Научная статья на тему 'Как научить будущих адвокатов профессиональным умениям и навыкам'

Как научить будущих адвокатов профессиональным умениям и навыкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / KNOWLEDGE / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / LEGAL CLINIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Полина Евгеньевна

В статье исследуется проблема поиска оптимальных и эффективных методик обучения будущих адвокатов не только теоретическим знаниям, но и профессиональным умениям и навыкам. Автор анализирует, каким образом в настоящее время обучают профессиональным умениям и навыкам адвоката студентов Института адвокатуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), а также обосновывает предложение создать в вузе зал для проведения реальных судебных заседаний для усовершенствования учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO TEACH FUTURE ATTORNEYS PROFESSIONAL SKILLS AND ABILITIES

The article depicts the challenge of search of the optimum and most effective methods of teaching future attorneys not only theoretical knowledge but also professional skills and abilities. The author analyzes how students of the Institute of Legal profession of Kutafin State Law University study to get professional skills and abilities of attorneys. The author offers to create a conference hall in our university to hold and hear both real and educational cases to improve the education process.

Текст научной работы на тему «Как научить будущих адвокатов профессиональным умениям и навыкам»

ВВ ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

/ J )Л L--^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кутафина (МПОА)

Полина Евгеньевна КОРОТКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

КАК НАУЧИТЬ БУДУЩИХ АДВОКАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Аннотация. В статье исследуется проблема поиска оптимальных и эффективных методик обучения будущих адвокатов не только теоретическим знаниям, но и профессиональным умениям и навыкам. Автор анализирует, каким образом в настоящее время обучают профессиональным умениям и навыкам адвоката студентов Института адвокатуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), а также обосновывает предложение создать в вузе зал для проведения реальных судебных заседаний для усовершенствования учебного процесса. Ключевые слова: знания, профессиональные знания, умения, навыки, практико-ориентированное образование, юридическая клиника.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.40.12.166-172

P. E. KOROTKOVA, Cand. Sc., Senior Lecturer of Chair of Legal Profession and Notariate of Kutafin Mosciw State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9 HOW TO TEACH FUTURE ATTORNEYS PROFESSIONAL SKILLS AND ABILITIES Abstract. The article depicts the challenge of search of the optimum and most effective methods of teaching future attorneys not only theoretical knowledge but also professional skills and abilities. The author analyzes how students of the Institute of Legal profession of Kutafin State Law University study to get professional skills and abilities of attorneys. The author offers to create a conference hall in our university to hold and hear both real and educational cases to improve the education process. Keywords: knowledge, professional knowledge, abilities, skills, practice-oriented education, legal clinic.

Потребность граждан в квалифицированной юридической помощи, которую оказывают адвокаты, привела к созданию 7 декабря 1992 г. кафедры адвокатуры и нотариата в Московском юридическом институте (так тогда назывался Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)), где адвокаты-практики осмысливали, как обучать студентов, чтобы они не только получили глубокие теоретические знания, но и выработали в себе качества, необходимые каждому адвокату, а также приобрели необходимые для осуществления своей профессиональной деятель© П. Е. Короткова, 2017 ности навыки.

■ВШп]Ж КоРоткова П E. ncz-7

УНИВЕРСИТЕТА к научить будущих адвокатов |Q/

имени o.e. кугафина(мгюа) профессиональным умениям и навыкам

Кафедра была создана приказом № 411 ректора Олега Емельяновича Кута-фина. «Данный приказ был издан во исполнение решения Ученого Совета МЮИ, в соответствии с которым внештатная кафедра адвокатуры была преобразована в кафедру адвокатуры и нотариата»1.

На базе кафедры адвокатуры и нотариата в сентябре 2008 г. был создан Институт адвокатуры, в котором продолжились поиски наиболее оптимальных и эффективных методик обучения будущих адвокатов не только теоретическим знаниям,но и умениям и навыкам.

В настоящее время, как и в 1992 г., адвокатская профессия — одна из самых востребованных как теми, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, так и студентами, обучающимися в юридических вузах. Соответственно, перед любым вузом, в том числе и перед Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА), стоит задача помочь выпускникам плодотворно и успешно трудиться сразу после прохождения стажировки, сдачи квалификационного экзамена и получения статуса адвоката. Для этого необходимо создать такую систему обучения, в которой «драгоценный опыт, накопленный за долгие годы работы, прекрасно сочетался с новыми методами преподавания...»2.

Методы преподавания права разнообразны. Они представляют собой способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития обучаемых.

