Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / РИТОРИКА / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиуллина Светлана Андреевна

АТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ОБУЧЕНИЮ РИТОРИКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РИТОРИКЕ УДЕЛЯЕТСЯ УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ И ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОИСК, АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮИНФОРМАЦИИ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ КОММУНИКАТИВНО- РЕЧЕВЫХ УСЛОВИЯХ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА, И ТРЕБУЮЩИХ ОБРАЩЕНИЯ КАК К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ (ОНЛАЙН-СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ, ВКЛЮЧАЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ), ТАК И К ПЕРИОДИЧЕСКИМ ИЗДАНИЯМ И СОЦИАЛЬНЫМ СЕТЯМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING RHETORIC TO CADETS AND STUDENTS OF ENGINEERING PROFILE IN A TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The article is devoted to teaching rhetoric to future bachelors of engineering profile in a technical higher educational establishment. The main focus during practical lessons is on oral presentations and doing creative assignments aimed at search, analysis, systematization of information, development of effective interaction skills in various communicative and speech context in order to increase the level of professional skills, and requiring reference both to the professional sources of information (online dictionaries and handbooks including special resources in the field of life safety) and periodicals and social networks.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378.016

DOI 10.25257/KB.2022.1.35-41

Способы обучения риторике курсантов и студентов инженерного профиля в техническом вузе

Methods of teaching rhetoric to cadets and students of engineering profile in a technical higher educational establishment

С. А. АЛИУЛЛИНА1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

S. A. ALIULLINA1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Статья посвящена обучению риторике будущих бакалавров инженерного профиля технического вуза. Особое внимание на практических занятиях по риторике уделяется устным выступлениям и выполнению заданий творческого характера, направленных на поиск, анализ, систематизацию информации, развитие навыков эффективного взаимодействия в различных коммуникативно-речевых условиях с целью повышения уровня профессионального мастерства, и требующих обращения как к профессиональным источникам информации (онлайн-словари и справочники, включая специальные ресурсы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности), так и к периодическим изданиям и социальным сетям.

Ключевые слова: информация, инновационные технологии, коммуникация, обучение, обучающиеся, профессиональное общение, публичное выступление, риторика, творческие задания

Abstract: The article is devoted to teaching rhetoric to future bachelors of engineering profile in a technical higher educational establishment. The main focus during practical lessons is on oral presentations and doing creative assignments aimed at search, analysis, systematization of information, development of effective interaction skills in various communicative and speech context in order to increase the level of professional skills, and requiring reference both to the professional sources of information (online dictionaries and handbooks including special resources in the field of life safety) and periodicals and social networks.

Key words: information, innovative technologies, communication, teaching, students, professional communication, public presentation, rhetoric, creative assignments

В современном мире конкурентоспособность специалиста любой сферы деятельности определяется способностью выстраивать эффективную коммуникацию в широком социальном пространстве. Это осуществляется в том числе за счёт гармонизирующей, целесообразной, воздействующей и грамотной речи.

Бакалавры инженерного профиля технического вуза приступают к изучению гуманитарных дисциплин на первом году обучения. Включение курса «Риторика» в программу учебных предметов для данной категории обучаемых оправданно и необходимо, так как способность правильно передавать информацию является важным условием профессионального успеха и психологического комфорта, а формирование личности специалиста начинается задолго до начала его профессиональной деятельности.

«Риторика (ораторское искусство, красноречие) - искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания воздействия на аудиторию. Риторика является культурной основой знания и социальной деятельности, она позволяет человеку быть гражданином правового общества и определять форму мыслей и направления действий в будущем» [1].

Основные задачи изучения курса «Риторика»:

- расширение активного словарного запаса;

- развитие логического, критического и творческого мышления;

- освоение приёмов и технологий создания текстов публичных выступлений

(информационных, развлекательных, убеждающих, протокольно-этикетных);

- формирование терминологически точной и выразительной речи, навыков исследовательской деятельности, словесного оформления публичного выступления в соответствии с нормами речевого и делового этикета;

- совершенствование умений аргументированно и ясно строить письменную и, руководствуясь законами риторики (гармонирующего диалога, ориентации адресата в структуре речи, эмоциональности речи, положительной психологической настройки слушателей), устную коммуникацию;

- обучение технологии создания профессионально значимых речевых произведений различных жанров в соответствии с запросами аудитории и ситуацией общения.

