Научная статья на тему 'Воспитание инженера: от школы к вузу'

Воспитание инженера: от школы к вузу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ / ИНЖЕНЕР-ИНТЕЛЛИГЕНТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ УКЛАД / EDUCATION / PROFESSIONAL UPBRINGING / EDUCATION TECHNOLOGY / ENGINEER-INTELLECTUAL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PHYSICAL AND MATHEMATICAL PROFILE OF EDUCATION / EDUCATIONAL WAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушников Д. Ю.

В статье раскрываются основные противоречия, механизмы, движущие силы, условия и факторы процесса воспитания инженеров в современных условиях. Автор приводит авторскую концепцию процесса воспитания, обеспечивающую преемственность профильного образования в школе, предпрофессиональной подготовки и профессионального инженерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF ENGINEER: FROM SCHOOL TO UNIVERSITY

The article reveals the main contradictions, mechanisms, driving forces, conditions and factors of the education of engineers in modern conditions. The author gives the author’s concept of the upbringing process, which ensures the continuity of profile education in the school, pre-professional training and professional engineering education.

Текст научной работы на тему «Воспитание инженера: от школы к вузу»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-192-197

ВОСПИТАНИЕ ИНЖЕНЕРА: ОТ ШКОЛЫ К ВУЗУ Трутников Д.Ю.

ГАОУ ТО «ФМШ»; ФБГОУ ВО ТюмГМУ, г. Тюмень, Российская Федерация

В статье раскрываются основные противоречия, механизмы, движущие силы, условия и факторы процесса воспитания инженеров в современных условиях. Автор приводит авторскую концепцию процесса воспитания, обеспечивающую преемственность профильного образования в школе, предпрофессиональной подготовки и профессионального инженерного образования.

Ключевые слова: воспитание; профессиональное воспитание; технология воспитания; инженер-интеллигент; воспитательная среда; физико-математический профиль обучения; воспитательный уклад.

EDUCATION OF ENGINEER: FROM SCHOOL TO UNIVERSITY

Trushnikov D. Yu.

Physics and Mathematics School of the Tyumen Region;

Tyumen State Medical University, Tyumen, Russian Federation

The article reveals the main contradictions, mechanisms, driving forces, conditions andfactors of the education of engineers in modern conditions. The author gives the author's concept of the upbringing process, which ensures the continuity of profile education in the school, pre-professional training and professional engineering education.

Keywords: education; professional upbringing; education technology; engineer-intellectual; educational environment; physical and mathematical profile of education; educational way.

Удовлетворение новых запросов общества в подготовке инженера-интеллигента (Трушин В.Ф., 1952) требует перестройки всей работы системы современного образования (по нашему мнению, речь идет не о реформе по принципу «сломаем - сделаем», а о постепенной перестройке - эволюционировании). Важнейшие требования, которые предъявляет к системе образования современность, - глобализация и интернационализация, стандартизация и унификация, открытость и доступность, высокое качество образовательных услуг, обеспечивающих конвертируемость образования, социальную и профессиональную мобильность выпускника, его конкурентоспособность. В разрешении сложившихся противоречий в обществе противоречий ведущая роль принадлежит преподавателю, содействующему формированию компетентного специалиста [1], а в равной степени учителю, формирующему осознанный выбор ученика и готовящего его к профессиональному становлению со школьной скамьи. В распоряжении преподавателя - ведущие механизмы образовательного процесса: современные и классические технологии, методики и формы профессионального воспитания, начало которых мы видим в общеобразовательной школе.

Одной из наиболее перспективных форм реализации идеи удовлетворения социального заказа являются региональные многоуровневые учебно-научно-производственные (Ghe Yu Fan, 2005) инновационные культурно-образовательные кластеры, включающие в себя кластеро-бразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий, работающих в едином экономическом направлении. Кластерный подход достаточно широко используется для описания функционирования экономических систем и организации деятельности производственных комплексов. На наш взгляд, его адаптация для проектирования, моделирования и управления в сфере образования может дать системе образования региона неоспоримые преимущества перед традиционными подходами. Включение системы «школа - вуз» в региональный образовательный кластер, объединяющий в своей структуре систему образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных учреждений, предполагающий углубление и упрочнение связей между учреждениями

культуры, конструкторскими бюро, проектными институтами, технологическими и производственными предприятиями региона, дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качества, расширения профессиональных возможностей учащихся, их горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы региона. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности профессорско-преподавательского коллектива вузов и педагогического коллектива школ.

В Тюменской области в 2015 году была создана «Физико-математическая школа» - учреждение, призванное готовить учащихся к осознанному выбору будущей инженерной профессии с «креном» в сторону изобретательства и рационализаторства. Уже первый год работы показал, что одного физико-математического профиля мало: требуется выделение направлений, таких как биолого-химическое (развивающее математиков-исследователей, способных к генерации новых идей в области биотехнологии, химической технологии, нейро-технологий и биомоделирования). В обозримом будущем инженерно-конструкторское направление, ГГ-направление и некоторые другие.

