Научная статья на тему 'О роли учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании юриста'

О роли учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / MODERN TRAINING METHODS / RHETORIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Л. Э.

Анализируется роль учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании современного юриста для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития правового сознания и речевой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the subject «juridical rhetoric» in the developing of law competences

The role of the academic subject “Juridical rhetoric” in developing modern lawyer’s competences, which are necessary for successful work and evolution of their legal consciousness and language culture, is analyzed.

Текст научной работы на тему «О роли учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании юриста»

ции / отв. ред. В.Я. Лаверычев; АН СССР, Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1988. 244 с.

7. Думова Н.Г. П.Н. Милюков // Россия на рубеже веков. Исторические портреты. Изд-во полит. лит., 1991. С. 209-226.

8. Евреинов Б.А. Библиография печатных трудов Павла Николаевич Милюкова (1886-1930) // Милюков П.Н. Сборник материалов по чествованию его семидесятилетия (1859-1929). Париж, 1929. С. 326-329.

9. Избранные выступления депутатов Государственной Думы с 1906 года до наших дней / под общ. ред. С.Е. Нарышкина. М., 2013. 546 с.

10. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. N° 12. С. 136152.

11. Кизеветтер А.Д. На рубеже двух столетий: (Воспоминания 1881-1914). Прага, 1929. 524 с.

12. Конституционно-демократическая партия. Съезд 12-18 октября 1905 г. М., 1905. 26 с.

13.Медушевский А.Н. П.Н. Милюков: ученый и политик // История СССР. 1991. № 4. С. 32-48.

14. Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917): в 2-х т. М.: Современник, 1990. T. I. 446 с.

15. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. СПб., 1909. Ч. 1. 186 с.

16. Набоков В.Д. Временное правительство // Наше наследие. 1990. № 5. С. 55-71.

17. Протоколы ЦК кадетской партии периода первой российской революции // Вопр. истории. 1990. № 6. С. 125-143.

18. СухановН.Н. Записки о революции: в 3-х т. М.: Политиздат, 1991. Т. 1. 382 с.

19. Шульгин В.В. Дни, 1920. М.: Современник, 1989. 557 с.

ВОЛКОВА Наталья Константиновна - кандидат исторических наук, зав. кафедрой теории и истории государства и права. Королёвский филиал Международного юридического института. Россия. Московская область. Королёв. E-mail [email protected]

VOLKOVA, Natalya Konstantinovna - Candidate of History Sciences, Head of the Department of Theory and History of the State and Law. Korolev branch of the International Law Institute. Russia. Moscow region. Korolev. E-mail [email protected]

УДК 37.03+372.8

О РОЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ЮРИСТА

Л.Э. Карташова

Анализируется роль учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании современного юриста для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития правового сознания и речевой культуры.

Ключевые слова: общекультурные и профессиональные компетенции; юриспруденция; ораторское мастерство; современные методики обучения.

L.E. Kartashova. THE ROLE OF THE SUBJECT «JURIDICAL RHETORIC» IN THE DEVELOPING OF LAW COMPETENCES

The role of the academic subject "Juridical rhetoric" in developing modern lawyer's competences, which are necessary for successful work and evolution of their legal consciousness and language culture, is analyzed.

Keywords: cultural and professional competences; jurisprudence; rhetoric; modern training methods.

Учебная дисциплина «Ораторское искусство» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров в области юриспруденции является неотъемлемой составляющей общегуманитарной и профессиональной подготовки современных юристов.

Ее целью является приобщение студента к ак-

тивной речетворческой деятельности и профессиональной компетентности для формирования его личности, способной к продуктивному общению в любых социально значимых ситуациях.

Несомненно, чтобы быть востребованным и социально адаптированным в настоящих условиях, от юриста требуются профессиональные знания и умения их применить. Формируется новый тип личности: мобильной, инициатив-

ной, умеющей быстро приспособиться к любым социальным изменениям, ответственно принимать самостоятельные и нестандартные решения. Сегодня личная коммуникабельность, обладание хорошо развитым навыком устного и письменного общения приобретают особо важное значение в условиях интенсивно развивающегося информационного общества.

Одна из основных задач быстро и динамично развивающегося российского общества связана с созданием условий для свободного и подлинно гармоничного развития граждан страны, «возможности раскрыть себя», активнее участвовать «в обустройстве своей жизни» и, как следствие, в духовно-материальном повышении потенциала России, о чем неоднократно говорил в своих программных выступлениях Президент РФ [1]. В этом взаимообусловленном процессе коммуникативная составляющая оказывается весьма значимой в обществе.

