Научная статья на тему 'Педагогические детерминанты формирования коммуникативной культуры юриста в вузе'

Педагогические детерминанты формирования коммуникативной культуры юриста в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная культура юриста / коммуникативная парадигма в системе российского образования / содержание коммуникативной подготовки студентов / коммуникативная образовательная среда вуза / система коммуникативного взаимодействия в вузе / коммуникативно-поведенческий опыт личности / инновационные педагогические технологии учебно-воспитательного процесса / the lawyer’s communicative culture / communicative paradigm in Russian system of education / communicative educational sphere / personality communicative and behavior experience / innovation pedagogical technologies in the process of education and studies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяров Павел Валерьевич

В статье рассматриваются педагогические детерминанты формирования коммуникативной культуры специалиста в области юриспруденции в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DETERMINATIONS AS COMMUNICATIVE CULTURE OF THE LAWER

In this article are examined the pedagogical determinations where is formed the communicative culture by specialist in sphere of jurisprudences including institute’s educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогические детерминанты формирования коммуникативной культуры юриста в вузе»

УДК 378 ББК 74.58

П.В. Столяров, аспирант Российского государственного социального университета (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТА В ВУЗЕ

Статья рекомендована к печати доктором психологических наук, доцентом Л.В. Абдалиной, кандидатом педагогических наук, профессором И.Ф. Бережной.

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические детерминанты формирования коммуникативной культуры специалиста в области юриспруденции в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: коммуникативная культура юриста, коммуникативная парадигма в системе российского образования; содержание коммуникативной подготовки студентов; коммуникативная образовательная среда вуза; система коммуникативного взаимодействия в вузе; коммуникативно-поведенческий опыт личности; инновационные педагогические технологии учебно-воспитательного процесса.

P.V. Stolyarov, Graduate of Russian State Social University (Moscow)

PEDAGOGICAL DETERMINATIONS AS COMMUNICATIVE CULTURE OF THE LAWER

Abstract. In this article are examined the pedagogical determinations where is formed the communicative culture by specialist in sphere of jurisprudences including institute S educational process.

Key words: the lawyer's communicative culture; communicative paradigm in Russian system of education; communicative educational sphere, personality communicative and behavior experience, innovation pedagogical technologies in the process of education and studies.

Формирование коммуникативной культуры юриста в процессе его профессиональной подготовки в вузе представляет собой специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга коммуникативной деятельности на основе системного использования культуроформирующих ресурсов юридического образования во всех видах профессиональной подготовки. Особое место в формировании коммуникативной культуры юриста занимает успешная коммуникативная деятельность как основа продуктивных взаимоотношений, достижения взаимопонимания и реализации

целей и задач профессиональной деятельности, как способ профессионального самосовершенствования, самореализации и преодоления профессиональных деструкций. Коммуникативная деятельность в системе высшего юридического образования развивается по определенному алгоритму, детерминированному спецификой профессиональной деятельности специалистов юридического профиля. Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой заметно расширяется социокультурная среда профессиональной деятельности будущих специалистов, работающих в системе «человек - человек», дает возможность для развития коммуникативного юри-

дического образования. Опираясь на исследования О.Ю. Афанасьевой, О.И. Матьяша, Е.И. Пас-сова и др., коммуникативное юридическое образование можно представить как целенаправленный педагогический процесс формирования социокультурной личности специалиста юридического профиля, обеспечения высокого уровня его коммуникативной компетентности, продуктивной коммуникации и способности к диалогу культур. Это позволяет говорить о том, что на основе обращения системы юридического образования в сторону формирования коммуникативной личности лежит определенная последовательность согласованных действий всех субъектов образовательного процесса на основе педагогического управления, планирования, мотивации, организации учебно-воспитательной деятельности вуза, развития межличностной коммуникации для овладения будущими специалистами межкультурными, языковыми, профессионально-коммуникативными, дискурсивными знаниями и умениями, способствующих формированию коммуникативной культуры юриста.

Учитывая то, что «образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально значимые качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста» [8, с. 33], а коммуникативная культура специалиста юридического профиля представляет собой базовое интегративное образование его профессиональной компетентности [20], обнаружение педагогических детерминант ее формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе представляет собой научно обоснованное решение.

Анализ научных исследований (Т.И. Аниси-мова, С.Л. Вишневская, О.М. Косянова, Л.В. Станкевич и др.) показал, что движущей силой формирования коммуникативной культуры юриста в процессе профессиональной подготовки в вузе является система сложившихся противоречий:

- между социальным заказом общества на высококвалифицированные юридические кадры в области межкультурной коммуникации и неспособностью всей системы подготовки студентов правовых специальностей обеспечить усло-

вия для всестороннего развития личности в коммуникативном плане;

- между формальным признанием необходимости построения содержания образовательного процесса на коммуникативной социокультурной основе и недостаточной определенностью в понимании его содержания и разработанности методологических и технологических основ формирования коммуникативной культуры студента;

- между субъектной активностью самого студента стать высококвалифицированным специалистом в области юриспруденции и несформиро-ванностью культурологических основ коммуникативного профессионального взаимодействия.