Первые занятия позволяют выявить сложности, с которыми сталкиваются обучаемые на начальных этапах знакомства с риторикой, как учебной дисциплиной и социально-культурным явлением:

1) систематическое нарушение языковых норм, которые являются основой культуры профессионального общения будущих специалистов;

2) неспособность к аргументированному развёрнутому устному ответу;

3) несформированные навыки поиска и обработки информации;

4) неумение чётко и ясно формулировать мысли;

5) трудности с пониманием разницы между спецификой профессионального и бытового общения;

6) отсутствие навыков ведения успешного диалога;

7) отсутствие навыков моделирования предполагаемых речевых ситуаций в реализации будущей профессиональной деятельности.

В последнее десятилетие особенно наглядно сформировалась тенденция синтеза традиционного классического обучения и применения инновационных технологий в образовательном процессе. Практика показывает, что только традиционные методы (слово преподавателя, беседа, обсуждение,

дискуссия и др.) обучения предмету не способны привести к желаемому результату. Из этого следует, что механическая передача знаний по изучаемой дисциплине не вызывает интереса у обучаемых, а вовлечённость в научно-исследовательскую работу активизирует внимание и стимулирует творческую активность. Этому способствует применение так называемых нетрадиционных технологий обучения: игры, тренинги, креативные техники, моделирование ситуативных задач, которые позволяют погружаться в конкретную речевую ситуацию.

С целью повышения грамотности, обогащения словарного запаса и общей речевой культуры предлагается обращаться к авторитетным сетевым-ресурсам, которые предполагают оперативный отклик на запрос обучаемого при наличии интернета. Например, к словарю по орфоэпии в случае затруднения постановки ударения в слове или правильности его произношения. Например, часто ошибаются в постановке ударения в слове «средства» (неправ.: средства). Ошибку совершают и в произношении «компьют[э]р» (неправ. компьют'[е]р). Орфографический онлайн-словарь русского языка предоставляет информацию о правильном написании слов (распространена ошибка в словах «экстремальный», «экстремал», которые зачастую проверяют словом «экстрим»).

Толковые онлайн-словари русского языка на лексикографическом портале ЛТО дают подробную информацию в определении значения искомого слова. Есть источники, которые помогают определиться с выбором в склонении фамилий по падежам в режиме онлайн. Специальные онлайн-ресурсы «Словарь терминов чрезвычайных ситуаций» и «Словарь терминов МЧС» позволяют ориентироваться в профессиональной терминологии, совершенствуя навыки работы с информацией и языковую компетенцию.

Электронные словари обладают преимуществом перед книжными не только по объёму предоставляемой информации, но и способностью в течение нескольких секунд откликнуться на поступивший запрос,

что даёт возможность сэкономить время, учитывая потребности современного человека, независимо от уровня образования, культуры, профессиональной сферы и других характеристик.

Обращение к справочно-информаци-онным порталам создаёт предпосылки для постоянного совершенствования коммуникативной культуры речи, развитию познавательных способностей и эрудиции, усиливает мотивацию в изучении дисциплины. Преподаватель в данном случае выступает как координатор, помогающий выбрать средства для получения необходимой информации.

Таким образом, интерактивные он-лайн-словари, используемые на занятии и во время самостоятельной подготовки, становятся актуальным средством в инновационной форме организации обучения.

Для решения важной методической задачи по формированию умений продуцирования собственного высказывания необходимо акцентировать внимание на заданиях творческого характера, которые направлены на развитие информационно-поисковой деятельности. Это позволяет рассматривать обучаемого как постоянно развивающуюся личность, способную принимать решения и самостоятельно получать новую информацию в динамично меняющихся условиях обновления знаний и совершенствования технологий. Так, Н. Ф. Радионова отмечает, что «современное общество требует от специалистов не просто набора определённых знаний в своей профессиональной области, но и мобильности их применения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. То есть одной из основных задач высшей ступени образования является подготовка разносторонне развитой личности, обладающей профессиональной компетенцией» [2].

