Научная статья на тему 'Проектирование системы воспитания университетского комплекса на основе кластерного подхода'

Проектирование системы воспитания университетского комплекса на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы воспитания университетского комплекса на основе кластерного подхода»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Д. Ю. Трушников, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования, проректор по УВР Тюменского государственного нефтегазового университета

Денис Юрьевич Трушников родился в 1976 году в Екатеринбурге. Окончил Тюменскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «Агрономия», аспирантуру по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования при Высшей педагогической школе Тюменского государственного университета, Институт геологии и геоинформатики Тюменского государственного нефтегазового университета по специальности «Геология нефти и газа».

Профессиональную деятельность начал преподавателем экологии в средней школе № 6 г. Тюмени. С 2004 года он заместитель директора по воспитательной работе Института геологии и геоинформатики Тюменского государственного нефтегазового университета. С 2008 года совмещает деятельность проректора с заведованием кафедрой теории и методики профессионального образования.

Денис Юрьевич автор 132 публикаций, из них 14 учебно-методических работ, 5 монографий.

Сегодня технический вуз не может подготовить инженера, соответствующего запросам общества, без эффективного взаимодействия с предприятиями, различными учреждениями и организациями. Одной из наиболее перспективных форм реализации этой идеи являются региональные многоуровневые учебно-научно-производственные инновационные культурно-образовательные кластеры, построенные по принципу пирамиды, в вершине (блок К1) которой находятся кластеробразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий (блоки К2-5), работающих в едином экономическом направлении (рис. 1).

Кластер - специально организованная культурно-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними.

Превращение вуза в региональный образовательный кластер дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качества, расширения профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза.

Более того, кластеризация образовательного пространства вуза, расширение и углубление его внешних и внутренних связей создадут оптимальные условия для гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, позволят гармонично вписать в него

Рис. 1. Структура регионального многоуровневого кластера, где К1 - предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности; К2 - образовательные и научно-исследовательские организации;

К3- предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуры;

К4 - организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);

К5 - некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации)

систему воспитания, направленную на развитие личности инженера-интеллигента, обладающего высоким уровнем общей, профессиональной и экологической культуры, способного активно влиять на экологическую политику региона, его производственную и социокультурную сферы.

При этом университетский комплекс (рис. 2), обретая тесные связи с кластеробразующим предприятием и полноценно встраиваясь в структуру регионального кластера в сфере промышленного природопользования, модернизирует собственное образовательное пространство, реализуя кластерный подход.

Кластер, представляя собой устойчивую пирамиду, динамичен, он развивается в том направлении, которое диктуется, с одной стороны, социальным заказом, с другой - специфическими региональными эколого-экономическими и социальными условиями. Система воспитания в связи представлена на рис. 3.

Профессиональное воспитание - это последовательное движение личности студента к добровольно выбранной им цели при деятельном участии образовательной среды и педагога-воспитателя, а результат этого самодвижения — обретение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, расширение его духовных потребностей и интересов, мотивов, ценных в социальном плане, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств, освоение прикладных умений, навыков, привычек, опыта саморефлексии, усвоение и принятие норм экоцелесообразного поведения.

Образовательная цель университетского комплекса как культурно-образовательного регионального кластера региона в этом контексте - содействие становлению профессионально и социально компетентной личности выпускника. Один из важнейших компонентов социальной компетентности - экологическая культура, осью которой является развитое гуманистическое отношение к природе.

Рис. 2. Технологический аспект проектирования образовательного пространства вуза в контексте

кластеризации

Среди условий эффективности профессионального воспитания будущих специалистов в вузе очень важными являются: культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей; инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив, нацеленных на улучшение организации студенческой жизни и быта, соотнесенных с образом профессиональной деятельности будущего специалиста; неуклонное совершенствование методического мастерства педагогов; изучение потребностей общества в контексте коррекции образовательных задач.

Цель, задачи воспитания, содержание компетент-ностной модели выпускника определяют направления воспитательной деятельности: профессиональное, духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание и развитие правовой культуры; культурно-эстетическое, экологическое, физическое воспитание.

Надо привлекать студентов в профессиональные общности, создающие атмосферу «цеха», культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие жизненный опыт будущих специалистов. Необходимо при этом использовать в воспитательной работе со студентами культурно-историческое наследие конкретного региона; взаимодействовать с учреждениями культуры, творческими союзами и организациями, шире использо-

вать натурностный подход; уделять внимание материальному, нормативно-организационному, кадровому, научному, информационно-методическому обеспечению воспитательной работы со студентами. Учебно-воспитательное пространство инженерного вуза в данном контексте приобретает специфические черты.

Ключевое значение в проведении воспитательной работы непосредственно со студентом имеет куратор академической группы, который способствует адаптации студентов в образовательном пространстве вуза, проводит тематические и информационные часы, реализует план воспитательной работы структурного подразделения ТюмГНГУ ведет учет студентов по успеваемости, здоровью, материальному, социальному, семейному положению, наклонностям, поддерживает связь с родителями, ведущими преподавателями, изучает и активно содействует развитию творческих и профессиональных способностей студентов, активно вовлекает студентов в научную деятельность, содействует трудоустройству.

