Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ'

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ / ДОСУГОВОЕ ЧТЕНИЕ / МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акимова Вероника Викторовна

В статье автор рассуждает о воспитании и поддержании интереса к чтению среди обучающихся пожарно-технического профиля, способах развития и приобщения к мировой и отечественной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Акимова Вероника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OSTERING INTEREST IN READING IN STUDENTS OF FIRE-ENGINEERING PROFILE THROUGH TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH

The author of the article discusses the problems of fostering and maintaining interest in reading among students of fire-engineering profile, the ways of development and familiarization with world and national culture.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 37.034

DOI 10.25257/KB.2022.1.42-46

Воспитание интереса к чтению у обучающихся пожарно-технического профиля в рамках преподавания русского языка и культуры речи

Fostering interest in reading in students of fire-engineering profile through teaching the Russian language and culture of speech

Пожарно-технический профиль обучения предполагает освоение обучающимися большого количества сложнейших технических дисциплин, предметы гуманитарного направления при этом воспринимаются как второстепенные, что не вполне логично и справедливо, поскольку среди категорий педагогики высшей школы выделяют не только профессиональную подготовку специалистов, но и воспитание, развитие личности, самообразование, самовоспитание [1]. Реализация последних четырёх категорий невозможна без приобщения к мировой и отечественной культуре. Ответственность за это ложится именно на дисциплины гуманитарного цикла.

Бесспорно, одной из основ русской культуры, несмотря на изменения, связанные, например, с цифровизацией многих сфер современной жизни (доступность цифровых развлечений, массовость писательской продукции и в связи с этим существенное снижение её качества), по-прежнему остаётся литература. Так, доктор филологических наук, профессор В. И. Аннушкин утверждает, что опасения, связанные с ликвидацией литературоцентричности как феномена русской словесной культуры, преувеличены [2].

Соответственно, воспитание или поддержание интереса к чтению является наиболее логичным и доступным способом развития личности в гуманитарном аспекте. Актуализировать любовь к книге (в самом

В. В. АКИМОВА1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

V. V. AKIMOVA1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье автор рассуждает о воспитании и поддержании интереса к чтению среди обучающихся пожарно-технического профиля, способах развития и приобщения к мировой и отечественной культуре.

Ключевые слова: художественная литература, читательский опыт, досуговое чтение, мировая культура, отечественная культура, развитие личности

Abstract: The author of the article discusses the problems of fostering and maintaining interest in reading among students of fire-engineering profile, the ways of development and familiarization with world and national culture.

Key words: fiction, reader's experience, leisure reading, world culture, national culture, personality development

широком смысле) у обучающихся пожарно-технического профиля призвана дисциплина «Русский язык и культура речи».

Деятельность выпускников вузов МЧС России «обладает ярко выраженной альтруистической направленностью: спасание человека зиждется на духовной основе бытия, причём это спасание иногда «во вред» самому спасателю» [3]. Условия успешного выполнения подобной работы не ограничиваются лишь профессиональными компетенциями - потребность и способность человека оказывать помощь другому всегда обусловлена его высоким духовным развитием, за которое отвечает гуманитарная составляющая образования любого уровня, а чтение художественной литературы позволяет аккумулировать соответствующий опыт, который не всегда можно получить в реальной жизни.

Приёмы работы с художественной литературой на занятиях можно условно разделить на прямые, когда материал художественных произведений используется в качестве дидактического (они всесторонне освоены и описаны теоретиками и практиками филологической и педагогической науки; среди самых известных и успешных учёных и педагогов, использующих художественные тексты, - Д. И. Розенталь [4], Г. Ф. Хлебинская [5], В. Д. Черняк [6] и многие другие), и опосредованные, при которых возможно отсутствие корреляции с темой занятия, однако неоспорима польза для общего развития обучающихся.

Одним из опосредованных приёмов можно считать обсуждение прочитанного обучающимися и преподавателем в течение первых нескольких минут занятия. Это простое действие позволяет не только расширить кругозор всех участников процесса, но и создать комфортную психологическую обстановку, что, несомненно, является одной из важнейших задач педагога при организации работы. Опасения, связанные с отсутствием отклика обучающихся на подобную инициативу преподавателя, в большинстве случаев не оправдываются.

Положительную роль играет своеобразный контраст: при изучении специальных дисциплин пожарно-технического профиля от курсантов и студентов требуется высокая концентрация внимания, точность расчётов, а беседы о литературе предполагают совершенно иной характер деятельности: свободное рассуждение, демонстрацию вариативности точек зрения. По мере применения этого приёма в начале каждого занятия обучающиеся становятся всё более инициативными, их интерес к литературе возрастает. Важную роль в данной ситуации играет личность преподавателя и его активность как читателя. Больший интерес у юного поколения, как правило, вызывают современные произведения словесного искусства, поэтому педагог обязан быть осведомлённым о тенденциях в современной литературе, новых авторах и произведениях.

