Научная статья на тему 'Влияние народных традиций на формирование современной народно-певческой школы'

Влияние народных традиций на формирование современной народно-певческой школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
883
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / FOLK TRADITIONS / КОНЦЕРТНО-СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / CONCERT AND STAGE PERFORMANCE / ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЙ ШКОЛЫ / THE FORMATION OF THE MODERN PEOPLE''S SINGING SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куликовская Елена Валерьяновна

В статье рассматривается влияние народных традиций на современное народно-певческое концертно-сценическое исполнительство; формирование в России современной народно-певческой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of folk traditions in the formation of the modern people''s singing school

The article considers the influence of folk traditions in modern people's vocal concert-stage performance; formation in Russia modern people's singing school.

Текст научной работы на тему «Влияние народных традиций на формирование современной народно-певческой школы»

Педагогика

УДК:378.2

аспирантка, старший преподаватель Куликовская Елена Валерьяновна

Краснодарский государственный институт культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (г. Краснодар)

ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНО-

ПЕВЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается влияние народных традиций на современное народно-певческое концертно-сценическое исполнительство; формирование в России современной народно-певческой школы.

Ключевые слова: народные традиции, концертно-сценическое исполнительство, формирование современной народно-певческой школы.

Annotation. The article considers the influence of folk traditions in modern people's vocal concert-stage performance; formation in Russia modern people's singing school.

Keywords: folk traditions, concert and stage performance, the formation of the modern people's singing school.

Введение. Современное профессиональное народно-певческое исполнительство тесно связано с эстрадно-концертной деятельностью певцов - это диффузия авторского творчества и народного искусства. Жанр авторской песни требует от исполнителя народно-певческой направленности определённой культуры звука, а соответственно и вокально-технической подготовки. Сегодняшнее фольклорное наследие в исконно традиционных формах народного творчества не может рассматриваться изолированно от музыкальных проявлений современного быта, в силу социальных преобразований, повлиявших на формирование современных форм песенной этнокультуры, переплетений и взаимодействий с профессиональной авторской песней.

Изложение основного материала статьи. Многовековые принципы русского песенного исполнительства заключены во взаимосвязи мелодического напева, характерного географическому месторасположению и донесении сакрального значения Слова. Изучение истории формирования музыкально-певческих устоев, вплоть до VIII в., указывает на 3-х главных принципа развития в русском песенном исполнительстве [7]:

- пение, как вокальное искусство;

- мелодическое одноголосное;

- осмогласие (двумя исполнительскими способами: без сопровождения и в сопровождении музыкальных инструментов).

После эпохи разделения Единой Вселенской Церкви на Восточную (греч./слав.) и Западную (католическую) появляются новые формы полифонии - многоголосное исполнительство, что заменило прежнее одноголосное пение. Так, церковное пение стало на путь профессионального искусства, связавшего Богослужебное пение Западной Церкви с общецерковной традицией.

Традиции современного фольклора берут своё начало в традиционном церковном пении, как продолжение традиций одноголосного (знаменного) пения. Знаменное пение долго было приоритетным и имело две исполнительские формы, вплоть до XVI века: ангелоподобное пение (сопровождение церковного Богослужения), и демественное (церковно-домашнее, бытовое) [7].

Этот факт позволяет нам сделать вывод:

- ангелоподобное пение - прародитель академической вокально-певческой культуры;

- демественное пение - прародитель народно-певческой этнокультуры.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает - народная мудрость. Это понятие содержит в себе устные (бесписьменные) традиции многовековой творческой практики того или иного этноса в исполнительской форме «для себя», в быту.

Музыкальный фольклор отражает, характерные песни, наигрыши, приёмы игры на музыкальных инструментах без использования нотной грамоты, путём наглядного (устного или на слух) обучения определённой среды. Национальная культура объединяла все классы и сословия Руси вплоть до XVII века, а после реформ Петра I началось противопоставление аристократического искусства народному [9].

Русский песенный фольклор сохранил память о всесторонней жизни поколений в музыкально-поэтических образцах календарных обрядов и семейных ритуалов, а так же в жанрах: трудовых, исторических, лирических, хороводных, плясовых, строевых, военных и героических песнях в частушках, страданиях и припевках. М. Горький сказал: «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества... От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории. У него своё мнение о деятельности Людовика XI и Ивана Грозного, и это мнение резко различно с оценками истории, написанной специалистами» [2, с. 703].

