Библиографический список
1. Алибасов М.Л. Региональные аспекты перехода Чеченской Республики к устойчивому развитию. Диссертация ... кандидата экономических наук. Москва: МГУ, 2008.
2. Стратегические ресурсы и условия устойчивого развития Российской Федерации и её регионов. Под редакцией академика В.М. Котлякова и проф. А.А. Тишкова. Москва, 2014.
3. Нагаева И.А. Технология оптимизации поиска учебной информации. Информатизация и связь. 2012; 7: 5 - 7.
References
1. Alibasov M.L. Regional'nye aspekty perehoda ChechenskojRespubliki k ustojchivomu razvitiyu. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Moskva: MGU, 2008.
2. Strategicheskie resursy i usloviya ustojchivogo razvitiya Rossijskoj Federaciii ee regionov. Pod redakciej akademika V.M. Kotlyakova i prof. A.A. Tishkova. Moskva, 2014.
3. Nagaeva I.A. Tehnologiya optimizacii poiska uchebnoj informacii. Informatizaciya isvyaz'. 2012; 7: 5 - 7.
Статья поступила в редакцию 20.10.17
УДК 372.881.111.1
Zvyagintseva E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FOREIGN LANGUAGE DEVELOPMENT AT HIGHER SCHOOL AS A COMPONENT OF LINGUODIDACTICS. The article concerns some aspects of theory of both identity's and undergraduate's development, as well as justified necessity of expanding area of foreign language training in the process of professional forming based on deriving theoretical knowledge at higher school. The significant results in professionally oriented training while studying at college may be achieved through thoroughly prepared didactic moduling sequences inverted in foreign language training. These sequences may contribute to both identity's development and professional competences of a student.
Key words: didactic moduling sequence, foreign language training, undergraduates, higher school, development, professional skills.
Е.П. Звягинцева, канд. пед. наук, доц. Департамента языковой подготовки, Финансовый университет
при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИНОЯЗЫЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛИНГВОДИДАКТИКИ
В статье рассматриваются некоторые аспекты теории развития личности вообще и развития личности обучаемого высшей школы в частности, а также обоснованная необходимость расширения рамок иноязычного развития индивида в процессе его профессионального становления на этапе получения теоретических знаний. Достичь существенных результатов в процессе профессионально ориентированного обучения в вузе помогает грамотное построение дидактических модулируемых циклов иноязычной подготовки студентов. Данные циклы могут способствовать как личностному развитию индивида, так и его профессиональных компетенций.
Ключевые слова: дидактический модулируемый цикл, иноязычная подготовка, студенты, вуз, развитие, профессиональные компетенции.
В процессе профессионально ориентированного образования в вузе всё актуальнее становится необходимость не просто качественного обучения теоретическим основам будущей экономической деятельности, а развитие личности, способной к самовыражению и стремящейся к самоактуализации. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского - «развитие как саморазвитие» - может быть использована как основа для исследования развития студентов современной высшей школы [1]. Лингводидактика, как наука, изучающая общие теории и особенности обучения иностранным языкам, не только способна, но и должна учитывать особенности индивидуального иноязычного развития личности.
В настоящее время существует масса определений, которые ученые дают понятию «развитие». Так, в философском энциклопедическом словаре развитие определяется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей)» [2, с. 542]. В психологическом словаре развитие определяется как «закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях» [3, с. 294].
Многие учёные прошлого занимались теориями развития личности: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм. Они были у истоков описания и всестороннего изучения данного концепта, пытаясь обосновать развитие человека через взаимодействие природного начала и социального окружения, направленного на самосовершенствование. Наши современники в своих исследо-
ваниях также пытаются расширить и более пристально изучать «развитие как возникновение системных психологических новообразований» [4, с. 79], выделить существующие взаимосвязи (как это делает, например, Д.Б Эльконин, доказывая, что «развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед» [5, с. 392]. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «развитие есть становление личности субъектом собственной жизнедеятельности, определяющим и удерживающим траекторию жизненного движения» [6]. В.В. Сериков рассматривает развитие как некоторое самоконструирование индивидом своего внутреннего, в значительной мере интимного мира [7]. Данная мысль перекликается, например, с широко известными идеями А. Маслоу о том, что развитие заключается в росте изнутри, чем в формировании извне.
