ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
Д. Ю. Трушников, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования, проректор по УВР Тюменского государственного нефтегазового университета
Денис Юрьевич Трушников родился в 1976 году в Екатеринбурге. Окончил Тюменскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «Агрономия», аспирантуру по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования при Высшей педагогической школе Тюменского государственного университета, Институт геологии и геоинформатики Тюменского государственного нефтегазового университета по специальности «Геология нефти и газа».
Профессиональную деятельность начал преподавателем экологии в средней школе № 6 г. Тюмени. С 2004 года он заместитель директора по воспитательной работе Института геологии и геоинформатики Тюменского государственного нефтегазового университета. С 2008 года совмещает деятельность проректора с заведованием кафедрой теории и методики профессионального образования.
Денис Юрьевич автор 132 публикаций, из них 14 учебно-методических работ, 5 монографий.
Сегодня технический вуз не может подготовить инженера, соответствующего запросам общества, без эффективного взаимодействия с предприятиями, различными учреждениями и организациями. Одной из наиболее перспективных форм реализации этой идеи являются региональные многоуровневые учебно-научно-производственные инновационные культурно-образовательные кластеры, построенные по принципу пирамиды, в вершине (блок К1) которой находятся кластеробразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий (блоки К2-5), работающих в едином экономическом направлении (рис. 1).
Кластер - специально организованная культурно-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними.
Превращение вуза в региональный образовательный кластер дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качества, расширения профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза.
Более того, кластеризация образовательного пространства вуза, расширение и углубление его внешних и внутренних связей создадут оптимальные условия для гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, позволят гармонично вписать в него
Рис. 1. Структура регионального многоуровневого кластера, где К1 - предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности; К2 - образовательные и научно-исследовательские организации;
К3- предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуры;
К4 - организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);
К5 - некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации)
систему воспитания, направленную на развитие личности инженера-интеллигента, обладающего высоким уровнем общей, профессиональной и экологической культуры, способного активно влиять на экологическую политику региона, его производственную и социокультурную сферы.
При этом университетский комплекс (рис. 2), обретая тесные связи с кластеробразующим предприятием и полноценно встраиваясь в структуру регионального кластера в сфере промышленного природопользования, модернизирует собственное образовательное пространство, реализуя кластерный подход.
Кластер, представляя собой устойчивую пирамиду, динамичен, он развивается в том направлении, которое диктуется, с одной стороны, социальным заказом, с другой - специфическими региональными эколого-экономическими и социальными условиями. Система воспитания в связи представлена на рис. 3.
Профессиональное воспитание - это последовательное движение личности студента к добровольно выбранной им цели при деятельном участии образовательной среды и педагога-воспитателя, а результат этого самодвижения — обретение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, расширение его духовных потребностей и интересов, мотивов, ценных в социальном плане, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств, освоение прикладных умений, навыков, привычек, опыта саморефлексии, усвоение и принятие норм экоцелесообразного поведения.
Образовательная цель университетского комплекса как культурно-образовательного регионального кластера региона в этом контексте - содействие становлению профессионально и социально компетентной личности выпускника. Один из важнейших компонентов социальной компетентности - экологическая культура, осью которой является развитое гуманистическое отношение к природе.
Рис. 2. Технологический аспект проектирования образовательного пространства вуза в контексте
кластеризации
Среди условий эффективности профессионального воспитания будущих специалистов в вузе очень важными являются: культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей; инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив, нацеленных на улучшение организации студенческой жизни и быта, соотнесенных с образом профессиональной деятельности будущего специалиста; неуклонное совершенствование методического мастерства педагогов; изучение потребностей общества в контексте коррекции образовательных задач.
Цель, задачи воспитания, содержание компетент-ностной модели выпускника определяют направления воспитательной деятельности: профессиональное, духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание и развитие правовой культуры; культурно-эстетическое, экологическое, физическое воспитание.
Надо привлекать студентов в профессиональные общности, создающие атмосферу «цеха», культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие жизненный опыт будущих специалистов. Необходимо при этом использовать в воспитательной работе со студентами культурно-историческое наследие конкретного региона; взаимодействовать с учреждениями культуры, творческими союзами и организациями, шире использо-
вать натурностный подход; уделять внимание материальному, нормативно-организационному, кадровому, научному, информационно-методическому обеспечению воспитательной работы со студентами. Учебно-воспитательное пространство инженерного вуза в данном контексте приобретает специфические черты.
Ключевое значение в проведении воспитательной работы непосредственно со студентом имеет куратор академической группы, который способствует адаптации студентов в образовательном пространстве вуза, проводит тематические и информационные часы, реализует план воспитательной работы структурного подразделения ТюмГНГУ ведет учет студентов по успеваемости, здоровью, материальному, социальному, семейному положению, наклонностям, поддерживает связь с родителями, ведущими преподавателями, изучает и активно содействует развитию творческих и профессиональных способностей студентов, активно вовлекает студентов в научную деятельность, содействует трудоустройству.
