Научная статья на тему 'НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1649
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ / ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИЯ / РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / AUTHENTIC PERFORMANCE / CULTURAL FORMS / SONG FOLKLORE / FOLK ART / TRADITION / RUSSIAN FOLK CHOIR / FOLK ENSEMBLE / STAGE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стенюшкина Татьяна Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей функционирования народно-певческого исполнительства в условиях современной хоровой культуры. Изучение этой значительной части русской хоровой культуры имеет большое значение и актуально в настоящее время, так как это неотъемлемый элемент современного сценического искусства. Первоосновой и первоисточником всех исполнительских форм является бытовой аутентичный ансамбль. Профессиональный русский народный хор, являясь формой сценического народно-певческого исполнительства и принадлежа русской хоровой культуре, имеет генетическую связь с бытовым исполнительством. Деятельность современных русских народных хоров и фольклорных ансамблей заключается в воплощении произведений народного искусства в условиях концертной сцены, для которой характерны иные средства художественной выразительности. Народное песенное искусство представляет собой совокупность жанровых признаков в единстве прошлого, настоящего и будущего, поэтому изучение, освоение предшествующего исполнительского опыта является необходимым для современных исполнителей. Но всё то, что для народных исполнителей является естественным и привычным и осваивается в течение всей жизни, современным исполнителям необходимо изучать в более короткие сроки, приобретая навыки сценического исполнения народных песен. Современные условия вносят элементы новизны в исполнительские формы, корректируя стиль народно-певческих коллективов. Меняется репертуар, структурная организация коллективов, отношение к содержательной стороне исполняемых песен. В исполнении используются средства художественной выразительности письменной традиции, стираются стилевые и диалектные различия. Но, несмотря ни на что, в исполнении присутствуют черты традиционности и сохраняются характерные черты, признаки и жанровые особенности русского народно-певческого исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK SINGING PERFORMANCE IN THE STRUCTURE OF MODERN CHORAL CULTURE

The article is devoted to the peculiarities of functioning the folk singing performance in the conditions of modern choral culture. The study of this significant part of Russian choral culture is of great importance and is relevant at the present time, as it is an integral part of modern stage art. The primary basis and the primary source of all performing forms is a household authentic ensemble. Russian folk choir, being a form of stage folk singing performance and an integral part of Russian choral culture, has a genetic relationship with everyday performance. The activity of modern Russian folk choirs and folk ensembles consists in the embodiment of works of folk art in the conditions of the concert stage, which is characterized by other means of artistic expression. Folk song art is a set of genre features in the unity of the past, present and future, so the study, development of previous performing experience is necessary for modern performers. But all that is natural and habitual for folk singers and is mastered throughout life, modern performers need to learn in a shorter time, acquiring skills of scenic performance of folk songs. Modern conditions bring elements of novelty to the performance forms, adjust the style of folk singing groups. The repertoire, structural organization of collectives, and attitude to the content side of the performed songs are changing. In performance, the means of artistic expressiveness of written tradition are used, stylistic and dialect distinctions are erased. But despite everything in the performance, there are traditional and characteristic features, signs and genre features of Russian folk singing are preserved.

Текст научной работы на тему «НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 008

народно-певческое исполнительство в структуре современной хоровой культуры

Стенюшкина Татьяна Сергеевна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры народного хорового пения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tatianas-ten@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению особенностей функционирования народно-певческого исполнительства в условиях современной хоровой культуры. Изучение этой значительной части русской хоровой культуры имеет большое значение и актуально в настоящее время, так как это неотъемлемый элемент современного сценического искусства. Первоосновой и первоисточником всех исполнительских форм является бытовой аутентичный ансамбль. Профессиональный русский народный хор, являясь формой сценического народно-певческого исполнительства и принадлежа русской хоровой культуре, имеет генетическую связь с бытовым исполнительством.

Деятельность современных русских народных хоров и фольклорных ансамблей заключается в воплощении произведений народного искусства в условиях концертной сцены, для которой характерны иные средства художественной выразительности. Народное песенное искусство представляет собой совокупность жанровых признаков в единстве прошлого, настоящего и будущего, поэтому изучение, освоение предшествующего исполнительского опыта является необходимым для современных исполнителей. Но всё то, что для народных исполнителей является естественным и привычным и осваивается в течение всей жизни, современным исполнителям необходимо изучать в более короткие сроки, приобретая навыки сценического исполнения народных песен.

