НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 37.091.3
DOI 10.25257/KB.2022.1.27-34
Методика использования произведений художественной литературы в преподавании гуманитарных дисциплин
The methodology of using works of fiction in teaching the humanities
Н. А. ХОДИКОВА1, А. В. КИРИЧЕК1
1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
N. A. KHODIKOVA1, A. V. KIRICHEK1
1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Статья посвящена проблеме использования произведений художественной литературы в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях, в частности, философии. Обосновывается тезис о том, что активное вовлечение произведений классической и современной литературы в педагогический процесс в высшей школе позволит существенно обогатить и расширить инструментарий преподавателя. Разработанная авторами методика позволит сделать занятия по философии и другим гуманитарным дисциплинам более интересными и занимательными, будет способствовать формированию личности обучающихся, развитию у них навыков творческого мышления.
Ключевые слова: методика преподавания, эстетическое воспитание, преподавание философии, произведения художественной литературы
Abstract: The article is devoted to the problem of using works of fiction in the process of teaching humanitarian disciplines in higher educational institutions, philosophy in particular. The thesis is substantiated that active involving works of classical and modern literature in the pedagogical process in higher education will significantly enrich and expand the teacher's toolkit. The methodology developed by the authors will make it possible to make classes in philosophy and other humanities disciplines more interesting and entertaining, will contribute to the formation of students' personality, developing their creative skills thinking.
Key words: teaching methods, aesthetic education, teaching philosophy, works of fiction
Современные требования, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений, предполагают комплексную модернизацию содержания, методов и организационных форм обучения. Особенно это касается дисциплин гуманитарного цикла (философии, профессиональной этики, эстетики, культурологии, социологии, политологии, логики, концепций современного естествознания и др.), поскольку именно изучение этих дисциплин выполняет функцию формирования у обучающихся современного научного мировоззрения, способствует развитию толерантности, формированию эстетического и художественного вкуса, воспитанию патриотизма и душевной чуткости. Кроме того, как отмечается в работе В. Н. Липско-го, социально-гуманитарные дисциплины в современной системе образования выполняют методологическую функцию, которая определяет их важное место во всей системе подготовки кадров в Академии ГПС МЧС России [1]. Поэтому весьма актуальной представляется задача разработки новых методик организации и проведения как семинарских занятий, так и самостоятельной работы обучающихся.
Следует отметить, что тенденция по экспликации философского содержания произведений искусства, включая и художественную литературу, просматривается довольно давно - как минимум на протяжении всего XX и XXI вв. Стоит вспомнить, в частности, этюды Е. Н. Трубецкого,
посвящённые русской иконописи («Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в её иконе») [2, с. 337-440], труды В. С. Соловьева о Пушкине и Достоевском («Судьба Пушкина», «Значение поэзии в стихотворениях Пушкина», «Три речи в память Достоевского») [3, с. 227-259, 271-370], книгу Н. А. Бердяева о Достоевском («Миросозерцание Достоевского») [4, с. 7-150], работы Л. Шестова о Толстом, Достоевском и Ницше («Добро в учении гр. Толстого и Нитше», «Достоевский и Нитше») [5, с. 7-316] и т. п. Однако только в конце XX века эта тенденция стала массовой: многие диссертационные исследования последних 30 лет посвящены как раз выявлению философского содержания произведений художественной литературы [6, 7].
Однако в большинстве случаев речь идёт о воссоздании целостного мировоззрения того или иного писателя, а вот микрофилософский анализ отдельных небольших произведений оказывается обычно на периферии исследовательского интереса.
Исходя из этого пробела, с целью его ликвидации, авторы решили сделать акцент на изучении именно малой прозы -прежде всего, рассказов и новелл, как источников и иллюстраторов философских идей, проблем и тем, а также различных вариантов их решения. Малые формы удобны и тем, что обучающиеся в условиях дефицита времени смогут их освоить довольно быстро, некоторые произведения можно даже прочитать на самом занятии.
