2011.

9. Конторович, А.Э. Современное состояние и развитие нефтяной промышленности в Западной Сибири на примере ОАО «Сургутнефтегаз» [Текст] / А.Э. Конторович [и др.] // Нефтяное хозяйство. - 2005. - № 9. - С. 144-149.

10. Конторович, А. Э. Угрозы энергетической безопасности и условия эффективного развития топливно-энергетического комплекса России [Текст] / А.Э. Конторович, А.Г. Коржубаев, Л.В. Эдер // Минеральные ресурсы России. - 2006. - № 5. - С.134-137.

11. Маливанов, Н.Н. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности [Текст] / Н.Н. Маливанов // Дисс. д-ра пед. наук. - Казань, 2005. -370 с.

12. Современное состояние и развитие нефтяной промышленности в Западной Сибири на примере ОАО «Сургутнефтегаз» [Текст] / А.Э.Конторович [и др.] // Нефтяное хозяйство. - 2005. - № 9. С. 144-149.

13. Солодовников, А. В. Анализ состояния топливно-энергетического комплекса России [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.ogbus.ru/authors/Solodovnikov/Solodovnikov_2 .pdf, свободный.

14. Энергетическая стратегия развития топливного комплекса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/

15. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года [Текст] / Приложение к журналу «Энергетическая

политика». - 2003. - 136 с. 16. Bender, B. Intergrierte Ingenieur-ausbildung-Praktiche Umsetzung an der TU-Berlin // Ingenieur 2000: overinformed - undereducated?: referate des 26. Internationalen Symposiums "Ingenieurpadgogik' 97" / Adolf Melezinek (Hrsg.).

© М. В. Журавлева - доцент, профессор, кафедра ТООНС ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected]; Н. Ю. Башкирцев;! - профессор, зав.кафедрой ХТПНГ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected]; О. В. Зиннурова -доцент, каф. ХТПНГ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected].

© M. V. Zhuravleva - Doctor of Education, Associate Professor of Technology of basic organic and petrochemical synthesis, KNRTU, [email protected]; N. Y. Bashkirceva - Doctor of Engineering Science, Professor, Head of the Department of chemical technology of oil and gas, KNRTU, [email protected]; O. V. Zinnurova - PhD, Assistant Professor of chemical engineering in oil and gas, a senior manager of Deanery of Faculty of petroleum and petrochemictry, KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.