Научная статья на тему 'Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС'

Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1240
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / социализация / младший школьный возраст / ФГОС НОО / программа воспитания и социализации / базовые национальные ценности / education / socialization / primary school age / Federal State Educational Standard of Higher Education / program of education and socialization / basic national values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарыкова Галина Валентиновна

В данной статье рассматривается проблема воспитания и социализации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Главные показатели эффективной социализации личности видятся в соблюдении социальных норм и моральном сознании личности. В данном контексте представлены направления, формы, методы, средства воспитания и социализации в начальной школе, обозначены источники (содержание школьных дисциплин, произведений искусства, периодической литературы, научного знания, традиций, общественно полезной и личностно значимой деятельности и др.) и определены условия формирования базовых национальных ценностей у детей. Базовые национальные ценности раскрываются через такие понятия, как семья, патриотизм, труд, наука, литература, традиционные российские религии. В статье показана роль социальных институтов в ходе воспитания и социализации младших школьников, в связи с чем поднимается вопрос о создании единого воспитательного пространства, объединяющего их деятельность, а также вопрос о повышении педагогической культуры родителей. В материалах статьи раскрыты основные направления воспитательной работы в начальной школе (воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, окружающей среде, прекрасному). Особое место в статье в рамках социализации младших школьников отведено именно начальной школе, которая охватывает учебную, трудовую, художественную, спортивную, досуговую и др. виды образовательной деятельности, роли учителя начальных классов, выступающего в качестве консультанта и фасилитатора. Даны рекомендации для проведения мониторинга воспитанности и социализации, озвучены уровни определения результатов воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and socialization of younger schoolchildren in the context of the implementation of the federal state educational standard of higher education

This article deals with the problem of education and socialization of younger schoolchildren in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The main indicators of effective socialization of the individual are seen in the observance of social norms and moral consciousness of the individual. In this context, the directions, forms, methods, means of education and socialization in primary school are presented, sources are identified (the content of school subjects, works of art, periodicals, scientific knowledge, traditions, socially useful and personally significant activities, etc.) and the conditions for the formation of basic national values in children are determined. The basic national values are revealed through such concepts as family, patriotism, work, science, literature, and traditional Russian religions. The article shows the role of social institutions in the course of education and socialization of younger schoolchildren, in connection with which the question of creating a single educational space that unites their activities, as well as the question of improving the pedagogical culture of parents, is raised. The materials of the article reveal the main directions of educational work in primary school (education of citizenship, patriotism, moral feelings and ethical consciousness, hard work, the formation of a value attitude to health and a healthy lifestyle, the environment, the beautiful). A special place in the article within the framework of the socialization of younger schoolchildren is given to primary school, which covers educational, labor, artistic, sports, leisure, etc. types of educational activities, the role of a primary school teacher acting as a consultant and facilitator. Recommendations are given for monitoring the upbringing and socialization, the levels of determining the results of education and socialization of primary school students are announced.

Текст научной работы на тему «Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 59-66. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 8. P. 59-66.

Научная статья УДК 371

doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -8-59-66

Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС

Галина Валентиновна Нарыкова

Соликамский государственный педагогический институт (филиал Пермского государственного национального исследовательского университета), Пермь, Россия, nargw@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема воспитания и социализации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Главные показатели эффективной социализации личности видятся в соблюдении социальных норм и моральном сознании личности. В данном контексте представлены направления, формы, методы, средства воспитания и социализации в начальной школе, обозначены источники (содержание школьных дисциплин, произведений искусства, периодической литературы, научного знания, традиций, общественно полезной и личностно значимой деятельности и др.) и определены условия формирования базовых национальных ценностей у детей. Базовые национальные ценности раскрываются через такие понятия, как семья, патриотизм, труд, наука, литература, традиционные российские религии. В статье показана роль социальных институтов в ходе воспитания и социализации младших школьников, в связи с чем поднимается вопрос о создании единого воспитательного пространства, объединяющего их деятельность, а также вопрос о повышении педагогической культуры родителей. В материалах статьи раскрыты основные направления воспитательной работы в начальной школе (воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, окружающей среде, прекрасному). Особое место в статье в рамках социализации младших школьников отведено именно начальной школе, которая охватывает учебную, трудовую, художественную, спортивную, досуговую и др. виды образовательной деятельности, роли учителя начальных классов, выступающего в качестве консультанта и фасилитатора. Даны рекомендации для проведения мониторинга воспитанности и социализации, озвучены уровни определения результатов воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Ключевые слова: воспитание, социализация, младший школьный возраст, ФГОС НОО, программа воспитания и социализации, базовые национальные ценности.