Таким образом, процесс формирования коммуникативной культуры юриста в процессе профессиональной подготовки в вузе детерминируется разрешением противоречий в триаде «учебно-профессиональная деятельность — коммуникативно-образовател ьное пространство вуза — профессиональная субъектность». В случае, когда эти противоречия не находят своего разрешения, наступает стагнация в профессиональном становлении личности.

Л.А. Аухадеева выявила закономерности формирования коммуникативной культуры современного учителя, которые, по нашему убеждению, могут быть использованы при определении педагогических детерминант формирования коммуникативной культуры юриста в процессе его профессиональной подготовки в вузе:

1. Необходимость формирования коммуникативной культуры определяется повышением требований к качеству коммуникативной подготовки специалистов, модернизацией и интеграцией отечественной системы образования в европейское и мировое образовательное пространство, что требует максимального использования ресурсных возможностей образовательных стандартов и воспитательного потенциала культурно-коммуникативного пространства вуза.

2. Целостное гармоничное развитие специалиста определяется уровнем сформированнос-ти его коммуникативной культуры как инвариантным, системообразующим компонентом профессиональной культуры в личностном и социально-профессиональном значении; целенаправленное формирование коммуникативной

культуры будущего специалиста как интегратив-но-системного свойства личности определяет успешность социализации, качество подготовки, профессиональной деятельности, личностно-профессионального совершенствования.

3. Коммуникативная культура будущего специалиста как нелинейная неравновесная система, поливариативность развития которой определяется множеством внешних и внутренних факторов, должна формироваться как кибернетическая закрытая система для сохранения аксиологического профиля и гуманистического вектора развития и синергетическая открытая система для увеличения аксиологического потенциала и саморазвития коммуникативной культуры будущего специалиста.

4. Формирование коммуникативной культуры детерминировано социально-культурными, национально-этническими и тендерными особенностями личности, что проявляется в различиях значений факторов и показателей, и особенностях проявлений коммуникативной культуры, связанных с социальной дифференциацией студентов.

5. Целенаправленное формирование коммуникативной культуры как комплексного полифункционального явления предполагает использование всей совокупности (ведущих, основных, вспомогательных, дополнительных, узловых) факторов «контекста», обеспечивающих формирование ведущих модельных характеристик коммуникативной культуры (гуманистической направленности, аксиологического потенциала, акмеологической интенции, личностно-деятель-ностной самоорганизации и творческого саморазвития, коммуникативной технологической вооруженности) и определяющих групповую и индивидуальную тактику ее формирования и саморазвития.

6. В условиях необходимости гуманизации общества эффективность системы образования и воспитания определяется коммуникативной культурой как главным элементом «ядра саморазвития» системы образования, которое выступает основным механизмом сохранения и передачи «наследственной информации» (идеалов и традиций) от поколения к поколению и накопления инновационных ресурсов, обеспечивая

эволюционное развитие системы, и выполняет роль педагогической генетики [3].

Закономерности формирования коммуникативной культуры позволили нам выявить и обосновать детерминанты данного процесса: педагогические факторы и педагогические условия.

Педагогические факторы формирования коммуникативной культуры юриста понимаются нами как объективно-субъективные причины, обусловливающие способы коммуникативного взаимодействия на пути достижения своего профессионального акме в условиях непрерывного юридического образования. Под педагогическими условиями формирования коммуникативной культуры юриста мы понимаем те обстоятельства, от которых зависит конструктивность вышеуказанного процесса.

В соответствии с взглядами Е.И. Огарева и В.Г. Онушкина эффективность образовательного процесса зависит от следующих факторов:

- внутренних (адекватность предлагаемых образовательных услуг структуре и содержанию образовательных потребностей; содержание, организация и технология образовательной деятельности; уровень квалификации образователей);

- внешних (образовательный потенциал социальной среды; стимулы, исходящие от сферы труда; востребованность результатов образования; система льгот и поощрений);

- личностных (уровень и устойчивость мотивации к учению; готовность к систематической учебной деятельности, волевые качества) [16].

Классификация в отношении акмеологичес-ких факторов развития профессионализма, предложенная Н.В. Кузьминой и A.A. Реаном, представлена тремя группами факторов:

- объективных, проявляющихся как внешняя заданность и связанных с реальной системой профессиональной деятельности и действий, направленных на достижение высоких результатов;

- субъективных, связанных с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности (мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др.); мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие профессиональному развитию;

- объективно-субъективных, связанных с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления [12].

