На основе проделанной работы можно сделать вывод, что необходимость использования прямого преднамеренного внушения в процессе обучения и воспитания волевых и физических качеств очевидна. Методика прямого преднамеренного внуше-
Библиографический список
ния в подготовке борцов на всех этапах учебно-тренировочного процесса ускоряет процесс становления и совершенствования спортивного мастерства, способствует мобилизации и повышению эффективности в анализе тренировочных нагрузок.
1. Гаськов А.В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу. Физическая культура. 2001; 4.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. Москва: ФиС, 1986.
3. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. Москва: ФиС, 1981.
4. Родионов А.В. Вербальные средства воздействия на психическое состояние спортсмена. Психическая саморегуляция: сб. научных статей. Алма-Ата: Изд-во Казах. ГИФК, 1987.
5. Коротаева Н.В., Мильштейн О.А., Тышлер Д.А. Взаимоотношения тренера и спортсмена в единоборствах: метод. разраб. для студ., слушат. ВШТ и ФПК РГАФК. Москва, 1997.
References
1. Gas'kov A.V. Psihofizicheskie aspekty ukrepleniya zdorov'ya detej 7-14 let sredstvami ushu. Fizicheskaya kul'tura. 2001; 4.
2. Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta. Moskva: FiS, 1986.
3. Derkach A.A., Isaev A.A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera. Moskva: FiS, 1981.
4. Rodionov A.V. Verbal'nye sredstva vozdejstviya na psihicheskoe sostoyanie sportsmena. Psihicheskaya samoregulyaciya: sb. nauchnyh statej. Alma-Ata: Izd-vo Kazah. GIFK, 1987.
5. Korotaeva N.V., Mil'shtejn O.A., Tyshler D.A. Vzaimootnosheniya trenera i sportsmena v edinoborstvah: metod. razrab. dlya stud., slushat. VShT i FPK RGAFK. Moskva, 1997.
Статья поступила в редакцию 20.11.17
УДК [378:398.8](=161.1)
Solovyova I.N., senior lecturer, Department of Folk Choral Singing, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: irina.solo.solo@mail.ru
INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS: SPECIFICS OF IMPLEMENTATION IN EDUCATIONAL PROCESS IN TRAINING PROFILE "CHORAL FOLK SINGING". The article deals with the formation of a student's professional qualities (educational profile "Choral Folk Singing"), who are capable to carry out the activity aimed at preserving and developing the Russian traditional musical culture. The basis for training a specialist in the folk-singing sphere is the content of education. The author gives an overview of the interdisciplinary connections of the academic disciplines "Folk Musical Creativity", "Regional Folk-Style Singing", "Russian Folk Dance", "Ensemble Singing", which create an acceptable level of training graduates of creative higher education organization to the future professional activity. The article presents an analysis of the prospects for including the theoretical component of academic disciplines in the context of practical classes, as well as the possibility of using the knowledge and skills acquired by the learners in the activity of the educational and creative performing collective.
Key words: professional training, interdisciplinary connections, folk musical creativity, regional folk singing styles, ensemble singing.
И.Н. Соловьева, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: irina.solo.solo@mail.ru
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»
В статье рассматриваются вопросы формирования отдельных профессиональных качеств личности обучающегося по профилю «Хоровое народное пение», способной осуществлять деятельность по сохранению и развитию традиционной музыкальной культуры русского народа. Основой подготовки специалиста в области народно-певческого исполнительства является содержание профессионального образования. В статье представлен анализ перспектив включения теоретического компонента преподаваемых дисциплин в контексте практических занятий, а также возможность применения приобретенных обучающимися знаний и умений в деятельности учебно-творческого исполнительского коллектива.
Ключевые слова: профессиональное образование, межпредметные связи, народное музыкальное творчество, региональные народно-певческие стили, ансамблевое пение.
Основополагающим средством обучения в высшем учебном заведении в развитии творческой индивидуальности студента, формировании его базовой и профессиональной подготовки является содержание образования. Содержание образования - это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ориентированных отношений, постижение которых призвано обеспечить формирование профессиональных качеств личности, подготовленной к сохранению и развитию традиционной музыкальной культуры русского народа. Содержание образования направлено на реализацию «опыта познавательной деятельности, закрепленного в форме достигнутых результатов - знаний, опыта воплощения известных способов деятельности - в виде приемов действовать в соответствии с образцом, опыта творческой деятельности - в форме практических навыков решения проблемных ситуаций, опыта реализации эмоционально-ценностных отношений в форме индивидуальных подходов» [1, с. 15].