Целью авторов является разработка методологии, которая поможет преподавателю совершенствовать гуманитарную подготовку обучающихся на основе использования произведений художественной литературы в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения отмеченной цели было запланировано решение следующих задач:
- определить конкретные темы в рамках отдельных дисциплин (в частности, философии, логики, профессиональной этики, истории и философии науки), к которым
целесообразно подобрать произведения художественной литературы для последующего использования в педагогическом процессе;
- найти среди произведений классической и современной художественной литературы те, которые можно использовать при освоении выделенных тем;
- изучить на предмет экспликации философского (онтологического, гносеологического, аксиологического и др.), этического, эстетического, логического и иного гуманитарно-научного содержания как сами выделенные литературные произведения, так и критические статьи по ним, сведения, касающиеся их создания, и другую информацию, в том числе имеющуюся в сети интернет;
- разработать по каждому произведению и соответствующей ему теме методику использования как в ходе семинарских занятий, так и в процессе самостоятельной работы обучающихся (предполагается, что элементами методики могут быть контрольные вопросы, творческие задания, занимательные задачи и упражнения и др.);
- апробировать отдельные методики в педагогическом процессе с последующим анализом и оценкой этого опыта;
- внести коррективы в разработанные методики на основе опыта их апробации;
- разработать систему методических рекомендаций для преподавателей гуманитарных кафедр по использованию произведений художественной литературы в ходе образовательного процесса.
Актуальность исследования определяется тем, что вовлечение произведений художественной литературы (как классической, так и современной) в процесс преподавания гуманитарных дисциплин на основе разработанных методик обогатит педагогический арсенал преподавателей, позволит им связать абстрактное, достаточно сухое научное знание с конкретно-образным, эмоционально-насыщенным содержанием произведений художественной литературы, подкрепить и наполнить теоретические схемы и понятия наглядными образами и ситуациями, тем самым сделав процесс обучения
более интересным, плодотворным и результативным.
С другой стороны, работа обучающихся с художественными текстами с целью выявления их философского содержания будет способствовать развитию их творческих способностей и критического мышления, поскольку найти ответы на оригинальные вопросы по ним едва ли возможно в сети интернет, так как данные вопросы носят авторский характер [8, 9].
В результате реализации задач исследования авторами были разработаны оригинальные методики по использованию произведений художественной литературы в процессе преподавания отдельных дисциплин гуманитарного цикла (прежде всего, философии, в меньшей мере - логики, профессиональной этики и эстетической культуры), а также система методических рекомендаций для преподавателей гуманитарных кафедр по использованию произведений художественной литературы в ходе образовательного процесса.
Ниже приводится разработанная авторами методика использования повести А. С. Пушкина «Выстрел» при изучении темы «Философия о сущности и предназначении человека» в курсе дисциплины «Философия».
Прежде всего, необходимо дать краткую характеристику произведения. Повесть А. С. Пушкина «Выстрел» [10, с. 48-59] по причине небольшого объёма на самом деле более соответствует жанру рассказа. Она была написана в 1830 г. в качестве составной части «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Сюжет развивается нелинейно: события развёртываются из некоего центра - встречи Белкина с Сильвио, далее повествуется о прошлом Сильвио шестилетней давности, а затем мы узнаем о том, что произошло уже после расставания Белкина с Сильвио (вторая дуэль с графом) и в самом конце - о судьбе Сильвио. При этом повествование попеременно ведётся то от лица Белкина, то от лица Сильвио, то от лица графа, имя которого автор не указывает. Интересно то, что частично повесть
автобиографична - в ней воспроизводятся некоторые обстоятельства реальной дуэли между Пушкиным и прапорщиком Зубовым, состоявшейся в 1822 г.
Повесть интересна тем, что в ней ставятся и своеобразно решаются сразу несколько фило-софско-антропологических тем, а именно тема судьбы и ее соотношения со свободой, проблема справедливости мироустройства, смысла жизни, роли любви в существовании человека.
Обозначим основные направления использования повести «Выстрел» в изучении темы «Философия о сущности и предназначении человека». Преимущества этого произведения в том, что оно:
- широко доступно, его легко найти и в интернете, и в любой библиотеке;
- обладает небольшим объёмом - около 8 страниц текста;
- раскрывает сразу несколько философ-ско-антропологических тем;
- написано доступным и понятным языком;
- известно большинству обучающихся из школьной программы;
- экранизировано в 1966 г.
Можно предложить следующие способы (направления) использования этого рассказа в обучении:
1. Составить контрольные вопросы философской направленности по нему и побудить обучающихся найти ответы на эти вопросы. В ходе проведения семинара вопросы и ответы на них могут обсуждаться под руководством преподавателя.
2. Составить творческие задания по произведению, в частности, в форме написания эссе по определённым темам.
3. Предложить обучающимся провести сравнительный анализ литературного произведения и фильма, снятого по его мотивам. Результаты анализа можно отразить как в форме эссе, так и обсудить их устно в рамках семинарского занятия.
Далее целесообразно детально разобрать каждое из указанных направлений, сопроводив его необходимыми методическими указаниями.
