Научная статья на тему 'Формирование речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза'

Формирование речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1560
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / SPEECH COMPETENCE / DEVELOPING SPEECH COMPETENCE / VOCATIONAL TRAINING IN A HEI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Галина Николаевна

В статье обосновывается необходимость формирования речевой компетентности и речевых компетенций студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. На современном рынке труда умения и навыки эффективного речевого общения являются обязательным качеством специалистов. Следовательно, формирование профессиональной речевой компетентности задача, которая должна решаться в вузе в процессе преподавания дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Анализ образовательных программ ряда российских вузов выявил явную недостаточность внимания к проблеме речевой подготовки будущих специалистов. Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки рассматриваемой проблемы, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными. Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы и реальной образовательной практики высшей школы дает возможность выделить следующие условия формирования речевой компетентности и речевых компетенций будущих профессионалов: включение в состав целей профессиональной подготовки в вузе цели формирования речевой компетентности обучающихся; специально разработанная технология формирования речевой компетентности; обеспечение преемственности лингвоинтенсивных дисциплин; реализация личностно-ориентированного подхода; модификация имеющихся методов речевой подготовки специалистов творческих речевых (голосовых) профессий (вокалистов, актеров и др.) и использование их в процессе подготовки студентов вузов, с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности. В статье представлены подтверждающие факт результаты проведенного исследования. Автором описаны условия и модель формирования речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза, включающая элементы: мотивация, знания, эмоционально-волевая регуляция, речевые умения и навыки, опыт речевой деятельности (проявления речевой компетентности). В статье представлена программа интеграционного по своему содержанию спецкурса «Основы техники речи», имеющая профессионально-практическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SPEECH AND VERBAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS

This paper proves the need to develop verbal skills of students during their training at the university. Modern labor market and effective communication skills are a must for future professionals. Therefore, the task of developing professional verbal competences must be solved at the university level when teaching humanities and vocational courses. After analyzing the educational programs offered by some Russian universities, we discovered a lack of attention to the issue of developing speech competencies of future professionals. Despite the existing theoretical and practical implications of the problem, many aspects remain insufficiently developed. The retrospective analysis of the philosophical, psychological and pedagogical reference sources and real educational practices in higher school makes it possible to identify the following conditions for developing speech competences of future professionals, such as including an objective to develop speech competences in the list of vocational training objectives; providing a technology for developing speech competences; ensuring the continuity of language courses; implementing a student-oriented approach; modifying the existing methods of speech training for artistic professions (singers, actors, etc.) and using them in training university students with an account for their future careers. The study dwells upon the conditions and the model of developing speech competences of university students, including such elements as motivation, knowledge, emotional and volitional control, speech skills, speech activity. The paper presents a program for integrating a special professionally-oriented and practical course in Basic Speech Technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза»

M. A. Abramova, O. L. Kosheutova

Novosibirsk, Russia

PRE-UNIVERSITY TUTORIAL AS A LIFE-LONG LEARNING COMPONENT

Abstract. This paper analyzes the transformation of supplementary education serving as a component of the Russian system of continuous education and life-long learning. Changes in socio-cultural situation together with scientific and technological progress have lead to the need of strict requirements to the level of general and vocational education. An increased demand for highly qualified professionals revealed certain deficiencies of the existing education system and emphasized the need to review the structure of supplementary education, as well as the quality of pre-university tutorials developed in the late XX century.

This paper studies the system of national pre-university tutorials and aims at identifying the role and place of pre-university training in the Russian system of continuous education. The authors use a structural and functional method to analyze the transformation of such concepts as «out-of-school education», «supplementary education» and to identify the periods in the development of the education component under study. The authors conclude that despite the long history of the pre-university training as a phenomenon, its role and place in the Russian system of continuous education and life-long learning have not been thouroughly defined and reflected in the regulations and descriptions of the federal requirements and the federal state educational standards.