Содержание профессионального образования, с одной стороны, раскрывает состав основных элементов, структуру (соотношение элементов), функции, передаваемых профессиональным опытом, с другой стороны, обеспечивает приобретение социального опыта в его педагогической интерпретации. Элементы, составляющие структуру профессионального образования, взаимосвязаны таким образом, что каждый последующий элемент является логическим продолжением предыдущего. Очень важно выделить основные элементы содержания профессионального образования, каждый из которых включает конкретную цель, решение задач, направляющие обучение в определенном векторе; определить логику обучения, предметно направленную на передачу составной части общего содержания образования. Все основные характеристики этой системы соблюдаются в рамках каждой, отдельно взятой учебной дисциплины. В процессе реализации данной системы формируются области социального и профессионального опыта, которыми должны овладеть будущие выпускники. Основой содержания всех элементов учебных
дисциплин, имеющих свою специфику и узкую направленность, является учебно-методический и практический материал.
Содержание профессионального образования направления подготовки «Искусство народного пения» профиля «Хоровое народное пение» имеет структурное единство и не сводится к простой сумме не связанных друг с другом дисциплин. Последовательность включения дисциплин в содержание учебного процесса направлено на формирование целостного представления структуры образования. Важнейшим фактором формирования высокопрофессионального специалиста в области народно-певческого исполнительства является логика изучения предметного содержания каждой отдельно взятой дисциплины. Весьма значимы также и педагогические условия, в которых она реализуется, её функция в общем процессе профессионального образования и междисциплинарные связи, которые, наиболее полно раскрываются на лекционных и практических курсах «Народное музыкальное творчество», «Региональные фольклорные стили» и практический курс «Ансамблевое пение».
Теоретическое исследование музыкально-стилистических основ и жанрового состава традиционной песенной культуры русского народа - основная цель дисциплины «Народное музыкальное творчество». Изучение региональных особенностей музыкального стиля, специфических исполнительских приемов, обогащение слухового опыта обучающихся путем практического освоения традиционного песенного репертуара традиций России является основой дисциплины «Региональные народно-певческие стили». Процесс изучения этих дисциплин является основой понимания обучающимися специфики музыкального фольклора, как одной из сторон традиционной культуры русского народа, заключающей в себе объемное песенно-музыкальное наследие, опыт осознания, переживания и постижения жизненных явлений, на протяжении веков формировавшегося и передаваемого из «уст в уста» многими поколениями.
Разнообразие жанров и форм бытования музыкального фольклора подтверждает тот факт, что творческий потенциал народного сознания неисчерпаем. Народно-певческие традиции России имеют уникальную диалектную специфику трансляции песенного материала, находясь в общей системе музыкального фольклора. В настоящее время отечественными этномузыколо-гами выделены не только стилистические особенности традиций основных регионов России, но и местная музыкально-исполнительская стилистика отдельного района, а зачастую - даже села. Уникальность этого феномена заключена в огромном таланте народных певцов, способных создавать высокохудожественные произведения песенного или песенно-хореографического содержания при этом, не выходя за рамки общепринятого стиля.
Теоретическое изучение жанровых, музыкально-стилистических особенностей песенных образцов народного музыкального творчества и специфики бытования региональных народно-певческих традиций с их последующим практическим освоением на занятиях ансамблевого пения, лежит в основе деятельности учебно-творческого исполнительского коллектива. Такая установка на подлинность исполнения песенного традиционного материала певцами, с присущим региональным своеобразием, является базой для будущих выпускников - руководителей и хормейстеров в деле противостояния всеобщему «размыванию» специфических признаков русских традиционных песен, преобладающему в современных любительских и профессиональных народно-певческих коллективах. Лишь немногие из них могут продемонстрировать сценическое воплощение песенного традиционного материала и народной хореографии, при соблюдении всех закономерностей фольклорного жанра в его общем понимании.
В процессе практических занятий по освоению русских народных песен различных певческих стилей России в рамках дисциплины «Ансамблевое пение» обучающиеся постигают всю глубину произведения, ее музыкально-поэтическую образность. Устность - одна из составляющих признаков музыкального фольклора, которая является частью традиционной культуры, представляющая собой постоянное движение от исполнителя к исполнителю, поэтому, во время исполнения произведения певцами работает механизм традиции: пение - восприятие - осознание - воспроизведение. Вместе с тем, обладая устойчивыми конструктивными и содержательными элементами, традиционный песенный образец не находится в застывшем состоянии, он получает постоянное развитие, пополняемое из каждого последующего источника. Здесь же включается в работу еще один признак музыкального фольклора - вариативность, изме-
няемость песенных образцов, зависимость от среды создания и региональной принадлежности. Носители русской традиционной песенной культуры обладали большим мастерством в создании вариантов основного напева песни и его подголосков. Во время исполнения песни народные певцы обогащали музыкальную ткань оригинальными попевками и украшениями, поэтому каждое последующее исполнение звучало по-другому [2, с. 34].
