Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях высшего учебного заведения (из опыта университета современных знаний)'

Формирование коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях высшего учебного заведения (из опыта университета современных знаний) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ ЮРИСТ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE FUTURE LAWYER / THE SPECIAL SUBJECTS / THE RESEARCH-EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насиленко Людмила Анатольевна

В статье проанализированы условия формирования коммуникативной компетентности будущих юристов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Рассматриваются особенности опытно-экспериментальной работы в Университете современных знаний в процессе изучения специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE’S FUTURE LAWYERS IN THE TEACHING’S CONDITIONS IN THE UNIVERSITIES (FOR EXAMPLE THE UNIVERSITY OF MODERN KNOW LEDGEK)

In the article is analyzed the conditions of communicative competence’s formation of the future lawyers in the process of teaching in the universities. It is also considered the features of the research-experimental work in the University of Modern Knowledge in the process of special subjects’ learning.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях высшего учебного заведения (из опыта университета современных знаний)»

УДК 378:347.96

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА УНИВЕРСИТЕТА

СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ)

© 2013

Л.А. Насиленко, старший преподаватель кафедры романо-германской филологии, аспирант отдела теории и истории педагогического мастерства Института педагогического образования и образования

взрослых НАПН Украины

Винницкий филиал Университета современных знаний, Винница (Украина)

Аннотация: В статье проанализированы условия формирования коммуникативной компетентности будущих юристов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Рассматриваются особенности опытно-экспериментальной работы в Университете современных знаний в процессе изучения специальных дисциплин.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, будущий юрист, специальные дисциплины, опытно-экспериментальная работа.

Расширение сотрудничества Украины с Россией на политическом, экономическом, культурном и образовательном уровнях требует активной взаимосвязи в разных отраслях и в образовании в частности. На сегодня требования современности к специалистам повышаются с каждым годом, включая не только высокий уровень знаний и умений по специальности, но и владение коммуникативной компетентностью. Уровень и полнота владения которой обусловлена спецификой деятельности.

Профессия юриста интегрированная: объединяет виды деятельности ряда профессий, тем самым обуславливаются характерные ее особенности. Юрист - профессия политическая, так как он занимается вопросами законотворчества, входит в многочисленную часть служащих правоохранительных и государственных органов. Деятельность юриста выражается деонтологическим поведением, основу которого представляют духовно-нравственные нормы поведения. Таким образом, учебный процесс в вузе должен осуществляться в таких формах и такими средствами, которые «воссоздают в сознании и повседневных позициях человека интегрированный потенциал нравственности и системного правосознания» [1, с.131].

Актуализировалась проблема профессиональной подготовки с учетом общемировых и региональных тенденций. Личностный подход к организации образовательного процесса требует учета индивидуальных особенностей студентов в ходе их профессионализации и изучения путей становления личности профессионала. Повысились требования и к профессионально значимым коммуникативным умениям будущих юристов: публично высказываться, вести переговоры, представлять интересы, консультировать. Именно поэтому идут активные процессы самой природы права и признаки его языковой основы.

Понятие о коммуникативной компетентности является ключевым во многих исследованиях по коммуникативной подготовке студентов - будущих юристов и актуальность ее формирования отмечается в работах украинских и русских ученых (Т.В. Иванова, Л.Я. Бирюк, Л.И. Мацько, Н.С. Назаренко, Л.М.Паламар, О.О. Павленко, М.И. Пентилюк, О.М. Семеног, Т.А.Ганниченко, Д.М. Годлевская, М.М. Вятутнев, А.А. Таова, А.Б. Храмцова и др.) Важным также является опыт высших учебных юридических заведений Украины и России формирования коммуникативной подготовки затребованных в обществе специалистов.

В пределах статьи остановимся на особенностях формирования коммуникативной компетентности будущих юристов в процессе изучения специальных дисциплин в одном из украинских высших учебных юридических заведений, в частности Университете современных знаний (г. Винница).

Университет современных знаний осуществляет подготовку по направлению Право/Правоведение за образовательно-квалификационными уровнями «бакалавр»,

«специалист», «магистр». Обучение языку будущих юристов базируется на Государственном стандарте высшего профессионального образования, который реализуется через учебный план и программу.