Существует большое количество методов преподавания, классифицировать которые можно по различным основаниям (по источнику знаний, по дидактической цели, по характеру познавательной деятельности и т.д.). Например, интересную классификацию на основе целостного подхода к процессу обучения предлагают А. Ф. Колотов и И. В. Скуратов. Согласно этой классификации все методы обучения делятся на три группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, такие как:

— словесные (лекция, семинар, беседа и т.д.);

— наглядные (демонстрация, иллюстрация);

— практические (опыт, упражнение, выполнение заданий);

— логические, то есть организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и т.д.);

— гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);

— самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и проч.); Т

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельно- О сти, такие как: Ю

— методы формирования интереса к обучению (деловая игра, учебная дис- р куссия, создание проблемных ситуаций и др.); Д

И

2

фина (МГЮА) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 9. С. 13.

Ш

m

1 Макаров С. Ю. История кафедры адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кута- т

фина (МГЮА) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 1. С. 132. д

Исаев И. А. Этапы становления: ВЮЗИ—МЮИ—МГЮА—Университет имени О.Е. Кута- Й

НАУКИ

>

ВВ ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

у )л

Ш--^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

— методы формирования чувства долга и ответственности (одобрение, поощрение, порицание и т.п.);

3) методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности, такие как:

— методы устной, письменной и компьютерной проверки знаний, умений и навыков;

— методы самоконтроля собственной учебно-познавательной деятельности3. Совокупность методов представляет собой методику преподавания, которая

в настоящих условиях должна быть практико-ориентированной и нацеленной на самостоятельную работу студентов.

Безусловно, каждый преподаватель выбирает свою методику преподавания, исходя, во-первых, из общего уровня подготовки обучающихся, во-вторых, из целей и задач, поставленных перед конкретным занятием, и, в-третьих, исходя из особенностей правового материала.

Рассмотрим, какими соображениями руководствуются преподаватели, которые обучают будущих адвокатов в современных условиях.

В диссертационном исследовании «Педагогика обучения адвокатов профессиональной деятельности» Н. М. Белова справедливо отмечает, что «для адвокатской деятельности характерны сотни тонкостей, нюансов, "секретов", различных приемов, методов, технологий, которые приходят к профессионалу с годами. Однако в современных условиях насущной потребности общества в обеспечении всех и каждого по-настоящему качественной юридической помощью адвокаты больше не могут оставаться штучным продуктом престижного образования, наращивающими профессионализм посредством многолетнего опыта»4. Именно поэтому обучение будущих адвокатов тонкостям, нюансам, «секретам» адвокатской профессии начинается уже в вузе, в том числе и в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Но для того чтобы усовершенствовать учебный процесс с целью помочь, в частности, выпускникам Института адвокатуры реализовать себя в будущем, необходимо прежде всего уяснить, какими умениями, навыками и личностными качествами они должны обладать, чтобы, закончив обучение в вузе, успешно пройдя стажировку, сдав квалификационный экзамен и получив статус адвоката, они могли оказывать действительно квалифицированную юридическую помощь всем нуждающимся, имели возможность добиться успеха в профессии и не разочаровались в своем выборе.

Прежде всего, помимо овладения глубокими теоретическими знаниями, за время обучения в вузе студенты Института адвокатуры должны: — научиться налаживать психологический контакт с людьми, потому что без этого умения они не смогут расположить к себе доверителя и поддерживать с ним доверительные отношения;

3 Колотое А. Ф., Скуратов И. В. Методика преподавания права : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция». Оренбург : Университет, 2014. С. 100—106.

4 Белова Н. М. Педагогика обучения адвокатов профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 4.

ЕСТНИК Короткова П. E.

УНИВЕРСИТЕТА к научить будущих адвокатов

имени o.e. кугафина(мгюа) профессиональным умениям и навыкам

— научиться красочно и аргументированно строить свою речь, потому что без этого умения сложно обосновать свою позицию в споре;

— научиться быть ответственными, потому что одним из признаков деятельности адвоката является ее осуществление под собственную ответственность — особую ответственность, которая может быть как внутренней — перед собой, так и внешней — прежде всего перед доверителем и адвокатским сообществом;

— выработать такое внутреннее качество, как необходимость сверять свои действия, советы, рекомендации с нормами профессиональной этики адвоката. За период обучения в вузе студенты Института адвокатуры должны овладеть

следующими навыками:

— общие навыки — навык работы с информацией, навык анализа законодательства и судебной практики;

— коммуникативные навыки — навыки работы не только с людьми, включая «трудных клиентов», но и навыки работы с Интернетом и со СМИ;

