Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая поддержка / социализация / коммуникативность / младший школьный возраст / личность / воспитание / pedagogical support / socialization / communicative / primary school age / personality / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Колесникова, Н.И. Белоцерковец, В.А. Зима

Статья посвящена рассмотрению возрастных особенностей младших школьников, влияющих на процесс социализации. Экономические и социальные изменения в обществе формируют новые взгляды на процесс становления личности. При поступлении ребенка в первый класс процесс его социализации становится более управляемым. Учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение. Особое внимание в статье уделено анализу процесса социализации как специально организованному процессу, преследующему четко сформулированные цели, требующие при этом педагогического сопровождения. Также рассмотрена роль учителя начальной школы в процессе социализации обучающихся. Авторами предложены разнообразные формы и методы педагогической поддержки младших школьников, которые могут быть использованы в работе педагога начальной школы и способствовать успешному развитию личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES AND PRINCIPLES OF CHILD EDUCATION: PEDAGOGICAL SUPPORT FOR YOUNGER STUDENTS

The article is dedicated to consideration of the age characteristics of primary schoolchildren, influencing the process of socialization. Economic and social changes in society form new views on the process of personality formation. When a child comes to the first grade, the process of his socialization becomes more manageable. Learning is becoming a leading activity of great social importance. Particular attention in the article is paid to the analysis of the socialization process as a specially organized process that pursues clearly formulated goals that require pedagogical support. The role of the primary school teacher in the process of socialization of students is also considered. The authors proposed a variety of forms and methods of pedagogical support for primary schoolchildren, which can be used in the work of an elementary school teacher and contribute to the successful development of the student’s personality.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

7. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

8. Селютин В.Д. Научные основы методической готовности учителя математики к обучению школьников стохастике. Диссертация ... доктора педагогических наук: Орел, 2002.

9. Седова Н.С. Развитие стохастической компетентности будущих учителей математики. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.

10. Щербатых С.В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.

11. Скрябина А.Г., Иванова А.В. Элементы теории вероятностей и статистики: учебное пособие. Ульяновск: Зебра, 2019. References

1. Bajdenko V.I. Bolonskijprocess: Kurs lekcij. Moskva: Izdatel'stvo Logos, 2004.

2. O zadachah vysshih uchebnyh zavedenij po perehodu na urovnevuyu sistemu vysshego professional'nogo obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki ot 10 fevralya 2010 g. № 109. Available at: http://uup.samgtu.ru/sites/uup.samgtu.ru/files/post%202.PDF

3. PortalFederal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91M/94

4. Bunimovich E.A. Teoriya iprakíika prepodavaniya veroyatnosti istatistiki v rossijskoj shkole. Available at: http://mat.1september.ru/view_article.php?ID=200901401

5. Raven Dzh. Pedagogicheskoe testirovanie: Problemy, zabluzhdeniya, perspektivy. Perevod s anglijskogo. Moskva: «Kogito-Centr», 2001.

6. Zeer 'E.F. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; № 4: 23 - 30.

7. Hutorskoj A.V. Kompetencii v obrazovanii: opytproektirovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie «IN'EK», 2007.

8. Selyutin V.D. Nauchnye osnovy metodicheskojgotovnosti uchitelya matematiki kobucheniyu shkol'nikov stohastike. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk: Orel, 2002.

9. Sedova N.S. Razvitie stohasticheskojkompetentnostibuduschih uchitelejmatematiki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

10. Scherbatyh S.V. Metodicheskaya sistema obucheniya stohastike v profil'nyh klassah obscheobrazovatel'noj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

11. Skryabina A.G., Ivanova A.V. 'Elementy teorii veroyatnostej i statistiki: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: Zebra, 2019.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 373.1

Kolesnikova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: tania26ct@yandex.ru

Belotserkovets N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia), E-mail: tania26ct@yandex.ru

Zima V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: tania26ct@yandex.ru

REGULARITIES AND PRINCIPLES OF CHILD EDUCATION: PEDAGOGICAL SUPPORT FOR YOUNGER STUDENTS. The article is dedicated to consideration of the age characteristics of primary schoolchildren, influencing the process of socialization. Economic and social changes in society form new views on the process of personality formation. When a child comes to the first grade, the process of his socialization becomes more manageable. Learning is becoming a leading activity of great social importance. Particular attention in the article is paid to the analysis of the socialization process as a specially organized process that pursues clearly formulated goals that require pedagogical support. The role of the primary school teacher in the process of socialization of students is also considered. The authors proposed a variety of forms and methods of pedagogical support for primary schoolchildren, which can be used in the work of an elementary school teacher and contribute to the successful development of the student's personality.