Интерес предприятий региона к вновь рождающемуся региональному образовательному кластеру оказался высоким: контакты с ООО «Газпромгеологоразведка», ООО «СтеклоТех», Тюменским радиологическим центром показали заинтересованность кластеро-бразующих предприятий в ранней профильной подготовке учащихся к осознанному выбору будущей профессии. Активное участие детей во Всероссийском конкурсе проектных работ школьников (ОЦ «Сириус фонда «Талант и успех»), их победы, обеспеченные новаторскими идеями (биомеханические транспортеры сельхозпродукции, выполненные по аналогии с пищеводами морских черепах, скальпели-коагуляторы, роботы-дозаторы, новое применение крем-нийорганических жидкостей и многое другое оказалось под силу

школьникам 5-9 классов. В обозримом будущем патентование интересных идей и выход на региональный рынок высоких технологий.

Таким образом, кластеризация образовательного пространства региона, расширение и углубление внешних и внутренних связей между образовательными организациями и предприятиями промышленности (в данном случае кластеробразующими) создают оптимальные условия для гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, позволяют гармонично вписать в него систему воспитания, направленную на развитие личности инженера-интеллигента, обладающего высоким уровнем общей, профессиональной и экологической культуры, способного активно влиять на политику региона, его производственную и социокультурную сферы.

По нашему убеждению, воспитание инженера оптимально будет происходить в структуре регионального образовательного кластера, причем не требуется какой-либо «реформы», позволяющей внедрить эту идею. При реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделяется личностным, регулятивным и коммуникативным результатам учащихся, измерение которых представляет особую педагогическую задачу, не имеющую одинакового стандартизированного решения. Низкая сформированное личностных, регулятивных и коммуникативных УУД свидетельствует о недостаточном внимании педагогов к реализации основной образовательной программы, а следовательно, требований ФГОС. Как показал анализ последних исследований и публикаций, педагоги, ориентирующиеся в основном на достижение предметных результатов, при оценке качества образования должны руководствоваться императивными требованиями ФГОС и интенциями самих учащихся в контексте формирования личностных, регулятивных и коммуникативных результатов. Это послужит залогом осознанного профессионального самоопределения, а привлечение предприятий как быз для выполнения учебно-научных проектов, решающих конкретные производственные задачи, позволит оптимизировать саму идею профессионального определения и актуализировать инженерное образование как таковое.

Инновационные образовательные системы, кроме традиционных компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства), должны включать компонент, характеризующий современный социальный заказ образованию. Система, включающая такой компонент, является кластером - специально организованной культурно-образовательной системой, иерархически выстроенной совокупностью взаимосвязанных образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных, конструкторских, технологических, производственных учреждений и предприятий региона. Необходимость создания образовательного кластера обусловливается интеграционными процессами между сферой производства, наукой и образованием. Региональные культурно-образовательные кластеры являются инновационной формой развития образовательных систем государственного значения, обеспечивающих подготовку инженерных кадров, отвечающих требованиям социального заказа.

Список литературы

1. Игнатова В.А.Синергетика как метод познания природы и общества. Экология и жизнь. 1999. № 2. С. 29.

2. Макареня A.A., Ройтблат О.В., Суртаева H.H. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации.Человек и образование. 2011. № 4. С. 59-63.

3. Петровская Т.С., Максимов В.В., Слесаренко И.В.Ответственность современного университета за обучение и воспитание инженера xxi века.Успехи современного естествознания. 2008. № 10. С. 101-102.

4. Ройтблат О.В. Роль и место неформального образования в системе повышения квалификации.Специфика педагогического образования в регионах России. 2010. № 1. С. 10-11.

5. Суворова C.B. Воспитание инженера-интеллигента. Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2009. Т. 19. № 1. С. 23-24.

6. Суртаева H.H. Педагогические технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности. Химия в школе. 2009. № 1. С. 12-18.

7. Суртаева H.H. Педагогические технологии естественного обучения. Химия в школе. 1998. № 7. С. 13.

8. Трутников Д.Ю. Воспитание в техническом вузе: традиции и новые подходы. Вестник Университета Российской академии образования. 2008. №2. С. 147-152.

9. Трутников Д.Ю. Системные аспекты управления качеством воспитания в вузе (на примере тюменского государственного нефтегазового университета). Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 2006. №5. С. 118-125.

10. Чечет Т.И. Воспитание культурной личности будущего инженера в техническом университете.Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-2. С. 265-266.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-197-201

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВИДУ СПОРТА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Чесноков H.H.1, Морозов А.П.2, Володькин Д.А.3

ЮИСГО: 0000-0001-8953-4321, ФГБУ «ФЦПСР», г. Москва, Российская Федерация

2ORCID: 0000-0003-0209-4859, ФГБОУ ВО «ГЦОЛИФК», г. Москва, Российская Федерация

3ORCID: 0000-0001-7474-5329, ФГБУ «ФЦПСР», г. Москва, Российская Федерация

Дальнейшее развитие отечественной системы спорта высших достижений в настоящее время не может быть положительным без уделения повышенного внимания к подготовке кадров отрасли физическая культура и спорт. Получение будущим специалистом необходимого для успешного осуществления объема и качества знаний позволяет сформировать должную основу профессиональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.