опыта и результатов деятельности работника, новизны применяемых в работе методов, способов деятельности, инновационных технологий.
Целенаправленная подготовки организаторов конкурса способствует актуализации профессиональной направленности конкурсных состязаний, соответствию содержательного аспекта мероприятия требованиям Всероссийских конкурсов профмастерства, конкурсам WoridSkiИs, формированию объективной экспертно-оценочной компетенции организаторов.
Актуализация профессиональной позиции работника предприятия направлена на стимулирование мотивов, побуждающих к преодолению трудностей, достижению новых рубежей, победе в состязании; удовлетворению потребностей в самоутверждении, саморазвитии.
Таким образом, содержательное наполнение каждого компонента, связанного с организацией и проведением конкурсов профмастерства как формы повышения квалификации работников предприятия представляет следующее:
- целевой компонент процессуальной модели отображает необходимость реализации основной цели исследования - повышение квалификации работников предприятия посредством конкурсов профессионального мастерства;
- содержательный компонент опирается на организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса повышения квалификации работников предприятия посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства;
- операциональный компонент включает комплекс методических средств (программа сопровождения участников и организаторов конкурсов, активные методы обучения, положения об организации и проведении конкурсов профессионального мастерства), обеспечивающих повышение квалификации работников предприятия;
- результативный компонент процессуальной модели отражает повышение уровня (высокий, средний, низкий) профессиональной компетентности работника предприятия в соответствии с критериями и показателями: познавательного (профессиональные знания), мотивационного (профессиональная позиция), поведенческого (профессиональный опыт).
Литература:
1. Гончаров С. З., Попова Н. В. Соревнование - креативный аспект управления молодежным коллективом на промышленном предприятии // Человек. Культура. Управление: сборник научных статей / ред. кол.: И. А. Кох (отв. ред.) и др.; УГТУ. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2012. - Вып. 12. - С. 90-111. [Электронный ресурс] - Режим доступа:йр://%'%гл'.гшпаикахот/
2. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетентности библиотечных специалистов и престижа их профессии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://unatlib.ru/librarians/methodical-materials
3. Конкурсы профессионального мастерства [Электронный ресурс]- Режим доступа:https://www.transneft.ru
4. Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии «Водитель автомобиля категории «В» [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://nsportaLш/npo-spo/transportnye-sredstva/library/
Педагогика
УДК:378
аспирант Борлакова Асият Хыйсаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Аннотация. Профессионально ориентированная речь предполагает свободное владение всеми речевыми жанрами данной профессии. Выпускник юридического вуза должен владеть различными навыками и приемами речевой коммуникации, речевого взаимодействия. Обозначились три основных направления в рамках формирования профессионально ориентированной речи будущих юристов: обращение к современным научным подходам в обучении студентов, определение круга преподаваемых речевых дисциплин, использование новых методов и технологий обучения. Уделяется недостаточное внимание дисциплинам, призванным готовить выпускников к различного рода коммуникативным действиям в будущей профессии. Основная задача сегодня при формировании успешного юриста с точки зрения его профессиональных речевых способностей и возможностей - это преодоление обособленности юридического образования в вузе и от юридической науки, и от юридической практики, преодоление замкнутости на себе, которая приводит к деформированию профессиональной подготовки юристов в высшей школе.
Ключевые слова: речевая подготовка юриста, профессионально ориентированная речь, речевое взаимодействие, речевая компетенция, речевая компетентность, риторическая компетентность, лингвистическая компетентность, профессиональная коммуникативная компетентность, ораторское мастерство, приемы ораторского мастерства, коммуникативная культура юриста, риторико-коммуникативная культура, интерактивные формы обучения.