Обобщив содержание различных толкований понятия «развитие», И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий пришли к выводу, что развитие (саморазвитие) - это внутренне детерминированный процесс актуализации личностью своих потенциалов, формирования и совершенствования свойств, с последующим преобразованием их в личностно значимые, социально и профессионально важные качества, на основе инициирования и реализации собственной активности под влиянием внешних условий [8]. Это определение довольно полно отражает психолого-педагогическую суть профессионально ориентированного иноязычного обучения студентов вуза в рамках лингводидактики. Вместе с тем нельзя говорить о развитии (саморазвитии) студента в отрыве от двух других составляющих дидактического цикла (усвоение знаний и их интеграции), которые в комплексе позволяют конста-
тировать достижение обучающимся определенного уровня иноязычной подготовки. Таким образом, можно выстроить свободно моделируемую систему иноязычного обучения в вузе, состоящую из нескольких циклов: 1) УСВОЕНИЕ - 2) ИНТЕГРАЦИЯ -3) РАЗВИТИЕ.
Первый модуль (усвоение) предусматривает усвоение базовых иноязычных знаний и навыков, выработку умения использовать стандартные языковые конструкции в иноязычной коммуникации, в основном, на общие и профессиональные темы с учетом введения в специальность. Начальный период отработки навыков говорения, аудирования, устного и письменного перевода целесообразно строить на основе групповых методов работы (например, работа в парах, в микро-группах под руководством преподавателя, выполнение заданий состязательного характера между группами, ролевые игры в мини-группах и т. д.). Данные виды учебной деятельности способствуют выработке не только необходимых знаний и навыков, но и воспитанию важных для коммуникативной деятельности психологических качеств, например, навыков сотворческой и кооперативной деятельности, работы в команде, взаимоподдержки, толерантности и т. д. В ходе занятий используются различные учебные задания, выполнение которых способствует развитию творческих способностей, усвоению грамматических и лексических правил, умению использовать иностранный язык как средство коммуникации, формированию важных для общения личностных качеств. Одновременно с этим можно говорить о языковой пропедевтике использования математического аппарата на иностранном языке студентами начального периода обучения для описания графиков и схем, некоторых формул, для поиска решений иноязычных кейсов или проведения упрощенного анализа конкретной деловой ситуации при обучении экономическим специальностям.
Второй модуль в данном дидактическом цикле (интеграция) предусматривает овладение профессиональной терминологией, её интеграцию в структуру общей иноязычной подготовки. Это достигается путем включения студентов в активную диалоговую деятельность за счет участия в различных мероприятиях, организуемых самостоятельно кафедрами иностранных языков, а также совместно с профилирующими кафедрами и другими подразделениями, участвующими в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов (бакалавров). Кроме того, реализация данного этапа (модуля) предусматривает создание различного вида творческих проектов профессиональной направленности в рамках выполнения учебных заданий. К ним могут относиться, например, подготовка тематических текстов, глоссариев, участие в веб-квестах, выступление на конференциях, круглых столах, создание презентаций, профессиональных проектов на иностранном языке и т.д. Когнитивная составляющая обучения в данном случае является превалирующей.
Третий модуль (развитие) предусматривает высокий уровень владения иностранным языком, наличие широкого кругозора и знание лингвокультурных традиций наряду со способностью студента свободно общаться с носителями языка на общекультурные и профессиональные темы. При реализации данного модуля целесообразно использовать современные компьютерные средства коммуникации - Skype, онлайн конференции, видео-мосты, вебинары и т. д. Мероприятия данного модуля могут включаться в программу как отдельные элементы (при этом они способствуют повышению уровня профессиональной иноязычной компетентности), а также как средства реализации различных программ международного сотрудничества высших образовательных учреждений, развития межкультурных связей с другими странами, формирование навыков научно-публицистической деятельности на иностранном языке.
