Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ ЗАПАДНОРУССКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В УЧЕБНОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ОСВОЕНИЕ ЗАПАДНОРУССКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В УЧЕБНОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народно певческое образование / региональные певческие стили / западнорусская певческая традиция / вариативность / диалектное пение. / folk singing education / regional singing styles / Western Russian singing tradition / variability / dialectal singing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Котлярова, М Г. Котляров

Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальной проблемы современного народно-певческого образования. В современных условиях происходят коренные изменения в подходах к принципам обучения будущих специалистов в сфере народно-певческого искусства. Вследствие обращения к глубокому изучению и актуализации традиционного народно-певческого исполнительства возникла необходимость более детального рассмотрения региональных певческих стилей и описания методики обучения работе со стилевыми партитурами. Главной задачей при подборе произведений для разучивания является обучение студентов регионально-стилевым и диалектным вокально-исполнительским приемам. Разделяя мнение профессора В.А. Царегородцева, считаем, что главной задачей педагога является обучение основным приемам хоровой звучности через формирование единой манеры округления гласных, присущей изучаемой традиции, а также точного воспроизведения диалектных особенностей языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING RUSSIAN SINGING TRADITION IN THE CREATIVE EDUCATIONAL COLLECTIVE

The article considers the most urgent problem of modern folk singing education. In modern conditions, fundamental changes are taking place in the approaches to the principles of training future specialists in the field of art of folk singing. As a result of the appeal to a deep study and actualization of traditional folk singing performance, it became necessary to consider in more detail regional singing styles and describe the teaching methodology to work with style scores. The main task in the selection of works for learning is to teach students regional-style and dialectal vocal-performing techniques. Sharing the opinion of Professor Vladimir Andreevich Tsaregorodtsev, the researchers believe that the main task of the teacher is to teach the basic techniques of choral sonority through the formation of a single manner of rounding of vowels inherent in the studied tradition, as well as accurate reproduction of the dialectal features of the language.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ ЗАПАДНОРУССКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В УЧЕБНОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Библиографический список

1. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности. Начальная школа. 2008; № 7: 17 - 22.

2. Гавров С.Н. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО. 2008; № 5: 21 - 23.

3. Евсюткина П.А. Основные методы педагогической поддержки социализации школьников: ролевые игры, познавательная деятельность, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности. Молодой ученый. 2015; № 1: 451 - 454.

4. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. Москва: Просвещение, 2003.

5. Маслова Н.А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников. Начальная школа. 2008; № 3: 34 - 38.

6. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях. Известия ПГПУ имени В. Г Белинского. Общественные науки. 2015; № 16 (20): 154 - 156.

7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Москва: Просвещение, 2014. References

1. Gavrilycheva G.F. Mladshij shkol'nik i ego cennosti. Nachal'naya shkola. 2008; № 7: 17 - 22.

2. Gavrov S.N. Obrazovanie v processe socializacii lichnosti. VestnikURAO. 2008; № 5: 21 - 23.

3. Evsyutkina P.A. Osnovnye metody pedagogicheskoj podderzhki socializacii shkol'nikov: rolevye igry, poznavatel'naya deyatel'nost', socializaciya obuchayuschihsya sredstvami obschestvennoj i trudovoj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2015; № 1: 451 - 454.

4. Maksakova V.I. Organizaciya vospitaniya mladshih shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 2003.

5. Maslova N.A. Iz praktiki razvitiya «Ya-koncepcii» u mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2008; № 3: 34 - 38.

6. Matveeva O.N. O socializacii mladshih shkol'nikov v sovremennyh usloviyah. Izvestiya PGPU imeni V. G. Belinskogo. Obschestvennye nauki. 2015; № 16 (20): 154 - 156.

7. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Nachal'naya shkola: v 2 ch. Moskva: Prosveschenie, 2014.

