4. Технологии формирования толерантности в молодёжной среде: Курс лекций. МГГУ им. М.А. Шолохова. Москва, 2009.
5. Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования массовой коммуникации. Диссертация ... кандидата психологических наук. 1994.
References
1. Gonohova T.A. Soprovozhdenie povysheniya obschestvennoj aktivnosti sel'skih zhitelej cherez formirovanie principov bytovoj solidarnosti (na primere RespublikiAltaj): monografiya. T.A. Gonohova, i dr. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2017.
2. Mel'nikova O.T. Fokus-gruppy v social'no-psihologicheskom issledovanii: metodologiya i tehniki. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. 2003.
3. Pleshakov S.A. Soprovozhdenie sela. Model'sel'skogo razvitiya. Habarovsk: Izd-vo Tihookean. gos. un-ta, 2008.
4. Tehnologii formirovaniya tolerantnosti vmolodezhnojsrede: Kurs lekcij. MGGU im. M.A. Sholohova. Moskva, 2009.
5. Folomeeva T.V. Fokus-gruppy kak metod social'no-psihologicheskogo issledovaniya massovoj kommunikacii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. 1994.
Статья поступила в редакцию 09.12.17
УДК 378
Dibirov M.I., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Ismailov Sh.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov M.G., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Aradakov Sh.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DIRECT INTENTIONAL INTELLIGENCE AS METHODOLOGY FOR THE CONSTRUCTION OF THE TRAINING PROCESS IN THE SPORTS FIGHT OF THE YOUNG SCHOOLCHILDREN. The article examines the main approaches, the application of the method of direct intentional indoctrination for the education of physical and moral qualities of junior schoolchildren, analyzes the changes in indicators of the level of physical and moral qualities and sports results. The article sums up some results of the study of the method of direct deliberate suggestion in the process of training for the education of physical and moral-volitional qualities in the wrestling of younger schoolchildren. The necessity of sharing the method of direct deliberate suggestion into the training process as a means of educating the physical and moral-volitional qualities of younger schoolchildren is revealed and justified.
Key words: method, intentional suggestion, physical qualities, wrestling, moral qualities, training process.
М.И. Дибиров, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ш.О. Исмаилов, канд. пед. наук, доц, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.Г. Магомедов, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ш.Г. Арадахов, канд. пед. наук, доц. Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРЯМОЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматриваются основные подходы, применения метода прямого преднамеренного внушения для воспитания физических и моральных качеств младших школьников, анализируется изменение показателей уровня физических и моральных качеств и спортивных результатов. Статья подводит некоторые итоги изучения метода прямого преднамеренного внушения в процесс тренировки для воспитания физических и морально-волевых качеств по спортивной борьбе младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования метода прямого преднамеренного внушения в тренировочный процесс, как средство воспитания физических и морально-волевых качеств младших школьников.
Ключевые слова: метод, преднамеренное внушение, физические качества, спортивная борьба, моральные качества,тренировочный процесс воспитание.
В данной статье рассматривается проблема развития физической культуры общества и личности в процессе освоения культурных ценностей, получающая конкретную интерпретацию в зависимости от этапа становления общества, трактовки соотношения социального и биологического в человеке. Особое внимание в этой проблеме привлекает овладение спортивной борьбе подрастающим поколением, особенно в кризисные периоды развития общества, поскольку выбор школьником и социумом своего будущего лежит на пути совершенствования социального института образования и воспитания.
Разнообразие современных методик к физкультурному образованию школьников вносит значительные изменения в становлении личности школьников, где не в полной мере решает актуальные проблемы физкультурного образования [1].
Следовательно, резкое снижение двигательной активности младших школьников скрывается как в содержании, так и в организации их подготовки. Современная школьная систе-
ма с её стандартами и учебными планами, одинаковым для всех учащихся до окончания школы, препятствует творческой работе учителя, рассчитанной на учет, сохранение, формирование и развитие индивидуальности школьников, отсутствует возможность приобретения спортивного инвентаря, расширения материально-технической базы, увеличения физической нагрузки, проведения дополнительных занятий физической культурой и спортом, не говоря уже о соревнованиях, чтобы хоть как-то привлечь интерес учащихся к занятиям спортивной борьбы.