Key words: pedagogical support, socialization, communicative, primary school age, personality, education.

Т.В. Колесникова, канд. пед. наук, ст. преп., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: tania26ct@yandex.ru

Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц., зав. каф. дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического

института, г. Ставрополь, E-mail: tania26ct@yandex.ru

В.А. Зима, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь. E-mail: tania26ct@yandex.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению возрастных особенностей младших школьников, влияющих на процесс социализации. Экономические и социальные изменения в обществе формируют новые взгляды на процесс становления личности. При поступлении ребенка в первый класс процесс его социализации становится более управляемым. Учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение. Особое внимание в статье уделено анализу процесса социализации как специально организованному процессу, преследующему четко сформулированные цели, требующие при этом педагогического сопровождения. Также рассмотрена роль учителя начальной школы в процессе социализации обучающихся. Авторами предложены разнообразные формы и методы педагогической поддержки младших школьников, которые могут быть использованы в работе педагога начальной школы и способствовать успешному развитию личности обучающегося.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, социализация, коммуникативность, младший школьный возраст, личность, воспитание.

В настоящий момент в современных школах происходит переосмысление важных функций образовательного процесса, которые направлены на удовлетворение потребностей личности и общества. При этом проблемы становления личности школьников начальных классов становятся более актуальными.

Когда ребенок поступает в школу, то происходят существенные изменения, отражающиеся на его психическом состоянии. Это связано с тем, что меняется вид деятельности школьника, а также его социальное окружение.

Такое понятие, как «педагогическое сопровождение», тесно связано с понятием «педагогическая поддержка». Во многих случаях сопровождение педагогом предполагает поддержку школьников и помощь в решении различных проблем, которые возникают у ребенка. В понятии «педагогическое сопровождение» отражены идеи взаимодействия субъектов обучения и воспитания, которые направлены на развитие личности [1]. Процесс совместного с педагогом определения

интересов обучающихся путей решения проблем, которые могут возникнуть при самостоятельном достижении поставленных школьником целей при общении и саморазвитии, является предметом поддержки педагога.

К сожалению, в настоящий момент учителя начальных классов всё чаще сталкиваются с тем, что в школу приходят дети, имеющие небольшой социальный опыт, вследствие чего они испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками и зачастую не следуют правилам поведения. Одной из причин таких проблем является недостаточное общение детей с родителями. Часто родители не считают необходимым поддерживать тесный контакт с ребенком: общаться с ним, слушать. Отсюда можно сделать вывод о том, что коммуникативная составляющая жизни несовершеннолетнего недостаточно развивается. Это является одной из причин затруднения социализации при попадании в школу и в дальнейшем в процессе обучения.

Также многие дети ограничены в общении друг с другом из-за сильной занятости в школе и на дополнительных занятиях. Из-за этого взаимодействие со сверстниками и взрослыми становится ограниченными во времени или вообще недоступными.

Перечисленные выше трудности усложняют социализацию школьников, поэтому педагог обязан помочь обучающимся в процессе их социализации.

Возраст, когда ребенок идет в школу, считается периодом формирования его социальной составляющей, ключевым моментом которого является становление социальной позиции младшего школьника с ведущей учебной деятельностью. Замечено, что дети школьного возраста нередко проявляют интерес к разнообразию социальных тем: дружба, конфликты, творчество, социальные роли и т.д. Интерес детей необходимо поддерживать и совместно с ними работать над поиском ответов на интересующие их вопросы, реализовывать методы и приемы, формирующие социально развитую личность [2].

При поступлении ребенка в первый класс процесс его социализации становится более управляемым. Учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение. Связанные с ним успехи и неудачи младшего школьника приобретают социальный характер. В начале обучения меняется роль ребенка в обществе, вследствие чего он становится субъектом общества и имеет значимые для него обязанности, за выполнение или невыполнение которых получает общественную оценку.

Воспитание в школе и формирование личностных качеств школьника должно идти не только через совместную деятельность родителей и детей, но и через общение школьников друг с другом. Важно знать, что воспитание не может быть сведено к одному виду деятельности. Оно должно охватывать как учебный, так и внеурочный виды деятельности [3].

Научная новизна исследования состоит в том, что в статье сформулированы и предложены разнообразные формы и методы педагогической поддержки младших школьников, которые могут быть использованы в работе педагога начальной школы и способствовать успешному развитию личности обучающегося.