Thus, functional uncertainty determined by the lack of a clear understanding of the purpose and objectives of the component under study is the reason for certain inconsistences in ensuring the continuity of pre-university and vocational training and developing the objectives of secondary comprehensive education and supplementary education institutions. The problem has consequences not only for the students themselves and for the quality of their training, but also for educators and teachers of supplementary education institutions whose activities are to be evaluated with a set of criteria to be yet developed.

The material presented in the paper are of certain proactical value for researchers studying the development of pre-university tutorials, as well as for professionals concerned with ensuring the continuity of pre-university training and lifelong learning.

Key words: pre-university tutorial; continuous education; federal state educational standards and federal state requirements.

About the authors: Maria Alekseevna Abramova1, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Logic and Methodology; Olga Leonardovna Kosheutova2, postraduate student Department of Psychology and Pedagogy of Vocational Education at Novosibirsk State Pedagogical University.

Place of employment: Novosibirsk State University1.

УДК 378.1 Г. Н. Артемьева

Нижневартовск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования речевой компетентности и речевых компетенций студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. На современном рынке труда умения и навыки эффективного речевого общения являются обязательным качеством специалистов. Следовательно, формирование профессиональной речевой компетентности — задача, которая должна решаться в вузе в процессе преподавания дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Анализ образовательных программ ряда российских вузов выявил явную недостаточность внимания к проблеме речевой подготовки будущих специалистов. Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки рассматриваемой проблемы, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными. Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы и реальной образовательной практики высшей школы дает возможность выделить следующие условия формирования речевой компетентности и речевых компетенций будущих профессионалов: включение в состав целей профессиональной подготовки в вузе — цели формирования речевой компетентности обучающихся; специально разработанная технология формирования речевой компетентности; обеспечение преемственности лингвоинтенсивных дисциплин; реализация личностно-ориентированного подхода; модификация имеющихся методов речевой подготовки специалистов творческих речевых (голосовых) профессий (вокалистов, актеров и др.) и использование их в процессе подготовки студентов вузов, с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности.

В статье представлены подтверждающие факт результаты проведенного исследования. Автором описаны условия и модель формирования речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза, включающая элементы: мотивация, знания, эмоционально-волевая регуляция, речевые умения и навыки, опыт речевой деятельности (проявления речевой компетентности). В статье представлена программа интеграционного по своему содержанию спецкурса «Основы техники речи», имеющая профессионально-практическую направленность.

Ключевые слова: речевая компетентность; речевая компетенция; формирование речевой компетентности; профессиональная подготовка в вузе.

Сведения об авторе: Галина Николаевна Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития факультета педагогики и психологии.

Место работы: Нижневартовский государственный университет.

Контактная информация: 628600, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56, e-mail: artemyevagn@mail.ru.

Характерной тенденцией современного рынка труда, связанной с ростом коммуника-тивно-деятельностных потребностей социума, является увеличение количества профессий, предполагающих квалифицированную речевую подготовку. В связи с этим в период постоянных коммуникаций между людьми и быстрого темпа жизни особую актуальность приобретает развитие способности человека к продуктивным контактам, взаимопониманию и сотрудничеству.

Важнейшим компонентом профессиональной подготовки студентов вуза является совершенствование их речевой компетентности, то есть совокупности основательных знаний, умений, навыков свободного, эффективного речевого поведения в разнообразных коммуникативных ситуациях. «Речевая компетентность является одним из основных факторов формирования позитивного имиджа любого профессионала: она способствует успешной самопрезентации специалиста, повышению его деловой активности, эффективности решения профессиональных задач в сфере коммуникаций» (Иванчикова 2010: 5). Особую значимость для современного общества приобретает речевая культура педагога, поскольку его миссия состоит в сохранении лучших традиций русской речи с целью передачи их подрастающему поколению. «Речевая компетентность, с одной стороны, является органической частью коммуникативной компетентности образованного человека, а с другой — значимым профессиональным качеством педагога, входящим в состав его профессиональной компетентности» (Волченкова 2009).

