Научная статья на тему 'Применение метода круговой тренировки для воспитания физических качеств борцов грекоримского стиля'

Применение метода круговой тренировки для воспитания физических качеств борцов грекоримского стиля Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1071
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / METHOD / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / CIRCULAR TRAINING / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА / GRECO-ROMAN WRESTLING / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Исмаилов Ш.О., Магомедов М.Г.

В данной статье рассматриваются основные подходы, применение метода круговой тренировки для воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля, анализируется изменение показателей уровня физических качеств и спортивных достижений. Статья подводит некоторые итоги изучения круговой тренировки в процесс тренировки для воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования метода круговой тренировки в тренировочный процесс, как средство воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля. Автор приходит к выводу, что использование специальных круговых тренировок благотворно влияет как на физическую подготовку, так и на техническую подготовку борцов греко-римского стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CIRCULAR TRAINING METHOD FOR THE UPGRADING OF THE PHYSICAL QUALITIES OF THE PERSONS OF GRECO-ROMAN STYLE

The article examines the main approaches, the application of the method of circular training for the education of the physical qualities of Greco-Roman wrestlers, analyzes the change in indicators of the level of physical qualities and sports achievements. The article sums up the results of studying the circular training in the training process for the education of the physical qualities of Greco-Roman wrestlers. The necessity of joint use of the method of circular training in the training process as a means of training the physical qualities of Greco-Roman wrestlers was revealed and justified. The author comes to the conclusion that the use of special circular training has a beneficial effect both on physical training and on the technical training of Greco-Roman wrestlers.

Текст научной работы на тему «Применение метода круговой тренировки для воспитания физических качеств борцов грекоримского стиля»

References

1. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Moskva, 1999.

2. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. 2-e izd. Moskva: Sov. 'enciklopediya, 1989.

3. Psihologicheskijslovar'. NII obsch. i ped. psihologii APN SSSR. Moskva, 1983.

4. Bozhovich L.I. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1995.

5. 'El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1989.

6. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Razvitie lichnosti v processe zhiznedeyatel'nosti. Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. Moskva, 1981: 35.

7. Serikov G.N. Vzaimodejstvie social'nyh institutov v upravlenii obrazovatel'nymisistemami: uchebnoe posobie. Chelyabinsk, 2003

8. Berezhnaya I.F., Beloshickij A.V. Professional'noe razvitie specialista v obrazovatel'nom processe vuza. Vestnik TGU. 2010; Vypusk 5 (85): 239 - 245.

Статья поступила в редакцию 16.10.17

УДК 378

Ismailov Sh.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Physical Culture and Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Magomedov M.G., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

APPLICATION OF THE CIRCULAR TRAINING METHOD FOR THE UPGRADING OF THE PHYSICAL QUALITIES OF THE PERSONS OF GRECO-ROMAN STYLE. The article examines the main approaches, the application of the method of circular training for the education of the physical qualities of Greco-Roman wrestlers, analyzes the change in indicators of the level of physical qualities and sports achievements. The article sums up the results of studying the circular training in the training process for the education of the physical qualities of Greco-Roman wrestlers. The necessity of joint use of the method of circular training in the training process as a means of training the physical qualities of Greco-Roman wrestlers was revealed and justified. The author comes to the conclusion that the use of special circular training has a beneficial effect both on physical training and on the technical training of Greco-Roman wrestlers.

Key words: method, circular training, physical qualities, Greco-Roman wrestling, education.

Ш.О. Исмаилов, канд. пед. наук, доц., декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: m.m.g.1986@mail.ru М.Г. Магомедов, ст. преп. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ

В данной статье рассматриваются основные подходы, применение метода круговой тренировки для воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля, анализируется изменение показателей уровня физических качеств и спортивных достижений. Статья подводит некоторые итоги изучения круговой тренировки в процесс тренировки для воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования метода круговой тренировки в тренировочный процесс, как средство воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля. Автор приходит к выводу, что использование специальных круговых тренировок благотворно влияет как на физическую подготовку, так и на техническую подготовку борцов греко-римского стиля.