Народные песни раскрывают характерные свойства национального самосознания, этические идеалы и духовно-нравственные ценности. Развитие бытового фольклора в традиционной устной форме формировалось в семейном быту. Труд и отдых сопровождались совместным пением смешанного хора, включая детей. Дети принимали активное участие в хороводах и играх с песнями. В подростковом возрасте девочки начинали принимать участие в свадебных и календарных обрядах, парни присоединялись к девушкам на вечерних гуляньях, сельских праздниках и ярмарках. В результате постоянного пения, к 15-16 годам молодые люди с хорошими вокальными данными и музыкальным слухом, осваивали основной песенный репертуар своего села (деревни), который доходил до 500 песен с развитыми напевами и развёрнутыми текстами. Совершенствование певческого мастерства продолжалось всю жизнь, до глубокой старости, а знавшие грамоту крестьяне записывали слова духовных стихов [9].

Между тем, в истории музыкальной фольклористики существует понятие «народные профессионалы», чья деятельность направлена на удовлетворение культурных запросов народа за некую плату. На Руси народными профессионалами были - скоморохи, они приглашались на свадьбы за денежное вознаграждение. А в русских сёлах Севера большим спросом и популярностью пользовались профессиональные исполнительницы причитаний на свадьбах, похоронах и поминальных обрядах. Подобная деятельность представляет особый интерес для современной научной фольклористики [9].

В XX веке, этот сложный эволюционный процесс народно-певческого исполнительства получил своё развитие и популярность, благодаря революционной и новаторской деятельности таких певиц, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Жанна Бичевская и др.

Основателем нового исполнения русской народной песни на эстраде стала - Лидия Андреевна Русланова, соединившая в своём творчестве профессию певицы и профессию актрисы. Став профессиональной певицей, Русланова с увлечением занялась изучением актёрского мастерства. Если народная песня вне сцены - это бытовой фольклор, то на сцене песня должна «жить» по законам сцены, выраженным приёмами актёрской сценической техники. Лидия Андреевна училась у мастеров психологического театра В.И. Качалова и И.М. Москвина искусству постижения человеческого характера, раскрываемого на эстраде с одной целью - перенести «народный театр» на сцену профессиональной эстрады. Ей первой удалось облачить народно-певческое исполнительство в концертно-сценическую форму.

Новаторство Руслановой заключалось в отсутствии использования «чистых» жанров. Секрет её сценического успеха проявился в «осовременнивании» старого и «состаривании» современного: фольклорные «музейные» песни трактовала по эстрадному ярко и современно, а авторские произведения исполняла в духе народных песенных традиций.

Ревнители «чистого» жанра русской песни воспринимали новаторство Руслановой, как недопустимую вольность и безграмотность актрисы, на что исследователь манеры пения Руслановой Ю. Дмитриев дал ей следующую характеристику: «... В пении Руслановой есть надрыв, ухарство, слеза, ирония. Возможно, кто-то презрительно бросал: «цыганщина!» Но на самом деле, это было - русское пение! Только от городского жестокого романса, от городской частушки ...» [8, с. 8].

Исполнительскую певческую манеру Лидии Андреевны упрекали в «цыганщине» из-за темпераментного и эмоционального пения, в отличие от этнографической манеры, что в свою очередь, не соответствовало обвинениям из-за отсутствия характерного цыганского тремоло в голосе. «Я песню не пою, я играю песню», -Л.А. Русланова [8, с. 13].

Лидия Андреевна Русланова стала революционером в народно-певческом исполнительстве - вывела фольклор на сцену по законам сцены, оживила лирическую народную песню, преобразовав «сухой музейный фольклор» в концертно-сценические формы. Подход Руслановой к своей концертно-сценической деятельности был заключён в главном принципе эстрадного концерта, это - концерт-отдых.

