УДК 159.9+371.31
развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы v ш КОЛЬНИ ков с зпр в адаптивной физической культуре
И. В. Маноркнна
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия
Аннотация — Специфика спортивного ориентировшшц состоящая в интеграции физической н интеллектуальной деятельности, позволяет использовать его в качестве средства адаптивного физического воспитания для младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). В связи с этим актуальным является научное обоснование влияния занятии спортивным ориентированием на познавательные процессы и эмоциональна-в а левую сферу личности школьников с ЗПР, Цель исследования, наложенного в статье, теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности методики адаптивного физического воспитания младших школьников с ЗПР в процессе занятии спортивным ориентированием. Задачи исследования: разработать и теоретически обосновать методику начального обучения спортивному ориентированию для коррекции психических процессов школьников 9—10 лет с задержкой психического развития; экспериментально определить эффективность методики начального обучения спортивному ориентированию для младших школьников с задержкой психического развития. За критерии оценки принять: показатели мелкой моторики, психических процессов, динамики эмоцпональновод евоп сферы личности. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблемам детей с ЗПР и начального обучения спортивному ориентированию, психологическое тестирование. педагогическое наблюдение за особенностями эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики, внимания, памяти, мышления в процессе занятий спортивным ориентированием; методы математической статистики и теоретический анализ полученных результатов. Результаты диссертационного исследования показали целесообразность применения средств спортивного ориентирования для развития психических процессов школьников с задержкой психического развития
Ключевые слова: адаптивный спорт, задержка психического развития, спортивное ориентирование, психические процессы.
LВведение
Неспособность обучающихся с задержкой психического развития к освоению образования в сроки, которых хватает здоровым сверстникам, определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования. Особую роль в такой поддержке играет адаптивная физическая культура, особенно адаптивный спорт (вид АФК). который способен удовлетворить потребности детей с ЗПР в двигательной активности, игровой деятельности, общении я самореализации. Кр°ме того, занятия спортом развивают и познавательные способности детей. У школьников с ЗПР отмечаются нарушения внимания. памяти, мышления и других познавательных процессов. У .В. Ильенкова (2009 г.) подчеркивает, что «конкретная помощь детям с задержкой психического развития должна быть направлена на преодоление отставания не только в развитии их интеллектуальной сферы, но и эмоциональной, волевой, коммуникативной».
Специфика спортивного ориентирования, состоящая в интеграции физической и интеллектуальной деятельности. позволяет использовать его в качестве средства адаптивного физического воспитания хля младших школьников с ЗПР. В связи с этим актуальным является научное обоснование влияния занятий спортивным ориентированием на познавательные процессы н эмоционально-волевую сферу личности школьников с ЗПР.
II. Постановка задачи
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности методики адаптивного физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития в процессе занятий спортивным ориентированием.
Задачи исследования:
L. Разработать и теоретически обосновать методику начального обучения спортивному7 ориентированию для коррекции психических процессов школьников 9-10 лет с задержкой психического развития.
2. Экспериментально определить аффективноетъ методики начального обучения спортивному7 ориентированию для младших школьников с задержкой психического развития. За критерии оценки принять: показатели мелкой моторики, психических процессов, динамики эмоционально -волевой сферы личности.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников по проблемам детей с ЗПР и начального обучения спор-пшному ориентированию;
- психологическое тестирование:
- педагогическое наблюдение за особенностями эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР:
- формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики, внимания, памяти, мьтттения в процессе за-
нн1ии iисфгиннмы с!]1ИГН1И1Ч1КаНИС*м
- мегоды шсшшчссмн сгашсгинн и хеире гическии «шгиш полученных результиюз.
Ш. ТЕОРИЯ
Rrft варианты задержки психического развития отличаются друг от друга особенностями структуры и характером соотношений двух основных компоненте б этой аномалии: структурой инфантилизма и характером нсйродннамнчсскнх расстройств.
К инфантильным особенностям относятся: эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, преобладание игровых интересов негпогпбно^гч к' нолевому усилию чияккй уровень самоконтроля неумение планировать свою деятельность (D.H. Лубовскнй. 1S87: Е.М. Мастюкова. 1992: D.D. Лебединский. 2003; JIJM. Шгашшша, 200Э; \10. Вшишк. 2007).
К физическим и моторным особенностям детей с ЗПР относятся: малый рост и вес. недостатки мелкой моториги, затруднения п координации движений проявления гиперактивности (А А Дмитриев, ?00?)
Физическое развитое детей с ЗПР. так же как и психическое, зависят от биологических (степени осиоеного дефекта, сопутствующих заболевании. d том числе н генетических) и социальных факторов. Ut cdchx здоровых сверстников онн могут отставать на 1-3 года (ДА. Дмитриев. 2002: В JE. Пермяков. 2004).