В этом контексте в рамки деятельности учебного исполнительского коллектива необходимо включать работу по овладению навыком варьирования основного напева песни. Необходимо заметить, что умение варьировать, и как высшая ступень варьирования - импровизация, используется только в том случае, если исполнительский состав имеет достаточный уровень вокально-технической подготовки. В противном случае, данная работа может повлечь за собой нежелательный результат. Навык варьирования приобретается постепенно, посредством длительного и скрупулезного поиска. В современной творческой исполнительской практике можно наблюдать, что даже весьма опытному музыканту-инструменталисту требуется определенное время для перестройки на импровизацию вокальной музыки, а тем более народной - имеющей свои специфические, часто непривычные ладоинтонационные, а также исполнительские особенности.
Начинать обучение вариативному развитию мелодических линий голосов следует с простых, хорошо выученных народных песен. На первом этапе работы необходимо преодолеть стереотип устоявшегося голосоведения, сойти со «стереотипа», и не бояться «спеть не так». Со временем неуверенность певцов будет уменьшаться, а варианты напева приобретут разнообразие. В репетиционной работе повторение вариантов неизбежно, целесообразно соблюдать в этом чувство меры. В связи с этим, ансамблевую партитуру, имеющую недоработки и выученную до определенной степени, необходимо отложить на некоторое время. Если же звучащая партитура, по мнению преподавателя и исполнителей, имеет оригинальный, высокохудожественный вариант, ее нотируют со всеми ремарками, так как исполнительский состав ансамбля со временем сменится. При необходимости подобная работа проводится и в отношении хореографических движений, если того требует жанр песни. Необходимо обратить внимание на то, что хореографическая лексика хороводной или плясовой песни, использование пластического движения в пении никогда не были одинаковыми для всех исполнителей - участников действа. В зависимости от жанровой принадлежности песен, от региональной специфики, ими использовались всевозможные дроби в простых и сложных комбинациях, ключи, «разговорность» рук, которые гармонично дополняли звучание песен. Для развития творческого потенциала учебного исполнительского коллектива в целом и каждого отдельного исполнителя в области народной хореографии в образовательном стандарте предусмотрена дисциплина «Русский народный танец». Здесь на первом плане стоит задача получения навыков студентами исполнения песен с использованием хореографических движений. Процесс освоения и сценического воплощения скорых хороводных и плясовых песен предполагает выработку протяженного дыхания, ритмической пульсации в движении, умения держаться на сцене во время хореографического движения.
Еще одна область межпредметной связи касается передачи в исполнении русской народной песни ее специфических и характерных черт, которые присущи каждому народно-певческому региональному стилю России. Обратим внимание на основные аспекты, которые необходимо учитывать в процессе обучения и творческой деятельности исполнительского коллектива. Итак, своеобразие традиционного пения отражается в особенностях местного диалекта. Нужно научить обучающихся осознанно воспринимать диалект не как искажение литературного стиля, а как источник живой речи, которая служила мелодической основой для появления всего музыкального богатства русских песен. Проговаривание поэтического текста песни на диалекте, с его специфическими особенностями способствует формированию певческой позиции пения, свойственной той или иной региональной традиции. Учебно-методическим материалом для работы над освоением региональных диалектных особенностей являются устно-поэтические жанры - поговорки, пословицы. Для наиболее точного воспроизведения фонетических особенностей песенного образца, в процесс необходимо включать работу по прослушиванию аутентичных записей.
Наряду с диалектными особенностями региональная специфика песенных образцов прослеживается в музыкально-стилистических закономерностях, присущих певческим традициям
России. К локальным характеристикам относятся такие признаки, как: тембровые особенности голоса, всевозможные исполнительские приемы, жанровый состав. Варианты одной и той же песни, записанные от разных исполнителей, в разных населенных пунктах, могут дать общую картину о её структуре, форме и музыкально-поэтических особенностях, при этом, каждый новый вариант будет иметь художественную ценность. Работа по стилистическому анализу всех вариантов - это обогащение слухового опыта обучающихся, позволяющий использовать его в творческо-исполнительской практике. Для формирования полного представления о местной исполнительской традиции во всех ее проявлениях необходима работа по определению жанровой структуры изучаемого стиля. Реконструкция русской традиции невозможна без осознания особенностей существования народных феноменов в определенном этнографическом контексте. Возникновение всех форм музыкального фольклора происходило в связи с определенными ритуальными или бытовыми практиками; бытование фольклорных жанров всегда регламентировала традиция. Календарные и свадебные обряды, система праздников и молодёжных увеселений образует целый ряд жанров, находящихся в закрепленном традицией месте. На современном этапе состояние местных традиций неоднозначно, поэтому задача реконструкции музыкального фольклора русского народа стоит очень остро. Создание реконструкции праздничного действа, хороводной или плясовой песни, максимально приближенной к первоисточнику требует кропотливой вокально-хоровой работы, как со стороны преподавателя, так и полной отдачи со стороны обучающихся.