В наше время даже талантливый специалист, создающий проекты новых объектов, опираясь только на свои знания и опыт, безнадежно отстанет от подлинно современного инженера, использующего при проектировании всемирно и практически мгновенно доступные, открытые для всех источники информации сети Интернет и доступные только своим сотрудникам мощности локальных информационных сетей предприятия,
Личностный рост инженера-интеллигента
Развитие образовательной системы
Качество воспитания
Условия
Системно-стратегические
Субъектно-деятельностные
Векторы развития
Цели и результаты _________воспитания
"Принципы направленности воспитания на личностный рост
студентов, прочности и ______сатисфакции.____
Организационно-педагогические
Ресурсные
Содержание воспитания
/'Принципы гуманистичности,
I научности, связи воспитания с
\ жизнью -------Т
Функции
Организационно-педагогические
1
Квалитологические
Социальный заказ
Л
и
Формы воспитания
Принцип корпоративности
Оценка качества
)
Обеспечение качества
)
(Контрольно- Л диагностическая у
(Планово- Л прогностическая у
(Мотивационно- Л целевая
I Информационно- Л V аналитическая у _
(Организационно- Л / ч
М--./ Определение \
исполнительская I -Ы
политики качества
< < < <
Планирование качества
3
Методы
Управление качеством
)
ЧУ
Улучшение качества
Концентрация ресурсов на инновационных направлениях развития
Переход к стратегии устойчивого развития
Эндогенная и экзогенная гармонизация управления устойчивости
Управление стратегическими задачами кластера как
инновационной образовательной системы
Управление развитием человеческого потенциала
Изменение уровня (мотивации)инновационной активности структурных подразделений
Рис. 3. Система воспитания в структуре образовательного кластера
от современного инженера, проводящего расчеты на современной компьютерной технике с использованием готовых объектов математического обеспечения и пользующегося для создания чертежей не традиционным кульманом, а компьютерными системами автоматизированного проектирования.
В настоящее время приобретает самостоятельность любого специалиста, его активность, способность дать собственную оценку найденному или появившемуся источнику информации.
Самодисциплина, самоконтроль, активность в избранной сфере деятельности, в повышении своей профессиональной компетентности - необходимые каче-ствасовременногоспециалиста.Специалистсегодня-это во многом продукт самого себя. Однако эта разносторонняя самостоятельность особенно эффективна лишь тогда, когда она основывается на высокой культуре личности специалиста, обеспечивающей внутреннюю ориентацию в новых условиях и появляющихся возможностях. Специалист как личность характеризуется жизненными ценностями, испытываемыми и осознанными им потребностями, ценностными ориента-циями, учитывающими социальные нормы, идеалами. Все это - продукт освоения им культуры, осознания общечеловеческих ценностей и идеалов.
С социально-экономической точки зрения труд инженера - составная часть труда совокупного работника, его самая высококвалифицированная часть, занимающаяся научными изысканиями для повышения эффективности общественного труда, т. к. труд инженера - всегда производительный труд, поскольку инженер, даже работая в сфере науки, создает условия для повышения производительности труда совокупного работника.
Задача воспитания современного студента как человека профессионально и социально компетентного, нравственного и культурного предполагает в нашем вузе решение не всех, но следующих вопросов:
философское переосмысление положений классического гуманизма применительно к необходимости жить в условиях быстро изменяющегося мира;
определение компонентов гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию у студентов профессиональной и социальной компетентностей, нравственности и культуры;
разработка адекватного социально-педагогического подхода к компетентностному образованию применительно к конкретному вузу;
разработка модели воспитательной системы нашего вуза с учетом региональных особенностей Западной Сибири, которые находят отражение в многонациональном и многоконфессиональном составе населения, богатом культурном наследии, уникальной природе и необходимости ее защиты, в нефтегазодобыче как регионообра-зующем факторе и др.;
учет в воспитательной модели тех специфических черт, которые в последнее время приобрел ТюмГНГУ
претерпев ряд существенных преобразований. Это, в частности, широкая сеть филиалов, охватывающая всю территорию Западно-Сибирского региона; внутренние образовательные структуры (лицей при ТюмГНГУ машиностроительный техникум, институты), позволяющие предоставить образовательные услуги на ступенях среднего общего, среднего специального, высшего и послевузовского образования; открытие гуманитарных кафедр и специальностей, создание гуманитарного факультета -института гуманитарных наук; уникальная структура координации научно-исследовательской работы студентов — Студенческая академия наук ТюмГНГУ и др.
Ожидаемые результаты реализации Программы воспитательной работы, созданной автором и внедренной в ТюмГНГУ: позитивные тенденции в студенческой среде, снижение показателей различных негативных тенденций; рост числа и повышение качества деятельности органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи; активизация работы с интеллектуально, художественно и социально одаренными детьми; рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера; стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований; усиление взаимодействия структур ТюмГНГУ с учреждениями культуры, искусства, вузами, средствами массовой информации; активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественности на воспитательную работу в ТюмГНГУ; профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным экоцелесообразным поведением, развитым самосознанием, высококультурный и способный к творчеству; успешная послевузовская адаптация выпускников и эффективность их профессиональной деятельности; рост уровня экологической культуры региона как результат деятельности инженеров в сфере промышленного природопользования, обладающих личностными свойствами инженеров-интеллигентов новой формации. Важным компонентом реализации модели воспитания инженера-интеллигента новой формации стала внедренная система подготовки профессорско-преподавательских кадров высшей педагогической квалификации, реализуемая на кафедре теории и методики профессионального образования в виде организованного безвозмездного приобретения образования дополнительного к высшему по направлениям «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы». Это позволило инженерам, приступающим к педагогическому труду, исполняющим преподавательские и кураторские функции, не только комфортно чувствовать себя в напряженном педагогическом процессе, но и реализовывать на практике наиболее важные компоненты воспитания инженеров-интеллигентов через содержание образования и внеучебную деятельность.