Риторика инженера в области пожарной и техносферной безопасности - это мастерство эффективной, воздействующей на мировоззрение адресата речи, поэтому овладение профессионально значимыми речевыми жанрами, выраженными в виде типичных текстов - это то, к чему должны стремиться

будущие специалисты [3]. И от того, насколько это слово будет грамотным, полным, убедительным и эмоционально окрашенным, насколько будет отражать и выражать авторскую позицию, зависит и эффективность речевого произведения в целом.

Для отработки этих навыков при изучении первого этапа классического канона риторики «Инвенция» (изобретение речи) и поиска общих мест (топов) в текстах сообщений рекомендуется:

- посмотреть небольшое видео (от 5 до 10 минут) или прочитать интервью в периодических изданиях публицистического характера (СМИ) с экспертом в области пожарной безопасности;

- проанализировать услышанную или прочитанную информацию;

- определить предмет речи и авторскую задачу (цель);

- выделить в соответствии с задачей смысловые модели (топы) и заполнить предлагаемую таблицу.

Характеристика топосов в тексте

Виды топов Примеры из текста (материал публицистического характера)

Определение

Целое и часть

Сравнение

Свойство

Имя

Обстоятельство

Причина и следствие

Факты

Свойство

Данное задание позволяет освоить риторические навыки, связанные с типологией стилей общения, разновидностей речей и речевых жанров, то есть с анализом речевого взаимодействия. Успешное усвоение теоретического материала по данным темам и его отработка на практических занятиях

позволяют обучаемым в дальнейшем моделировать речевую коммуникацию в зависимости от цели и ситуации общения самостоятельно. За примерами из СМИ для выполнения задания рекомендуется обращаться к информационно-справочной системе «Национальный корпус русского языка».

За время прохождения курса риторики обучаемым необходимо научиться искать, а затем и создавать тексты определённых речевых жанров, актуальных для типичных ситуаций профессионального взаимодействия.

Интересна в этом отношении мысль А. М. Лобка: «Чтобы человек вёл собственный информационный поиск, ему нужны мыслительные проблематизации. Если у человека нет своего вопроса, нет развитой индивидуальной аналитики, нет собственного переживания какой-то проблемы, у него не будет потребности в информационном поиске. Если у человека не развито собственное мышление, любое усвоенное им знание будет мёртвым знанием» [4].

Важным этапом в процессе обучения является работа с несколькими источниками, а также поиск, обработка, расположение материала в правильном порядке, основываясь на втором этапе классического канона риторики (диспозиция), и представление информации по заданной социально значимой теме при изучении особенностей информационной речи. Данный вид работы предполагает основательное изучение различных источников информации и позволяет выявить способность обучаемых к таким базовым текстовым операциям, как структурирование и сокращение информации с целью дальнейшего, ситуативно обусловленного расширения по данной теме, а также готовность участвовать в учебной дискуссии.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Как резко происходит развитие технологий?

2. Простые способы сохранить экологию окружающей среды.

3. Города будущего.

4. Инновационные методы предупреждения несчастных случаев.

5. Безопасность в малой авиации.

6. Зелёные технологии.

7. Охотники за облаками.

8. Химия спасения.

9. Защитники мирового океана.

10. Культурное наследие в новом формате.

11. Современные системы безопасности дорожного движения.

В процессе работы обучаемые анализируют собственные выступления и ответы других участников коммуникации. Этот этап направлен на развитие саморефлексии и способностей к совместной деятельности, выработке восприимчивости к чужому мнению, а также на формирование определённой речевой стратегии устного публичного выступления. Обучаемые (с помощью наводящих вопросов преподавателя) приходят к выводу, что успех подготовленной речи определяется рядом факторов: сбором, изучением, анализом, правильным расположением частей высказывания.

Правильный выбор языковых средств во многом определяет способность оратора установить контакт с аудиторией и сделать речь эффективной и убедительной. При изучении третьего этапа риторического канона «Элокуция» (словесное оформление мысли) для выполнения предлагается следующее задание:

1. Анализ текстов социальной рекламы (не менее двух) из тематического блока «Безопасность жизнедеятельности» с использованием видеохостинга <^оиТиЬе». Обучаемые находят риторические тропы и фигуры, фразеологические обороты, использованные в выбранных рекламных сообщениях, определяют особенности композиции этих текстов. Выделяют экстралингвистические факторы, сопровождающие информацию и роль, которую они выполняют.