Нельзя так же отрицать пользу классической литературы в вопросе освоения мировой и отечественной культуры современной молодёжью, однако интерес к ней не так высок, как к литературе современной. Это обусловлено несколькими факторами:

- отдалённость во времени: многие реалии, описанные в классических художественных текстах, незнакомы современной молодежи, и это может вызывать трудности при их чтении и осмыслении (так, например, у обучающихся нередко возникают сложности с пониманием содержания поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»);

- сравнительная сложность интерпретации заглавий произведений классической литературы, трудности в понимании отдельных лексем и лексических сочетаний в связи с постоянно происходящими в языке изменениями [7];

- «мода» на знание современных литературных произведений по сравнению с классическими.

Опыт показывает, что приобщение обучающихся к литературе эффективнее начинать с современных художественных произведений. При этом важно понимать, что именно является актуальным для

молодёжи. Так, в последние 5-10 лет очередную волну популярности среди девушек и юношей 15-23 лет переживает жанр антиутопии. Это вполне объяснимо, поскольку содержание подобных произведений вполне соответствует духу указанного возраста: герои бунтуют против системы, пытаются победить её, часто бывают угнетены. Одним из наиболее близких молодёжи авторов романов-антиутопий сегодня является Дмитрий Глуховский («Метро 2035» [8], «Будущее»

[9]). Необходимость анализа и обсуждения его произведений на занятиях гуманитарного профиля представляется спорной, однако их чтение, как правило, является инициативой обучающихся, игнорировать её бессмысленно. Преподавателю дисциплины «Русский язык и культура речи» в данном случае желательно быть ознакомленным с содержанием романов Дмитрия Глуховского.

Опираясь на уже имеющийся читательский опыт курсантов и студентов, можно предложить им продолжить знакомство с жанром антиутопии, прочитав отечественные и зарубежные произведения, уже ставшие классическими: «Мы» Е. Замятина

[10], «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери [11], «О дивный новый мир» О. Хаксли [12] и др.

По мере накопления читательского опыта интерес к классическим произведениям, как правило, возрастает, поскольку обучающиеся осознают непреходящую актуальность их тем, идей и проблем, начинают ощущать возможность выбора в мире литературы, круг их читательских интересов расширяется. Часто обучающиеся с удивлением обнаруживают, что с удовольствием прочитали произведение, которое ещё несколько лет назад не вызывало ничего, кроме скуки.

Важную роль в способности к пониманию классических произведений играет и возрастная принадлежность читателя. Знакомство с художественной литературой XIX в. начинается ещё в среднем звене школы, однако многие произведения не предназначены для детского чтения [13]. Возраст же курсантов и студентов младших

курсов вполне соответствует адресации целого ряда произведений словесного искусства, входящих в школьную программу. И этот факт также может стать решающим в читательском выборе обучающихся.

Особое внимание стоит уделять художественной литературе, содержание которой связано с пожарами и их тушением, а также деятельностью пожарных и спасателей. Работа с такими произведениями решает сразу несколько учебных и воспитательных задач: легко вовлекает обучающихся в процесс чтения, поскольку сюжет имеет отношение к их будущей профессии, даёт возможность увидеть и проанализировать чрезвычайные ситуации и поведение героев в разных аспектах.

Можно предложить обучающимся прочитать и обсудить роман «Большой пожар» советского писателя Владимира Санина [14]. Его сюжет основан на реальных событиях (пожар в гостинице «Россия» в 1977 г.), что, несомненно, вызовет особый интерес у будущих профессионалов. Увлекательное и продуктивное обсуждение можно организовать, предварительно изучив с обучающимися документальные материалы о пожаре, история которого стала сюжетной основой романа.

Поэтические произведения соответствующей тематики тоже заслуживают внимания в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Одно из самых известных среди них - стихотворение Владимира Шефнера «Лесной пожар» [15], написанное в 1940 году. Философский финал произведения даёт широкое поле для размышлений и дискуссий, что позволяет реа-лизовывать цель развития речи, улучшать качество спонтанных высказываний.

Не стоит обходить вниманием и современные зарубежные произведения о пожарных. Самыми известными переводными романами последних лет являются «Битва с огнём. Жизнь и служба лондонского пожарного» Эрика Кеннеди-Макфоя [16] и «В пылу момента» Сабрины Коэн-Хат-тон [17]. При их чтении можно расширить

профессиональный кругозор, сравнивая реалии жизни и службы отечественных и зарубежных огнеборцев. Кроме того, в указанных произведениях большое внимание уделяется психологическим аспектам работы пожарных, что, вероятно, будет интересно обучающимся.