Библиографический список
Эмпирические исследования автора показывают, что поступательное иноязычное развитие студента может быть успешным, если все три модуля дидактического цикла используются последовательно, тщательным образом отрабатываются все элементы и мероприятия, описанные в данном процессе. Представленная система имеет одно неоспоримое достоинство - это преимущество заключается в ее вариативности: в зависимости от уровня сформированности иноязычных компетенций студенты группы могут быстрее или медленнее осуществлять переход с одного модуля в рамках изучаемой темы на другой, или с одного дидактического цикла на новый. Преподаватель в этом случае выступает в качестве «дирижера», помогающего правильно направлять вектор иноязычного развития студента во время обучения в вузе. Кроме того, дидактические модулируемые циклы профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов вуза рассматривается как целостная система в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» для специалистов определенного направления подготовки (будь то экономика, юриспруденция или педагогика) с целью формирования их профессиональной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО нового поколения.
Делая вывод об особенностях развитии личности, следует отметить, что с определенного момента это развитие идет параллельно с профессионально ориентированным образованием, становлением специалиста, способного быть конкурентоспособным на рынке труда как в своей стране (задача-минимум), так и за ее пределами (задача-максимум). Одним из обязательных компонентов профессионального образования, согласно ФГОС ВО нового поколения, является иноязычная подготовка в рамках выбранной специальности. Соответственно, можно утверждать, что качественное изменение коммуникативной деятельности, в которой личность выступает как субъект, влечет за собой развитие личности в целом (саморазвитие). При этом профессорско-преподавательский состав кафедры иностранного языка выступает не только и не столько носителем знаний, а разрабатывает и предлагает такие методы, приемы, формы и средства обучения в рамках лингводидактики, которые распределяются по четырем уровням в соответствии с характером решаемых задач: 1 - усвоение лексико-грамматического материала по программе; 2 - развитие речевых умений и навыков обучаемых на иностранном языке, их коммуникативных качеств; 3 - профессиональная подготовка на основе погружения в иноязычную лингвокультуру средствами лингводидактики; 4 - индивидуальное проектирование интегрированной профессионально-лингвистической деятельности обучающегося. На первом и втором уровнях преобладают традиционные методы и формы обучения (упражнения на усвоение лексического минимума, простых грамматических и фонетических правил, развитие навыков аудирования и письма). Третий и четвертый -уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, формирования их компетенций, проектно-творческой деятельности общепрофессиональной и узкоспециальной направленности (применение активных и интерактивных методов обучения, включение обучающихся в реальную коммуникативную и профессионально-творческую деятельность, создание и реализация различных проектов и т. д.).
Изменения в развитии индивида в случае успешного применения свободно моделируемых дидактических мини-системах происходят за счет модификации целей, задач, предметных действий, операциональной и мотивационной сторон деятельности, а также за счет позиции самого студента, который, накапливая опыт, становится все более активным и самостоятельным, способным продолжать само- и иноязычное развитие.
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва, 1999.
2. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. Москва: Сов. энциклопедия, 1989.
3. Психологический словарь. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. Москва, 1983.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 1995.
5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989.
6. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. Москва, 1981: 35.
7. Сериков Г.Н. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами: учебное пособие. Челябинск, 2003
8. Бережная И.Ф., Белошицкий А.В. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза. Вестник ТГУ. 2010; Выпуск 5 (85): 239 - 245.
References
1. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Moskva, 1999.
2. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. 2-e izd. Moskva: Sov. 'enciklopediya, 1989.