2. Используя тропы и фигуры речи, фразеологизмы, пословицы и поговорки, создать свой текст для рекламы в области безопасности жизнедеятельности, взяв за основу самостоятельно найденные образцы. Составить подробное описание визуального ряда предполагаемого ролика социальной рекламы, аргументировав свой выбор.

Данный тренинг обогащает представления обучающихся о приёмах построения высказывания, позволяет ощутить естественную последовательность речевого процесса (от мысли к слову), затем - оценить эффективность внеязыковых факторов.

Таким образом, на занятии по отработке сценария для видеоролика социальной рекламы обучаемые создают готовый материал, который впоследствии приобретает вид коммуникативного продукта (сценарий рекламного видеоролика), подлежащего оценке одногруппниками по заготовленной преподавателем экспертной шкале. Каждый выражает своё мнение, отмечает положительные стороны и указывает на то, что можно скорректировать с целью привлечения, усиления и удержания внимания аудитории. Кроме того, регулярная практика публичных выступлений на занятиях по риторике позволяет преодолеть страх перед аудиторией.

При изучении разновидностей протокольно-этикетных речей, которые связаны с этической стороной осуществления коммуникации, обучаемые знакомятся с речами по специальному поводу: протокольными/ рамочными (открытие чего-либо, речь-приветствие, речь-благодарность и т. п.), торжественными и траурными, связанными с трагическими событиями при работе в чрезвычайных ситуациях. Данный вид речей имеет особую форму, так как в большей степени затрагивают чувства участников коммуникации.

Обучаемым предлагается подготовить торжественную речь для выступления на открытии памятника пожарным и спасателям. Данная речь, являясь эмоциональным высказыванием по особому случаю, требует оригинальности и лаконичности, выполняет задачу по созданию определённого настроения и подразумевает мысленный ответ на вопрос: что движет слушателями в данный момент? Для этого вида речи будет уместным использование слов высокого стиля, ярких оценочных эпитетов, метафор и образных высказываний. Речь по случаю открытия памятника может включать в себя следующее:

- приветствие собравшихся;

- повод для произнесения речи;

- личные качества людей данной профессии;

- заслуги и значимость пожарных и спасателей;

- выражение благодарности;

- добрые пожелания на будущее.

Протокольно-этикетная речь отображает

речевой портрет её создателя, поэтому при выполнении подобных заданий следует обратить внимание на то, что языковые обороты требуют тщательного осмысления и не должны сводиться к стандартным формулировкам [5]. Для этого рекомендуется обратиться к словарям синонимов и стилистическим словарям, выписать 10-15 слов с разными пометами (высок., книжн., разг.), а также найти несколько цитат и изречений, соответствующих тематике речи, чтобы избежать банальных фраз и стереотипных оборотов при составлении текста.

Цель данного задания - отработка навыков установления, поддержания коммуникации в соответствии с принятыми в обществе нормами речевого этикета. Типовая ситуация предполагает чёткое и вместе с тем творческое исполнение требований к ролям и их исполнителям. Обладая риторическими знаниями, опытом моделирования определённых речевых ситуаций, способностью анализа чужих и создания собственных текстов, имеющих профессиональную направленность, обучаемые быстрее ориентируются в реальной речевой ситуации.

При этом следует отметить, что профессия инженера в области техносферной безопасности не относится к сфере повышенной речевой ответственности, однако требует от специалиста совершенствования коммуникативных навыков для эффективного решения профессиональных задач и создания условий для успешной самопрезентации.

Контент социальных сетей также может быть интегрирован в образовательный процесс как инструмент обучения и воспитания при выполнении задания по теме «Самопрезентация», как разновидность информационной речи.

Вопрос положительного влияния на качество образования и воспитательных возможностей социальных сетей рассмотрен в исследованиях А. В. Лямина, А. В. Хоботова, А. Р. Чежина [6]. Психологи также отмечают, что использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе повышает мотивацию и вовлечённость в предмет изучения дисциплины.

