Научная статья на тему 'Коммуникативная готовность в системе профессиональной подготовки студентов-юристов'

Коммуникативная готовность в системе профессиональной подготовки студентов-юристов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMUNICATIVE READINESS / LAW STUDENTS / PROFESSIONAL LEGAL WORK / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Образцов П. И., Агаева А. В.

Статья раскрывает проблемные вопросы формирования коммуникативной готовности студентов юридических специальностей в системе современного вузовского образования. Исследуются различные подходы к процессу формирования готовности к профессиональной деятельности. Раскрывается структура коммуникативной готовности студента-юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE READINESS IN THE TRAINING OF LAW STUDENTS

The article reveals the problematic issues of the formation of communicative readiness of students of legal professions in the system of modern higher education. Investigate different approaches to the formation of professional preparedness activities. Disclosed the structure of communicative readiness of law students.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная готовность в системе профессиональной подготовки студентов-юристов»

П.И. ОБРАЗЦОВ

доктор педагогических наук, профессор Орловского государственного университета, академик Международной академии информатизации и Академии педагогических и социальных наук

E-mail: kind@orel.ru

Тел.: (4862) 777 332; (4862) 470 368

А.В. АГАЕВА

аспирант Орловского государственного университета

E-mail: alb-agaeva@yandex.ru Тел. (4862) 700 899

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Статья раскрывает проблемные вопросы формирования коммуникативной готовности студентов юридических специальностей в системе современного вузовского образования. Исследуются различные подходы к процессу формирования готовности к профессиональной деятельности. Раскрывается структура коммуникативной готовности студента-юриста.

Ключевые слова: коммуникативная готовность, студенты-юристы, профессиональная юридическая деятельность, вузовское образование.

Для понимания сущности и специфики профессиональной подготовки специалистов в системе вузовского образования в целом и в системе подготовки юристов в частности особое значение имеет понятие «готовность». Именно готовность следует рассматривать как важнейшее условие эффективной реализации профессиональной деятельности. Как сложное системное образование, готовность включает в себя различные компоненты и позволяет на основе конструктивной мотивации ставить определенные профессиональные задачи и решать их в практической деятельности.

Толковые словари русского языка определяют готовность как: 1) состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь; 2) психологическая настроенность на что-либо1. В качестве синонимов к слову «готовность» предлагаются слова « подготовленно сть», «завершенно сть»2.

Очевидно, что готовность является важным состоянием, которое позволяет для достижения определенной цели использовать определенные знания, умения и навыки, выполняя конкретные действия, преодолевать определенные препятствия. Именно готовность следует рассматривать как основную цель подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием.

Следует констатировать наличие постоянного

1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2008.

2 См. Словарь синонимов русского языка. М.: Астрель, 2007.

© П.И. Образцов, А.В. Агаева

научного интереса к изучению данной проблематики как со стороны психологов, так и со стороны педагогов. Теоретическая и практическая разработка понятия «готовность» осуществлялась в рамках общей и профессиональной педагогики, общей и педагогической психологии, акмеологии. В рамках междисциплинарных исследований вопросы готовности изучались при составлении профессио-грамм, при изучении вопросов профессиональной пригодности и профессионального самоопределения. В частности, данная проблематика нашла свое продуктивное решение в работах Л.В. Абдалина, Б.Г. Ананьева, Ф. Генова, С.М. Годника, М.И. Дьяченко, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, И.П. Раченко, В.В. Серикова,

В. А. Сластёнина и других.

По мнению М. А. Фурманова, «несмотря на различия в конкретном толковании понятия готовности, в отечественной психологии она понимается как особое, длительное или кратковременное состояние человека, его личности»3. Очевидно, в силу этого обстоятельства, психологический словарь определяет готовность как готовность к действию, установку, направленная на выполнение того или иного действия4.

3 Фурманов М. А. Формирование коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в процессе их подготовки в вузе: Дис... канд. пед. наук. М., 2005. С.51.

4 См.: Ребер А. Большой толковый психологический словарь.-М.: Вече: АСТ, 2000. Т. 1.

299^"Гі

Психологи обычно говорят о временной и длительной готовности. Под временной готовностью понимают готовность именно как особое временное состояние личности, проявляющееся в конкретный момент времени5. Напротив, длительная готовность представляет собой более устойчивое качество личности6. В структуру длительной готовности могут быть включены и позитивное отношение к самой деятельности, и мотивация к будущей, в том числе, профессиональной деятельности, и комплекс знаний, умений и навыков, и устойчивые психические процессы. Разрабатывая данные идеи, М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович предлагают подразделить готовность на три вида: заблаговременную, общую и ситуативную7.

Заслуживает внимания и проведенная Г.И. Ибрагимовым и О.М. Краснорядцевой разработка проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности. В частности,

О.М. Краснорядцева справедливо полагает, что такая готовность проявляется как в форме установок, так и в форме мотивационной и социальноличностной готовности.

Подобное психологическое понимание длительной готовности и психологической готовности к профессиональной деятельности может быть использовано для понимания сущности готовности студента вуза к осуществлению юридической деятельности. Такая готовность и будет представлять собой качество личности, необходимое для формирования юриста-профессионала.

