Научная статья на тему 'РИТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ АДВОКАТА'

РИТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ АДВОКАТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / COMMUNICATION / LAWYER’S ACTIVITY / LANGUAGE COMPETENCE / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никулина И. А.

В статье рассмотрены речевые компетенции, формируемые на практических занятиях по дисциплинам «Риторика для юристов» и «Юридическая риторика в деятельности адвоката»: коммуникативная, текстовая, лексическая и ортологическая. В основу статьи положено методическое осмысление риторики как учебной дисциплины, совершенствующей речемыслительную деятельность обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Это выражается в умении создавать профессионально значимые тексты, в пополнении словарного запаса в соответствии с профессиональными и интеллектуальными потребностями, в решении коммуникативных задач различного уровня. Автор статьи полагает, что успешная профессиональная речевая практика адвоката, требующая хорошо сформированных коммуникативных навыков, обусловлена в том числе лингвистической подготовкой в вузе. Целью дисциплин гуманитарного цикла является формирование риторических навыков обучающихся, необходимых для создания эффективной аргументации, умения выступать публично и убеждать слушателей; актуализация навыков письменной речи у будущего адвоката. Автор выделяет ряд вопросов, наиболее значимых в преподавании риторики, таких как формирование языковой компетенции, методы преподавания. Последние опираются на общедидактические методы преподавания. В юридическом вузе наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход к обучению, а именно: методы объяснения, практики, самооценки, контроля и самоконтроля. Автором описан пример методики проведения занятия, направленного на развитие указанных выше компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION AS THE BASIS OF PROFESSIONAL SPEECH PRACTICE OF A LAWYER

The article examines the speech competencies formed in practical classes in the disciplines “Rhetoric for lawyers” and “Legal rhetoric in the activities of a lawyer”: communicative, textual, lexical and orthological. The article is based on the methodological understanding of rhetoric as an academic discipline that improves the speech-thinking activity of students in the direction of training “jurisprudence”. This is expressed in the ability to create professionally meaningful texts, replenishment of vocabulary in accordance with professional and intellectual needs, solving communication problems at various levels. The author of the article believes that the successful professional speech practice of a lawyer, which requires well-formed communication skills, is due, inter alia, to linguistic training at a university. The purpose of the disciplines of the humanitarian cycle is to form the rhetorical skills of students, necessary to create eff ective argumentation, the ability to speak in public and influence the persuasion of listeners; updating the writing skills of a future lawyer. The author identifi es a number of issues that are most signifi cant in teaching rhetoric, such as the formation of language competence, including communicative, textual, orthological aspects and teaching methods. The latter are based on general didactic teaching methods. Taking into account the specifi cs of training in a law school, the most eff ective is a student-centered approach to learning, namely: methods of explanation, practice, self-esteem, control and self-control. The author describes an example of a lesson methodology aimed at developing the above competencies.

Текст научной работы на тему «РИТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ АДВОКАТА»

в

'Ш©Т[И][М][Ж Никулина И. А.

УНИВЕРСИТЕТА Риторическая подготовка в вузе как основа имени о.е. кутафина (мпоа) профессиональной речевой практики адвоката

РИТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ АДВОКАТА

Аннотация. В статье рассмотрены речевые компетенции, формируемые на практических занятиях по дисциплинам «Риторика для юристов» и «Юридическая риторика в деятельности адвоката»: коммуникативная, текстовая, лексическая и ортологическая. В основу статьи положено методическое осмысление риторики как учебной дисциплины, совершенствующей речемыслительную деятельность обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Это выражается в умении создавать профессионально значимые тексты, в пополнении словарного запаса в соответствии с профессиональными и интеллектуальными потребностями, в решении коммуникативных задач различного уровня.

Автор статьи полагает, что успешная профессиональная речевая практика адвоката, требующая хорошо сформированных коммуникативных навыков, обусловлена в том числе лингвистической подготовкой в вузе. Целью дисциплин гуманитарного цикла является формирование риторических навыков обучающихся, необходимых для создания эффективной аргументации, умения выступать публично и убеждать слушателей; актуализация навыков письменной речи у будущего адвоката.