Обучаемые смотрят видеофрагменты в рабочем аккаунте блогера, являющегося экспертом в области пожарной безопасности, анализируют характер представленной информации, выявляют цель, которую ставит перед собой автор тематического блога, размещая данный материал, определяют локацию, в которой разворачиваются действия. Следующий этап - поиск риторических тропов и фигур речи, связанных с пропагандой безопасного образа жизни, оценивание речи (тон, темп, жесты, манеры, такт, ясность, понятность и убедительность высказываний). Далее - выявление доминирующих качеств характера человека данной профессии, которые для себя отметила группа после ознакомления с выбранным аккаунтом (необходимо подобрать нетривиальные выразительные эпитеты, воспользовавшись словарём синонимов). Ещё одна важная задача - определить, с помощью каких речевых средств транслируются установки на формирование положительного имиджа и популяризацию профессии пожарного-спасателя.

Данный вид работы развивает критическое мышление, обогащает словарный запас, в том числе в русле профессиональной лексики и специальной терминологии. Для успешной презентации этого задания необходимо изучить и осмыслить теоретический материал дисциплины, на основе которого формируются навыки выполнения контент-

анализа как исследовательского метода работы с текстовым аудио- и видеоматериалом. За счёт наглядного и эмотивно заданного вектора с целью получения личностного отклика в соцсетях происходит активное включение обучающихся в творческий процесс, что создаёт условия для самообразования профориентационной направленности. Видеорепортажи с места событий создают эффект включённости и самоидентификации с образом представителя будущей профессии, зачастую действующего в реальных условиях ЧС, что особенно важно для будущих специалистов данного направления подготовки.

Также обучаемые приходят к выводу, что употребление профессионального жаргона возможно и даже иногда необходимо в определённых ситуациях общения, обращают внимание на самобытность и своеобразие речи представителей данной профессии, отмечают качества, создающие её индивидуализацию.

Следует обратить внимание и на то, что представленные социальные сети пестрят контентом развлекательного характера, что может отвлекать от поставленной задачи, и не могут быть единственным средством поддержки образовательной деятельности, а выступают лишь в качестве дополнения.

Таким образом, мотивацию к изучению дисциплины и интерес к жанровому коммуникативному опыту профессионального общения формируют нетрадиционные формы обучения в сочетании с классическими. В комплексе они нацелены на реализацию практических, образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения, оптимальную организацию общественно-речевой практики. Востребованность риторики и навыков организации публичного выступления в современном мире ставит перед преподавателем задачу дальнейшего совершенствования методов обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылова М. Н. Новые дисциплины: риторика в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 23. С. 38-41.

2. Радионова Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный

научный журнал. 2006. № 1. С. 75. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=2i530i24 (дата обращения: 15.11.2021)

3. Пустовод Ю. М. Хорошая речь - основа культуры профессионального общения инженера // Молодой ученый. 2012. № 2 (37). С. 293-296.

4. Лобок А. М. Школа нового поколения (опыт концептуального наброска) // Новые ценности образования. 2011. № 1 (47). С. 26-42.

5. Мартышенко Н. С. Профессиональный этикет и протокол. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. 244 с.

6. Лямин А.В., Хоботова А. Р., Чежин М.С. Использование социальных сетей в образовании. СПб: Университет ИТМО, 2015. 67 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Светлана Андреевна АЛИУЛЛИНАШ

Старший преподаватель кафедры иностранных

и русского языков

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

БР1Ч-код: 2097-6040

Ди^огЮ: 1042394

0КС10: 0000-0002-4987-7706

н!адипа89@таН.ги

Поступила в редакцию 25.11.2021 Принята к публикации 02.02.2022

Для цитирования:

Алиуллина С. А. Способы обучения риторике курсантов и студентов инженерного профиля в техническом вузе //

Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 35-41. Р01:10.25257/КВ.2022.1.35-41

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Svetlana A. ALIULLINAH

Senior Lecturer of the Department of Foreign

and Russian Languages

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 2097-6040

AuthorlD: 1042394

ORCID: 0000-0002-4987-7706

Hlaguna89@mail.ru

Received 25.11.2021 Accepted 02.02.2022

For citation:

Aliullina S. A. Methods of teaching rhetoric to cadets and students of engineering profile in a technical higher educational establishment. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no.1, pp. 35-41. D0I:10.25257/KB.2022.1.35-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.