Статья поступила в редакцию 25.11.20

УДК 37.022

Kotlyarova T.A., Cand. of Cultural Studies, Professor, Head of Department of Folk Choral Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),

E-mail: [email protected]

Kotlyarov M.G., senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]

MASTERING RUSSIAN SINGING TRADITION IN THE CREATIVE EDUCATIONAL COLLECTIVE. The article considers the most urgent problem of modern folk singing education. In modern conditions, fundamental changes are taking place in the approaches to the principles of training future specialists in the field of art of folk singing. As a result of the appeal to a deep study and actualization of traditional folk singing performance, it became necessary to consider in more detail regional singing styles and describe the teaching methodology to work with style scores. The main task in the selection of works for learning is to teach students regional-style and dialectal vocal-performing techniques. Sharing the opinion of Professor Vladimir Andreevich Tsaregorodtsev, the researchers believe that the main task of the teacher is to teach the basic techniques of choral sonority through the formation of a single manner of rounding of vowels inherent in the studied tradition, as well as accurate reproduction of the dialectal features of the language.

Key words: folk singing education, regional singing styles, Western Russian singing tradition, variability, dialectal singing.

Т.А. Котлярова, канд. культурологии, проф., зав. каф. народного хорового пения ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт

культуры», г. Кемерово, Е-mail: [email protected]

М.Г. Котляров, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, Е-mail: [email protected]

ОСВОЕНИЕ ЗАПАДНОРУССКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В УЧЕБНОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальной проблемы современного народно-певческого образования. В современных условиях происходят коренные изменения в подходах к принципам обучения будущих специалистов в сфере народно-певческого искусства. Вследствие обращения к глубокому изучению и актуализации традиционного народно-певческого исполнительства возникла необходимость более детального рассмотрения региональных певческих стилей и описания методики обучения работе со стилевыми партитурами. Главной задачей при подборе произведений для разучивания является обучение студентов регионально-стилевым и диалектным вокально-исполнительским приемам. Разделяя мнение профессора В.А. Царегородцева, считаем, что главной задачей педагога является обучение основным приемам хоровой звучности через формирование единой манеры округления гласных, присущей изучаемой традиции, а также точного воспроизведения диалектных особенностей языка.

Ключевые слова: народно певческое образование, региональные певческие стили, западнорусская певческая традиция, вариативность, диалектное пение.

В настоящее время в народно-певческом образовании и в фольклористической науке в целом происходят существенные изменения, направленные на формирование профессиональных компетенций, вследствие чего существенно меняются требования к выпускникам сферы народно-певческого искусства. Современная система воспитания и образования включает иерархию учебных заведений от дошкольных до высших образовательных организаций. Как известно, образование и воспитание являются той частью культуры, которая отвечает за распространение наиболее значимых для народа ценностей, передающихся из поколения в поколение. Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к проблеме сохранения и актуализации фольклорных традиций в учреждениях образования и культуры. В настоящее время собран богатый фольклор-но-этнографический материал, который активно включается в работу данных учреждений. В процесс актуализации образцов традиционной культуры вовлечены как учебные коллективы, так и фольклорные ансамбли учреждений культуры и образования. Реконструированные образцы способствуют сохранению и передаче духовных ценностей и культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Говоря о Кемеровской области, необходимо отметить, что в настоящее время сформирована целая сеть учреждений и творческих коллективов, занимающихся сохранением, пропагандой и трансляцией традиций народной культуры.

Внимание к местным традициям на современном этапе становится основным направлением деятельности как для педагогов учебных заведений, так и

для практиков - руководителей народно-хоровых коллективов, хормейстеров. В современном народно-певческом образовании назрела необходимость описания методики работы со стилевыми партитурами. Основные работы по методике освоения народной манеры пения появились еще в 70-е годы XX века. Это труды Н.В. Калугиной «Методика работы с русским народным хором» (1977 г), Л.В. Ша-миной «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» (1983 г) и «Школа русского народного пения» (1997 г). В настоящее время выходят в свет публикации Д.В. Морозова, ученика В.А. Царегородцева, посвященные описанию гнесинской школы стилевого распевания и работы с региональными партитурами. Среди основных работ отметим следующие: «Современный народный хор как модель «поющего села»», опубликованную в 2016 году в сборнике статей «Фольклорное движение в современном мире» Государственного республиканского центра русского фольклора, и «Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе», вышедшей в 2017 году в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Вечные истоки». Как отмечает Д.В. Морозов, анализируя работу народно-хорового отделения РАМ имени Гнесиных, политику подбора репертуара учебного хора формировали педагоги по хоровому классу: Анна Васильевна Руднева, Нина Константиновна Мешко, Наталья Владимировна Ерохина, Людмила Васильевна Шамина, Владимир Андреевич Царегородцев и Дмитрий Викторович Морозов. Однако он подчеркивает, что именно под руководством Владимира Андреевича Царегородцева