Таким образом, решения педагогами проблем с социализацией младших школьников можно распределить по следующим блокам:

- когнитивно-рефлексивный компонент, включающий в себя знания, понимание;

- усвоение ребенком практических навыков в ходе деятельности, а также проявление своей индивидуальности в творчестве;

- наличие у ребенка предпочтений и установок, которые определяли бы его отношение к социуму.

Считается, что роль педагога в процессе социализации школьника очень велика, именно поэтому для успешности данного процесса необходимо обеспечить сопровождение педагогом, которое включает:

- теоретическое обеспечение процесса социализации;

- диагностику на всех уровнях социализации;

- активное вовлечение школьников в различные виды совместной деятельности.

В процессе обучения и воспитания в начальной школе педагог может использовать разнообразные методы и приемы развития социализации обучающихся. Важным средством социализации ребенка является совместная деятельность школы, семьи и общества. Программа становления школьников личностью должна быть направлена на формирование морально-нравственных качеств, что, в свою очередь, формирует уклад школьной жизни. Его можно понимать как форму доведения до соответствия разнообразных видов занятости ребенка с нормами морали и нравственными установками [4].

Деятельность в свободное время от уроков также является важной частью для развития ребенка. Она проявляется в отличных от урочной формах и учитывает все интересы школьника. Часто обучающиеся проявляют повышенный интерес именно к внеурочной деятельности. Реализовав такую деятельность, педагог начальной школы сможет воплощать обучение по игровым технологиям, которые, в свою очередь, позволят младшим школьникам показать себя и раскрыть свои таланты и, как следствие, социализация ребенка будет проходить наиболее успешно. Именно в такой деятельности педагог в полном объеме сопровождает обучающегося.

Предоставляя возможность школьнику вступать в учебный диалог педагог тем самым окажет положительное влияние на формирование качеств личности, которые будут способствовать его развитию в обществе. Например, ребенок научится договариваться и приходить к общему мнению, а также прислушиваться к мнению других, что поможет ему в дальнейшей работе в команде [5].

На данный момент в начальных школах большое внимание уделяется формированию предметных умений, а также развитию духовно-нравственных ценностей школьников.

Выделяют следующие показатели сформированной социализированности младших школьников:

- когнитивно-рефлексивный, который включает в себя способность к самонаблюдению, самоанализу; способность адекватно реагировать на изменение той или иной ситуации; любознательность;

- практический: способность к репродуктивным, творческим действиям; самостоятельность;

- ценностно-смысловой показатель включает в себя представления обучающихся об основных человеческих ценностях; сформированность нравственных качеств; способность к самооценке;

- коммуникативный показатель представляет собой совокупность сформированных умений младших школьников общаться со сверстниками; взрослыми; сотрудничать.

Итак, главные направления социализации школьников - это формирование потребности и способности школьников начальных классов:

- к познанию и самопознанию;

- к общению и взаимодействию;

- к сочувствию, переживанию;

- к созиданию и творчеству.

Содержание работы по рассмотренным направлениям социализации школьников преследует достижение одной из главных целей педагога - воспитание ребенка, социально-педагогическая поддержка и развитие высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

Такая поддержка педагога образуется в процессе обучения школьника, организации самореализации обучающихся с учётом его деятельности, как во время занятий, так и в свободное время.

Выделяют основные формы поддержки со стороны педагога:

- ролевые игры;

- организационно-деятельностные игры;

- рефлексивный ситуационный классный час;

- тренинги и др.

Важно знать, что структура ролевой игры открыта на протяжении всей игровой деятельности. Многие ученики берут на себя выбранные роли, которые обусловлены характером игры. Моделями ролей для игры могут быть герои из собственной фантазии или, например, литературные персонажи. Во время игры участники могут импровизировать, конечно, не выходя за рамки правил и выбранных персонажей. Сам по себе процесс игры представляет собой ситуацию, которую дети моделируют вместе с учителем. В игровой процесс могут быть вовлечены родители, которые помогут детям в освоении данной игры [6].

Организационно-деятельностные игры - это некая последовательность переходов от традиционной ситуации к более нетрадиционной, не характерной для каждого конкретного ученика. Данный вид деятельности помогает школьникам применять знания и умения, приобретенные во время обучения, на практике.

Такие игры позволяют решить множество проблем, таких как:

- разностороннее развитие направленности личности;

- использование ключевых умений;

- развитие способностей к самореализации.

