тз
L-—^ i,
•МШН1Ж Бусур™* Е О
УНИВЕРСИТЕТА Формирование имени o.e. кут-афина(мгюА) как залог успешной деятельности будущего адвоката
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО АДВОКАТА
Аннотация. Автор исследует специфику методики преподавания дисциплин, касающихся профессиональной этики адвоката, акцентирует внимание на особой значимости этих дисциплин в деятельности будущего юриста, говорит об этических принципах, которые служат адвокату ориентирами при решении того или иного конкретного вопроса, проблемы, при выборе собственной линии поведения или поведения своего клиента.
Ключевые слова: профессиональная этика, адвокат, методика. DOI: 10.17803/2311-5998.2017.40.12.159-165
E. O. BUSURINA, Candidate of Legal Sciences, senior lecturer of the Department of Advocacy and Notaries of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), advocate of the Moscow Bar [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9 FORMATION OF PROFESSIONAL ETHICAL FOUNDATIONS AS A PLEDGE OF SUCCESSFUL ACTIVITY OF THE FUTURE LAWYER Abstract. The article deals with the importance of teaching professional ethics in the activity of a future lawyer. Attention is drawn to the special importance of the actualization of this knowledge for future lawyers. The author examines the specifics of the methodics of teaching the disciplines of professional ethics of the lawyer. Keywords: professional ethics, lawyer, methodics.
Елена Олеговна БУСУРИНА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), адвокат Адвокатской палаты г. Москвы [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
августа — 7 сентября 1990 г восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба) были сформулированы и приняты «Основные принципы, касающиеся роли юристов»1. Это один из важнейших документов международного характера, который содержит рекомендации, касающиеся квалификации и подготовки юридических кадров, их функции, обязанности, социальные, правовые гарантии юристов и их профессиональных сообществ. Так, в п. 9 закреплено:
1 Доклад восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, Куба. 27 августа — 7 сентября 1990 г. С. 131—136. © Е. О. Бусурина, 2017
160 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
/ J )Л 'М Я^' 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
«Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом». Из этого положения следует, что в высшем учебном заведении должно быть уделено внимание не только профессиональной подготовке, но и воспитанию необходимых морально-нравственных качеств личности.
Действующее российское законодательство определяет требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 01.12.2016 № 15112, закрепляет необходимость формирования у выпускников общепрофессиональных компетенций, к которым относятся способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3), способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 17633, в качестве требований также указывает на необходимость обладания выпускником такой общекультурной компетенцией, как способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2).
Актуальность изучения профессиональной этики в высшем учебном заведении обусловлена необходимостью морально-нравственного развития личности обучающегося, а также потребностью формирования у будущих выпускников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и соблюдении действующих правил профессионального поведения представителей юридической профессии. Как справедливо отмечает доктор юридических наук, профессор В. Д. Перевалов, «необходимый для нашего общества юрист должен не только являться носителем узкопрофессионального знания, но и иметь определенный набор личностных и профессиональных навыков и умений, которые обеспечивали бы ему способность принимать и реализовать решения в динамично изменяющихся условиях, часто не имеющих заранее известных и формально зафиксированных "правильных" образцов»4. Современная модель обучения направлена не только на подготовку выпускника, обладающего знаниями действующего законодательства, но и на развитие моральных качеств личности, способной поддерживать высокий авторитет юридической профессии и осознающей нравственную ответственность перед обществом.
2 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14.
4 Перевалов В. Д. О практической части образовательной программы подготовки юристов // Юридическое образование и наука. 2009. № 3. С. 22—25.
^Т^ЕСТНИК Бус урина Е. О. ф 161
\ уц^ВЕРСИТЕТА Формирование профессиональных этических основ / имени o.e. кугафина(мгюА) как залог успешной деятельности будущего адвоката
Таким образом, обучение в высшем учебном заведении, в частности, должно способствовать правильному формированию сознания будущих представителей юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение правовых и нравственных норм. Данная задача реализуется посредством введения дисциплин, посвященных профессиональной этике.
Профессиональная этика — это дисциплина, способствующая изучению правил поведения, сложившихся у определенной социальной группы, обеспечивающих нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, и осознанию роли данных правил в жизни общества, а также социальной значимости данной профессии. Преподавание дисциплин профессиональной этики направлено не только на изучение правовых норм, являющихся регуляторами поведения, но и на формирование морально-нравственных основ личности, мировоззренческих установок. В рамках таких дисциплин должны быть заложены фундаментальные основы, способствующие формированию у обучающихся самостоятельной этико-правовой позиции, которая непременно им пригодится в решении проблем нравственного характера, возникающих в процессе выполнения профессиональных задач.
С. П. Жукова выделяет следующие основные модели методики преподавания этики в высших учебных заведениях: во-первых, «академическое» чтение учебного курса, задающее определенную систему понятий в их генезисе и определяющее мировоззренческое и методологическое значение основных понятий; во-вторых, «эмпирический» подход, заключающийся в знакомстве студентов с историей этики, концепциями по теории и истории морали; в-третьих, проблемный подход (включающий элементы двух предыдущих), направленный на изучение этики сквозь призму актуальных этических проблем5.