Annоtation. Professionally-oriented speech implies the fluency of all speech genres of a given profession. A graduate of a law school must possess various skills and techniques of speech communication, speech interaction. Three main areas were identified within the framework of the formation of professionally oriented speech of future lawyers: an appeal to modern scientific approaches in teaching students, determining the range of taught speech disciplines, using new teaching methods and technologies. Insufficient attention is paid to disciplines designed to prepare graduates for various kinds of communicative actions in their future profession. The main task today in forming a successful lawyer from the point of view of his professional speech abilities and opportunities is overcoming the isolation of legal education at a university and from legal science and legal practice, overcoming isolation on oneself, which leads to a deformation of professional training of lawyers in higher education.
Keywords: speech training lawyer, professionally oriented speech, speech interaction, speech competence, speech competence, rhetorical competence, linguistic competence, professional communicative competence, public speaking, oratorical skills, communicative culture of a lawyer, rhetorical and communicative culture, interactive forms of training.
Введение. Как известно, Российское образование находится в состоянии модернизации, которая продиктована изменившимися условиями жизнедеятельности общества. Новая образовательная политика направлена на формирование высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, готовых актуализировать полученные в вузе знания с первых дней своей профессиональной деятельности. Перед современными работниками расширился круг задач, требующих как самостоятельного грамотного решения, так и умения презентовать себя, аргументированно отстаивать свою точку зрения. А для целого ряда «речевых» профессий, в том числе юриста, обучение в вузе обязательно должно включать такую составляющую, как речевая подготовка, формирование профессионально ориентированной речи.
На наш взгляд, профессионально ориентированная речь предполагает свободное владение всеми речевыми жанрами данной профессии, правильное и уместное использование профессиональной терминологии, знание и актуализацию своей «социальной роли» в профессиональном общении, применение основных риторических приемов в соответствии с конструируемым текстом на профессиональную тему, правильное использование языковых средств.
Изложение основного материала статьи. Проблемами обучения профессиональной речи занимались такие ученые, как Л.Г. Антонова, С.С. Антюшин, Л.А. Введенская, Н.Н. Ивакина, Н.А. Ипполитова, Н.В. Кузнецова, Т.А. Ладыженская, О.В. Лисоченко, Т.В. Мазур, Н.И. Махновская, Р.Г. Мельниченко, Н.В. Михал-кин, Л.Г. Павлова, О.В. Петров, Л.В. Поповская, Л.В. Салькова, Л.Е. Тумина и др.
Многие ученые, такие, как Д.Х. Вагапова, Н.Н. Ивакина, Т.В. Мазур, Л.Г. Павлова, А.К. Соболева и др. исследовали вопросы речевой, риторической подготовки будущих юристов.
В настоящее время в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 - (Юриспруденция) большое внимание уделяется речевой составляющей при подготовке будущего бакалавра юриспруденции. Так, в разделе требований к результатам освоения программы бакалавриата указывается владение следующими компетенциями: способностью к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5). К речевым компетенциям мы также относим обозначенные в стандарте требования к владению навыками подготовки юридических документов (ПК-7) и к способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
Многие ученые, исследующие различные стороны профессиональной подготовки будущих юристов, считают весьма актуальным обращение к проблемам формирования профессионально ориентированной речи выпускников юридических вузов. Так, Ч.Б. Далецкий считает, что «вся система юридического образования должна включать положения, которые позволили бы подготовить и сформировать у выпускников речевые навыки, необходимые для выполнения возлагаемых на них обязанностей» [2].
По мнению Т.А. Лебедева, при оценке профессиональных знаний и умений будущего юриста встает вопрос о наиболее значимом и важном компоненте его подготовки — коммуникативном, так как он играет важную роль в профессиональном становлении данного специалиста [5]. Автор говорит о формировании профессиональной коммуникативной компетенции будущего работника юридической сферы.
При этом ученый рассматривает профессиональную коммуникативную компетенцию и как приобретение знаний о сущности, правилах и нормах общения, и как умения устанавливать контакт с различной аудиторией, умения создавать и интерпретировать профессионально значимые типы высказываний, умения ориентироваться в речевой ситуации, оценивать ее и выбирать наиболее целесообразные средства, стратегии общения. Юрист, как считает Т.А. Лебедев, должен уметь выходить из нестандартных ситуаций общения. А для этого специалисту необходимо знать основы общей риторики, специфику профессионального общения в той или иной сфере деятельности, правила оформления организационных и информационных документов, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения стоящих перед ним профессиональных задач [5] Относя профессию юриста к сфере повышенной речевой ответственности, автор говорит о необходимости формирования у будущих юристов профессиональной коммуникативной компетенции.