Контрольные вопросы к повести «Выстрел» лучше всего дать в качестве письменного задания на дом, чтобы обучающиеся могли внимательно изучить повесть, обдумать вопросы в течение нескольких дней и выработать развёрнутый ответ на каждый из них. Если группа достаточная сильная, активная, трудолюбивая, то можно дать каждому обучающемуся по четыре вопроса (или даже больше), если же группа слабая, пассивная, то целесообразно ограничиться двумя вопросами на одного человека.
Например, если учебная группа состоит из 24 человек, а вопросов всего двенадцать, то логично дать каждому обучающемуся по два разных вопроса. В итоге по каждому вопросу будут готовиться четыре человека, поэтому даже если несколько обучающихся не придут на занятие, то всегда найдется хотя бы один, кто готовил каждый из 12 вопросов. Рациональнее всего распределить вопросы с помощью таблицы, включающей в себя как номера вопросов, так и фамилии обучающихся.
Важно также, чтобы обучающиеся готовились не только устно, но и письменно, то есть давали развёрнутые ответы на вопросы в конспекте. Даже если обучающийся отсутствовал на занятии, либо не проявил должной активности, либо ему просто не хватило времени, чтобы проявить себя в полной мере, наличие ответов в конспекте может служить основанием для выставления позитивной оценки такому обучающемуся.
В ходе проведения семинарского занятия наряду с разбором основных вопросов темы, можно часть времени (до 40 минут) посвятить разбору произведения, заслушав ответы обучающихся на указанные вопросы. Преподаватель при этом должен умело руководить работой своих подопечных, направляя её в нужное русло, в частности, показывая гуманизм Пушкина, сложность его героев, нелинейное развёртывание сюжета и т. п. Тут будет не лишним напомнить, что сам Пушкин, несмотря на участие в нескольких дуэлях, никогда не стрелял первым, и ни разу (за исключением ранения Дантеса в 1837 году) не попал ни в одного из своих визави [11].
Желательно довести обсуждение повести до уровня дискуссии между обучающимися (интерактивное обучение), в ходе которой можно по некоторым вопросам зафиксировать альтернативные позиции, чтобы их затем более детально разобрать.
Нельзя не отметить, что успех занятия во многом зависит от подготовки преподавателя, поэтому мы рекомендуем преподавателю сначала самому дать развернутые письменные ответы на контрольные вопросы. К этим ответам в случае необходимости преподаватель может обратиться в ходе занятия, а после него скорректировать их в зависимости от того, как на них ответили обучающиеся. При этом важно, чтобы ответы не были доступны обучающимся, поэтому также их нельзя выкладывать в интернет.
Наконец, поскольку каждый человек обладает индивидуальными каналами восприятия информации, то логично предложить обучающимся наряду с чтением повести также посмотреть фильм, снятый по ней. В ходе семинара можно продемонстрировать с помощью проектора некоторые фрагменты фильма для их последующего обсуждения. Ниже приводятся как сами контрольные вопросы, так и краткая формулировка заданий по ним.
Задание № 1. Прочитайте рассказ А. С. Пушкина «Выстрел» (из «Повестей Белкина»), а также посмотрите фильм «Выстрел» (1966). Подумайте над следующими вопросами и ответьте на два из них письменно в конспекте:
1. Какие философские проблемы (темы) поднимаются в повести А. С. Пушкина «Выстрел»?
2. Как решается вопрос о справедливости мироустройства в повести «Выстрел»? Является ли мир, изображенный Пушкиным, справедливым? Объясните свою позицию.
3. Что стало причиной дуэли графа и Сильвио?
4. Как Вы думаете, какова точка зрения автора на проблему судьбы и свободы выбора? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.
5. Как Вы думаете, кто более свободен -Сильвио или его обидчик граф? Поясните свою позицию.
6. В чем проявились свобода и рабство в жизни Сильвио?
7. Какие противоречия можно обнаружить в повествовании?
8. Почему Сильвио так и не убил графа? Каковы истинные мотивы (причины) его милосердия?
9. Поведение кого из героев можно считать более нравственным? Поясните свою точку зрения.
10. Чем отличается отношение к жизни и смерти графа от аналогичного отношения Сильвио?
11. Как Вы думаете, почему ни автор, ни Сильвио не открывают имени графа?
12. Чему может нас научить этот рассказ, какие полезные выводы мы можем сделать?
Творческие задания по повести целесообразно оформить как эссе, при этом обучающимся можно предложить расширить область исследования до всех «Повестей Белкина», чтобы создать более широкие возможности для сравнительного их анализа. Приведём примерную тематику эссе (сочинений):
1. Проблема свободы выбора в повестях «Выстрел» и «Барышня-крестьянка».