Современные условия вносят элементы новизны в исполнительские формы, корректируя стиль народно-певческих коллективов. Меняется репертуар, структурная организация коллективов, отношение к содержательной стороне исполняемых песен. В исполнении используются средства художественной выразительности письменной традиции, стираются стилевые и диалектные различия. Но, несмотря ни на что, в исполнении присутствуют черты традиционности и сохраняются характерные черты, признаки и жанровые особенности русского народно-певческого исполнительства.

Ключевые слова: аутентичное исполнительство, культурные формы, песенный фольклор, народное искусство, традиция, русский народный хор, фольклорный ансамбль, сценическое искусство.

folk singing performance in the structure of modern choral culture

Stenyushkina Tatyana Sergeevna, PhD in Culturology, Associate Professor, Associate Professor of Folk Choral Singing Department, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tatianasten@yandex.ru

The article is devoted to the peculiarities of functioning the folk singing performance in the conditions of modern choral culture. The study of this significant part of Russian choral culture is of great importance and is relevant at the present time, as it is an integral part of modern stage art. The primary basis and the primary source of all performing forms is a household authentic ensemble. Russian folk choir, being a form of stage folk singing performance and an integral part of Russian choral culture, has a genetic relationship with everyday performance.

The activity of modern Russian folk choirs and folk ensembles consists in the embodiment of works of folk art in the conditions of the concert stage, which is characterized by other means of artistic expression.

Folk song art is a set of genre features in the unity of the past, present and future, so the study, development of previous performing experience is necessary for modern performers. But all that is natural and habitual for folk singers and is mastered throughout life, modern performers need to learn in a shorter time, acquiring skills of scenic performance of folk songs.

Modern conditions bring elements of novelty to the performance forms, adjust the style of folk singing groups. The repertoire, structural organization of collectives, and attitude to the content side of the performed songs are changing. In performance, the means of artistic expressiveness of written tradition are used, stylistic and dialect distinctions are erased. But despite everything in the performance, there are traditional and characteristic features, signs and genre features of Russian folk singing are preserved.

Keywords: authentic performance, cultural forms, song folklore, folk art, tradition, Russian folk choir, folk ensemble, stage art.

DOI: 10.317773/2078-1768-2020-50-73-79

Народное песенное искусство в течение многих веков существовало и было востребовано только в практической жизни, выполняло утилитарную функцию. Оно прошло довольно долгий путь развития, в результате которого выросло до концертных форм и стало частью русской хоровой культуры, являясь изначально ее источником. В настоящее время в русском народно-певческом исполнительстве происходит активное взаимодействие бытовых, любительских и профессиональных форм исполнительского искусства. В этих условиях исследование значения и развития русского песенного исполнительства в его разнообразных формах в пространстве русской хоровой культуры приобретает особый смысл. Песенный фольклор содержит в себе огромный потенциал, художественный и творческий, который создает возможности для развития новых исполнительских форм в современной концертной практике. Постоянное взаимодействие традиционного и нового является условием жизнеспособности и сохранения песенного фольклора в современных условиях. В русских народных песнях разных жанров проявляется национальный характер мышления и мировоззрения, музыкального интонирования, а в их содержании отражаются нравственные нормы и ценности, выработанные многими поколениями.

Актуальность исследования русского народно-песенного исполнительства связана с современным восприятием песенного творчества и с отношением к нему. Возникает необходимость в более полном его осмыслении и анализе как составной части русской хоровой культуры, которая

несёт в себе идеи гуманности и доброты, изначально присутствующие в хоровом пении, выражает смыслы, нравственные ценности определённого времени. Наличие элементов культурной статики и динамики (в фольклоре - это сочетание традиции и творчества) обязательно при создании культурных феноменов, как в быту, так и на сцене.