В этом смысле риторика имеет несомненное значение в образовательном процессе независимо от специализации обучения, поскольку формирует у студентов представления о языке как инструменте организации любой человеческой деятельности, способствует формированию речи учащихся как средства и способа выражения личности, учит навыкам публичного общения и выступлений перед аудиторией.

Особую задачу данной дисциплины, занимающейся проблемами эффективного коммуникативного общения, составляет формирование профессионального оратора. В современном обществе существует целый ряд важных профессий из числа так называемых «речевых», в которых формирование специалиста с необходимостью включает его подготовку в качестве профессионального ритора, в том числе юриста, поэтому карьера в юриспруденции всегда основывается также и на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Итак, курс ораторского искусства юриста позволяет обучаемым приобрести необходимые навыки составления собственных текстов по правилам риторики и стилистики, а также навыки ораторского выступления, способствует осуществлению профессиональной деятельности. Данные знания широко используются в юридической науке и практике. Поэтому для студентов юридического профиля владение приемами ораторского мастерства оказывается не дополнительным умением, а обязательным условием для осуществления юридической деятельности.

Именно это обстоятельство определяет следующие необходимые направления в преподавании данной дисциплины:

- изучение основ теории коммуникации, риторики и правил построения речи юриста;

- чтение и анализ текстов литературной и ораторской классики (для развития собственных коммуникативных навыков и формирования речевого стиля и вкуса);

- систематические упражнения в практической риторике, написании и произнесении речей перед аудиторией;

- распознание и активизация личных «природных дарований» студента (степени его коммуникабельности, умения общаться, в том числе публично).

Изучение ораторского искусства обеспечивает достижение единства общекультурных и профессиональных компетенций как конечного результата в подготовке современного юриста, в том числе:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, правильной постановке цели и выбору путей ее достижения непосредственно связано со знанием общей риторики и методов ораторского искусства в области частной риторики, анализом проблемы судебной риторики в современной юриспруденции, а также формированием навыков самостоятельного анализа (на основе использования риторических средств) правовых проблем;

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на основе изучения методов построения речи, в том числе риторических приемов, используемых в публичных выступлениях, реализуемых в практической профессиональной деятельности;

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стратегически определять применение теоретических знаний в области ораторского искусства для решения конкретных задач профессионального характера.

Следует констатировать, что определенная часть студентов оказывается слабо подготовленной к реалиям современного образования: неразвитость кругозора, отсутствие устойчивого интереса к новым знаниям, слабость коммуникативных навыков, неумение формулировать свои мысли, работать самостоятельно и в группе, отсутствие языковой культуры - все это усложняет поставленные перед преподавателем задачи в образовательном процессе вообще и в освоении дисциплины «Ораторское искусство» юристами в частности. Для этих студентов трудным оказывается как изложение мыслей в письменной форме, так и выступление в аудитории в присутствии дру-

гих студентов, даже хорошо знакомых по учебе в группе.

Современная модернизация образования в России, решая множество серьезных задач, безусловно, предполагает изменение ситуации и в направлении повышения уровня языковой, в том числе речевой, культуры в студенческой среде. Научно-педагогическое сообщество сегодня активно обсуждает общеметодологические принципы и различные концептуально-ориентированные методики подходов в обучении [3; 4; 7]. Каждая из таких методик концентрирует внимание на отдельных существенных моментах образовательного процесса, позволяющего развить и укрепить у студента требуемые навыки и качества.

Так, в основе коммуникативной методики в широком смысле слова лежит базисная категория «коммуникативность», трактуемая как модель процесса общения (на теоретическом уровне) и как технология обучения общению, в которой соблюдаются все основные характеристики, качества, свойственные общению [2; 5; 8]. В этом качестве она обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни и означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Применение общих коммуникативных методик позволяет реализовывать «профессиональную коммуникативную компетентность», которая включает такие умения, как:

- свободное владение репертуаром профессиональных речевых жанров,

- правильное использование профессиональной терминологии, этикетных речевых средств общения,

- четкое выполнение своей «социальной роли» в профессиональном общении,

- использование основных риторических правил и приемов при создании текстов определенного профессионально востребованного жанра,

- правильного использования языка как системы.