Для цитирования: Нарыкова Г.В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. No 8. С. 59-66. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-59-66

Original article

Education and socialization of younger schoolchildren in the context of the implementation of the federal state educational standard of higher education

Galina V. Narykova

Solikamsk State Pedagogical Institute (branch of Perm State National Research University, Perm, Russia, nargw@mail.ru

© Нарыкова Г.В., 2021

Abstract. This article deals with the problem of education and socialization of younger schoolchildren in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The main indicators of effective socialization of the individual are seen in the observance of social norms and moral consciousness of the individual. In this context, the directions, forms, methods, means of education and socialization in primary school are presented, sources are identified (the content of school subjects, works of art, periodicals, scientific knowledge, traditions, socially useful and personally significant activities, etc.) and the conditions for the formation of basic national values in children are determined. The basic national values are revealed through such concepts as family, patriotism, work, science, literature, and traditional Russian religions. The article shows the role of social institutions in the course of education and socialization of younger schoolchildren, in connection with which the question of creating a single educational space that unites their activities, as well as the question of improving the pedagogical culture of parents, is raised. The materials of the article reveal the main directions of educational work in primary school (education of citizenship, patriotism, moral feelings and ethical consciousness, hard work, the formation of a value attitude to health and a healthy lifestyle, the environment, the beautiful). A special place in the article within the framework of the socialization of younger schoolchildren is given to primary school, which covers educational, labor, artistic, sports, leisure, etc. types of educational activities, the role of a primary school teacher acting as a consultant and facilitator. Recommendations are given for monitoring the upbringing and socialization, the levels of determining the results of education and socialization of primary school students are announced.

Key words: education, socialization, primary school age, Federal State Educational Standard of Higher Education, program of education and socialization, basic national values.

For citation: Narykova G.V. Education and socialization of younger schoolchildren in the context of the implementation of the federal state educational standard of higher education. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;8:59-66. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-59-66

Введение

Федеральный государственный стандарт начального общего образования предъявляет ряд требований к качественному осуществлению воспитания и социализации младших школьников, к организации работы с родителями [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2011: 17].

В нормативно-правовых документах обозначены цели и задачи начального общего образования, где особая роль отведена социально-личностному развитию детей. Главные показатели эффективной социализации личности видятся в соблюдении социальных норм и моральном сознании личности. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ определяет: базовые национальные ценности, национальный воспитательный идеал, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Приобщение к ценностям общества интенсивно происходит в младшем школьном возрасте. Перечень ценностей включает в себя здоровье, семью, любовь, дом, родных, возможности самореализации, духовные ценности, духовный рост и др. Сегодня школа учит ориентироваться в окружающем мире, формирует устойчивые нравственные качества ребенка. Национальный воспитательный идеал сегодня - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Условия формирования базовых национальных ценностей - одна из актуальных проблем воспитания на современном этапе. Выпускник начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС, должен быть «носителем ценностей гражданского общества». Портрет выпускника начальной школы как модель предполагаемых результатов социализации складывается из интегральных характеристик личности (когнитивные, морально-нравственные, эмоционально-волевые, эстетические, коммуникативные, деятельностные, креативные). Воспитание представляет собой передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему через социальную деятельность и способствует последовательному формированию у них базовых ценностей (способности оценивать себя, других людей, сознательно выстраивать отношение к обществу, Отечеству) [Нарыкова 2018: 33].

Формирование базовых ценностей опирается на:

- Конституцию РФ, где права человека определены как ценность;

- Послание Президента РФ Федеральному собранию, в котором обозначена база общественных отношений;

- национальные ценности: нравственные ориентиры, моральные ценности, уважение к истории, родному языку, культуре и др.