Начинать короткие беседы о прочитанном стоит с элементарных вопросов, не претендующих на литературоведческий анализ (об общих впечатлениях, симпатиях и антипатиях по отношению к героям и др.). Постепенно инициатива в таких обсуждениях переходит к обучающимся: они сами предлагают круг тем, а роль преподавателя в этом случае трансформируется в модерирующую.

Поскольку чтение художественной литературы для обучающихся пожарно-тех-нического профиля не является обязательным и позиционируется как занятие по

выбору, применяется досуговая стратегия чтения, не требующая изучающего или аналитического подхода, а имеющая гедонистические цели [18]. Чтение как вид отдыха не только даёт возможность психологической разгрузки, которая столь важна для обучающихся, совмещающих служебный и учебный виды деятельности, но и позволяет тем, кто сделал выбор в пользу такого досуга, почувствовать свою принадлежность интеллектуальной части общества.

Таким образом, воспитание интереса к чтению у обучающихся пожарно-техни-ческого профиля решает сразу несколько важнейших задач: участвует в приобщении к мировой и отечественной культуре, обеспечивая духовное развитие, помогает профессиональному становлению, позволяет разнообразить досуг и повысить самооценку обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 541 с.

2. Аннушкин В. И. Риторическая наука и коммуникативная практика современного информационного общества // Материалы XXIII Международной научной конференции «Риторические традиции

и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации». М.: МГЛУ, 2020. С. 32-50.

3. Бондаренко Е. Н. Гуманитарная составляющая образования в высших учебных заведениях МЧС России (на примере опыта Академии ГПС МЧС России) // Lingua Académica: актуальные проблемы лингвистики

и лингводидактики: материалы Всероссийской научно-практической конф. Ульяновск: УлГУ, 2018. С. 115-119.

4. Розенталь Д. Э. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. М.: АСТ, 2020. 736 с.

5. Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2010 . 368 с.

6. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи. М.: Юрайт-Издат, 2022. 364 с.

7. Мосунова Л. А. К вопросу о понимании текстов классической литературы // Вестник ВятГГУ. 2015. № 6. С. 69-76.

8. ГлуховскийД. А. Метро 2035. М.: АСТ, 2021. 384 с.

9. Глуховский Д. А. Будущее. М.: АСТ, 2021. 480 с.

10. Замятин Е. И. Мы. М.: АСТ, Neoclassic, 2015. 224 с.

11. Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту. М.: Like Book, 2022. 288 с.

12. Хаксли О. О дивный новый мир. М.: АСТ, 2013. 352 с.

13. Аносова Е. Классика в зеркале современной литературы // Детские чтения. 2019, № 1, Т. 15. С. 307-315. DOI:10.31860/2304-5817-2019-1-15-307-315

14. Санин В. М. Большой пожар. М.: Молодая гвардия, 1986. 320 с.

15. Шефнер В. С. Стихотворения. Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1968. 264 с.

16. Кеннеди-Макфой Э. Битва с огнем. Жизнь и служба лондонского пожарного. М.: АСТ, 2021. 256 с.

17. Коэн-Хаттон С. В пылу момента. Истории пожарного о непростом выборе между молниеносными и взвешенными решениями.

М.: Бомбора, 2020. 272 с.

18. Грушевская Н. В., Финогина Л. С., Голубева В. Л. Стратегия чтения студентов бакалавриата и магистратуры направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Научные и технические библиотеки. 2020. № 7. С. 29-48. DOI:10.33186/1027-3689-2020-7-29-48

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Вероника Викторовна АКИМОВАн

Старший преподаватель кафедры иностранных

и русского языков

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

БР1Ч-код: 4292-6488

Ди^огЮ: 765596

0КС10: 0000-0002-9256-0261

найтоуа_уеготка@таП.ги

Поступила в редакцию 26.11.2021 Принята к публикации 07.02.2022

Для цитирования:

Акимова В. В. Воспитание интереса к чтению у обучающихся пожарно-технического профиля в рамках преподавания русского языка и культуры речи // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 42-46. Р01:10.25257/КВ.2022.1.42-46

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Veronika V. AKIMOVAH

Senior lecturer of the Department of Foreign

and Russian Languages

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 4292-6488

AuthorlD: 765596

ORCID: 0000-0002-9256-0261

Hakimova_veronika@mail.ru

Received 26.11.2021 Accepted 07.02.2022

For citation:

Akimova V. V. Fostering interest in reading in students of fire-engineering profile through teaching the Russian language and culture of speech. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no.1, pp. 42-46. D0I:10.25257/KB.2022.1.42-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.