2. Судьба и случай в повестях «Метель» и «Барышня-крестьянка».
3. Проблема свободы и ответственности в повестях «Метель» и «Барышня-крестьянка» (или «Выстрел»).
4. Тема любви и её раскрытие Пушкиным в повестях «Метель» и «Барышня-крестьянка».
5. Проблема справедливости мироустройства в повестях «Выстрел» и «Барышня-крестьянка».
6. Нравственный мир героев повести «Выстрел» (или «Барышня-крестьянка»).
7. Чему может научить повесть «Выстрел»?
8. Женские образы в повестях «Выстрел» и «Метель» (или «Барышня-крестьянка»).
Ниже приводится разработанная авторами методика реализации сравнительного
анализа повести «Выстрел» и одноимённого фильма.
Художественный фильм по повести был снят в 1966 г. режиссёром Наумом Трахтен-бергом. В фильме задействованы такие выдающиеся актёры, как Олег Табаков, Юрий Яковлев, Михаил Козаков. Фильм богаче по содержанию, чем повесть, в частности, в нём имеются эпизоды, которых нет у Пушкина, например, встреча Сильвио с полковником на почтовой станции, участие Сильвио в боевых действиях в Греции. Но в основном фильм вполне конгруэнтен повести.
В рамках изучения вопросов философской антропологии обучающимся можно предложить следующие основные направления сравнительного анализа фильма и повести:
1. Каковы значимые различия между повестью и её экранизацией?
2. В чём разница между Сильвио в повести и им же в фильме?
3. Каковы различия между образом графа в фильме и в повести?
4. Какой Сильвио выглядит более нравственным - тот, который в повести, или тот, который представлен в фильме?
5. Как отразилось на фильме время (середина 60-х годов), когда он снимался?
В ходе обсуждения данных вопросов на семинаре преподаватель может показать, что благодаря сцене с полковником на почтовой станции, которой нет в повести, Сильвио выглядит более позитивно, нравственно, чем в повести, усилен момент его благородства, показано, как он пришел к идее поехать в Грецию и сражаться там за свободу греков. А вот шестилетние каждодневные мысли Сильвио о мести, которые, разумеется, его не красят, напротив, не акцентируются в фильме. Граф в киноленте выглядит более слабо, женственно, кажется менее волевым и сильным человеком, чем в повести. Возможно, героизация Сильвио детерминирована той советской эпохой, когда снимался фильм. Ведь советская мораль была довольно далека от мысли о важности всепрощения и пагубности мести, которая съедала Сильвио целых шесть лет. В советской
литературе существовал культ революционера, будь то Павка Корчагин или Левинсон, и потому вполне закономерно, что и Сильвио дополнительно придали революционные черты, правда, его активность направлена не на внутренних эксплуататоров (даже богатого графа он милосердно оставляет в живых), а на внешних врагов - угнетателей греческого народа.
После рассмотрения вопросов и общей дискуссии преподавателю надлежит сделать общий вывод. Приведём возможный вариант такого вывода.
В целом, повесть «Выстрел» достаточно парадоксальна и вместе с тем наполнена богатым философским содержанием. Здесь ставятся и решаются сразу несколько философских проблем. Во-первых, автор проповедует идею абсолютного фатализма, всевластия судьбы, в руках которой мы только марионетки. Во-вторых, Пушкин показывает иллюзорность нашей свободы, нам лишь кажется, что мы выбираем, на самом деле мы - рабы морали, собственных страстей, обстоятельств, а также и высших сил. В-третьих, демонстрирует несправедливость нашего мира. Баловень судьбы продолжает счастливо жить с женой-красавицей, а его более нравственный соперник, несмотря на проявленное милосердие, гибнет на войне (сравнить с античной легендой «Перстень Поликрата», где всё наоборот). В-четвёртых, автор подчёркивает парадоксальность бытия: тот, кто лишен моральной высоты, получает от жизни все радости, а тот, кто проявляет гуманизм и милосердие, погибает; тот, кто шесть лет грезит о мести, вдруг проявляет милосердие, а тот, кто не испытывает злопамятства, дважды с лёгкостью стреляет в человека; тот, кто не ценит жизнь, её получает вместе со всеми благами, а тот, кто ценит чужую жизнь, в итоге теряет свою и т. п.
Есть в рассказе и другие интересные моменты, например, образ Маши весьма положителен, она своей любовью, возможно, спасает графа от гибели, пусть тот, возможно, и не достоин ни жизни, ни самой Маши. То, что графиня имеет имя, и это имя ласковое -Маша (а не Мария) - говорит о неравнодушии поэта к своей героине.