— навыки работы с компьютером, в том числе с правовыми базами;

— навык изучения проблемы и выработки позиции (интервьюирование доверителя, анализ дела, выработка позиции по делу, консультирование доверителя, доказывание, составление и анализ документов);

— навык прогнозирования интересов и действий процессуального противника;

— навык представления интересов и защиты доверителя (при подготовке к судебному заседанию, во время заседания и после его завершения);

— навыки адвоката при участии в примирительных процедурах и при использовании им альтернативных способов разрешения споров. Ввиду того что эти навыки «никоим образом нельзя сформировать за малый

срок профессиональной практики...»5, в Институте адвокатуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) процесс обучения навыкам строится следующим образом.

Во-первых, директор Института адвокатуры к.ю.н., доцент, почетный адвокат России С. И. Володина устраивает для студентов мастер-классы, в ходе которых известные адвокаты делятся со студентами своим опытом. Во время таких занятий, которые проходят в виде дискуссий и мини-конференций, студенты учатся творчески мыслить. Они анализируют различные ситуации, вырабатывают решения по ним, учась применять полученные знания.

Являясь вице-президентом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ), С. И. Володина организует обучающие вебинары для адвокатов, на которые приглашает и студентов Института адвокатуры, чтобы они имели возможность не только послушать адвокатов, но и задать им вопросы.

Во-вторых, в настоящее время в программу обучения введена такая дисци- □

плина, как «Профессиональные навыки адвоката». Данная дисциплина включает Ю

в себя в общей сложности 20 лекционных часов, 44 часа практических занятий и 8 р

часов самостоятельной работы. На первом этапе студенты знакомятся с общими Д

Ч

5 Субочева Г. Е. Профессионализм приобретается практикой // Проблемы государства, т

права, культуры и образования в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. д

интернет-конференции / отв. ред. В. Н. Окатов. Тамбов : Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. С. 181.

Ш m К

НАУКИ

>

I/O

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

навыками адвоката, а на втором — с навыками, которые будут необходимы им при предоставлении квалифицированной юридической помощи по конкретным категориям дел. Студенты на таких занятиях, изучая материалы реальных дел, осваивают тонкости адвокатской профессии.

В-третьих, студенты Института адвокатуры, как и все студенты Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), имеют возможность обучаться практическим навыкам в юридической клинике, которая существует в Университете и которая «позволяет погрузить студента в профессиональную юридическую деятельность задолго до окончания вуза»6.

Юридическая клиника — это «структурное подразделение образовательной организации... на которой реализуются практико-ориентированные программы обучения навыкам профессиональной деятельности, прежде всего посредством привлечения студентов к оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан»7.

Основные цели организации и деятельности юридических клиник можно разделить на две группы.

К первой группе относятся образовательные цели:

а) обучение студентов;

б) формирование у студентов профессиональных навыков, необходимых для усиления практико-ориентированной составляющей в подготовке будущих юристов;

в) профессиональная ориентация, адаптация и специализация студентов;

г) формирование у студентов профессионально значимых личностных качеств;

д) развитие у студентов высокого правосознания, понимания социального значения юриспруденции и роли юристов в обществе;

е) воспитание студентов в духе уважения принципа верховенства права, справедливости и человеческого достоинства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ко второй группе относятся социальные цели:

а) создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение юридической помощи;

б) развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

в) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности;

г) правовое просвещение населения8.

Основной задачей обучения в юридической клинике является подготовка студентов к профессиональной деятельности.

Таким образом, студенты Института адвокатуры еще во время учебы имеют возможность овладевать необходимыми для их будущей профессиональной деятельности навыками, консультируя население в юридической клинике.

6 Воскобитова Л. А. Юридическая клиника — образование, основанное на практическом опыте : учеб.-метод. пособие. М., 2015. Ч. 1. С. 12.

7 Профессиональные навыки юриста : учеб. пособие для академического бакалавриата / под ред. Т. Ю. Марковой, М. В. Самсоновой. М. : Юрайт, 2016. С. 17.

8 Профессиональные навыки юриста. С. 19.

f»* Короткова П E. n-71

УНИВЕРСИТЕТА к научить будущих адвокатов 17 1

имени o.e. кугафина(мгюа) профессиональным умениям и навыкам

Консультирование является важным и наиболее распространенным видом правовой помощи в практике всех адвокатов. Ни одному адвокату в своей деятельности не удалось избежать консультирования доверителя, так как без консультирования невозможно предоставить квалифицированную юридическую помощь.