Таким образом, риторика способствует формированию целостности восприятия циклов гуманитарных, социально-экономических и правовых наук, поскольку выступает как:

- теория и искусство речи («техническая» выучка и практическая «ловкость» владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения);

- искусство мыслить (формирование мировоззрения и выражения его в слове, осуществление реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни);

- теория и практика совершенной речи (формирование убедительной, стилистически выдержанной, уместной, эффективной речи);

- практика речевого воспитания личности (формирование жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию вер-бально как основу для формирования профессиональной личности и специалиста).

Обучение дисциплине «Ораторское искусство» ставит профессиональные и общепедагогические задачи перед преподавателем в совершенствовании умения четкой и последовательной дидактической разработки целей обучения и воспитания будущего юриста, создании и стимулировании познавательной мотивации деятельности студентов, структурировании и упорядочивании информации, подлежащей усвоению, комплексном применении дидактических, технических, в том числе компьютерных, средств обучения и контроле, организации самостоятельной информационно-коммуникативной работы студентов.

Современные требования ФГОС связаны с активизацией методов проблемно-деятельного и интерактивного обучения, способных вырабатывать у студентов творческое мышление и профессиональное знание. Среди них особо следует отметить: проблемные лекции, лекции с элементами диалога, семинары - «круглые столы», дискуссии, «мозговые штурмы», диспуты по разбору конкретных ситуаций, практические занятия - деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, индивидуальные задания и др. [6]. Использование интерактивных форм обучения позволит обучающимся более наглядно и глубоко понять теоретические проблемы ораторского искусства юриста и сформировать навыки и умения использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Реализация современных интерактивных форм обучения требует от современного преподавателя умения работать инновационно и технологично, как то: создание научного, грамотно и логично изложенного текста лекции, умение установить и поддерживать контакт с аудиторией, обеспечивать обратную связь, активное имиджевое влияние на студентов (внешний вид, жесты, техника речи и т.д.).

Таким образом, изучение дисциплины «Ораторское искусство» ориентировано на формирование у студентов как прочных теоретических знаний по осознанию значимости своей буду-

щей профессии, способностей использовать основные положения и методы риторики, судебной речи при решении профессиональных задач, так и общекультурных компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития правового сознания и речевой культуры современного юриста.

Учитывая, что в студенческой среде продолжает наблюдаться снижение качества речевых навыков, в том числе в сфере публичных выступлений, необходимо постоянно совершенствовать методики интерактивных форм преподавания в цикле общегуманитарного, включая языковое, и профессионального образования. Такие возможности особенно широко предоставляет современная система реформирования высшего образования.

Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http:// www.kremlin.ru/news.

2. Астанина С.Ю., Шестак Н.В. Реализация компетентностого подхода в высшем профессиональном образовании. М.: СГА, 2009.

3. Гладкая И.В. Этапы становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. № 155.

4. Инновационные методы в образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: РИПО ИГУМО, 2008.

5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР.

6. Серова О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: конспект лекций. Самара: Самар. гуманит. акад., 2009.

7. Шестак Н.В. Профессиональное образование и компетентностный подход // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 38-43.

8. URL: http://methodological_terms.aca-demic.ru.

КАРТАШОВА Людмила Эдуардовна — кандидат философских наук, зав. кафедрой общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Одинцовский филиал Международного юридического института. Россия. Московская область. Одинцово. E-mail: [email protected]

KARTASHOVA, Ludmila Eduardovna - Candidate of Philosophy Sciences, Head of the Department of Humanities and Natural disciplines. Odintsovo branch of the International Law Institute. Russia. Moscow region. Odintsovo. E-mail: [email protected]

УДК 37.035.6 (470)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ГЕРОИКЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Е.М. Михайлова

Рассматриваются вопросы патриотического воспитания и формирования национального самосознания молодежи на примерах героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны. Проводится линия концептуальной значимости преемственной передачи традиций и героического прошлого нашей страны последующим поколениям.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; историческая память; героика; патриотическое воспитание.

E-М. Mikhailova. HISTORICAL MEMORY OF THE HEROISM IN WORLD WAR II AS A FACTOR OF PATRIOTIC EDUCATION AND NATIONAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH

The patriotic education and the formation of a national identity of the youth on the examples of the heroism of the Soviet people in the Great patriotic war are considered. The line of the conceptual significance of successive transmission of traditions and the heroic past of our country for future generations is given.

Keywords: World War II; historical memory; heroic spirit; patriotic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.