Поиск новых, более эффективных форм и методов учебно-воспитательной работы требует самым тщательным образом подходить к анализу педагогического наследия не только отечественных, но и зарубежных систем физического воспитания. С другой стороны, на фоне достаточно глубоко проработанных систем обучения европейского континента в отечественной истории педагогики почти отсутствуют сведения о системах азиатских
(индийских, арабских, японских, корейских, китайских и многих других).
В целях выявления мотивации тренеру рекомендуется провести своего рода тестирование выявления мотива у тренирующихся спортсменов определяющий цель и задачу обучения, и повысить уровень волевой и физической подготовки. Методика позволяет использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии с целью развития не только физических, но и волевых, психологических качеств спортсменов.
В связи с этим, мы наблюдаем дефицит тренеров-педагогов профессионалов по спортивной борьбе, где успех педагогической деятельности тренера зависит не только от его способностей, но и от отношения к профессиональной работе, от стремления к совершенствованию знаний, умений и навыков в области спортивной борьбы.
Проведенное исследование среди единоборцев показала что, причиной перехода от одного тренера к другому в 70% случаев является недостаточный уровень знаний, умений и опыта тренера-преподавателя.
Одним из путей разрешения этой проблемы, связанной перехода от одного тренера к другому является новый подход, основанный на концепции учебно-тренировочной специализации тренера-педагога. Сущность такой концепции заключается в эффективном решении цели и задач спортивной борьбы учащихся школьников путем внедрения методики прямого преднамеренного внушения и построения тренировочного процесса [2].
Следовательно, тренер-педагог имеет собственный стиль и метод построения тренировок по спортивной борьбе. Предлагаемый нами метод предполагает использование в тренировочном процессе прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии с целью развития физических, волевых, моральных качеств спортсменов.
Началу тренировочного процесса тренер-педагог проводит личную беседу с целью выявления мотива, целей и задач обучения. Объяснение раскрывает форму и характер движения, выявляет причину правильного выполнения, где основное внимание уделяется главному техническому действию. Объяснением пользуются при совершенствовании приёмов группой, а также при установке на соревнование.
Тренировочный процесс в спортивной борьбе строиться на следующих основных принципах:
• высокая мотивированность.
• непрерывность и систематичность.
• постепенность.
• единство ОФП и СФП.
• волнообразность нагрузки.
• цикличность.
• индивидуализация тренировочного процесса.
• сознательность.
• медитативность.
Важнейшим принципом является индивидуализация тренировочного процесса, предполагающая учет личностных и психофизиологических качеств обучающегося. Установлено, что использование экспериментальных методик прямого преднамеренного внушения в тренировочном процессе по спортивной борьбе приводит к эффективному воспитанию волевых, физических и психологических качеств у спортсменов борцов [3].
Общая физическая подготовка является основополагающей стороной спортивной борьбе, а воспитание моральных качеств выпадает из поля зрения тренера. В связи с этим возникает необходимость в разработке педагогических средств и методов, позволяющих учитывать возрастные особенности школьников, сохраняющих их здоровье, не требующих дополнительных затрат времени и в то же время стимулирующих рост физических и волевых качеств и, как следствие, - спортивного мастерства и духовного развития.
Использование вербального гетеровоздействия в тренировочном процессе по спортивной борьбе в группах начальной подготовки обусловлена тем, что в ней преобладает двигательная активность и объем применения методов словесного воздействия на ученика в работе тренера - педагога несколько меньше в сравнении с другими видами педагогической деятельности [4].
Исходя из этого ценность каждого слова тренера - педагога должна быть выше, а роль умения владеть им - значительнее. В связи с особенностями спортивной тренировки многие исследователи сходятся во мнении о целесообразности и эффективности применения в тренировочном процессе методов внуша-
ющих гетеровоздействия. В практике тренировок специалисты чаще всего реализуют внушающее гетеровоздействия на основе гипносуггестивных техник, что затрудняет включение их непосредственно в тренировочный процесс, тем более применение тренером гипносуггестивных методов.