Автор выделяет ряд вопросов, наиболее значимых в преподавании риторики, таких как формирование языковой компетенции, методы преподавания. Последние опираются на общедидактические методы преподавания. В юридическом вузе наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход к обучению, а именно: методы объяснения, практики, самооценки, контроля и самоконтроля. Автором описан пример методики проведения занятия, направленного на развитие указанных выше компетенций. Ключевые слова: коммуникация, деятельность адвоката, речевая компетенция, методы преподавания.

Ирина Александровна НИКУЛИНА,

доцент кафедры философии и социологии Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат филологических наук

ianikulina@msal.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Р01: 10.17803/2311-5998.2020.75.11.133-140

© И. А. Никулина, 2020

134

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

•СТНИК

I. A. NIKULINA,

Associate Professor of the Department of philosophy and sociology of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Philology)

ianikulina@msal.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

Abstract. The article examines the speech competencies formed in practical classes in the disciplines "Rhetoric for lawyers" and"Legal rhetoric in the activities of a lawyer": communicative, textual, lexical and orthological. The article is based on the methodological understanding of rhetoric as an academic discipline that improves the speech-thinking activity of students in the direction of training "jurisprudence". This is expressed in the ability to create professionally meaningful texts, replenishment of vocabulary in accordance with professional and intellectual needs, solving communication problems at various levels. The author of the article believes that the successful professional speech practice of a lawyer, which requires well-formed communication skills, is due, inter alia, to linguistic training at a university. The purpose of the disciplines of the humanitarian cycle is to form the rhetorical skills of students, necessary to create effective argumentation, the ability to speak in public and influence the persuasion of listeners; updating the writing skills of a future lawyer. The author identifies a number of issues that are most significant in teaching rhetoric, such as the formation of language competence, including communicative, textual, orthological aspects and teaching methods. The latter are based on general didactic teaching methods. Taking into account the specifics of training in a law school, the most effective is a student-centered approach to learning, namely: methods of explanation, practice, self-esteem, control and self-control.

The author describes an example of a lesson methodology aimed at developing the above competencies.

Keywords: communication, lawyer's activity, language competence, teaching methods.

Общественно-речевая практика (межличностные и деловые отношения) адвоката обусловлена социальной ролью профессии адвоката. Профессия адвоката предполагает владение правильной речью, находящейся в согласии с нормами литературного языка. Владение выразительными средствами языка и умение выбрать нужный речевой стиль — обязательное условие успешной профессиональной деятельности.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятельности адвокатов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. При изучении гуманитарных дисциплин будущие юристы овладевают специальными риториче-

RHETORICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION AS THE BASIS OF PROFESSIONAL SPEECH PRACTICE OF A LAWYER

в

'Ш©Т[л][Ш[Ж Никулине И. А.

УНИВЕРСИТЕТА Риторическая подготовка в вузе как основа имени o.e. кугафина(мгюА) профессиональной речевой практики адвоката

скими сведениями, особенно спецификой аргументации в сфере юриспруденции; расширяют мировоззрение; развивают коммуникативные способности, умение понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения; развивают чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость; вырабатывают умение публично выступать с подготовленной речью; учатся эффективно управлять своим речевым аппаратом. Кроме того, знание основ риторики формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста; позволяет раскрыть сущность описываемых процессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Изучение риторики позволяет обучающимся развивать у себя чистоту и точность слога, формирует правильное мышление, знание и использование родного языка в контексте изучения юридических дисциплин и их применения на практике. Более того, развитие и формирование у будущего юриста необходимых ему для эффективной практической работы коммуникативных умений и навыков реально возможно в процессе изучения риторики в вузе, в ходе лекционных и практических занятий. Думается, что дисциплины гуманитарного цикла позволяют обучающимся формировать профессиональные компетенции уже на стадии обучения. Таким образом, эффективная речевая практика адвоката1 предполагает:

— владение общей речевой культурой;

— владение языком профессии;

— способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с различными участниками общения;

— умение слушать собеседника и адекватно реагировать в любой коммуникативной ситуации.