Базовые национальные ценности раскрываются через такие понятия, как семья, патриотизм, труд, наука, литература, традиционные российские религии. К сожалению, сегодня доминируют материальные ценности, и как следствие, у детей могут формироваться искаженные представления о таких качествах, как справедливость, гражданственность, патриотизм, милосердие. Для многих современных детей свойственна духовная незрелость.

Основная часть

Источниками формирования ценностей является содержание общеобразовательных школьных дисциплин, произведений искусства, периодической литературы, научного знания, традиций, истории своей семьи, общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик и др. Основными направлениями воспитательной работы в начальной школе в данном контексте обозначены:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, свобода совести и вероисповедания, смысл жизни, любовь, честь, справедливость, милосердие.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: физическое, психическое, социальное здоровье.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля, заповедная природа, планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие [Домбровская 2008: 66].

Перечень базовых национальных ценностей обязателен. При разработке Программы воспитания школьников каждое образовательное учреждение может вводить дополнительные (региональные) ценности [Скрипова 2012: 187].

В социализации младших школьников важную роль играет именно начальная школа. Ребенок начинает знакомиться с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются социально значимой оценкой. Учитель формирует у ребенка мотивационно-личностные, коммуникативные навыки, межличностные установки. Ребенок начинает вырабатывать определенные стратегии поведения в обществе, которые закладывают основу его дальнейшего социального поведения.

Исторически доказана необходимость оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложной адаптации вхождения в мир взрослых. Поэтому одним из важнейших направлений работы педагога должно стать формирование социальной компетентности младших школьников, позволяющей выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность определяется осведомленностью детей об обществе как о широком, так и

узком окружении, об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Для формирования социальной компетентности необходимо создание особой развивающей атмосферы посредством реализации индивидуальный подход к ребенку.

При разработке Программы воспитания и социализации детей младшего школьного возраста необходимо опираться на то, что:

- воспитание в школе должно осуществляться через совместную деятельность всех субъектов данного процесса, в которой дети осваивают базовые ценности;

- оно должно охватывать учебную, трудовую, художественную, спортивную, досуговую и др. виды образовательной деятельности;

- любая деятельность, в силу полисубъектности воспитания и социализации, должна быть согласована. Ведущая роль в этом согласовании принадлежит школе [Степанов 2014: 110].

Но педагогическое сопровождение младших школьников происходит не только в школе. Внешкольные учреждения, семья тоже несут ответственность за воспитание детей и вносят свою лепту в их социализации. Поэтому решать проблемы их социализации и воспитания необходимо, объединив усилия этих социальных институтов [Мудрик 2006: 255]. Однако часто наблюдается несогласованность воспитательного воздействия социальными институтами на детей и подростков. Дети, особенно в сельской местности, порой не имеют возможности заниматься в учреждениях дополнительного образования (по причине их отсутствия на данной территории). Школа в таких условиях является практически единственным институтом воспитания детей.

Перспективой для разрешения данной ситуации может стать создание единого воспитательного пространства, объединяющего деятельность имеющихся социальных институтов. Оно позволит максимально повысить роль и ответственность различных позитивных общественных сил за судьбу подрастающего поколения, выведет воспитание за рамки школы.

Одним из таких социальных институтов является семья. Но во многих семьях, как показывает статистика, прервались традиции семейной педагогики: родители безграмотны в вопросах приоритетов воспитания в разные периоды детства. Они не учитывают возрастные закономерности развития интеллектуальных и творческих способностей своих детей. Это приводит к тому, что семья не всегда может самостоятельно решать проблемы воспитания. Поэтому, в контексте духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников особенно актуальным становится вопрос о повышении педагогической культуры родителей.

Воспитание и социализация - неотделимые друг от друга процессы [Голованова 2004: 187]. В основе Программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы лежат аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы.

Основу аксиологического подхода составляет национальный воспитательный идеал как система базовых национальных ценностей. Он и определяет уклад школьной жизни и всю систему воспитания и социализации.

Для освоения младшими школьниками базовых ценностей необходима комплексная нравственно ориентированная образовательная деятельность. Системно-деятельностный подход отвечает за «выход» воспитательной работы за рамки отдельных учебных предметов или одной образовательной области и выступает методологической основой организации уклада школьной жизни, который, в свою очередь, должен стать социальной, личностной, культурной ценностью для всех субъектов воспитания подрастающего поколения.