Наконец, повесть имеет выходы не только на антропологическую тематику, но и на онтологическую. В частности, в ней показано различие между причиной и поводом (пощёчина - это повод для дуэли, а причина - это зависть Сильвио к графу).
Таким образом, повесть А. С. Пушкина «Выстрел» как обладающая богатым философ-ско-антропологическим содержанием может быть эффективно использована при освоении курса философии в рамках темы «Философия о сущности и предназначении человека».
В процессе подбора художественных произведений, которые могут быть использованы в учебном процессе по указанному направлению, были отобраны, прочитаны и исследованы рассказы таких писателей, как А. С. Грин, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. М. Зощенко, Р. Шекли. Также были изучены отдельные критические, философские, биографические произведения, посвящённые творчеству указанных и некоторых иных авторов.
В ходе работы с первоисточниками авторы обнаружили, что большинство произведений художественной литературы имеют выход на философско-антропологическую проблематику, и гораздо меньше произведений можно привязать к темам по онтологии, гносеологии, философии техники и социальной философии.
В результате для дальнейшей методической работы были отобраны следующие произведения художественной литературы малой формы:
- мини-новелла М. М. Зощенко «Бедный Федя» из книги «Перед восходом солнца»;
- рассказ Р. Шекли «Битва»;
- фрагмент романа Дж. Лондона «Мартин Иден»;
- рассказ А. С. Грина «Словоохотливый домовой»;
- рассказ А. С. Грина «История одного убийства».
По всем указанным произведениям авторы планируют дальнейшую разработку и апробацию методики проведения занятий по философии и другим гуманитарным дисциплинам по различным темам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Липский В. Н. Роль междисциплинарных знаний в подготовке квалифицированных специалистов пожарной безопасности // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. С. 46-50.
2. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. 656 с.
3. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.
4. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2, 510 с.
5. Шестов Л. Философия трагедии. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. 480 с.
6. Кузин Ю. Д. Использование художественно-поэтических произведений
в преподавании философии как фактор повышения качества образования // Вестник ИГЭУ. 2005. № 2. С. 76-79.
7. Мехед Г. Н. Художественная литература как метод философии [Электронный ресурс] // Философская мысль. 2016. № 12. С. 23-35. Режим доступа: https://nbpubИsh.com/Иbrary_read_artide.php?id=2l48з (дата обращения 16.03.2021). DOI:l0.7256/2409-8728.20l6.l2.2l48
8. Киричек А. В. Роль гуманитарной среды Академии ГПС МЧС России
в реализации творческого потенциала обучающихся [Электронный ресурс] / Гражданская оборона на страже мира и безопасности: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны: в 3 ч. Ч. III. Психологические, социальные и морально-этические проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного, природного и техногенного характера. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 95-101.
9. Ходикова Н. А. Логика и критическое мышление: история
и современность // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2019, № 3. С. 22-25.
10. Пушкин А. С. Сочинения: в 3 т. Т. 3. Проза. М.: Худож. лит., 1987. 528 с.
11. Все дуэли Пушкина (состоявшиеся и несостоявшиеся) [Электронный ресурс] // Livejournal.com: блог-платформа. Режим доступа: https://pantv.livej0urnal.c0m/1408641.html (дата обращения: 27.01.2022).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Нина Анатольевна ХОДИКОВА н Кандидат философских наук Доцент кафедры философии Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 9051-5380 AuthorID: 165685 Н5856243@шаП.га
Александр Владимирович КИРИЧЕК Кандидат философских наук, доцент Доцент кафедры философии Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 2844-2985 AuthorID: 342432 kirichek70@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Nina A. KHODIKOVA H PhD in Philosophy
Associate Professor of the Department of Philosophy
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-rafl: 9051-5380
AuthorID: 165685
H5856243@mail.ra
Aleksander V. KIRICHEK
PhD in Philosophy, Associate Professor
Associate Professor of the Department of Philosophy
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-rafl: 2844-2985
AuthorID: 342432
kirichek70@mail.ru
Поступила в редакцию 22.06.2021 Принята к публикации 25.08.2021
Для цитирования:
Ходикова Н. А., КиричекА. В. Методика использования произведений художественной литературы в преподавании гуманитарных дисциплин // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 27-34. Р0!:10.25257/КВ.2022.1.27-34
Received 22.06.2021 Accepted 25.08.2021
For citation:
Khodikova N. A., Kirichek A. V. The methodology of using works of fiction in teaching the humanities. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no.1, pp. 27-34. DOI:10.25257/KB.2022.1.27-34