В современных исследованиях, посвященных деятельности адвоката, отражены различные аспекты адвокатской профессии, например связанные с этикой профессиональной деятельности адвоката, особенностями участия адвоката в процедуре медиации, выступлениями в суде с участием присяжных и др. Очевидно, что профессиональная речевая практика требует от адвоката хорошо сформированных коммуникативных навыков. В настоящее время профессиональная коммуникация юристов в сети Интернет также является предметом исследования специалистов.

Получившее в последние годы развитие научное направление, предметом исследования которого стали способы, формы, средства и функции информационного и социально-культурного взаимодействия, занимается изучением языка и стиля современного медиапространства. Коммуникативистика, или наука о современном состоянии коммуникативного пространства, вводит понятие «ме-диаграмотность». Думается, что медиаграмотность станет стандартом речевого профессионального поведения юристов в сети Интернет.

Очевидно, что освоение классических законов риторики, основ медиаграмот- ^

ности необходимо для установления прецедента ответственности создателей и потребителей информации, для повышения общей коммуникативной культуры членов юридического сообщества. Представляется, что риторическая подготовка

0"

1 См.: Абрамова Н. А., Никулина И. А. Риторика : учебное пособие для специалитета. М. : Проспект, 2020.

>

136

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

%Т^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

адвоката начинается на этапе получения им высшего юридического образования и получает свое развитие в процессе профессиональной деятельности.

Дисциплины гуманитарного цикла «Риторика для юристов» и «Юридическая риторика в деятельности адвоката» включены в учебный план Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Дисциплина «Риторика для юристов» изучается как метапредмет наряду с другой дисциплиной — «Русский язык в деловой документации».

Основной целью этих дисциплин являются формирование риторических навыков обучающихся, необходимых для создания эффективной аргументации, умения выступать публично и убеждать слушателей; актуализация навыков письменной речи у будущего адвоката.

Профессиональная деятельность требует от адвоката владения им рядом языковых компетенций. К ним следует отнести коммуникативную, текстовую, лексическую и ортологическую компетенции2. Коммуникативная компетенция может пониматься как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле это родовая компетенция, включающая совокупность всех субкомпетенций, владение которыми необходимо для успешной коммуникации. Таким образом ее понимают многие исследователи: Н. А. Ипполитова, Е. Н. Зарецкая, И. Н. Ивакина и др.3

В узком смысле под коммуникативной компетенцией понимается владение навыками сознательного целесообразного отбора языковых средств в процессе общения. Одно из ключевых умений, входящих в текстовую компетенцию обучающегося юридического профиля, умение составлять тексты-образцы определенного жанра, целесообразного в определенных условиях общения (например, выступления в качестве обвинителя и защитника в ходе проведения игровых судебных процессов). Использование данного понятия актуально преимущественно по отношению к официально-деловому и научному стилю, в рамках которых форма выражения мысли является строгой.

Владение навыками составления официально-деловых и научных текстов является обязательным для магистранта, что актуализирует выделение данной компетенцией. В частности, речь идет о подготовке и создании по учебным фабулам процессуальных документов — ходатайств и исковых заявлений в судебные органы. Лексическая компетенция не ограничивается только владением лексическими нормами современного русского литературного языка, а является частью ортологической компетенции юриста. Это выражается в пополнении словарного запаса в соответствии с профессиональными и интеллектуальными потребностями, в выборе лексики и фразеологии в соответствии с речевой ситуацией, в развитии собственного «языкового вкуса» у обучающихся.

2 Белых И. Н. Формирование надпрофессиональных компетенций будущего бакалавра негуманитарного профиля в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» // Медиариторика и современная культура общения: наука — практика —обучение : сб. статей XXII Международной научной конференции. М. : Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 2019. С. 295.

3 См.: Зарецкая Е. Н. Деловое общение. 2-е изд., перераб. М. : Проспект, 2018 ; Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия. М. : Юрист, 2007 ; Ипполитова Н. А. Общая риторика : учебное пособие. М., 2012.

в

-ЩЩпИМИШ Никулине И. А.

УНИВЕРСИТЕТА Риторическая подготовка в вузе как основа |J/

имени o.e. кугафина(мгюА) профессиональной речевой практики адвоката

Владение языковыми нормами лежит в основе риторической подготовки обучающихся в учебном заведении высшего профессионального образования. Вузовская программа предусматривает рассмотрение наиболее трудных случаев и дает представление о теории языковой нормы, закрепляет навыки использования словарей и справочно-информационных порталов. Важным является вопрос о методах обучения, способствующих успешному формированию коммуникативных навыков юристов. На наш взгляд, к наиболее эффективным можно отнести самоконтроль и мотивацию, а также самостоятельную работу обучающихся.