Развивающий подход определяет общее содержание Программы воспитания и социализации предусматривает:

- систему морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);

- вариативность тематической программы, включающей различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности обучающихся (системно-деятельностный подход);

- технологии воспитания и социализации в каждой программе [Апалеева эл.р.].

Содержание разных видов деятельности интегрируется.

Социальную, культурную, нравственную силу уклада школьной жизни должен обеспечить педагог. Младший школьник беспрекословно доверяет учителю. Поэтому огромное значение имеют личностные качества учителя, которые наиболее проявляются в стиле педагогического общения. Работая с детьми 6-10 лет, учитель формирует у младших школьников нравственные ценности. Он призван обеспечить ученикам психологический комфорт, должен уметь конструктивно разрешать разногласия между ними и, в то же время, уметь отстаивать свои права. Особую значимость в этом процессе имеет учет их возрастных особенностей.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований развития ребенка. В начальной школе у ребенка появляются социально значимые обязанности, начинает формироваться новый тип отношений. Он становится «общественным» субъектом. Дети усваивают моральные ценности, пытаются следовать определенным правилам, желая укрепить свою позицию в группе сверстников или быть одобренным педагогом. Однако на смену безусловному авторитету взрослого постепенно приходит необходимость детского сообщества [Мухина 2016: 425].

У детей начинает формироваться опыт нравственного поведения, который складывается из ежедневных нравственных поступков. Нравственное поведение реализуется через организацию нравственных поступков и формирование нравственных привычек. Нравственный опыт предполагает не только организацию нравственных поступков, но и их мотивацию. Через поступки приобретаются нравственные привычки, т.е. устойчивые потребности совершать нравственные поступки.

Нравственно ценностные ориентации младших школьников формируются под существенным влиянием знаний, эмоций и воли. Благодаря знаниям, у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах, меняется внутренний мир человека. Воля позволяет противостоять неприемлемым формам поведения.

Организуя учебную и внеучебную деятельность обучающихся, педагог должен учитывать данные положения и создать условия для того, чтобы они самостоятельно могли ориентироваться в ценностях общества. При этом, в проявлении индивидуальности школьника учитель выступает в роли консультанта и фасилитатора [Изотова 2010: 32].

Только с учетом всего этого можно объективно оценить обоснованность социальных требований к младшим школьникам со стороны общества, определить основные направления их социализации.

Процесс формирования базовых национальных ценностей осуществляется с помощью разнообразных методов, приемов и средств нравственного воспитания. В образовательном процессе целесообразны методы формирования поведения, организации общения, методы стимулирования, поддержки, мотивации деятельности. Основными методами воспитательной работы с младшими школьниками выступают разъяснения, этические беседы, убеждение, чтение с последующим анализом художественной литературы. Так в ходе этической беседы при обсуждении конкретных ситуаций воспитанники начинают понимать сущность поступков, ориентируются на выработку адекватных их оценок.

Большая возможность формирования базовых ценностей принадлежит диалогическим, информационным, справочным средствам. Организационными формами работы признаны также уроки, классные часы, экскурсии, деловые и ролевые игры, диагностики, тематические встречи, просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением, кружки и др. Можно обозначить примерные виды деятельности по воспитанию и социализации обучающихся начальной школы:

- ознакомление с государственной символикой России, с обязанностями гражданина, проведение конкурсов военно-патриотического содержания, встреч с ветеранами, людьми, показавшими достойные примеры служения Родине;

- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;

- участие в деятельности общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений;

- опыт межкультурной коммуникации с представителями разных народов.

Все это многообразие эффективно в процессе изучения инвариантных учебных предметов и вариативных дисциплин, изучаемых по выбору, а также в ходе экскурсий (очных и заочных), участия в творческой деятельности.

Распознавать «хорошие» и «плохие» поступки дети учатся в ходе обсуждения в педагогически организованной среде. Совместная деятельность, коллективные игры способствуют усвоению опыта нравственных взаимоотношений в коллективе, в семье. Воспитанию нравственных чувств младших школьников поможет также их непосредственная помощь нуждающимся [Землянская 2021: 369].