В педагогической литературе довольно широко обсуждается вопрос о соотношении таких понятий, как «компетентность» и «компетенция». Мы придерживаемся точки зрения, высказанной в статье И. В. Георге и Л. А. Ибра-

гимовой: «В настоящее время, согласно федеральным образовательным стандартам нового поколения, профессиональную компетентность следует рассматривать как обладание совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций. Характерологический перечень общекультурных компетенций задан для всех направлений подготовки, в то время как профессиональные компетенции дифференцируются по каждому направлению и уровню подготовки» (Георге, Ибрагимова 2014: 122). Кроме того, говорится, что «федеральные государственные образовательные стандарты оставляют вузам широкий простор для творчества в достраивании этих наборов дополнительными компетенциями, отражающими особенности профессиональной деятельности выпускаемых специалистов» (Георге, Ибрагимова 2014: 122—123).

Во ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) представлен круг профессиональных компетенций в предметной области, связанных с коммуникацией и речью. Например, выпускник программы бакалавриата должен обладать: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); владеть основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); проявлять готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6); обладать способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) и др.

Следовательно, формирование профессиональной речевой компетентности — задача, которая должна решаться в вузе в процессе преподавания дисциплин гуманитарного и профессионального цикла. При этом анализ образовательных программ ряда российских вузов выявил явную недостаточность внимания к проблеме речевой подготовки будущих специалистов. Парадокс заключается в том, что овладение профессиональной речью, языком специальности не является обязательным требованием профессиональной компетентности выпускника вуза. Предполагается, что студент в процессе усвоения дисциплин образовательной программы формирует собственную речевую компетентность автоматически. Речевые компетенции «в определенном смысле, являются "сквозными", строевыми в аспекте профессиональной и общекультурной подготовки специалиста» (Косьянова 2008: 8—12).

Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки исследования проблемы речевой компетентности будущих учителей, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными. С. Б. Елкановым, И. А. Зя-зюном, В. А. Кан-Каликом и другими учеными подготовка будущего учителя к речевой деятельности признаются слабым звеном в системе профессионального педагогического образования (Абрамов и др. 2013: 43—54).

Это подтверждают и результаты нашего исследования: более 44% опрошенных нами студентов относят свою речевую подготовку к низкому уровню. Большая часть студентов отмечает, что они не владеют речевыми качествами, поскольку в университете нет специальных дисциплин, направленных на профессиональную речевую подготовку студентов.

Выпускники гуманитарного факультета вуза указали, что преподаватели ряда дисциплин во время учебных занятий обращают внимание на чистоту речи студентов, ее правильность, соответствие орфоэпическим нормам.

Анализ данных, полученных в рамках прохождения будущими бакалаврами учебной и производственной практики, позволил выделить основные недостатки речи:

— качества речи: однообразие интонаций (монотонность) — 61%, отсутствие умения найти оптимальный вариант громкости — 76%, отсутствие навыков выразительного чтения — 59%;

-дикции: картавость — 13%, шепелявость

— 19%, скороговорка — 67%, звучание «сквозь губы» — 48%, «съедание» конечной согласной или звуков внутри слова — 69%, нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных

— 53%;

- голоса: нарушение силы — 73%, тембра — 41%, напряженность — 77%, форсированность

— 43%, носовое звучание — 39%.

Кроме того, нами была разработана специальная анкета для студентов направления подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) с целью выявления их представлений о речевой компетентности и речевых компетенциях. В обследовании приняли участие 116 человек. Более половины опрошенных (55%) определили речевую компетентность как передачу информации посредством языка, 18% испытуемых — как способность к профессиональному общению, более 20% студентов дали отрицательные ответы («не могу четко дать определение»). Обследование показало, что значительная часть студентов имеет смутные представления об этих понятиях. Студенты выделили основные качества профессиональной речи: нормативность (43%), выразительность (41%), правильность (56%), точность (23%), чистоту (31%), логичность (46%), убедительность (59%), побудительность (54%), речевую технику (61%). 71% студентов отметили, что их речь не соответствует перечисленным качествам. Многие испытуемые не осознают, что их речи необходимы такие важные качества, как побудительность (46%), выразительность (59%), лексическое богатство (24%).