Анализируя образовательные стандарты подготовки юристов в Украине и Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» в России в частности, приходим к выводам, что общие качества юриста, квалификационные умения, функции деятельности, задания, направления будущей профессии совпадают. Согласно государственному стандарту [2], будущий юрист должен уметь: толковать и применять законы и другие нормативно-правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; принимать правовые решения; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; изучать законодательство и практику его применения; ориентироваться в специальной литературе.

Анализ данной части стандарта показал, что специальным коммуникативным умениям отведена одна из важных ролей. Нам импонирует мнение О.М. Косяновой, которая анализируя данный документ, выделяет следующие умения: 1) толковать законы - это коммуникативное умение, предполагающее не только правильность, уместность речи, но и умение нестандартно мыслить, подвергать тот или иной факт всестороннему анализу, то есть умение интерпретировать; 2) юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства - это уметь не только правильно применять нормы права, но и уметь грамотно, точно изложить и обосновать тот или иной факт;

3) разрабатывать документы правового характера, давать квалифицированные юридические консультации - это предполагает профессиональное владение письменной речью и практическое владение навыками составления юридических документов; 4) систематически повышать свою профессиональную квалификацию - это одно из главных условий повышения коммуникативной компетентности [3].

Анализ квалифицированных характеристик юриста выявил, что определяющими успех его деятельности являются высокоразвитые психические процессы (внимание, высокий уровень памяти, эмпатия, интуиция) и специальные свойства (вербальные способности, коммуникативная компетентность).

Что касается коммуникативной компетентности, то мы разделяем мнение О. Таовы: «коммуникативная компетентность - это сложное по структуре и целостное

по организации образование... Коммуникативная компетентность обеспечивает успешное решение основных задач общения и самореализации личности и раскрывает ее с точки зрения владения лингвистическими умениями, соблюдения особенных социально-культурных норм речевого поведения и психологических законов установления контакта между коммуникантами, обеспечения благоприятной атмосферы и развития эмоционально-чувственной сферы личности» [4, с.40].

Учитывая специфику формирования коммуникативной компетентности будущих юристов, а также опираясь на анализ научной литературы и собственный опыт, допускаем, что эффективности возможно достичь при таких педагогических условиях: применение личност-но ориентированного подхода в учебе; моделирование реальных профессиональных условий общения; ориентация на формы групповой деятельности или учебы; преподавание специальных дисциплин на основе коммуникативных упражнений, которые способствуют формированию коммуникативных умений; ценностное отношение преподавателя к студенту как субъекту коммуникативной культуры.

Учебными планами и рабочими учебными планами при подготовке специалистов в Университете современных знаний (г. Винница) предусмотрено изучение целого ряда учебных дисциплин. Формирование коммуникативной компетентности мы рассматриваем во время изучения специальных дисциплин, таких в частности, как: Украинский язык за профессиональным направлением», «Судебная риторика», «Основы современного делопроизводства», «Юридическая деонтология». Особенно важны профессиональные дисциплины для формирования коммуникативной компетентности. В ходе опытно-экспериментальной работы, мы приходим к выводу, что для достижения максимального результата - сформированный уровень коммуникативной компетентности будущих юристов необходимо проводить бинарные занятия.

Проанализируем опыт преподавания некоторых специальных дисциплин. «Украинский язык за профессиональным направлением» (108 ч.) - это дисциплина, которая изучается в Университете современных знаний на первом курсе. Учебный предмет является неотъемлемой составляющей подготовки будущих юристов и изучается в тесной взаимосвязи с профессиональными дисциплинами.

Например, изучение вопроса о правовом статусе государственного языка - с конституционным правом Украины; учет элементов почерка, идентификации голоса того или другого человека, - с криминалистикой; особенности создания текстовых процессуальных документов - с криминально-процессуальным правом. К тому же умение подобрать правильное слово или словосочетание, учет многозначительности, свободное владение юридической терминологией, - все это играет важную роль в работе юриста. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы мы разработали и внедрили учебно-методическое пособие «Украинский язык: профессиональное направление - юрист»[5], цель которого - предоставить студентам на выбор различные упражнения, в частности и по лексике, и по технике речи, которые, как показывают результаты, способствуют продуктивному деловому общению в устной и письменной форме.