В учебное время и в ходе внеурочных мероприятий воспитанники начальной школы получают представления о роли труда, знаний, творчества для человека и общества. Через разнообразные экскурсии (краеведческие, на производственные предприятия) они узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, создают презентации о трудовом пути родных.

В учебно-трудовой деятельности (экономические игры, ярмарки, организации детских фирм и т. д.) школьники учатся применять полученные знания на практике, приобретают умения самообслуживания, овладевают первоначальными навыками сотрудничества, получают опыт творческого отношения к учебному труду.

Заключение

Для мониторинга уровня воспитанности и социализации приемлемы методы социометрии, наблюдения с последующей фиксацией полученных данных, когда все субъекты образовательного процесса (родители, дети, педагоги) могут оценить внешнюю и внутреннюю культуру личности ребенка (отзывчивость, честность, самостоятельность, и др.). Целесообразно для этого использовать также следующий инструментарий:

- методики определения уровня воспитанности детей, изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, родителей - работой образовательного учреждения и др.

На базе школы и учреждений, обеспечивающих дополнительное образование обучающихся, в течение всего учебного года возможно приобщение к общественно полезной деятельности (деятельность школьных трудовых и творческих общественных объединений, природоохранительная и др. деятельность).

Большую роль в воспитании этического сознания младших школьников играют познания о здоровом образе жизни. Эта работа уместна будет на уроках физической культуры, на занятиях в спортивных секциях, при проведении туристических походов, спортивных соревнований, в системе внеклассных мероприятий.

Любой процесс имеет свои результаты. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся начальной школы определяются по трем уровням: социальные знания (1класс), умения (2-3 класс), навыки, опыт самостоятельного общественного действия (4 класс) [Степанов, Степанова 2007: 91].

Достижение этих воспитательных результатов обеспечивает развитие нравственного самосознания, приобщение к базовым национальным ценностям, укрепление духовного и социального здоровья, формирование основ российской идентичности и т. д.

ФГОС НОО подчеркивает значимость начальной школы в жизни ребёнка, связанную с расширением сферы его взаимодействия с окружающим миром, освоением новой социальной позиции, развитием потребностей в познании, общении, самовыражении. Уровень социального развития школьника показывает его готовность к жизни в обществе.

Каждый ребенок младшего школьного возраста в будущем должен быть социально успешным [Позитивная социализация детей школьного возраста 2013: 98]. Для этого необходима личная активность ребенка и соблюдение им определенных правил, диктуемых обществом. Поэтому необходимо с начальной школы проводить работу по воспитанию и социализации младших школьников.

Список литературы

1. Апалеева Р.А. Социализация младшего школьника через развивающее обучение [Электронный ресурс]. URL: planeta.tspu.ru/files/file/1321174317.doc (дата обращения: 12.06.2021 ).

2. Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. 2008. № 10. С. 65-69.

3. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы. Монография. М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт», 2008. 336 с.

4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: РЕЧЬ, 2004. 272 с.

5. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник и практикум для вузов. Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮРАЙТ, 2021. 406 с.

6. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и ее влияние на социализацию младших школьников // Психологи и школа. 2010. № 1. С. 24-39.

7. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебник для студентов вузов. 2-ое изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. 303 с.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд. М.: АКАДЕМИЯ, 2016. 656 с.

9. Нарыкова Г.В. Формирование базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте // The scientific heritage» journal. № 25. 2018. С. 32-34.

10. Пешкова В.О. Работа с детьми по социализации [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/516779 (дата обращения: 23.06.2021).

11. Позитивная социализация детей школьного возраста: учеб-метод. пособие / Под ред. канд. пед. наук М Б. Федорцевой. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. 122 с.

12. Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. М., 2009. 50 с.

13. Скрипова Н.Е. Категории «ценность» и «ценностная ориентация» в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.06.2021).

14. Степанов П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся // Управление воспитательным процессом в школе. 2014. № 2. С.95-127.

15. Степанов П.В., Степанова И.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. М.: Педагогический поиск, 2007. 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru (дата обращения: 23.06.2021).

References

1. Apaleeva R.A. Sotsializatsiya mladshego shkol'nika cherez razvivayushchee obuchenie [Socialization of a younger student through developmental learning]. (In Russ.). Available at: planeta.tspu.ru/files/file/1321174317.doc (accessed: 12.06.2021 ).