В педагогической литературе встречаются различные точки зрения на интерпретацию факторов формирования коммуникативной культуры. Так, в исследовании Е.И. Мычко ведущим системообразующим фактором практи-ко-ориентированных технологий формирования коммуникативной культуры выступает рефлексия, которая обеспечивает развитие личности, помогая ей осознавать себя носителем межличностных отношений и создателем собственной стратегии коммуникативного поведения [15]. Л.А. Аухадеева выделила ведущие, основные, вспомогательные и дополнительные факторы формирования коммуникативной культуры, которые характеризуют социальное окружение, условия и образ жизни, опыт коммуникативной деятельности, индивидуально-психологические особенности личности и рассматриваются как факторы «контекста», раскрывающие «внутренние» и «внешние» условия формирования коммуникативной культуры [3]. Рассматривая процесс формирования коммуникативной культуры военнослужащих, В.В. Коцарев выявил следующую совокупность факторов, влияющих на повышение уровня коммуникативной культуры военнослужащих в процессе их адаптации к первому периоду службы: создание положительно-эмоциональной стимулирующей среды в процессе коммуникативного взаимодействия; организация коммуникативной деятельности в процессе решения соответствующих коммуникативных задач и упражнений; оформление учебного материала в виде разнообразных форм наглядности как источника информации, ориентированного на возрастные особенности и специфику профессиональной деятельности [11].

Мы полностью разделяем точку зрения В .П. Сморчковой в том, что в качестве внутри-личностных факторов, придающих динамичность всей системе коммуникативной культуры, могут выступать:

- коммуникативные потребности - внутренние сущностные силы человека, побуждаю-

щие его к различным формам коммуникативной деятельности;

- коммуникативная активность - уникальная возможность для самораскрытия и коммуникативного саморазвития;

- коммуникативная рефлексия - раскрывает внутренние резервы человека, позволяет объединить значения и смыслы в единую динамическую систему [19].

Коммуникативные потребности, коммуникативная активность и коммуникативная рефлексия, в соответствии с ее позицией, находятся в отношениях взаимодополнения и взаимозависимости. Первоначально актуализируются коммуникативные потребности, затем осуществляется их реализация через коммуникативную активность, а коммуникативная рефлексия стимулирует актуализацию коммуникативных потребностей и реализацию коммуникативной активности.

Важным дополнением к определению педагогических факторов формирования коммуникативной культуры юриста являются результаты исследования Л.В. Станкевич. Она, рассматривая процесс формирования коммуникативной культуры будущего юриста в условиях инновационной деятельности вуза, выделила две группы факторов: объективных и субъективных. В качестве объективных факторов формирования коммуникативной культуры будущего юриста в ее исследовании выступают социокультурные (совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами) и педагогические (элементы и компоненты педагогических подсистем). Структуру субъективных факторов, влияющих на развитие коммуникативной культуры студентов юридического профиля, составляют познавательный, эмоциональный и поведенческий факторы [21].

Теоретический анализ научных подходов позволил разработать и применить методику для выявления педагогических факторов формирования коммуникативной культуры юриста в процессе профессиональной подготовки в вузе. В соответствии с задачами исследования был определен его алгоритм.

178

На первом этапе были определены сферы жизнедеятельности будущего юриста, в которых проявляется его коммуникативная активность: учебно-профессиональная; общественная деятельность; сфера семейных отношений; сфера межличностного взаимодействия. Экспертам, в качестве которых выступили преподаватели, преподающие на юридических факультетах Российского государственного социального университета (филиала в г. Воронеже), Воронежского экономико-правового института, представители прокуратуры по Воронежской области (всего 52 человека), предлагалось в форме свободного описания сформулировать по 5 конструктов в каждой сфере, которые, по их мнению, более всего влияют на формирование коммуникативной культуры юриста в условиях непрерывного профессионального образования. Ведущим критерием отбора экспертов явились их профессиональная компетентность, опыт работы в образовательном учреждении и авторитет у коллег (студентов).

Перед началом опроса с экспертами был проведен лекционный курс «Основы коммуникативной деятельности юриста», который состоял из 4 взаимосвязанных тем:

1. Теория и практика правовых коммуникаций.

2. Педагогическое управление коммуникативным образованием в условиях инновационной деятельности юридического вуза.

3. Теоретические и практические основы формирования коммуникативной культуры будущего юриста.

4. Требования к коммуникативной подготовленности специалиста юридического профиля.

Выбор метода свободной формулировки конструктов неслучайный, так как в соответствии с точкой зрения Е.А. Климова заранее сформулированные факторы могут привести к ложным представлениям об изучаемой реальности, к игнорированию нестереотипных представлений о предмете исследования [10]. Кроме того, как указывал А.М. Эткинд, через свободное описание явлений и предметов действительности создается возможность исследовать различные компоненты на языке субъектов, а не объективную информацию об их поведении, что позволяет судить о субъективной реальности, личностных смыслах, системе отношений [25].

В результате анализа были отобраны 167 конструктов. Для снижения размерности исходного множества данных и выделения наиболее приемлемой для математико-статистическо-го анализа их компоновки применялся лингвистический метод распознавания сформулированных конструктов.