Целью данной статьи является рассмотрение роли и места народно-певческого исполнительства в структуре современной хоровой культуры, его значения для сохранения национальных традиций, культурных ценностей, создания содержательных сценических образов и форм. Здесь важно учитывать, что из бытового народно-певческого исполнительства развилась вся современная музыкальная культура, но в процессе своего исторического развития оно стало частью этой культуры.

Из истории известно, что до середины XVII века русская хоровая культура формировалась из бытового народного пения, пения хоров певческих школ во главе с «мастерами пения» и церковных хоров. С течением времени расширялись сфера распространения хорового пения, его функции, усиливались светская направленность и профессионализация певчих. Это было результатом, в том числе, заинтересованности государства, стремлением руководителей хоровых коллективов к широкой музыкально-просветительской деятельности, развития светского хорового искусства.

Первые профессиональные русские хоры народного направления появились на концертной сцене в середине XIX века благодаря деятель-

ности ярких личностей - певцов-самородков И. В. Молчанова, П. Г. Богатырева, Д. А. Агрене-ва-Славянского, П. Г. Яркова, М. Е. Пятницкого). В результате сложилось самостоятельное исполнительское направление, со своими характерными особенностями, жанровыми чертами, которое, таким образом, расширило и дополнило пространство существовавшей в то время музыкальной культуры. Дальнейшее развитие народно-певческого исполнительства осуществлялось путем усложнения и совершенствования его культурных форм, которые выступают как исторические этапы его становления.

Деятельность современных исполнительских коллективов заключается в воссоздании произведений песенного фольклора в условиях сценического искусства с использованием средств художественной выразительности, соответствующих конкретной исполнительской форме (русский народный хор, ансамбль песни и пляски, фольклорный ансамбль, ансамбль народной музыки и т. д.). Поскольку народно-певческое исполнительство представляет собой синтез настоящего и прошлого, которое представлено и в сегодняшней его жизни и развитии, то изучение, освоение предыдущего опыта является необходимым и обязательным условием деятельности современных исполнителей. Но всё то, что для народных исполнителей является естественным от рождения и осваивается в течение длительного времени или даже всей жизни путем общения со старшим поколением, современным исполнителям необходимо изучать в значительно более короткие сроки, приобретая умения и навыки сценического исполнения народных песен в учебных заведениях или непосредственно в коллективах. Такая сознательная деятельность в области народного искусства, по мнению исследователей, «имеет в своей основе проектный характер» [3, с. 94]. Сюда можно отнести изучение, практическое освоение, адаптацию традиционных исполнительских приемов, формы взаимодействия современного исполнителя с фольклорным материалом, которые значимы, актуальны и понятны в настоящее время. Важность этого процесса подчеркивала Л. В. Шами-на: «Переход фольклора из житейского обихода "в состояние художественного наследия" следует рассматривать как один из важнейших моментов качественного преобразования форм его жиз-

ни и развития в новых исторических условиях» [11, с. 54].

Творческие поиски в процессе воссоздания произведений народного песенного искусства на концертной сцене приводят к различным результатам. При этом «для одних важно бережно сохранить в первозданном виде образцы традиционной культуры, попытаться приблизиться к мастерству народных исполнителей в воспроизведении фольклорных произведений; для других ценно экспериментирование с элементами народных традиций, стремление ввести их в контекст современной культуры в виде своеобразных вставок, украшений, придающих национальный колорит, вплести их в ткань авторских произведений. Все эти формы работы с традиционной культурой относятся к ее "второй жизни" и являются составной частью современной культуры» [3, с. 94].

В настоящее время есть два противоположных взгляда на возможности существования фольклорного материала на концертной сцене. Первый принадлежит исследователям фольклора, которые рассматривают его как уникальное творчество народа в рамках устной традиции, которое, в свою очередь, является основой его неповторимости и своеобразия. Традиционный фольклор обладает крайне высокой степенью устойчивости к любым воздействиям извне. Об этом пишет исследователь устного фольклора В. П. Аникин: «Фольклор - особое искусство. Специфичны его природа, характер творческих процессов в нём, специфичны его образно-стилевые средства и особенности» [1, с. 4]. И далее: «Фольклор -не только бытовое явление, но и художественное творчество в рамках устного слова» [1, с. 7]. Аникиным В. П. традиция трактуется как понятие самоценное, самодостаточное и как основа, которая определяет специфику фольклора [1]. По мнению музыковеда А. М. Мехнецова, аутентичный фольклор - это относительно закрытая система, направленная вовнутрь культуры определённого общества [8]. Для вышеуказанного «консервативного» взгляда преобладающим является понятие фольклорной традиции, которую характеризуют преемственность и следование установленным канонам. Исследователь-фольклорист Б. Н. Путилов утверждает: «Фольклорная традиционная культура в своём конкретном наполнении всегда региональна и локальна. Её естественная, нормальная жизнь повязана с жизнью определён-