Характерной особенностью детей с ЗПР является быстрая утомляемость, особенно от монотонной работы. Эмоиноналы-.о нась-шеннах. шпгусснал. несложна* но содержанию н мшиш по объему дашшельнад деятельность может \бсличить расотоспэсобносгъ таких дегей (A.A. Дмитриев. 20Э2).
Многочисленными результатами экспериментов доказано, что физическое воспитание может являться рациональной огневой интеграции поянавательчой психической и лвига-елгьнпй активности ^тг приводит к повышению эффшшшшн обраодшешьыо-виехштшеиьыыл л оздоровительных задач (В.К. Б<и_ьссш1ч. 19S8. 1991. Л.И. ЛубышсЕа. 1907; A.A. Дмнгрксв. 20С2; Д.В. Григорьев, 2003). У детей с задержками в развитии, для которых валл:о догнать своих нормально развивающихся CDepcnnncoD и о физической, и в психической сферах, су щестзуег потребность в занятиях таким видом спорта, в котором осуществлялось бы не только обучение двигательным действиям, обучение технике и тактике, но и развитие интеллектуальных способностей. Но в современной практике тренеры ДЮСШ с большим нежеланием ccpvT в секции детей с задержкой психического развития. в силу специфических требований к занятиям Поэтому существует потребность внедрения средств различных видов спорта в адаптивную физическую культуру и переработки методик тренировки адекватно особенностям дс1ей с огклинениями ь развитии.
По нашему мпешпо. большую часть задах направленных ла ссцналыю трудовую адаптацию детей с за держкой психического развития, возможно решить с помощью применения средств спортивного ориентирование Спортивное ориентирование можно рассматривать как модель различных лишенных ситуаций встречающихся в военной, производственной деятельности и в спорте, которые зозннкают в условиях стресса и требуют одновременного проявления высокой физической н умстзснной работоспособности (Ю. С. Воронов. 2009).
Спортивное ориентирование - это уникальный вид спорта, в котором интеллектуальна деятельность выполняется на фон?; или во время физической работы что в свою очерель способствует развитию .тгичнос-и в целом. D деятельность в споршвном ориентировании включены, а значит, н развиваются восприятие, память, вшгмашге. мышление. В ориентиров ашш используются зназшя и умения из программы по математике при вы чнеленин масштаба, подсчете пар шагов, вычислении метража расстояния до ориентира или контрольного пункта, знаки* дешрафин. Gauuoi ии.
Любое отвлечение внимания в спортивном ориентировании ведет к потере ориентировки а соответственно к ошибкам В связи с этим усто1гптость ышмапня развивается как неоохсдимость.
В ориеитнровакии необходимо удерживать в поле зрения большое количество объектов. Большую роль в успешных действиях r спортивном ориентировании имеет переключение внимания- г карты на местность с выбора пугн на передвижение по этому лучн н т д.
Успешность деятельности спортсменов, занимающихся ориентированием, во многом зависит от объема об разной памяти, чем больше объектов карты спортсмен может запомнить, тем меньше времени ои будет тратить Hit оирашение к карте. Также необходимо иомшиь. как вых.шши различные ьгриашы местности ь ргнонзд соревнований. чтобы легче было сопоставлять местность к карту.
Необходимость проговаривать порядок действий з ориентировании па местности сначала вслух, потом < про себя»:, лреговариваине ситуации, наблюдаемой вокруг себя, предполагает развитие вербальной памяти и вер-Зальнш о мышления.
Ооразнос мышление необходимо в ориентировании для эффективного и оптимального выбора пути пере-двнжегам до коюрояыгого пушега по карте местности
Работа с компасом - взятие азимута, чтение карты с применением метода «большой иалеш». перерисовка КП с контрольной карты на рабочую карту, складывание карты из кусочков («пазлы >) требуют от юного спортсмена точных движений рук к предполагают развитие мелкой моторики у начинающих.
Деятельность в спортивном ориентировании, как и в любом виде спорта, невозможна без проявления волевых усилий. Но в ориентированна наиболее весомым волевым качеством является самостоятельность, так как спортсмен на дистанции находится один, без тренера, а за сотрудничество с другими спортсменами, по правилам соревновании, снимается.
Развитие боли у детей связало с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотнвациопнон и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать велю ребенка в отрыве от общего психического развития невозможно.