Очертим определяющие направления коммуникативной подготовки будущих юристов, которые мы использовали в ходе эксперимента: - усовершенствование знаний о функциональных стилях современного украинского языка (акцентируем внимание на официально-деловом стиле в профессиональном деятельности юристов, практикуем создание юридических документов, учитывая языковые особенности официально делового стиля); - обогащение знаний о языке и его функциях (рассматриваем коммуникацию в сфере права во време-32

ни и пространстве, используем образцы актовых книг, художественную литературу, образцы из газет и журналов, фонозаписи, видеозаписи, а также переписки через сеть «Интернет»); - обобщение сведений из истории законодательной документации; - рассмотрение современных деловых документов юридической специальности.

Вместе с теоретическим закреплением толкования признаков, классификаций и реквизитов используем ряд практических заданий; - обогащение лексики будущих юристов; - совершенствование разных видов речевой деятельности студентов. Обращаем внимание на особенности профессиональной коммуникации юристов, речевой этикет и его разновидности; на умение работать со словарями (знакомим студентов с современными юридическими словарями и справочниками); систематизацию знаний из морфологии и синтаксиса сквозь призму профессиональной деятельности юриста; использование компьютерных систем и инновационных технологий (например, электронное пособие или электронная презентация той или другой темы, которая является намного более эффективным способом проработки материала).

В Университете современных знаний учебными планами предусмотрено изучение таких дисциплин, как «Судебная риторика» (81 ч) и «Основы современного делопроизводства» (54 ч) на четвертом курсе. Подразумевается, что студенты уже имеют достаточный багаж знаний профессиональных дисциплин и это облегчит изучение специальных дисциплин, будет иметь практическое направление и более эффективный результат.

Цель курса «Судебная риторика» заключается в овладении навыками ораторского искусства, вербальной и невербальной коммуникации, искусства вести беседу, переговоры. У студентов должны сформироваться умения: работать с научно публицистической, справочной литературой; самостоятельно готовиться к выступлению; выступать уверенно, восторженно, убеждающее, высказываться, соблюдать последовательность и целостность, утверждать оптимистичную мысль, использовать средства логико-эмоциональной выразительности.

Во время изучения таких специальных дисциплин, как «Судебная риторика», «Основы современного делопроизводства», «Украинский язык за профессиональным направлением», «Юридическая деонтология», усвоение теоретического материала практикуем с ориентацией на будущую профессиональную деятельность и ее коммуникативную составляющую. Для этого используем презентации будущей специальности, аудио- и видеозаписи выступлений известных правоведов, выдающихся судебных ораторов, опорные конспекты лекций с акцентом на профессиональную лексику, юридическую терминосистему.

С целью формирования коммуникативной компетентности будущих юристов нами был разработан сборник мини-кейсов «Судебная риторика» [6], который направлен на углубление знаний из судебной риторики, совершенствование практических навыков будущего юриста к работе с аудиторией. В ходе экспериментальной работы мы разработали и внедряем на занятиях по судебной риторике специально разработанные ситуации судебного процесса. Это помогает студентам активно использовать имеющиеся знания и коммуникативные умения в смоделированных ситуациях профессионального взаимодействия, творчески развиваться, совершенствоваться, улучшать дикцию, обогащать вещание, с уважением относиться к мысли других. Помогает адекватно реагировать на замечание и предложению, которое в той или иной степени отображает реальные особенности профессионального общения будущих юристов, в результате чего учебная деятельность приобретает личностный смысл.

В ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в Университете современных знаний, мы определяли требования к коммуникативной подготовке Карельский научный журнал. 2013. № 4

студентов - будущих юристов, исследовали их знания и умения согласно разработанных программ и модульных курсов. Подбирали такие способы оценивания, которые соответствовали современным качествам подготовки юриста [7, с.84].

В ходе опытно-экспериментальной работы использовались такие методы исследования: анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, самоконтроль, текстовый контроль знаний и умений студентов. Диагностировались коммуникативные умения и знания. Результат опытно-экспериментальной работы в Университете современных знаний показал, что группы, которые учились по разработанной модели формирования коммуникативной компетентности, показали результат выше предыдущего.