начинает складываться стилевой подход в методике распевания и работе с партитурами [1, с. 74]. Именно в результате работы В.А. Царегородцева сформировалась методика работы, ориентированная «на три пласта народно-песенной культуры: авторскую музыку, обработку и аранжировку народных песен и духовных стихов, фольклорные произведения» [1, с. 74]. Исполнительская манера учебного коллектива напрямую стала зависеть от выбранного репертуара.

В статье мы попытаемся описать методику освоения западнорусских партитур, опробованную со студентами Кемеровского государственного института культуры. Учебный процесс по дисциплине «Ансамблевое пение» направлен на изучение и освоение традиционного народно-певческого исполнительства через овладение региональными певческими стилями. В результате обучающиеся приобретают профессиональные компетенции, направленные на овладение приемами певческого искусства с учетом комплекса музыкально-стилевых и художественных средств. По мнению известной фольклористки К.А. Мехнецовой, «именно установка на подлинность, придающая местное своеобразие произведениям фольклора, может противостоять всеобщей унификации, все еще господствующей в системе самодеятельных и профессиональных «народных хоров», из которых лишь единицы оказываются способными к сценическому «возвышению» народной песни и хореографии....» [2].

Изучение традиционной музыкальной культуры - одно из направлений деятельности кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры. Освоение стилевых партитур в вузе заметно активизировалось благодаря тесному сотрудничеству с педагогами РАМ имени Гнесиных В.А. Царегородцевым, Ю.Л. Колесником и Д.В. Морозовым. В соответствии с учебными программами студенты осваивают все стилевые зоны. Изучение коллективами различных стилевых зон, в частности западнорусской песенной традиции, способно кардинально расширить круг умений и навыков участников коллектива и границы используемого репертуара. Исследование локальных традиций позволит выявить отличительные особенности изучаемой традиции. Через изучение местных традиций выявляются общие закономерности становления западнорусской народной культуры, её своеобразия и особенностей. Освоение локально-стилевых традиций на кафедре осуществляется по двум направлениям.

Во-первых, экспедиционная деятельность (начало этой работы совпадает с датой образования кафедры - 1990 год), направленная на сбор, расшифровку и систематизацию собранных этнографических материалов. В основном эта работа осуществляется во время студенческой фольклорной экспедиционной практики. Собранный и обработанный материал был опубликован в серии сборников «Песни Кемеровской области» (1990 - 1998 гг), учебно-методические сборники фольклорно-этнографического материала «Вечер был, сверкали звезды» и «Тяче вода каламутна», изданные в 2009 и 2011 годах. Кроме того, результаты экспедиционной деятельности стали источниковедческой базой диссертационных исследований, таких как «Развитие народного песенного творчества в Кузбассе» по научной специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация культурно-просветительной работы» (г Москва, МГУКИ, 1995 г.); «Обряд - коммуникативная характеристика культуры» по научной специальности 24.00.01 «Теория, история культуры» и ряд других.

Во-вторых, использование фольклорно-этнографических материалов в практике обучения учебных ансамблей и солистов. В рабочие программы учебных дисциплин «Хоровой класс», «Ансамблевое пение», «Практическое руководство народно-певческим коллективом» входит обязательный для изучения раздел «Песенные традиции», в котором студенты совместно с преподавателем подбирают для разучивания с учебным вокальным коллективом произведения. Чаще всего используются песенные образцы, записанные студентом во время прохождения фольклорно-этнографической практики, которые впоследствии расшифрованы и аранжированы для учебного ансамбля. А также личные записи преподавателей.