Исполнение песенных образцов в учебно-творческом коллективе не должно быть только копированием пения носителей традиции. Зачастую народные певцы преклонного возраста могут спеть только мелодическую линию основного напева без соответствующего жанру исполняемого произведения надлежащего тембра и динамики. В подобных случаях, при возможности, следует уделить внимание комментариям исполнителей, которые могут пояснить особенности исполнения песни, включающие в себя силу звука, тесситурные условия, возможные исполнительские приемы, специфику дыхания. Так, на основе слухового анализа музыкальных образцов различных жанров фольклора, сту-
Библиографический список
денты получают представление о характере звучания и манере пения уличных, ряда жанров календарных, вечёрочных песен, материнского фольклора.
Целесообразно в репертуар ансамбля включать обрядовый фольклор, так как работа над его освоением более всего приближает исполнителей к традиционному контексту. Современное исполнение обрядовой песни прозвучит с большой степенью достоверности при реконструкции непосредственно обрядовой ситуации. Наиболее яркими по образному и музыкально-поэтическому содержанию являются свадебные песни. В сценическом воплощении свадебный обряд может быть представлен во всем разнообразии песенных жанров, сопровождающих основные этапы обряда: сватовство, девичник, встреча свадебного поезда, свадебный пир и другие элементы. В процессе работы над сценическим воплощением, обучающиеся погружаются в атмосферу свадебного обряда, получают соответствующий эмоциональный подъем для исполнения обрядовых песен. С другой стороны, непосредственное участие в обрядовом действии позволяет студентам почувствовать себя носителями традиционной музыкальной культуры русского народа, а значит, и ее преемниками, способными передавать богатства традиционного наследия новым поколениям и обеспечить продолжение традиций в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимосвязь учебных дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Региональные фольклорные стили» и «Ансамблевое пение» направлена на подготовку высококвалифицированного специалиста в области народно-певческого исполнительства.
Эта взаимосвязь создает условия и возможность реализации индивидуальности каждого студента, его самообразования, повышения профессионализма. Особое внимание следует уделять формированию осознания студентом личной ответственности за результаты профессиональной деятельности. Причем, уровень сформированности определяет качество реализации деятельности в процессе решения профессиональных задач и обеспечивает успешный переход от системы вузовской подготовки в сферу профессиональной творческой деятельности как компетентного специалиста, подготовленного к воспроизведению основных элементы традиционной музыкальной культуры русского народа.
1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Москва: Педагогический поиск, 2000: 336.
2. Аркин Е.Я. Работа с фольклорным ансамблем. Омск: ОмГУ, 2000: 40.
References
1. Konarzhevskij Yu.A. Analiz uroka. Moskva: Pedagogicheskij poisk, 2000: 336.
2. Arkin E.Ya. Rabota s fol'klomym ansamblem. Omsk: OmGU, 2000: 40.
Статья поступила в редакцию 30.11.17
УДК 373
Solomina L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia), E-mail: iada.web@mail.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF TOLERANCE AMONG STUDENTS. The article presents research on a problem of effective formation of tolerance. The analysis of scientific research allows distinguishing several groups of conditions of tolerance formation of pupils: methodological (including axiom-logic), socio-cultural, psychological, and pedagogical. Many researchers believe it is necessary to know the levels of its manifestation in students, to learn about the causes of these phenomena. The article defines criteria and indicators of the manifestations of tolerance, which are reflected in its structure and includes three major components: intellectual-cognitive, emotional-motivational, and behavioral. The material presented leads to the conclusion that the pedagogical conditions and levels of formation of tolerant relations needs to ensure the success of the training and education of tolerance.
Key words: tolerance, pedagogical conditions, individual characteristics of students, personality development of student. Л.А. Соломина, канд. пед. наук, доц. Омской гуманитарной академии, г. Омск, E- mail: iada.web@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективного формирования толерантности. Анализ научных исследований позволил выделить несколько групп условий формирования толерантности у школьников: методологические (в том числе аксиологические), социокультурные, психологические, педагогические. Многие исследователи считают необходимым знать уровни ее проявления у учащихся, изучать, причины этих проявлений. В статье сформулированы критерии и показатели проявлений толерантности, отражающие её структуру, включающие три важнейших компонента: интел-