Следовательно, проблема формирования коммуникативной компетентности будущих юристов находится в центре внимания в связи с реализацией обновления и обогащения профессиональной подготовки у высших юридических учебных заведений с целью успешного выполнения своих профессиональных обязанностей. Эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности будущих юристов зависит от таких педагогических условий: применение личностно ориентированного подхода в учебе; моделирование реальных профессиональных условий общения; ориентация на формы групповой деятельности или учебы; преподава-

ние специальных дисциплин на основе коммуникативных упражнений, которые способствуют формированию коммуникативных умений; ценностное отношение преподавателя к студенту как субъекту коммуникативной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соколов В. О деонтологической подготовке юристов // Высшее образование в России. 2007. №5. С. 131-133

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (ГОС) (утвержден 27 марта 2000 г. № 260 ГУМ/СП). М., 2000

Косянова О.М. Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей: дис. д-ра пед. наук / Косянова О.М. М., 2008. 496 с.

4. Таова А.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов в образовательном процессе современного вуза:

дис. к-та пед. наук / Таова А.А., 2011. 143 с.

5. Семеног О.М., Насиленко Л.А. Украинский язык: профессиональное направление - юрист. К., 2013. 268 с.

6. Насиленко Л.А. Судебная риторика: Сборник мини-кейсов. В., 2013. 148 с.

7. Колбиков А.С. Юридическая этика: Учебник. М., 2008. 122 с.

THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE'S FUTURE LAWYERS IN THE TEACHING'S CONDITIONS IN THE UNIVERSITIES (FOR EXAMPLE THE UNIVERSITY OF MODERN KNOW LEDGEK)

© 2013

L.A. Nasilenko, the senior lecturer of the cathedra's romano-germanic philology, the postgraduate of the department's theory and history of the pedagogical excellence of institute of the Pedagogical and adults'

education of the NAPS of Ukraine

Vinnytsa branch of the University of Modern Knowledge, Vinnytsa (Ukraine)

Annotation: In the article is analyzed the conditions of communicative competence's formation of the future lawyers in the process of teaching in the universities. It is also considered the features of the research-experimental work in the University of Modern Knowledge in the process of special subjects' learning.

Keywords: communicative competence, the future lawyer, the special subjects, the research-experimental work.

УДК 336

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ: СООТНОШЕНИЕ РИСКА И ДОХОДНОСТИ

© 2013

Т. В. Полтева, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Н.В. Мингалёв, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье проведён анализ основных инструментов инвестирования, выявлены преимущества и недостатки, представлена характеристика риска и доходности по каждому инструменту.

Ключевые слова: финансовые инвестиции; депозит; валютный рынок; Форекс; фондовый рынок; срочный рынок; деривативы; производные финансовые инструменты; акция; облигация; конвертируемая облигация; фьючерс; опцион; коллективное инвестирование; ПИФ; индивидуальное доверительное управление; структурированный финансовый продукт; финансовая пирамида; риск.

Инвестирование - это вложение денежных средств с целью получения прибыли. Для успешных инвестиций необходимы знания не только об инструментах инвестирования, но и о связанных с ними рисках.

Развитие финансовых рынков настолько расширило инструменты и способы вложения денег, что часто трудно разобраться во всем многообразии инвестиционных альтернатив. Можно вложить деньги в банк, можно самостоятельно играть на бирже, можно передать средства в индивидуальное доверительное управление и пр.

Проведём краткий обзор основных инструментов инвестирования, которые предлагает современный финансовый рынок, выявим преимущества и недостатки каждого из них, а также проведём оценку риска вложения в тот или иной финансовый инструмент.

Итак, одним из наиболее известных способов вло-

жения денег являются депозиты (банковские вклады). Простота и доступность банковских вкладов сделали их широко распространёнными среди населения. Для открытия вклада не нужно обладать специальными знаниями, достаточно прийти в банк, оформить договор и внести деньги на счёт.

У разных банков условия вклада могут сильно отличаться. Как правило, у каждого банка есть несколько видов вкладов. К основным характеристикам банковских вкладов относятся: процентная ставка; срок вклада; валюта вклада; минимальная сумма первоначального взноса; начисление процентов (капитализация); возможность дополнительных взносов и их минимальная сумма; возможность частичного снятия денег с вклада.

Различают срочные вклады и вклады до востребования. Несомненно, удобнее иметь возможность снять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.