Остановимся подробно на описании проблем, связанных с изучением западнорусской песенной традиции в учебном коллективе. Стилевые особенности наиболее ярко проявляются в основных центрах бытования - Брянской и Смоленской областях. Большое влияние на формирование данной традицию оказывало соседство с пограничными территориями Украины и Белоруссии. Сложность изучения обоснована удаленностью западного региона и невозможностью общения студентов с носителями традиции. Для изучения традиции используются аудио- или видеозаписи, представленные в сети Интернет, и личные архивы педагогов кафедры. Сложность представляет изучение диалектных особенностей языка. Как отмечает Л.В. Шамина, именно система диалектов способна выявить стилевое единообразие, проявляющееся в песенных жанрах. А жанр, в свою очередь, формирует исполнительскую манеру [3, с. 28].

Среди наиболее сохранившихся жанров следует отметить календарно-об-рядовый и семейно-бытовой фольклор. Сохранение и бытование традиционной культуры напрямую зависит от степени сохранности обрядово-бытовых форм фольклора и, как следствие, определяет круг жанров, бытующих в традиции. В современной ситуации происходит угасание, а в некоторых областях и полное исчезновение традиционных жанров фольклора. Следовательно, в учебные задачи входит реконструирование и актуализация песенных жанров и празднично-обрядовых действ. Бытующее мнение о копировании фольклорной традиции не может быть признано верным, так как информанты - это люди пожилые, в силу возраста не всегда способные воспроизвести точно музыкальный и поэти-

ческий текст. Чаще всего исполнение лишено темброво-динамических красок и точного воспроизведения ладово-гармонических особенностей. В такой ситуации необходимо учитывать жанровую принадлежность произведения и по возможности разыскать его вариант в архивных записях.

Изучая песенный стилевой материал с творческим коллективом, необходимо учитывать следующие особенности:

- при исполнении запева обратить внимание на импровизационную основу, построенную на основных попевках;

- строфы чаще всего строятся на опевании основного мелодического рисунка;

- изучение диалектных особенностей. Правильное формирование гласных (на диалекте) с присущей им интонацией позволит сформировать единую певческую позицию. Усвоение региональных особенностей речи необходимо осуществлять путем точного копирования первоисточника;

- работая над музыкально-стилевыми отличиями, следует обратить особое внимание на исполнительские, ладогармонические и тембровые особенности;

- учет основного корпуса традиционных жанров, присущих локальной традиции;

- изучая произведения с движением, включать в работу обязательное изучение используемых хореографических жанров, присущих изучаемому стилю.

Решая описанные выше задачи, педагог должен обеспечить постоянную работу обучающихся с этнографическими первоисточниками. В идеале - это общение участников ансамбля с носителями традиции либо с экспедиционными записями, что позволит максимально приблизиться к этнографическому звучанию. Особенностью музыкальной культуры русского Запада отчетливо проявляется в признаках местных интонационно-гармонических, стилевых и исполнительских традиций. Для достоверного исполнения произведений следует изучать локальные стилевые особенности. Остановимся на музыкально-исполнительских особенностях западнорусских партитур. В музыкально-стилевом отношении песни этой традиции характеризуются сохранением архаических элементов. К ним отнесем:

- силлабическое стихосложение;

- тип многоголосия гетерофония;

- строение мелодики - попевочное;

- манера звукоподачи - прямая в среднем регистре, окончание строф на общем унисоне, использование возгласов «иканий» и «гуканий» в середине и в конце музыкального построения;

- особенности диалекта: акающий говор с использованием белорусизмов и украинизмов.