Анализ философской и психолого-педагогической литературы, реальной образовательной практики высшей школы позволяет выделить следующие условия формирования речевой компетентности и речевых компетенций будущих специалистов: включение в состав целей профессиональной подготовки цели формирования речевой компетентности обучающихся; разработку специальных интенсивных технологий речевого развития; обеспечение преемственности в изучении лингвоинтен-сивных дисциплин; реализацию личностно ориентированного подхода; модификацию технологий формирования нормативных артикуляционных, интонационных и вокальных способностей студентов (Абрамов, Артемьева 2010).

Сегодня в вузах имеются возможности практического решения задачи формирования речевой компетентности. Одной из таких возможностей является внедрение в образовательный процесс курсов по выбору, таких как «Технологии эффективного общения», «Речевая коммуникация учителя», «Основы речевого мастерства», «Этика делового общения», «Основы техники речи» и др.

Важную роль играет методический опыт представителей творческих голосовых профессий: он необходим для проведения специальных тренингов по постановке голоса и правильного дыхания, по мастерству выразительного чтения, по ознакомлению с основами ораторского искусства и спецификой театрального произношения. Это далеко не полный перечень тех компетенций, которые необходимы не только будущему педагогу, но и человеку любой профессии.

В связи с объективно назревшей задачей формирования речевой компетентности студентов вуза нами была разработана программа интеграционного спецкурса «Основы техники речи», имеющего профессионально-практическую направленность. Интегрирующий характер предопределил внутреннюю связь спецкурса с другими предметами, в частности, с дисциплинами «Русский язык и культура речи», «Психология» и др. Последовательность разделов программы условна, как и их разграничение. Экспериментальное обучение выявляет

возможности объединения различных разделов программы так, чтобы работа, например, над голосом проводилась систематически, на каждом занятии, как и работа над нормой и качествами речи.

Личностно ориентированный подход в процессе обучения определяется задачами и содержанием учебного предмета, т.к. он направлен на подготовку студентов к профессиональной речевой деятельности. Формирование речевой компетентности и речевых компетенций предполагает разработку системы коммуникативных задач и упражнений. Активная, профессионально ориентированная деятельность студентов требует особой организации учебного процесса: обучающиеся не просто много говорят, пишут, слушают, но и овладевают при этом культурой профессионального общения. На занятиях создаются учебно-речевые, учеб-но-коммуникативные ситуации.

Для спецкурса характерен динамический характер занятий — индивидуальная работа по предложенной программе под руководством педагога; смена различных видов деятельности на одном занятии, например, говорение, слушание, пение, движения и т.д.

Поскольку задача формирования профессиональной речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза сложна и многогранна, представленный в статье практический опыт раскрывает лишь отдельные ее аспекты.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамов А. В., Артемьева Г. Н., Белькова А. Е., Махутов Б. Н. 2010. О ходе эксперимента по реализации контекстно-компетентноетного подхода в Нижневартовском государственном гуманитарном университете: результаты проведения научно-исследовательской работы. Нижневартовск: НГГУ.

Абрамов А. В., Артемьева Г. Н., Махутов Б. Н. 2013. Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений. Нижневартовск: НВГУ.

Волченкова К. Н. 2009. Технология формирования речевой компетентности студентов педагогических специальностей в вузе. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск.

Инновационные процессы в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС ВПО: Коллективная монография. 2012 / Ибрагимова Л. А. (Отв. ред.). Нижневартовск: НГГУ.

Иванчикова Т. В. 2007. Комплекс подходов к формированию речевой компетентности студентов неязыкового вуза // Педагогическое образование и наука 4, 28-32.

Иванчикова Т. В. 2010. Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей вуза: ситуационный подход: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. М.

Косянова О. М. 2008. Коммуникативная компетентность как одна из основ качественного профессионального образования студентов правовых специальностей // Наука и школа 1,8-12.

Манаенкова М. П. Интерактивные технологии формирования речевой компетентности студентов // http://www.tsutmb.l'u/intel'aktivnyie-texnologii-fol'mil'ovaniya-l'echevoj-kompe-tentnosti-studentov (2016, 11 января).

Меркулова Л. В. 2009. Технология формирования речевой компетентности аспирантов// Высшее образование сегодня 7, 29-31.'