Исследуя вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности, также необходимо учитывать концепцию К. К. Платонова, предлагающего выделять в структуре готовности три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: моральную готовность, психологическую готовность, профессиональную готовность8. Такой подход позволяет учесть и социальные детерминанты человеческой деятельности, и индивидуальные психологические особенности личности, и профессиональный опыт отдельной личности.

Таким образом, психологи рассматривают готовность к профессиональной деятельности как комплексное психофизиологическое образование, включающее в себя познавательные, мотивационные, волевые качества личности, обеспечивающие возможность применения полученных в процессе

5 Ковалев А.ГПсихология личности. М., 1970.

6 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1981.

7 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1981.

8 Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы

личности. Социальная психология личности. М, 1979.

ЗАПИСКИ

обучения знаний при выполнении определенных профессиональных действий. Такая психологическая готовность проявляется в форме установки, мотивационной и собственно профессионально-личностной готовности.

Различные аспекты готовности к трудовой профессиональной деятельности в отечественной науке успешно исследовались Л. А. Захаровой, Г.П. Зерновой, И.А. Калининой, Е.А. Климовым, Г. А. Кручининой, Т. В. Машаровой и другими учеными, рассматривающими профессиональную готовность в качестве системы профессионально значимых свойств и качеств личности, требующихся для эффективного осуществления профессиональной деятельности9.

Очевидно, что готовность следует рассматривать как важнейшее условие выполнения профессиональной деятельности. Формирование такой готовности представляет собой сложный комплексный процесс, состоящий из нескольких этапов:

1. формирование соответствующей мотивации;

2. постановка цели;

3. разработка плана с определением системы взаимосвязанных действий по формированию готовности;

4. реализация составленного плана в ходе специально организованной деятельности;

5. анализ промежуточных результатов деятельности и внесение соответствующих корректив в ее ход;

6. достижение результата, сводимого к формированию определенного уровня готовности к профессиональной деятельности.

Эти компоненты динамичны и находятся в функциональных взаимосвязях друг с другом. Именно наличие системы юридического образования приводит к тому, что юридическая деятельность рассматривается именно как профессиональная деятельность. Как отмечает А.Э.Жалинский, «становясь профессиональной, юридическая деятельность меняет субъектную, личностную сторону функционирования права. Она соотносится, прежде всего, с затратой именно профессионалом-юристом некоторых специализированных усилий, связанных с преобразованием определенного объекта, осуществляемых на основе соответствующих полномочий, в рамках определенных процедур и для достижения заданных законом целей»10.

Поскольку профессиональная деятельность многообразна, в структуре готовности можно выделить ее отдельные подвиды. Применительно к

9 См.: Климов Е.А. Психология профессионализма. М., 1996.

10 Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. М., 2009. С. 11.

готовности к профессиональному юридическому труду в ее структуре следует выделить следующие виды: 1)социально-личностная готовность; 2) организационная готовность; 3) физическая готовность; 4) психофизиологическая готовность; 5) поисковая готовность; 6) коммуникативная готовность; 7) интеллектуальная готовность и др. Такая классификация носит вариативный характер, а в структуре каждого вида можно выделить комплекс знаний, умений и навыков, которые и определяют сущность того или иного вида готовности. Например, поисковая готовность предполагает высокую ориентацию в конкретных юридически значимых ситуациях, устойчивость и концентрацию внимания, наблюдательность, умение собирать исходную информацию, знания способов организации и осуществления поиска и другие.

В XXI веке в связи с развитием компе-тентностного подхода в системе высшего профессионального образования в качестве синонима готовности все чаще рассматривается понятие «компетентность». Теоретическая разработка компетентностного подхода и проблем его реализации в вузе успешно осуществляется целым рядом исследователей (В.И. Андреев, В.И. Байденко, Ю.Н. Белокопытов, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э. Зеер, Т.Е. Исаева, О.М. Косянова, А.В.Райцев, В.В. Сериков, Ю.Г Татур, Э.А. Уткин, А.В. Хуторский, С.Е. Шишов и др.).

На наш взгляд, такой подход может быть весьма продуктивным, поскольку, во-первых, не приводит к противопоставлению компетентности и готовности, а, во-вторых, он позволяет рассматривать готовность как систему сформированных компетенций. Толковые словари определяют компетентность как совокупность компетенций, наличие знание и опыта, необходимых для успешного решения задач в той или иной области, а словарь синонимов русского языка предлагает в качестве синонима к слову «компетентность» слово «подготовленность». В то же время нельзя признать полностью совпадающими по значению и сущности понятия «готовность» и «компетентность», поскольку, например, коммуникативная компетентность будет лишь частью профессиональной готовности студента-юриста. Все это оправданно позволяет ряду авторов рассматривать профессиональную компетентность как фактор готовности к решению профессиональных задач.