Она стала основателем современного «театра народной песни», который берёт своё начало из глубин народной песенной культуры, имеющий подтверждение и детальный анализ этого факта в трудах этнографов, историков, искусствоведов: И. Сахарова, А. Терещенко, Л. Шейна, Н. Бачинской, И. Савушкиной. Народный «театр песни» носил условный характер с использованием небольшого реквизита и условных приёмов с целью создания иллюзии многообразного спектакля. «Условность и лаконизм выражения психологического состояния в физическом «внешнем» проявлении, условное пластическое воспроизведение трудовых, профессиональных и бытовых действий - наиболее существенные особенности. исполнения русской песни», - H.H. Савушкина [8, с. 14].

Л.А. Русланова с детства знала этот «народный театр», её исполнительский талант реализовался в трансформации «народно-балаганного театра» на современной профессиональной (советской) эстраде. Она первая предложила современное толкование народной песни в актёрской интерпретации с помощью синтеза искусства переживания и балаганного (буфонного) искусства.

Лидия Андреевна создала сценический образ «человека народа» не этнографического, а метафорически-смыслового значения. После её смерти, композитор А. Новиков написал: «Всё её пребывание на сцене. было маленьким спектаклем. Не случайно певицу привлекали песни с развитой драматургией, с острым сюжетом, с контрастными перепадами настроения, с яркими характерами. У неё каждое слово как бы жило, а люди общались, разговаривали. Это были настоящие «песни в лицах». Она была певицей-оратором по зажигательности, по агитационной силе своих песен» [8, с. 18].

Особого внимания заслуживает ещё одно важное открытие Руслановой в области разработки исполнительских вокально-драматических приёмов по раскрытию характера и настроения героя вокальными средствами с целью создания образа «автора», от имени которого исполняется (рассказывается) песня. Исследователь Ю. Дмитриев давал этому такую характеристику: <А_ртистка передаёт в песне веру в русскую женщину, в то, что она, преодолев самые трудные препятствия, утвердит себя как человек в самом высоком нравственном значении этого слова» [8, с. 18].

Важнейшая заповедь Л.А. Руслановой потомкам народно-певческого исполнительства в концертно-сценической форме заключена в наследстве искусства реального «видения» того, о чём поёт певец и что происходит с героями песни, вписав события прошлого в настоящее время сегодняшней жизни. «Конечно, она была выдающейся актрисой от природы, от Бога, как говорится, и её «театр песни» был, по существу, театр деревенский, ярмарочный, в подлинно высоком и незамутнённом смысле этих понятий. Излишне напоминать, что пела она без микрофона», - Л.Г. Зыкина [8, с. 14].

Сама Людмила Георгиевна Зыкина - величайшая певица советской и постсоветской России XX-XXI столетий. Поэт Виктор Боков дал следующую характеристику певице-Зыкиной: «Зыкина - лирик. А лирика исповедальна. Нигде так ярко не проявилась исповедальность женской натуры, как в лирической русской народной песне» [8, с. 24].

Новаторство Людмилы Георгиевны заключается в её трактовке авторской песни под «народную». Своим блестящим исполнительским мастерством она сумела «обнародовать» авторскую песню, на примере трактовки «Баллады о хлебе» М. Фрадкина в жанре народного плача. Тема патриотизма, так же, занимает ведущее место в репертуаре певицы. Образ русской женщины - собирательный образ Родины [8].

Исполнение авторских вокальных произведений требует от певца профессионализма: природного тембра (красоты) голоса, большого диапазона и дыхания, ровного звучания и силы голоса в разных регистрах с точным определением «своей» громкости, а это уже - наука. Показателем исполнительской индивидуальности певца по праву считается тембр его голоса, делающий исполнителя узнаваемым. Тембрально-окрашенный голос - результат профессиональной деятельности певца, требующий детального разбора и изучения физиологии вокального аппарата в сочетании с комплексом знаний, умений и навыков в области вокально-технической науки по работе с голосом. Певческая манера Л. Г. Зыкиной не была аутентичной, а тембр голоса всегда оставался индивидуальным и узнаваемым. Она «окультурила» грудное народное звучание голоса, получив редкое сочетание кантилены с открытым звукообразованием.