3. Psihologicheskijslovar'. NII obsch. i ped. psihologii APN SSSR. Moskva, 1983.
4. Bozhovich L.I. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1995.
5. 'El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1989.
6. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Razvitie lichnosti v processe zhiznedeyatel'nosti. Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. Moskva, 1981: 35.
7. Serikov G.N. Vzaimodejstvie social'nyh institutov v upravlenii obrazovatel'nymisistemami: uchebnoe posobie. Chelyabinsk, 2003
8. Berezhnaya I.F., Beloshickij A.V. Professional'noe razvitie specialista v obrazovatel'nom processe vuza. Vestnik TGU. 2010; Vypusk 5 (85): 239 - 245.
Статья поступила в редакцию 16.10.17
УДК 378
Ismailov Sh.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Physical Culture and Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov M.G., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
APPLICATION OF THE CIRCULAR TRAINING METHOD FOR THE UPGRADING OF THE PHYSICAL QUALITIES OF THE PERSONS OF GRECO-ROMAN STYLE. The article examines the main approaches, the application of the method of circular training for the education of the physical qualities of Greco-Roman wrestlers, analyzes the change in indicators of the level of physical qualities and sports achievements. The article sums up the results of studying the circular training in the training process for the education of the physical qualities of Greco-Roman wrestlers. The necessity of joint use of the method of circular training in the training process as a means of training the physical qualities of Greco-Roman wrestlers was revealed and justified. The author comes to the conclusion that the use of special circular training has a beneficial effect both on physical training and on the technical training of Greco-Roman wrestlers.
Key words: method, circular training, physical qualities, Greco-Roman wrestling, education.
Ш.О. Исмаилов, канд. пед. наук, доц., декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] М.Г. Магомедов, ст. преп. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ
В данной статье рассматриваются основные подходы, применение метода круговой тренировки для воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля, анализируется изменение показателей уровня физических качеств и спортивных достижений. Статья подводит некоторые итоги изучения круговой тренировки в процесс тренировки для воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования метода круговой тренировки в тренировочный процесс, как средство воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля. Автор приходит к выводу, что использование специальных круговых тренировок благотворно влияет как на физическую подготовку, так и на техническую подготовку борцов греко-римского стиля.
Ключевые слова: метод, круговая тренировка, физические качества, греко-римская борьба, воспитание.
В настоящее время тема использования метода круговой тренировки на учебно- тренировочных занятиях становится всё более актуальной, так как на тренировках комплексно используются различные методы и приёмы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств борцов.
Выбирая сочетание методов тренировки по греко-римской борьбе, тренер всегда сравнивает свой выбор с той задачей, которая на данном этапе тренировки решается. И поскольку из ряда решаемых задач можно выбирать основную, особенно важен выбор ведущего метода, что всегда соотносится с основной доминирующей задачей данного этапа тренировки [1].
Исходя из этого, на тренировочных занятиях важное значение придается развитию физических качеств и обучению определенным умениям и навыкам. Эти процессы во многом взаимосвязаны. Ведь обучая борцов какому-либо техническому элементу, мы одновременно оказываем воздействие на развитие тех или иных физических качеств. Работая над укреплением силы, развитием быстроты или выносливости, создается необходимая база для более лучшего освоения двигательныхумений и навыков.
Метод круговой тренировки, включающийпоследовательное выполнение на фазах определённого комплекса хорошо изученных и технически простых упражнений разного характера значительно повышает плотность занятий и позволяет воспитывать у спортсменов не только все физические качества, но и, комплексные формы их проявления [2].
Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий [1; 2].
Следовательно, комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования тренировочной группы. На тренировках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый (гимнастический) спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3 - 4 минуты, ещё меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация занятия.
Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности тренирующихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
Исходя из этого, круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений.
Оснавная задача использования метода круговой тренировки на занятиях является эффективное развитие двигательных и физических качествв условиях ограниченного и лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств