Научная статья на тему 'Проектирование организационных структур управления как фактор повышения эффективности воспитания на селе'

Проектирование организационных структур управления как фактор повышения эффективности воспитания на селе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / ВОСПИТАНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ / EDUCATION PROCESS / MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL STRUCTURES / EDUCATION IN RURAL AREAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базанова Е. В.

Статья рассматривает проектирование организационных структур управления воспитательным процессом как необходимое условие для повышения эффективности организации и управления воспитательным процессом, субъектами проектирования выступают педагоги, родители, учащиеся, специалисты муниципальных учреждений, занимающиеся вопросами воспитания детей в сельской территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS DESIGNING: REVISITED

In the article the planning of education management organizational structures is described as the necessary tool to develop efficiency and management quality with the planning carried out by teachers, parents, students and municipal institutions specialists engaged in children education in rural areas.

Текст научной работы на тему «Проектирование организационных структур управления как фактор повышения эффективности воспитания на селе»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5(2), 2010

УДК 37.0

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА СЕЛЕ

© 2010 Е.В.Базанова

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им.Д.И.Менделеева

Статья поступила в редакцию 28.05.2010

Статья рассматривает проектирование организационных структур управления воспитательным процессом как необходимое условие для повышения эффективности организации и управления воспитательным процессом, субъектами проектирования выступают педагоги, родители, учащиеся, специалисты муниципальных учреждений, занимающиеся вопросами воспитания детей в сельской территории.

Ключевые слова: Проектирование, организационные структуры управления воспитательным процессом, воспитание в сельской территории

В настоящее время, в связи с реализацией «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в целях развития условий для повышения результативности воспитательного процесса идет формирование новых управленческих структур, проектируются современные модели и методы управления воспитанием, соответствующие реалиям политики государства и потенциальным возможностям сельских территорий в области воспитания. Проблемы управления и организации воспитательного процесса являются актуальными и изучаются достаточно активно в различных аспектах: с точки зрения повышения эффективности за счет всестороннего его изучения в школьной практике в методических и теоретических работах Е.Н.Степанова1, Н.Е.Щурковой2, В.Д.Иванова3 и др. Вопросы педагогического проектирования исследовались в трудах ученых В.И.Загвя-зинского4, Н.О.Яковлевой5 и др. Ученые рассматривали педагогическое проектирование как одно из направлений социального проектирования, которое относится к инновационным преобразованиям в воспитании. Теория организационных структур затрагивается в работах по педагогическому менеджменту А.А.Макарени6, Н.Н.Суртаевой7 и др. В современной

Базанова Елена Владимировна, соискатель кафедры педагогики. E-mail: Elena. bazanva@rambler. ru

1 Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. рекоменд. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: 2000.

2 Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса // Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - М.: 1998. - С.158 - 165.

3 Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников. -М.: 1991.

4 Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. Высш.пед.заведений.-М.: 2006.

5 Яковлева Н. О.Педагогическое проектирование инновационных систем: Автор.. .дисс.д-ра.пед.наук. - Челябинск: 2003.

6 Макареня A.A., Суртаева Н.Н. Интеграционные процессы в

образовании взрослых как фактор развития интеллектуального

и социального потенциала регионов: Монография. - СПб.;

Тюмень: 2001.

теории педагогических организационных структур рассматриваются различные их виды: функционально-матричная (Ю.А.Конаржевский8), матричная (О.В.Ройтблаг), инновационная (Н.Ф.Голь-цов ) и т.д. Анализ источников по проблеме позволил выявить многообразие организационных структур, их виды, функциональные возможности. Организационные структуры позволяют эффективно выстраивать деятельность по управлению организацией воспитательного процесса.

Нами исследуется проблема проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в контексте деятельностного подхода. Мы исходили из основных положений теории, разработанной Н.О.Яковлевой11 в работах по педагогическому проектированию инновационных систем.

С нашей точки зрения проектирование организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории- является компонентом деятельности субъектов воспитательного процесса, объектом которого выступает воспитательная система сельской территории, процессы и педагогические ситуации. Предметом проектирования выступает совместная деятельность субъектов воспитательного процесса (через вовлечение участников совместной деятельности в постановку целей, задач проектирования,

Суртаева Н.Н. Современные подходы и концепции воспитания в условиях модернизации содержания образования РФ//Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 4-й Межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции. Кн. 1 / Сост.Н.Н.Суртаева, Т.А.Татуйко, А.А.Ма-кареня. - СПб.: 2003. - С.21.

8 Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: 2000.

9 Ройтблат О.Б.Построение организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения классификации Автор.. .дисс.канд.пед.наук. - Омск: 2005.

10 Гольцов Н.Ф. организация структуры управления инновационными процессами в системе повышения квалификации. Автор.. .дисс.канд.пед.наук. - СПб.: 2004.

11 Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - №6. - С.8.

Педагогика

разработке содержания, определение замысла, распределение функций и сфер влияния, рефлексию, развитие проекта).

Непосредственная разработка проекта (выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимости компонентов, документальное оформление); проверку качества проекта (мысленное экспериментирование применения структуры, экспертная оценка проекта, принятие решения об использовании). В ходе исследования нами определены общие принципы проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории, такие как: реалистичность, открытость, регламентированность, программность, адаптивность, логичность, технологичность, рациональность, ресурсность, мониторинговость. Поскольку в Федеральный государственный образовательный стандарт («стандарты второго поколения») включена отдельной строкой «ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)»12, необходимо формировать компетентность субъектов управления воспитательным процес-

сом (родителей, педагогов, учащихся, специалистов) по проектированию инновационных организационных структур управления воспитательным процессом.

Для сельских труднодоступных территорий северного региона (пример: ЯНАО), нами спроектированы и внедрены следующие структуры «Районное (заочное) родительское собрание» (эффект-родители имеют большее влияние на организацию воспитательного процесса на уровне сельского района); Районное научное общество учащихся (эффект-сельские школьники стали побеждать на Всероссийских научно-практических конференциях учащихся); Районное объединение школьных музеев (эффект получила развитие музейная педагогика как средство воспитания детей и молодежи в сельской территории); Архео-этно-экологический летний лагерь «Живая вода», международный «Древнее родство» (ЯНАО-Венгрия) (эффект-социализиро-ванность детей, экологическое воспитание и т.д.); Шурышкарская районная ассоциация детских общественных объединений (эффект-развитие детского движения, взаимодействие между объединениями образовательных учреждений, обучение в Школе Лидера, проведение акций, воспитание гражданственности и патриотизма).

Проектирование организационных структур управления воспитательным процессом раскрывает творческий потенциал субъектов воспитательного процесса и позволяет формировать воспитательное пространство сельской территории оптимальным образом.

12 Федеральный государственный образовательный стандарт 2010 г.

EDUCATIONAL PROCESS DESIGNING: REVISITED

© 2010 E.V.Bazanova

Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D.I.Mendeleev

In the article the planning of education management organizational structures is described as the necessary tool to develop efficiency and management quality with the planning carried out by teachers, parents, students and municipal institutions specialists engaged in children education in rural areas.

Key words: education process, management, organizational structures, education in rural areas.

Bazanova Elena Vladimirovna, Competitor of Pedagogy Department. E-mail: Elena. bazanva@rambler. rud

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.