Исполнительский принцип Людмилы Георгиевны, как и у Лидии Руслановой, выражался в умении «видеть то, о чём поёшь» с возможностью передачи смысловой глубины содержания песни [3, с. 13]. Зыкина считала, что для успеха на эстраде певцу необходимо иметь [3, с. 16-17]:

- творческую индивидуальность;

- свой репертуар;

- неповторимый исполнительский почерк.

Большое влияние на формирование Зыкиной-певицы оказала народная артистка РСФСР Ольга Васильевна Ковалёва: «Нужно не кричать, не голосить - петь. Можно и силы меньше затратить, а голос будет лететь... Послушай больших актёров. Иногда они шёпотом говорят, а в ушах гром отдаётся... Если ты просто громко поёшь, без отношения, без души - неинтересно тебя слушать» [3, с. 15].

По словам самой Людмилы Георгиевны, исполнительский почерк певца на эстраде определяет репертуар. Поэтому, свой репертуар она формировала в пользу песен, отвечающих сегодняшнему дню в синтезе двух основных источников: фольклора и песен советских композиторов. Это были самые разнообразные песни героического, лирического или шуточного характера, но в народном ключе по тексту и мелодии. Ярким примером органичного соединения жанра старинной и современной песни стала песня А. Пахмутовой на стихи Л. Ошанина «Зачем меня окликнул ты». И наоборот, современная концертная интерпритация старинной народной песни «Тонкая рябина» в жанре русского романса получила «новую» жизнь в исполнении Людмилы Зыкиной. Результатом, выхода за рамки своего амплуа, стало исполнение Зыкиной концерта Р. Щедрина на стихи А. Вознесенского для поэта в сопровождении женского голоса, хора и симфонического оркестра «Поэтории» в 1968 году. Это было современное по форме сочинение, тесно связанное с русской народной музыкой, в котором певица исполнила вокализ в стиле народного плача [3]. «.Не под стеклянным колпаком мы живём. Как ни милы нам старинные песни, донесшие до нас историю, быт, мысли русских людей, не можем мы жить только отблеском прошлого, волнует нас настоящее, то, чем сейчас дышим, о чём думаем, мечтаем», - Л.Г. Зыкина [3, с. 17].

Будучи мастером вокального искусства, она дала определение понятию «театра песни» на эстраде, став его ярким представителем. Театрализация её песенного искусства проявлялась в драматическом повествовании о человеке: «Людей неинтересных в мире нет! Артист обязан увидеть неповторимость и необычность каждого человека, каждой судьбы. Это и есть путь к оригинальному осмыслению песни», -писала Л.Г. Зыкина [8, с. 22].

Её и Русланову объединяла собирательская деятельность фольклора (методики сбора, хранение и сценическое воплощение), но точное копирование и воспроизведение фольклора на эстраде считала недостаточным: «.необходимо художественно осмыслить песню как явление, изучить обстоятельства её бытования, образ жизни исполнителей.», - Л. Зыкина [4, с. 179]. В пример ставит деятельность руководителей народного хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения народного артиста РСФСР Н. Кутузова и Т. Рождественской, чей творческий подход пропагандирует народную песню, преображая и возрождая её благодаря грамотным и высокохудожественным хоровым и музыкальным аранжировкам.

Людмила Георгиевна уверена, что музыкально-песенная пропаганда позволяет научить людей разного возраста бережному и внимательному отношению к Слову. В связи с этим, она призывает к созданию продуманной системы музыкального образования в общеобразовательных школах с целью формирования художественного и эстетического вкуса у детей и юношества на государственном уровне. В апреле 1984 году на сессии Верховного Совета СССР было принято Постановление об «Основных направлениях реформы общеобразовательной профессиональной школы» по вопросам эстетического образования подрастающего поколения с целью формирования идейно-политического и нравственного облика личности советского гражданина [4]. В последствие, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Людмила Георгиевна Зыкина сама создала при Государственном музыкальном ансамбле «Россия» школу для талантливой молодёжи с целью раскрытия творческой исполнительской индивидуальности обучающихся и подбора репертуара на базе народной вокальной школы, для освоения вокальных трудностей для исполнения в дальнейшем авторских произведений [4].

Главная задача концертно-сценического исполнения народной песни на эстраде - пропаганда этнокультуры в выгодном свете и «.приобщение миллионов людей к музыкальным богатствам нашей Родины», - Зыкина Л.Г. [4, с. 178].