2. Dombrovskaya E.N. Sotsializatsiya mladshikh shkol'nikov v protsesse fol'klorno-tantseval'nykh zanyatii [Socialization of junior schoolchildren in the process of folklore and dance classes]. Nachal'naya shkola, 2008, no. 10, p. 65-69. (In Russ.)

3. Vul'fson B.L. Nravstvennoe i grazhdanskoe vospitanie v Rossii i na Zapade: Aktual'nye problemy [Moral and civic education in Russia and in the West: Actual problems]: monografiya. Moscov, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, 2008, 336 p. (In Russ.)

4. Golovanova N.F. Sotsializatsiya i vospitanie rebenka [Socialization and parenting]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, Saint Petersburg, RECh'', 2004, 272 p. (In Russ.)

5. Zemlyanskaya E.N. Teoriya i metodika vospitaniya mladshikh shkol'nikov [Theory and methods of education of primary schoolchildren]: uchebnik i praktikum dlya vuzov. Moscov, IZDATEL''STVO YuRAIT, 2021, 406 p. (In Russ.)

6. Izotova E.I. Individualizatsiya professional'noi deyatel'nosti pedagogov i psikhologov i ee vliyanie na sotsializatsiyu mladshikh shkol'nikov [Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и ее влияние на социализацию младших школьников]. Psikhologi i shkola, 2010, no. 1, p. 24-39. (In Russ.)

7. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka [Human socialization]: uchebnik dlya studentov vuzov. 2nd edition, Moscov, Akademiya, 2006, 303 p.

8. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya [Age-related psychology]. 2nd edition, Moscov, AKADEMIYa, 2016, 656 p. (In Russ.)

9. Narykova G.V. Formirovanie bazovykh natsional'nykh tsennostei v mladshem shkol'nom vozraste [Formation of basic national values at primary school age]. The scientific heritage» journal, no. 25. 2018. p. 32-34. (In Russ.)

10. Peshkova V.O. Rabota s det'mi po sotsializatsii [Socialization work with children]. (In Russ.). Available at: http://festival.1september.ru/articles/516779 (accessed: 23.06.2021).

11. Fedortsevoi M.B. Pozitivnaya sotsializatsiya detei shkol'nogo vozrasta [Positive socialization of school children]: ucheb-metod. posobie. Novokuznetsk, MAOU DPO IPK, 2013, 122 p. (In Russ.)

12. Primernaya programma vospitaniya i sotsializatsii uchashchikhsya. Nachal'noe obshchee obrazovanie [An approximate program of education and socialization of students. Primary general education]. Moscov, 2009, 50 p. (In Russ.)

13. Skripova N.E. Kategorii «tsennost'» i «tsennostnaya orientatsiya» v federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartakh obshchego obrazovaniya [Categories "value" and "value orientation" in the federal state educational standards of general education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2012, no. 7. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru (accessed: 23.06.2021).

14. Stepanov P.V. Kak v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS razrabotat' programmu vospitaniya i sotsializatsii uchashchikhsya [How, in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard, to develop a program for the education and socialization of students]. Upravlenie vospitatel'nym protsessom v shkole, 2014, no. 2, p. 95-127. (In Russ.)

15. Stepanov P.V., Stepanova I.V. Diagnostika, analiz i planirovanie protsessa vospitaniya [Diagnostics, analysis and planning of the upbringing process]. Moscov, Pedagogicheskii poisk, 2007, 96 p. (In Russ.)

16. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of basic general education]. Moscov, Prosveshchenie, 2011. (In Russ.). Available at: http://mon.gov.ru (accessed: 23.06.2021).

Информация об авторе Г.В. Нарыкова - кандидат педагогических наук, доцент, Соликамский государственный педагогический институт (филиал Пермского государственного национального исследовательского университета).

Information about the author G. V. Narykova - Ph.D. (Education), Associate Professor, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch of Perm State National Research University.

Статья поступила в редакцию 09.09.2021; одобрена после рецензирования 18.11.2021; принята к публикации 18.11.2021

The article was submitted 09.09.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 18.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.