Метод обучения — это общедидактическое понятие, под которым понимается совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития обучающегося4. Они универсальны, к ним относятся: метод преподавания (показ, объяснение, организация практики, коррекция) и метод учения (осмысление, участие в тренинге, практика, самоконтроль).

Ведущими в методике преподавания риторики в вузе являются методы объяснения, практики, самооценки, контроля и самоконтроля. Существует другая классификация методов обучения, в основе которой лежит степень самостоятельности обучающихся в процессе учебной деятельности. Применительно к дисциплине «Риторика» эффективными являются репродуктивный, продуктивный, наглядный методы.

Безусловно, следует помнить о том, что метод определяет только стратегию обучения дисциплине, тактическая реализация его осуществляется на конкретном занятии. Тактика отражает характер сложившихся совместных действий преподавателя и обучающихся. Преподавание дисциплин гуманитарного цикла, в частности риторики, предполагает осуществление комплексного подхода на каждом занятии. Речь идет об отборе и структурировании дидактического материала для освоения темы занятия и последующей отработки навыков. Например, изучение раздела «Основы мастерства публичного выступления» основано на коммуникативном подходе, предполагающем знакомство с ораторскими текстами (речами) и их создание.

В связи с тем, что ключевым навыком в речевой профессиональной практике адвоката является выстраивание системы аргументации, владение эффективными способами убеждения, особое внимание мы уделяем разделу «Аргументация»5. Основы аргументативных навыков закладываются на практических занятиях по риторике, которые направлены на развитие способности критически мыслить, анализировать информацию, формировать и формулировать собственную правовую позицию, в том числе в ситуациях, не имеющих однозначного решения.

Следует отметить, что в риторических курсах модуль (раздел), посвященный указанным выше навыкам, является базовым, и описания методик проведения подобных занятий часто встречаются в публикациях6. Ведущими методами на ^

Ш

- :>

4 Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб., 1999. С. 147.

См. : Абрамова Н. А., Никулина И. А. Риторика для юристов : учебное пособие. М. : Проспект, 2020. С. 94.

См.: Анисина Н. В. Обучение анализу аргументации как составная часть формирования ^

медиаграмотности в вузе // Медиариторика и современная культура общения: наука — СРЕДА

5

>

138

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

%Т^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

таких занятиях становятся ознакомление, осмысление, дискуссия, продуцирование текста.

В качестве примера приведем занятие по теме «Аргументация: логические и психологические аргументы». На занятии используется коммуникативный метод, обеспечивающий сотрудничество преподавателя и обучающихся, и аналитический, помогающий оценивать, анализировать видеозапись. Предлагаются критерии оценки убеждающей речи, в том числе критерии оценки аргументов. Эти критерии позволяют студентам оценивать не только свою речь, но и выступления других ораторов. На занятии после обсуждения приходим к выводу: для адвоката важным является умение рационально и объективно оценивать информацию, поступающую из различных источников (из личного и профессионального общения адвоката с другими людьми, из СМИ, социальных сетей).

В связи с этим большое значение имеет умение анализировать аргументацию автора устного или письменного текста, формулировать тезис и определять его место в речи. На занятии вспоминаем, что существуют разные модели аргументации (например, логическая, где посредством рассуждения устанавливается истинность какого-либо утверждения; психолого-риторическая, где коммуникативному компоненту уделяется большее внимание). Подчеркиваем необходимость знания риторических приемов аргументации. На занятии детально рассматриваем понятия «убеждение», «убежденность», «внушение», «манипуляция»; вспоминаем теорию доказательства как необходимую составную часть теории аргументации.

В правильно построенной аргументации обосновывается утверждение об истинности или о ложности высказываний с помощью других, уже известных положений, а также с использованием методов и процедур логики. Внимательное слушание и критический анализ речи оппонентов позволяет обнаружить необоснованные утверждения и аргументы. С точки зрения теории речевой коммуникации это нарушение максимы качества информации Г. Грайса, а именно требования достаточных оснований высказывания.