В контексте определения факторов, повлиявших на формирование народно-певческих традиций современного образования, нельзя не упомянуть имя заслуженной артистки РСФСР Жанны Бичевской. Она создала новый эстрадный стиль «бард-кантри-фолк», соединив американский музыкальный стиль «кантри» с русским «фолком», русскую городскую песню с европейской песенной традицией [8].

К концу 60-х годов, выработались новые для того времени эстрадно-современные критерии оценки певцов: тембр голоса, жанровая определённость, наличие чётко очерченных образов, театрализация. До этого времени единственным критерием было «правильное филармоническое (академическое) пение» на примере исполнения оперной арии. Ж. Бичевская впервые, использует вокально-исполнительский стиль «вне манеры», минуя особенности диалекта. Родственная связь форм русского фольклора со старинной европейской музыкой выражается в использовании синкоп и применении мелизмов способом специфичного фальцетного пения. Надо заметить, что между русским, американским и европейским фольклором много общего, в результате заимствования и миграции музыкальных идей и форм, выявляющего танцевальные и вокальные инстинкты человека.

Процесс возрождения, развития и преобразования традиционной народной песенной культуры на современной профессиональной сцене продолжается и сегодня. Бардовское движение, связанное с массовым сочинительством в городах можно рассматривать как продолжение традиций городского фольклора в XX веке [8]. Репертуар Бичевской отличался огромным количеством разножанровых песен: баллады, плачи, жестокие романсы и казачьи притчи, философские, площадные, уличные, трудовые, обрядовые, шуточные и солдатские песни. Ещё одно профессиональное достоинство Ж. Бичевской заключается в умении исполнения стихов народной песни, как своих собственных, на фоне музыкального сопровождения. Она гармонично соединила русскую народную песню с гитарой. Главным секретом творческого долголетия считает способность артиста «проживать песню» на сцене. «Я никогда не устаю, - говорит Бичевская, - я пою каждый раз по-разному» [8, с. 41].

Первая школа сольного народного пения сформировалась в XX веке, в 1978 году в институте им. Гнесиных, г. Москва, по инициативе народной артистки СССР, художественного руководителя Государственного Северного русского народного хора, а в последствие, профессора кафедры народного пения института им. Гнесиных Нины Константиновны Мешко.

Сегодня эта школа известна, как школа фольклорного вокала, основанная на аутентичном воспроизведении песенного фольклора с приоритетом интонационной выразительности [6]. Многолетнее и бессменное руководство Ниной Константиновной Государственным Академическим Северным русским народным хором, естественным образом, отразилось на формировании её художественного вкуса и педагогических принципов в образовательном процессе обучения народному пению в вузе. Сегодня народно-певческая «гнесинская» школа имеет многочисленных последователей, подтверждающих своей педагогической деятельностью выбранное исполнительское фольклорное направление в вокальном образовательном процессе данного вуза. Преемниками Н.К. Мешко по праву считаются: доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ - Людмила Васильевна Шамина, с концепцией школы фольклорного вокала [10]; профессор РАМ им. Гнесиных, кандидат педагогических наук - Владимир Алексеевич Бурлаков, занимающийся сохранением диалектных особенностей при аутентичном воспроизведении песенного фольклора в образовательном певческом процессе [1] и др. Основу народно-певческого образования в РАМ им. Гнесиных составляет освоение певческих манер различных регионов России.

Спустя 9 лет, в 1987 году образовалась вторая школа народного пения в Нижегородской консерватории им. М.И Глинки, по инициативе Татьяны Алексеевны Кошелевой, в последствие ставшей заслуженной артисткой РФ, профессором. Народно-певческая школа Кошелевой базируется на материале вокально-технических компонентов академической вокальной школы концертно-сценической направленности [5].

Суть вокальной концепции ТА. Кошелевой заключена в устранении зависимости вокально-технической «школы» пения от регионального исполнительского «стиля», с использованием вокально-технических принципов академической школы пения, в рамках художественной системы и культуры русского народно-певческого исполнительского стиля концертно-сценической формы - «Пение для других». «Современное народное пение в концертно-сценических формах стало итогом длительного процесса проникновения самобытного песенного творчества в городскую среду. Распространение городского песенного стиля и форм музицирования в XVII-XX веках подготовило основание для появления первых концертных исполнителей народных песен» - утверждает ТА. Кошелева [5, с. 5].