Ключевые слова: метод, круговая тренировка, физические качества, греко-римская борьба, воспитание.

В настоящее время тема использования метода круговой тренировки на учебно- тренировочных занятиях становится всё более актуальной, так как на тренировках комплексно используются различные методы и приёмы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств борцов.

Выбирая сочетание методов тренировки по греко-римской борьбе, тренер всегда сравнивает свой выбор с той задачей, которая на данном этапе тренировки решается. И поскольку из ряда решаемых задач можно выбирать основную, особенно важен выбор ведущего метода, что всегда соотносится с основной доминирующей задачей данного этапа тренировки [1].

Исходя из этого, на тренировочных занятиях важное значение придается развитию физических качеств и обучению определенным умениям и навыкам. Эти процессы во многом взаимосвязаны. Ведь обучая борцов какому-либо техническому элементу, мы одновременно оказываем воздействие на развитие тех или иных физических качеств. Работая над укреплением силы, развитием быстроты или выносливости, создается необходимая база для более лучшего освоения двигательныхумений и навыков.

Метод круговой тренировки, включающийпоследовательное выполнение на фазах определённого комплекса хорошо изученных и технически простых упражнений разного характера значительно повышает плотность занятий и позволяет воспитывать у спортсменов не только все физические качества, но и, комплексные формы их проявления [2].

Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий [1; 2].

Следовательно, комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования тренировочной группы. На тренировках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый (гимнастический) спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3 - 4 минуты, ещё меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация занятия.

Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности тренирующихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Исходя из этого, круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений.

Оснавная задача использования метода круговой тренировки на занятиях является эффективное развитие двигательных и физических качествв условиях ограниченного и лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств

должно быть тесно связано с освоением програмного материала. Круговая тренировка может проводиться через занятие в конце вводно-подготовительной части на 10 - 15 минут или может быть использована в основной части тренировок 20 - 25 минут [3]. В основной части занятия развитие скоростно-силовых ка-

практического опыта можно рекомендовать для тренировки следующие величины отягощений и количество повторений в силовых упражнениях (таблица 1).

Перед началом первого этапа эксперимента в обеих группах проводились тесты на общую физическую подготовку.

Таблица 1

Тесты на общую физическую подготовку борцов греко-римского стиля 10 января 2016 г.

№ группы Наблюдаемые группы Прыжок в длину с места (см) Отжимания в упоре (кол-во раз) Подтягивания (кол-во раз) Подъем ног в висе на шведской стенке (кол-во раз)

среднее значение результата группы

1 Спартак (эксп.) 153,90 31 12 9

2 Спартак (контр.) 153,40 30 11 8

честв; изучение техники выполнения использование подготовительных и подводящих упражнений, время для развития силовой выносливости или синтеза других качеств посредством тренировки, упражнения развывающие преимущественно выносливость.

Следовательно, круговая тренировка занимает 15 - 20 минут, в зависимости от общих задач занятия. Основной задачей является придание занятиям специальной направленности: повышение уровня физических качеств и совершенствование функциональных возможностей организма.

В зависимости от физической подготовленности, объединяются в подгруппы по 5 - 7 человек, получают задания, равномерно распределяясь по всем этапам и, по сигналу преподавателя одновременно, начинают выполнять упражнения, соответствующие данному месту.

Для достижения высоких результатов в борьбе, спортсмен должен не только обладать высокой работоспособностью, но и иметь соответствующий уровень развития физических качеств. Как показывают исследования у борцов хорошо развиты мышечная и взрывная сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость.

Для воспитания физических качеств на занятиях «круговой тренировки» используются такие упражнения с отягощением, как подтягивание на перекладине, прижки с места, отжимание в упоре лёжа, поднимание туловища в висе, сила оценивается и длиной броска набивного мяча.

Физические качестваразвиваются при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было 15-20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20 - 25 раз силовая выносливость (по рекомендациям М. Шоли-хина). Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто используют упражнения на расслабления, растягивания [4].