ного, ограниченного теми или иными рамками коллектива, включена в его деятельность, необходима ему и регулируется характерными для него социально-бытовыми нормами. Поскольку этнический коллектив занимает определённое исторически сложившееся пространство, обладающее своими географическими, природными и иными характеристиками, то его традиционная культура региональна как в историко-социальном, так и в пространственном отношении. Одно с другим, как правило, жёстко связано» [10, с. 144].

Вторая точка зрения принадлежит хормейстерам - руководителям коллективов, которые убеждены, что сценическое воспроизведение традиционных народных песен требует редактирования, аранжировки или обработки. Исследователь устного народного творчества С. Ю. Неклюдов отмечает, что старая традиция деформируется или, скорее, перерождается, так как ей негде и некуда развиваться. Он высказывает предположение, что когда традиционный фольклорный жанр в своём развитии доходит до высшей стадии совершенства формы, то за этим неизбежно следует угасание или перерождение [9]. Это связано, прежде всего, с изменением форм бытования народных песен в современных условиях, разрушением их тесной связи с жизнью людей и бытом. В настоящее время народная традиция активно взаимодействует с профессиональным творчеством и этот процесс зашёл так далеко, что можно говорить о его системном характере. Неклюдов С. Ю. утверждает, что в настоящее время переплетены каналы коммуникации и все способы передачи информации (устный, письменный, электронный) равноправны. По его мнению, в настоящее время современный фольклор (то есть преимущественно городской) уже не является созданием и достоянием всего народа: он по-лицентричен и фрагментирован по социальной, профессиональной и возрастной принадлежности [9, с. 82]. С ним соглашается музыковед и исследователь фольклора И. И. Земцовский, отмечая, что «весь мир пульсирует вторичной традицией» [7, с. 6]. В результате можно заключить, что два различных взгляда на существование народных песен и традиции в современных условиях не имеют общих оснований, так как основаны на разном отношении к сегодняшней жизни песенного фольклора. Первый базируется на теоретическом исследовании и изучении фольклора, существую-

щего в определенной певческой традиции и диалекте, второй - на его практическом воссоздании в условиях современной концертной практики.

Сценическое воплощение песенного фольклора, форму отношения к нему, «вторичную традицию» принято называть фольклоризмом. Это существование фольклора вне традиции, в условиях, которые неестественны для него. Земцовский И. И. утверждает, что фольклоризм «возникает с возникновением элементов государственности, то есть с тем или иным разделением общества на те или иные неодноуровневые социальные группы - "классы", "касты" и т. п. Фольклоризм - это фольклор, пересоздаваемый для другого, в расчёте на уровень понимания этого другого. Фоль-клоризм - это первый признак наличия "чужого" ("другого") в традиции, приход в неё наблюдателя или потребителя извне. <...> Всё, приходящее в город из деревни, превращается в фольклоризм. Всё, приходящее в деревню из города, превращается в фольклор. Их соотношение и связь неизбежны, а самым главным законом связи, как мы знаем, выступает противоречие» [6, с. 15]. Фольклоризм, в отличие от традиционного фольклора, направлен вовне традиции, а не вовнутрь её, он относительно открыт и постепенно смыкается с массовой культурой [4, с. 27].

Нужно отметить, что жизнь в условиях сцены вносит новые элементы в исполнительский стиль народно-певческих коллективов. Изменился репертуар, вокально-хоровая организация, исключена импровизация, характерная для бытового пения, певцы поют по закреплённым партиям, которые выучиваются в период репетиций. В современном народно-хоровом исполнительстве применяются средства музыкальной выразительности композиторского письма, стираются стилевые и диалектные различия, так как современные певцы ими не владеют. Но, тем не менее, традиционные признаки остаются устойчивыми, сохраняются и жанровые особенности русского певческого исполнительства.