Современная народно-певческая школа объединяет в образовательном процессе два основных направления концертно-сценического исполнительства: фольклорное и академическое, обеспечивая синтез культур прошлого и настоящего. Требования к современным исполнителям народно-певческой направленности на эстраде: передать интонации, ритмы и настроения сегодняшней жизни, не забывая о национальном самосознании, духовном и нравственном развитии народа, заложенном в народной песне.

Таким образом, влияние народных традиций на примерах новаторской народно-певческой концертно-сценической исполнительской творческой деятельности певиц - Лидии Руслановой, Людмилы Зыкиной и Жанны Бичевской формируют следующие объединяющие их закономерности:

- театрализация песни (театр народной песни), берущая своё начало в сохранившейся народной памяти поколений об обрядах и ритуалах;

- донесение сакрального значения Слова церковного Богослужебного пения (смысловое интонирование);

- вокальное исполнение русской кантилены, характерное для лирических (исповедальных) песен;

- формирование репертуара, на основе национального колорита народной песни.

Эти факторы оказали влияние на образовательный процесс современной народно-певческой школы:

- исполнение народной песни по законам сцены;

- смешивание музыкальных стилей и жанров;

- освоение актёрского мастерства (проживание песни) с применением техники «видения» содержания песни;

- формирование индивидуальной исполнительской манеры и вокально-технических навыков на образцах русской песенной кантилены и классического итальянского bel canto;

- поиск индивидуального исполнительского подхода в решении и трактовке старинной народной песни.

«Почти все значительнейшие русские музыканты родились не в столицах, внутри России. Первые и

самые коренные музыкальные их впечатления были национальные.», - В.В. Стасов [9, с. 3].

Выводы. Эстрадная песня XX столетия, со всем её новаторским опытом, сформировалась на материале народной песни, уходящей далеко в историю церковного пения со всеми его певческими традициями. Непосредственное воздействие на современный фольклор XXI века оказывают процессы всемирной глобализации, урбанизации, цифровой революции, развития сети интернет и IT-технологий. Отсюда, востребованность временем жанрового многообразия, универсальности профессиональных компетенций для реализации в различных направлениях концертно-сценического народно-певческого исполнительства.

Литература:

1. Бурлаков В.А. Воспитание народного певца в процессе освоения северно-русской эпической традиции. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 200 с.

2. Горький, М. О литературе. - М., 1953. - 868 с.

3. Завадская, Н.П. Людмила Зыкина: Творческий портрет. - М.: Музыка, 1978. - 24 с.

4. Зыкина, Л.Г. На перекрёстках встреч. - М.: Сов. Россия, 1984. - 192 с.

5. Кошелева, ТА. Методические принципы народно-певческой школы. - Н. Новгород: Изд-во ННГК им. М.И. Глинки, 2014. - 24 с.

6. Мешко Н.К. Искусство и ремесло. - М., 1996. - 68 с.

7. Никольский, A.B. Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков. М., 1916 // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. С. 111-130.

8. Смирнова Н.И. Русская народная песня на эстраде. - М., Знание, 1985. - 56 с.

9. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки. - М., 1998. - 464 с.

10. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. - М.: МГФЦ «Русская песня», 1997. - 87 с.

Педагогика

УДК:799.3

кандидат педагогических наук, доцент Купавцев Тимофей Сергеевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Малиновский Анатолий Васильевич Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); кандидат юридических наук Носков Олег Сергеевич

Уфимский юридический институт МВД России (г. Уфа)

О РАЗВИТИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОГО ВИДА СПОРТА «СТРЕЛЬБА ИЗ БОЕВОГО РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО

ОРУЖИЯ»

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов развития в МВД России служебно-прикладных стрелковых видов спорта как одного из важных направлений обеспечения подготовки сотрудников к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В статье раскрываются тенденции развития служебно-прикладных видов спорта, особенности организации подготовки спортсменов, вопросы организации и проведения спортивных соревнований по стрельбе, анализируются различные аспекты судейства соревнований и подготовки спортивных судей. На основе анализа состояния изучаемого вопроса сгруппированы основные препятствующие факторы, предлагаются пути развития данного вида спорта в МВД России.