Безусловно, при преподавании этических дисциплин необходимо сочетание таких компонентов, как: теоретические знания, закрепляющие понятийный аппарат, правовые нормы, регулирующие профессиональное поведение, практические аспекты, фиксирующие практику применения закрепленных норм, а также деятельность по формированию собственной позиции к проблемным аспектам. Нельзя не согласиться с мнением С. С. Анисиной, что «преподавание такой лич-ностно ориентированной дисциплины, как профессиональная этика, не должно сводиться к механической передаче некой совокупности знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены студентами»6. Целью современного обучения должна являться не столько передача обучающимся опыта прошлого, сколько создание ими личного опыта настоящего, ведь «в области профессионально-нрав- Т
ственного существования будущим юристам важно не только успешно функцио- О
нировать в обществе, быть хорошими исполнителями, но и действовать само- ^
И
5 Жукова С. П. К вопросу о перспективной методике преподавания этики в вузе // Страте- Д гические ориентации процесса преподавания в современных условиях : тезисы 5-й на- Ч учно-метод. конференции факультета философии и социальных наук БГУ : в 2 ч. Минск : т Изд-во БГУ, 2008. Ч. 2. С. 15—18. К
6 Анисина С. С. Концептуально-методологические основы преподавания профессиональ- Й
ной этики юриста // Концепт. 2014. Т. 20. С. 796—800. НАУКИ
Ш
m
>
62 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
у )л
Ш--^ 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
стоятельно, не просто "вписываться" в социальную систему, а позитивно влиять на ее изменения»7.
Особое значение правила профессионального поведения имеют в адвокатской деятельности. Так, Кодекс профессиональной этики адвоката8, принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., в преамбуле закрепляет, что «существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры». Данное обстоятельство подчеркивает необходимость и значимость формирования у выпускников профессиональных этических основ.
В рамках выполнения отмеченного требования по формированию профессиональных этических основ кафедрой адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) были разработаны и преподаются такие дисциплины, как «Введение в профессию и профессиональная этика», «Дисциплинарная ответственность адвоката», «Профессиональная этика адвоката», «Правовые и дисциплинарные основы работы адвоката с доверителем» и др. В рамках этих учебных дисциплин осуществляется подготовка к профессиональной деятельности адвоката.
Целями освоения данных учебных дисциплин является изучение этических норм и правил адвокатской профессии как основы всей адвокатской деятельности, особенностей взаимоотношений между адвокатом и доверителями, специфики профессиональной этики адвоката Российской Федерации и ответственности за нарушение требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) норм Кодекса профессиональной этики адвоката. В связи с чем задачами освоения учебных дисциплин являются:
1) выработка понимания социальной ценности и значения этики в деятельности адвоката;
2) выработка умения использования теоретической основы адвокатской этики при осуществлении практической деятельности адвоката;
3) обеспечение реализации на практике понимания принципов и правил адвокатской этики, их значения и целей;
4) закрепление способности правильно определять соотношение практических действий с нравственными критериями и традициями адвокатуры;
5) закрепление способности правильно определять соотношение практических действий с международными стандартами и правилами адвокатской профессии;
6) выработка надлежащего, соответствующего этическим требованиям отношения к доверителю;
7) обеспечение соблюдения адвокатом этических норм и правил, вытекающих из присвоенного статуса;
8) обеспечение реализации на практике процедурных норм, регулирующих привлечение адвоката к дисциплинарной ответственности;
9) закрепление исторического подхода к исследованию проблем, связанных с адвокатской этикой и дисциплинарной ответственностью адвоката;
7 Анисина С. С. Указ. соч.
8 Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2017. № 2.
73
L-—^ Ii
•МШН1Ж вуСурина е. o.
УНИВЕРСИТЕТА Бормирование имени o.e. кугафина(мгюА) как залог успешной деятельности будущего адвоката
10) воспитание умения использования сравнительно-правового анализа в целях выработки предложений по совершенствованию норм Кодекса профессиональной этики адвоката.
Как было отмечено ранее, помимо изучения теоретических основ регулирования профессиональной этики, большое внимание должно уделяться практическим аспектам: рассмотрению и разрешению сложных этических ситуаций, возникающих на практике. Это позволяет обучающимся лучше понять проблемы, с которыми они могут столкнуться в будущем, а также разработать собственную стратегию выхода из такого положения. Как справедливо отмечал известный адвокат и профессор А. Д. Бойков, «задача профессиональной этики: не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста, в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценка, выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом»9.