ТУ Резуттьт а ты экгпрритин.Н111Т* Улучшение показателей психических процессов как у детей ЭГ, так н у детей КГ за период занятий свидетельствует о положительном влиянии спортивного ориентирования В то же время достоверно значимые различия (р <0,05) между группами после эксперимента наблюдаются в развитии всех психических процессов. Положительное влияние занятий спортивным ориентированием на развитие психических процессов младших школьников с ЗПР подтверждается достоверно значимыми различиями (р < 0,05) до и после эксперимента. Темны прироста результатов по психологическим тестам составили: в развитии устойчивости внимания — 49%, объема внимания - 36%, переключения внимания - 40%, объема образной памяти - 40%, вербальной памяти — 49%. образного мышления - 47%, вербального мышления - 38%
Сравнение темпов прироста психических процессов КТ и ЭГ после якепериментя ттокаяанът на рисункр
Мы исследовали развитие мелкой моторики у обеих групп до эксперимента и после с помощыо методики «Квадрат и круг» И. Черначека. У обеих групп произошел значительный рост б развитии мелкой моторики, но экспериментальная группа за счет увеличения технической работы с компасом н с картой получила более высокий уровень развития мелкой моторики (р<0,05). Динамика развития мелкой моторики показана в табл 1.
ТАБЛИЦА 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВА1ШЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЭКСПЕРИМЕ1 [ТАЛЫ ГОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП ДО И ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Мелкая моторика Экспериментальная гр\тша п=20 Контрольная группа а=20 Р
МХш Р М1ш Р
до 3.810.6 <0,05 3.6Ю.5 <0,05 <0,05
шк'лг
Для олгнки нолгкых кячгепк иткиугмых м-||||лк«1к<(111:и мнпщ нлилтдинми (мгтди».!) рл-флГкпани А И Высоцким)
Опенку развита зллевых качг;_1н мы проводили ш.лъко у зксиерименгалвной 1 руины Нами оценивали;?», нагтичнмхпъ. иниции! мншкчъ, ртишгльжжть, (-лмттппгпикнипъ, кыл^жка, иргиничоклнносгк и дшципли-нирсь<шне>с1ь. проявляемые в различных вилал спортивной к учебной деххслвнист в балл ал ш однош ди шгш в зависимо.ли о! степени ириявлгклл качества.
На начальном этапе наблюдался очень низкий уровень проявления волевых качеств у детей с ЗПР. особенно
К З'МГНИИ глиому НИИ И гН»Г ЧДНИ1ИР И ир| ЯНИА1КЯТН ГКОК) ДСЧПГЛЬНОП К. I !]>(>. 1,(11I Ь ,1Г1Г1ГЛЬН[М-№ I ри н-жг.м-
нии сю заниматься или при возкнкнсбснии другой, более интересней деятельности, стремлении проявить кни-штаткву в непривычной обстановке. Поведение детей из неблагополучных ссмсй отличалось нсконтролнрусмо-стыо. неусидчивостью, петерпелнвостыо. вспышками негодования из за того, что что то ие получается. К' окончанию эксперимента поведение такнх детей значительно улучпшлось. онн моглн спокойно и внимательно выслушать объяснение тренера н даже помочь тем, у кого возникали проблемы с пониманием Результаты наблюдении до и после эксперимента в табл. 2.
ТАБЛИЦА 2
РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВОЛЕВЫХ КАТ1ЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ЗПР (БАЛЛЫ)
Признаки волевых качеств школьников До После Р
1. Признаки дисциплинированности
Сознательное выполнение установленного в данной пеятельногти порядка 23±0.8 4,3=0,57 0,05
Добровольное выполнение правил, установленных коллективом 2,45=0.76 4,15=Ш,75 -=0,05
Недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и г.п.) 2.75=0.85 <0,05
Соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки 2. Признаки самостоятельности 2,35=0.88 3,95±0,69 <0,05
Выполнение погигьной деятельности бе-? помощи и чостояннсго контроля со <. юроны 2,35=0.75 4/15±0,51 <0,05
Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность 1.6J-3.6B 3.05Ю.76 <0,05
Умение отстоял» свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав Умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности 1.&ьЭ.б9 3.1=0.79 3,5±0,83 <0.05 <0,05
3. Признаки настойчивости
Стремление постоянно доводить начатое дело до ко1ща. умепне дли тельно поеследовап» цель, снижая энеогню з борьбе с трудностями <0.05
Умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься илн при возникновении лруюй. более интересной деятельности 3,/±0,66 <0,05
Умение проявлять упорство при изменившейся обстановке 1.7Ю.57 3.25Ю.72 <0.05
4. Признаки выдержки
11роявле1ше терпения з деятельности, выполняемой з затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и г п.) 1 ,9±0.85 <0.05
Умение держать себя в конфликтных сигугдиях (при спорах, незаслуженном обвинении н i. д.) 1,/5=0.79 3,2=0,51 <0,05
Умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радост. негодовании н г. д.); умепне коптролнро вать свое поведение в непривычной обстановке 1,/5=0.6'1 2,95±Ü.3P <0,05
5. Признаки организованности
Соблюдение определенного порядка счгсобствуюгцего успеху в деятельности (держать в порядке предметы труда, рабочее место и т. д.) 2,55=0.76 4,J5±0,37 <0,05
Планирование своих действий и разумное их чсрсдозаннс. рациональное расходование времени с учетом обстановки, умение вносить в свою деятельность определенную организацию при пгмеиенин обстановки 2,15=0.75 3,55±0,69 <0,05