В наше время даже талантливый специалист, создающий проекты новых объектов, опираясь только на свои знания и опыт, безнадежно отстанет от подлинно современного инженера, использующего при проектировании всемирно и практически мгновенно доступные, открытые для всех источники информации сети Интернет и доступные только своим сотрудникам мощности локальных информационных сетей предприятия,

Личностный рост инженера-интеллигента

Развитие образовательной системы

Качество воспитания

Условия

Системно-стратегические

Субъектно-деятельностные

Векторы развития

Цели и результаты _________воспитания

"Принципы направленности воспитания на личностный рост

студентов, прочности и ______сатисфакции.____

Организационно-педагогические

Ресурсные

Содержание воспитания

/'Принципы гуманистичности,

I научности, связи воспитания с

\ жизнью -------Т

Функции

Организационно-педагогические

1

Квалитологические

Социальный заказ

Л

и

Формы воспитания

Принцип корпоративности

Оценка качества

)

Обеспечение качества

)

(Контрольно- Л диагностическая у

(Планово- Л прогностическая у

(Мотивационно- Л целевая

I Информационно- Л V аналитическая у _

(Организационно- Л / ч

М--./ Определение \

исполнительская I -Ы

политики качества

< < < <

Планирование качества

3

Методы

Управление качеством

)

ЧУ

Улучшение качества

Концентрация ресурсов на инновационных направлениях развития

Переход к стратегии устойчивого развития

Эндогенная и экзогенная гармонизация управления устойчивости

Управление стратегическими задачами кластера как

инновационной образовательной системы

Управление развитием человеческого потенциала

Изменение уровня (мотивации)инновационной активности структурных подразделений

Рис. 3. Система воспитания в структуре образовательного кластера

от современного инженера, проводящего расчеты на современной компьютерной технике с использованием готовых объектов математического обеспечения и пользующегося для создания чертежей не традиционным кульманом, а компьютерными системами автоматизированного проектирования.

В настоящее время приобретает самостоятельность любого специалиста, его активность, способность дать собственную оценку найденному или появившемуся источнику информации.

Самодисциплина, самоконтроль, активность в избранной сфере деятельности, в повышении своей профессиональной компетентности - необходимые каче-ствасовременногоспециалиста.Специалистсегодня-это во многом продукт самого себя. Однако эта разносторонняя самостоятельность особенно эффективна лишь тогда, когда она основывается на высокой культуре личности специалиста, обеспечивающей внутреннюю ориентацию в новых условиях и появляющихся возможностях. Специалист как личность характеризуется жизненными ценностями, испытываемыми и осознанными им потребностями, ценностными ориента-циями, учитывающими социальные нормы, идеалами. Все это - продукт освоения им культуры, осознания общечеловеческих ценностей и идеалов.

С социально-экономической точки зрения труд инженера - составная часть труда совокупного работника, его самая высококвалифицированная часть, занимающаяся научными изысканиями для повышения эффективности общественного труда, т. к. труд инженера - всегда производительный труд, поскольку инженер, даже работая в сфере науки, создает условия для повышения производительности труда совокупного работника.

Задача воспитания современного студента как человека профессионально и социально компетентного, нравственного и культурного предполагает в нашем вузе решение не всех, но следующих вопросов:

философское переосмысление положений классического гуманизма применительно к необходимости жить в условиях быстро изменяющегося мира;

определение компонентов гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию у студентов профессиональной и социальной компетентностей, нравственности и культуры;

разработка адекватного социально-педагогического подхода к компетентностному образованию применительно к конкретному вузу;

разработка модели воспитательной системы нашего вуза с учетом региональных особенностей Западной Сибири, которые находят отражение в многонациональном и многоконфессиональном составе населения, богатом культурном наследии, уникальной природе и необходимости ее защиты, в нефтегазодобыче как регионообра-зующем факторе и др.;

учет в воспитательной модели тех специфических черт, которые в последнее время приобрел ТюмГНГУ

претерпев ряд существенных преобразований. Это, в частности, широкая сеть филиалов, охватывающая всю территорию Западно-Сибирского региона; внутренние образовательные структуры (лицей при ТюмГНГУ машиностроительный техникум, институты), позволяющие предоставить образовательные услуги на ступенях среднего общего, среднего специального, высшего и послевузовского образования; открытие гуманитарных кафедр и специальностей, создание гуманитарного факультета -института гуманитарных наук; уникальная структура координации научно-исследовательской работы студентов — Студенческая академия наук ТюмГНГУ и др.

Ожидаемые результаты реализации Программы воспитательной работы, созданной автором и внедренной в ТюмГНГУ: позитивные тенденции в студенческой среде, снижение показателей различных негативных тенденций; рост числа и повышение качества деятельности органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи; активизация работы с интеллектуально, художественно и социально одаренными детьми; рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера; стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований; усиление взаимодействия структур ТюмГНГУ с учреждениями культуры, искусства, вузами, средствами массовой информации; активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественности на воспитательную работу в ТюмГНГУ; профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным экоцелесообразным поведением, развитым самосознанием, высококультурный и способный к творчеству; успешная послевузовская адаптация выпускников и эффективность их профессиональной деятельности; рост уровня экологической культуры региона как результат деятельности инженеров в сфере промышленного природопользования, обладающих личностными свойствами инженеров-интеллигентов новой формации. Важным компонентом реализации модели воспитания инженера-интеллигента новой формации стала внедренная система подготовки профессорско-преподавательских кадров высшей педагогической квалификации, реализуемая на кафедре теории и методики профессионального образования в виде организованного безвозмездного приобретения образования дополнительного к высшему по направлениям «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы». Это позволило инженерам, приступающим к педагогическому труду, исполняющим преподавательские и кураторские функции, не только комфортно чувствовать себя в напряженном педагогическом процессе, но и реализовывать на практике наиболее важные компоненты воспитания инженеров-интеллигентов через содержание образования и внеучебную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.