Якушева С. Д. 2004. Основы педагогического мастерства. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 230.

REFERENCES

Abramov A. V., Artemieva G. N., Belkova A. E., Makhutov B. N. O khode eksperimenta po realizatsii kontekstno-kompetentnostnogo podkhoda b Nizhnevartovskom gosudarstvennom gumanitarnom universitete: rezultaty provedeniya nauchno-issledovatlskogo raboty [The experiment of developing the context and competence approach in Nizhnevartovsk State University: Results of research], Nizhnevartovsk State University, 2010. (In Russian).

Abramov A. V., Artemieva G. N., Belkova A. E., Makhutov B. N. Sistema pedagogcheskogo otsenivaniya formirovaniya kompetentsiy u studentov vysschikh uchebnykh zavedeniy [The system of assessing the competencies of university students], Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University, 2013. (In Russian).

Volchenkova K. N. Tekhnologiya formirovaniya rechevoy kompetentnosti studentov pedagogicheskikh spetsialnostey v vuze [Technology of developing speech competence of university students majoring in pedagogy: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences], Chelyabinsk, 2010. (In Russian).

Ibragimova L. A. et al. tnnovatsionniye protsessy v professionalnom pbrazovanii v usloviyakh realizatsii FGOS VPO [Innovative processes in vocational training in the context of the Federal State Educational Standards of Higher Education: A collective monograph], Nizhnevartovsk State University, 2012. (In Russian).

Ivanchikova T. V. In: Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka [Pedagogical education and science]. Vol. 4 (2007): 28—32. (In Russian).

ivanchikova T. V. Formirovaniye rechevoy kompetentnosty studentov ekonomicheskikh spetsialnostey vuza: situatsioniy podkhod [Developing speech competence of university students majoring in economy: a situational approach. An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2010. (In Russian).

Kosyanova O. M. In: Nauka i shkola [Science and school]. Vol. 1 (2008): 8—12. (In Russian).

Manaenkova M. P. Interaktivnaya tekhnologii formirovaniya rechevoy kompetentnosti studentov [Interactive technologies for developing speech competences of students]. Available at: http://www.tsutmb.ru/interaktivnyie-texnologii-formirovaniya-rechevoj-kompe-tentnosti-studentov (Accessed on 11 January, 2016). (In Russian).

Merkulova L. V. In: Vysscheye obrazovaniye segodnya [Higher education today]. Vol. 7 (2009): 29—31. (In Russian).

Yakusheva S. D. Osnovy pedagogicheskogo masterstva [Basics of pedagogical skills]. Orenburg: RIK GOU OGU, 2004. (In Russian).

G. N. Artemieva

Nizhnevartovsk, Russia

DEVELOPING SPEECH AND VERBAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS

Abstract. This paper proves the need to develop verbal skills of students during their training at the university. Modern labor market and effective communication skills are a must for future professionals. Therefore, the task of developing professional verbal competences must be solved at the university level when teaching humanities and vocational courses. After analyzing the educational programs offered by some Russian universities, we discovered a lack of attention to the issue of developing speech competencies of future professionals. Despite the existing theoretical and practical implications of the problem, many aspects remain insufficiently developed. The retrospective analysis of the philosophical, psychological and pedagogical reference sources and real educational practices in higher school makes it possible to identify the following conditions for developing speech competences of future professionals, such as including an objective to develop speech competences in the list of vocational training objectives; providing a technology for developing speech competences; ensuring the continuity of language courses; implementing a student-oriented approach; modifying the existing methods of speech training for artistic professions (singers, actors, etc.) and using them in training university students with an account for their future careers.

The study dwells upon the conditions and the model of developing speech competences of university students, including such elements as motivation, knowledge, emotional and volitional control, speech skills, speech activity. The paper presents a program for integrating a special professionally-oriented and practical course in Basic Speech Technologies.

Key words: speech competence; developing speech competence; vocational training in a HEI.

About the author: Galina Nickolaevna Artemieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of Educational and Developmental Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology

Place of employment: Nizhnevartovsk State Univeristy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.