Довольно категоричное мнение высказывает Л.Э. Карташова, заявляя, что для студентов юридического профиля владение приемами ораторского мастерства оказывается не дополнительным умением, а обязательным условием для осуществления юридической деятельности [3].
Е.Б. Макушина обладание коммуникативной культурой, культурой профессиональной речи так же относит к обязательным компонентам профессионализма юриста [6]. Действительно, юрист, обладающий не только знаниями, но и хорошо владеющий средствами коммуникации, найдет себе достойное, более широкое применение в своей профессии.
Мы так же считаем, что выпускник юридического вуза должен владеть различными навыками и приемами речевой коммуникации, речевого взаимодействия, так как ему по роду своей профессиональной деятельности приходится не только оперировать знанием различных законов, но и часто заниматься разъяснением, объяснением, доказательством, убеждением и переубеждением в беседах, спорах, допросах. Юрист должен владеть навыками судебной речи, юридического консультирования, публичного выступления, публичной дискуссии, что поднимает его на уровень юридической риторики, юридического красноречия. Ведь работнику закона нередко приходится выступать на собраниях, заседаниях, конференциях, перед населением по правовым и иным вопросам. Недаром специалисты отмечают, что при прочих равных условиях, больше дел выигрывают те судебные ораторы, которым удается с помощью слов «нарисовать более яркие картины, иллюстрирующие их взгляд на дело» [1].
Итак, поднимая вопросы профессионально ориентированной речи юристов, исследователи связывают ее с проблемами формирования культуры речи, речевой компетентности, коммуникативной компетенции, коммуникативных навыков, риторической компетенции, языковой компетентности, лингвистической компетентности, риторико-коммуникативной культуры будущего юриста. При этом специалистами выделяются профессиональные типы, в которых реализуется юридическая речь: язык права, юридическая
деоника, юридическая ораторика, юридическая диалогика, юридическая герменевтика, юридическая техника [4].
Какие же пути и средства формирования профессионально ориентированной речи будущих юристов предлагают теоретики и практики юридического образования?
Анализ исследований в области современного юридического образования позволил нам выделить три основных направления в рамках формирования профессионально ориентированной речи будущих юристов. Это обращение к современным научным подходам в обучении студентов, определение круга преподаваемых речевых дисциплин, использование новых методов и технологий обучения.
Так, О.М. Косянова при построении собственной концепции коммуникативной подготовки студентов правовых специальностей опирается на системно-структурный, синергетический, личностно-деятельностный подходы. Исходя из системно-структурного подхода, беря за основу понятие целостности любой системы, исследователь констатирует, что процесс формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих юристов невозможно осуществлять только в рамках одной, отдельно взятой речеведческой дисциплины (или нескольких речеведческих курсов). Это должна быть целостная взаимосвязанная система профессиональной коммуникативной подготовки. Синергетический подход нацеливает на единство профессионального юридического и коммуникативного знания, создание интегрированных курсов специальных юридических и общегуманитарных дисциплин с речевыми. При опоре на личностно-деятельностный подход формирование профессиональной коммуникативной компетентности студента юридического вуза строится на признании приоритета индивидуальности, самоценности обучаемого как субъекта коммуникативно ориентированного процесса обучения, максимальном обращении профессионального коммуникативного образования к индивидуальному опыту обучающегося, его потребностям в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии [4].
Храмцова Н.Г. предлагает обращение к интегративному подходу с использованием при преподавании юридических дисциплин в вузе новых интегрирующих технологий, которые, по ее мнению, способствуют: 1. формированию навыков работы с юридическими текстами (семантический анализ терминов, толкование нормативных правовых актов, создание правовых текстов различных жанров и т.п.); 2. формированию навыков устного выступления (подготовка, написание и произнесение судебных речей, консультативных текстов и т.п.); 3. формированию навыков и умений вести диалог (обучение способам ведения бесконфликтной и конфликтной коммуникации) [7].