Следует отметить, что в борьбе, характеризующемся комплексным проявлением двигательных качеств, не существует интегрального силового показателя, который бы наиболее полно отражал уровень физической подготовленности спортсмена. Успех соревновательной деятельности во многом обусловлен рациональным соотношением уровней развития силовых и ско-ростно-силовых способностей, совершенствованию которых в тренировочном процессе необходимо уделять постоянное внимание. На основе анализа научно-методической литературы и

По итогам первого теста на ОФП, выяснилось следующее: средние значения групп по каждым нормативам выявили, что физической подготовкой ребята из экспериментальной группы ненамного уступают ребятам из контрольной группы.

После первого этапа эксперимента (через 3 месяца) в обеих группах также проводились тесты на общую физическую подготовку (таблица 2).

По итогам второго теста на ОФП, выяснилось следующее: ребята из экспериментальной группы прибавили в результатах, почти по всем показателям перегнав контрольную группу;

прогресс у ребят из контрольной группы незначителен, а по некоторым показателям даже снизился.

По итогам тестирования выявилось, что ребята из экспериментальной группы лучше переносят скоростно-силовые нагрузки, восстановление в пределах "очень хорошо" и "отлично", чем ребята из контрольной группы [5].

Таким образом, после двух месяцев применения круговых тренировок, направленных на развитие физических качеств, в экспериментальной группе был достигнут необходимый уровень физической подготовки, создана база для совершенствования физической и технико-тактической подготовки.

Следовательно, круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся. Данный метод ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма.

Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений; подобранных в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены станций, которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры. Комплексы упражнений составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.

Следовательно, эффективность метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все тренирующиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

Для решения поставленной задачи изучена научная литература, некоторые методики, связанные с групповыми тренировка-

Таблица 2

Тесты на общую физическую подготовку борцов греко-римского стиля 15 марта 2016 г.

№ группы Наблюдаемые группы Прыжок в длину с места (см) Отжимания в упоре (кол-во раз) Подтягивания (кол-во раз) Подъем ног в висе на шведской стенке (кол-во раз)

среднее значение результата группы

1 Спартак (эксп.) 161,10 45 18 15

2 Спартак (контр.) 153,30 32 12 9

ми, проведены анализ и отбор материалов, связанных с физическим развитием борцов греко-римского стиля.

Результаты наблюдения и работы, проведенные в секции греко-римской борьбы при «Центре олимпийской подготовке»в городе Махачкалы убедили нас в том, что использование специ-

Библиографический список

альных круговых тренировок благотворно влияет, как на физическую и специальную подготовку юных борцов греко-римского стиля, так и на технико-тактическое мастерство занимающихся. Исходя из этого данный опыт можно рекомендовать для использования в аналогичных секциях борьбы.

1. Ковальчук О.Г., Восканян Г.В. Развитие физических качеств у студентов методом круговой тренировки: методические указания. 2004.

2. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. Москва: Ленос, 1994.

3. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. Москва: Физкультура и спорт, 1996.

4. Шолихин М. Круговая тренировка. Перевод с немецкого. Москва: Физкультура и спорт, 1996.

5. Поляков М.И. О развитии физических качеств. Физическая культура в школе. 2002; 1.

References

1. Koval'chuk O.G., Voskanyan G.V. Razvitie fizicheskih kachestv u studentovmetodom krugovoj trenirovki: metodicheskie ukazaniya. 2004.

2. Zaharov E.N. i dr. Enciklopediya fizicheskojpodgotovki: metodicheskie osnovy razvitiya fizicheskih kachestv. Moskva: Lenos, 1994.

3. Matveev L.P. Metody fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1996.

4. Sholihin M. Krugovaya trenirovka. Perevod s nemeckogo. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1996.

5. Polyakov M.I. O razvitii fizicheskih kachestv. Fizicheskaya kul'tura vshkole. 2002; 1.

Статья поступила в редакцию 27.10.17

УДК 372.8, 544.023.55:519.245

Krasilnikov M.P., researcher, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources, Siberian Branch of the Russian Academy