Чтобы воплотить в жизнь основные принципы воспитания и социализацию личности, нужно уметь устраивать организационно-деятельностные игры. Взрослые в данном виде деятельности являются главным системообразующим элементом. Улучшение взаимопонимания и взаимоотношений в коллективе становятся результатами таких игр.

Задачи, которые осуществляет творческая деятельность, - это укрепление взаимоотношений в социуме и создание благоприятной атмосферы для всех участников коллектива. Данный вид деятельности ставит определенные цели, а также дает возможность младшим школьникам сделать свой, аргументированный выбор. Благодаря игре ребенок акцентирует внимание на личный вклад в решение коллективных задач за счет поручений как индивидуального так и группового характера. Такие задания могут быть разнообразными, и школьник может выбирать и акцентировать внимание на более важном деле. Важно отметить, что ученик добровольно участвует во всех начинаниях, а также публично признает свою деятельность [7].

Следующей формой поддержки педагогами младших школьников в становлении процесса социализации является проведение тренинговой работы, основной целью которой является развитие коммуникативных навыков. Обязательным условием успешной работы участников в тренинге является проведение рефлексии.

Еще один вид педагогической поддержки школьников - это педагогическая поддержка трудовой деятельности ребенка. Она очень важна, потому что развивает у ученика способность бороться с трудностями в жизни. Главная цель внедрения трудовой деятельности заключается в том, чтобы превратить ее в осознанную потребность. Для формирования личности младших школьников в большинстве случаев ребенка привлекают к труду.

Таким образом, поддержка педагогом школьников начальных классов - это деятельность, которая основана на взаимодействии с ребенком и становлении обучающихся в обществе, реализуемая в процессе образования. Поддержка учащегося помогает ему справиться с проблемной ситуацией вместе с преподавателем.

Работа педагога начальных классов должна быть направлена на реализацию учебных и воспитательных задач. Учитель должен воспринимать младшего школьника как личность, способную к саморазвитию и имеющую право на ошибки.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поддержка педагогом младших школьников в процессе их социализации предполагает непрерывную, заблаговременно спланированную деятельность учителя, направленную на продуктивное общение как с обучающимися своего возраста, так и с взрослыми. Также поддержка направлена на приобщение младших школьников к социально-культурным и нравственным ценностям, которые важны для самореализации.

Библиографический список

1. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности. Начальная школа. 2008; № 7: 17 - 22.

2. Гавров С.Н. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО. 2008; № 5: 21 - 23.

3. Евсюткина П.А. Основные методы педагогической поддержки социализации школьников: ролевые игры, познавательная деятельность, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности. Молодой ученый. 2015; № 1: 451 - 454.

4. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. Москва: Просвещение, 2003.

5. Маслова Н.А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников. Начальная школа. 2008; № 3: 34 - 38.

6. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях. Известия ПГПУ имени В. Г Белинского. Общественные науки. 2015; № 16 (20): 154 - 156.

7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Москва: Просвещение, 2014. References

1. Gavrilycheva G.F. Mladshij shkol'nik i ego cennosti. Nachal'naya shkola. 2008; № 7: 17 - 22.

2. Gavrov S.N. Obrazovanie v processe socializacii lichnosti. VestnikURAO. 2008; № 5: 21 - 23.

3. Evsyutkina P.A. Osnovnye metody pedagogicheskoj podderzhki socializacii shkol'nikov: rolevye igry, poznavatel'naya deyatel'nost', socializaciya obuchayuschihsya sredstvami obschestvennoj i trudovoj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2015; № 1: 451 - 454.

4. Maksakova V.I. Organizaciya vospitaniya mladshih shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 2003.

5. Maslova N.A. Iz praktiki razvitiya «Ya-koncepcii» u mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2008; № 3: 34 - 38.

6. Matveeva O.N. O socializacii mladshih shkol'nikov v sovremennyh usloviyah. Izvestiya PGPU imeni V. G. Belinskogo. Obschestvennye nauki. 2015; № 16 (20): 154 - 156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naya shkola: v 2 ch. Moskva: Prosveschenie, 2014.