В сценическом варианте исполнения народных песен разных жанров преобладают выучивание нотного текста, предварительная репетиционная и режиссерская работа. Сцена является тем серьёзным препятствием, которое разделяет потенциальных единомышленников (исполнителей и слушателей) в ходе традиционного исполнительского действия, потому что «быт крестьянский и

быт городской выдвигают различные требования и запросы к нашему искусству» [2, с. 100]. Кроме того, певцам нужно учитывать пространственные особенности сцены, возможности звукоусиливающей аппаратуры, поэтому исполнение народных песен не способно вызвать те эмоции, для достижения которых в своё время их создавало «неисчерпаемое богатое народное воображение» [2, с. 97]. Традиционное исполнительство основывается на интуитивном освоении певческих навыков, на свободе творческой импровизации, но в рамках определенного певческого стиля. Важно отметить, что аутентичное исполнительство является не только источником идей и образов для творчества композиторов и исполнительских искусств, но и сохраняет свою эстетическую самодостаточность и самобытность. Традиционное пение в настоящее время утратило свои магические, обрядовые, сакральные функции, но сохраняет функции эстетические, воспитательные, образовательные.

Проблема воспроизведения песенного фольклора на современной сцене с течением времени становится всё более актуальной, так как традиции бытового, «артельного» пения (вместе с крестьянским бытом) утрачиваются. Современные исполнители пытаются их возродить, сохранить, заставить звучать образцы русской песенной культуры в новых социокультурных условиях. В настоящее время народно-певческое исполнительство существует в следующих формах:

- бытовые аутентичные ансамбли, сохранившиеся в регионах с ярко выраженной певческой традицией (юг и запад России, Русский Север). Это первоисточник всех существующих сегодня исполнительских форм, его участники являются носителями и хранителями традиции. Его характерные признаки: точное соответствие полученной в наследство от старшего поколения традиции; стилистическая цельность исполняемых песен и обрядов; спонтанное использование средств выразительности и приемов устной традиции; использование импровизации как творческого метода и главного выражения исполнительского стиля. Это коллектив не сценический, в их исполнении «фольклорный текст живет в своей собственной среде. Он порожден этой средой и несет присущие ему изначально соционормативные функции: структурирует жизнь людей в будни и праздники, определяет их взаимоотношения» [3, с. 111];

- сценические фольклорно-этнографические коллективы, которых отличает точность в соблюдении канонов традиционного исполнения песен и обрядов. Это коллективы, которые ведут исследовательскую деятельность, стремятся максимально использовать традиционные исполнительские приёмы. Они близки к аутентичным ансамблям, но не являются таковыми. У истоков появления таких коллективов стояли специалисты-фольклористы или самородки «из народа»;

- репродуцирующие фольклорные ансамбли (профессиональные, любительские, самодеятельные), в исполнительской деятельности которых есть элементы вторичности. Опираясь на материалы экспедиций, оставляя без изменения манеру исполнения, смысловое и жанровое содержание песен, коллективы ищут новые пути воссоздания песенного фольклора в сценических условиях, в современном звучании. В исполнительской практике ансамблей можно увидеть смелое, но бережное вмешательство в образную и смысловую сущность народных песен. Они пропагандируют народное пение без сопровождения, вариативность и импровизационность, используют средства выразительности устной традиции;

- коллективы, творчество которых основывается на обработках фольклорного материала (профессиональные и самодеятельные русские народные хоры, ансамбли песни и пляски). Русский народный хор - это жанр хорового искусства, который характеризуют особые средства художественной выразительности. Хор структурно организован, имеет большой исполнительский состав, звучание уравновешено в количественном и качественном отношении. Его основные признаки были взяты от классического хорового искусства. Особенности данной исполнительской формы предъявляют иные требования к ее репертуару.