Лингвистический подход к распознаванию образов, на основе модели, описанной в работах В.А. Дюка и К. Фу[6; 24], позволил уменьшить размерность выявленных конструктов до 18.

Процедура лингвистического анализа выявленных конструктов схематично представлена на рис. 1.

Исходное множество конструктов представленных в описаниях экспертов ( N = 167)

Множество непроизводных элементов

( словари терминов и понятий ei, e2......ej

I J \

ejAe2? ejBe2, A€VN; eh, e2, B€V

Рис. 1. Процедура лингвистического анализа выявленных конструктов

Б€У» несет смысл «А можно заменить на Б в контексте е1 е2» [5, с. 135].

Перечень интерпретированных конструктов представлен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень вызванных конструктов

где, Ун - основной словарь (множества полученных конструктов); V - полный словарь грамматики. Правило «е1Ле2!е1Бе2, ЛёУ^ е1, е2,

Ранг Наименование конструктов Представленность в выборке (в %)

1 Повышение требований к качеству коммуникативной подготовки в вузе 31,2

2-3 Осознанность выбора профессии юриста 22,1

2-3 Ценностные ориентации 22,1

4 Коммуникативная грамотность 17,6

5 Способность к переработке коммуникативного опыта 16,4

6 Система норм и критериев оценки сформированности коммуникативной культуры 16,1

7 Потребность в установлении коммуникативных контактов 15,9

8 Адекватность восприятия себя и других в процессе общения 15,4

9-10 Отношение к нормам и правилам профессионального коммуникативного взаимодействия 13,3

9-10 Активность и открытость в установлении контактов 13,3

11 Требования государственного образовательного стандарта 12,2

12 Владение технологиями коммуникативного взаимодействия 12,2

13 Модернизация и интеграция системы юридического образования в мировое социокультурное образовательное пространство 11,8

14 Обеспечение обратной связи в коммуникативном процессе в системе «педагог-студент» 11,7

15 Особенности профильной профессиональной деятельности 11,6

16 Создание стимулирующей положительно-эмоциональной среды вуза 10,4

17 Интерес к коммуникативной деятельности 10,2

18 Система управления учебно-воспитательным процессом вуза на коммуникативной основе 9,9

На втором этапе методом семантическо- тов осуществлялась с помощью экспертного ана-

го дифференциала на основе сформулированных конструктов нами была разработана методика «Факторы формирования коммуникативной культуры юриста». Оценка значимости конструк-

лиза шкал вышеуказанной методики. Всего было обработано 98 регистрационных листов.

Для выделения наиболее общих структурных компонентов исходного множества анали-

180

зируемых данных был использован факторный анализ (метод максимального правдоподобия, направленный на уменьшение разности исходных и вычисленных корреляций между признаками). Математическая обработка данных производилась с помощью модуля «Analyze > Data Reduction > Factor» программы «SPSS 17.0». Нормализация индивидуальных «сырых» баллов экспертов проводилась по формуле:

Yj = (Sy / ) • (X - Mj ) + My

(1),

где Y. - нормализованный балл, Sy - произвольно заданное стандартное отклонение, S. -стандартное отклонение распределения, из ко-

торого взят индивидуальный результату, X - индивидуальный «сырой» балл, М. - средняя арифметическая величина распределения, из которого взят индивидуальный результат у, М - произвольно взятая средняя арифметическая величина [17].

Факторный анализ позволил нам получить пять значимых факторов, объясняющих 71,302 % общей дисперсии и отражающих наиболее общую структуру показателей, детерминирующих формирование коммуникативной культуры юриста в процессе его профессиональной подготовки в вузе в субъективных оценках экспертов. В таблице 2 отражены результаты факторного анализа после уаптах вращения.

Таблица 2.

Факторные нагрузки переменных, влияющих на формирование коммуникативной культуры юриста в процессе профессиональной подготовки в вузе (после уапшах вращения)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переменные Факторы

1 2 3 4 5

Повышение требований к качеству коммуникативной подготовки в вузе ,836 ,401 ,161 ,157 ,655

Осознанность выбора профессии юриста ,282 ,049 ,082 -,048 ,872

Ценностные ориентации ,235 ,871 ,064 ,194 -,010

Коммуникативная грамотность ,268 ,744 ,022 ,080 -,077

Способность к переработке коммуникативного опыта ,492 ,485 ,208 -,171 ,513

Система норм и критериев оценки сформированности коммуникативной культуры ,114 ,211 ,047 ,592 ,239

Потребность в установлении коммуникативных контактов ,067 ,717 ,048 ,187 ,362

Адекватность восприятия себя и других в процессе общения ,504 ,223 ,180 ,044 ,579

Отношение к нормам и правилам профессионального коммуникативного взаимодействия -,034 ,807 ,259 ,081 ,376