Интегративного подхода при обучении будущих юристов придерживается и Т.А. Лебедева, суть которого, по ее мнению, заключается в междисциплинарном синтезе, интеграции изучаемых дисциплин, так как профессиональная речевая деятельность юриста достаточно целостная и обеспечивается не отдельными предметными знаниями и умениями, а их системой. [5] . Исследователь в качестве ведущего при речевой подготовке будущих юристов называет также риторический подход, нацеленный на овладение эффективной, успешной, профессиональной речью. Риторизация процесса обучения позволяет обогатить коммуникативный опыт обучаемого, вооружит его навыками эффективного речевого поведения.
Авторы также определяют круг дисциплин, которые способствуют формированию профессионально ориентированной речи будущих юристов: «Юридическая терминология», «Общая риторика», «Правовая аргументация», «Деловая проза», «Основы правового анализа», «Язык и стиль юридических текстов», «Жанры юридических текстов», «Законодательная техника», «Составление договоров», «Переговоры», «Внесудебное разрешение юридических споров», «Деловое общение», «Консультирование», «Судебное состязание», «Стратегия и тактика допроса», «История судебного красноречия», «Драматургия судебной речи» (Соболева А.К.); «Культура речи юриста», «Введение в юридическую риторику», «Юридическая документация», «Законодательная техника», «Юридическая оратория», «Юридическая диалогика» (Мазур Т.А.); «Теория и практика правовых коммуникаций» (Макушкина Е.Б.), «Ораторское искусство» (Карташова Л.Э.); «Основы коммуникативной деятельности» (Тонтоева Т.В.); «Риторика для юриста» (Лазарева Н.М.) и др.
Как видим, круг предлагаемых дисциплин довольно широк. Но, к сожалению, приходится признать, что большинство названных курсов отсутствуют в учебных планах юридических вузов. Мы изучили учебные планы тридцати высших учебных заведений разного статуса на предмет присутствия в них рассматриваемых дисциплин. В результате можем констатировать, что наиболее часто встречаемая дисциплина - «Русский язык и культура речи» (7 вузов). Остальные курсы включены в образовательные программы в единичном варианте («Русский язык», «Практикум по орфографии и пунктуации», «Коррекционный курс по русскому языку», «Практикум по культуре русской устной и письменной речи», «Культура судебной речи», «Стилистика деловой речи юристов», «Деловая корреспонденция», «Этика и культура делового общения», «Делопроизводство и документооборот в юриспруденции», «Стилистика юридических текстов в деятельности государственных органов», «Юридическое делопроизводство», «Процессуальная документация», «Деловое общение», «Ораторское искусство», «Риторика», «Риторика для юристов», «Риторика и ораторское искусство», «Речевые практики», «Культура речи в деятельности государственных служащих», «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке»).
Как видим, многие курсы по своему содержанию перекликаются. Еще одна тенденция - большое внимание при подготовке будущего юриста уделяется делопроизводству и деловой документации, то есть письменной речи. Мы заметили также, что в большинстве учебных планов речевые курсы представлены только одной дисциплиной из перечисленных. А в некоторых отсутствуют вообще. То есть говорить о системном подходе в речевой подготовке будущих юристов и их профессионализме в этом плане в такой ситуации не приходится. Следовательно, вопрос о формировании профессионально ориентированной речи выпускников юридических факультетов по-прежнему остается актуальным. И это не смотря на то, что, как мы отметили выше, авторы многих исследований предлагают различные новые методы и технологии при обучении студентов. Это активизация проблемно-деятельностных и интерактивных методов, призванных формировать у студентов креативное мышление и профессионализм. Среди них выделим проблемные лекции, лекции с элементами диалога, семинары, «круглые столы», дискуссии, «мозговые штурмы», диспуты, кейс-технологии, деловые и ролевые игры. Авторы предлагают также такие методы, как обучение в сотрудничестве, в форме информационно-учебного диалога; преподавание специальных дисциплин на основе коммуникативных упражнений, которые способствуют формированию коммуникативных умений и др.