После ознакомления с основными принципами построения убеждающей речи и техниками ведения дискуссии обучающимся предлагается тренинг с использованием видеозаписей. Дидактическим материалом послужили фрагменты программ «Культурная революция», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», содержащие образцы речевого поведения в ситуации направляемой дискуссии. Работа с видеофрагментами позволяет решить следующие задачи: выработать критический взгляд на получаемую информацию; проанализировать образцовые и негативные стратегии и тактики речевого поведения, особенности реализации социальных ролей оппонентов, специфику их невербального поведения, приемы взаимодействия говорящего и слушающего.

Особое внимание уделяется анализу системы аргументации оппонентов спора. На эту работу отводится одно занятие, во время которого вся группа сначала смотрит видеофрагмент передачи, а затем, разделившись на три-четыре подгруппы по 7—10 человек, обсуждает и оценивает выступления по

практика — обучение : сб. статей XXII Международной научной конференции. М. : Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 2019. С. 280.

в

'Ш©Т[л][Ш[Ж Никулине И. А.

УНИВЕРСИТЕТА Риторическая подготовка в вузе как основа имени o.e. кугафина(мгюА) профессиональной речевой практики адвоката

предложенным критериям. Обучающиеся выставляют баллы от 1 до 3 за каждый критерий. Критериями оценки являются базовые коммуникативные умения: обращение к аудитории; ораторские приемы привлечения внимания; введение тезиса; выстраивание системы аргументации; приемы поддержания внимания аудитории; приемы, включающие тактику и стратегию оппонентов в споре и др.

Методическая и дидактическая целесообразность такого вида работы заключается в том, что обучающиеся должны осознать необходимость ссылаться на источник, доказывающий достоверность информации.

Как показывает практика проведения подобных тренингов, коллективное обсуждение и оценка обучающимися выступлений оппонентов по данным критериям являются трудными заданиями. Однако, анализируя чужие выступления аргументирующего характера, обучающиеся обретают первые профессиональные навыки адвоката, например навык участия в переговорах. Отметим, что работа по нахождению тезиса, оценке аргументов, по разделению аргументов на слабые, сильные учит перспективному видению ситуации, детальному учету аргументов и фактов, контролю над реакцией другой стороны в коммуникации.

Подчеркнем, что аргументирующее высказывание является не только компонентом в ситуациях спора в устной речи, но и основой письменной коммуникации. Профессионально значимыми текстами, требующими знаний и практических навыков аргументации в деятельности адвоката, является большинство создаваемых им документов.

Целенаправленная работа на занятиях по дисциплине «Риторика для юристов» и по другим дисциплинам гуманитарного цикла, направленная на формирование речевой компетенции, способствует развитию профессионально значимых коммуникативных качеств будущих адвокатов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамова Н. А., Никулина И. А. Риторика для юристов : учебное пособие. — М. : Проспект, 2020.

2. Абрамова Н. А., Никулина И. А. Риторика : учебное пособие для специали-тета. — М. : Проспект, 2020.

3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. — СПб., 1999.

4. Анисина Н. В. Обучение анализу аргументации как составная часть формирования медиаграмотности в вузе // Медиариторика и современная культура общения: наука — практика — обучение : сб. статей XXII Международной научной конференции. — М. : Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 2019.

5. Антонова Л. Г. Современные коммуникативные процессы. — Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2016.

6. Белых И. Н. Формирование надпрофессиональных компетенций будущего бакалавра негуманитарного профиля в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» // Медиариторика и современная культура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общения: наука — практика — обучение : сб. статей XXII Международной на-

СРЕДА

>

140

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

%Т^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

учной конференции. — М. : Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 2019.

7. Зарецкая Е. Н. Деловое общение. 2-е изд., перераб. — М. : Проспект, 2018.

8. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия. — М. : Юрист, 2007.

9. Ипполитова Н. А. Общая риторика : учебное пособие. — М., 2012.

10. Либанова С. Э. Российская адвокатура в XXI веке и ее триединство // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2017. — № 12.

11. Стрелкова Ю. В. Медиапространство и суд присяжных в современном мире: риски и пути их нейтрализации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.