Статья поступила в редакцию 25.11.20

УДК 37.022

Kotlyarova T.A., Cand. of Cultural Studies, Professor, Head of Department of Folk Choral Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),

E-mail: kotlfolk@narod.ru

Kotlyarov M.G., senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: kotlfolk@narod.ru

MASTERING RUSSIAN SINGING TRADITION IN THE CREATIVE EDUCATIONAL COLLECTIVE. The article considers the most urgent problem of modern folk singing education. In modern conditions, fundamental changes are taking place in the approaches to the principles of training future specialists in the field of art of folk singing. As a result of the appeal to a deep study and actualization of traditional folk singing performance, it became necessary to consider in more detail regional singing styles and describe the teaching methodology to work with style scores. The main task in the selection of works for learning is to teach students regional-style and dialectal vocal-performing techniques. Sharing the opinion of Professor Vladimir Andreevich Tsaregorodtsev, the researchers believe that the main task of the teacher is to teach the basic techniques of choral sonority through the formation of a single manner of rounding of vowels inherent in the studied tradition, as well as accurate reproduction of the dialectal features of the language.

Key words: folk singing education, regional singing styles, Western Russian singing tradition, variability, dialectal singing.

Т.А. Котлярова, канд. культурологии, проф., зав. каф. народного хорового пения ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт

культуры», г. Кемерово, Е-mail: kotlfolk@narod.ru

М.Г. Котляров, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, Е-mail: kotlfolk@narod.ru

ОСВОЕНИЕ ЗАПАДНОРУССКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В УЧЕБНОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальной проблемы современного народно-певческого образования. В современных условиях происходят коренные изменения в подходах к принципам обучения будущих специалистов в сфере народно-певческого искусства. Вследствие обращения к глубокому изучению и актуализации традиционного народно-певческого исполнительства возникла необходимость более детального рассмотрения региональных певческих стилей и описания методики обучения работе со стилевыми партитурами. Главной задачей при подборе произведений для разучивания является обучение студентов регионально-стилевым и диалектным вокально-исполнительским приемам. Разделяя мнение профессора В.А. Царегородцева, считаем, что главной задачей педагога является обучение основным приемам хоровой звучности через формирование единой манеры округления гласных, присущей изучаемой традиции, а также точного воспроизведения диалектных особенностей языка.

Ключевые слова: народно певческое образование, региональные певческие стили, западнорусская певческая традиция, вариативность, диалектное пение.

В настоящее время в народно-певческом образовании и в фольклористической науке в целом происходят существенные изменения, направленные на формирование профессиональных компетенций, вследствие чего существенно меняются требования к выпускникам сферы народно-певческого искусства. Современная система воспитания и образования включает иерархию учебных заведений от дошкольных до высших образовательных организаций. Как известно, образование и воспитание являются той частью культуры, которая отвечает за распространение наиболее значимых для народа ценностей, передающихся из поколения в поколение. Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к проблеме сохранения и актуализации фольклорных традиций в учреждениях образования и культуры. В настоящее время собран богатый фольклор-но-этнографический материал, который активно включается в работу данных учреждений. В процесс актуализации образцов традиционной культуры вовлечены как учебные коллективы, так и фольклорные ансамбли учреждений культуры и образования. Реконструированные образцы способствуют сохранению и передаче духовных ценностей и культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Говоря о Кемеровской области, необходимо отметить, что в настоящее время сформирована целая сеть учреждений и творческих коллективов, занимающихся сохранением, пропагандой и трансляцией традиций народной культуры.

Внимание к местным традициям на современном этапе становится основным направлением деятельности как для педагогов учебных заведений, так и

для практиков - руководителей народно-хоровых коллективов, хормейстеров. В современном народно-певческом образовании назрела необходимость описания методики работы со стилевыми партитурами. Основные работы по методике освоения народной манеры пения появились еще в 70-е годы XX века. Это труды Н.В. Калугиной «Методика работы с русским народным хором» (1977 г.), Л.В. Ша-миной «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» (1983 г) и «Школа русского народного пения» (1997 г). В настоящее время выходят в свет публикации Д.В. Морозова, ученика В.А. Царегородцева, посвященные описанию гнесинской школы стилевого распевания и работы с региональными партитурами. Среди основных работ отметим следующие: «Современный народный хор как модель «поющего села»», опубликованную в 2016 году в сборнике статей «Фольклорное движение в современном мире» Государственного республиканского центра русского фольклора, и «Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе», вышедшей в 2017 году в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Вечные истоки». Как отмечает Д.В. Морозов, анализируя работу народно-хорового отделения РАМ имени Гнесиных, политику подбора репертуара учебного хора формировали педагоги по хоровому классу: Анна Васильевна Руднева, Нина Константиновна Мешко, Наталья Владимировна Ерохина, Людмила Васильевна Шамина, Владимир Андреевич Царегородцев и Дмитрий Викторович Морозов. Однако он подчеркивает, что именно под руководством Владимира Андреевича Царегородцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.