Использование интерактивных форм обучения, по мнению исследователей, позволит обучающимся более осознанно и глубоко понять теорию и практику риторического мастерства, специфику профессионально ориентированной речи юриста, сформировать навыки и умения использования приобретенного в вузе багажа в будущей профессиональной деятельности.
Выводы. Итак, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что обязательность языковой и речевой составляющей при профессиональной подготовке будущих юристов не вызывает сомнения. Это доказано учеными, этого требуют как положения в нормативных документах, так и повседневная юридическая практика. Тем не менее, реалии сегодняшнего дня говорят о том, что при содержательном наполнении основных образовательных программ и формировании учебных планов по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция уделяется недостаточное внимание дисциплинам, призванным готовить выпускников к различного рода коммуникативным действиям в будущей профессии. Поэтому основная задача сегодня при формировании успешного юриста с точки зрения его профессиональных речевых способностей и возможностей - это, как подчеркивают исследователи, преодоление обособленности юридического образования в вузе и от юридической науки, и от юридической практики, преодоление замкнутости на себе, которая приводит к деформированию профессиональной подготовки юристов в высшей школе [7]. Ведущая роль в этом процессе принадлежит обязательному введению в учебные планы соответствующих дисциплин, а также использованию новейших интерактивных технологий, которые позволяют студенту стать субъектом образовательного процесса.
Литература:
1. Барабанщиков В.А. Восприятие в структуре общения // Мир психологии. - 2013. - № 1. -С. 168-187.
2. Далецкий Ч.Б. Риторико-коммуникативная культура личности юриста // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. - 2016. - № 4. - С. 94-101.
3. Карташова Л.Э. О роли учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании юриста // Вестник Российского университета кооперации. - 2015. - № 2 (20). - С. 135-138
4. Косянова, О.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов как один из факторов устойчивого развития системы профессионального образования: дис. ...докт. пед. наук: / Косянова О. М. - М., 2008. - 524 с.
5. Лебедева Т.А. Профессионально ориентированная коммуникативная подготовка студентов-юристов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. - 2011. - № 3 (9). -С. 172-177
6. Макушина Е.Б. Место дисциплины Теория и практика правовых коммуникаций в учебной программе подготовки юристов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2003. - № 1 (5). -С. 14-16
7. Храмцова Н.Г. Профессиональные коммуникативные компетенции студентов юридических вузов в системе повышения качества высшего юридического образования // Гуманитарные и социальные науки. -2016. - № 3. - С. 203-212
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Иляшенко Любовь Киряловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос проектирования образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации. При этом делается акцент на том, что исследовательский компонент становится наиболее важным в структуре подготовки будущего специалиста. Было отмечено также, что воплощение компетентностного подхода является способом поддержания единого культурного, образовательного, ценностного, профессионального и квалификационного пространства. Представлено исследование готовности обучающихся к проектной деятельности, что способствовало развитию участия обучающихся в творческих конкурсах, научно-исследовательской деятельности, профессиональных олимпиадах и помогает преподавателю лучше узнать индивидуальные особенности обучающихся, выявить тех, кто проявляет повышенный интерес к профессии, и направить развитие этого интереса.
Ключевые слова: проектная деятельность, компетенция, обучающийся, внеаудиторная работа, профессиональная образовательная организация.
Annotation. This article addresses the issue of designing educational technologies for teaching students to a professional educational organization. In this case, emphasis is placed on the fact that the research component becomes the most important in the structure of the future specialist's training. It was also noted that the embodiment of the competence approach is a way of maintaining a single cultural, educational, value, professional and qualifying space. A study of students' readiness for professional activity is presented, which contributed to the development of students' participation in creative competitions, research activities, professional competitions, and helps the teacher to