Кроме того, рекомендуемые внушающие вербальные гете-ровоздействия в спортивной практике не всегда отвечают требованиям современной подготовки спортсменов, а также специфическим закономерностям вербального воздействия. Реализации внушающего вербального гетеровоздействия выявила основные противоречия: доказанность эффективного использования специфических методов вербального гетеровоздействия в тренировочном процессе и практическую невозможность их использования тренером; признание прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии как одного из основных методов вербального гетеровоздействия в педагогической деятельности тренера и отсутствие теоретического обоснования методических особенностей его применения в спортивной подготовке, и в процессе воспитания физических качеств[5].
Результатом нашего исследования стала разработка методики прямого преднамеренного внушения в тренировочном процессе. В связи с выявленными противоречиями и недостаточной разработанностью проблемы использования системы методов вербального гетеровоздействия в процессе воспитания моральных и физических качеств обучающихся была разработана рациональная целенаправленная методика прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии, способствующая совершенствованию процесса воспитания волевых и физических качеств на основе оценки психического состояния борца, динамики волевых и физических качеств обучающихся в группах начальной подготовки.
В эксперименте принимали участие - 30 подростков в возрасте 8-12 лет, обучающихся в группах начальной подготовки.
В период с 2016 по 2017 г. на базе факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ДГПУ в борцовском зале, в ходе внедрения методики прямого преднамеренного внушения, одной из важных составляющих который были занятия спортивной борьбы, изучалось влияние метода прямого преднамеренного внушения на уровень физической и моральной подготовленности детей 8 - 12 лет. Результаты проведенной работы, можно констатировать:
• в целом за указанный период наблюдается устойчивый рост показателей уровня физических качеств юных борцов, и повысился уровень их физической подготовленности: с 50% в 2016 г. до 70% в 2017 г.
• сравнение результатов тестирования физической подготовленности детей занимавшихся спортивной борьбой в экспериментальной группе, и детей, занимавшихся только по оздоровительной программе, показало преимущество первых по 4 из 7 показателей общей физической подготовке. В этой группе общая физическая подготовка детей улучшилась по подтягиванию, приседанию, разгибанию рук в упоре лежа, динамометрии и гибкости.
• отмечена положительная динамика УФЗ детей, занимавшихся по спортивной борьбе.
В ходе апробации методики прямого преднамеренного внушения были сделаны следующие выводы:
• эффективность целенаправленной методики прямого преднамеренного внушения в процессе развития волевых и физических качеств зависит от продолжительности их применения в подготовительном периоде и особенностей самой методики;
• выявлено положительное влияние методики прямого преднамеренного внушения на темпы прироста как волевых, так и физических качеств младших школьников.
После первого месяца педагогического эксперимента при использовании методики прямого преднамеренного внушения улучшились скоростные способности младших школьников.
После второго месяца тренировок соответственно улучшились: скоростно-силовые качества, скоростные способности.
После третьего месяца использования методики прямого преднамеренного внушения оказали положительное влияние на уровень развития изучаемых всего комплекса волевых и физических качеств.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об объективном улучшении волевых, психофизического состояния и физических качеств детей 8-12 лет в результате занятий по спортивной борьбе с использованием методики прямого преднамеренного внушения.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что необходимость использования прямого преднамеренного внушения в процессе обучения и воспитания волевых и физических качеств очевидна. Методика прямого преднамеренного внуше-
Библиографический список
ния в подготовке борцов на всех этапах учебно-тренировочного процесса ускоряет процесс становления и совершенствования спортивного мастерства, способствует мобилизации и повышению эффективности в анализе тренировочных нагрузок.
1. Гаськов А.В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу. Физическая культура. 2001; 4.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. Москва: ФиС, 1986.
3. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. Москва: ФиС, 1981.
4. Родионов А.В. Вербальные средства воздействия на психическое состояние спортсмена. Психическая саморегуляция: сб. научных статей. Алма-Ата: Изд-во Казах. ГИФК, 1987.
5. Коротаева Н.В., Мильштейн О.А., Тышлер Д.А. Взаимоотношения тренера и спортсмена в единоборствах: метод. разраб. для студ., слушат. ВШТ и ФПК РГАФК. Москва, 1997.