Ключевые слова: профессиональное образование, сотрудники МВД России, стрелковая подготовка, стрелковый спорт, методы профессионального образования, спортивные соревнования, организация соревнований.

Annotation. The article is devoted to the development of service and applied shooting sports in the Ministry of internal Affairs of Russia as one of the important directions of training of employees for the use of physical force, special means and firearms. The article reveals the trends in the development of service and applied sports, especially the organization of training athletes, the organization and conduct of sports competitions in shooting, analyzes the various aspects of judging competitions and training of sports judges. On the basis of the analysis of a condition of the studied question the main impeding factors are grouped, ways of development of this sport in the Ministry of internal Affairs of Russia are offered.

Keywords: employees of the MIA of Russia, professional education, shooting training, shooting sport, methods of vocational education, sports competition, organization of competitions.

Введение. В соответствии со стратегией национальной безопасности одним из приоритетных направлений государственной политики в современной России является обеспечение суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. Одним из средств достижения указанных приоритетов является развитие физической культуры и спорта среди граждан нашей страны, через которое реализуются задачи укрепления здоровья населения, обеспечение демографического развития, сохранение и развитие патриотизма, культуры, российских духовно-нравственных ценностей [7].

Развитие физической культуры и спорта среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, помимо указанных задач, способствует достижению еще одной важной функции - укреплению обороноспособности страны, обеспечению незыблемости конституционного строя, государственной и общественной безопасности.

В последнее время существенное развитие в правоохранительных структурах получают служебно-прикладные виды спорта, которые направлены на проявление наивысших возможностей человека в спортивной деятельности, имеющей служебно-прикладную направленность [9]. К таким видам спорта относятся, например, «Служебный биатлон», «Служебное двоеборье», «Стрельба из боевого ручного стрелкового оружия» и ряд других. Служебно-прикладной спорт как социальный феномен характеризуется очень важным компонентом: в процессе занятий служебно-прикладным спортом, помимо направленности на проявление спортивного мастерства, формирование двигательных способностей, повышение функциональных возможностей, физических качеств, технических и тактических умений и навыков, у спортсмена формируются служебно-прикладные компетенции, характерные для той или иной профессии. Занятия служебно-прикладными видами спорта в системе органов внутренних дел Российской Федерации сопряжены с требованиями Закона «О полиции» и направлены на формирование у сотрудников физических и психологических качеств, технических и тактических умений и навыков правомерного и эффективного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками при реализации профессиональных функций [6]. Занятия спортом способствуют формированию и развитию у сотрудников определенного образа «государственного мышления», верности служебному долгу, высоких патриотических качеств и морально-нравственных ценностей [2; 3].

Изложение основного материала статьи. Содержание деятельности в служебно-прикладных видах спорта, связанных с выполнением упражнений стрельбы из огнестрельного оружия, продиктовано спецификой решения служебных задач с оружием и включает в себя ряд существенных характеристик, таких как безопасность обращения с оружием, обеспечение сохранности, уход и обслуживание оружия, грамотные технические и тактические действия с оружием, контроль своего психического состояния, умения действовать в рамках действующих правил в ситуациях спортивной борьбы, которая по своей эмоциональной окраске зачастую весьма схожа с практической деятельностью сотрудника в ситуации применения оружия.

Как уже отмечалось, в органах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время получает свое развитие служебно-прикладной вид спорта «Стрельба из боевого ручного стрелкового оружия», появились новые упражнения, проводятся всероссийские и региональные соревнования. Новый импульс своего развития данный вид спорта получил в 2015 году с его официальным признанием и принятием правил, с включением в Единую всероссийскую спортивную классификацию [5; 8]. И, как результат, уже в 2016 году в системе МВД России было присвоено спортивное звание мастера спорта России по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия 37 сотрудникам. Данный показатель свидетельствует о стремительном развитии данного вида спорта, совершенствовании методики подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.