of Science (Kyzyl, Russia), E-mail: kmp000@gmail.com

EXPERIENCE OF CREATION OF THE LATTICE SIMULATIONS OF NANOPARTICLES IN THE SCIENTIFIC WORK OF SCHOOLCHILDREN. The experience (1997 - 2017) of the creation by the students of the State Lyceum of the Republic of Tuva (SLRT) of computer simulation lattice models of metallic nanoparticles and certain physico-chemical processes occurring on them (relaxation, CO re-burning, catalytic corrosion, reaction rate fluctuations, etc.). It is shown that a well-prepared student in the field of programming can create a simulation program for 2-2.5 years, which allows obtaining actual scientific results. The modeling based on the Metropolis algorithm, and two programs based on other principles (the Gibbs ensemble and genetic algorithms) are briefly described. The method of transition from a simple cubic lattice to a cubic body-centered (bcc) and cubic face-centered (fcc) lattice is presented. Data structures and algorithms for the work of the simplest and most developed model created by students are described, which the interested reader can use in the scientific work of schoolchildren. The paper presents some of the most interesting results obtained over the years of the research.

Key words: scientific work of schoolchildren, simulation modeling, nanoparticle, lattice model.

М.П. Красильников, научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов

Сибирского отделения Российской академии наук, г. Кызыл, E-mail: kmp000@gmail.com

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ РЕШЁТОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ НАНОЧАСТИЦ В НАУЧНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНИКОВ

Описывается опыт (1997 - 2017 гг.) создания учащимися Государственного Лицея Республики Тыва (ГЛРТ) компьютерных имитационных решёточных моделей металлических наночастиц и некоторых физико-химических процессов происходящих на них (релаксация, дожигание CO, каталитическая коррозия, колебания скорости реакции и др.). Показано, что хорошо подготовленный в области программирования ученик может за 2 - 2,5 года создать моделирующую программу, позволяющую получать актуальные научные результаты. Кратко описано моделирование на основе алгоритма Метрополиса, и две программы, созданные на иных принципах (ансамбль Гиббса и генетические алгоритмы). Приведён способ перехода от простой кубической решётки к кубической объемноцентрированной (bcc) и кубической гранецентрированной (fcc). Описаны структуры данных и алгоритмы работы простейшей и наиболее развитой из созданных учениками моделей, которые заинтересованный читатель может использовать в научной работе школьников. Приведены некоторые наиболее интересные из полученных за эти годы школьниками результатов.

Ключевые слова: научная работа школьников, имитационное моделирование, наночастица, решёточная модель.

Работа [1], где рассматриваются новые возможности математического моделирования при изучении фундаментальных математических дисциплин и информатики, посвящена обучению студентов ВУЗов. Однако существует весьма обширный класс моделей, программная реализация которых доступна и хорошо подготовленному старшекласснику. Это имитационные решёточные модели металлических наночастиц. Разумеется, дать сколь-либо разумную интерпретацию полученным результатам школьник не в состоянии, однако ему вполне по силам и написать моделирующую программу, и получить с её помощью актуальные научные результаты. Подтверждением тому являются свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ полученные на эти модели [2 - 4], и совместная с автором настоящей работы публикация [5]. Как показывает опыт, для написания такой программы ученику требуется 2 - 2,5 года. Обычно в конце девятого класса перед учеником ставится задача, затем на протяжении 10 - 11 классов она в том или ином объ-

ёме учеником реализуется в виде полноценной моделирующей программы.

Моделирование наночастиц (и физико-химических процессов, происходящих на них) в настоящее время является актуальной задачей. Говоря об изучении нанотехнологий, д.ф.-м.н. Г.Г. Еленин отмечает, что «Несмотря на грандиозные успехи лабораторного эксперимента, его средств явно недостаточно для интерпретации наблюдаемых явлений... При конструктивном рассмотрении этих проблем не обойтись без системы математических моделей» [6, с. 12]. В той же работе он подчёркивает важность решёточных имитационных моделей, которые, по его мнению, «...позволяют «предварительно» проанализировать задачу» [6, с. 15].

Одним из основных вопросов, на которые могут дать ответ эти модели, является поиск равновесной формы частицы [7], т. е. такого расположения атомов частицы, при котором её общая энергия минимальна. Таким образом, задача поиска равновес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.