Важная особенность работы - это активное включение всех участников коллектива. В традиционном исполнительстве участники ансамбля - равноправные создатели песни. Специфику этнографических ансамблей составляет именно ансамбль тембров. Для достижения качественного включения каждого участника ансамбля используются индивидуальные формы работы. Сольное исполнение фрагментов произведения позволит выявить тембровые краски и будет способствовать проявлению собственных вокальных возможностей. Дальнейшая работа должна строиться на изучении всеми участниками основного напева произведения, что позволит освоить основные особенности ладогармонического и ритмического построения, так как основу западнорусского многоголосия составляет гетерофония. В основе традиционного исполнительства лежит еще один важный компонент - вариативность. Для успешного достижения импровизаци-онности необходимо учитывать установленные традицией типы подголосков и особенности построения многоголосия. В момент исполнения песни недопустимо добавление или сочинение собственных вариантов. Варьирование допустимо в пределах известных, заданных изучаемой традицией вариантов в разных комбинациях. Изменение песенной формы с точки зрения мелодических, ритмических, ладовых и полифонических особенностей не допускается. Вместе с тем полное копирование способно привести к «хоровому» принципу исполнения, где расположение подголосков четко закреплено партитурой.

Анализируя практику работы с ансамблем, отметим, что наибольшие сложности возникают с расшифровкой и последующим исполнением словесного текста западных партитур. В связи с тем, что западнорусские территории граничат с Белоруссией, необходимо выявить диалектные особенности языка. К числу основных отнесем:

- наличие звуков состоящих из двух букв (дж, дз);

- сохранение в текстах специфического звука Уу, который произносится после гласных перед согласными вместо [в], [у] или [л];

- употребление у на месте согласного [в];

- согласный [г] чаще всего произносится фрикативно, за исключением заимствованных слов (тогда он произносится «взрывно»);

- твёрдость согласных звуков ч и р;

- отсутствие мягких согласных звуков д и т, при смягчении согласные д и т переходят в мягкие аффрикаты дз и ц (дзеканье и цеканье);

- вместо русского согласного [щ] произносится шч: шчотка, шчупак;

- твердое произношение согласных перед гласным е: вуздэчка, сэрца и т.д.;

- согласные д и т перед согласным [в]: дзве произносится [дзьве], цвёр-ды - [цьвёрды];

- мягкому звуку [т] соответствует белорусская буква Цц [4].

Таким образом, следует согласиться с Л.В. Шаминой, что «наибольшая характерность народного пения проявляется именно в особенностях диалектного интонирования - артикулирования. ... Когда поющий начнет мыслить на диалекте, тогда и появится органическое диалектное пение, произношение текста в пении. . Органически естественная диалектная речь постепенно закрепляет слухо-произносительную функцию в конкретной артикуляционной

Библиографический список

установке» [5, с. 35] позволит добиться максимально подлинного звучания. Следуя описанным выше приемам работы с западнорусскими партитурами, сформируется основной комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, необходимых для освоения традиционного исполнительства. А благодаря полученным знаниям, умениям и навыкам выпускники реализуют себя в практической деятельности по актуализации и трансляции певческих стилей.

1. Морозов Д.В. Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе. Вечные истоки: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках фестиваля-конкурса. Москва: ПРОБЕЛ, 2000: 72 - 82.

2. Мехнецова К.А. Проблемы освоения народных традиций в практике фольклорного ансамбля. Available at: https://onmck.ru/resources/folklore_and_ethnographic/text/ library/?ELEMENT_ID=829

3. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. Москва: МГФЦ «Русская песня», 1997.

4. Белорусский язык: фонетика. Available at: https://mybiblioteka.su/6-34369.html

5. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. Москва: МГФЦ «Русская песня», 1997.

6. Морозов Д.В. Современный народный хор как модель «поющего села» Фольклорное движение в современном мире. Сборник статей. Государственный республиканский центр русского фольклора. Москва, 2016: 140 - 144.

References

1. Morozov D.V. Metodika stilevogo raspevaniya narodno-pevcheskogo kollektiva v gnesinskoj hormejsterskoj shkole. Vechnye istoki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah festivalya-konkursa. Moskva: PROBEL, 2000: 72 - 82.