Активность и открытость в установлении контактов ,174 ,848 -,106 -,027 ,031

Требования государственного образовательного стандарта ,515 ,283 ,027 ,560 ,043

Владение технологиями коммуникативного взаимодействия ,288 -,032 ,723 ,261 -,050

Модернизация и интеграция системы юридического образования в мировое социокультурное образовательное пространство ,818 ,247 ,212 ,168 -,046

Обеспечение обратной связи в коммуникативном процессе в системе «педагог-студент» ,227 ,208 ,877 ,129 ,092

Требования профильной профессиональной деятельности -,109 ,465 ,153 ,704 ,165

Создание стимулирующей положительно-эмоциональной среды вуза ,889 ,221 ,124 ,141 ,117

Интерес к коммуникативной деятельности 177 ,859 ,138 ,248 ,054

Система управления учебно-воспитательным процессом вуза на коммуникативной основе ,200 -,124 ,647 ,208 ,133

Первый фактор (28,012 % общей дисперсии) включил в себя следующие переменные: повышение требований к качеству коммуникативной подготовки в вузе (0,836); модернизация и интеграция системы юридического образования в мировое социокультурное образовательное пространство (0,818); создание стимулирующей положительно-эмоциональной среды вуза (0,889). Такое сочетание переменных позволило нам интерпретировать данный фактор, как «Социокулътурное развитие».

Второй фактор (19,612 % общей дисперсии) - ценностные ориентации (0,871); коммуникативная грамотность (0,744); потребность в установлении коммуникативных контактов (0,717); отношение к нормам и правилам профессионального коммуникативного взаимодействия (0,807); активность и открытость в установлении контактов (0,848); интерес к коммуникативной деятельности (0,859) - интерпретировался нами, как «Коммуникативная субъектностъ».

Третий фактор (11,407 % общей дисперсии) - владение технологиями коммуникативного взаимодействия (0,723); обеспечение обрат-

ной связи в коммуникативном процессе в системе «педагог-студент» (0,877); система управления учебно-воспитательным процессом вуза на коммуникативной основе (0,647) - получил название «Педагогическое взаимодействие».

Четвертый фактор (7,101 % общей дисперсии) - система норм и критериев оценки сформированности коммуникативной культуры (0,592); требования государственного образовательного стандарта (0,560); требования профильной профессиональной деятельности (0,704) -интерпретировался как фактор - «Система квалификационных требований».

Пятый фактор (5,17 % общей дисперсии) получил название «Коммуникативная рефлексия» и включил в себя следующие переменные: способность к переработке коммуникативного опыта (0,513); осознанность выбора профессии юриста (0,872); адекватность восприятия себя и других в процессе общения (0,579). Графически распределение факторов формирования коммуникативной культуры юриста по доли дисперсии в процентах представлено на рис. 2.

□ Социокультурное развитие

□ Коммуникативная субъ ектность

□ Педагогическое взаимодействие

□ Система квалификационных требований

□ Коммуникативная рефлексия

Рис. 2. Распределение факторов формирования коммуникативной культуры

юриста (по доли дисперсии в %)

182

Важным дополнением к результатам факторного анализа явилось исследование структуры корреляций путем кластеризации выявленных факторов в целях их группировки по качеству связей.

С помощью корреляционной матрицы расстояний факторных «весов» и дендограммы об-

разования кластеров, полученных в результате кластерного анализа корреляций переменных, мы смогли выделить две группы факторов формирования коммуникативной культуры юриста в процессе его обучения в вузе (табл. 3 и рис. 3).

Таблица 3

Корреляционная матрица расстояний факторных «весов»

Кластеры

Кластеры 1 2 3 4 5

1. Социокультурное развитие 1,00 ,211 ,784 ,688 ,241

2. Коммуникативная субъектность ,211 1,00 ,302 ,316 ,885

3. Педагогическое взаимодействие ,784 ,302 1,00 ,806 ,254

4. Система квалификационных требований ,688 ,316 ,806 1,00 ,252

5. Коммуникативная рефлексия ,241 ,885 ,254 ,252 1,00

C A S E Label

0

Num

10 15 20 25

- +---------

- +

-----+ +.

--------- +

5

+

+

Рис. 3. Дендограмма результатов кластерного анализа

В первый кластер вошли следующие факторы: 2 - коммуникативная субъектность; 5 - коммуникативная рефлексия. В данной группе 2 и 5 факторы заметно коррелируют друг с другом (г = 0,885, р < 0,05). Во второй кластер вошли факторы: 1 - социокультурное развитие; 3 - педагогическое взаимодействие; 4 - система квалификационных требований. Данные факторы коррелируют друг с другом на уровне значимос-тир < 0,01. Анализ выявленных групп факторов позволяет интерпретировать их как внутрилич-ностные (коммуникативная субъектность; коммуникативная рефлексия) и внешние (социокультурное развитие; педагогическое взаимодействие; система квалификационных требований) группы факторов формирования коммуникативной культуры юриста.

Исходя из интерпретации эмпирически выявленных факторов формирования коммуни-

кативной культуры юриста в процессе его профессиональной подготовки в вузе, следует, что социализация личности в рамках юридического образования ориентирует на развитие коммуникативного воспитания. Коммуникативное воспитание как элемент культуры содержит в себе проект социокультурного развития будущего специалиста. Социокультурное развитие в системе вузовского образования влияет на формирование коммуникативной личности, способной к творческой самореализации в рамках про-фессиии и межличностного взаимодействия.

Анализ научных исследований (Л.А. Головня, О.М. Косянова, В.А. Сластенин, Л.В. Станкевич, А.М. Столяренко и др.) позволяет сделать заключение, что процесс формирования коммуникативной культуры представляет собой целенаправленное, содержательно насыщенное, организационно оформленное педагогическое

взаимодействие преподавателя и студента, направленное на сознательное и прочное овладение элементами коммуникативной культуры на всех этапах профессиональной подготовки в вузе. Данный процесс, в соответствии с точкой зрения В.А. Сластенина, может идентифицироваться с педагогической системой, представляющих совокупность взаимосвязанных компонентов, свойств, технологий, методов, необходимых для целенаправленного педагогического влияния на формирование профессионально важных качеств личности [18]. В этой связи феноменологическим полем психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, которыми являются субъекты обучения и субъекты управления, становится организованная система психолого-педагогического сопровождения. Учебно-познавательная деятельность субъектов обучения определяется формированием субъектной позиции и выбором определенной стратегии профессионального поведения. Учебно-воспитательная деятельность субъектов управления образовательным процессом направлена на выбор определенной стратегии управления. Уровень сформированно-сти профессиональной пригодности выпускников вуза, являясь результатом данного взаимодействия, в свою очередь, определяет пути коррекции стратегий управления образовательным процессом, содержания, форм и методов психолого-педагогического взаимодействия, влияет на оценку эффективности мероприятий по формированию профессионально важных качеств будущих специалистов юридического профиля. Прежде всего, в рамках профессионального юридического образования психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на формирование таких качеств коммуникативной личности, как коммуникативная субъектность и коммуникативная рефлексия.

К.А. Абульханова подчеркивает, что «определение субъекта как разрешающего противоречия позволяет понять, почему личность.... начинает подвергаться деформации, деградации, фрустрации» [1, с. 274]. Она считает, что процесс развития личности как субъекта собственной жизнедеятельности детерминируется разрешением следующих противоречий:

а) личности с социальной действительностью;

б) в сфере отношений с другими людьми; в) внутренних, рефлексивных (человека с самим собой) [1]. В этом случае правомерно говорить о таких типах людей, как «полноценно функционирующих» и «неприспособленных» (по К. Роджерсу) [23, с. 91], а также о таких чертах личности в коммуникативном отношении, как активная позиция по отношению к действительности, реалистичность восприятия, способность к самопознанию, устойчивость к фрустрациям, способность к межличностным отношениям, последовательность жизненных целей (по Г. Олпорту) [13]. Анализ научных исследований (Л.В. Абдалина, А.А. Деркач, А.С. Огнев, В.А. Петровский и др.), отражавших вопросы профессиональной субъектности, позволил нам рассматривать коммуникативную субъектность юриста как меру его активности в коммуникативном познании и взаимодействии со всеми субъектами правовых отношений; как его стремление к самодетерминации своего бытия в мире норм и правил межличностной коммуникации и надситуативной коммуникативной активности; как основанное на позитивном самоотношении и опыте, рефлексии и признании у себя деятельных активно-преобразующих возможностей в профессионально-коммуникативной сфере, как обретение состояния коммуникативного субъектогенеза.

Развитая коммуникативная рефлексия как внутриличностный фактор формирования коммуникативной культуры обеспечивает адекватную оценку развертывания конкретной ситуации коммуникативного взаимодействия и выбор возможных вариантов ее развития, а также позволяет осознавать пути самосовершенствования в области профессионального общения. Кроме того, коммуникативная рефлексия является движущей силой в развитии представлений о личностной коммуникативной культуре как совершенствующейся в активном взаимодействии с другими коммуникативными системами и направленной на формирование сознательной самотворческой позиции, расширение содержания и форм коммуникативной деятельности, организацию деловой и духовной общественной коммуникации [7].

Необходимо отметить, что сущность и содержание подготовки юристов на коммуникативной основе определяются квалификационными требованиями к выпускникам юридических вузов, изложенных в государственном образовательном стандарте, квалификационных предписаниях к выполнению обязанностей по конкретной юридической специальности (следователь, судья, юрисконсульт и т. д.) и продиктованных особенностями самой профессиональной деятельности.

Для целостного познания сущности коммуникативной культуры будущего юриста необходимо выделение педагогических условий ее формирования в вузе. Обобщенный анализ научной литературы в области развития профессионализма (Л.В. Абдалина, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, H.A. Коваль, A.A. Реан и др.) позволяет под такими условиями понимать те объективные обстоятельства, от которых непосредственно или опосредованно зависит конструктивность формирования коммуникативной культуры и которые носят мотивирующий или обеспечивающий характер воздействия на процесс профессионального становления студента в учебном заведении.

В своем исследовании Г. A. Aнохина выделила четыре блока педагогических условий формирования коммуникативной культуры курсантов образовательных учебных заведений МВД России:

1. Выявление и анализ коммуникативной деятельности курсанта, основанный на индивидуально-творческом и диалогическом подходе в образовательной системе вуза.

2. Направление на осознание курсантом необходимости формирования коммуникативной культуры, основанное на изучении и анализе собственных коммуникативных качеств, усвоении теоретических знаний о компонентах и функциях коммуникативной культуры, установка на достижение высокого уровня самостоятельной деятельности и управления в сочетании с овладением навыками контроля за формированием культуры поведения, общения.

3. Выработка культурного компонента коммуникации, включающего совокупность норм, способов и форм поведения, эталонов и пред-

ставлений личности, которые реализуются в момент взаимодействия с другими субъектами.

4. Внедрение в образовательный процесс инновационного курса, направленного на формирование коммуникативной культуры будущего специалиста [2].

Другие исследователи (Е.А. Ганин, В.Н. Мош-кин, А.Г. Тулегенова и др.) выделяют педагогические условия, способствующие решению тех или иных образовательных задач: 1) информационные (содержание образования; когнитивная основа педагогического процесса); 2) технологические (формы, средства, методы, приемы, этапы, способы организации образовательной деятельности; процессуально-методическая основа педагогического процесса); 3) личностные (поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов образовательного процесса; психологическая основа образовательного процесса) [4; 14; 22].

С.В. Знаменская в качестве педагогических условий формирования коммуникативной культуры студента выделяет следующие: развивающая образовательная среда; система психолого-педагогической диагностики; инновационные педагогические технологии, способствующие эффективности познавательной деятельности; личность педагога [9].

Л.В. Станкевич в качестве педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию модели формирования коммуникативной культуры юриста, выделила следующие условия: обогащение информационного поля студентов за счет собрания культуросообразной среды с целью усиления коммуникативной направленности обучения; формирование у студентов установки на саморазвитие коммуникативной культуры на основе стимулирования рефлексивной позиции; включение будущего юриста в программу мониторинга, предметом которого выступает коммуникативная культура [21].

Исходя из проведенного теоретического анализа, можно заключить, что авторы по-разному интерпретируют содержание педагогических условий формирования коммуникативной культуры специалиста, однако, вкладывают в их сущность одинаковую смысловую нагрузку. Поэтому проведенный теоретический анализ, а

также опыт работы с выпускниками юридических вузов позволили нам выделить на теоретическом уровне комплекс педагогических условий формирования коммуникативной культуры юриста в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Таким образом, к педагогическим условиям формирования коммуникативной культуры юриста в процессе его профессиональной подготовки в вузе относятся: внедрение коммуникативной

парадигмы в систему российского образования; содержание коммуникативной подготовки студентов; коммуникативная образовательная среда вуза; система коммуникативного взаимодействия в вузе; коммуникативно-поведенческий опыт личности; инновационные педагогические технологии учебно-воспитательного процесса.

В общем виде детерминация формирования коммуникативной культуры будущего юриста представлена на рис 3.

П Р О Т И В О Р Е Ч И Я

3 А К О Н О М Е Р Н ОС Т И

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ВНЕШНИЕ

социокультурное развитие педагогическое взаимодействие система

квалификационных требований

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ

» коммуникативная

субъектность ► коммуникативная рефлексия

С

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

внедрение коммуникативной парадигмы в систему российского образования содержание коммуникативной подготовки студентов коммуникативная образовательная среда система

коммуникативного взаимодействия в вузе коммуникативно-поведенческий опыт

личности

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

л

Рис. 3. Детерминация формирования коммуникативной культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

будущего юриста

186

Опираясь на исследования Г.А. Анохиной, С.В. Знаменской, В.П. Сморчковой, Л.В. Станкевич и др., нами были сформулированы уровни сформированности коммуникативной культуры будущего юриста. Уровни коммуникативной культуры будущего юриста определяются нами через систему критериально-показательных признаков:

- профессионально-личностные коммуникативные качества (осознанность и направленность коммуникативно-этических ценностей и отношение к ним; успешность их реализации в учебной и неучебной деятельности; стремление к профессиональному коммуникативному совершенствованию);

- прогностически-технологических умений и навыков коммуникативного взаимодействия (осознание и направленность коммуникативных стратегий; умение моделировать и прогнозировать коммуникативную встречу с субъектами правовых отношений, владение коммуникативными технологиями и техниками; способность выбирать оптимальную коммуникативную технологию для достижения значимого результата);

- коммуникативно-когнитивный потенциал (наличие системных междисциплинарных, общепрофессиональных и коммуникативных знаний, степень развития социального интеллекта, владение операциональными умениями смыс-ловосприятия, смыслопонимания, смыслооб-разования и смыслопередачи).