Егорова И. Л. в своей статье выделила критерии, по которым определяется подлинное искусство народно-песенного исполнительства: «а) глубокое погружение в бытийственную сущность песни; б) артистизм исполнения; в) владение разговорной манерой пения и естественное речевое интонирование. Пренебрежение одним из них влечет за собой разрушение цельности, единства стилевых признаков вида искусства. Совокупность данных критериев легко переносится в плоскость феноменологии исполнительства, где

само фольклорное исполнительство символично выступает как субъект культуры» [5, с. 183]. Все эти признаки носителями традиции приобретаются в естественном течении жизни, для них они являются нормой в отношении к процессу исполнения песен. В традиции песня не существует сама по себе, она представляет собой часть целого (обряда, праздника, жанра, театрализованного действа), а традиция отражает процесс создания и бытования вариантов ее напева, который, в свою очередь, связан с особенностями социальной жизни и общения, диалекта, интонационного мышления. Далее И. Л. Егорова продолжает мысль: «Первый признак (а) - выражает содержательное начало - глубинный, сознательно/бессознательный, интеллектуально-психологический процесс творческой активности мысли и чувства. Второй признак (б) - соотносится с актуализацией созидательного личностного начала, с интенцией исполнительства к непосредственному развертыванию художественного смысла (замысла). И, наконец, третий признак (в) связан с его внешними факторами территориально-исторической и социокультурной принадлежности певца/певцов» [5, с. 183].

В настоящее время жизнь народных песен «вне традиции», в сценических условиях можно проследить в двух направлениях:

- в репертуаре репродуцирующих фольклорных коллективов и исполнителей-солистов как самостоятельные концертные произведения;

- в творчестве профессиональных композиторов как материал для создания обработок, вокально-хореографических композиций для хоровых коллективов.

Оба направления «вторичной» жизни произведений народного искусства в условиях их сценического воплощения в настоящее время равноправны, каждое занимает свое определенное место в пространстве современной русской хоровой культуры.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть:

1. Деятельность современных народно-певческих коллективов состоит в изучении, сохранении, создании новых интерпретаций народных песен, обновлении их звучания в условиях современной концертной практики. Наставниками являются не носители и хранители традиций, а педагоги и хормейстеры, получившие необходимые знания и навыки в учебных заведениях, в которых созданы условия для творчества, реализации образовательного процесса.

2. Факторами, предопределяющими существование и взаимосвязь функций народного песенного исполнительства в пространстве русской культуры, в разное время выступали региональный, социальный, профессиональный. Сегодня основными факторами стали социальный и профессиональный, что обусловило потребность в народно-певческом исполнительстве, исчезновение одних функций и активное развитие других.

3. Возрождение фольклорного песенного искусства, его цикличности и присутствия «здесь и сейчас» в современной хоровой культуре -это главная задача существующих сегодня русских народных хоров и фольклорных ансамблей. Развитие форм народно-певческого исполнительства обусловило становление его функций и собственное функциональное пространство, как важнейшее составляющее современной хоровой культуры.

Литература

1. Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. - 2-е изд., доп. - М.: Ун-т, 2004. - 428 с.

2. Асафьев Б. В. О народной музыке. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

3. Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен. - М.: НБ-Медиа, 2011. - 180 с.

4. Демина Л. В. Песенная культура русского населения юга Тюменской области: моногр. - Тюмень: Титул, 2013. - 284 с.

5. Егорова И. Л. О когнитивном подходе к проблеме исполнительской интерпретации народных песен // PAX SONORIS: история и современность. - Астрахань, 2013. - Вып. VII. - С. 182-187.

6. Земцовский И. И. Жизнь фольклорной традиции: преувеличения и парадоксы // Механизм передачи фольклорной традиции: мат-лы XXI Междунар. молодёж. конф. памяти А. Горковенко. - СПб.: РИИИ, 2004. -С. 3-25.

7. Земцовский И. И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сб. науч. тр. - Л.: ЛГИТМиК, 1989. - Вып. 2. - С. 6-19.

8. Мехнецов А. М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Народная традиционная культура: ст. и мат-лы. К 150-летию С.-Петерб. консерватории. - СПб.: Нестор-История, 2014. -С. 54-68.

9. Неклюдов С. Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. - М.: Рос. гуманитар. ун-т, 1997. - Вып. 2. - С. 77-89.

10. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. - СПб.: Петерб. востоковедение, 2003. - 464 с.

11. Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 200 с.

References

1. Anikin V.P. Teoriya fol'klora: kurs lektsiy [Folklore theory: a course of lectures]. Moscow, University Publ., 2004. 428 p. (In Russ.).

2. Asafyev B.V. O narodnoy muzyke [On folk music]. Leningrad, Music Publ., 1987. 248 p. (In Russ.).

3. Vtoraya zhizn' traditsionnoy narodnoy kul 'tury v Rossii epokhi peremen [The second life of traditional folk culture in Russia of the era of change]. Moscow, NB-Media Publ., 2011. 180 p. (In Russ.).

4. Demina L.V. Pesennaya kul'tura russkogo naseleniya yuga Tyumenskoy oblasti [Song culture of the Russian population of the South of the Tyumen region]. Tyumen, Titul Publ., 2013. 284 p. (In Russ.).

5. Egorova I.L. O kognitivnom podkhode k probleme ispolnitel'skoy interpretatsii narodnykh pesen [On the cognitive approach to the problem of performing interpretation of folk songs]. PAX SONORIS: istoriya i sovremennost' [PAXSONORIS: history and modernity]. Astrakhan, 2013, iss. VII, pp. 182-187. (In Russ.).

6. Zemtsovskiy I.I. Zhizn' fol'klornoy traditsii: preuvelicheniya i paradoksy [Life of folklore tradition: exaggerations and paradoxes]. Mekhanizm peredachi fol'klornoy traditsii: materialy XXI Mezhdunarodnoy molodezhnoy konferentsii pamyati A. Gorkovenko [Mechanism of transmission offolklore tradition. Materials of XXI international youth conference in memory of A. Gorkovenko]. St. Petersburg, RIII Publ., 2004, pp. 3-25. (In Russ.).

7. Zemtsovskiy I.I. Ot narodnoy pesni k narodnomu khoru: igra slov ili problema? [From folk song to folk choir: wordplay or problem?]. Traditsionnyy fol'klor i sovremennye narodnye khory i ansambli [Traditional folklore and modern folk choirs and ensembles]. Leningrad, LGITMiK Publ., 1989, iss. 2, pp. 6-19. (In Russ.).

8. Mekhnetsov A.M. Traditsiya kak osnovopolagayushchiy printsip narodnoy muzykal'noy kul'tury [Tradition as a fundamental principle of folk musical culture] Narodnaya traditsionnaya kul'tura: stat'i i materialy. K 150-letiyu Sankt-Peterburgskoy konservatorii [Folk traditional culture: articles and materials. To the 150th anniversary of the St. Petersburg Conservatory]. St. Petersburg, Nestor-History Publ., 2014, pp. 54-68. (In Russ.).

9. Neklyudov S.Yu. Ustnye traditsii sovremennogo goroda: smena fol'klornoy paradigmy [The oral tradition of the contemporary city: the shift of the folklore paradigm]. Issledovaniya po slavyanskomu fol'kloru i narodnoy kul'ture [Studies in Slavic folklore and folk culture]. Moscow, Russian humanitarian University Publ., 1997, vol. 2, pp. 77-89. (In Russ.).

10. Putilov B.N. Fol'klor i narodnaya kul'tura [Folklore and folk culture]. St. Petersburg, St. Petersburg Oriental studies Publ., 2003. 464 p. (In Russ.).

11. Shamina L.V. Osnovy narodno-pevcheskoy pedagogiki [Fundamentals of folk singing pedagogy]. St. Petersburg, Lan', Planet music Publ., 2017. 200 p. (In Russ.).

УДК 008 (75.555, 791, 794.08)

китайские традиционные игры: понятие, происхождение и культурное значение

Попова Анастасия Викторовна, старший преподаватель, кафедра китайского языка, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет (г. Москва, РФ). E-mail: anysta@yandex.ru

Лопаткина Татьяна Сергеевна, старший преподаватель, кафедра китайского языка, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет (г. Москва, РФ). E-mail: tatyanalopatkina@yandex.ru

Традиционные игры являются неотделимой частью китайской культуры. Многие ученые Китая проявляли интерес к исследованию этого феномена. В статье рассматриваются особенности подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.