References
1. Gas'kov A.V. Psihofizicheskie aspekty ukrepleniya zdorov'ya detej 7-14 let sredstvami ushu. Fizicheskaya kul'tura. 2001; 4.
2. Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta. Moskva: FiS, 1986.
3. Derkach A.A., Isaev A.A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera. Moskva: FiS, 1981.
4. Rodionov A.V. Verbal'nye sredstva vozdejstviya na psihicheskoe sostoyanie sportsmena. Psihicheskaya samoregulyaciya: sb. nauchnyh statej. Alma-Ata: Izd-vo Kazah. GIFK, 1987.
5. Korotaeva N.V., Mil'shtejn O.A., Tyshler D.A. Vzaimootnosheniya trenera i sportsmena v edinoborstvah: metod. razrab. dlya stud., slushat. VShT i FPK RGAFK. Moskva, 1997.
Статья поступила в редакцию 20.11.17
УДК [378:398.8](=161.1)
Solovyova I.N., senior lecturer, Department of Folk Choral Singing, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS: SPECIFICS OF IMPLEMENTATION IN EDUCATIONAL PROCESS IN TRAINING PROFILE "CHORAL FOLK SINGING". The article deals with the formation of a student's professional qualities (educational profile "Choral Folk Singing"), who are capable to carry out the activity aimed at preserving and developing the Russian traditional musical culture. The basis for training a specialist in the folk-singing sphere is the content of education. The author gives an overview of the interdisciplinary connections of the academic disciplines "Folk Musical Creativity", "Regional Folk-Style Singing", "Russian Folk Dance", "Ensemble Singing", which create an acceptable level of training graduates of creative higher education organization to the future professional activity. The article presents an analysis of the prospects for including the theoretical component of academic disciplines in the context of practical classes, as well as the possibility of using the knowledge and skills acquired by the learners in the activity of the educational and creative performing collective.
Key words: professional training, interdisciplinary connections, folk musical creativity, regional folk singing styles, ensemble singing.
И.Н. Соловьева, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»
В статье рассматриваются вопросы формирования отдельных профессиональных качеств личности обучающегося по профилю «Хоровое народное пение», способной осуществлять деятельность по сохранению и развитию традиционной музыкальной культуры русского народа. Основой подготовки специалиста в области народно-певческого исполнительства является содержание профессионального образования. В статье представлен анализ перспектив включения теоретического компонента преподаваемых дисциплин в контексте практических занятий, а также возможность применения приобретенных обучающимися знаний и умений в деятельности учебно-творческого исполнительского коллектива.
Ключевые слова: профессиональное образование, межпредметные связи, народное музыкальное творчество, региональные народно-певческие стили, ансамблевое пение.
Основополагающим средством обучения в высшем учебном заведении в развитии творческой индивидуальности студента, формировании его базовой и профессиональной подготовки является содержание образования. Содержание образования - это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ориентированных отношений, постижение которых призвано обеспечить формирование профессиональных качеств личности, подготовленной к сохранению и развитию традиционной музыкальной культуры русского народа. Содержание образования направлено на реализацию «опыта познавательной деятельности, закрепленного в форме достигнутых результатов - знаний, опыта воплощения известных способов деятельности - в виде приемов действовать в соответствии с образцом, опыта творческой деятельности - в форме практических навыков решения проблемных ситуаций, опыта реализации эмоционально-ценностных отношений в форме индивидуальных подходов» [1, с. 15].
Содержание профессионального образования, с одной стороны, раскрывает состав основных элементов, структуру (соотношение элементов), функции, передаваемых профессиональным опытом, с другой стороны, обеспечивает приобретение социального опыта в его педагогической интерпретации. Элементы, составляющие структуру профессионального образования, взаимосвязаны таким образом, что каждый последующий элемент является логическим продолжением предыдущего. Очень важно выделить основные элементы содержания профессионального образования, каждый из которых включает конкретную цель, решение задач, направляющие обучение в определенном векторе; определить логику обучения, предметно направленную на передачу составной части общего содержания образования. Все основные характеристики этой системы соблюдаются в рамках каждой, отдельно взятой учебной дисциплины. В процессе реализации данной системы формируются области социального и профессионального опыта, которыми должны овладеть будущие выпускники. Основой содержания всех элементов учебных