Учитывая важность и значимость коммуникативной составляющей в профессиональной деятельности юриста, отметим, что важнейшей составляющей готовности к юридической деятельности является коммуникативная готовность. Это оправданно хотя

бы потому, что коммуникативное состояние представляет собой «обобщенное состояние готовности к приему влияния со стороны других людей»11, реализующееся в процессе межличностного взаимодействия в юридически значимых ситуациях.

Коммуникативная готовность студентов-юрис-тов к будущей профессиональной деятельности предполагает формирование целого ряда образовательных компетенций, определяемых квалификационными требованиями к подготовке юриста с высшим профессиональным образованием и позволяющих в конечном итоге сформироваться личности юриста-профессионала.

К сожалению, большинство педагогов-иссле-дователей, активно занимающихся разработкой данной проблематики, акцентируют свое внимание исключительно на языковой или речевой коммуникативной готовности юриста. В этой связи О.М. Косянова подчеркивает, что «выпускники юридических вузов оказываются недостаточно подготовленными именно к речевой форме реализации своих профессиональных знаний»12. Нисколько не умаляя значение вербальной юридической коммуникации, полагаем, что такой подход неоправданно сводит коммуникативную готовность к готовности к общению с помощью различных языковых средств. К тому же, в этом случае ставится знак равенства между профессиональным юридическим общением и юридической коммуникацией. При этом происходит подмена понятий и игнорируется тот факт, что коммуникационная составляющая является важным, но не единственным элементом юридического общения. И очевидно, что юридическая коммуникация не сводима исключительно к речевой коммуникации.

Автор данных строк считает, что под коммуникативной готовностью студента-юриста можно понимать сложную динамическую систему, предполагающую определенный уровень личностного развития студента, необходимого для осуществления коммуникативного взаимодействия в процессе профессиональной юридической деятельности.

Поскольку любая готовность к профессиональной деятельности является многокомпонентным образованием, в структуре коммуникативной готовности студента-юриста, как в целостном личностном образовании, можно выделить следующие компоненты:

1. Мотивационно-ценностный. Мотивы отражают направленность личности будущего юриста,

11 Хараш А.У Психология коммуникативного воздействия. М., 1986. С. 34.

12 Косянова О. М. Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей: Автореф. дис. ... д-ра пед.наук. М., 2008. С. 5.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

а сформированные у него ценностные установки находят свое отражение в содержательной стороне коммуникативной деятельности. Данный компонент требует наличия положительной мотивации юридической коммуникации, потребность в конструктивном общении с другими людьми, ценностное отношение как к передаваемой или получаемой информации, так и к участникам коммуникативного взаимодействия.

2. Когнитивный. Данный компонент раскрывает уровень знания студентами особенностей коммуникации в процессе осуществления профессиональной юридической деятельности, наличие коммуникативной компетентности; знания специфики различных видов юридической коммуникации; знание приемов активизации коммуникативной деятельности; знание приемов получения юридически значимой информации; знание психологических особенностей вербального и невербального общения; знание особенностей коммуникации с использованием технических средств.

3. Деятельностный. Этот компонент раскрывает уровень сформированности умений и навыков юридически опосредованной коммуникативной дея-

тельности, владение приемами эффективной коммуникации; умение продуктивно общаться с людьми; умение устанавливать психологический контакт; умение применять различные тактические приемы во время беседы, допроса с целью получения объективной и полной информации, с соблюдением правил профессиональной этики.

4. Эмоционально-волевой компонент отражает положительные эмоциональные реакции в процессе коммуникативного взаимодействия, готовность к коммуникации в экстремальных, стрессовых условиях, проявление позитивных личностных качеств, необходимых для эффективной юридической коммуникации, наличие выдержки, настойчивости.

Развитость и выраженность данных компонентов будет являться показателем уровня сформиро-ванности коммуникативной готовности юриста.

Таким образом, одной из задач профессиональной подготовки юристов в системе вузовского образования является достижение коммуникативной готовности, а сама готовность студента-юриста к профессиональной коммуникации является необходимым условием эффективного осуществления профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. ДьяченкоМ.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981.383с.

2. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. М., 2009.

3. Климов Е.А. Психология профессионализма. М.: МГУ, 1996.241.

4. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 390 с.

5. Косянова О.М. Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей: Автореф. дис. ... д-ра пед.наук. М., 2008. 49 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2008. 976с.

7. Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности. Социальная психология личности. М. :Наука, 1979.

8. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М.: Вече: АСТ, 2000. Т. 1. 559с.

9. Словарь синонимов русского языка. М.: Астрель, 2007. 333с.

10. Фурманов М.А. Формирование коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в процессе их подготовки в вузе: Дис... канд. пед. наук. М., 2005.157с.

11. Хараш А.У. Психология коммуникативного воздействия. М.: МГУ, 1986.

P.I. OBRAZTSOV, A.V. AGAEVA COMMUNICATIVE READINESS IN THE TRAINING OF LAW STUDENTS

The article reveals the problematic issues of the formation of communicative readiness of students of legal professions in the system of modern higher education. Investigate different approaches to the formation of professional preparedness activities. Disclosed the structure of communicative readiness of law students.

Key words: communicative readiness, law students, professional legal work, university education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.