Консультирование населения в юридической клинике проходит следующим образом: осуществив первичный сбор информации, студенты под руководством и контролем преподавателя-куратора подготавливают устную или письменную консультацию. «Основная задача преподавателя-куратора заключается в том, чтобы предварительно проверить качество работы студента-юриста, но самому не вмешиваться в контакт студента с посетителем...»9

Один из таких преподавателей-кураторов — к. ю. н., доцент кафедры адвокатуры и нотариата Института адвокатуры, адвокат С. Ю. Макаров, который в составе авторского коллектива в 2016 г подготовил учебное пособие для академического бакалавриата: «Профессиональные навыки юриста», а также успешно провел несколько обучающих вебинаров для адвокатов и студентов Института адвокатуры, организованных ФПА РФ.

Таким образом, руководство вуза и профессорско-преподавательский состав кафедры адвокатуры и нотариата Института адвокатуры всегда делали и продолжают делать все возможное для организации подготовки высокопрофессиональных, конкурентоспособных специалистов — будущих адвокатов.

В завершение необходимо написать о том, что создание в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) специально оборудованного зала для проведения реальных судебных процессов также помогло бы студентам овладевать практическими навыками, необходимыми адвокату. Подобный зал, например, уже функционирует в Саратовской государственной юридической академии. В этом зале слушаются реальные дела, поэтому сама обстановка не только заставляет студентов думать, как разрешить то или иное дело, но и дисциплинирует их, помогая понимать, как надо одеваться, если ты идешь в официальное присутствие, или, например, как вести себя официально.

Создание такого зала необходимо, потому что «до тех пор, пока мы на студенческой скамье не поставим студента в условия реальной практической деятельности, профессиональной деятельности, у него не возникнет потребности в навыках. Пока не создана ситуация, когда студент сам осознает, каких знаний и навыков ему не хватает для решения практической задачи, для выполнения профессионального действия, у него не возникает потребность в самообразовании»10. Е

Такой зал должен отвечать всем условиям для проведения процессов, а имен- Т

но: он должен быть оснащен современной компьютерной техникой с функцией □

Й

И

9 Воскобитова Л. А. Юридическая клиника — образование, основанное на практическом Д опыте. С. 41. Ч

10 Выступление Л. А. Воскобитовой // Материалы научной конференции «Современное т юридическое образование» (Российский государственный университет нефти и газа д им. И. М. Губкина. Москва, 17 октября 2006 г). М. : Независимый экспертно-правовой Й совет, 2008. С. 31.

НАУКИ

>

72 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

у )л

Ш--^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кутафина (МПОА)

аудиовидеофиксации, совещательной комнатой, а также залом для посетителей и участников заседания.

Создание зала для проведения реальных судебных процессов будет способствовать тому, чтобы «инновационные средства адаптировать для повсеместного применения в российской вузовской практике»11, чтобы студенты как можно чаще присутствовали на судебных заседаниях, изучали работу судей, секретаря судебного заседания, а также слушали выступления сторон и их представителей и таким образом овладевали необходимыми им практическими навыками, которые они смогли бы впоследствии применить в конкретной профессиональной ситуации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Воскобитова Л. А. Юридическая клиника — образование, основанное на практическом опыте : учеб.-метод. пособие. — М., 2015. — Ч. 1.

2. Выступление Л. А. Воскобитовой // Материалы научной конференции «Современное юридическое образование» (Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина. Москва, 17 октября 2006 г.). — М. : Независимый экспертно-правовой совет, 2008.

3. Исаев И. А. Этапы становления: ВЮЗИ—МЮИ—МГЮА—Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 9.

4. Колотов А. Ф., Скуратов И. В. Методика преподавания права : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция». — Оренбург : Университет, 2014.

5. Комарова В. В. Реформа юридического образования // Вопросы юридического образования : сборник научных работ. — М. : Оригинал-макет, 2017. — Т. 1.

6. Макаров С. Ю. История кафедры адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2014. — № 1.

7. Макаров С. Ю. Консультирование как вид юридической помощи, оказываемой адвокатом. — М. : Федеральная палата адвокатов, 2012.

8. Профессиональные навыки юриста : учеб. пособие для академического бакалавриата / под ред. Т. Ю. Марковой, М. В. Самсоновой. — М. : Юрайт, 2016.

9. Субочева Г. Е. Профессионализм приобретается практикой // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции / отв. ред. В. Н. Окатов. — Тамбов : Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004.

11 Комарова В. В. Реформа юридического образования // Вопросы юридического образования : сборник научных работ. М. : Оригинал-макет, 2017. Т. 1. С. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.