Программа преподавания этических дисциплин должна быть построена таким образом, чтобы обучение сопровождалось не только традиционными методами, но в большей степени использовались элементы активных форм усвоения учебного материала. В частности, к таким активным образовательным технологиям, которые предлагается применять, относятся:
— подготовка письменных рефератов, докладов и их обсуждение на учебном занятии;
— участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение;
— анализ конкретных ситуаций, возникающих на практике;
— проведение ролевых игр;
— решение практических задач. При проведении как лекционных, так и практических занятий, посвященных
профессиональной этике адвоката, следует активно использовать актуальные материалы дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Изучение заключений квалификационных комиссий позволяет понять отношение адвокатского сообщества к тем или иным деяниям адвоката, а анализ решений Совета наглядно демонстрирует те неблагоприятные последствия, которые наступают у адвоката в связи с совершением дисциплинарного проступка.
Для того чтобы обучающимся была предоставлена возможность самостоятельного анализа профессионального поведения адвоката, следует использовать практикумы, содержащие задачи, составленные с учетом наиболее типичных ситуаций, встречающихся на практике при осуществлении адвокатской деятельности и организации адвокатуры. Например, в 2017 г. было издано учебное пособие Р
1978. С. 25.
10 Бусурина Е. О. Адвокатура : практикум для бакалавров. М. : Проспект, 2017. 80 с.
Ш m К
б
«Адвокатура: практикум для бакалавров»10, подготовленное на кафедре адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), при написании р которого были задействованы примеры из дисциплинарной практики адвокат- Д ских палат субъектов Российской Федерации. Использование данного пособия Ч
m
9 Бойков А. Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М. : Юрид. лит., д
□ Й
НАУКИ
>
164 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
/ J )Л 'М Я^' 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
на практических занятиях позволяет обучающимся самостоятельно применить полученные знания в области профессиональной этики, оценить деяния адвоката с точки зрения соблюдения им профессиональных правил поведения и дать обоснованное заключение. Работая над решением задач, содержащихся в практикуме, обучающиеся должны научиться правильно применять действующее законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре к различным ситуациям, что способствует более глубокому усвоению и закреплению теоретического курса и помогает в подготовке к самостоятельной практической деятельности.
Кроме того, в рамках формирования морально-нравственных качеств обучающихся следует уделять внимание вопросам ответственности за несоблюдение профессиональной этики адвоката. Необходимо, чтобы будущие адвокаты не только знали действующие правовые нормы, закрепляющие правила профессионального поведения, умели их применять при возникновении сложной этической ситуации, но также осознавали возможные последствия их несоблюдения, выражающиеся в применении мер дисциплинарного взыскания.
Пункт 2 ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»11 предусматривает, что «за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом». Мерами дисциплинарной ответственности адвоката являются замечание, предупреждение и прекращение статуса адвоката.
Статистические данные привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности за 2011—2016 гг. свидетельствуют о значительном количестве нарушений профессиональных правил поведения, допускаемых адвокатами при осуществлении адвокатской деятельности. Так, за данный период было рассмотрено 29 196 дисциплинарных производств. К дисциплинарной ответственности привлечено 16 625 адвокатов, из них прекращен статус 2 529 адвокатов12. При этом следует отметить тенденцию к увеличению случаев привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей. В связи с чем особенно важно уделять больше внимания вопросам преподавания профессиональной этики в рамках подготовки будущих адвокатов.
Подводя итог, следует отметить, что без надлежащего формирования в процессе обучения в высшем учебном заведении понимания значения профессиональных этических правил невозможна успешная адвокатская деятельность.
11 СЗ РФ. 2002. № 23.
12 Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2011 по апрель 2013 г. // URL: http://fparf.ru/documents/council_documents/council_reports/256/ (дата обращения: 05.11.2017) ; Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2013 по апрель 2015 г. // URL: http://fparf.ru/documents/council_documents/council_reports/13947/ (дата обращения: 05.11.2017) ; Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2015 по апрель 2017 г. // URL: http://fparf.ru/documents/council_documents/council_reports/37679/ (дата обращения: 05.11.2017).
73
L-—^ Ii
•МШН1Ж Бусур™* Е О
УНИВЕРСИТЕТА Формирование имени o.e. кут-афина(мгюА) как залог успешной деятельности будущего адвоката
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Анисина С. С. Концептуально-методологические основы преподавания профессиональной этики юриста // Концепт. — 2014. — Т. 20.
2. Бойков А. Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. — М. : Юрид. лит., 1978.
3. Бусурина Е. О. Адвокатура : практикум для бакалавров. — М. : Проспект, 2017.
4. Жукова С. П. К вопросу о перспективной методике преподавания этики в вузе // Стратегические ориентации процесса преподавания в современных условиях : тезисы 5-й науч.-метод. конференции факультета философии и социальных наук БГУ : в 2 ч. — Минск : Изд-во БГУ, 2008. — Ч. 2.
5. Перевалов В. Д. О практической части образовательной программы подготовки юристов // Юридическое образование и наука. — 2009. — № 3.
Ш m К
Т □
"О
Ю р И Д И
4 m П
К
□
5
НАУКИ
>