2. Mehnecova K.A. Problemy osvoeniya narodnyh tradicij v prakiike fol'klornogo ansamblya. Available at: https://onmck.ru/resources/folklore_and_ethnographic/text/ library/?ELEMENT_ID=829

3. Shamina L.V. Shkola russkogo narodnogopeniya. Moskva: MGFC «Russkaya pesnya», 1997.

4. Belorusskijyazyk: fonetika. Available at: https://mybiblioteka.su/6-34369.html

5. Shamina L.V. Shkola russkogo narodnogo peniya. Moskva: MGFC «Russkaya pesnya», 1997.

6. Morozov D.V. Sovremennyj narodnyj hor kak model' «poyuschego sela» Fol'klornoe dvizhenie v sovremennom mire. Sbornik statej. Gosudarstvennyj respublikanskij centr russkogo fol'klora. Moskva, 2016: 140 - 144.

Статья поступила в редакцию 30.11.20

УДК 378

Kushkina O.V., Lecturer at the Department of State and Legal Disciplines, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Ilyina N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, scientific supervisor, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev

(Krasnoyarsk, Russia)

TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS IN THE DIRECTION OF TRAINING JURISPRUDENCE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA. In the

article reveals one of the key directions of the modern policy of the Russian state - ensuring sustainable high growth rates of the export of educational services. The paper studies the issue of providing educational services for higher education programs for foreign students in higher educational institutions located on the territory of the Russian Federation. The article analyzes the results of a study dedicated to teaching foreign students in higher educational institutions of Russia in the field of training, jurisprudence. The main problems that arise when studying in a legal higher educational institution in Russia and directions for improving the organizational and pedagogical conditions, in order to form legal literacy among foreign students in higher educational institutions in the direction of training: jurisprudence, are identified.

Key words: foreign student, study in Russia, jurisprudence, legal literacy, Russian language.

Кушкина О.В., преп. кафедры государственно-правовых дисциплин, Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск,

E-mail [email protected]

Н.Ф. Ильина, д-р пед. наук, доц., Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

В статье раскрывается одно из ключевых направлений современной политики российского государства - обеспечение устойчивых высоких темпов роста экспорта образовательных услуг Затронут вопрос предоставления образовательных услуг по программам высшего образования для иностранных студентов в высших учебных заведениях, расположенных на территории Российской Федерации. Анализируются результаты исследований, посвященных обучению иностранных студентов в высших учебных заведениях России по направлению подготовки «Юриспруденция». На основе результатов опроса обучающихся выявлены основные проблемы, возникающие при обучении в юридическом высшем учебном заведении России, и направления для совершенствования организационно-педагогических условий с целью формирования правовой грамотности у иностранных студентов в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Юриспруденция».

Ключевые слова: иностранный студент, обучение в России, юриспруденция, правовая грамотность, русский язык.

На сегодняшний день все большую популярность среди иностранных граждан имеет получение высшего образования в высших учебных заведениях (далее - вуз) на территории Российской федерации, о чем свидетельствуют результаты исследований Департаментом международного сотрудничества и Центром социологических исследований Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Так, по данным опроса Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ [1], изменение численности иностранных студентов в российских вузах с 2007 - 2008 учебного года до 2017 - 2018 учебного года свидетельствует о приросте потока иностранных студентов для получения высшего образования в вузах Российской Федерации.

Российские вузы предоставляют возможность обучения иностранным студентам по разным направлениям подготовки высшего образования: экономика и

управление, медицина и фармация, образование и педагогика, юриспруденция и др.

Численность иностранных граждан по укрупненным группам учебных специализаций в российских вузах по специализации «Юриспруденция» в 2016 -2017 учебном году составила 7 392 человека (3,2% от общего числа иностранных граждан, обучающихся на территории Российской Федерации), в 2017 - 2018 учебном году 8 617 человек (3,3% от общего числа иностранных граждан, обучающихся на территории Российской Федерации). Основной приток иностранных студентов поступает из стран СНГ, стран Азии, стран Ближнего Востока, Северной Африки, намного ниже уровень притока иностранных студентов со стран Северной Европы, Северной Америки и Океании, Латинской Америки.

Регулирование отношений в сфере образования иностранных студентов закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об об-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.