5 Признаки рептиге.гьногти
Быстрое и обдуманное принятие решений при выл j..нении ню или другого дсйствня или поступка 1,7+0,66 3,25+0,55 <0,05
Выполнение принятого решения без колебании, уверение, отсутствие рЖ'ТГрЯНЖК'ТИ при ИрИНМ1НИ ргшгний К :«1])у/|НКИНЫХ уГЛ1ЖИЯХ и м> время эмоциональных возбуждений 1,7±0.73 3,3±0 47 <0,05
Проявление решительных дейегвкй в непривычной обстановке 1,65=0.49 3.1=0.45 <0,05
7. l.pH3:iaia: шпщиатшшости
Проявление творчества, выдумки, рационализации 2,0*0.65 3.35±0.81 <0,05
Участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания исходящего от других 2,55±0:81 4,2=0,7 0,05
Активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов 2=85±0:81 4,35=0,75 <0,05
Стремление проявить инициативу в непривычной обстановке 1,4510,6 2,85=0,59 0,05
В результате занятий спортивным ориентированием школьники с 'ЗПР стали настойчивее в достижении целей. решительнее, больше проявлять инициативу на тренировках. Кроме того, поведение их стало выдержаннее при любых обстоятельствах, они стати организованнее, дисциплинированнее и самостоятельнее (р0.05).
V. Обсуждение результатов
Считается, что ориентирование - очень сложный для школьников с ЗПР вид спорта. Но в современных условиях существует возможность подготовки подробных спортивных карт, более подходящих для «чтения» детьми, постановки несложных дистанций спортивного ориентирования, исключающих возможность ребенку заблудиться.
Специфическое воздействие спортивного ориентирования, связанное с чередованием интеллектуальных и физических упражнений, позволяет проводить более частую смену видов деятельности, что ведет к снижению утомляемости и повышению работоспособности младших школьников с задержкой психического развития. Увеличение доли технико-тактической подготовки с акцентированным применением игрового метода и включением сюжетно-ролевых игр. общение с природой, участие в соревнованиях повышает эмоциональный фон занятий, активизирует познавательные потребности обучающихся.
Все это подтверждает возможность занятий спортивным ориентированием школьников с ЗПР.
vi выводы и заключение
Результаты диссертационного исследования показали целесообразность применения средств спортивного ориентирования хтя развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы личности школьников с задержкой психического развития.
Временная интеграция младших школьников с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников и значимых взрослых в условиях соревнований илн тренировок на местности повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межтичностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Эффективность методики начального обучения спортивному ориентированию младших школьников с ЗПР обеспечивается более подходящим для них режимом деятельности в физической и интеллектуальной нагрузках, эмоциональной насыщенностью занятий, созданием ситуации успеха, общением с природой, сверстниками и значимыми взрослыми в условиях тренировок и соревнований.
Проверка усвоения знаний, умений и навыков, необходимых в спортивном ориентировании у школьников с ЗПР экспериментальной и контрольной групп проходило в условиях соревнований ¡«Российский азимут».
Все участники эксперимента успешно закончили дистанцию по своей возрастной группе. Следует отметить, что соревнования были организованы с соблюдением всех правил безопасности для всех участников.
список литературы
Воронов Ю. С. Управление параметрами тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков с целью достижения максимального тренировочного эффекта // Ученые записки университета имени П. Ф. Лес-гафта. 2009. № 1. С. 18-21
2. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальной образовании. М.: Академия. 2002. 176 с.
3. 'Зубков С. А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности // Теория и практика физической культуры 1971. № 12. С. 26—28.
4. Казанцев С. А. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков // Азимут. 2004. № 1. С. 36-37.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений М : Академия, 2003 144 с.
6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.: Владос. 1997. 304 с.
7. Пермяков В. Е. Влияние занятий плаванием на умственное и физическое состояние детей с задержкой психического развития // Тезисы XXX научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России. Краснодар. 2003. С. 37-38.
8. Балин В. Д., Гайда В. К. Гербачевскнй В. К. [ и др.]. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологин : учеб. пособие для вузов по направлению и специальноеш "Психология" / под ред.: А. А. Крылова, С. А. Маннчева. Изд. 2-е, доп. и перераб. СПб. : Питер, 2003. 559 с. : табл. (Практикум по пснхоло-
9. Ульенкова У. В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы решения Н Специальная психология. 2009. № 2. С. 7-10.
10. Шевлякова И. Н. Посмотри внимательно на мир: программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. М.: Генезнс, 2003. 96 с.