Исходя из вышеизложенного, нами были сформулированы уровни сформированности коммуникативной культуры будущего юриста в процессе его профессиональной подготовки в вузе:

- низкий уровень - вышеуказанные признаки проявляются редко или не проявляются, отсутствуют необходимые знания и умения;

- средний уровень - качества наблюдаются не всегда, критерии выражены, но ограниченно и недостаточно эффективно проявляются в различных видах деятельности;

- высокий уровень - качества проявляются постоянно, педагог в совершенстве владеет знаниями в сфере культуры общения, обладает необходимыми умениями.

Таким образом, выявленные и сформулированные педагогические факторы и условия, а

также обозначенные уровни формирования коммуникативной культуры юриста в процессе его профессиональной подготовки в вузе, раскрывая объективные и субъективные аспекты эффективности данного процесса, позволяют его моделировать с целью оптимизации образовательного процесса по становлению коммуникативной личности профессионала юридической деятельности.

Литература:

1. Абулъханоеа-Слаеская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Слав-ская. - М.: Наука, 1980. - 333 с.

2. Анохина, Г.А. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности курсанта образовательных учреждений МВД России: Автореф. ... дис. канд. пед. наук / Г.А. Анохина. - Воронеж, 2007. - 22 с.

3. Аухадеееа, Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: Дис. ... д-ра пед. наук / Л.А. Аухадеева. - Казань, 2008. - 427 с.

4. Ганин, Е.А. Педагогические условия использования современных и коммуникативных технологий самообразования будущих учителей / Е.А. Ганин. - 2003. - http: // ito.edu.ru/2003/VII/ VII-0-1673.html.

5. Гусее, В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: Монография / В.В. Гусев. - Орел: ВИПС, 1997. - 238 с.

6. Дюк, В.А. Компьютерная психодиагностика / В.А. Дюк. - СПб.: Братство, 1994. - 364 с.

7. Занкое, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М., 2004. - 612 с.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб., доп / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проспект; Мир, 2005. - 126 с.

9. Знаменская, С.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Знаменская. - Ставрополь, 2004. - 26 с.

10. Климое, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М.: МГУ, 1988. - 199 с.

11. Коцарее, В.В. Формирование коммуникативной культуры военнослужащих в процессе адаптации к первому периоду службы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Коцарев. - Киров, 2008.-24 с. "

12. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, A.A. Рен. -СПб.; Рыбинск, 1993. - 54 с.

13. Леонтьев, Д.А. Гордон Олпорт - архитектор психологии личности / ДА. Леонтьев // Психол. журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 23-30.

14. Мошкин, В.Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности / В.Н. Мошкин. -http://www.oim.ru/reader.asp.

15. Мычко, Е.И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога: Дис. ... д-ра пед. наук / Е.И. Мычко. - Калининград, 2002. - 421 с.

16. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб.: Речь; Воронеж: МО-ДЭК, 1995. - 232 с.

17. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под ред. A.A. Крылова. - СПб: СПбУ. - 1997. - 312 с.

18. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / ВА. Сластенин. - М.: MAmCTT ПРЕСС, 2000. - 488 с.

19. Сморчкова, В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: Aвтореф.

дис. .. д-ра пед. наук / В.П. Сморчкова. - М., 2007. - 46 с.

20. Сморчкова, В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Сморчкова. - М., 2007. - 495 с.

21. Станкевич, Л.В. Развитие коммуникативной культуры будущих юристов в условиях инновационной деятельности вуза: Дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Станкевич. - Челябинск, 2009 - 224 с.

22. Тулегенова, А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса / А.Г. Тулегенова. - http:// www.crimea.edu./tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html.

23. Форд, Дж. Г. Теория личности К. Роджерса: обзор и перспективы // Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии (зарубежная гуманистическая психология / Дж. Г. Форд. - Ростов н/Д.: РГУ, 1996. - С. 83108.

24. Фу, К. Структурные методы распознавания образов / К. Фу. - М.: Мир, 1977. - 320 с.

25. Эткинд, А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений / А.М. Эткинд // Вопр. психологии. - 1983. - №2. - С. 106-112.

УДК 37.036 ББК 316.7

Н.Ю. КУНИЦЫНА. соискатель (г. Воронеж)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания в системе образования.

Ключевые слова: эстетическое воспитание и образование, эстетическое развитие, эстетическая культура.

N.Y. KUNITSYNA

(Voronezh)

AESTHETIC EDUCATION IN THE EDUCATION SYSTEM

Abstract. In article features of esthetic education in an education system are considered. Key words: aesthetic education, and aesthetic development, aesthetic culture.

188 -I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.